СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: "Развитие диалогической речи детей"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дилогическая форма общения не дана ребенку изначально. Образцы ведения  диалога ребенок получает в общении со взрослым. При этом  в основном развивается  диалог как основная форма разговорной речи.

В понятийно-терминологическом словаре логопеда, диалог рассматривается как  одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения

Развитие диалога – это двухсторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них ребенок. Диалогическая речь – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Владение диалогом - одна из главных задач речевого развития ребенка. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой коммуникации, на основе которой зарождается связная речь.

Участие в диалоге требует сложных диалогических умений:

1. Собственно-речевые умения – вступать в общение, слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, спрашивать и отвечать, соглашаться или возражать.

2. Умения речевого этикета – обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, просьба, приглашение, жалоба, отказ или соглашение, сочувствие.

 3. Умение общаться в паре, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования дальнейших действий (обсуждения, достижение результатов).

5. Невербальные умения – использование мимики и жестов

 

   Заметное снижение потребности в контакте, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевыми нарушениями, ставят педагогов перед необходимостью поиска путей воздействия на коммуникативные процессы.

        Важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Овладение диалогом  невозможно  без освоения  языка и средств невербальной коммуникации,  без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности,  лексической точности, грамматической правильности).

 

 

 

   Уровень речевого развития детей  бывает очень разным, поэтому к стратегии развивающих занятий нужно подходить дифференцированно.

        

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Развитие диалогической речи детей"»


Развитие диалогической речи детей


( учитель-логопед Корнилова Е.Г.)


Дилогическая форма общения не дана ребенку изначально. Образцы ведения диалога ребенок получает в общении со взрослым. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи.

В понятийно-терминологическом словаре логопеда, диалог рассматривается как одна из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и оказывается ограниченным непосредственной тематикой разговора; характеризуется относительной краткостью отдельных высказываний и относительной простотой их синтаксического построения

Развитие диалога – это двухсторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них ребенок. Диалогическая речь – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Владение диалогом - одна из главных задач речевого развития ребенка. Диалогическая речь выступает как основная форма речевой коммуникации, на основе которой зарождается связная речь.

Участие в диалоге требует сложных диалогических умений:

1. Собственно-речевые умения – вступать в общение, слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, спрашивать и отвечать, соглашаться или возражать.

2. Умения речевого этикета – обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, просьба, приглашение, жалоба, отказ или соглашение, сочувствие.

3. Умение общаться в паре, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования дальнейших действий (обсуждения, достижение результатов).

5. Невербальные умения – использование мимики и жестов


Заметное снижение потребности в контакте, изолированность от коллектива сверстников, характерные для детей с речевыми нарушениями, ставят педагогов перед необходимостью поиска путей воздействия на коммуникативные процессы.

Важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи. Овладение диалогом невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации, без воспитания культуры речи (чистого звукопроизношения, четкой дикции, интонационной выразительности, лексической точности, грамматической правильности).




Уровень речевого развития детей бывает очень разным, поэтому к стратегии развивающих занятий нужно подходить дифференцированно.

Первый этап. Вопросно- ответная форма речи.


Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделяется формированию умения слушать и слышать собеседника, используются для этого различные игры:

« Кто больше?»

Необходимо назвать как можно больше существительных, глаголов, определений на заданную тему. Дети работают парами, вместе подбирают слова, выбирают, кто из двоих будет отвечать.

« Невпопад»

Нужно заменить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему .Если ребенок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

«Продолжи разговор»

Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его:- Рита, что ты делаешь? – Я рисую. – Что ты рисуешь? -……..-….и т.д.

«Распространение предложений»

По сюжетной картине первый ребенок составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

«Снежный ком»

Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и методически разработана. В диалоге она используется как для решения познавательных, так и социально- коммуникативных задач.


С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой.

Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умения лексико-синтаксически оформлять речь.


Для формирования вопросно – ответной формы речи используются различные виды беседы, игры.

