СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Решение задач на языке Python: условный оператор»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Решение задач на языке Python: условный оператор»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»













Методическая разработка

«Решение задач на языке Python: условный оператор»

к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

технической направленности

«Лаборатория робототехники»



Возраст детей: 10-17 лет









Автор: Костычев Вадим Александрович










г. Заречный Пензенской области

2022 г.

В ходе изучения программирования на основе языка Python большую роль играет разработка проектов. Они позволяют отработать как навыки программирования, вспомнить работу различных функций, команд, развить навыки построения алгоритмов.

Целью данной разработки является повышение интереса учащихся к техническому творчеству посредством работы над проектом на языке Python.

Данная методическая разработка используется как обучающий пример для работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Лаборатория робототехники». С их помощью учащиеся смогут применить теоретические знания на практике, построив сложные алгоритмы для решения различных задач.

Для выполнения разных действий в зависимости от заданных условий существует оператор ветвления if (если). Данный оператор позволяет сравнивать различные данные по заданным условиям и в зависимости от истинности или ложности выбирать необходимое действие, заранее заданное программистом.

Пример:

name = input() #приняли имя

if name == ‘Артем’: #если имя в name будет «Артем», то

print(‘Добро пожаловать, Артем!’) # выведем следующую строку

else: #если же там будет любые другие данные

print(‘Доступ запрещен’) #выведем уже другую строку.

Команда else позволяет выполнить другие действия, если условия выше были ложными.

Задача 1. Четное или нет?

На вход подается число. Необходимо проверить данное число на четность. Если число четное – вывести его, добавив тире, и фразу число четное, если же число нечетное - вывести его, добавив тире, и фразу число нечетное.

Входные данные:

21

Выходные данные:

21 – число нечетное



Входные данные:

72

Выходные данные:

72 – число четное



Листинг программы:


a = int(input())

if a % 2 == 0:

print(a, '- число четное')

else:

print(a, '- число нечетное')




Задача 2. А это точно арифметическая прогрессия?

На вход программе подаются три числа. Необходимо вычислить, являются ли данные числа последовательными членами арифметической прогрессии. Если они являются членами арифметической прогрессии вывести в консоль «Да, являются», если нет – «Нет, не являются».

Формула арифметической прогрессии: an​=a1​+d(n−1)

Входные данные:

39

45

51

Выходные данные:

Да, являются



Листинг программы:


a1 = int(input())

a2 = int(input())

a3 = int(input())

if a3-a2 == a2-a1:

print(‘Да, являются’)

else:

print(‘Нет, не являются’)


Для создания более сложных логических условий в языках программирования существуют логические операторы and (и), or (или), not (не). С их помощью мы можем объединять несколько условий или придавать им противоположное значение.

Приоритеты выполнения логических операторов: not, and, or.

Задача 3. А год-то високосный?

На вход программе подается строка – номер года. Необходимо вычислить является ли данный год високосным или нет. Если год високосный – вывести в консоль «Год високосный», если нет «Не високосный год»

Високосные года – года которые одновременно кратны 4 и не кратны 100, или кратны 400.

Входные данные:

1996

Выходные данные:

Год високосный


Входные данные:

1998

Выходные данные:

Не високосный год


Листинг программы:


a = int(input())

if (a % 4 == 0 and a % 100 != 0) or a % 400 == 0:

print('Год високосный')

else:

print('Не високосный год')



Задача 4. Существования треугольника

На вход программе дается три числа. Выяснить может ли существовать треугольник со следующими сторонами. Если да – вывести в консоль «Он существует», если нет – «Треугольника не существует».

Входные данные:

3

4

9

Выходные данные:

Треугольника не существует


Входные данные:

6

7

4

Выходные данные:

Он существует


Листинг программы:


a = int(input())

b = int(input())

c = int(input())

if a+bc and a+cb and b+ca:

print('Он существует')

else:

print('Треугольника не существует')


Кроме команд if-else существует команда elif (иначе если) – она позволяет проверить дополнительные условия, если результат проверки в if оказался ложным, а действия с командой else для этих данных различаются.

Кроме того, мы можем использовать внутри оператора if другие операторы if. Такие операторы называются вложенными или каскадными.


Задача 5. Разделение по возрасту

Программе дается с клавиатуры число – возраст человека. Необходимо вывести к какой категории граждан он относится:

  • "Младенец", если возраст меньше 2х лет;

  • "Ребенок", если возраст от 2 лет, но меньше 12;

  • "Подросток", когда возраст от 12 лет, но меньше 18;

  • "Молодёжь", когда возраст от 18 лет, но меньше 35;

  • "Взрослый человек", когда возраст от 35 лет, но меньше 60;

  • "Пожилой человек", если возраст 60 лет и более.

Входные данные:

35

Выходные данные:

Взрослый человек


Листинг программы:


a=int(input())

if a

print("Младенец")

elif 2

print("Ребенок")

elif 12

print("Подросток")

elif 18

print("Молодёжь")

elif 35

print("Взрослый человек")

elif a = 60:

print("Пожилой человек")


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя