Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 23
665514, Иркутская обл. п. Чунский
м-н «Северный № 9»
телефон: 2-01-29
Методическая разработка
Родительское собрание совместно с детьми.
Тема: ««Почему люди злятся? Можно ли жить без агрессии?»
Выполнил:
Педагог-психолог Попова Алёна Игоревна
р.п. Чунский,
2023г.
Родительское собрание совместно с детьми
Тема: «Почему люди злятся? Можно ли жить без агрессии?
Цель: создание условий для улучшения понимания детьми и родителями, что такое агрессия, причин проявления агрессии и рассмотрение различных способов снятия агрессии.
Задачи:
–обсудить с родителями и обучающихся причины агрессии, её влияние на поведение людей;
–формировать у родителей и обучающихся культуру понимания проблемы агрессии и возможных путей её преодоления.
Аудитория: Родители и обучающиеся 1 классов
Количество:
Форма проведения: круглый стол
1. Вступительная часть
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята! Начать нашу встречу хочу начать с такого упражнения: «Расскажите друг о друге» (Дети говорят пару слов о своей маме, папе которые пришли, родители называют положительные качества своих детей, чьи родители не присутствуют, говорят о себе положительные качества).
Сегодня мы собрались, чтобы обсудить такую тему: «Почему люди злятся? Можно ли жить без агрессии?
Для нашей встречи ребята, которые посещают кружок «Юный артист» подготовили инсценировку «Львенок в школе». Во время выступления прошу соблюдать тишину, и конечно, поддержать ребят.
Обсуждение инсценировки.
О чем была история?
Как вёл себя Львенок в начале истории?
Почему у него не было друзей?
Сделал ли он выводы?
Смог исправиться?
2. Основная часть
Беседа про агрессию и агрессивное поведение.
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поговорим об агрессии. Может кто-то знает, что это такое, агрессия?
Агрессия - это поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносит физический и моральный ущерб людям, вызывает у них отрицательные переживания, состояние напряженности, страх. (информация на слайде).
Посмотрите на экран. Подберите слова, на что похожа «агрессия» (злость, кулак, слезы, драка, кровь, ссора и т.д.). Подберите слова, на что похожа «улыбка» (солнце, подарок, друг, праздник, тепло и т.д.). Вы обратили внимание, какая атмосфера создалась в группе при слове «агрессия»? (тягостная, тяжёлая, напряженная, враждебная, неласковая). А какая атмосфера появилась при слове «улыбка»? (теплая, радостная, добрая, красивая).
– Как вы себя чувствуете, если кто-то на вас злится?
– а когда вы злитесь, как к этому относятся окружающие?
– Согласны ли вы с тем, что лучше было бы совсем не испытывать злость? Почему? (не нужна злость)
Представьте, что вас кто-то обозвал нехорошим словом. Какую эмоцию вы испытаете? Да, вы разгневайтесь, разозлитесь. И гнев в этом случае поможет вам понять, что что-то ситуация несправедлива,
Многие ребята проявляют агрессию, потому что в школе кто-то сделал не так как они хотят, ведь родители дома могут позволять ребенку делать так, как хочет ребенок, что-то требует, а в школе есть определенные правила поведения и никто не будет выполнять требования такого ребенка поэтому ребята злятся.
Но есть ребята, которые с виду неконфликтны, не проявляют агрессию, но могут плакать, слезами они как раз показывает не слабость, а свою ярость, так как по-другому не умеют, или родители запрещают им показывать свою злость. Это называется пассивная агрессия, вся та злость, которую держит в себе человек, может очень сильно навредить не только этому человеку, но и окружающим людям.
Мы кратко познакомились с тем, что такое агрессия, а теперь, предлагаю вам поработать в группах и поподробнее узнать об агрессии, каждой группе предложен свой вопрос, после выполнения необходимо каждой группе защитить свой вопрос.
Групповая работа:
У вас на партах у кого-то лежит клей, у кого-то карандаши, они вам пригодятся.
1 группа: Причины появления злости, агрессии.
Не умеет управлять своим поведением;
Не знает нормы поведения, общения.
Физические (особенно жестокие) наказания ребенка родителями, старшими братьями;
Привлекает внимание к себе.
Хочет отомстить кому-то.
Борьба за власть.
Избеганиет неудач.
Влияние телепередач, наполненных различными проявлениями агрессии.
Компьютерные игры.
2 группа: Составление портрета агрессивного человека
Выберите нужное в списке, которые подходят агрессивному человеку
спорит, ругается со взрослыми. отказывается выполнять правила. умеет оценить свое поведение специально раздражает людей. винит других в своих ошибках. поддерживает и помогает окружающим людям сердится и отказывается сделать что-либо. дружелюбен с одноклассниками |
3 группа: Распределите в 2 столбика признаки агрессивного человека
отбирание игрушек
желание ударить другого сверстника
плевки
щипание
употребление бранных слов
портит вещи другого человека
4 группа: Подумайте, и запишите эмоции, которые люди испытывают во время агрессии?
5 группа: Опасные и безопасные способы преодоления агрессии
Распределите предложенные способы по группам «Опасные» и «Безопасные» способы. Опасные способы красным карандашом, Безопасные зеленым.
