СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Рабочая программа по предмету геометрия для детей с ОВЗ - 9 класс"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ и требующие к себе индивидуального подхода в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Рабочая программа по предмету геометрия для детей с ОВЗ - 9 класс"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена для учащихся 9 класса с ОВЗАдаптированная рабочая программа курса «Геометрия» для учащихся 9-го класса разработана на основе:

- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

- примерной основной образовательной программы по математике для основной школы (5-9 классы);

-санитарно- эпидемеологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189);

- утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.

- Программы по курсу геометрия 7-9 классы созданной на основе единой концепции преподавания математики в средней школе, разработанной Л.С. Атанасян, Э.Г. Поздняк

В соответствии с учебным планом школы на адаптированное изучение геометрии в 9 классе отводится 1 час в неделю в объеме 34 часов.

Цели:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

- приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

- освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;

- приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

- развитие пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

В ходе изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний. Таким образом, решаются следующие задачи:

• учить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;

• познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;

• развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;

• расширить знания учащихся о многоугольниках;

• рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;

• познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом;

• выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач;

• учить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения;

• использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач;

• дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.

Важными коррекционными задачами курса являются:

-развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

-нормализация взаимосвязи деятельности с речью;

-формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);

-развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;

-развитие общеучебных умений и навыков.

Усвоение учебного материала по геометрии вызывает большие затруднения у учащихся с ЗПР в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся

Для эффективного усвоения учащимися с ЗПР учебного материала по геометрии в программу общеобразовательной школы внесены следующие изменения: часть материала, изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения. Подбирая задачи, следует помнить, что дети с ЗПР затрудняются в использовании нескольких видов работ одновременно, и, если решении требует, например, использование дополнительных построений, их преобразование, то задача не должна включать сложных геометрических построений и расчетов.

При составлении контрольных работ предусмотрены варианты разной степени сложности (соответствующего уровню общеобразовательной школы и пониженного уровня сложности, но с увеличенным количеством заданий) и соответственно, различно оцениваемые. Учащимся предоставляется право выбора варианта. Задания для итогового контроля выбираются в соответствии с образцами заданий для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников, причем объем заданий невысокой сложности преобладает.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ГЕОМЕТРИЯ

Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации;

  • дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

В направлении личностного развития:

-Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов; 2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; 4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их поверки

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; 7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; 8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;

• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• описания реальных ситуаций на языке геометрии;

• расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

• решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

• решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

• построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Повторение

Цель: повторение курса 8 класса.

Знать и понимать: понятия: медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат.

Уметь: выполнять задачи из разделов курса VIII класса, используя теорию: теорема Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника.

2. Векторы

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

3. Метод координат

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простей­шие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

4. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косину­сов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

5. Длина окружности и площадь круга

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

6. Движения

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. На­ложения и движения.

7. Итоговое повторение

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). Умение работать с различными источниками информации.















Тематическое планирование


Номер урока

Тема урока


Кол-во часов


ПОВТОРЕНИЕ

1 час

Решение задач

1


Вектора

4 часа

Понятие вектора.

1

Сложение и вычитание векторов

1

Умножение вектора на число

1

Контрольная работа №1 по теме "Векторы".

1


Метод координат

5 часов

Координаты вектора.

1

Простейшие задачи в координатах.

2

Простейшие задачи в координатах.


Уравнение окружности и прямой

1

Контрольная работа № 2 по теме " Метод координат".

1


Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

7 часов

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла.

2

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла.


Соотношение между сторонами и углами треугольника.

1

Скалярное произведение векторов.

3

Скалярное произведение векторов.


Скалярное произведение векторов.


Контрольная работа № 3 по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов".

1


Длина окружности и площадь круга

6 часов

Правильные многоугольники.

3

Правильные многоугольники.


Правильные многоугольники.


Длина окружности и площадь круга.

2

Длина окружности и площадь круга.


Контрольная работа № 4 по теме "Длина окружности и площадь круга".

1


Движения

3 часа

Понятие движения.

1

Параллельный перенос и поворот.

1

Подготовка к ОГЭ

1


Начальные сведения из стереометрии

4

Многогранники

2

Многогранники


Тела и поверхности вращения

2

Тела и поверхности вращения



Обобщающее повторение

4

Решение задач

2

Решение задач


Тест ОГЭ

2

Тест ОГЭ


Календарно-тематическое планирование

урока

Раздел.

Тема урока

Количество

часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Примечание

Повторение (1 часа)

1

Решение задач

1




Вектора (4часов)

2

Понятие вектора.

1




3

Сложение и вычитание векторов

1




4

Умножение вектора на число

1




5

Контрольная работа №1 по теме "Векторы".

1




Метод координат (5 ч.)

6

Координаты вектора.

1




7-8

Простейшие задачи в координатах.

2




9

Уравнение окружности и прямой

1




10

Контрольная работа № 2 по теме " Метод координат".

1




Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (7 ч)

11-12

Синус, косинус, тангенс, котангенс угла.

2




13

Соотношение между сторонами и углами треугольника.

1




14-16

Скалярное произведение векторов.

3




17

Контрольная работа № 3 по теме "Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов".

1




Длина окружности и площадь круга (6 ч.)

18-20

Правильные многоугольники.

3




21-22

Длина окружности и площадь круга.

2




23

Контрольная работа № 4 по теме "Длина окружности и площадь круга".

1




Движения (3 ч.)

24

Понятие движения.

1




25

Параллельный перенос и поворот.

1




26

Подготовка к ОГЭ

1




Начальные сведения из стереометрии (4 ч)

27-28

Многогранники

2




29-30

Тела и поверхности вращения

2




Обобщающее повторение (4 ч.)

31-32

Решение задач

2




33-34

Тест ОГЭ

2




Всего часов

34