СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей учебного предмета "Математика", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В ней прописаны темы уроков и полное содержание НРЭО.Иллюстративный материал, который представлен в разработке, способствует формированию познавательных УУД на уроках математики в 3 классе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей учебного предмета "Математика", 3 класс»

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей учебного предмета «Математика»

3 класс

п/п

урока

Дата проведения

Время

Тема урока

Содержание НРЭО

1.

1

02.09

15мин.

НРЭО

Сложение и вычитание




Задача:

Во время летних каникул Сергей нашёл 5 камней гранита, а Никита – на 7 камней больше, чем Сергей. А Матвей набрал в 2 раза меньше, чем Никита. Сколько камней гранита набрал Никита, сколько Матвей, сколько все мальчики вместе?

- Составьте краткую запись и решите задачу.

2.

2

03.09

10 мин.

НРЭО

Сложение и вы­читание дву­значных чисел с переходом через десяток

Выполните вычисления и узнаете названия самых протяжённых рек Челябинской области:

1.

А

33–8

И

36 + 8

С

23–5

М

54 + 8

С

80-11

62

44

25

18

69







2.

Р

56–9

А

35 + 47

У

47+6

Л

70-38

53

47

82

32








3.

81

43




Й

60–17

У

72+9


3.

5

0 9.09

10 мин.

НРЭО

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

Задача:

Во время экскурсии около деревни Прохоровка Челябинской области Вася нашёл 3 куска мрамора, Дима на 3 куска больше, чем Вася. Олег набрал мрамора в 4 раза больше, чем Дима. Сколько кусков мрамора набрали мальчики?

- Составьте краткую запись и решите задачу.


4.

9

16.09

5 мин.

НРЭО

Умножение. Связь между компонентами и результатом умножения

Задача:

В состав Челябинской области входят 23 города областного значения, 7 городов районного значения. Сколько всего городов в нашей области?


- Составьте краткую запись и решите задачу.


5.

10

17.09

5 мин.

НРЭО

Чётные и не­чётные числа. Таблица умно­жения и деле­ния на 3

Задача:

В составе Челябинской области 24 района и 30 посёлков городского типа.

- Составьте задачу на разностное сравнение,

запишите краткую запись и решите задачу.


6.

11

18.09

15 мин.

НРЭО

Решение задач с величинами: цена, количест­во, стоимость

Задача:

Для класса родители купили 10 линеек по 6 рублей и столько же карандашей по 4 рубля. Сколько денег заплатили?

- Запишите краткую запись и решите задачу.


7.

13

23.09

10 мин.

НРЭО

Порядок выпол­нения действий



Выберите задачу, которая решается в два действия, и решите её.

1. У Кролика 14 грядок с морковью и 16 с капустой. Сколько грядок с овощами у Кролика?

2. У Кролика 14 грядок с морковью, а с капустой на 16 грядок больше. Сколько грядок с овощами у Кролика?


3. У Кролика 14 грядок с морковью и 16 грядок с капустой. На сколько грядок с капустой больше, чем грядок с морковью?

8.

16

26.09

15 мин.

НРЭО

«Странички для любозна­тельных»


Блицтурнир

- Запишите решение и вычислите ответ.

1. У мышки в норке 8 больших выходов и 16 маленьких. Сколько всего выходов в норке у мышки?


2. Белочка засушила на зиму на одной веточке 13 грибов, а на другой – на 8 грибов больше. Сколько грибов засушила белочка на второй веточке?


3. У хомячка в одной кладовочке 84 зёрнышка, а в другой 78. На сколько зёрнышек во второй кладовочке меньше, чем в первой?


4. Сойка спрятала 26 желудей. Из них сама нашла только 17. Сколько желудей сойка не нашла?


5. Хомячок принёс в кладовочку 4 раза по 12 желудей. Сколько всего желудей принёс хомячок?


9.

17

30.09

10 мин.

НРЭО

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему

научились»


Выполните вычисления, ответы расположите в порядке возрастания и узнаете названия одной из самых коротких рек Челябинской области:


Ш

21: (12 – 5) * 9

Т

80 – (3 * 6): 9

У

4 * (36 – 28) - 15

А

70: (3 + 7) + 24


Ушат – 13 км, приток реки Сурояма.

10.

23

09.10

10 мин.

НРЭО

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

Задача:


В лесах Южного Урала живёт лось. Самка лося весит около 400кг, а детёныш в 4 раза меньше. Какова масса детёныша?

Сколько весят мама и детёныш вместе?

- Составьте краткую запись и решите задачу.


11.

25

14.10

15 мин.

НРЭО

Задачи на крат­ное сравнение


Задача:

Ярославу 9 лет, а его сестре 18лет.

На сколько лет сестра старше Ярослава?

