Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чистенская школа-гимназия»
Симферопольского района Республики Крым
ул.Чапаева,54, с. Чистенькое, Симферопольский район, 297570
Методическая разработка:
«Размножение и развитие млекопитающих»
Подготовила:
Чижова Елизавета Ильинична,
учитель биологии
Тема урока: Размножение и развитие млекопитающих. Задачи урока:
Образовательные: изучить особенности развития и размножения млекопитающих, их происхождение и многообразие.
Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Планируемые результаты:
Предметные: знают – особенности размножения и развития млекопитающих. умеют – отличать размножения и развития млекопитающих других представителей Типа Хордовых.
Метапредметные: регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы. познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование, презентация «Размножение и поведение млекопитающих»
ХОД УРОКА:
I.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
II. Контроль ранее изученного. Тест(приложение)
III. Актуализация опорных знаний.
Перечислите признаки живых организмов? Какой из них помогает выполнять репродуктивную функцию?
Оплодотворение — это процесс слияния половых клеток. В ходе оплодотворения набор хромосом восстанавливается: образовавшаяся в результате зигота — оплодотворенная яйцеклетка — несет хромосомы обоих родителей. Оплодотворение бывает как наружное, так и внутреннее.
В ходе беседы на доске заполняется схема: Размножение. - Что такое размножение?
- В чем заключается сущность бесполого размножения, и какие формы бесполого размножения можно встретить в природе?
Бесполое:
Делением
Спорами
Вегетативное
Половое
- Какие изученные нами живые организмы размножаются данными способами? - Какой способ размножения наиболее распространен в природе как у растений, так и у животных?
- Почему именно половой способ размножения более прогрессивный в органическом мире?
- Давайте вспомним половое размножения растений и животных.
ПОЛОВОЕ РАЗМНОЖЕНИЕ – способ размножения в органическом мире, осуществляемый с помощью половых клеток – гамет. Результатом полового размножения является рождение потомства, обладающего новыми, по сравнению с родителями, генетическими комбинациями.
Эволюция размножения и развития позвоночных животных
Класс позвоночных животных | Оплодотворение | Форма развития зародыша | Место развития зародыша |
Рыбы | Наружное | Яйцо | Водная среда |
Земноводные | Наружное | Яйцо | Водная среда |
Пресмыкающиеся | Внутреннее | Яйцо | Наземно – воздушная среда |
Птицы | Внутреннее | Яйцо | Наземно – воздушная среда |
Млекопитающие | Внутреннее | Яйцо | Организм животного |
IVИзучение нового материала.
1.Строение половой систем млекопитающих. Особенности размножения млекопитающих.
Млекопитающие – раздельнополые животные.

Проблемная ситуация: Есть животные, которые откладывают яйца, но выкармливают детенышей молоком. К какой группе животных вы бы их отнесли?
2. В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы:
1. Яйцекладущие, или первозвери, не рождают живых детенышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них, как у пресмыкающихся и птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос (!) и ехидны (!), обитающие в Австралии и на прилегающих островах.
Утконос – совершенно своеобразное животное. Величиной он с кролика, а спереди у него роговой выступ, подобный утиному клюву (отсюда его название). Когда впервые чучело его привезли в Европу, то ученые приняли его за подделку и решили, что его за подделку и решили, что утиный клюв пришит к какому – то зверю. Ещё более изумились все, когда выяснилось, что утконос… откладывает яйца и насиживает их! Кто же он: птица или млекопитающее? Однако выяснилось, что детеныш его после вылупления питается все же молоком. Млечные железы не имеют сосков. Поэтому молоко, как пот, выделяется на шерсть, с которой детеныш слизывает его.
Ехидны по внешности несколько напоминают ежа с очень длинными иглами. Они тоже откладывают яйца, но не насиживают их, а вынашивают в сумке на брюхе. Так же как у утконоса, детеныши слизывают молоко, выделяющееся по всей поверхности живота. Температура тела 25 – 30 градусов.
2. Сумчатые – это млекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными (например, у кенгуру ростом в 2 м детеныш рождается длиной всего 3 смекопитающие, у которых детеныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными.. Поэтому долгое время такого детеныша мать донашивает в сумке на брюхе. В сумке находятся млечные железы с сосками. Новорожденный детеныш обычно висит на соске, не выпуская его изо рта. Подрастая, он начинает вылезать из сумки и питаться той же пищей, что и взрослые животные. Однако еще детеныш в случае опасности прячется в сумку и опять подкрепляется молоком, хотя в это время на другом соске уже может висеть его младший братец.
3. Плацентарные – такие млекопитающие, у которых маленькое яйцо после оплодотворения развивается в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матке плацентой (детское место). В плаценте через пуповину происходит тесное соприкосновение кровеносных сосудов матери и зародыша. К зародышу из крови матери поступают все необходимые питательные вещества и кислород, а обратно в кровь матери выделяются продукты обмена.
Процесс внутриутробного развития зародыша живородящих животных и человека называют беременностью.
