СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Раны"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Раны"»

Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»












Методическая разработка

занятия по теме «Раны»












Михаил Анатольевич Минаев,

преподаватель-организатор ОБЖ

ДТК








Дзержинск 2013


Пояснительная записка


Тема раздела: «Раны».

Раздел состоит из двух занятий:

Занятие № I: Теоретическое.

«Классификация, характеристика ран», «Правила оказания первой помощи при ранениях»

Занятие № II: Практический.

«Первая помощь при ранениях»

  • Наложение повязок (чепец, спиральная повязка на кисть, повязка на грудную клетку при ранении лёгкого).

  • Способы остановки кровотечений (капиллярного, венозного, артериального).


Продолжительность занятия– 1час 30 минут.

Место проведения: учебный кабинет.


Предмет: «Основы безопасности жизнедеятельности».

Тема занятия разработана для студентов 1 курса.


Тип занятия: изучение нового материала и формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.


Цель занятий:

По окончанию изучения темы студенты должны знать отличительные признаки ран, на какие факторы необходимо обращать внимание при оказании первой помощи, владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях которые возможно получить в повседневной жизни.


Задачи занятий:

  • Дать представление о различных видах ран, которые возможно получить в повседневной жизни;

  • Ознакомить студентов с задачами первой помощи при ранениях;

  • Показать студентам, на какие факторы необходимо обращать внимание при оказании первой помощи;

  • Дать студентам общие правила оказания первой медицинской помощи при ранениях;

  • Ознакомить студентов с перевязочными материалами;

  • Ознакомить с правилами наложения повязок.




Методические приемы:

  • практический метод;

  • видео метод, демонстрация;

  • беседа; обсуждение материала;

  • применение метода семинара.


Знания, умения, навыки, которые приобретут студенты в ходе занятия:

  1. Студенты должны знать:

  • отличительные признаки ран и их характеристики, которые возможно получить в повседневной жизни;

  • знать виды перевязочных материалов;

  • задачи первой помощи;

  • какими травами можно пользоваться в чрезвычайных ситуациях для оказания первой помощи.

  1. Студенты должны уметь:

    • определять необходимый перевязочный материал для оказания первой помощи;

    • определять вид кровотечения по признакам, правильно останавливать кровотечение.

  2. Студенты должны владеть навыками:

  • оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях.


Оборудования занятия:

  1. Техническое обеспечение:

  • Видео ролик «Правила оказания первой помощи».

  • Персональный компьютер (ПК), с колонками;

  • Мультимедийный проектор; видео

  1. Программное обеспечение:

Microsoft Power Point.

  1. Оборудование для практической работы:

  • бинт шириной 5 – 7 сантиметров;

  • листы бумаги;

  • кровоостанавливающие жгуты.


Мотивация студентов:

  • в процессе обучения студент при помощи своей группы и преподавателя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;

  • яркая и образная подача нового теоретического и практического материалов позволяет заинтересовать студентов;

  • включение в ткань занятия видео ролика позволяет позитивно настроить студентов на работу.




Список литературы:


  1. Стилвелл А. «Техника выживания в экстремальных условиях».

Издательство Гранд. Москва, 2001 г.

  1. Садикова Н.Б. «1000+1 совет туристу: Школа выживания».

Издательство Мн.: Современный литератор, 2000 г.

  1. Хван Т.А., Хван П.А.. Евсеев А.В. «Безопасность жизнедеятельности».

ООО «Феникс», 2008 г.

  1. Павлова О.В. «Основы безопасность жизнедеятельности. Автономное существование в природных условиях. 9 класс: элективный курс».

Издательство «Учитель». Волгоград, 2007 г.

  1. Завьялов В.Н. «Медико-санитарная подготовка».

Издательство «Просвещения», 1988 г.