Во сколько раз сестра старше Ярослава?

- Запишите задачи кратко и решите их.

12.

29

21.10

5 мин.

НРЭО

Умножение шести, на 6 и соответствую­щие случаи деления

Задача:

Хоккейный клуб «Металлург» создан в нашем городе почти 35 лет назад (в 1985 году). Лучшие игроки нападения в 2013 году Сергей Мозякин, забивший 58 шайб и Василий Кошечкин, забивший 51 шайбу. Сколько всего шайб забили эти игроки?



13.

30

22.10

10 мин.

НРЭО

Решение задач на кратное сравнение

Решите задачи и поднимите карточку со знаком действия, которым эта задача решается.

1.У бабушки в хозяйстве 5 кур и 7 гусей. Сколько всего птиц у бабушки?

2. У пёстрой курочки 3 цыплёнка, а у белой 9. Во сколько раз у пёстрой курочки цыплят меньше, чем у белой?

3. У бабушки в сарае 4 куриных гнезда. В каждом гнезде по 3 яйца. Сколько всего яиц в гнезде?

4. Бабушка принесла 9 яиц, 3 яйца она вбила в тесто, а остальные сварила. Сколько яиц сварила бабушка?


5. У бабушки в хозяйстве 5 кур и 7 гусей. На сколько у бабушки гусей больше, чем кур?


14.

32

24.10

5 мин.

НРЭО

Решение задач на на­хождение чет­вёртого пропор­ционального


Задача:

Каждый житель Земли расходует в год такое количество бумаги, которое получают из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год потребуется на вашу семью?


15.

41

19.11

15 мин.

НРЭО

Умножение восьми, на 8 и соответствую­щие случаи деления


Задача:

На 32 рубля купили 4 тетради. Сколько таких же тетрадей можно купить на 56 рублей?

-Запишите задачу кратко в таблицу и решите её.


16.

42

20.11

10 мин.

НРЭО

Решение текстовых задач разных видов

Задача:

Для школы получили несколько пакетов с новыми учебниками. После того, как из 14 пакетов раздали учебники, осталось ещё 27. Сколько пакетов с учебниками получили для школы?

- Составьте уравнение и решите задачу.


17.

44

14.11

10 мин.

НРЭО

Умножение де­вяти, на 9 и со­ответствующие случаи деления


Решите логическую задачу:

Мама дала сыну две монеты достоинством один рубль, и четыре монеты достоинством два рубля. Он заменил все полученные деньги двумя одинаковыми монетами. Какими монетами?

Решение: 2*1+2*4 = 10

10: 2 = 5


18.

45

26.11

10 мин.

НРЭО

Квадратный

дециметр

Задача:

Найдите длину плинтуса в классе, зная, что длина класса – 6 метров, а ширина – 5 метров (ширина двери 1 метр).


19.

46

27.11

10 мин.

НРЭО

Таблица

умножения

Задача:

Старшим и младшим школьникам надо вырезать 83 буквы для плаката. 47 букв вырезали старшие ребята, а остальные буквы вырезали младшие школьники, каждый по четыре буквы. Сколько младших школьников вырезали буквы?


- Запишите задачу кратко и решите её.


20.

53

10.12

15 мин.

НРЭО

Умножение на 0

Задание. Прослушайте текст и запишите числа, которые встретятся в этом тексте.


Протяжённость Челябинской области с севера на юг — 490 км. С запада на восток — 400 км. Общая протяжённость границ составляет 2750 км. Зауральская холмистая возвышенная равнина занимает центральную часть территории области и простирается полосой вдоль восточных склонов Уральских гор от 50 км на севере до 150 км В пределах области берут начало многочисленные реки Протяженность свыше 100 км имеют всего 17 рек. И только 7 рек: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька, Гумбейка — имеют в пределах области длину более 200 км. В Челябинской области насчитывается свыше 3000 озёр (самые крупные - Увильды, Тургояк).

- Прочитайте выписанные числа. На какие группы можно разделить их? Расположите их в порядке возрастания.


21.

55

12.12

5 мин.

НРЭО

Деление нуля на число

Решите логическую задачу:

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади, а два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было всего гусей?

(всего было три гуся)

22.

57

17.12

35 мин.

НРЭО

«Странички для любознательных». Задачи – расчёты


Учащиеся составляют и решают задачи – расчёты с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области.

23.

61

24.12

10 мин.

НРЭО

Диаметр окруж­ности (круга)

Задача:

К новому году в магазине купили 14 ёлочных игрушек по одинаковой цене. Одна семья заплатила 25 рублей, а вторая семья 45 рублей. По сколько игрушек купила каждая семья?



-Запишите задачу кратко в таблицу и решите её.


24.

64

13.01

15 мин.

