СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Резание ручной ножовкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Резание ручной ножовкой"»

Министерство просвещения российской федерации

Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Неманское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»









Методическая разработка

открытого урока

по производственному обучению

на тему: «Резка металла ручной слесарной ножовкой »















Разработал: мастер п/о: Пиляк С.А.











г. Неман

2018 г.

Тема урока: «РЕЗАНИЕ МЕТАЛЛА РУЧНОЙ СЛЕСАРНОЙ НОЖОВКОЙ»

Цель урока: научить обучающихся резать металл ручной слесарной ножовкой. Познакомить обучающихся с процессом резания металла слесарной ножовкой;

Задачи урока:

Сформировать практические умения и навыки по приемам работы ручной слесарной ножовкой при резке полосовой, квадратной, круглой, угловой, листовой стали. Воспитать у обучающихся аккуратность и точность в работе; трудолюбие и самоконтроль.
Развить у обучающихся чувство удовлетворения от достижения конечного результата выполненной работы.

Учебно-материальное оснащение урока: ножовка по металлу, металлические заготовки, видео - проектор.

Дидактические средства: схемы, плакаты.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, показ учителем приемов резания, рассказ, демонстрация наглядных пособий, практическая работа.
Ход урока:
I. Организационно-подготовительная часть:

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности обучающихся к уроку.

Вводный инструктаж.

Сообщение темы и целей урока. Провести инструктаж по ТБ и дать расписаться в журнале п/о в форме №3.
II. Теоретическая часть.

Повторение пройденного материала и изучение нового.

Задаю вопросы:

- что такое разметка? (разметка – это операция по нанесению на поверхность заготовки линий, определяющие контуры изготавливаемой детали);

- чем наносится разметка? (чертилка, рейсмас, разметочный циркуль, кернер

- что называют рубкой металла? (операция по снятию с поверхности заготовки слоя материала, а также разрубание металла на части);

- какие инструменты применяют для рубки металла? (зубило, крейцмейсель, слесарный молоток).

Инструктирование обучающихся по материалу урока:

Необходимо научить обучающихся правильно выполнять упражнения, связанные с резкою металла и соблюдением всех норм и ТБ.

Резание металла – операция разделения металла на части с помощью ножовочного полотна.

Ручные слесарные ножовки предназначены в основном для разрезания сортового и профильного проката вручную, а также для разрезания толстых листов и полос, прорезания пазов и шлицев в головках винтов, обрезания заготовок по контуру и др. работ.

Ручные слесарные ножовки состоят из: ножовочного станкацельного и раздвижного.

- Цельный ножовочный станок: 1- станок, 2- натяжной винт с гайкой-барашком, 3- ручка, 4-ножовочное полотно.

- Раздвижной ножовочный станок; 1 - станок, 2 – ручка, 3 – рамка, 4 - ножовочное полотно, 5 - головка крепления ножовочного полотна, 6 - натяжной винт с гайкой барашком.

Процесс резки ручной ножовкой.

- Рабочий ход (ножовка перемещается вперед от Работающего) Холостой ход (ножовка перемещается назад по направлению к работающему







Правила безопасности при резании металла ножовкой

Оберегать руки от ранения о режущие кромки ножовки и заусенцы на металле. Следить за положением пальцев левой руки, поддерживая лист снизу.

Не сдувать опилки и не удалять их руками во избежание засорения глаз или ранения рук.

Организация рабочего места.

На верстаке должны находиться только предметы, необходимые для выполнения данного задания. Предметы, которыми обучающиеся пользуются чаще, кладут ближе, а которыми реже – дальше. Все предметы, которые приходиться брать двумя руками, кладут прямо перед собой. По возможности избегают размещения предметов, требующих при выполнении работ поворотов и особенно нагибания корпуса, а также перекладывания из одной руки в другую.

Приспособления, материалы и готовые изделия располагают в специальных ящиках, находящихся на отведенных для них местах. Измерительные инструменты хранят в специальных футлярах. Режущие инструменты хранят на деревянных подставках. После окончания работы используемые инструменты и приспособления очищают от грязи, масла и протирают. Поверхность верстака очищают щеткой от стружки и мусора17



Упражнение 1. СБОРКА СЛЕСАРНОЙ НОЖОВКИ

1. Вставить полотно в рамку (станок) ножовки 2, 5,8

Выбрать ножовочное полотно в соответствии с разрезаемым материалом. Отвернуть натяжной барашек(гайка) (1) так, чтобы часть подвижной головки (3) выходила из втулки (хомутика) на 12-15 мм выбрать ножовочное полотно в соответствии с разрезаемым материалом.