Адреса в интернете:


  • http://woundinfection.ru/page/513


  • http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B&stype=image&ed=1


  • http://kolohost.ru/?p=4083


  • http://www.al-hakk.com/?p=1208


  • http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%8B&p=331&img_url=avtoliteratura.ru%2Ffiles%2FOblozhki%2FResize%2520of%2520dov.jpg&rpt=simage


  • http://www.bigreferat.com/rus/bigreferat10821.html


  • http://dom-en.ru/pom5/



При изучении темы «Раны» студенты осваивают предметные и метапредметные умения.

      1. Метапредметные умения:


        • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную на занятие, обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

        • приобретение опыта самостоятельного поиска, отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

        • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения;

        • формирование умений  взаимодействия с окружающими в чрезвычайных ситуациях;


      1. Предметные умения:


В познавательной сфере

  • Знать правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, перевязочные средства, виды повязок.

  • Знать способы остановки кровотечений и правила наложения повязок.

В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций, связанных с получением ран;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать быстрые решения при оказании первой помощи.

В коммуникативной сфере:
• умение наблюдать, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В трудовой сфере:
• локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы, нарушением техники безопасности и травматизмом;
• умения оказывать первую медицинскую помощь (способы остановки кровотечений и правила наложения повязок).


Методическая информация.

Данная разработка повышает качество учебного процесса, т.к.:

  • ориентирована на новые результаты обучения в образовательном процессе (компетенции, общеучебные умения и т.д.);

  • изменён характер взаимодействия преподавателя и студента;

  • формируются новые видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, информации и др.);

  • ориентирована на поисковую деятельность, умение студентов работать с различными источниками информации и новыми информационными технологиями;

  • ориентирована на индивидуальную, групповую, дифференцированную работу студентов;

  • формируются межпредметные связи;

  • созданы здоровьесберегающие условия образовательной деятельности преподавателя и студентов;

  • деятельность студентов интенсифицирована.


Качество мультимедийного сопровождения:

  • оригинальность (отличительные особенности) мультимедийного сопровождения - в презентацию включён видео ролик;

  • создание собственного мультимедийного ресурса;

  • использующееся - Microsoft Power Pоint 2003, Windows Media Player;

  • используемые форматы - MP4, AVI, PPT;


Применение методов интерактивного обучения:

  • обеспечение всех форм работы студентов компьютерной поддержкой: индивидуальной, групповой, фронтальной;

  • организация среды активного вовлечения студентов в познавательный процесс средствами мультимедиа;

  • приобретение компетентности в сфере изучаемого предмета, соответствующей возрастному уровню студентов.



Самостоятельность при изучении курса ОБЖ имеет особую важность, ведь любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна. Решение алгоритма о возможном варианте действий в экстремальных ситуациях, скорее всего, придётся, человеку находить самостоятельно, когда рядом не будет друзей, преподавателя и тетради с конспектами.



Ход и содержание занятия:


Ход занятия


слайда

  1. Вступление. Настрой на работу.

Занятие № 1

Вступительное слово преподавателя. Здравствуйте. Сегодня мы начнём изучение новой темы. Но в начале занятия мы посмотрим видео ролик (3,5 мин). И попробуем ответить на вопрос, – на какие факторы надо обращать внимание при оказании первой помощи? (ответ студентов)

При получении ответа мы подводим студентов к названию ими самостоятельно новой темы урока «РАНЫ». Подчёркиваем, что с данной темой мы встречаемся в повседневной жизни, подкрепляя это утверждение примерами, приведенными студентами из своего опыта. Предлагаем студентам сформулировать проблемный вопрос по данной теме. (Что нужно знать, чтобы в жизненной ситуации адекватно реагировать на ранения?) Предлагаем разбить необходимые знания и навыки по степени значимости (сначала надо узнать, какими бывают раны, затем – как оказать первую помощь при ранении, наконец – попробовать оказать первую помощь при ранении на практике). Эту тему занятия мы будем изучать на двух занятиях:

  1. Характеристика ран, их особенности; Правила оказания первой помощи, перевязочные средства, виды повязок.

