Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики
ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
«Модель профориентации
ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Каменка, 2022
Введение
Если есть в жизни человека что-то судьбоносное,
так это выбор профессии.
Н. Чернышевский
«Профессии кажутся нам самыми возвышенными,
если они пустили в нашем сердце глубокие корни,
если идеям, господствующим в них, мы готовы принести в жертву нашу жизнь и все наши стремления.
Они могут осчастливить того, кто имеет к ним
призвание, но они обрекают на гибель того, кто
принялся за них поспешно, необдуманно,
поддавшись моменту.»
К.Маркс
Профессиональная ориентация - актуальный вопрос. Кем быть, куда пойти учиться, какое направление профессиональной деятельности выбрать? Над этой проблемой думают не только будущие выпускники школ, их родители, но и педагоги, социологи, психологи, медики, экономисты. К профессиональной ориентации обучающихся приковано внимание всех организаций прямо или косвенно отвечающих за подготовку подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни.
Проблемы профессиональной ориентации молодежи становятся все более актуальными в последнее время.
Считается, что японская пословица, как нельзя точно и глубоко раскрывает смысл профориентационной работы: «Дай голодному рыбу - и ты накормишь его на один день. Дай ему удочку, научи его ловить рыбу - и ты накормишь его на всю жизнь». Выпускнику 9 класса необходимо дать не просто диплом, а научить его азам профессии, дать правильное направление в жизни, дать удочку, которая придаст ему уверенности в правильности выбранного пути. Ведь не секрет, что выпускник школы самостоятельно осуществить профессиональный выбор не готов, и для этого есть много причин, одна из которых - он еще не может в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни.
Главная цель профессиональной ориентации - является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда Приднестровской молдавской Республики в квалифицированных, конкурентоспособных рабочих и служащих.
Основными задачами профессиональной ориентации в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» являются:
- оказание профессиональной поддержки в современном выборе профессии;
- получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях, обучающихся для осознанного определения будущей профессиональной деятельности;
- формирование мотивационной основы обучающихся для получения профессионального образования;
- обеспечение выпускников организаций общего образования и среднего профессионального образования необходимой информацией о профессиях и возможностях карьерного роста;
-психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и профессионального становления обучающихся;
- формирование информационной среды профориентации;
- выработка гибкой системы взаимодействия и социального партнерства в организации системы профессионального развития и становления.
- организация и осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями Каменского района, Рыбницкого района, Республики Молдова, Украина и др.;
В соответствии с поставленными целями и задачами профессиональная ориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых приемной комиссией, преподавателями, председателями ЦМК, администрацией техникума.
Профессиональная ориентация как система деятельности организации общего образования совместно с организациями профессионального образования включает в себя следующие компоненты:
а) профессиональное просвещение (профинформация);
б) профагитация;
в) профессиография;
г) профессиональная консультация;
д) профессиональный подбор;
е) профессиональная диагностика.
Модель построения профориентационной работы в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса», согласно плану профориентационной работы и работы приёмной комиссии (Приложение 1) представлена по следующим направлениям:
Основные направления профориентационной работы во взаимодействии техникума с организациями общего образования:
а) Изготовление рекламных, справочных, информационных и учебно-методических материалов для поступающих в техникум на различных носителях; (Приложение 2);
б) Проведение профориентационной работы в организациях общего образования для привлечения потенциальных обучающихся на обучение по специальностям и профессиям имеющихся в техникуме, проведение информационной, агитационной и разъяснительной работы среди обучающихся организаций общего образования о техникуме и предполагаемых о прилагаемых специальностях и профессиях; (Информационные листы о наборе, беседы «Знакомьтесь техникум», анкетирование в 9-х -11х классах) (Приложение 3);
в) Организация и проведение мастер классов (Приложение 4);
г) Проведение встреч с социальными партнёрами( представителями различных специальностей) (Приложение 5);
д) Организация и проведение дней открытых дверей (Приложение 6);
е) Организация и проведение экскурсий в техникуме ( Приложение 7);
ж) Участие в родительских собраниях, выступления, информирование родителей обучающихся школ о специальностях, профессиях техникума, профессиональной подготовке и переподготовке, о правилах приема, перспективах развития рынка труда Приднестровской Молдавской Республики (Приложение 8);
з) Индивидуальная работа с родителями и учащимися (Приложение 9);
и) Выступление на «Последнем звонке» (Приложение 10);
к) Использование Интернет ресурсов в профориентационной работе с обучающимися (Приложение 11).
