СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка родительского собрания по теме "Экология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект родительского собрания по экологическому воспитанию детей старших групп

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка родительского собрания по теме "Экология"»



 

©Муниципальное дошкольное учреждение детский сад№49

©МУ ДПО « Информационно- образовательный Центр»
















Родительские собрания


по экологическому воспитанию

Старший возраст






Подборку составила: Пряженцева Елена Дмитриевна

Воспитатель 1 категории

2016 год

 

1. Родительское собрание по экологическому воспитанию

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Родительское собрание: действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами работы с детьми в условиях детского сада и семьи, проводится в форме диалога, с использованием разных методов активизации родителей.

Тема: "Экология и мы"

Цель: создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

Способствовать сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

ХОД:

Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве - о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.

А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…

Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально - волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно- образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и вы родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка.

Сегодня от нас с вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Экологическое воспитание что это (ответы родителей)

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.

Что, прежде всего нам поможет (ответы родителей)

Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях

(ответы родителей)

-Бережное.

-Заботливое.

-Гуманное.

Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев.) .

Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы.

Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Блиц - опрос. Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации (высказывания родителей)

Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому»: «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут- то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

Подвести к пониманию родителей то, что в первую очередь родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.

Решение родительского собрания:

-Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

-Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.

-В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе.

Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними.

-Для этого родителям предлагается - анкетирование.

-Рекомендации.

«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

2.Родительское собрание.

Тема: «Экологическое  воспитание в семье. Экология и мы»

Цель:  Создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.

Задачи: Выявить уровень  экологической культуры в семье путем анкетирования детей и родителей.

Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Присутствовало 12 человек

Оборудование: Набор карточек, «директивы», выставка поделок из природного материала, диски с записью классической инструментальной музыки для детей, плакат стенгазет на тему экологии, поделки детей, оформление музыкального зала на тему осени (осенние деревья, капельки дождя, тучи, и т.д.)
Ход собрания:

1-й выступающий зачитывает выступление под звуки леса (пение птиц, шелест листвы, журчание ручья).

«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука, 
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем»

2-й выступающий . Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев, песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Как же и нам научиться правильно слушать и слышать? Научить слушать и слышать наших детей. Слово играет большую роль. Как мы говорим, как требуем от детей, как правильно ставим вопросы. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. В возрасте 3х-4х лет у малыша осуществляется запечатление образа в поведении и взаимодействия окружающих.

Поэтому во взаимоотношениях должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам другого, бережное отношение к вещам и предметам. Экология пространства - новый термин в педагогике является обучающей ситуацией:  не сорить, не шуметь, эстетическое оформление в помещении, не зашумленная обстановка, (гармония линий, красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие лишних вещей и предметов).
Воспитывает наших детей не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).

Проводится игра «Директива» (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)
Участвуют две команды: «Росинки», «Ручеек». Раздаются карточки с высказываниями обеим командам. Одной командой зачитывается неверное высказывание, другая дает правильный ответ. Побеждает дружба.
Примеры высказываний:

1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».

2. « Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - « Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»

3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».

4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».

1-й выступающий (воспитатель говорит: «Родители согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе». Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Быть родителями - это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!
В детском саду помогут специалисты. Ответят на вопросы родителей, детей, помогут в воспитании экологической культуры.

Наша следующая игра «Ответим на вопросы детей» (задаются вопросы по экологии из разных областей и за каждый правильный ответ дается по 5 баллов).


Перечень вопросов:

Для команды «Росинка» (участвуют семьи): Почему лес называют зеленой аптекой? Кто кукует у кукушки? Какие грибы появляются первыми? Какие птицы едят грибы? Название, каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, Волчье лыко). О каком дереве говорится, зелена, а не лук, белая, а не снег, кудрява, а без волос? (Береза)

Для команды «Ручеек» (участвуют семьи): Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? Почему крапива жжется? Какое дерево переодевается то в серо-серебристый цвет, то в зеленый? (Осина). Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? Какая охота разрешается в лесу в любое время года? Вы увидели гнездо птицы, как сохранить его?

Данные игры помогают воспитать детей любящими природу и заботящимися о ней.

Ведущие говорят: « Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса – посади».
Музыкальная пауза: звуки леса.

Выступление детей, чтение стихотворений о лесной природе, о богатствах леса.

1-й ребенок.

Берегите, друзья вы природу,-
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду.
Ведь природа надежный наш друг.

2-й ребенок.
Дерево, трава, цветок и птица.
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

3-й ребенок.

Если скажут слово Родина, 
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у нас она одна.