НРЭО

Единицы времени


Решите задачи:

1.Во сколько начались занятия спортивной секции, если они длились 1час 30 минут и закончились в 17часов 15 минут.


2.Выступление ансамбля продолжалось 1час 44 минуты и закончилось в 16часов 29 минут. В каком часу началось выступление?


3. Восхождение альпинистов на вершину горы продолжалось

4часа 15минут и закончилось в 17часов 8минут. В каком часу восхождение началось?


25.

67

16.01

15 мин.

НРЭО

Случаи деления вида 80:20.


Задача:

Школьники окопали 2 ряда яблонь по 6 деревьев в каждом ряду и 3 ряда вишен по 5 деревьев в каждом ряду. Сколько всего фруктовых деревьев окопали школьники?

- Запишите краткую запись к задаче и решите её.

26.

68

20.01

15 мин.

НРЭО

Умножение суммы на число

Составление и решение за­дач изученных видов.

На рисунках животные, занесённые в Красную книгу Челябинской области:

Русская выхухоль


Летяга


Большой тушканчик


27.

69


21.01

15 мин.

НРЭО

Умножение суммы на число


Составление и решение за­дач изученных видов.

На рисунках три вида растения – венерин башмачок, занесённые в Красную книгу Челябинской области:


Пятнистый


Крупноцветковый



Настоящий


28.

71

23.01

15 мин.

НРЭО

Умножение дву­значного числа на однозначное


Выберите и решите только те задачи, которые решаются умножением.

1. В пруду плавало 8 гусей и 4 утки. Сколько птиц плавало в пруду?

2. В пруду плавало 8 гусей, а уток в 4 раза больше. Сколько уток плавало в пруду?

3. В пруду плавало 8 гусей, а уток на 4 больше. Сколько уток плавало в пруду?

4. В пруду плавало 4 стаи по 8 гусей. Сколько гусей плавало в пруду?

5. В пруду плавало 8 гусей и 4 утки. Во сколько раз гусей плавало больше?

6. В пруду в 4 группах плавало 8 гусей. Сколько гусей было в каждой группе?


29.

73

28.01

10 мин.

НРЭО

Выражения с двумя перемен­ными. «Стра­нички для лю­бознательных»

Задача:

Ребята нашей школы участвовали в городских соревнованиях по плаванию. Всего было 17 мальчиков и 9 девочек. В отборном туре 18 ребят выбыло. Сколько всего детей осталось участвовать в соревнованиях?

- Запишите краткую запись к задаче и решите её числовым выражением.


30.

76

3.02

10 мин.

НРЭО

Связь между числами при делении

Задача:

В зоопарке глухарю дали 40г фарша и 50г творога. Глухарь утром съел 30г пищи. Сколько граммов пищи осталось?


- Запишите краткую запись к задаче и решите её числовым выражением.


31.

80

10.02

10 мин.

НРЭО

Решение уравнений

Задача:

Школьники Орджоникидзевского района нашего города сделали 53 скворечника. 22 скворечника они повесили на деревья в парке. Сколько скворечников им надо ещё повесить?


- Составьте уравнение и решите задачу.


32.

86


19.02

10мин.

НРЭО

Деление с ос­татком. Деление с остатком ме­тодом подбора


Задача:

На изготовление 4 скворечников ушло 48 гвоздей поровну на каждый. Сколько надо гвоздей на изготовление 6 таких же скворечников?


- Запишите краткую запись к задаче и решите её числовым выражением.


33.

90

27.02

40 мин.

НРЭО

Наши проекты.

«Задачи-расчёты»

Учащиеся защищают свои проекты. Решают задачи- расчёты.

34.

94

5.03

20 мин.

НРЭО

Разряды счёт­ных единиц

Задание:

1.Рассмотрите таблицу, запишите числа, выражающие расстояние от Челябинска до городов области в порядке возрастания.

Челябинск

Магнитогорск

309 км

Челябинск

Миасс

106 км

Челябинск

Златоуст

142 км

Челябинск

Снежинск

130 км

Челябинск

Троицк

136 км

Челябинск

Карабаш

109 км

Челябинск

Еманжелинск

52км

Челябинск

Аша

330км

Челябинск

Локомотивный

320 км

2. Обведите кружком числа, где число десятков равно 3. Подчеркните во всех числах цифру, обозначающую число сотен.

35.

101

19.03

10 мин.

НРЭО

Сравнение трёхзначных чисел

Задача:

В зоопарке белой куропатке дали 35г гречки и ячменя. Куропатка за день съела 12г гречки и 15г ячменя. Сколько граммов зёрен осталось?

- Запишите краткую запись к задаче и решите её числовым выражением.


36.

105

2.04

15 мин.