«Волшебный мешочек»

  1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверить себя.

  2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить , какая вещь выбрана.


Второй этап. Обобщение.


Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали ,покажем»

Дети разбиваются на две группы. Можно разыграть различные ситуации: посадка овощей, рыбалка, поездка на транспорте, парикмахерская, прием в больнице и т.п.

«Отгадай»

Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

«Увидел- показал- назвал, назвал- увидел- показал»

С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов( «Самолет пашет?», «Магнитофон прыгает?», «Утюг поет?» и т.д.) Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия- образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель «подлежащие- сказуемое». В результате дети приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию- действие. Затем вводится модель «подлежащее- сказуемое- дополнение». Одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развиваются грамматический строй и произносительная сторона речи.


Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.


На этом этапе используются диалоги, сюжетно- ролевые игры, диалоги со сверстниками. Сюжетно- ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Кроме того, в совместной игре неизбежно сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовывать для создания единого, общего плана. В сюжетно-ролевых отношениях такой игры актуализируются ролевая и комментирующая речь. Такие особенности позволяют использовать сюжетно-ролевую игру как средство для закрепления навыков диалогического общения.

Важную роль в обучении диалогическому общению, налаживанию социальных связей детей, установлению эмоциональных контактов между ними играют разнообразные организованные игры, в которых требуется организовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков. Например: игра « Снежный ком» (Дети по кругу передают мяч и добавляют каждый по одному слову.) Игра « Сосчитай» (Дети по очереди считают овощи, фрукты, игрушки). Используются игры, в которых дети по голосу определяют, даже измененному имя игрока: « Кто позвал?», «Огородник».

Эти игры формируют коллектив играющих детей, и это ведет к возникновению и развитию диалогических отношений, диалогического общения.

Особое место в ряду организованных игр принадлежит играм- инсценировкам, играм- драматизациям, сюжетно- дидактическим играм.

Наибольшую ценность представляет игра- импровизация по мотивам сказки. В игре- импровизации по мотивам сказки дети заимствуют из текста отдельные эпизоды, свободно строят слова роли, диалоги. Это может быть разыгрывание лишь отдельных эпизодов, а не всей сказки целиком. Таковыми являются разнообразные пластические этюды, имитативные упражнения. Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Игровой момент создает естественную мотивацию для запоминания и многократного воспроизведения текста без установки на пересказ.

Можно приблизить к диалогической форме также и задания на рассказывание из личного опыта и сочинение по набору игрушек. Детям очень нравится сочинять истории по типу народных сказок, где главный персонаж по очереди встречает разных зверей и разговаривает с ними.

На логопедических занятиях во время рассказывания также ставятся задачи развития диалогической речи: умение слушать партнера, инициативно высказываться, реагировать на высказывания сверстника, соблюдать в беседе очередность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.

В таких дидактических играх, как: « Разрезные картинки», « Нанижем бусы», « Найди слова с заданным звуком», «Угадай на ощупь», «Чего не стало?», «Диктант», «Найди больше», «Какой, какая, какое?», дети учатся действовать совместно, соблюдать очередность, слушать партнера, следить за его высказываниями и действиями, дополнять или корректировать их, аргументировано высказываться, доброжелательно выражать несогласие.



Картотека игр по формированию диалогической речи


«Рассудительность» 

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно

относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Педагог: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих

рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы

согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я

согласен с вами, И.О.».

Примеры суждений:

-Карлсон жил в маленьком домике у леса.

-Пятница идет после среды.

-Буратино — один из жителей цветочного городка.

-Мыть руки вредно для здоровья.

-Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

-Если на деревьях есть листья, то это лето.


«Экскурсовод» 

Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно

реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города,

Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

-назови самую длинную улицу,

- самую короткую улицу,

-красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;

-покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;

-расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать)... ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается

комплект медалей с изображением герба города.

Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные

нашего края» и т.д.