Дети хором:
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Конкурс: Домашнее задание. Инсценировка экологического поведения в лесу. Каждая из команд показывает свое поведение, используя атрибуты (пенек, дерево, пила, топор, бумажная имитация огня). Оценивается в 10 баллов

2й выступающий: Мы сегодня много говорили на тему экологии, хотелось бы, чтобы в каждой семье был экологический обычай (помощь лесным обитателям и природе в разные времена года).

 Вот пример одной семьи– «Подкормка муравейника». Перед приходом зимы, выезжая в лес, семья подкармливает муравейник (кладут сахар, карамель). Этой подкормки им хватает на всю долгую зиму. Они даже посвятили стихотворение своим подопечным.


Чистота-здоровье леса-
Все зависит от него.
Муравей- хозяин леса.
Защитим давай его!

Конкурс капитанов.

1. Чтение  подготовленных   стихотворений в защиту природы.

2.  Представление экологической   газеты  с  семейными фотографиями.

3.Выставка  поделок  из   природного  материала.

Подведение итогов.

 Награждение   родителей  поделками из природного материала   изготовленными   на  занятиях.

Итог собрания:

Ведущие: 
1) Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Давайте будем дружны мы и сохраним природу.


2) Чтоб каждый маленький юнец, 
Сорвав цветок, сломав дубок.
Подумал, что он сделал?  
И дал ответ на свой вопрос -
Я погубил живое, я погубил природу.


Оба:   Давайте же, родители, подумаем и мы,-
Как заложить в детишках фундамент доброты. 
К родным просторам Матушки Земли.

Собрание заканчивается под звуки произведения П.И. Чайковского « Времена года – Осенняя песнь».



3. Родительское собрание

У природы нет плохой погоды“

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более что без родительского участия процесс воспитания невозможен. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи и является одной из форм повышения педагогической компетентности родителей.

Тематика вопросов, которые затрагиваются на родительских собраниях, достаточно разнообразна: физическая культура и здоровье, интеллектуальное развитие детей, готовность детей к школе, воспитание нравственных качеств. В последнее время, на наш взгляд, стала актуальной тема экологического воспитания детей, а именно - воспитание любви к родной природе.  

Ни для кого не секрет, что в последнее время родители неохотно идут в детский сад, и это вполне понятно. Ведь родительские собрания превратились в посредственное и формальное проведение встреч в виде отчётов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится нам в изменении форм и методов организации родительских собраний, в переходе на дискуссионную форму их проведения.

Рассмотрим такую форму на примере родительского собрания на тему: «У природы нет плохой погоды».

Цели такого собрания:

  1. Познакомить родителей с основными вопросами экологического воспитания дошкольников.

  2. Помочь родителям в организации прогулок с детьми.

  3. Укрепление детско-родительских отношений.

Родительское собрание состоит из нескольких этапов.

На наш взгляд, важным этапом работы должна стать подготовка к родительскому собранию, которая включает в себя: анкетирование родителей, опрос детей по теме, изготовление с участием детей плакатов и приглашений, подбор музыкального сопровождения.

Анкетирование. Мы считаем, что анкетирование должно быть обязательно  адресным, т.е. начинаться словами «Уважаемые … (ФИО родителей)! Ваши ответы помогут нам в организации работы с детьми…». Во-первых, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени-отчеству, во-вторых, родители смогут ощутить свою причастность к решению важной проблемы. Касаясь данной темы, целесообразно включить в анкету следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы, что такое экология?

  2. Ощущаете ли Вы по ребёнку, что в детском саду много внимания уделяется экологическому воспитанию детей? В чём это проявляется?

  3. Интересует ли Вас лично данная проблема?

  4. Как Вы сами относитесь к природе?

  5. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? Нужно ли, по-вашему мнению, это делать?

  6. Как вы поддерживаете у ребёнка познавательный интерес к природе?

Опрос детей. Мы предлагаем за несколько дней до собрания записать на магнитофон  ответы детей  на вопросы:

  1. Назови экологические проблемы, которые существуют сейчас на Земле.

  2. Назови правила поведения в природе.

  3. Что, по-твоему, значит выражение «Люби, но не навреди».

  4. Есть ли у тебя домашнее животное? Если нет, то кого бы ты хотел завести?

  5. Кто ухаживает за ним?

  6. Как часто ты гуляешь с родителями в лесу, в парке?

  7. Что можете сделать ты, чтобы решить экологические  проблемы?