  2. Практическая работа. Способы остановки кровотечений, наложение повязок.


Итак, давайте приступим к изучению новой темы урока:

I. «Характеристика ран, их особенности».

Слово преподавателя: Вам необходимо заполнить схему, но прежде необходимо ответить на вопрос: Как вы считаете, какие раны бывают по глубине? (ответ студентов). Теперь давайте, сравним со слайдом.

Как делятся раны по способу нанесения? (ответ студентов). Для сравнения посмотрим на слайд.

Далее следует групповая работа:

Каждой группе предлагается определенный вид раны (рваная, колотая и т.п.). Группа вытягивает карточку с видом раны. Предлагается обсудить, ответить на вопросы: при воздействии чего могут возникать раны; дать характеристику, отличительные признаки ран, то есть в чём их отличительная черта, (ответ студентов – каждая группа подходит к доске и заполняет строку таблицы «своей» раны ).

Слово преподавателя: Давайте, сравним полученную таблицу со слайдами презентации и заполним план – карту.

Как вы думаете: Какие огнестрельные раны встречаются часто, значительно реже и крайне редко? Чем опасны огнестрельные раны? (ответ студентов), сравним со слайдом.

Слово преподавателя: Давайте закрепим полученные на первом занятие знания и решим тестовые задания:

  • Тест № 1 Необходимо сопоставить вид раны и кисти рук, обозначенные буквами латинского алфавита.

При ответе на тестовое задание необходимо заполнить план – карту с таблицей. Воспользуемся слайдом.


  • Тест № 2 «Раны»

При ответе на тестовое задание необходимо заполнить план – карту с таблицей из 14 вопросов. При ответе пользуемся методическим пособием (6). А также можно воспользоваться слайдом.


II. Задачи, правила оказания первой помощи, асептика и антисептика.

Слово преподавателя: Давайте попробуем сформулировать задачу первой помощи (ответ студентов). Теперь давайте сравним полученный ответ со слайдом и запишем в план – карту.

Как вы считаете, какие кровотечения называются наружными, а какие внутренними? (ответ студентов). Теперь ваши ответы сравним с презентацией и зафиксируем в план – карте. Давайте запишем, что такое АСЕПТИКА – это комплекс мероприятий, предназначенный для предупреждения попадания микробов в рану. А система мероприятий, направленных на уменьшение количества микробов или их уничтожение в ране называют – АНТИСЕПТИКА.

Как вы считаете, какими средствами можно воспользоваться для оказания первой помощи. Для этого вам необходимо решить тест № 3, ответ запишите в план – карту. Сравним ваше решение данного теста с основными материалами, которые применяются для закрытия раны от внешних факторов.

Как вы думаете, о чём необходимо помнить при наложении повязки на рану? (ответ студентов).

Слово преподавателя: Зачастую каждое ранение сопровождается кровотечением, так как происходит повреждение сосудов таких как (капилляры, вены, артерии).

На прошлом занятие было роздано домашнее задание, по вопросам нашего занятия, давайте посмотрим приготовленные мини презентации и постараемся ответить на несколько вопросов:

1. Признаки кровотечений?

2. Чем одно кровотечение отличается от другого?

3. Какую первую помощь можно применить?

Студенты просматривают подготовленные презентации и отвечают на поставленные вопросы. Затем предлагается студентам просмотреть и сравнить с презентацией преподавателя.

Слово преподавателя: Какими способами можно воспользоваться при остановке кровотечений? При получении (ответа студентов) предлагается обратить, внимание на слайд где показаны два основных способа остановки кровотечений таких как (пальцевое прижатие и наложение резинового жгута). Давайте попробуем сформулировать правила оказания первой помощи при ранениях. После обсуждения этого вопроса мы постепенно подходим к основным правилам и сопоставляем их с экраном проектора.

