ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена для учащихся 9 класса с ОВЗ. Адаптированная рабочая программа курса «Геометрия» для учащихся 9-го класса разработана на основе:
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
- примерной основной образовательной программы по математике для основной школы (5-9 классы);
-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);
- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.
- Программы по курсу геометрия 7-9 классы созданной на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной Л.С. Атанасян, Э.Г. Поздняк
В соответствии с учебным планом школы на адаптированное изучение геометрии в 9 классе отводится 1 час в неделю в объеме 34 часов.
Цели:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
- приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
- освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;
- приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;
- развитие пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.
В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний. Таким образом, решаются следующие задачи:
• учить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
• познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
• развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
• расширить знания учащихся о многоугольниках;
• рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
• познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом;
• выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач;
• учить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения;
• использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач;
• дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
Важными коррекционными задачами курса являются:
-развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
-нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
-формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
-развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
-развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по геометрии вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся
Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по геометрии в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: часть материала, изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. Подбирая задачи, следует помнить, что дети с ЗПР затрудняются в использовании нескольких видов работ одновременно, и, если решении требует, например, использование дополнительных построений, их преобразование, то задача не должна включать сложных геометрических построений и расчетов.
При составлении контрольных работ предусмотрены варианты разной степени сложности (соответствующего уровню общеобразовательной школы и пониженного уровня сложности, но с увеличенным количеством заданий) и соответственно, различно оцениваемые. Учащимся предоставляется право выбора варианта. Задания для итогового контроля выбираются в соответствии с образцами заданий для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников, причем объем заданий невысокой сложности преобладает.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИЯ
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации;
дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
В направлении личностного развития:
-Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их поверки
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Повторение
Цель: повторение курса 8 класса.
Знать и понимать: понятия: медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат.
Уметь: выполнять задачи из разделов курса VIII класса, используя теорию: теорема Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника.
2. Векторы
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
3. Метод координат
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
5. Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
6. Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
7. Итоговое повторение
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). Умение работать с различными источниками информации.
Тематическое планирование
Номер урока | Тема урока | Кол-во часов |
| ПОВТОРЕНИЕ | 1 час |
| Решение задач | 1 |
| Вектора | 4 часа |
| Понятие вектора. | 1 |
| Сложение и вычитание векторов | 1 |
| Умножение вектора на число | 1 |
| Контрольная работа №1 по теме "Векторы". | 1 |
| Метод координат | 5 часов |
| Координаты вектора. | 1 |
| Простейшие задачи в координатах. | 2 |
| Простейшие задачи в координатах. | |
| Уравнение окружности и прямой | 1 |
| Контрольная работа № 2 по теме " Метод координат". | 1 |
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 7 часов |
| Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. | 2 |
| Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. | |
| Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 1 |
| Скалярное произведение векторов. | 3 |
| Скалярное произведение векторов. | |
| Скалярное произведение векторов. | |
| Контрольная работа № 3 по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов". | 1 |
| Длина окружности и площадь круга | 6 часов |
| Правильные многоугольники. | 3 |
| Правильные многоугольники. | |
| Правильные многоугольники. | |
| Длина окружности и площадь круга. | 2 |
| Длина окружности и площадь круга. | |
| Контрольная работа № 4 по теме "Длина окружности и площадь круга". | 1 |
| Движения | 3 часа |
| Понятие движения. | 1 |
| Параллельный перенос и поворот. | 1 |
| Подготовка к ОГЭ | 1 |
| Начальные сведения из стереометрии | 4 |
| Многогранники | 2 |
| Многогранники | |
| Тела и поверхности вращения | 2 |
| Тела и поверхности вращения | |
| Обобщающее повторение | 4 |
| Решение задач | 2 |
| Решение задач | |
| Тест ОГЭ | 2 |
| Тест ОГЭ | |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел. Тема урока | Количество часов | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | Примечание |
Повторение (1 часа) |
1 | Решение задач | 1 | | | |
Вектора (4часов) |
2 | Понятие вектора. | 1 | | | |
3 | Сложение и вычитание векторов | 1 | | | |
4 | Умножение вектора на число | 1 | | | |
5 | Контрольная работа №1 по теме "Векторы". | 1 | | | |
Метод координат (5 ч.) |
6 | Координаты вектора. | 1 | | | |
7-8 | Простейшие задачи в координатах. | 2 | | | |
9 | Уравнение окружности и прямой | 1 | | | |
10 | Контрольная работа № 2 по теме " Метод координат". | 1 | | | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (7 ч) |
11-12 | Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. | 2 | | | |
13 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 1 | | | |
14-16 | Скалярное произведение векторов. | 3 | | | |
17 | Контрольная работа № 3 по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов". | 1 | | | |
Длина окружности и площадь круга (6 ч.) |
18-20 | Правильные многоугольники. | 3 | | | |
21-22 | Длина окружности и площадь круга. | 2 | | | |
23 | Контрольная работа № 4 по теме "Длина окружности и площадь круга". | 1 | | | |
Движения (3 ч.) |
24 | Понятие движения. | 1 | | | |
25 | Параллельный перенос и поворот. | 1 | | | |
26 | Подготовка к ОГЭ | 1 | | | |
Начальные сведения из стереометрии (4 ч) |
27-28 | Многогранники | 2 | | | |
29-30 | Тела и поверхности вращения | 2 | | | |
Обобщающее повторение (4 ч.) |
31-32 | Решение задач | 2 | | | |
33-34 | Тест ОГЭ | 2 | | | |
Всего часов | 34 | |