Модель профориентации ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Обоснование необходимости разработки модели профориентационной работы
Возросшие требования современного общества к уровню профессиональной подготовки делают актуальными проблемы профессиональной ориентации выпускников учреждений образования, поскольку их профессиональные намерения не всегда соответствуют потребностям экономики в кадрах определенных профессий, специальностей.
В настоящее время у молодёжи достаточно широкие возможности профессионального выбора и созданы благоприятные условия для его реализации. Однако сам выбор становится сложнее, так как серьезное влияние на него оказывают стремительное развитие науки и техники, растущая интенсивность информационного потока. На помощь учащимся приходит профессиональная ориентация – научно обоснованная система мероприятий, направленная на содействие молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребности отраслей экономики в кадрах, интересов, склонностей, способностей и физиологических возможностей личности.
Поэтому одной из задач ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» является совершенствование форм и методов профориентационной работы и умения применять их на практике.
Реализация этой задачи предполагает систематизацию взаимодействия всех заинтересованных сторон, которая может быть отражена в модели профориентации в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса».
Одна из главных проблем профориентации заключается в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и традиционно сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи.
Внедрение модели профориентации базируется на следующих принципах.
Принципы профориентационной работы в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С.
Модель профориентации ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Модель профориентации коллектива ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» в школах города Каменка и Каменского района.
Модель профориентационной работы коллектива техникума в ориентации студентов на избранную профессию, специальность внутри техникума
Как мы знаем, профессиональная ориентация студентов на избранную ими профессию или специальность – это неотъемлемая часть работы педагогического коллектива, в результате которой студенты должны приобрести уверенность в правильности своего выбора, сформировать общие и освоить профессиональные компетенции. Ведущая роль в этой работе, несомненно, преподавателей профессиональных дисциплин, которые осуществляют эту работу на занятиях теоретического и производственного обучения, во время практики студентов на предприятиях, контролируя освоение программы и наблюдая за процессом адаптации каждого конкретного студента в профессиональной среде.
Немаловажную роль играет и личность этих специалистов: уровень их профессиональной подготовки, увлеченность своей профессией, специальностью, морально-нравственные качества, умение передать имеющиеся знания молодым людям, стремление вырастить хороших специалистов. Это ответственная и сложная работа. Понимая это, часть работы берут на себя и преподаватели общеобразовательных дисциплин, и кураторы, и, конечно, члены администрации техникума. На схеме представлена модель этой работы.
Модель профориентационной работы коллектива техникума в ориентации студентов на избранную профессию, специальность внутри техникума
Считается, что если в процессе поиска решения какой-либо проблемы удается отыскать главное, то все остальное разрешится, само собой. Профессиональное самоопределение молодого человека – это главное, которое позволит значительно повысить его мотивацию к качественному обучению, может стать центром всей воспитательной работы куратора, преподавателей общеобразовательных, профессиональных дисциплин и техникума в целом, это та ниточка, потянув за которую можно размотать весь клубок проблем.
В жизни каждого человека наступает
время, когда он должен сделать выбор: или
он будет заниматься тем, к чему лежит
его душа, или позволит решать за себя
другим.
Крис Уайднер
Приложение 1
Цель и задачи профессиональной ориентации обучающихся
Главная цель профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении возможности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда Приднестровской молдавской Республики в квалифицированных, конкурентоспособных рабочих и служащих.
Основными задачами профессиональной ориентации работы в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» являются:
- оказание профессиональной поддержки в современном выборе профессии;
- получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях, обучающихся для осознанного определения будущей профессиональной деятельности;
- формирование мотивационной основы обучающихся для получения профессионального образования;
- обеспечение выпускников организаций общего образования и среднего профессионального образования необходимой информацией о профессиях и возможностях карьерного роста;
-психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и профессионального становления обучающихся;
- формирование информационной среды профориентации;
- выработка гибкой системы взаимодействия и социального партнерства в организации системы профессионального развития и становления.
- организация и осуществление взаимодействия с образовательными учреждениями Каменского района, Рыбницкого района, Республики Молдова, Украина и др.;
В соответствии с поставленными целями и задачами профессиональная ориентационная работа представляет собой комплекс мероприятий, проводимых приемной комиссией, преподавателями, председателями ЦМК, администрацией техникума.