Сроки беременности у млекопитающих различны
(таблица № 2 )
Вид | Длительность беременности (мес.) |
Человек | 9 |
Индийский слон | 21 |
Шимпанзе | 8 |
Домашняя собака | 2 |
Крупный рогатый скот | 9 |
Кошка | 2 |
Свинья | 4 |
Овца | 5 |
Морская свинка | 2 |
Кролик домашний | 0,7 |
Мышь | 0,7 |
- Чем различается размножение мелких и крупных зверей?
Количество детенышей и период внутриутробного развития у млекопитающих зависит от размеров тела, а так же от степени смертности.
Для мелких млекопитающих, с большим количеством природных врагов характерен короткий период внутриутробного развития с большим количеством рождающегося потомства. Кроме того, многие виды сохраняют способность к размножению круглый год ( Норвежский лемминг). В данном случае, для выживания вида рождаемость должна превышать смертность ( грызуны, зайцеобразные).
У крупных млекопитающих внутриутробное развитие длится достаточно долго, число детенышей – от 1 до 4. ( Пример - слоны – внутриутробное развитие длится около двух лет, рождается один, реже два детеныша).
Длительность внутриутробного развития млекопитающих зависит от условий в которых будут развиваться новорожденные.
Вывод: У млекопитающих хорошо развит инстинкт заботы о потомстве. Самки выкармливают детенышей молоком, согревают их теплом своего тела, защищают от врагов, учат находить пищу. Особенно развита забота о потомстве у тех млекопитающих, детеныши которых рождаются беспомощными.
2. Сезонные явления в жизни млекопитающих.
Биологические циклы у млекопитающих зависят от образа жизни, климатических условий обитания. В основном, чередование сезонных явлений связано с периодами размножения, либо с количеством корма и носят приспособительный характер.
У многих млекопитающих рождение молодняка приходится на наиболее благоприятный для роста и развития период - весну, лето. Время спаривания зависит от продолжительности беременности и может приходиться на разные сезоны:
Грызуны, насекомоядные - весна
Собачьи – зима
Копытные – осень
Куницы – лето
Периоды активности связаны с нагулом массы тела, а так же, у многих видов с созданием запасов для пережидания неблагоприятных условий ( белки и др. грызуны)
Преодоление нехватки кормовой базы у многих млекопитающих происходит либо за счет миграций, либо за счет впадения в анабиоз ( спячку).
У копытных миграции представляют собой постоянные кочевки. Переход с одних территорий на другие позволяет предотвратить истощение пастбищ.
У хищных млекопитающих миграции незначительны. В поисках пищи они перемещаются на небольшие расстояния.
Анабиоз или спячка характерен для многих грызунов, насекомоядных, рукокрылых. При этом резко снижается не только двигательная активность, но и уровень обмена веществ.
У хищников ( медведей, барсуков) во время спячки интенсивность обмена веществ не изменяется, температура тела сохраняется на том же уровне. Этому способствует накопление «бурого» жира. Эти жировые клетки содержат большое число митохондрий, что обеспечивает выработку большого количества энергии, компенсирующую отсутствие мышечной активности.
Впадение в спячку связано не только со снижением температуры окружающей среды, но и с наступлением засушливых, жарких периодов, что тоже может привести к гибели организма.
3. Поведение млекопитающих.
Для млекопитающих характерны сложные формы поведения, что связано с высокой организованностью нервной системы и органов чувств. У млекопитающих, в сравнении с остальными позвоночными животными наиболее развита кора больших полушарий.
У млекопитающих хорошо развита так называемая генетическая память - совокупность безусловных рефлексов, служащая основой для инстинктов.
Инстинкт - сложная форма поведения, характерная для особей данного вида, основанная на наборе безусловных рефлексов.
Помимо этого, у млекопитающих развито более сложное восприятие окружающего мира, способность анализировать ситуацию и приспосабливаться к ней. Так же развита и оперативная память, существующая на формирующихся в течении жизни условных рефлексах.
Для млекопитающих характерно обучение потомства ( приемы охоты, самозащиты и т.д.) Наблюдается стадный и стайный образ жизни. В сообществах млекопитающих зачастую существует четкая иерархия, распределение обязанностей ( Пример: в прайдах львов существует четкое распределение обязанностей между самцами и самками. Самцы охраняют территорию прайда от внедрения чужаков, а самки занимаются охотой и заботой о потомстве).
Вывод: Млекопитающие имеют большие возможности для сохранения и выживания видов в природе, поскольку развитие зародыша происходит в организме, развит инстинкт заботы о потомстве.
V. Закрепление знаний.
Дайте определение терминам. (работа в парах)
1) Процесс, воспроизведения себе подобных организмов.
2) Половые клетки.
3) Оплодотворенная яйцеклетка.
4) Мужская половая железа.
5) Слияние мужской и женской половой клетки.
6) Форма оплодотворения.
7) Женские половые железы.
8) Оплодотворение, при котором организм развивается в специальном органе – матке.
Закончите фразы:
1) В яичниках располагаются ....
2) В семенниках развиваются ....
3) Оплодотворенные яйцеклетки поступают в....
4) Оболочка зародыша вместе со стенками матки образует....
5) Зародыш получает питательные вещества из ...матери.
