Наумов Алексей Михайлович
[email protected]
Качество образования как основа реализации ФГОС нового поколения
Для того чтобы максимально реализовать цели и задачи, которые определены ФГОС основного общего образования, необходимо существенно повышать качество образования школьников, в том числе и технологического.
Но для решения данной проблемы вначале необходимо
провести анализ психолого-педагогической, специальной литературы, разобраться в сущности понятия «качество образования», определить его суть и найти оптимальное определение данной категории применительно к образовательной деятельности.
В обыденной жизни под качеством образования понимается процент учащихся, закончивших период обучения без троек, то есть на «4» и «5».
Существует не один, а два подхода к толкованию понятия «качество».
Философский подход, философское понимание качества – это существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого или одно лицо от другого. В философии категория не носит оценочного характера, а поэтому бессмысленно ставить вопрос об изменении качества, его оценке, различии плохого и хорошего качества, низкого и высокого.
Производственный подход, где ключевым является понятие «качество образования».
«Качество образования» – это качество образовательных программ.
«Качество образования» - это доступность услуг, реальная возможность пользоваться ими.
«Качество образования» - это качество образовательного взаимодействия педагогов и школьников, качество общений и отношений, наличие благоприятной среды.
«Качество образования» - разнообразие ассортимента программ обучения.
По характеристике конечного продукта (по результату) «качество образования» - качество образовательного процесса, выраженное в его результатах [10, с.17-18]
«Качество образования в школе» - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. [8]
«Качество школьного образования» - совокупность свойств, которое обусловливает его способность выполнять обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. [6]
Качество образования – определённый уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально- ценностных отношений) физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения. [2]
Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. [1]
Понятие «образование» не идентично понятию « обучение».
Образование включает в себя обучение, воспитание, развитие и не только.
«Качество образование выпускников» - уровень знаний и умений умственного, физического и нравственного развития, которого достигнут выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.[9]
Результат – обязательный компонент, без которого невозможно определить качество. Чтобы результаты оценивали качество, их нужно с чем-то сравнить. Простейший способ – это сравнение со стандартами. Никакие результаты нельзя признать хорошими, какими бы значительными они ни были, если ребёнок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка. Чтобы результаты превратились в оценку личностных достижений или неудач ребёнка и введено понятие «качество образование личности»[10,с.19]. Из всех определений понятий качества образования считаю оптимальным высказывание академика Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника:
«Качество образования – соотношение цели и результата образовательной деятельности»
Литература
1. Кальней В.А., Шишова С.Е. «Мониторинг качества образования в школе» - М.: 1998 – с.78
2. Концепция управления качеством образования. – Пермь, 1997. –с.14
3. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения // Завуч.- 2005. -№1 – с. 85-96.
4. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» / авт.-сост. О.В. Атаулова; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.
5.Методические рекомендации. Психолого-педагогические ресурсы современного урока / под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 88с.
6.Панасюк.В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: автореф.докт. дис. – Спб., 1998. – с.17
7. Педагогика: педагогические теории, системы,технологии/ под. ред. С.А. Смирнова. – М.: АсадемА, 2008.
8. Словарь-справочник «Внутришкольное управление» под ред. А.М. Моисеева – М., 1998.
9. Полонский.В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании – М.:1995 – с.20
10. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (вопросах и ответах ) – М.: Педагогическое общество России, 2002.
11. Управление качеством образования. / под. ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России,2000.
12. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации / Автор-сост. О.В. Атаулова; под ред. В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО, 20006.
13. Управление результативностью образовательного процесса: методические рекомендации. В2 ч. Ч.2/ под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 68с.
Заявка на участие в конференции
Наумов Алексей Михайлович
Муниципальное образовательное учреждение Ишеевский общеобразовательный многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе
Учитель технологии
Учёная степень, звание ______________________________________________________________________
Название статьи «Качество образования как основа реализации ФГОС нового поколения» ___________________________________________________________________________
Тематический раздел программы ______________________________________________________________
Соавтор - Наумова Марина Владимировна Муниципальное образовательное учреждение Ишеевский общеобразовательный многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе
Учитель начальных классов
Почтовый адрес первого автора с индексом (для корреспонденции) ______________________________
Контактный телефон с указанием кода города __________________________________________________
е-mail1 [email protected]_______________________________________________________________________
Номер (не копию!) квитанции об оплате публикации с указанием даты___________________________
Оплата публикации : 130*4=520 рублей
Приобретение дополнительных экземпляров (да/нет) (300 рублей умножить на количество экземпляров)__
1Внимание: E-mail автора не будет указан в материалах сборника.