Памятки, плакаты и приглашения. Написать приглашения, памятки и плакаты, оригинально их оформить можно на занятиях с детьми по рисованию, аппликации и ручному труду (пишет воспитатель, рисуют и украшают дети). Наш опыт подтвердил, что получив приглашения, изготовленные детьми, родители обязательно придут на собрание, они просто не смогут подвести своего ребёнка.  По данной теме можно сделать следующие плакаты:

  1. «Люблю – значит защищаю»

  2. «Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями (Я. Корчак)»

  3. «Все усилия при воспитании окажутся тщетными, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы (Д. Рескин)»

  4. «Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя (М.Пришвин)»

Подбор музыкального сопровождения. Мы считаем, что использование на собрании   музыкального сопровождения и  его подбор являются важным составляющим. Музыка должна звучать перед началом собрания для создания эмоционального настроя, во время работы родителей над памятками, во время просмотра видеофрагментов. Предпочтительнее использовать  классическую музыку  («Времена года» П. И. Чайковского или

А. Вивальди).

 Следующий этап – собрание.

Дискуссионная форма проведения собрания требует использования активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это, как отмечалось выше, музыкальное сопровождение. Это и вопросы для родителей, спрятанные в воздушных шариках; это ответы на вопросы родителей, которые они писали и опускали в «Почтовый ящик» в течение недели до собрания;  это минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребёнком; это решение проблемных ситуаций; просмотр и обсуждение видеокадров, а также оформление  группы. Педагог, ведущий собрание, обязан чётко представлять себе весь его ход.

Итак, группа оформлена репродукциями картин русских художников-живописцев, на видных местах развешаны плакаты с высказываниями о природе, размещена выставка литературы по теме. Начать собрание, на наш взгляд, можно с демонстрации видеоматериалов о прогулках детей на участках детского сада, экскурсиях в парк с воспитателями, показ сопровождается музыкой великих классиков.

Далее целесообразно рассказать о важности затронутой на собрании темы. Отметить, что начинать экологическое воспитание надо с раннего детства, с  развития понимания красоты природы, любви к ней. С помощью природной среды взрослые имеют возможность развивать ребёнка: расширять его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность. У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости. После такого небольшого вступления необходимо подвести итоги анкетирования родителей. Необходимо обязательно поблагодарить родителей за участие в анкетировании.

Затем присутствующим предлагается прослушать  аудиозапись ответов детей на заданные вопросы. Подводя итоги, не лишне будет, на наш взгляд, отметить, что дети мудрее нас, взрослых, им тоже  не безразличны  проблемы экологии. Из ответов детей наверняка вскроется и другая проблема: недостаточность совместных прогулок на природе. И дети здесь будут совершенно правы. Ведь сколько бы мы ни проводили разговоров о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней. Что нас останавливает? Чтобы выяснить это, воспитатель предлагает родителям воздушные шары, внутри которых вопросы. Чтобы привлечь к обсуждению проблемы большее количество участников, нам представляется эффективным обращение ко всем присутствующим с вопросами типа: «У кого будут дополнения, вопросы, особое мнение?».

В ходе дискуссии необходимо подвести родителей к пониманию важности прогулок с детьми в любое время года, в любую погоду. Ведь свои прелести есть у природы, окружающей нас, и зимой, и летом, и в дождь, и при солнце. Хорошо бы родителям использовать их в процессе воспитания своих детей во время прогулок, хождения на лыжах, катания на коньках и т.д. Логичным, на наш взгляд, здесь будет включение фрагмента песни «У природы нет плохой погоды».

Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизведанное. Открытия у него каждый день! А разве можно делать открытия, сидя у экрана телевизора или компьютера? Именно во время прогулок, наблюдая за происходящим, дети приобретают новые знания, которые становятся основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Главное, и это надо объяснить родителям, хорошо подготовиться к прогулке. Наденьте резиновые сапоги (зачем же ещё они нужны, если не для этого) и пройдите по лужам, подышите свежим воздухом после дождя осенью. А летом погуляйте под зонтом под дождём. Хорошо, если бы зонт был прозрачным, сколько интересного тогда можно было бы увидеть. Шуршащие под ногами осенние листья заставляют задуматься, а если затеять игру с подбрасыванием листьев («У кого больше?», «Кто выше?»)? Это всегда приводит детей в восторг. Вдобавок под листьями можно найти спрятавшихся насекомых. Чем не повод рассказать детям о способностях и повадках животных. Прогуливаясь по лесу или парку весной, можно подметить тонкие переходы серой, зимней окраски деревьев в зелёное убранство. А зимой, потеплее закутавшись, во время  метели изучать строение снежинок. Каждое время года имеет свои неповторимые особенности. Развивая тонкое восприятие окружающей действительности, взрослый должен выделить круг явлений и предметов природы, которые интересны в сезонный период: летом обратить внимание детей на многообразие цветов, оттенков зелени, запахов; осенью – сравнить листья по форме, подметить оттенки желтого цвета; зимой – рассмотреть строение ветвей деревьев, отметить различные свойства снега и пр. В любое время можно найти материал в природе для сенсорного, умственного и эстетического развития ребёнка, передать ему свою способность тонко чувствовать природу.  На этом этапе мы считаем возможным предложить родителям решить проблемные ситуации.