Раздвинуть рамку ножовки и зафиксировать подвижной угольник ее так, чтобы расстояние между отверстиями головок было примерно равно расстоянию между отверстиями полотна.

Вставить полотно в прорезь задней головки (3) так, чтобы зубья его были направлены от рукоятки.



В отверстие вставить штифт. Продвинуть передний край полотна в прорезь подвижной головки и вставить в штифт. Вставить полотно в прорезь задней головки (3) так, чтобы зубья его были направлены от рукоятки. В отверстие вставить штифт.

Натянуть полотно, вращая барашек. Степень натяжения проверять легким нажатием пальца на полотно с боку: если полотно не прогибается, то нажатие достаточное.







Упражнение 2. ОТРАБОТКА РАБОЧИХ ДВИЖЕНИЙ НОЖОВКОЙ.

1. Подготовить тренировочное приспособление к упражнению

Закрепить тренировочное приспособление в тиски вместе с заготовкой. Сделать на заготовке пропил трехгранным напильником точно по середине между ограничителями приспособления.

2. Производить рабочие движения

Принять правильное рабочее положение у тисков. Взять ножовку. Установит ножовку полотном на пропил заготовки. Производить горизонтальные движения ножовкой.





Упражнение 3. РЕЗАНИЕ МЕТАЛЛА НОЖОВКОЙ

1. Разрезать круглый или квадратный прутковый материал

Отметить мелом место разрезания со всех сторон детали. Закрепить деталь в тиски так, чтобы линия отреза находилась слева, в 15-20 мм от губок тисков. Разрезать пруток, соблюдая следующие правила: в начале резания ножовку немного наклонить от себя; во время работы ножовочное полотно находится в горизонтальном положении;





-в работе должно участвовать не менее 3\4 длины полотна; -делать 40-50 рабочих движений в минуту; -нажимать на ножовку легко и только при движении вперёд.

Закрепить трубу в тисках или трубном прижиме. При закреплении в тисках тонкостенной трубы или трубы с чисто обработанной поверхностью пользоваться деревянными прокладками. Отметить линию разрезания по окружности трубы. Разрезать трубу, соблюдая все ранее указанные правила

2. Разрезать металл ножовкой с повернутым полотном

Вставить полотно в боковые прорези головок ножовки так, чтобы в рабочем положении рамка располагалась с права или слева от детали в зависимости от ее конфигурации. Вставить штифты и натянуть полотно. Разрезать заготовку. Место разрезания располагать сбоку или сверху от губок тисков в зависимости от формы детали





Общие технические требования к резке ножовкой.

Для длинных пропилов используют ножовочное полотно с большим шагом зубьев, а для коротких пропилов – с мелким шагом; Работают ножовкой не спеша, плавно, без рывков,

При резке не давать полотну нагреваться, периодически смазывая его минеральным маслом или графитовой смазкой, особенно при резке вязких металлов; Латунь и бронзу разрезают только новыми полотнами, так как даже мало изношенные зубья не режут эти металлы, а скользят по их поверхности.

Обход рабочих мест: по мере выполнения работы проверяется как обучающиеся выполняют задание, подсказываю по мере надобности и направляю их действия.

Заключительный инструктаж:

Разбираю с обучающимися допущенные ошибки во время выполнения работы, соблюдение правил по ТБ, обращаю внимание на их отношение друг к другу во время работы, сообщаю результаты.

Закрепляю тему вопросами:

- Для чего применяется слесарная операция – резка? (Разделение металла на части)

- С помощью чего выполняется слесарная операция - резка? (с помощью ножовочного полотна, ножниц и др. режущего инструмента)

- Назовите типы ножовочного станка? (Цельные и раздвижные)

- Куда должны быть направлены зубья в установленном в рамку полотне? (Вперед по ходу ножовки). 45

- Сколько делается рабочих движений ножовкой в минуту (40-60).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!