грубить |
рвать бумагу |
заняться физическим трудом |
оскорблять |
колотить подушку или боксёрскую грушу |
угрожать |
драться |
покричать, посчитать до 10 |
рисовать |
винить других в своих неудачах |
смеяться |
заниматься спортом |
ссориться |
игра «дартс» |
лепить |
говорить, что чувствуешь |
Педагог-психолог: Грубое поведение окружающих необходимо либо игнорировать (не обращать внимания), либо пресекать в культурной, вежливой форме (с помощью корректного замечания). А возникающие негативные чувства - злость, гнев - как нельзя держать в себе, так и нельзя выплескивать на окружающих.
Защита работ групп (От каждой группы 2 ребенка по желанию)
6 группа: В каких мультфильмах встречается злость и агрессия у героев? (кот Леопольд, Лунтик (Вупсень и Пупсень)
Ребята, вы, наверное, уже устали, сначала было страшно на нашей встрече, а сейчас хочу, чтобы вы сняли напряжение, которое у вас есть внутри, и потанцевать. Музыкальная пауза (Капитан (Краб «Танцуй»).
Педагог-психолог: а сейчас ребята вам покажут некоторые ситуации, которые могут произойти с вами в школе или уже происходили
Анализ и разыгрывание ситуаций ребятами
Ситуация 1:
На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».
«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.
Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка)
- Из-за чего возникла ссора?
- Что не смогли понять мальчики? (что надо договориться).
Ситуация 2:
На уроке физкультуры во время игры Юра нечаянно толкнул Мишу, Миша упал, но не заплакал, после игры, когда шло построение, Миша вновь принял удар в спину. Завязалась драка. Только после уроков выяснилось, что Юра был в конце шеренги, кто - то споткнулся и многие почувствовали удар в спину.
(Не отвечать на грубость силой, не вступать в драку)
Ситуация 3:
Андрей нарисовал на листке портрет Коли и передал ему. Коля обиделся, порвал портрет на мелкие кусочки и бросил их на парту Андрея.
Что делать в такой ситуации? (Извиниться, если действительно не прав).
Ситуация 4
Юра дернул за косичку Машу, Маше это не понравилось, и она его ударила по голове книжкой.
(Кто в этой ситуации не прав?
Как они должны были поступить?)
Ситуация 5
В коридоре мальчики Паша и Рома пнули и толкнули своего одноклассника Толю. Толя сделал замечание Паше и Роме, о том, что так делать не нужно, и это не приятно ему.
Кто виновен в этой ситуации?
Вы наглядно увидели эти ситуации, и думаю, вы уже с ними встречались.
Психологическое упражнение для родителей и детей
Чтобы снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в правильное русло выплеснуть гнев разрешенным способом, предлагаю выполнить упражнение в паре, упражнение называется «Два барана».
Образуйте пару ребенок-родитель, представьте, что 2 барана повстречались на мосту. Бараны Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше.
Понравилось ли вам это упражнение?
Легко ли было выполнять упражнение?
Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
Полный шар эмоций (Цель: дать понимание того, что злость может быть деструктивной).
Педагог-психолог: чтобы наглядно посмотреть, что может случиться с человеком, испытывающим агрессию, предлагаю представить что этот шарик – это человек, а воздух внутри него – это злость. (Педагог-психолог надувает шарик.) Вспомните ситуации, когда вы злитесь. (Дети называют ситуации, педагог-психолог на каждую из них делает выдох в шарик.)
Как вы думаете, что произойдет с шариком, если его отпустить? (Дети отвечают. Педагог-психолог отпускает шарик.) Куда исчез воздух из шарика? Вы могли этим шариком управлять? (Дети отвечают.) Так бывает и со злостью, которой человек не умеет управлять. А если человек не умеет контролировать свою злость, что может произойти? А если бы я все время вдувала и вдувала воздух в шарик, что бы с ним произошло? Похоже ли это на то, что происходит с человеком, когда он испытывает злость? (Дети отвечают.)
3.Заключительная часть
Ребята, какой вывод можно сделать о человеке, который не умеет управлять своей агрессией, злостью? (Когда человек копит злость, молчит и не говорит о своих чувствах, это может причинить вред этому человеку, и окружающим).
В этот момент человек начинает выпускать злость на всех подряд, как шарик, который летает из стороны в сторону. Когда злость проходит, этому человеку обычно бывает неприятно из-за своего поведения. Это нормально, что вы чувствуете злость, главное – не совершать поступков, от которых окружающим будет плохо, больно и обидно.
Выступление учителя физкультуры Сергунова Николая Петровича
Сейчас хочу предоставить слово учителю физкультуры, тренеру по греко-римской борьбе, Николаю Петровичу, я думаю, Николай Петрович может поделиться, какими способами лучше всего преодолеть агрессию, ведь он ведет тренировки у мальчишек, а они в большинстве случаев агрессивнее девочек.
На нашем собрании присутствуют классные руководите первых классов Светлана Александровна и Любовь Григорьевна может быть вы, как классные руководители скажите пару советов, которые помогают вам снять агрессию у ребят.
Рефлексия
Цель: получение обратной связи
На экране вы видите солнышко и тучку, Кто желает поделиться мнением о нашей встрече
Солнышко – Что нового узнали? Что понравилось?
Тучка – Что было трудно? Что не понравилось?