  1. «Вы гуляли с ребёнком в осеннем лесу, собрали большой букет осенних листьев. Что вы сделаете, когда вернётесь домой? Какое продолжение будет иметь эта прогулка?»

  2. «Ребёнок постоянно лезет в снег, а вам ещё надо зайти в магазин. Как вы поступите в таком случае?» и т.п.



Нам кажется, что  именно сейчас уместно дать время для самоанализа. Для этого можно включить тихую классическую музыку, во время её звучания, родители имеют возможность задуматься о своих взаимоотношениях с ребёнком (Вопросы для размышлений: «Как часто вы бываете со своим ребёнком на природе? Чем вы занимаетесь?»).

Мы считаем, что подводя итоги собрания, необходимо ещё раз напомнить родителям, что прогулки  на природе могут стать по-настоящему захватывающими и для детей, и для самих родителей. Особенно, если взрослые не будут забывать смотреть вокруг глазами детей, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Отправляясь с ребёнком на прогулку, поговорите с ним, например, о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы  одеты, почему? Какое сейчас время года? В холодное время  подкормите птиц, понаблюдайте за их повадками. Поищите приметы времени года. Поиграйте с ним в игру природоведческого содержания, например: С какого дерева лист?  Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? и т.д.

Пришло время раздать родителям памятки, изготовленные вами вместе с детьми. В них отражены пожелания и рекомендации как организовать прогулку с детьми в любое время года и в любую погоду.

В решение родительского собрания, на наш взгляд, целесообразно включить следующие пункты:

  1. Организовать в семье постоянные прогулки на природу с целью воспитания любви к ней.

  2. Поддерживать интерес детей к природе, поощрять их любознательность.

  3. Оформить в группе фотовыставку «Природа и дети» (указать срок).

Мы уверены, что, покидая такое собрание, каждый родитель унесёт в себе частичку добра и уверенности в необходимости общения с детьми на природе, уверенности в том, что каждая встреча с природой останется в памяти  как огромная радость и большое эстетическое наслаждение. И в этом ему помогут  знания и практические советы, данные на собрании.





























 

 

4.Родительское собрание «Любовь к природе воспитываем с детства» в форме КВН

 

Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры, способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой. Развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.

План проведения:

- круглый стол по теме собрания;

- педагогический всеобуч воспитания любви к природе;

- подведение итогов собрания. Принятие решения.

Форма проведения : КВН

Предварительная работа:

  • Вместе с детьми приготовить приглашения на собрание в форме ягодки;

  • Оформить чудо дерево яблоками – загадками;

  • Провести анкетирование на тему «природа в жизни вашей семьи»;

  • Записать фонограмму «звуки природы»;

  • Подготовить природный материал для работы «веселой мастерской»;

  • Написать плакаты: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету (А. де Сент-Экзюпери)»; «Надо иметь не только глаз но и чувствовать природу. Надо слышать её музыку, и проникнутся её тишиной (И. Левитан)»; «Человек, который понимает природу, - благороднее, чище (Л. Леонов)».

Анкета

«Природа в жизни вашей семьи»

  1. Что на ваш взгляд, включает в себя понятие « экологическое воспитание?»

  2. Какими качествами должен обладать экологически грамотный человек?»

  3. Вы любите отдыхать с семьёй на природе? Как часто?

  4. Прививаете ли вы своему ребёнку навыки экологического воспитания?

  5. Есть ли у вас домашние животные?

  6. Есть ли цветы в комнате вашего ребёнка?

  7. Какие ещё вопросы по данной теме вас интересуют?

Ход собрания.

Вступительное слово:

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Природа – великий учитель!

Задания для команд:

  1. 1.  «Кто больше назовет пословиц о природе»

Рощи да леса - всему миру краса.

Лето собирает, а зима подъедает

Был бы лес, соловьи прилетят.

Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Будет зима - будет и лето.

Солнце на лето, зима на мороз.

