Развитие хореографических данных и способностей на уроке классического
танца
Эффективность и результативность занятия хореографией связанно с грамотным построением его разделов: экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, прыжки.
Каждый урок хореографии начинается с экзерсиса у станка в любом виде танца. Экзерсис у станка это одна из основных частей урока. Он должен носить учебный характер, так как в него включается много трудных и сложных движений, но среди них могут быть и простые. Поэтому лучше разогревать мышцы и связки до начала урока. Это даёт возможность вести работу у станка более эффективно.
Экзерсис у станка имеет определенные цели и задачи:
1. Развитие природных хореографических данных.
2. Развитие хореографических качеств и способностей.
3. Разогрев мышц корпуса, ног, рук, укрепление суставов и сухожилий.
4.Изучение и освоение методики исполнения основных движений классического танца.
Экзерсис у станка состоит из определенных, постоянно повторяющихся упражнений, которые имеют свои задачи и цели:
Demi и grand рliе - развивает и укрепляет коленный и голеностопный суставы, вырабатывает эластичность мыщц ноги.
Battement tendu - разогревает мышцы ног, развивает подвижность и выворотность стопы.
Battement tendu jete - развивает силу мышц ног.
Rond de jambe par terre - укрепляет тазобедренный сустав, развивает его выворотность.
Battement frappe - отрабатывает быстрое и точное сгибание и разгибание ноги, выворотность колена, силу удара.
Battement fondu - развивает силу, выворотность ног, эластичность мышц, укрепляет суставы ног.
Adajio - развивает хореографические качества, танцевальность, выразительное исполнение движений, входящих в эту группу.
Rond de jambe еп l`air - отрабатывает технику исполнения, силу и выворотность ног.
Grand battement jete - развивает силу ног, отрабатывает величину растяжки шага.
Комбинации у станка могут быть простыми и сложными, рабочими и танцевальными. Вид комбинации зависит от целей и задач, которые ставит перед собой педагог на данном конкретном уроке. Каждое новое изучаемое упражнение отрабатывается в простой комбинации – «крест». Сложные, простые, танцевальные комбинации должны чередоваться, равномерно распределяя физическую нагрузку на мышечный и скелетный аппарат исполнителей.
Комбинации формируются, исходя из закона – «от простого - к сложному», где основное движение равномерно отрабатывается во всех направлениях, постепенно усложняясь в конце комбинации. Каждая комбинация выстраивается, исходя из поставленной цели. Основные движения могут варьироваться по схемам: крест, половина креста, неправильный крест.
В каждую комбинацию можно включать только те элементы, которые исполнялись до основного движения в экзерсисе у станка. Каждое движение в комбинации должно вытекать из предыдущего и определять последующее. Простые комбинации целесообразно выполнять без перерыва в движении для правой и левой ног, используя полуповорот. В сложных комбинациях, для отдыха, можно использовать паузы, фиксации поз, отдельную работу рук.
При сочинении комбинации используется квадратность счета, которая переносится на любой музыкальный размер. Длина комбинации определяется педагогом, в зависимости от поставленных задач. В каждой комбинации выполняется работа только для одной рабочей ноги. Опорная нога может использоваться только в исключительных случаях. В сложные танцевальные комбинации можно включать отходы от станка, переходы от одного места в другое, работу в паре и другие формы.
Простые и сложные упражнения экзерсиса у станка ставят перед собой следующие цели:
1. Разогрев мышц и связок.
2. Выработка силы ног и эластичности стопы.
3. Развитие выворотности тазобедренного сустава.
4. Выработка устойчивости.
5. Развитее ловкости и координации движений.
6. Развитие быстроты и легкости в движении.
7. Развитие гибкости в корпусе.
8. Развитие шага.
Комбинации и упражнения педагог определяет сам в соответствие с темой. Следовательно, комбинации экзерсиса у станка должны:
- закреплять пройденный материал.
- изучать методику исполнения новых движений.
- вырабатывать и развивать хореографические качества и способности.
- разогревать скелетно-мышечный аппарат к дальнейшей работе.
- комбинации должны соответствовать программе данного года обучения.
Экзерсис у станка имеет большое значение в классическом танце, так как в нем развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, легкий, высокий прыжок, четкая координация движений. Всё это – элементы, необходимые для дальнейшего развития техники и профессиональных навыков.
По своему значению экзерсис у станка в классе очень важен. Ученики осваивают здесь новые темпы адажио и аллегро, технику движений с поворотами. Мышцы набирают силу, исполнение приобретает художественную окраску и выразительность. Закладывается крепкая основа профессиональных навыков, которые необходимы для дальнейшего технического развития и совершенствования учащихся.
