Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Екатеринбургский промышленно-технологический техникум им. В.М. Курочкина»
( ГАПОУ СО ЕПТТ им. В.М. Курочкина)
Методическая разработка проведения зачета
по теме «Наладка аппаратов напряжением до 1000 В».
(ПМ. 02. Проверка и наладка электрооборудования.
МДК 02.01. Организация и технология проверки электрооборудования.)
Автор: Куликова Ольга Владимировна,
преподаватель
Екатеринбург 2018
Методическая разработка проведения зачета по теме «Наладка аппаратов напряжением до 1000 В ».
Специальность: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Общее положение.
Тема «Техническое обслуживание и ремонт электрических машин и пускорегулирующей аппаратуры», является одной из основных тем 2-го курса «Наладка аппаратов напряжением до 1000 В», (ПМ 02. «Проверка и наладка электрооборудования», МДК 02.01. Организация и технология проверки электрооборудования), тема «Наладка аппаратов напряжением до 1000 В», являются основой силового оборудования и очень важно, как учащиеся усвоили этот материал и применяют его на практике. Поэтому материал этой темы вынесены на зачет, состоящий из двух этапов:
1 этап – теоретический
2 этап – практический
1 этап зачета проводится в виде соревнования между бригад, т.е. применяется технология «Обучение в малых группах» или «Обучение в сотрудничестве»
Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной деятельности учащихся. Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учащихся их интеллектуального развития, но и нравственного – помочь другу.
2 этап зачета проводится в электромонтажной мастерской. Все учащиеся должны собрать одну из 4х схем, предложенных мастером производственного обучения.
Таким образом, проводимое занятие предусматривает командную и индивидуальную работу учащихся и позволяет оценить работу учащихся, знания и умения, как всей бригады, так и каждого учащегося в отдельности.Тема урока: «Техническое обслуживание и ремонт электрических машин и пускорегулирующей аппаратуры»
Цель урока:
Определение уровня овладения знаниями, умениями.
Определить уровень овладения знаниями по теме, умение применять знания на практике.
Тип урока: Контрольно – проверочный урок
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Метод: Частично – поисковый.
Учебно – материальное оснащение урока:
Комплект номеров
Карточки
Комплект заданий
Проектор
Компьютер
Планшеты для сборки схем
Электромагнитные пускатели ПМЕ-211
Пакетный выключатель ПВ3-25
Пакетный переключатель ПП3-60
Кнопочные станции
Электродвигатель мощностью до 600 вт
Провод АПВ2
Комплект электромонтажного инструмента
Ожидаемый результат:
1.Знать конструкцию электрических машин, пускорегулирующих аппаратов, основные неисправности и их причины.
2.Уметь подключать электродвигатели через пусковую аппаратуру.
3.Уметь работать в коллективе.
Последовательность урока:
№ | Этап урока | Время |
1 | Введение в учебную деятельность | 15 мин |
2 | Формирование бригад | 10 мин |
3 | Конкурс бригадиров | 20 мин |
4 | Разминка | 20 мин |
5 | Теоретическое задание | 25 мин |
6 | Схемы | 20 мин |
7 | Конкурс « Знатоки» | 15 мин |
8 | «Техническое обслуживание» | 10 мин |
9 | Инструктаж | 20 мин |
10 | Практическая работа | 1 час 40 мин |
11 | Подведение итогов | 20 мин |
Развернутый план занятия
Планируемая деятельность преподавателя- мастер производственного обучения | Планируемые действия учащихся |
Организация коллективного внимания учащихся. Преподаватель- мастер п/о объясняет цель предстоящего занятия и вопросами: Как (индивидуально, коллективно) работают электромонтеры? Почему бригадами? Данная цель подводит их, что работа будет построена на работе в бригаде. Работу бригад организуется бригадир. Формирование бригад. Т.к. бригадиры должны: Организовать работу бригады Оценить возможность каждого члена бригады и правильно выбрать для них задания Проконтролировать работу каждого члена бригады и при необходимости помочь Между учащимися жеребьевка проводится после деления учащихся по бригадам. Формирование бригад проходит по принципу «случайности», что исключает недовольство между членами одной бригады. Учащимся предлагается взять фигурку из бумаги, на обратной стороне которой написана цифра (1,2,3,4,5) обозначающая номер бригады. Количество бригад зависит от числа учащихся на занятии; в вместе с бригадиром должно быть не более пяти человек. Аналогичные фигурки с номерами берут бригадиры и идут в свои бригады. Конкурс бригадиров Бригадиров приглашаются за первым заданием. Каждый бригадир берет конверт, в котором находится задание. На обдумывание ответа дается 10 минут. Бригадирам помогают члены бригады. Ответ оценивается по пятибалльной шкале. При оценке учитывается: Полнота ответа Убежденность Оригинальность Любовь к профессии Разминка Каждому члену всех бригад предлагается выбрать карточку с вопросом, на который необходимо сразу же дать ответ. Ответ оценивается по