Направления профориентационной работы
Профессиональная ориентация как система деятельности организации общего образования совместно с организациями профессионального образования включает в себя следующие компоненты:
а) профессиональное просвещение (профинформация);
б) профагитация;
в) профессиография;
г) профессиональная консультация;
д) профессиональный подбор;
е) профессиональная диагностика.
Основные направления профориентационной работы во взаимодействии техникума с организациями общего образования:
а) Изготовление рекламных, справочных, информационных и учебно-методических материалов для поступающих в техникум на различных носителях;
б) проведение профориентационной работы в организациях общего образования для привлечения потенциальных обучающихся на обучение по специальностям и профессиям имеющихся в техникуме, проведение информационной, агитационной и разъяснительной работы среди обучающихся организаций общего образования о техникуме и предполагаемых о прилагаемых специальностях и профессиях (Информационные листы о наборе, беседы «Знакомьтесь техникум», анкетирование в 9-х -11х классах);
в) Организация и проведение мастер классов;
г) Проведение встреч с социальными партнёрами;
д) Организация и проведение дней открытых дверей;
е) Организация и проведение экскурсий в техникуме;
ж) Участие в родительских собраниях, выступления, информирование родителей обучающихся школ о специальностях, профессиях техникума, профессиональной подготовке и переподготовке, о правилах приема, перспективах развития рынка труда Приднестровской Молдавской Республики;
з) Индивидуальная работа с родителями и учащимися;
и) Выступление на «Последнем звонке»
к) Использование Интернет ресурсов в профориентационной работе с обучающимися.
План профориентационной работы на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Место проведения | Срок проведения | Ответственный за исполнение |
Организационная работа в подготовительный период |
| Ознакомить членов Приемной комиссии с Порядком приема абитуриентов на обучение по образовательным программам начального и среднего профессионального образования в организации профессионального образования ПМР (Приказ МП от15.07.2013г. № 968) | Приемная комиссия | 3 декада сентября , вторая декада октября | председатель приемной комиссии |
| Согласовать и утвердить перечень и специальностей для приема абитуриентов на следующий учебный год. | Приемная комиссия | апрель | председатель приемной комиссии |
| Подготовить Правила приема на 2022-2023 учебный год | Приемная комиссия | Декабрь, январь | председатель приемной комиссии, отв. секретарь |
| Подготовить проект Приказа о создании приёмной комиссии и назначении секретариата | Приемная комиссия | вторая декада октября | председатель приемной комиссии, отв. секретарь |
| Подготовить проект Приказа о создании апелляционной комиссии | Приемная комиссия | 3 декада сентября , вторая декада октября | председатель приемной комиссии, отв. секретарь |
| Обеспечить размещение материалов приемной комиссии на сайте техникума | Приемная комиссия | январь | отв. секретарь |
| Подготовить проект Приказа о закреплении за сотрудниками техникума школ городов и районов республики для проведения профориентационной работы в текущем учебном году | Приемная комиссия | январь | председатель приемной комиссии, отв. секретарь |
| Организовать прием посетителей по вопросам поступления в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» | Приемная комиссия | постоянно | председатель приемной комиссии, отв. секретарь |
| 2. Агитационная и профориентационная работа |
| Подготовить рекламные, наглядные материалы о ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» | Приемная комиссия | январь | отв. секретарь приемной комиссии |
| Оснастить стенды по профориентации необходимой информационной документацией | Приемная комиссия | май | отв. секретарь приемной комиссии, |
| Разместить рекламу техникума на сайте и предоставить информацию о мероприятиях, проводимых в техникуме в периодические издания и на телевидение | Приемная комиссия | в течение года | отв. секретарь приемной комиссии |
| Обновить мультимедийные презентации, подготовить профориентационные ролики «Куда пойти учиться» | Приемная комиссия | декабрь-январь | председатели цикловых методических комиссий Методист-инструктор по информатизации образования |
| Организовать встречи преподавателей с учащимися школ по вопросам поступления и обучения в техникум в традиционной и дистанционной формах (Беседы знакомьтесь, техникум) | Школы города и района | в течение года | отв. секретарь приемной комиссии, члены приемной комиссии |
| Принимать участие( выступления) на родительских собраниях по вопросам поступления и обучения в техникум как в традиционной, так и в дистанционной формах. | Школы города и района | в течение года (Согласно графику родительских собраний) | отв. секретарь приемной комиссии, члены приемной комиссии, педагогичес- кий коллектив |
