«Работа над дикцией в хоре младших классов»
Разработка поурочного плана-конспекта занятия
Савчак Ирина Викторовна
учитель музыки МБОУ «Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым»
Тема занятия: работа над дикцией в хоре младших классов.
Цель занятия: формирование дикционных навыков у хористов в процессе вокально-хоровой работы.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному произношению скороговорок.
Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
Ознакомление с понятиями: дикция, артикуляция.
Развивающие:
Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Воспитание осознанного подхода к обучению.
Методы обучения:
Практический (пение упражнений, распевок, работа над вокальными произведениями);
наглядный;
словесный (рассказ, объяснение, диалог);
иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного теоретического материала обучающимися).
Методические приемы:
творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;
вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
побуждение к самоконтролю;
проговаривание текста песни «нараспев»;
юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Оборудование и материалы:
План проведения занятия:
Организационный момент.
Вокально-хоровые упражнения.
Работа над вокальным произведением Г. Азаматовой-Бас «Хорошее настроение».
Работа над вокальным произведением «Петушок» из сборника «Работа с хором» Г.А. Струве.
Подведение итогов занятия кружка.
Ход занятия:
Организационный момент
Педагог: Здравствуйте! Тема нашего занятия – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня, мы с вами будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.
Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит что-то горячее или маленькая слива.
Вокально-хоровые упражнения.
Распевание
Дыхательные упражнения.
Упражнение на тренировку брюшного пресса (диафрагмальное дыхание): активные движения передней стенки живота («выпячивание» – при вдохе, «втягивание» – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Выполнение комплекса дыхательных упражнений для детей гимнастики Стрельниковой:
«Ладошки» - опустите руки, чтобы они свободно лежали вдоль туловища, затем согните их так, чтобы локти «смотрели» вниз, а кисти рук были обращены на себя. В таком положение необходимо делать короткие шумные вдохи, на каждом сжимая кулачки. Одна серия включает 8 вдохов, за ней следует пауза 3-5 секунд и повторение серии вдохов;
«Насос» - делаем легкие поклоны, одновременно выполняя шумные и короткие вдохи. При каждом поклоне спина должна округляться, а голова опускаться. Как будто, мы качаем насосом шины для велосипеда.
Цель выполнения упражнений – развитие навыка продолжительного певческого дыхания, оздоровление и укрепление детского организма.
Артикуляционные упражнения.
Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).
Скороговорки:
- «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухие согласные;
- «У Сени и Сани в сенях сом с усами» — отработка шипящих и глухих звуков: «п», т», «ш», «с»;
- «Хищник в роще рыщет, хищник пищу ищет» - постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»;
- «Лилии полили ли, иль увяли лилии?» - работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р».
Когда начинаем работать со скороговорками, не произносим их быстро. Чтобы улучшить речь, необходимо наращивать темп постепенно.
Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.
Цель - активизировать артикуляционный аппарат.
Вокальные упражнения
- Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга: пропевание на одной ноте последовательности «ма-мэ-ми-мо-му». Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры.
- Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.
- Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.
- Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам тонического трезвучия на слоги
«ля-лё-лю», вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».
- Упражнение на мелкую артикуляционную технику:
- Пропевание попевки-скороговорки с употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо mp и pp:
«Барашеньки крутороженьки,
По горам ходят, по лесам бродят»
Активизация артикуляционного аппарата, а так же работа над унисоном и цепным дыханием.
1.4 Работа по установочному алгоритму постановки голоса.
Пропевание гласного звука «у» на тонике по схеме.
Работа над произведением Г. Азаматовой-Бас «Хорошее настроение»
Педагог: Давайте вспомним песню «Хорошее настроение», с которой мы познакомились на предыдущем занятии.
беседа о настроении песни (веселая, озорная, радостная).
прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволит прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.
Выдающийся русский театральный режиссер и актер К.С. Станиславский говорил: «Пойте мысль!».
прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:
«Мне се-год-ня так о-чень хо-ро-шо!
Все уз-нать хо-тят, что про-и-зо-шло. т.д
Особенности произношения слов: «удивляются» — «у-див-ля-ют-ся», «расцветает» - «рас-цве-та-ет»
Цель – отработать правильное произношение текста.
исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.
Работа над произведением «Петушок», муз. Г.А. Струве
беседа о характере произведения;
активное произношение слогов в начале каждой строчки, обратить внимание на согласную «р», а также на слова «встрепенулся», «загрохочет»;
прочитать полностью текст вокального произведения с активной четкой артикуляцией, выделяя опорные слова;
работа над интонированием в каждой партии.
Подведение итогов занятия.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведений. Познакомились с новыми понятиями.
Формулировка домашнего задания:
Педагог: К следующему уроку, уважаемые хористы в песнях:
«Хорошее настроение» - проработать литературный текст 2 и 3 куплета.
«Петушок» - текст выучить наизусть.
Ребята, спасибо за работу! До свидания!