двойной шкале: за правильный ответ – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов. В итоге каждая из бригад зарабатывает от 0 до 5 баллов. Если в бригаде 6 человек, то участвуют только 5. Если в бригаде 4 человека, то бригадир берет 2 карточки Теоретическое задание Бригадиры выбирают конверт, в котором находится задание, состоящее из шести теоретических вопросов. Задача бригадира – распределить вопросы между членами бригады, каждому - один вопрос (в соответствии по мнения бригадира уровнем знаний члена бригады). При подготовке члены команды помогают друг другу, при ответе на вопрос помогать запрещено. На подготовку дается 15 мин. Через 15 мин преподаватель и мастер подходят поочередно к каждой бригаде и слушают ответы. Каждый ответ оценивается от 0 до 5 баллов. Работа со схемами Бригадиры берут новый конверт с новыми заданиями, при выполнении которого учащиеся должны проявить умения работать со схемами. Общая работа коллективная- ответы индивидуальные. Ответы оцениваются также баллами, от 0 до 5. Конкурс «Знатоки» Все команды работают одновременно. Преподаватель используя мультимедийный проектор выводит на экран изображение и ставит вопрос: Написать название деталей электромагнитного пускателя. Назначение данного приспособления. Указать тип ротора двигателя переменного тока. Указать название деталей (узлов) двигателя постоянного тока. Написать название условного обозначения схем. Идентифицировать представленные коммутационные аппараты. Изображение на экране остается 1-3 мин, в течение этого времени учащиеся должны ответить письменно на вопрос. Ответ по каждой позиции оценивается в 2 балла. Техническое обслуживание Преподаватель дает задание каждой бригаде: Объяснить в чем заключается техническое обслуживание: Ответы оцениваются от 0 до 10 баллов Преподаватель мастер п/о подводит предварительные итоги работы бригад, сообщая учащимся сколько баллов набрала каждая бригада Инструктаж на рабочем месте Учащиеся переходят в электромонтажную мастерскую для выполнения практической работы. Преподаватель-мастер производственного обучения проводит инструктаж по технике безопасности и охране труда. Практическая работа Практическая часть зачета проводится в электромонтажной мастерской. Все учащиеся должны собрать предложенную мастером производственного обучения схему. На монтаж схемы устанавливается контрольное время, например 1 час, по истечении которого работа прекращается. И мастер принимает выполненную работу, оценивая: Работа оценивается из расчета 50 баллов. Количество баллов может быть увеличено, если схема собрана за время, меньше контрольного. Подведение итогов По окончании работы преподаватель - мастер подсчитывают общее количество баллов команды в целом и каждого участника индивидуально. В зависимости от количества заработанных баллов распределяют места между бригадами и индивидуально между всеми участниками. Преподаватель анализирует работу бригад и всех участников игры. Отмечается: Активность Знание материала Умение применить знание Практические навыки Организованность и т.д. По результатам работы каждому учащемуся ставится оценка, являющаяся зачетной. | Ответы учащихся Учащиеся садятся за столы, с соответствующим номером Готовит ответ вся бригада, отвечает бригадир. Ответы каждого члена бригады Ответы учащихся Ответы учащихся Учащиеся смотрят изображение и дают письменные ответы. Учащиеся составляют план ответа, отвечает бригадир. Выполнение работы |
Приложение:
Конкурс бригадиров.
Кто может получить профессию электромонтера?
Чем профессия «электромонтер» отличается от других профессий?
Сформируйте определение: «Электромонтер – это…..»
Что должен знать и уметь электромонтер?
Командная разминка.
Состоит из небольших вопросов по зачетным темам, на которые учащиеся отвечают без подготовки.
Теоретическое задание.
Двигатель переменного тока останавливается при увеличении нагрузки. Почему?
Перечислите возможные причины вибрации двигателя под нагрузкой.
При разборе и установке щеток в машине постоянного тока необходимо выполнить несколько условий. Назовите их.
Какие можно назвать первые признаки неисправности электрооборудования? В каких случаях производят аварийную остановку электрических машин?
В чем сходство и различие аппаратов автоматического и неавтоматического управления?
Каковы причины обгара поверхности коллектора машины постоянного тока?
Схемы:
Составить схему реверсивного пуска асинхронного двигателя с помощью электромагнитного пускателя.
По схеме, приложенной к заданию, составить последовательность соединений при различных положениях рукоятки пакетного переключателя.
Составить схему питания генератора параллельного возбуждения.
Составить схему питания двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением.
Составить схему заземления электродвигателя.
Составить схему включения трехфазного двигателя в однофазную цепь.
Конкурс «Знатоки»
Написать название деталей