Так бывает или нет? («Небылицы»)

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные)

сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать

культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Ход игры

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший

небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Вначале несколько небылиц разыгрывает педагог:

Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали из снега

горку и стали с нее кататься.

Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.

У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение: сладкие лимоны,

соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном

проведении игры их количество увеличивают.



«Все ли мы увидели?» 
Цели. Знакомство с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности. 
Материал. Картинка с изображениями различных предметов фишки. 
Ход игры: 
Учитель сообщает: «Сегодня мы посоревнуемся, кто больше увидит на картинке и кто больше задаст вопросов. Что такое вопрос? Мы задаем вопрос, когда что-то хотим узнать. Например, Саша, что ты делал сегодня утром? Я спросила, чтобы узнать, чем ты занимался утром. Задавать вопросы мы будем по картинке. Посмотрите на нее внимательно. Подумайте, какие вопросы можно задать, чтобы не упустить ничего из того, что изображено на это? картинке. Только действует такое правило: вопрос нельзя повторять. За повторяющийся вопрос фишка не дается». 
Время на обдумывание — 1—2 минуты. 
Затем дети задают вопросы. Учитель включается в процесс, если они задают в основном стереотипные вопросы. Это делается для того, чтобы дети меняли формулировку и чтобы показать что воспитатель - равноправный участник игры. Воспитатель спрашивает: «Можно, я тоже задам вопрос?» и дает формулировку своего вопроса по картинке. 
По окончании подводится итог: кто получил больше фишек, то и выиграл. Нужно обязательно похвалить всех участвовавших, сказать, что в следующий раз они обязательно смогут задать больше вопросов. Отметить и тех, кто не задал ни одного вопроса, сказать, что и другой раз у них все получится. 

«Играем в КВН» 
Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. 
Материал. Все карточки с символами, обозначающими разные вопросы; фишки двух цветов. 
Ход игры: 
Знакомые детям карточки раскладываются в поле зрения детей, остальные лежат на столе педагога. Он говорит: «Сегодня мы будем играть в КВН. Веселые и находчивые дети стараются быстро задать вопрос и быстро на него ответить. Давайте разделимся на две команды и подберем названия для своих команд». 
Учитель напоминает: «Одна команда спрашивает, а другая отвечает потом они меняются ролями. За каждый заданный вопрос члены команды получают синюю фишку, за каждый правильный красную фишку. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество фишек. Но сначала небольшая разминка. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Та команда, которая даст ответ быстрее, получает фишку. - Когда люди завтракают? - Куда течет река? - Откуда идет школьник? - Когда тает снег? - Почему весной текут ручьи? - Когда садится солнце? Молодцы, хорошо отвечали. Мы размялись, а теперь команды 
будут играть между собой». 
Игра проходит в течение 10—15 минут. Затем подводится итог. Желательно спросить: понравилась ли детям игра? Было ли интересно? Хотели бы они еще раз поиграть в такую игру? 

«Угадай, какой предмет загадали» 
Цель. Освоение умения формулировать вопросы в различной форме при опоре на наглядное содержание. 
Материал. Шесть-семь различных по назначению предметов; карточки с символами всех вопросов; фишки двух цветов. 
Ход игры: 
Учитель: Я загадаю какой-нибудь из предметов, лежащих на столе. Чтобы угадать, что это за предмет, нужно задавать про него вопросы, а я буду отвечать. За каждый вопрос дается синяя фишка, а за угаданный предмет - красная. Запомните: нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» и нельзя спрашивать так: это машинка? это совочек? Такие вопросы не засчитываются, и на такие вопросы я не буду отвечать. Задавать вопросы вам помогут карточки. Вспомните, какие вопросы нельзя задавать? 
В конце игры мы подсчитаем, кто сколько красных и синих фишек набрал. Учитель загадывает какой-либо предмет, дети задают вопросы. Следует поощрять вопросы продуктивного типа, направленные на выяснение каких-либо свойств, признаков, назначения и т.п. («Какого цвета у предмета ...», «Где он стоит?»). 
Игра проводится несколько раз. Время проведения - не более 10—15 минут. По окончании подводится итог, определяется выигравший. Остальным детям говорят, что все старались, но, наверное, еще не так хорошо, как могли бы. 