По дважды в год лета не бывает.

Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.

Летний день - год кормит.

  1. 2.  «Отгадай загадку»

Задание для 1 команды:

- сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. Что это?

- при повышении температуры до 0о и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Это явление называется……..

Задания для 2 команды

- большие кучи снега, оставшиеся после метели. Что это?

- сильная метель со снегом и ветром называется........

- весной теплый ветер слизывает снег с асфальта, с земли. Эти темные пятна называют…….

 

  1. 3.  « Угадай -ка»

 Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.

Задание для 1 команды:

  • Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав.

Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (волк).

  • У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка. Его считают большим трусишкой (Заяц).

Задания для 2 команды

  • Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследования помогает рыжий пушистый хвост (Лиса).

  • Этот зверь очень подвижный и ловкий: может бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь).

  1. 4.  «Как вести себя в природе?»

В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы будете оценивать ситуации, что в них сделано не так.

Итак, экологические задачи для команды «Рюкзак». Оцените ситуации, что в них сделано не так.

Задание для 1 команды:

Первая ситуация.

- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.

Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара).

Задания для 2 команды

Вторая ситуация.

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Подведение итогов.

Ведущий. Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

У вас на столе лежат цветочки, напишите пожелание на обратной стороне наше Земле, что бы она стала краше и богаче, какой вы хотите ее видеть и научите этому детей.

Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

Литература:

  • Галанова А.С. Дошкольники на прогулке, М., Педагогическое общество России, 2005

  • Николаева С.Н. Воспитываем любовь к природе, М., Мозаика – Синтез, 2004

  • Тарабарина Т.И. Природоведение для дошкольников, Ярославль, Акадеимия развития, 1998

























5.КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ».

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ.

ЦЕЛИ:

  1. Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка;

  2. Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

  3. Представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей.

УЧАСТНИКИ: родители, воспитатель, дети.

  ХОД СОБРАНИЯ:

 1  Этап.

Вед. Уважаемые  родители, здравствуйте ! Мы  рады  видеть  вас  на  нашей  встрече.

- Скажите, каким  бы  вы  хотели  видеть  своего  ребёнка?( ответы  родителей)Как  вы  думаете, что  необходимо  для, того , чтобы  ребёнок  был  здоров  и  правильно  развивался.

Родители: Ребёнок  должен  как  можно  больше  быть  на  свежем  воздухе, гулять,  общаться  с  природой.

Вед: Да, влияние  природы  на  ребёнка  огромно. Знакомство  с  разнообразным  миром  природы  и  общение  с  ним  начинается  с  первых  лет  жизни. Только  при  условии  тесной  связи  с  природой, её  явлениями, с  самой  жизнью  у  детей  проявляются  эмоции, обостряется  восприятие  и  воображение. В  процессе  познания  у  детей  вырабатывается  способность  творчески  мыслить, появляется  желание  приобретать  новые  знания. Только  познавая  природу, ребёнок  начинает  сознательно  и  бережно  относится  к  ней. В  процессе  познания  закладываются  и  основы  экологической  культуры, которая  является  частью  общечеловеческой  культуры  и  отражает  взаимосвязи  человека  и  всего  общества  с  природой  во  всех  видах, Приобщая  ребёнка  к  природе, мы  всесторонне  развиваем  его  личность, воспитываем  интерес, бережное  отношение  к  природе  и  любознательность. Опираясь  на  любознательность  детей, необходимо  учить  их  понимать  богатство  и  многообразие  взаимосвязей  в  природе, объяснять  нормы  и правила  поведения  в  природе.

-Сегодня  мы  на  родительском  собрании  поговорим  об  этом  красивом, безграничном  и  живом  мире  природы, а  самое  главное—вместе  подумаем  о  том, как  можно  в  семье  и  в  детском  саду  воспитывать  у  детей  чувство  любви  к  этому  миру, как  охранять  Землю – наш  большой  дом, в  котором  мы  живём.

2 КОЛЛЕКТИВНОЕ  ОБСУЖДЕНИЕ  ВОПРОСОВ:

Вед : Выскажите, пожалуйста, свою  точку  зрения  по  следующим  вопросам:

- Любит  ли  ваш  ребёнок  природу? В  чём  это  проявляется?

-Как  вы  думаете, почему  одни  дети  любят  природу, оберегают  животных, а  другие—нет?

- Часто  ли  вы  бываете  с  ребёнком  на  природе? Как  проходят  такие  прогулки?

- Приходилось  ли  вам  вместе  с  ребёнком  наблюдать  природные  явления, приметы, учить  стихи  о  природе ?