А теперь давайте познакомимся с основными повязками, которые применяются при ранениях:

  1. Лица;

  2. Грудной клетки;

  3. Конечностей


На какие факторы необходимо обращать внимание, чтобы срочно обращаться к врачу при ранениях?

После обсуждения мы можем получить приблизительный ответ, сравнить его со слайдом и записать в план – карту.

Слово преподавателя: Зачастую раны можно получить вдалеке от цивилизации или от медицинского пункта.


Например:

  • На природе, в походе,

  • На рыбалке

  • На даче в (весенний – осенний период).

Чем же можно воспользоваться при оказании первой доврачебной помощи? (ответ студентов). Какие цели может преследовать траволечение? (ответ студентов).

Давайте посмотрим мини презентацию про лекарственные травы, которую подготовили наши студенты, при выполнении домашнего задания. Я тоже нашёл некоторую информацию, на которую необходимо обратить внимание. Давайте посмотрим слайды.


Домашнее задание:

- Принести на следующий занятие бинт шириной 7 см.

- Повторить план – карту.



Занятие № 2. Практическая работа.

На занятие необходимо иметь: бинт шириной 5 – 7 сантиметров, медицинские косынки, деревянные палочки, листы бумаги, кровоостанавливающие жгуты.


Сегодня у нас практическая работа. В начале занятия для закрепления изученного материала необходимо решить тест № 4 - «Способы остановки кровотечений», полученные ответы необходимо вписать в план – карту.

На этом занятие мы должны научиться накладывать повязки (чепец, спиральная повязка на кисть, повязка на грудную клетку при ранении лёгкого), а также научиться правильно, оказывать первую помощь при артериальном и венозном кровотечении.

Слово преподавателя: Перед тем как начать практическую работу мы должны познакомиться с правилами наложения повязок. Для этого давайте обратимся к слайду презентации и проговорим эти правила. На какие факторы необходимо обращать внимание при оказании первой помощи? После обсуждения, студенты приходят к некоторым факторам, которые определяют этапы первой помощь, то есть, что делают в первую очередь, а что в последующую - (ответ студентов). Итак, когда мы определили с вами очерёдность оказания первой помощи, мы можем сравнить их и добавить, обратив внимание на слайд презентации.

Слово преподавателя: А теперь давайте разобьёмся на пары, следующая часть занятия будет практическая:

    1. Рассмотрим наложение повязок

(на голову и кисть).

Для наложения повязок можно воспользоваться:

  • Медицинским бинтом (стерильным и нестерильным).

  • Косынкой или банданой.

При изучении повязок преподаватель демонстрирует повязку, а студенты повторяют в парах под руководством преподавателя.

При ранениях зачастую происходит повреждение кровеносных сосудов, таких как капилляры, вены, артерии.

Если запоздать с оказанием первой помощи, то пострадавший может погибнуть от потери крови.

II. Способы остановки кровотечений:

Пример:

  • Излияние крови из сонной артерии сопровождается пятиминутным кровотечением;

  • Излияние крови из (тазобедренной) большеберцовой артерии сопровождается трёх минутным кровотечением.

При этом действия на оказании первой помощи должны быть стремительными, вначале сосуд пережимают пальцем, а затем накладывают жгут или закрутку. Давайте посмотрим, как правильно применяют пальцевое прижатие артерии, и обратимся к слайду презентации.

Закрутка состоит из двух косынок и небольшой палочки. При остановке кровотечений необходимо помнить, что кровоостанавливающие средства накладывают выше излияния крови, под средство накладывают материю или одежду, жгут растягивают и прикладывают на конечность, затем фиксируют. При правильном наложении на периферийном сосуде нет пульса. Конечность, перетянутую жгутом, следует тепло укутать. Затем под кровоостанавливающее средство закладывают записку с точным временем наложения. Необходимо запомнить, что кровоостанавливающее средство необходимо удерживать:

  • Зимой – 30 минут.

  • Летом – 60 минут.

