СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Работа над дикцией в хоре младших классов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Работа над дикцией в хоре младших классов"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Работа над дикцией в хоре младших классов"»

«Работа над дикцией в хоре младших классов»

Разработка поурочного плана-конспекта занятия

Савчак Ирина Викторовна

учитель музыки МБОУ «Сусанинская школа Первомайского района Республики Крым»


Тема занятия: работа над дикцией в хоре младших классов.

Цель занятия: формирование дикционных навыков у хористов в процессе вокально-хоровой работы.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучение правильному произношению скороговорок.

  • Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.

  • Ознакомление с понятиями: дикция, артикуляция.

Развивающие:

  • Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

  • Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  • Формирование речевой культуры.

  • Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

  • Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

  • Практический (пение упражнений, распевок, работа над вокальными произведениями);

  • наглядный;

  • словесный (рассказ, объяснение, диалог);

  • иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ учителем и воспроизведение услышанного теоретического материала обучающимися).

Методические приемы:

  • творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

  • применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся;

  • вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;

  • побуждение к самоконтролю;

  • проговаривание текста песни «нараспев»;

  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Оборудование и материалы:

  • кабинет музыки (актовый зал);

  • фортепиано;

  • нотный материал.


План проведения занятия:


  1. Организационный момент.

  2. Вокально-хоровые упражнения.

  3. Работа над вокальным произведением Г. Азаматовой-Бас «Хорошее настроение».

  4. Работа над вокальным произведением «Петушок» из сборника «Работа с хором» Г.А. Струве.

  5. Подведение итогов занятия кружка.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте! Тема нашего занятия – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения». Сегодня, мы с вами будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа артикуляционного аппарата позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит что-то горячее или маленькая слива.


  1. Вокально-хоровые упражнения.

  1. Распевание

    1. Дыхательные упражнения.

  • Упражнение на тренировку брюшного пресса (диафрагмальное дыхание): активные движения передней стенки живота («выпячивание» – при вдохе, «втягивание» – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.

  • Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.

  • Выполнение комплекса дыхательных упражнений для детей гимнастики Стрельниковой:

  • «Ладошки» - опустите руки, чтобы они свободно лежали вдоль туловища, затем согните их так, чтобы локти «смотрели» вниз, а кисти рук были обращены на себя. В таком положение необходимо делать короткие шумные вдохи, на каждом сжимая кулачки. Одна серия включает 8 вдохов, за ней следует пауза 3-5 секунд и повторение серии вдохов;

  • «Насос» - делаем легкие поклоны, одновременно выполняя шумные и короткие вдохи. При каждом поклоне спина должна округляться, а голова опускаться. Как будто, мы качаем насосом шины для велосипеда.

  • Цель выполнения упражнений – развитие навыка продолжительного певческого дыхания, оздоровление и укрепление детского организма.

    1. Артикуляционные упражнения.

Артикуляционная гимнастика («язычок», работа мышц губ).

Скороговорки:

- «От топота копыт пыль по полю летит» — на глухие согласные;

- «У Сени и Сани в сенях сом с усами» — отработка шипящих и глухих звуков: «п», т», «ш», «с»;

- «Хищник в роще рыщет, хищник пищу ищет» - постановка свистящих и звонких: «ч», «ц», «щ»;

- «Лилии полили ли, иль увяли лилии?» - работа с сонорными звуками: «м», «н», «л», «р».

Когда начинаем работать со скороговорками, не произносим их быстро. Чтобы улучшить речь, необходимо наращивать темп постепенно.

Проговариваются по 3 раза на одном дыхании.

Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

    1. Вокальные упражнения

- Упражнение на формирование гласных ровно, вливая их друг в друга: пропевание на одной ноте последовательности «ма-мэ-ми-мо-му». Озвучивание с одинаковым объемом, звонкостью, интенсивностью дыхания, не сбрасывая с опоры.

- Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания.

- Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.


- Упражнение на работу кончика языка: вверх по звукам тонического трезвучия на слоги

«ля-лё-лю», вниз — поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю».

- Упражнение на мелкую артикуляционную технику:

- Пропевание попевки-скороговорки с употреблением различных словосочетаний с крещендо и диминуэндо mp и pp:

«Барашеньки крутороженьки,

По горам ходят, по лесам бродят»

Активизация артикуляционного аппарата, а так же работа над унисоном и цепным дыханием.

1.4 Работа по установочному алгоритму постановки голоса.

Пропевание гласного звука «у» на тонике по схеме.

  1. Работа над произведением Г. Азаматовой-Бас «Хорошее настроение»

Педагог: Давайте вспомним песню «Хорошее настроение», с которой мы познакомились на предыдущем занятии.

    1. беседа о настроении песни (веселая, озорная, радостная).

    2. прочитать текст, выделяя опорные слова (сначала в строчках, потом в куплете и в песне), что позволит прочувствовать смысл фразы, куплета, а после, при пении, использовать правильную интонацию, эмоционально окрасить текст, сделать соответствующую кульминацию.

Выдающийся русский театральный режиссер и актер К.С. Станиславский говорил: «Пойте мысль!».

    1. прочитать 1 куплет «нараспев» — протягивать гласные и коротко произносить согласные:

«Мне се-год-ня так о-чень хо-ро-шо!

Все уз-нать хо-тят, что про-и-зо-шло. т.д

Особенности произношения слов: «удивляются» — «у-див-ля-ют-ся», «расцветает» - «рас-цве-та-ет»

Цель – отработать правильное произношение текста.

    1. исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе (следить за выполнением предыдущего задания), а затем в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.


  1. Работа над произведением «Петушок», муз. Г.А. Струве

    1. беседа о характере произведения;

    2. активное произношение слогов в начале каждой строчки, обратить внимание на согласную «р», а также на слова «встрепенулся», «загрохочет»;

    3. прочитать полностью текст вокального произведения с активной четкой артикуляцией, выделяя опорные слова;

    4. работа над интонированием в каждой партии.


  1. Подведение итогов занятия.

  2. Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевках, над текстом произведений. Познакомились с новыми понятиями.

Формулировка домашнего задания:

Педагог: К следующему уроку, уважаемые хористы в песнях:

«Хорошее настроение» - проработать литературный текст 2 и 3 куплета.

«Петушок» - текст выучить наизусть.

Ребята, спасибо за работу! До свидания!