«Похожи – непохожи» 
Цели. Учить детей терпимо относиться к мнению или суждению собеседников, аргументировано доказывать свою точку зрения. 
Материал: предметные картинки с изображением различных животных, растений, предметов. 
Ход игры: 
Играют две команды (или два ребенка). Учитель помещает на мольберт 2 картинки. Одна команда высказывает мнение о том, что изображенные объекты непохожи, и называет отличающие их признаки. Другая команда доказывает, что объекты похожи. 
Примерные пары: собака и пчела; курица и рыбка; аквариум и улей; скамейка и кресло; ромашка и календула; дерево и цветок и т.п. 
—Собака и пчела непохожи: собака большая, а пчела маленькая. 
—Они похожи, так как они обе живые (животные). 
—Они непохожи: собака – зверь, а пчела — насекомое. 
—А мы думаем, что они похожи. И собака приносит пользу человеку и пчела. 
—Они выглядят по-разному. 
—И пчела, и собака могут укусить и т.д. 
Обсуждение каждой пары — отдельный раунд. В раунде побеждает тот, за кем осталось последнее слово. 



«Вежливые поиски» 
Цель. Упражнять детей в употреблении различных формул выражения просьбы и ответа на нее. 
Количество участников в игре не ограничено, игра может проводиться фронтально, подгруппами и индивидуально с 2—3 детьми. 
Ход игры: 
Водящий ребенок выходит за дверь или закрывает глаза. Учитель прячет игрушку (картинку). Водящий входит и пытается найти спрятанный предмет. Дети помогают ему словами: «Холодно. Тепло. Теплее. Горячо». Затем водящему предлагается вежливо попросить кого-нибудь из детей о подсказке. Водящий обращается к кому-либо из детей при помощи одной из формул речевого этикета: «Таня, если можешь, подскажи, где спрятана игрушка (картинка)?». Ему отвечают: «Подскажу, конечно. Игрушка спрятана под розовым вкладышем на среднем окне».
Усложнение. Можно усложнить игру: половина из присутствующих детей знает, где спрятан предмет, половина не знает. Если водящий обращается к ребенку, не знающему, где спрятана игрушка, то ответ должен быть примерно таким: «Извини, Андрей, я не могу тебе помочь. Спроси еще у кого-нибудь». 


Литература


  1. Выготский, Л. С. Детская речь [Текст] / Лев Выготский. – Москва : Просвещение, 2006.

  2. М .А.Полякова. Игра в слова. – М.: Дмитриева Т., 2018.

  3. Гойхман, O. Я. Речевая коммуникация [Текст] : учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. – Москва : Инфра-М, 2008.

  4. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [Текст] / Надежда Жукова. – Москва : Просвещение, 2004.

  5. Зарубина, Н. Д. Методика обучения связной речи [Текст] / Наталия Зарубина. – Москва : Издательство «Русский язык», 2007.

  6. Ладыженская, Т. А. Характеристика связной речи детей [Текст] / Таиса Ладыженская. – Москва : Педагогика, 2002.

  7. Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. Логопедия в диалогах. – М.: КАРО, 2004.

  8. Е.С. Тихонова. Диалог в практике помощи детям с речевыми нарушениями. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015.

  9. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Раиса Лалаева. – Санкт-Петербург : Наука-Питер, 2006.

  10. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Роза Левина. – Москва : АльнС, 2013.

  11. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / Майя Лисина — Москва : Педагогика, 1986.

  12. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи [Текст] / Татьяна Ткаченко. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2009.

  13. Чеканова, М. В. Становление диалогической речи в онтогенезе [Текст] / Марина Чеканова // Молодой ученый. — 2015. — №11.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!