Для исполнения всех движений классического танца необходима правильная постановка спины, помогающая учащемуся приобретать устойчивость — апломб.
«Стержень апломба — позвоночник» — так говорит А. Я.Ваганова в своей книге «Основы классического танца». Определяя это подробнее, следует сказать, что для устойчивости корпуса — апломба важнее всего поясница, примерно в области пятого позвонка, вокруг которого постепенно разрабатываются небольшие, но сильные мышцы. Именно эта часть спины, при свободно опущенных вниз плечах и лопатках, должна ощущаться как бы подтянутой вверх. Поставленная спина помогает при отдаче от пола в прыжках и мягком, сдержанном приземлении после прыжков, при всех движениях на пальцах и вращениях на полу и в воздухе.
Ежедневный экзерсис с первого года учения и до окончания деятельности на сцене складывается из одних и тех же pas. Правда к концу первого года ученик не делает еще экзерсис полностью, но и самый маленький ребенок, начинающий учиться, проделывает уже те движения, которые впоследствии войдут в полный экзерсис танцовщика.
Начинается экзерсис с plie на пяти позициях. То, что plie начинают проходить в порядке позиций, то есть с I позиции,— вовсе не случайная традиция. Здесь менее устойчивое положение ног заставляет с самого начала делать некоторые усилия, чтобы держаться той вертикальной оси, вокруг которой строится все равновесие танцующего. Это заставляет сдерживать мускулы, приседая, а не выпячивать ягодицы, вся фигура более сконцентрирована, положение правильное и дается основа для всякого plie.
После plie идет battement tendu. Он должен выработать такую надежную и прочную выворотность, чтобы впоследствии, в прыжках, ноги сами принимали отчетливую, правильную V позицию, так как тогда будет уже не время поправлять. Для этого с первых шагов нужно требовать, чтобы нога ставилась аккуратно и плотно в 5 позицию.
За battement tendu идут: rond de jambe par terre, battement fondu, battement frappe, rond de jambe en 1'air, petit battement developpe, grand tjattement jete. Все эти pas могут комбинироваться и осложняться в зависимости от года обучения, подхода и метода педагога. Здесь закладывается основание развитию мускулов, эластичности связок, внедряются основы первоначальных движений. Все это достигается систематическим повторением одного движения значительное число раз подряд. Разбросанные и малочисленные движения, в конечном итоге, не достигают цели. Надо быть совершенно уверенным, что исполнитель проработал движение, и оно пройдет правильно во всякой комбинации, чтобы без вреда усложнять урок.
Способность исполнителя двигаться уверенно и точно, не теряя равновесия, принято называть aplomb. В танце устойчивость позволяет исполнителю действовать не только технически совершенно, но и художественно целесообразно, музыкально.
Недостаточная устойчивость может прервать, исказить образность и содержание сценического действия, внести в него элемент случайности, дилетантства. Если исполнитель не владеет достаточной устойчивостью, то настоящий творческий процесс окажется для него недоступным, он не сможет выполнять актерские задачи.
Выворотность ног – повышает устойчивость. Если тяжесть тела равномерно и твердо распределяется по всей ступне, в том числе и на пятки, танцовщик может более устойчиво удержать равновесие. Если не соблюдать этого правила, то ноги обычно легко утрачивают выворотность, а ступни расслабленно перекатываться с одного бока на другой или соскальзывает со своего места на полу, особенно во время выполнения и завершения прыжков.
Умение исполнителя удерживать корпус подтянуто также содействует развитию устойчивости. Всеми движениями корпуса управляет позвоночник. Этот физически сильный и упругий стержень, идущий от пояснице к голове, позволяет надежно удерживать равновесие тела при выполнении любых положений и движений.
В искусстве танца подлинно живое выражение и эмоции могут возникать и проявляться только в том случае, если исполнитель увлечен музыкальной темой, которая всегда оказывает огромное влияние на творческое состояние артиста.
Пластика танцевальной позы – жеста как сценического, так и учебного характера должна отображать живое чувство музыкальной темы, быть не простой отвлеченной схемой движения, а действительным средством выражения содержания музыкального произведения.
Исполнительская техника танцовщика должна совершенствоваться в неразрывной связи с развитием чувства музыкального ритма, умении абсолютно точно согласовывать свои действия с чередованием и соотношением музыкальных длительностей и акцентов. Вместе с тем существуют расхождения в том, что эмоционально – образная и метро – ритмическая сторона музыкального произведения предназначенного для учебных занятий, не должны восприниматься учащимися одновременно как единое целое, с одинаковой ясностью, что это отвлекает внимание учащихся от развития высокой и точной техники танца.