| Принимать участие в ярмарках вакансий рабочих мест ( в дистанционном формате) | Приемная комиссия | в течение года | отв. секретарь приемной комиссии, педагог-организатор |
| Организовать и провести «Виртуальный день открытых дверей» | ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» Образовательная платформа ZOOM | 03.03.2022г. | отв. секретарь приемной комиссии, педагог-организатор Ведущие преподаватели техникума по специальностям набора на 2022-2023 уч. год. |
| Организовать и провести Мастер - классы: «Азбука начинающего бухгалтера» «Лесная сказка» «А я в техники пошел…» | ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» Образовательная платформа ZOOM. | 06.04.-07.04.2022г. | отв. секретарь приемной комиссии, педагог-организатор Ведущие преподаватели техникума по специальностям набора на 2022-2023 уч. год. |
| Встреча с представителями различных специальностей, реализуемых в техникуме( Социальными партнёрами) | ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» Образовательная платформа ZOOM | 08.04.2022г. | отв. секретарь приемной комиссии, педагог-организатор представители по специальностям набора на 2022-2023 уч. год. |
| Организовать проведение агитационной работы и распространение материалов силами студентов и преподавателей | Приемная комиссия | постоянно | отв. секретарь приемной комиссии, преподаватели |
| Участие, выступление на родительских собраниях в школах г. Каменка и Каменского района | Школы г. Каменка и Каменского района | согласно графика | отв. секретарь приемной комиссии, преподаватели |
| Организация и проведение экскурсий в техникуме | ( Виртуальная экскурсия по техникуму) | май | отв. секретарь приемной комиссии, преподаватели |
| Проведение индивидуальной работы с родителями и учащимися | В индивидуальном порядке | Январь-август | отв. секретарь приемной комиссии, преподаватели |
| Выступление на «Последнем звонке» | Школы г. Каменка и Каменского района | май | отв. секретарь приемной комиссии, преподаватели |
| Заслушивать отчеты о ходе профориентационной работы на совещаниях при директоре | Кабинет директора | ежемесячно | отв. секретарь приемной комиссии |
| 3. Организация приема документов и проведение вступительных испытаний |
| Подготовить стенд, отражающий динамику подачи заявлений (план приема и количество поданных заявлений). | Фойе техникума | май | отв. секретарь приемной комиссии |
| Подготовить комплект информационных материалов для секретариата по сопровождению приема документов | Приемная комиссия | апрель | отв. секретарь приемной комиссии |
| Провести семинар и тренинг с секретариатом по организации работы в период приема документов | Приемная комиссия | май | отв. секретарь приемной комиссии |
| Организовать прием документов абитуриентов | Приемная комиссия | июнь-август | отв. секретарь приемной комиссии |
| Организовать прием абитуриентов и их родителей (законных представителей) по различным вопросам приема в техникум | Приемная комиссия | июнь-август | отв. секретарь приемной комиссии |
| Вести информационный учет о ходе подачи документов | Приемная комиссия | июнь-сентябрь | отв. секретарь приемной комиссии |
| Провести заседания приемной комиссии по зачислению | Приемная комиссия | август | председатель приемной комиссии отв. секретарь |
Приемная комиссия | октябрь |
| Подготовить приказы о зачислении | Приемная комиссия | август, октябрь | отв. секретарь приемной комиссии |
| Подготовить статистическую информацию | Приемная комиссия | сентябрь-октябрь | отв. секретарь приемной комиссии |
| Организовать оформление личных дел. | Приемная комиссия | июнь-сентябрь | отв. секретарь приемной комиссии |
| 4. Хозяйственная работа |
| Оформить интерьер кабинета приемной комиссии | Приемная комиссия | Март-апрель | зав. хозяйственной частью |
| Обеспечить сохранность документов и имущества приемной комиссии, охрану помещений приемной комиссии | Приемная комиссия | постоянно | зав. хозяйственной частью, отв. секретарь приемной комиссии |
| Обеспечить материально-техническое снабжение приемной комиссии | Приемная комиссия | постоянно | зав. хозяйственной частью |
| 5. Подготовка технической документации |
| Подготовить бланковую и информационную документацию для работы приемной комиссии в период приема документов | Приемная комиссия | апрель | отв. секретарь приемной комиссии |
| Обеспечить приемную и апелляционную комиссии необходимой документацией и бланками | Приемная комиссия | июнь-сентябрь | отв. секретарь приемной комиссии |
| 6. Работа в заключительный период |
| Организовать передачу личных дел абитуриентов, зачисленных в организацию профессионального образования в учебную часть и на заочное отделение (по очной и заочной формам обучения) | Учебная часть | август - сентябрь | отв. секретарь приемной комиссии |
| Подготовить отчет приемной комиссии | Приемная комиссия | сентябрь - октябрь | отв. секретарь приемной комиссии |
Ожидаемые конечные результаты реализации плана
Повышение престижа ценности знания и среднего профессионального образования в молодежной среде.