- Был  ли  у  вашего  ребёнка  хороший  поступок  по  отношению  к  природе? Какай?

- Приходилось  ли  вам  вместе  с  ребёнком  сажать  деревья, заготавливать  корм  для  зимующих  птиц .Кормить  их, собирать  лекарственные  травы?

-Что  больше  всего, по  вашему  мнению, помогает  воспитанию  сострадания, доброго  отношения  ко  всему  живому?

Вед : Да, каждый  ребёнок  по  своей  природе  исследователь. Чего  только  мы  не найдём  в  его  карманах, каких  только  не  услышим  от  него  вопросов. И  вот  пока  дети  не  утратили  интерес  к  познанию, исследованию  окружающего  мира, нужно , помогать  им  открывать,  как  можно  больше  тайн  живой  и  неживой  природы.

  Для  возбуждения  любознательности  хорошо  использовать  элемент  загадочности, сюрпризности, развлекательности.

  Важно  помочь  ребёнку  открыть  для  себя  окружающий  мир  природы, полюбить  его  как  общий  дом, равно  необходимый  всем, кто  в  нём  живёт. Именно  это  должно  найти  отклик  в  душе  каждого  ребёнка, Решить  эту  задачу  можно, если  активно  приобщать  ребёнка  к  миру  природы. Задача  взрослых – помочь  детям  накопить  багаж  ярких, эмоциональных, живых  впечатлений  и  достоверных  представлений  о  природе.

3  ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ   ВИКТОРИНА :

« СЧАСТЛИВЫЙ  СЛУЧАЙ.»

Вед: Богат, прекрасен  и  бесконечно  разнообразен  удивительный  мир  природы. Где  бы  вы  ни  были: в  лесу, на  лугу, на  берегу  реки – повсюду  вас  окружают  загадки  и  таинства. И  сегодня  мы  попытаемся  открыть  несколько  страничек  этого  мира. А  помогут  нам  в  этом  участники  нашей  игры. Сегодня  вместе  с  нашими  игроками  мы  отправимся  в  увлекательное  путешествие  в  мир  природы. Мы  рады  приветствовать  вас  на  нашей  познавательно – развлекательной  игре  « Счастливый  случай».

- Итак ,я  приглашаю игроков  в  зал (звучит  торжественная  музыка, ведущий  называет  участников  игры. В  составе  каждой  команды:  7  детей  и  3  взрослых.)

- Оценивать  команды  будет  жюри  в  составе( выбрать  членов  жюри.)

- А  пока  наши  участники  настраиваются  на  игру,  предлагаю  провести  разминку  со  зрителями:

- Ворон  каркает  к….( дождю )

- Обильная  роса  утром – погода  днём  будет …( хорошая)

- Воробьи  купаются  в  пыли  или  в  луже ..( будет  дождь)

- Ласточки  летают низко  над  землёй …( к  дождю),почему?

- Если  мошкара  вьётся  кругами – к…(хорошей) погоде; лезет  в  лицо- …( к  дождю )

- Идёт  дождь, и  на  лужах  пузырьки – о  чём  это  говорит ?( дождь  будет  идти  долго.)

Вед: Я  вижу , что  наши  участники  уже  готовы  к игре. Итак, мы  начинаем!

- ПЕРВЫЙ  ГЕЙМ « РАЗМИНКА» Каждая  команда  должна  ответить  за  одну  минуту  на  максимальное  количество  вопросов.

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  ПЕРВОЙ  КОМАНДЫ:

- Домик  для  птиц, сделанный  руками  человека ?(скворечник)

-Дерево  с  белой  корой?(берёза)

-Самое  жаркое  время  года?(лето)

-Сколько  дней  в  недели? (семь)

-Куда  исчезают  на  зиму  лягушки ?(зарываются  в  ил)

-Назвать  части  растения?( корень, стебель, листья, цветок)

-Какие  ноги  у  головастика  вырастают  раньше?(задние)

-Чем  стрекочет  кузнечик?(крылышками  трёт)

-Почему  лису  называют  плутовкой?(хитрая)

-От  какого  дерева  летит  пух?( от  тополя)

-Что  птицам  страшнее: холод  или  голод?(голод)

-Кто  родится  с  бородой?(козёл)

-Какай  лесной  житель  сушит  себе  на  деревьях  грибы?(белка)

-Куда  осенью  деваются  насекомые?(прячутся)

-Кого  считают  лесным  доктором ?