По истечении этого времени, необходимо ослабить жгут на несколько минут, а затем передвинуть вверх или опустить вниз. Наложить заново и вложить новую записку с временем наложения. Давайте наложим жгут, закрутку на конечность (работу проведём в парах).

Для примера обратимся к слайду презентации.

Слово преподавателя: И так при изучении данной темы мы с вами рассмотрели, как полученные знания на уроке ОБЖ могут пригодиться вам в повседневной жизни.

До окончания занятия студентам выставляется оценка за практическую работу. Собираются план – карта для выставления оценок за решение тестов (№ 1,2,3,4).

В конце урока студентам выдаётся домашнее задание.

























(слайд 1)










(слайд 5)


(слайд 5)


(слайд 6)






( слайд 7,8,9,10,

11,12)




(слайд 13,14,15)






(слайд 16)





(слайд 17)



























(слайд 19)





(слайд 20)



(слайд 21)


(слайд 22)


(слайд 23)



(слайд 24)









(слайд 24, 25)




(слайд 26)





(слайд 27)



(слайд 28)

(слайд 29)

(слайд 30)





(слайд 31)










(слайд 32)




(слайд 33,34,35,

36)














(слайд 38)















(слайд 39)








(слайд 40)





(слайд 41)











(слайд 42)








(слайд 43)














































План-карта обучающегося


Часть № I. Классификация, характеристика ран.


Рана – это_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Виды ран по проникновению:

Раны

1.___________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________________


Классификация ран:

Виды ран

Возникают при воздействии

Характеристика раны

Отличительные признаки



1.








2.









3.














4.











Виды ран

Возникают при воздействии

Характеристика раны

Отличительные признаки



5.








6.









7.














8.










Тест № 1. Сопоставить вид раны и кисть руки.

1.


5.


2.


6.


3.


7.


4.


8.



Тест № 2. «Раны».

Виды ран

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Резаные















Колотые















Рубленые















Размозженные















Огнестрельные















При решении теста, необходимо в таблицу ответов поставить любой знак.

Например (+, *, $, @,^, и другие). Который будет символизировать ваш ответ.




Часть № 2. Задачи П.П.асептика и антисептика. Правила оказания первой помощи. Перевязочные средства. Виды повязок.


1. Задача П.П. ________________________________________________________________


2. Наружные_______________________________________________________


3. Внутреннее______________________________________________________


4. Асептика ________________________________________________________

_______________________________________________________


5. Антисептика___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ТЕСТ № 3 Какими средствами можно воспользоваться для оказания первой помощи.

(для ответа на тест необходимо выбрать цифры правильных ответов и отметить в таблице любым знаком)?











Для перевязки ран применяют следующие материалы:

1.__________________________; 2. ______________________________;

3. _________________________; 4. ______________________________.

6.

Виды кровотечений

Характеристика

1.


2.


3.



7. Каковы правила оказание первой помощи при ранениях:

  1. ___________________________________________________________

  2. ___________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________


8. Какие повязки накладывают при ранениях: носа, головы, подбородка? __________________________________________


9. Какие повязки накладывают при ранении грудной клетки?

____________________________________________________________

10. Какие повязки накладывают при ранении конечностей?

_____________________________________________________________

  1. Какие цели преследует траволечение ран?

    • ________________________________________________________

    • ________________________________________________________

    • ________________________________________________________




  1. Какие натуральные средства, нанося прямо на рану для предупреждения инфицирования?

    • ________________________________________________________

    • ________________________________________________________

    • ________________________________________________________

  2. Что можно применить для лечения ран в экстремальных природных условиях?

    • ___________________; __________________________;

    • ___________________; __________________________;

    • ___________________; __________________________;

    • ___________________; __________________________.

Часть № 3. Практическая.


Тест № 4. «Способы остановки кровотечений».

(из презентации слайд – 38, необходимо выбрать ответы и распределить по видам кровотечения).

Вид кровотечения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

1.

Капиллярное











2.

Венозное











3.

Артериальное




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!