Актуализация интеллектуального потенциала студентов и учащихся техникума в профориентационной работе.
Формирование прочного профессионального интереса и профессиональной мотивации абитуриентов и студентов техникума.
Создание пакета нормативно-правовых документов по профессиональной ориентации в техникуме.
Повышение качества профессиональной подготовки специалистов, выпускаемых техникумом.
Выполнение контрольных цифр приема абитуриентов в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса».
Приложение 2
Ссылки на видеоролики
https://drive.google.com/file/d/1L9biY3Dr3u68U__CjPrOx0BiDwpjNVY4/view?usp=sharing- ссылка на ролик профориентационный на 2022-2023 г.
https://drive.google.com/file/d/1xNK7BNA9t03vhEZ-yeFiP0qth3rRrja-/view?usp=sharing- ссылка на профориентационный ролик школьники
Приложение 3
Приложение 4
Организация и проведение мастер- классов
Мастер-класс «Лесная сказка»
Мастер-класс «А я в техники пошёл…..»
Мастер-класс «Азбука начинающего бухгалтера»
Приложение 5
План проведение встреч с социальными партнёрами
(представителями различных специальностей)
Ведущий. Добрый день. Мы рады нашей встрече! В настоящий период развития общества возрастает значение личности, готовой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает благоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявляет к нему жёсткие требования - умение самостоятельно выбирать, и отвечать за последствия сделанного выбора (то есть быть готовым к непредсказуемым ситуациям). Выбор профессии и подготовка к профессиональному труду – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте. Выбирая профессию, выбираешь свой образ жизни и жизненный путь.
«Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — писал римский философ Сенека. Чтобы достичь карьерных вершин, очень важно еще в ранней юности осознать, чем тебе хотелось бы заниматься, какую профессию освоить, каких высот достичь. А затем правильно выбрать учебное заведение и составить примерный план своего движения к цели. Мы считаем, что подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.
Правильно выбранная профессия - это:
возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности;
основа для уважения и самоуважения человека;
основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения;
радость творчества.
Что же такое профориентация? Профессиональная ориентация или сокращенно профориентация, по нашему мнению – комплекс мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий, научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности (склонности, интересы, способности), так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций мы организовали встречу с представителями различных специальностей, мастерами своего дела. Сегодня мы встретимся с представителями таких специальностей как «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) », 4.35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство», 2.23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобильного транспорта»
Разрешите представить вам наших гостей:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Которые кратко расскажут вам о том какую специальность, профессию они выбрали и как у них сложилась жизнь сейчас. А по завершении их выступления вы сможете задать вопросы, которые вас интересуют.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущий Профориентационная работа в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса» направлена на организацию устойчивых связей между техникумом, образовательными учреждениями города, района, развитие интереса абитуриентов к освоению профессий и специальностей, что в дальнейшем должно способствовать формированию профессиональной компетентности выпускников, повышению качества их подготовки и возможности получения профессии до окончания общеобразовательного учреждения.
Но недостаточно просто привлечь выпускников школ в техникум для получения профессии или специальности, необходимо предоставить им шанс на реальное трудоустройство и профессиональную адаптацию к условиям рынка труда после завершения обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Поэтому важной составляющей работы нашего техникума по подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов является их трудоустройство и закрепление на рабочих местах. Многие наши выпускники добились больших профессиональных успехов состоялись как личности, работающие на благо всего нашего общества.
В заключение хотелось бы сказать о том, что профориентационная работа в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникумим. И.С. Солтыса» нацелена на разработку и распространение новых технологий в информировании школьников и выпускников о способах построения карьеры
Приложение 6
вопросов для будущего студента и их родителей является – «Чем же здесь я буду заниматься?»
Как трудно средь множества разных профессий найти ту одну, что все перевесит!
Кем стать? Как себе самому пригодиться?
Давайте послушаем ведущих преподавателей:
По специальности 2.23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», Слово предоставляется преподавателям профессионального цикла Гребенюк М.С. и Нигдорий В.Н.