ВОПРОСЫ  ДЛЯ  ВТОРОЙ  КОМАНДЫ:

-Зимняя  квартира  медведя?(берлога)

-Первый  весенний  цветок?(подснежник)

-Что  наступает  после  лета?(осень)

-Квартира  лисы?(нора)

-У  кого  уши  на  ногах?(у  кузнечика)

-Что  станет  с  лесом, который  покинули  птицы?( погибнет)

-Как  готовятся  к  зиме  муравьи?(закрывают  все  входы)

-Почему  подорожник  так  называется?( растёт  у  дороги)

-Чем  отличается  дерево  от  куста?( у  дерева  один  ствол, а  у  куста  несколько…)

-Где  зимой  и  осенью  спят  вороны?(на  деревьях)

-Для  чего  на  берёзе  чёрные  отметины?(дышит)

-Кто  из  животных  запасает  себе  еду  на  зиму?(белка, мышка-полёвка…)

--Как  называется  гнездо  белки?(дупло)

-Что  делает  зимой  ёжик?(спит)

-Какая  птица  не  высиживает  своих  птенцов ?

Вед :Для  подведения  итогов  первого  конкурса  предоставляется  слово  жюри.

ВТОРОЙ  ГЕЙМ « ЗАМОРОЧКИ  ИЗ  БОЧОНКА»

Вед: Каждой  команде  предоставляется  возможность  достать  из  бочонка  номерок  с  вопросом  и  сказать, кто  мог  оставить  такое  объявление:(родители  достают  и  читают  объявление, а  дети  отвечают)

1 «Приходите  ко  мне  в  гости! Адреса  не  имею. Свой  домик  ношу  всегда  на  себе.»(Улитка, черепаха)

2 «Друзья, кому  нужны  иглы  обращайтесь  ко  мне!»(ёжик )

3 « Помогу  всем  у  кого  сломался  будильник.» ( петух)

4 « Прошу  разбудить  меня  весной. Приходите  лучше  с  мёдом.»

5 « Тому, кто  найдёт  мой  хвост ! Оставьте  его  себе  на  память. Я  успешно  ращу  новый !»( ящерица )

6 « Я  самая  обаятельная  и  привлекательная ! Кого  хочешь  обману, вокруг  пальца  обведу. Учитывая  всё  это, настоятельно  прошу  называть  меня  по  имени – отчеству. Патрикеевной  больше  не  называть ! ( лиса )

7 « Надоело  ползать ! Хочу  взлететь, кто  одолжит  крылья!(гусеница, змея, червяк)

8 « Хочу   свить  гнездо! Одолжите, подарите  пух  и  перья.

   ( птица)

9  «Что-то  очень  скучно  стало  одному  выть  на  луну. Кто  составит  мне  компанию ? (волк)

10 «Чудеса  своих  детей  носит  в  сумке, что  при  ней .»( кенгуру .

Вед: Для  подведения  итогов  предоставляется  слово  жюри.

ТРЕТИЙ  ГЕЙМ  «ТЁМНАЯ  ЛОШАДКА,»

*ПЕРВОЕ  ЗАДАНИЕ: «КТО  ГДЕ  ЖИВЁТ ?»(среда  обитания животных.)

*ВТОРОЕ  ЗАДАНИЕ: « ЧЕТВЁРТЫЙ  ЛИШНИЙ.» ( классификация  предметов.)

*ТРЕТЬЕ  ЗАДАНИЕ: «ЧТО  СНАЧАЛО, ЧТО  ПОТОМ.» ( циклы  развития  животных .)

Вед: Для  подведения  итогов  предоставляется  слово  жюри.

ЧЕТВЁРТЫЙ  ГЕЙМ : «ЛЕСНАЯ  АПТЕКА»

ВЕД: В  этом  гейме  ребята  по  описанию  попробуют  отгадать, о  каком  цветке  говорится  в  загадке:

1 Белым  шариком  пушистым, я  красуюсь  в  поле  чистом.

 Дунул  лёгкий  ветерок- и  остался  стебелёк.(одуванчик)

2  Девчонки- невелички,а  сердце  золотое.

  Пушистые  реснички  сияют  белизною.

 На  ветру  качаются, всем  улыбаются.(ромашки)

3  То  фиолетовый, то  голубой.

 Он  на  опушке  встретится  с  тобой.

 Звонким  названием  он  наделён,

Но  никогда  мы  не  слышим  его  звон.(колокольчик)

4  Какой  цветочек  маленький, знаем  мы  с  тобой.

Не  беленький , не  аленький, а  бледно- голубой.

