СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассмотрены аспекты развития творческого потенциала учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях реализации ФГОС на уроках информатики"»

Выявления и развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихсяв условиях реализации ФГОС на уроках информатики

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Можно выделить 3 основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;

  • функционально — целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;

  • ориентация школы на «уравнивание» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы — урочную и внеурочную. В работе с одаренными детьми мы руководствуемся следующими принципами педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.

Во внеурочном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. В работе с одаренными детьми предпочтительнее современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности.

Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться и ощутить радость успеха.

Метод проектов можно рассматривать как систему обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения, постепенно усложняющих практические задания.

Основные цели и задачи метода проектов:

1. Контроль знаний и умений по пройдённому материалу

2. Формирование информационной картины мира

3. Возможность более подробно освоить ПК

4. Развитие умение поиска и обработки информации

5. Работа по новым технологиям

6. Развитие самостоятельности

7. Способность личной уверенности каждого участника проектного обучения

8. Развитие исследовательских умений

Работа над проектом развивает творческую активность учащихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу.

Трудности, которые могут возникнуть перед учащимися в ходе выполнения проекта:

• выбор темы;

• постановка целей и задач проекта;

• пути их решения;

• сравнения ожидаемого результата с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

• коммуникативная – способность к общению;

• проблемно-поисковая – способность решать жизненные вопросы;

• рефлексивная – способность к анализу совершённой деятельности.

Решению всех задач и проблем обучения может способствовать внутренняя дифференциация учебных групп, которая составляет основу технологии разноуровневого обучения.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

♦ психолого-педагогическая диагностика учащегося;

♦ сетевое планирование;

♦ разноуровневый дидактический материал.

Основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:

1. Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.

2. Последовательное освоение и сдача уровней.

3. За одно занятие можно сдать только одну тему.

4. Для получения оценки «3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем, на «4» – 70–80 %, на «5» – 90–100 %.

5. При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.

6. Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.

ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр. Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т.д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

Для учащихся предметные олимпиады являются одной из наиболее эффективных форм выявления способностей и уровней одаренности в предметной области, они способствуют развитию умственных и творческих способностей, стимулируют самоконтроль результатов обучения

Предметные олимпиады позволяют одаренным учащимся продемонстрировать высокий уровень предметной подготовки, развития интеллектуальных умений, личностные и морально-волевые качества.

Основными целями и задачами олимпиады являются:

1) выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;

2) создание необходимых условий для поддержки талантливой молодежи;

3) популяризация и пропаганда науки и научных знаний;

4) привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми.

Можно сказать, что олимпиада является стимулом к достижению более высоких результатов в дальнейшем, способствует развитию стрессоустойчивости, дает опыт работы в команде.