По специальности 4.35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство (практико-ориентированное (дуальное) обучение), преподавателю профессионального цикла Ватаман Е.К.(Презентация специальности)
По специальности-5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» преподавателям профессионального цикла Касап Н.П. Жуковскому Г.Г. .(Презентация специальности)
Ответственный секретарь приёмной комиссии- Краткое описание преимуществ обучения в техникуме.
Заключение:
Сегодня ребята мы рассказали вам о нашем техникуме.
Теперь принять решение о том, как поступить дальше, принимать вам!
К сожалению, наша встреча подошла к концу.
Но мы надеемся, что она не последняя.
Двери нашего учебного заведения, так же как и наши сердца открыты для вас всегда.
До скорой встречи!
Приложение 7
Организация и проведение экскурсий в техникуме
по теме:
«Знакомство с будущей профессией, специальностью».
(Может проводиться как в обычном формате так и виртуально)
Цель: создание представлений у учащихся об обучении и подготовки по различным специальностям в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Задачи:
Образовательная: информировать учащихся о специальностях, которые они могут получить в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к специальностям, рабочим профессиям.
Развивающая: развивать у учащихся аналитическую деятельность, мышление.
Тип: – экскурсия.
Ход мероприятия.
Предварительная подготовка. Беседа с учащимися о профессиях.
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» Философ Сенеки.
Ребята, пройдёт совсем немного времени, вы окончите школу, и вам нужно будет сделать свой выбор – чем заниматься, какую профессию , специальность выбрать? Об этом необходимо подумать уже сейчас.
Как вы думаете где же люди обучаются профессиям, специальностям? (Варианты ответов).
Ребята, сегодня на экскурсии, вы познакомитесь с профессиями и специальностями, которым обучают в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Дневная форма обучения на бюджетной основе на базе 9 классов
-2.23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» - срок обучения 3 года 10 месяцев
-4.35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство (практико-ориентированное (дуальное) обучение»- срок обучения 3 года 10 месяцев
-5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» -срок обучения 2 года 10 месяцев
Дневная форма обучения на бюджетной основе на базе 11классов (на II курс, при наличии вакантных мест)
Заочная форма обучения на базе 11 классов (на договорной основе)
5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» -срок обучения 2 года 10 месяцев
Профессиональная подготовка-Повар (практико-ориентированное (дуальное) обучение), кондитер, официант, парикмахер, водитель категории «В», «С», тракторист категории «С» (практико-ориентированное (дуальное) обучение), слесарь по ремонту автомобилей, штукатур, кассир, секретарь-администратор, вальщик леса.
Уважаемые обучаемые по окончании нашей экскурсии заполните пожалуйста анкету
Давайте познакомимся с учебным заведением
Первый этаж- представлен актовым залом, спортивным залом, буфетом
Актовый зал
Творческая жизнь наших студентов всегда кипит. Здесь вы можете заниматься вокалом, танцами, игрой на гитаре и многое другое. Каждый студент может выбрать занятие по душе. Наши студенты принимают активное участие в районных, Республиканских и даже международных конкурсах. Во многих из них наши коллективы стали победителями и лауреатами.
Спортивный зал
Студенты, которые предпочитают спорт тоже могут найти себе занятие по интересам. Для этого стоит заглянуть в спортивный зал. Для студентов организованны занятия по легкой атлетике,, баскетболу, волейболу,. Проводятся соревнования по мини футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, шашкам, а так же шахматам. В техникуме проводится турнир на кубок главы города – В этом году команда нашего техникума заняла 1 место.
Второй этаж представлен-музеем и кабинетами по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» и «Лесное и лесопарковое хозяйство».
В музее представлены редкие фотографии, удостоверения, награды, грамоты, альбомы выпускников прошлых лет и мн. другое
Информационные стенды знакомят с историей создания учебного заведения, его развития, рассказывают о становлении педагогического коллектива, о жизни нескольких студенческих поколений, и выдающихся выпускниках, которыми гордится техникум.
На третьем этаже кроме кабинетов находятся два компьютерных класса, Четвёртый этаж представлен кабинетами по специальности «Техническое
обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Кроме этого для прохождения практики оборудованы мастерские. Давайте посмотрим.
Ведуший. Вот и все уважаемые гости. Мы были рады видеть вас. До новых встреч.
АНКЕТА
1. Понравилась ли тебе наша экскурсия?
