Как можно работать над ошибками на основе ИКТ.
Пыльникова Е.В. выступление на МО
Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры занимают все более прочные позиции практически во всех областях современной жизни. В современном обществе теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и способен к самореализации при помощи информационно-коммуникационных технологий. Использование различных образовательных средств информационно-компьютерных технологий в обучении позволяет организовать урок, которому свойственно следующее:
-
интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
-
неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
-
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
-
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
-
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
-
поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. По результатам исследования института «Евролингвист» (Голландия) большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30-50%.
Изучение учёными проблемы «Степень сохранения информации в памяти» имела такие результаты:
Устно изложенная информация через 3 часа сохраняется на 70%, через 3 дня только на 10%.
При визуальном восприятии в памяти сохраняется 72% информации, через 3 дня – 20%.
Информация, полученная посредством ИКТ, остаётся в памяти через 3 часа на 85%, а через 3 дня на 50%.
Таким образом, мы видим, что обучение с применением информационных технологий эффективнее традиционных методов обучения.
Считаю, что применять различные образовательные средства информационно-коммуникационных технологий можно на всех этапах: при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала, обобщения опыта работы в электронном виде.
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. в функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
2. в функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор;
средство подготовки выступлений;
вычислительная машина больших возможностей.
Компьютерная технология может осуществляться в трех вариантах:
I - как «проникающая» технология - применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач;
II – «основная» - определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;
III – «монотехнология» - когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.
В этом году мой кабинет пополнился интерактивной доской, компьютером, медиапроектором, ноутбуком. Поэтому работать на уроках стало намного интереснее. Пожалуй, нет такого учителя русского языка, который не задумался над проблемой как можно работать над ошибками. Казалось, что все уже отработано, испробованы разные методики, но ожидаемого результата приходится ждать. И тогда задаешься вопросом: почему опять допущена ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и правило знает, и что-то шепчет под нос во время диктанта, и комментирует правильно, а результат не радует. И снова возвращаемся к работе над ошибками. Наверняка с вами бывало такое: вы проверили тетради, раздали их ребятам, велели сделать дома работу над ошибками, а потом удивлялись тому, что только 2-3 человека выполнили ваше задание как следует. Почему? Да, ребята просто растерялись, им неясно, что делать в каждом конкретном случае? Написать слово 6 раз, разобрать по составу, поставить ударение? Что делать? Давать указания по каждой сделанной ошибке? Нереально. В исследованиях П.Я.Гальперина и С.Л. Кабыльницкой было показано, что интуитивным периодом для формирования внимания является 3 класс, поскольку дети уже владеют навыками учебной работы, ошибки по невниманию еще не приобрели обобщенного характера. Причиной подавляющего большинства ошибок является низкий уровень развития навыков самоконтроля у учащихся , а значит и низкий уровень развития регулятивных универсальных учебных действий. Часть детей допускают ошибки даже при выполнении хорошо знакомых учебных заданий. Некоторые дети не умеют исправлять ошибку ни самостоятельно ни по просьбе учителя, так как не способны свои действия и их результаты соотнести с заданной схемой действия и обнаружить их соответствие или несоответствие. Часть младших школьников некритически относятся к указаниям учителя исправлению ошибок, соглашаются с любым исправлением, в том числе и когда оно тут же меняется на противоположное. Есть ученики, которые свои действие и операции никак не контролируют, не замечают и не исправляют ошибок. Тогда приходит на помощь «Проработка ошибок и неточностей».
В своей практике я активно использую опыт по предупреждению ошибок. И схемы опоры, лишающие детей механического, заболевания, комментируемое управление, дающее возможность заметить и предупредить ошибку во время, контролировать уровень знаний; это и опережающее обучение, это и атмосфера сотрудничества на уроке, обучение без принуждения.
Проанализировав учебники В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого, я классифицировал все орфограммы. Следующим этапом работы было планирование методов, приемов и видов словарной работы с использование ИКТ:
-
Использование ИКТ на уроке русского языка при работа с малыми опорами-карточками.
-
Комментирование словарных слов с использованием словаря.
3. Работа над словарными словами по плану:
а) лексическое значение слова,
б) что означает слово (его истоки),
в) однокоренные (родственные)слова,
г) синонимы,
д) пословицы, поговорки,
е) стихи ( сенкан).
4. Аукцион.
5. Микрофон.
6. Метод "ассоциаций".
7. Работа в группах. "Поделись мыслью":
- Какая орфограмма встречает затруднение? Почему?
- Самая трудная орфограмма на мой взгляд.
- Простая орфограмма. Почему?
- Какую орфограмму я определяю быстрее всех?
- Любимая орфограмма.
- Нелюбимая орфограмма. Что сделать, чтобы она стала любимой?
8. Мозговая атака.
9. Списывание с мультимедийной доски, учебные диктовки: зрительные, предупредительные, объяснительные.
10. Исследовательская работа ( географические названия и другое).
11. Игра "Группа слов"( Класс делится на 2 группы, каждая получает слова содержащие одну орфограмму. Например, весна, береза, облака, зелень; птички, почки, листочки, веточки. Обе команды составляют рассказ. Каждая команда должна определить какая орфограмма встречалась в словах чаще.
12. Свободное письмо (5- 10 слов на заданную орфограмму).
13. Тестирование.
14. Конкурс "учитель-ученик".
Современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, высококачественные фотоизображения: 1) при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point ); 2) закрепление изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы) (электронные пособия: «1С:Репетитор», «Фраза»); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы) (электронные пособия: «1С:Репетитор», «Фраза», «Семейный наставник»); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы: «Репетитор», энциклопедии, словари).
Внедрение новых информационных технологий — это, действительно, веяние времени. В связи с тем, что на данный момент мотивация к учебе у детей ослабевает и им становится неинтересно общаться только с учебником и тетрадкой, в обучении обязательно должны присутствовать игровые моменты. С помощью компьютера можно рационально использовать учебное время, снять перегрузку учащихся начальных классов и высвободить время для их творческого развития. Приобщение младших школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.). Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. ИКТ не вытеснили из образовательной среды учебник. Учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник – единое целое. Применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся.
Основной целью применения ИКТ является:
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
-
повышает качество знаний
-
продвигает ребенка в общем развитии
-
помогает преодолеть трудности
-
вносит радость в жизнь ребенка
-
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
-
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.