Автоматический воздушный выключатель А15-Т на 600 А переменного тока:
1 плита 2 механизм свободного расцепления,
3 болт заземления, 4 механический замедлитель расцепления,
5 электромеханический привод, 6, 10 максимальные и дополнительный расцепители,
7 резистор 8 предохранитель,
9 реле управления, 11 панель зажимов,
12, 14 отключающий и селективный валики, 13 главный вал
15 коммутатор, 16, 30 пружины.
17 дугогасительная камера, 18 огнестойкая перегородка,
19, 28, 29 нижняя, верхняя и 22 дугогасительные контакты,
24 фасонный винт, 25 стакан динамометра,
26 шкала динамометра с указателем, 27 штифт. Стрелками указано
направление усилий при определении
растворов и провалов контактов

1- плоская пружина 10- неподвижные контакты
2- контный. мостик 11- винты крепления
3- неподвижные контакты 12- головка
4- траверса 13- винты крепления неподвижных контактов
5- аморт. пружина 14- дугогасительная камера
6- якорь 15- винты крепления дугогасительной камеры
7- сердечник 16 винты крепления головки
8- катушка 17- контактный мостик
9- основание 18- возвратная пружина

Съемники для съема подшипников с вала электродвигателя.

А) коротко-замкнутый
Б) фазный

1- коллектор 7- кожух
2- щеточный аппарат 8- вентилятор
3- сердечник якоря 9- обмотка якоря
4- полюс 10- вал
5- обмотка возбуждения 11- лапы
6- корпус 12- п. щит

ПВ-2-16 - пакетный выключатель 2-х полюсной, ток 16 ампер
ПП-3-100 - пакетный переключатель 3-х полюсной, ток 100 ампер
БПВ-34 - блок предохранителей, выключатель 3-х полюсной, ток 400 ампер
РБ-32 - рубильник с бок. рукояткой 3-х полюсной, ток 250 ампер
ПМЛ-114 - пускатель серии МЛ, открытый, нереверсивный, с тепловым реле
ПА-621 - пускатель серии А, габ. 6, закрытый, нереверсивный без ТР
ПМЕ-211 - пускатель серии МЕ, габ. 2, открытый, нереверсивный без ТР

1- выключатель: 2- штепсельная розетка 3-штеп-ная розетка защищенная
Полюсной 2-х полюсная 2-х полюсная сдвоенная
полюс сдвоенный 2-х полюсная сдвоенная 3-х полюсная с защ-ым кон-ом
полюс строенный 3-х полюсная с защ-ым кон-ом

7- счетчик электрический, амперметр, вольтметр.
8- постоянный ток, переменный ток.
9- выключатели: путевой-однополюсный, кнопочный-нажимной замыкающий, с размыкающим контактом.

11-статор, ротор, машина асинхронная трехфазная
12- машина постоянного тока послед. возбуждения, машина постоянного тока независ. возбуждения, машина постоянного тока
13- ротор, машина электрическая, генератор 3-х фазный
14- машина синхронная трехфазная(обмотка треугольник), машина постоянная с параллельным возбуждением, машина постоянная со смешанным возбуждением.