Да не совсем нет
2. Если нет, то почему? _____________________________________________
3. Желаешь ли ты освоить одну из профессий, специальностей, с которой ты познакомился во время экскурсии
да не знаю нет
4. Какая из представленных специальностей пришлась тебе по душе?
Назови её_________________________________________________________
5. Узнали ли Вы о ней что-нибудь новое для себя?
да не совсем нет
6. Считаете ли Вы себя пригодным к этой профессии, специальности?
да не совсем нет
7. Помогла ли экскурсия в выборе профессии?
- помогла выбрать профессию, специальность
- получил (а) существенную дополнительную информацию
- получил (а) сведения, заставляющие задуматься о правильности выбора
- полезной информации не получил (а)
- что-то иное_____________________________________________________
8. Твои предложения по улучшению проведения экскурсии _________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
Приложение 8
Выступление на родительских собраниях в выпускных классах в школах г. Каменка и Каменского района
Добрый день уважаемые родители! Мудрая пословица гласит: «Семь раз отмерь, один – отрежь». Как часто нам приходится принимать решения и в личной жизни, и в профессиональной деятельности. И от того, насколько верным, взвешенным будет это решение, зависит порой наша судьба.
Выбор профессии – задача не из легких. Большую помощь в этом вопросе старшеклассникам можете оказать вы родители. Конечно, у молодого поколения иные точки зрения, ценности, привычки. И все-таки у каждого родителя всегда имеется неоспоримое преимущество перед ребенком – социальный опыт, мудрость, умение адекватно оценивать жизненные реалии и требования современности. Кроме того, в отличие от слов чужого человека, побуждение, исходящее от близких людей, воспринимается как наиболее подходящее и конструктивное.
Фантазии ребенка и аргументы родителей.
Еще один аргумент в пользу родителей, - Профессиональные фантазии ребенка. Когда он видит себя в мечтах представителем той или иной профессии, он мысленно примеряет ее на себя. Значит, важными для них оказываются сведения о профессиональной деятельности родителей, родных – их рассказы о том, как они выбирали профессию, какие при этом испытывали трудности, на что обращали внимание. Ребенок автоматически попадает под магию эмоциональной оценки профессии родителями и безоговорочно принимает их позицию.
Тем не менее, дети и родители, несмотря на кровное родство, различны. Их жизненные и профессиональные пути расходятся. Иногда родители настаивают на выборе той профессии, которой в силу обстоятельств им не удалось овладеть самим, то есть через ребенка родители пытаются реализовать свою мечту.
Прививка от неудачи.
Очень часто родительские советы подаются под «соусом» «полезно для семейной жизни». Будь бухгалтером—сэкономим семейный бюджет! Будь механиком –не нужно платить за обслуживание автомобиля! Становись поваром, хоть готовить научишься! Ущербность такого выбора очевидна.
Еще одно родительское заблуждение: что высшее образование автоматически разрешает проблемы поиска нужной высокооплачиваемой работы. Здесь профессиональное самоопределение подменяется самоопределением в социальном плане, а выбор профессии – выбором учебного заведения. Важно, чтобы и учащиеся и вы родители понимали, высшее образование можно получить и ступенчатым путем: начальное профессиональное образование – техникум – вуз; работа плюс заочное обучение. Гибкий подход дает школьнику возможность выбрать себе оптимальный вариант получения образования и сохранить свой психологический комфорт.
Одна из главных задач вас как родителей – помочь учащемуся сформировать реальное представление о самом себе: о способностях, сильных сторонах характера, о наиболее успешной деятельности.
Разрешите познакомить вас, со специальностями, которые мы предлагаем на 2022-2023 учебный год
Дневная форма обучения на бюджетной основе на базе 9 классов
-2.23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» - срок обучения 3 года 10 месяцев
-4.35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство (практико-ориентированное (дуальное) обучение»- срок обучения 3 года 10 месяцев
-5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» -срок обучения 2 года 10 месяцев
Дневная форма обучения на бюджетной основе на базе 11классов (на II курс, при наличии вакантных мест)
Заочная форма обучения на базе 11 классов (на договорной основе)
5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» -срок обучения 2 года 10 месяцев
Профессиональная подготовка-Повар (практико-ориентированное (дуальное) обучение), кондитер, официант, парикмахер, водитель категории «В», «С», тракторист категории «С» (практико-ориентированное (дуальное) обучение), слесарь по ремонту автомобилей, штукатур, кассир, секретарь-администратор, вальщик леса.
Желающие обеспечиваются общежитием. При техникуме работает столовая, буфет, спортивно-оздоровительный комплекс, все обучаемые на первом курсе получают стипендию.
