СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Реализация проектной задачи на уроке окружающего мира в 3 классе по теме "Свойства полезных ископаемых

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа направлена на формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных) через реализацию учебного проекта по теме «Свойства полезных ископаемых"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Реализация проектной задачи на уроке окружающего мира в 3 классе по теме "Свойства полезных ископаемых»

Урок окружающего мира в 3А классе МБОУ СОШ № 27

«Свойства полезных ископаемых»

Учитель: Кузнецова Елена Олеговна

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных) через реализацию учебного проекта по теме «Свойства полезных ископаемых».

Учебные задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, за многообразие природных ресурсов; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, формирование экологической культуры (бережного отношения к природе, стремление к её созиданию);

3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД) :

1) формирование умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

2) формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3) развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

1) формирование уважительного отношения к природным богатствам нашей страны;

2) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве;

3) формирование понятия «полезные ископаемые», освоение знаний о свойствах полезных ископаемых, их применении и способах добычи;





Средства (оборудование):

листы А-3, фломастеры, ножницы, клей, иллюстрации, информационные листы, инструкционные карты.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Планируемый результат: создание демонстративных карт «Полезные ископаемые»



Этапы урока

  1. Организационный этап.

- Ребята, мы принимаем сегодня с вами гостей. Как хозяева мы должны проявить себя приветливыми, воспитанными, организованными. Оставить о себе приятное впечатление, чтобы нашим гостям хотелось к нам вернуться ещё раз.

- Посмотрите друг на друга, глазками, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на весь урок. Я всем вам желаю интересного урока.

  1. Актуализация знаний

Постановка проблемы

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы: 
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету -
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник, 
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!

- Как вы думаете, о каких богатствах и «секретах» пойдет сегодня речь?

- О полезных ископаемых. Что это такое?

(Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд).

- Какие горные породы и минералы вам известны?

-А видел ли кто-нибудь из вас настоящие минералы? Где можно их увидеть?

- А знаете ли вы, что есть музеи минералов?

(Такие музеи есть во многих городах. Есть несколько таких музеев и в Иркутской области и в самом городе Иркутске.)

- Кому-нибудь уже приходилось бывать в таком музее?

-Какие экспонаты содержатся в таком музее? Что интересного и нового мы с вами можем узнать, побывав там на экскурсии?

- А что должен знать экскурсовод о горных породах и минералах, О чем он должен рассказывать посетителям, чтобы заинтересовать их?

3. Постановка целей, задач и формулирование темы

- Мы обрисовали проблему. Так чем же мы будем заниматься на уроке?

- Как можно сформулировать тему?

(Изучение свойств полезных ископаемых)

- Какую цель мы себе поставим? (определить значение полезных ископаемых в практической жизни человека)

- Что для этого нам нужно знать? Какие задачи мы должны решить в процессе урока?

  • Определить свойства полезных ископаемых

  • Научиться находить их на карте

  • Представлять, как добывают полезные ископаемые

  • Изучить, как применяют полезные ископаемые

- Кроме этого, будем учиться быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.

Сегодня наш класс превратится ненадолго в лабораторию, а вы в исследователей.

- В лабораторию привезли образцы полезных ископаемых: каменный уголь, известняк, гранит, железную руду, нефть.

- Мы разбились на группы (5 групп). Каждая группа получит для изучения один экземпляр полезного ископаемого. Какой это будет образец – решит жребий. По одному представителю команды вытягивают карточку с загадкой. Отгадывают всей командой. Отгадка – и будет ваш образец.

Это топливо, сырьё
Из земли качают.
«Черным золотом» его
Люди величают. (Нефть)

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь)



Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)


Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)



Оно варилось долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи. (Железная руда)



Каждая группа должна провести исследование своего образца, следуя инструкционной карте, которая будет у каждого. Вы должны рассмотреть образцы, определить свойства полезного ископаемого, прочитать информацию о нем, выбрать нужные картинки и оформить демонстрационную карту про свой экземпляр полезного ископаемого. У каждой группы будет своя карта, её надо будет защитить.

И ваша демонстрационная карта останется в классе, в нашей коллекции. Ей можно будет пользоваться всем, кто захочет: другие дети, и даже учителя с других классов для проведения уроков.

Поэтому выбирайте важную информацию, делайте всё аккуратно. Не забывайте, что надо работать дружно, по возможности тихо, быстро и правильно .

Будет оцениваться работа группы в целом.

В конце урока каждый заполнит лист самооценки. Вы найдете его в своих раздаточных материалах

4. Планирование учебных действий (работа в группах)

Не забудьте распределить обязанности в группе! (пользуйтесь памяткой)

- Координаторы, распределите в группе обязанности. Результаты работы оформите в «Инструкционной карте»

- Исследователи, проведите необходимые практические работы, сделайте выводы о свойствах полезного ископаемого.

- Оформители, оформите результаты работы

- Аналитики в «Информационном листе» находят материал, относящийся к вашему полезному ископаемому, изучают, дополняют свои сведения о полезном ископаемом; выбирают условный знак полезного ископаемого; находят нужные картинки

- Докладчики рассказывают о применении полезного ископаемого.


- Итак, сейчас каждая группа получает свои образцы для исследования.

- Я желаю вам успеха

5. Работа в группах по плану.

6.Защита проектов

- Итак, что у нас получилось? Расскажите о результатах своей работы.

7. Обобщение

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. Возможна ли жизнь человека без полезных ископаемых?

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?

5. Подведение итогов

- Чтобы прийти к этому выводу, мы провели исследование.

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Достигли ли мы ее? Что нам было нужно для ее достижения?

Проговариваются задачи:

  • Определяли свойства полезных ископаемых

  • Находили их на карте

  • Представлять, как добывают полезные ископаемые

  • Изучить, как применяют полезные ископаемые

- Что для вас было самым трудным при исследовании?

- Самым легким?

7. Контроль и оценка результатов учебной деятельности

- А теперь оцените себя и работу своей группы. Заполните листы самооценки. Поставьте себе оценку. А чью работу вы бы сегодня оценили? Вопрос координаторам

- Как работала твоя команда?

- Кого бы ты отметил как самого активного?

8. Рефлексия деятельности

У нас получилась своеобразная выставка полезных ископаемых.

Подумайте, если вы будете экскурсоводами на этой выставке, сможете ли вы рассказать посетителям о каждом экспонате. Если уверены – на листе самооценки нарисуйте зелёный круг, сомневаетесь - жёлтый, не сможете – красный.