Умение слушать музыкальную тему во время сильнейшего физического и нервного напряжения свидетельствует об истинном мастерстве исполнителя.
Техника танца – это, прежде всего выучка, воспитание всего организма человека – мышц, психики, нервной системы, что невозможно без физической, систематически повторяющейся нагрузки и приобретение необходимых для театральной хореографии двигательных навыков. Но для вдохновения будущему артисту балета необходим творческий импульс – мечта, которую в танце порождает музыка.
Состав движений классического танца велик и многообразен, но основная его «речевая единица» – это поза во всем своем хореографическом и композиционном многообразии.
Поза классического танца по своей природе свободна от бытовой достоверности. Конечно, поза классического танца условна. В ней все подчиняется пространственным и временным законам театральной хореографии, которая пластически усиливает, укрупняет, возвышает, доводит до необычайной виртуозности природные движения тела человека.
Поза классического танца отличается исключительным разнообразием приемов исполнения. Она может входить как основной или как дополнительный элемент в то или иное движение, принятое школой и театром классического балета; может воспроизводиться медленно и быстро, фиксироваться длительно и кратко, усиливать или ослаблять динамику движения. Поза может быть исполнена в малой, средней или большой форме, на полу (par terre) и в воздухе (en l'air), без поворота, с поворотом, вращением, с заноской, кабриолем и тому подобное.
Позы могут соединяться одна с другой в целую хореографическую композицию при помощи самых различных приемов связи.
Таким образом, поза классического танца – это своего рода жест, вытекающий из осмысленного и выразительно выполненного действия, но жест такой, в котором принимает участие все тело исполнителя, а не только руки, обычно сопровождающие нашу речь для придания ей большей выразительности.
Известно, что опорой тела является скелет и его суставо-связочный аппарат, при помощи которого человек двигается в пространстве. Если этот аппарат окажется, недостаточно гибок, то тело исполнителя в его движении будет стесненным, маловыразительным.
Гибкость в классическом танце – это средство музыкально – актерской выразительности. Именно гибкость дает необходимые нюансы и окраску движению. Гибкость стандартная не придает танцу должный характер и стиль. Следовательно, необходимо развивать не только физическую, но и музыкально – пластическую гибкость тела будущего исполнителя. Гибкость тела бывает большая и эластичная, но стандартная, то есть не выразительная, не музыкальная; бывает гибкость, точно и тонко отображающая характер и содержание сценического действия.
Прыжки – это средство самой разнообразной и стремительной полетности движения, которое, однако, не должно превращаться в самоцель. Задача состоит в том, чтобы исполнитель с предельной легкостью, эластичностью и музыкальностью отобразил эмоциональное состояние своего героя. Прыжки слагаются из предварительно усвоенных элементов экзерсиса и adagio. Следовательно, очень важно чтобы эти элементы были основательно и всесторонне освоены исполнителями хореографии.
Таким образом, природные хореографические данные лежат в основе развития хореографических способностей детей. Профессиональное мастерство исполнителя включает в себя ряд хореографических навыков, без которых невозможно реализовать творческий потенциал – это устойчивость, которая обуславливается выворотностью ног и подвижностью голеностопного сустава; музыкальность, которая связана с чувством ритма и способностью координировать свои движения; танцевальная поза, которая связана с силой мышц, корпуса и ног, гибкостью позвоночного столба, величиной шага, подъемом стопы; прыжок, который невозможно выполнить без сильного толчка стопы, мягкости и подвижности коленного и голеностопного сустава, силы мышц ног. Методика и техника исполнения движений неразрывно связана с экзерсисом у станка, в процессе исполнения которого развиваются хореографические способности исполнителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Барышникова Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. «Респекс» «Люкси» Санкт-Петербург 1996. - 253с.
Базарова, Л. П.Классический танец./Л.П.Базарова//М.:1984.–5-9 с.,188 с.
Ваганова, А.Я. Основы классического танца./А.Я.Ваганова//М.:1980.–30-38с.,40-55с.
Васильева, Т.Р. Балетная осанка./ Т.Р. Васильева// М.:1964. – 3-9 с.,23с.
Головкина, С.Н. Уроки классического танца в старших классах./С.Н.Головкина// М.: 1989. – 83-90 с.
Костровицкая, В. Школа классического танца./ В. Костровицкая, А. Писареав // М., 1946. – 9-25 с., 89 с.
Мессерер, А.М. Уроки классического танца./А.М. Мессерер// М.: 1967. – 34-40 с.
Тарасов, Н. Классический танец./ Н. Тарасов// М.: 1981. – 34-36 с.,47-52 с., 60-69 с.,216-218 с., 296 с., 321 с.
10