Осуществляется приём документов на все формы обучения с 01.06.2022 года по 24.08.2022 года
Уважаемые родители давайте проведём анкетирование и ответим на некоторые вопросы
Анкета
Обсуждали ли Вы со своим ребенком проблему выбора профессии?
Какую профессию выбирает Ваш ребенок?
Что вы ему советуете?
Совпадают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию?
Что служит Вашим аргументом в выборе профессии Вашим ребенком?
Если ребенок будет настаивать на собственном выборе профессии, будете ли Вы ему препятствовать?
Уважаемые родители для выбора будущей профессии учащийся должен знать о себе следующее:
Свои интересы к профессии
Свои способности
Свои склонности
Степень своей профессиональной пригодности (здоровье)
Пожелание родителям: изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения среднего профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.
При выборе профессии, специальности. необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях. Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения, как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, нежели мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно» со своими друзьями. Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы потом вместе поступать в одно и то же учебное заведение и т.п.
Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, специальности, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно вестись очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.
Рекомендации родителям
в процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребенка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть способности. Опирайтесь в процессе выбора профиля, в том числе на результаты успеваемости;
наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Понимайте всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребенку;
изучите интересы, возможности и способности своего ребенка;
ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения среднего профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы;
при выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях;
при обсуждении вариантов продолжения учебы помните, что в силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем мнение родителей и учителей;
в любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях;
в заключение обратим внимание на то, что грамотная организация профильного обучения позволяет учащимся пройти через ряд выборов и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание!»
Подводится итог собрания, определяются задачи на будущее, а также мероприятия, которые нужно провести для того, чтобы помочь учащимся выбрать профессию, соответствующую не только желаниям, но и возможностям.
Приложение 9
Индивидуальная работа с родителями и учащимися
План работы с родителями
№ | Содержание работы | Сроки |
| Знакомство с родителями (личные встречи) | Апрель-август |
| Беседы |
| Приглашение на день открытых дверей, мастер- классы, встречи с представителями различных профессий |
План работы с учащимися
№ | Содержание работы | Сроки |
| Индивидуальные беседы | Апрель- август |
| Консультации |
| Приглашение на День открытых дверей, приглашение принять участие в мастер -классах, встречах с представителями различных профессий, ответы на вопросы |
| Участие в экскурсиях |
Приложение 10
Выступление на «Последнем звонке»
Уважаемые гости, учителя, родители, дорогие ребята! Сегодня у вас — праздник! Мы поздравляем вас, дорогие ребята, с этим днем! В 10 классы из тех, кто стоит на линейке перейдут не все... Кто-то уйдет в другие школы, кто-то продолжит обучение в техникумах, профессиональных учебных заведениях... Но где бы вы не оказались, дорогие 9-классники, мы желаем вам счастья, успехов, исполнения задуманного... А 11-ти классники кто-то поступит в высшие учебные заведения, кто- то пойдёт в армию. А мы хотим пригласить вас обучаться в нашем учебном заведении в ГОУ СПО «Каменский политехнический техникум им. И.С. Солтыса»
Разрешите познакомить вас, со специальностями, которые мы предлагаем на 2022-2023 учебный год
Дневная форма обучения на бюджетной основе на базе 9 классов
-2.23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» - срок обучения 3 года 10 месяцев
-4.35.02.01 «Лесное и лесопарковое хозяйство (практико-ориентированное (дуальное) обучение»- срок обучения 3 года 10 месяцев
-5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» -срок обучения 2 года 10 месяцев
Дневная форма обучения на бюджетной основе на базе 11классов (на II курс, при наличии вакантных мест)
Заочная форма обучения на базе 11 классов (на договорной основе)
5.38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)» -срок обучения 2 года 10 месяцев
Профессиональная подготовка-Повар (практико-ориентированное (дуальное) обучение), кондитер, официант, парикмахер, водитель категории «В», «С», тракторист категории «С» (практико-ориентированное (дуальное) обучение), слесарь по ремонту автомобилей, штукатур, кассир, секретарь-администратор, вальщик леса.
Желающие обеспечиваются общежитием. При техникуме работает столовая, буфет, спортивно-оздоровительный комплекс, все обучаемые на первом курсе получают стипендию.
Осуществляется приём документов на все формы обучения
с 01.06.2022 года по 24.08.2022 года
Приложение 11