СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Пути повышения качества технологического образования школьников в условиях реализации ФГОС ООО"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации ФГОС ООО важное значение имеет повышение качества образования, в том числе и технологического.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Пути повышения качества технологического образования школьников в условиях реализации ФГОС ООО"»

Наумов Алексей Михайлович


[email protected]


Качество образования как основа реализации ФГОС нового поколения


Для того чтобы максимально реализовать цели и задачи, которые определены ФГОС основного общего образования, необходимо существенно повышать качество образования школьников, в том числе и технологического.

Но для решения данной проблемы вначале необходимо

провести анализ психолого-педагогической, специальной литературы, разобраться в сущности понятия «качество образования», определить его суть и найти оптимальное определение данной категории применительно к образовательной деятельности.

В обыденной жизни под качеством образования понимается процент учащихся, закончивших период обучения без троек, то есть на «4» и «5».

Существует не один, а два подхода к толкованию понятия «качество».

Философский подход, философское понимание качества – это существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого или одно лицо от другого. В философии категория не носит оценочного характера, а поэтому бессмысленно ставить вопрос об изменении качества, его оценке, различии плохого и хорошего качества, низкого и высокого.

Производственный подход, где ключевым является понятие «качество образования».

«Качество образования» – это качество образовательных программ.

«Качество образования» - это доступность услуг, реальная возможность пользоваться ими.

«Качество образования» - это качество образовательного взаимодействия педагогов и школьников, качество общений и отношений, наличие благоприятной среды.

«Качество образования» - разнообразие ассортимента программ обучения.

По характеристике конечного продукта (по результату) «качество образования» - качество образовательного процесса, выраженное в его результатах [10, с.17-18]

«Качество образования в школе» - совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование. [8]

«Качество школьного образования» - совокупность свойств, которое обусловливает его способность выполнять обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах её обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств. [6]

Качество образования – определённый уровень освоения содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально- ценностных отношений) физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения. [2]

Качество образования – социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. [1]

Понятие «образование» не идентично понятию « обучение».

Образование включает в себя обучение, воспитание, развитие и не только.

«Качество образование выпускников» - уровень знаний и умений умственного, физического и нравственного развития, которого достигнут выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.[9]

Результат – обязательный компонент, без которого невозможно определить качество. Чтобы результаты оценивали качество, их нужно с чем-то сравнить. Простейший способ – это сравнение со стандартами. Никакие результаты нельзя признать хорошими, какими бы значительными они ни были, если ребёнок может достичь гораздо более высоких, и никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ребёнка. Чтобы результаты превратились в оценку личностных достижений или неудач ребёнка и введено понятие «качество образование личности»[10,с.19]. Из всех определений понятий качества образования считаю оптимальным высказывание академика Российской Академии образования, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника:

«Качество образования – соотношение цели и результата образовательной деятельности»

Литература


1. Кальней В.А., Шишова С.Е. «Мониторинг качества образования в школе» - М.: 1998 – с.78

2. Концепция управления качеством образования. – Пермь, 1997. –с.14

3. Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно-ориентированного обучения // Завуч.- 2005. -№1 – с. 85-96.

4. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» / авт.-сост. О.В. Атаулова; под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2004.

5.Методические рекомендации. Психолого-педагогические ресурсы современного урока / под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 88с.

6.Панасюк.В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: автореф.докт. дис. – Спб., 1998. – с.17

7. Педагогика: педагогические теории, системы,технологии/ под. ред. С.А. Смирнова. – М.: АсадемА, 2008.

8. Словарь-справочник «Внутришкольное управление» под ред. А.М. Моисеева – М., 1998.

9. Полонский.В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании – М.:1995 – с.20

10. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления (вопросах и ответах ) – М.: Педагогическое общество России, 2002.

11. Управление качеством образования. / под. ред. М.М. Поташника – М.: Педагогическое общество России,2000.

12. Управление качеством технологического образования: методические рекомендации / Автор-сост. О.В. Атаулова; под ред. В.В. Зарубиной.- Ульяновск: УИПКПРО, 20006.

13. Управление результативностью образовательного процесса: методические рекомендации. В2 ч. Ч.2/ под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В. Зарубиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008. – 68с.




Заявка на участие в конференции


Наумов Алексей Михайлович

Муниципальное образовательное учреждение Ишеевский общеобразовательный многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе

Учитель технологии

Учёная степень, звание ______________________________________________________________________

Название статьи «Качество образования как основа реализации ФГОС нового поколения» ___________________________________________________________________________

Тематический раздел программы ______________________________________________________________

Соавтор - Наумова Марина Владимировна Муниципальное образовательное учреждение Ишеевский общеобразовательный многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе

Учитель начальных классов

Почтовый адрес первого автора с индексом (для корреспонденции) ______________________________

Контактный телефон с указанием кода города __________________________________________________

е-mail1 [email protected]_______________________________________________________________________

Номер (не копию!) квитанции об оплате публикации с указанием даты___________________________

Оплата публикации : 130*4=520 рублей

Приобретение дополнительных экземпляров (да/нет) (300 рублей умножить на количество экземпляров)__



1Внимание: E-mail автора не будет указан в материалах сборника.