У  ручейка  лесного  виднеется  чуть- чуть,

Его  названье  вспомни  и  после  не  забудь.( незабудка)

Вед: А  для  вас , уважаемые  родители, загадки  о  лекарственных  растениях. Отгадайте  их  и  назовите, для  чего  принимают  эти  растения  в  лечебных  целях.

1 « Ты  растение  не  тронь – жжётся  больно, как  огонь.»(Крапива: отваром  моют  голову, а  также  она  останавливает  кровь)

2 « Тонкий  стебелёк  у  дорожки, на  конце  его  серёжки.

  На  земле  лежат  листки – маленькие  лопушки.(Подорожник: лечит  ранки, порезы, применяется  при  желудочных болезнях)

3 « Белая  корзинка, золотое  донце.( Ромашка: используют  для  полоскания  горла  при  ангине; ополаскивают  голову)

4 Назовите  травянистые  растения  или  кустарники, которыми  можно  вылечиться  от  простуды( Малина – при  высокой  температуре, ангине; Чёрная  смородина  и  ромашка – при  заболевании  горла.)

Вед :Да, лекарственные  растения  приносят  большую  пользу  людям, поэтому  относитесь  к  ним  бережно; не  вырывайте  растения  с  корнем, не  собирайте  растения  на  одном  месте, часть  их  оставляйте  в  природе.

- А  сейчас  предоставим  слово  жюри  для  подведения  итога  этого  конкурса.

ПЯТЫЙ  ГЕЙМ «ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ  В  ПРИРОДЕ.»

Вед: В  лесу  много  тайн  и  секретов , но  открывает  он  их  только  тем, кто  приходит  в  лес  с  добром. Не  забывайте  об  этом ! Важно  не  только  самому  встать  на  защиту  живой  природы. Важно  убедить  в  этом  своих  товарищей. Сейчас  вы, ребята, будете  оценивать  ситуации, что  в  них  сделано  не  так. А  родители  дополнят  и  исправят  ваши  ответы, если  в  этом  возникнет  необходимость.( смотри  приложение)

Вед: Пока  жури  подводит  окончательные  итоги  нашего  соревнования  мне  бы  хотелось  сказать, что  ЗЕМЛЯ – наш  общий  дом, в  котором  мы  все  живём. А хозяин  в  этом  доме – человек. И  этот  хозяин  должен  быть  добрым  и  заботливым. Каждая  команда  выдержала  все  испытания.

- И  сейчас  предоставляется  слово  членам  жюри.( подведение  итогов  соревнования, награждение .Все  родители  получают  памятки « Правила  поведения  в  природе.»)

-Уважаемые  родители  и  дети !

Закончен  конкурс! Он  у  нас рассчитан  на  1  лишь  час,

Но  вы, всё  знающий  народ,

Любите  природу  каждый  год !

( отпустить  детей, родители  остаются.)

Вед: Предлагаю  участникам  родительского  собрания  ответить, что  они  хотели  бы  положить  в  сумку  и  взять  с  собой  в  будущее  из  приобретённых  знаний, умений  и  навыков(использую  приём  « Чудесная  сумка.»(высказывания  родителями  своего  мнения.)

Вед: Человек  изучает  природу , использует  её, но  надо  стремится  к  тому, чтобы  не  причинить  природе  вреда. Нельзя  забывать, что в  природе  всё  взаимосвязано.

 - Прекрасен  мир  живой  природы, а  люди – часть  его. Нам  надо  сообща  беречь, умножать ,познавать  этот  великий  мир. Без  него  не  было  бы  ни  поэзии, ни  искусства, а  значит, и  человека  в  самом  смысле  этого  слова.

РЕШЕНИЕ   РОДИТЕЛЬСКОГО  СОБРАНИЯ :

1    СЧИТАТЬ  ВОСПИТАНИЕ  У  ДЕТЕЙ  ЛЮБВИ  К  ПРИРОДЕ  ВАЖНЕЙШИМ  НАПРАВЛЕНИЕМ  СОВМЕСТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПЕДАГОГОВ  И  РОДИТЕЛЕЙ.

2  ШИРОКО  ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ПРОГУЛКИ  В  ПРИРОДУ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ  РЕБЁНКА.

3  СТИМУЛИРОВАТЬ  ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ  РЕБЁНКА  И  ПООЩРЯТЬ  ЗА  НЕСТАНДАРТНЫЕ  ВОПРОСЫ.

4   В  ОБЩЕНИИ  С  ДЕТЬМИ  ШИРОКО  ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ЗАГАДКИ, ВМЕСТЕ  ПРИДУМЫВАТЬ  СВОИ .





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!