НРЭО

Приёмы устных вычислений

В Детской картинной галерее нашего города на одной стене 3 ряда картин по 7 в каждом ряду, на другой 4 ряда по 6 картин в каждом ряду, на третьей – 18 картин. Сколько всего картин в детской галерее?

- Составьте краткую запись и решите задачу.


37.

109





9.04




15 мин.

НРЭО

Приёмы письменных вычислений

Задание:


Представьте, что вы в магазине. Вам надо купить предметы, которыми освещают комнаты, когда отключено электричество.


Рассмотрите таблицу:


Наименование товара

Цена

Фонарик



180 руб.

Батарейки



26 руб.

Свечи



14 руб.

Спички




2 руб.

Запишите, что обозначают следующие выражения:

1) 26*4 + 180 + 2*6 – это………………........................................

2) 14*8 – 26*2 – это………………………………………………

3) (180 + 26*2): 2 – это…………………………………………...

38.

110

13.04

10 мин.

НРЭО

Письменное сложение трёх­значных чисел


Задача:

На земном шаре произрастает много видов растений, обладающих целебными свойствами. В Челябинской области насчитывается 148 видов таких растений. В научной медицине применяется на 238 видов больше. Сколько видов растений применяется в научной медицине?


- Запишите краткую запись к задаче и решите её.


39.

115

21.04

15 мин.

НРЭО

Приёмы устных вычислений вида: 180*4, 900: 3

Задача:

Максимальные длина и ширина озера Увильды – соответственно 14 и 9 километров. Найди площадь водной поверхности и береговой линии (периметр) озера. Переведи результат вычислений в квадратные метры.


40.

119

28.04

20 мин.

НРЭО

Приёмы устных вычислений в пределах 1000. Закрепление

озеро Байкал

Байкал- глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший в мире резервуар пресной воды. Байкал расположен в южной части Восточной Сибири. Длина Байкала – 608 км, ширина – 80 км, наибольшая глубина – 1642 м, береговая линия (периметр) – 2100 км, прозрачность воды – до 50 м. В Байкале обитает 2.630 видов растений и животных.

Тургояк – крупное пресноводное озеро в Челябинской области. Памятник природы. В России оно занимает второе место (после Байкала) по чистоте воды. Длина озера Тургояк – 7 км, ширина – 6 км, береговая линия 27 км, наибольшая глубина – 34м, прозрачность воды – до 17 м.

Продолжите заполнение таблицы.


Название

озера

Место

располо-

жения

Глубина

Площадь

Береговая

линия

Прозрач-

ность

Байкал






Увильды

Урал

38м

68км2

120км

14м

Тургояк







озеро Тургояк


41.

125

13.05

15 мин.

НРЭО

Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»

Задания математического диктанта.


- Запишите ответ.

1. Длина реки Аша 59 км, а река Уфалей длиннее на 11км. Найди длину реки Уфалей.

2. Река Зюзелга длиной 65 км, а река Берсаут – 100 км. На сколько Зюзелга короче Берсаута?

3. Река Синара длиной 148 км, а Санарка – 90 км. На сколько км Синара длиннее Санарки?

4. Река Караболка тянется на 76 км, а река Сим на 163 км длиннее. Найдите длину реки Сим.


- Расположите числа в порядке убывания.


42.

129

20.05

10 мин.

НРЭО

Сложение и вычитание


У Юры в коллекции 750 фотографий с животными, которые обитают в Челябинской области. В 3 больших альбомах – по 150 фотографий, а в нескольких маленьких – по 50 фотографий. Сколько маленьких альбомов с фотографиями у Юры?

- Запишите задачу кратко и решите её.

43.

130

21.05

10мин.

НРЭО

Геометрические фигуры и величины

Задача:

Прямоугольная клумба, засаженная ноготками, имеет длину 9 метров, а ширину – 8 метров. Внутри клумбы участок квадратной формы со стороной 5 метров засажен тюльпанами. Найдите площадь участка, засаженного ноготками.


- Решите задачу по действиям с пояснением.


Ноготки


Тюльпаны


44.

135

28.05

20мин.

НРЭО

Правила о по­рядке выполне­ния действий. Задачи

Задача:

У Стёпы 1000 рублей одной купюрой и 4 купюры по 500 рублей. Он купил роликовые коньки и лыжные ботинки по цене 800 рублей каждые, три пары кроссовок по 180 рублей каждая и микрокалькулятор за 430 рублей. Сколько денег у него осталось?

Решение:

  1. 1000 + 500*4 = 3000(р.) - всего

  2. 800 * 2 = 1600(р.) – стоят коньки и ботинки

  3. 180 * 3 = 540(р.) – стоят кроссовки

  4. 1600 + 540 + 430 = 2570(р.) – заплатил за всю покупку

  5. 3000 – 2570 = 430(р.)

ИТОГО



575 мин.