6) У млекопитающих хорошо развит инстинкт... о....
7) О сходстве млекопитающих с предками говорит строение ....
8) Детеныши белок, кроликов, мышей рождаются....
9) Оплодотворение у млекопитающих....
Фронтальная взаимопроверка
VI. Подведение итога урока. Благодарю за урок.
Приложение
Тест «Класс Млекопитающие» Вариант №1
А1. Млекопитающие населяют сушу, моря, пресноводные водоемы и дышат при помощи...
1) кожи или легких 2) легких или жабр 3) легких
А2. Животные, вскармливающие детенышей молоком, относятся к классу:
1) Птицы 2) Земноводные
3) Паукообразные 4) Млекопитающие
А3. Толстые и длинные волосы называются:
1) Ость 2) Подшерсток
3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А4. Волос, в котором задерживается воздух и для хорошего сохранения тепла, называется:
1) Ость 2) Подшерсток
3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А5. Органы выделения, расположенные в коже:
1) Сальные железы 2) Потовые железы
3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А6. Шейный отдел позвоночника состоит из:
1) 5 позвонков 2) 6 позвонков
3) 7 позвонков 4) Правильного ответа нет
А7. Какое количество позвонков в хвостовом отделе позвоночника
1) 7 2) 8 3) 12 4) Зависит от длины хвоста
А8. Желудок млекопитающих:
1) Однокамерный 2) Двухкамерный
3) Трехкамерный 4) все ответы верны
А9. Органами выделения млекопитающих является:
1) Почки 2) Легкие
3) Желудок 4) Сердце
А10. Периферическая нервная система представлена:
1) Головным мозгом 2) Спинным мозгом
3) Нервами и нервными узлами
А11. Развитее зародыша у млекопитающих
1) Прямое 2) Непрямое
3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А12. У плацентарных детеныш развивается в особом органе:
1) Матке 2) Желудке
3) Клоаке 4) Правильного ответа нет
А13. У млекопитающих появляется
1) внутреннее 2) среднее 3) наружное ухо
В1. Установите соответствие между признаком позвоночных и классом позвоночных.
Признак позвоночных
Класс животных
А) Тело покрыто перьями
1) Млекопитающие
Б) Челюсти с зубами
2) Птицы
В) Кости наполнены воздухом
Г) Рот ограничен подвижными губами
Д) Кожа покрыта шерстью
Е) Дыхательная система представлена легкими и легочными мешками
В2. Установите соответствие между представителями и отрядом
Представители
Отряд
А) Крот
1) Насекомоядные
Б) Бегемот
2) Парнокопытные
В) Зебра
3) Непарнокопытные
Г) Еж
Д) Носорог
Вариант №2
А1. Для млекопитающих характерны зубы...
1) все конической формы 2) только коренные и клыки 3) резцы, клыки и коренные
А2. В отличии от птиц у млекопитающих
1) Развито наружное ухо 2) Есть шея
3) Тело покрыто перьями 4) есть хвост
А3. Короткие и мягкие волосы, называются:
1) Ость 2) Подшерсток
3) Оба ответа верны 4) Правильного ответа нет
А4. Волосы, подобно перьям птиц и чешуе пресмыкающихся состоят из:
1) Рогового вещества 2) Сосудов
3) Правильного ответа нет
А5. К производным кожи относятся:
1) Копыта 2) Когти 3) Ногти
4) все ответы верны 5) Правильного ответа нет
А6. Спереди в челюстях млекопитающих расположены:
1) Коренные зубы 2) Клыки
3) Резцы 4) Правильного ответа нет
А7. Кишечник млекопитающих состоит из:
1) Толстой кишки 2) Тонкой кишки
3) Прямой кишки 4) Все ответы верны
А8. Сердце млекопитающих:
1) двухкамерное 2) Трехкамерное
3) Четырехкамерное 4) 3-камерное с неполной перегородкой
А9. Млекопитающие являются ____________________ животными
1) Теплокровными 2) Холоднокровными
3) Правильного ответа нет
А10. Утконос относятся к:
1) Яйцекладущим 2) Сумчатым
3) Плацентарным 4) Все ответы верны
А11. К стенке матки зародыш прикрепляется с помощью:
1) Диафрагмы 2) Плаценты 3) Оба ответа верны
А12. Дифференциация зубов характерна для
1) всех китов 2) ежей 3) медведей
А13. Киль на грудной клетке есть у
1) летучих мышей 2) птиц 3) оба ответа верны
В1. Установите соответствие между признаком позвоночных и классом позвоночных.
Признак позвоночных
Класс животных
А) Кожа сухая покрыта роговыми чешуйками
1) Млекопитающие
Б) В коже расположены потовые железы
2) Пресмыкающиеся
В) Имеется наружное ухо
Г) Рот ограничен подвижными губами
Д) Брюшной и грудной отдел разделены диафрагмой
Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой
В2. Установите соответствие между представителями и отрядами
Представители
Отряды
А) Лев
1) Хищные
Б) Африканский Слон
2) Хоботные
В) Тюлень
3) Ластоногие
Г) Белый медведь
Д) Куница