от 15.09.2019г.
Преподаватель Старшова К.О.
1. "Зачем ребенку нужна художественная школа?"
1. Познакомить родителей обучающихся с условиями обучения в ДШИ и информировать о пользе занятий в художественной школе для творческого и гармонического развития личности ребенка.
Выступила преподаватель Старшова К.С.
1. Эффективно организовать занятия ребенка в художественной школе, как справиться с проблемой, если вдруг ребенок захочет бросить обучение.
2. Необходимость активного участия родителей для продуктивного обучения ребенка изобразительному искусству.
Методическая разработка родительского собрания с мультимедийным сопровождением
№ слайда | Содержание |
- | Экскурсия по школе. Знакомство с условиями обучения в ДШИ. |
сл.1 | Здравствуйте, уважаемые родители! Я думаю, многие из вас уже задумывались о том, каким вырастет ваш ребенок, что именно вы можете сделать для того, чтобы он вырос образованным и культурным человеком, как развить его природные данные, привить любовь к искусству и творчеству. Очень часто способности к рисованию проявляются у детей с ранних лет. Ребенок хорошо рисует, чувствует цвет, делает это с огромным желанием. И родители, видя его пристрастие, отправляют его в художественную школу. Вы уже сделали этот выбор и сегодня Вы здесь, чему мы очень рады. И вот именно сейчас, когда мы еще только в начале пути, каждый из Вас должен задать себе вопрос: зачем я отдаю ребенка учиться рисованию? Ведь не секрет, что только 5% ребят в дальнейшем выбирают профессию, непосредственно связанную с рисованием. Поэтому встает еще один вопрос: есть ли смысл в этих занятиях, если он не станет профессиональным художником? |
сл.2 | Приём «Дерево ожиданий» ЭТАПЫ РАБОТЫ: родителям предлагается сформулировать свои ожидания от обучения в художественной школе и написать их на яблоках, затем озвучить и закрепить яблоко на яблоне. Далее идет работа по теме родительского собрания. По мере того, как ожидания будут исполняться, т.е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзину. В конце родительского собрания при подведении итогов работы выясняется, какие яблочки остались несобранными, а какие добавились в ходе работы. Данный приём дает возможность сравнить ожидания родителей перед родительским собранием по теме и впечатления после подведения итогов. Перед вами «Дерево ожиданий», а на столах яблоки. Я предлагаю написать на них то, чего Вы ждете от обучения на художественном отделении ДШИ, затем расположить эти яблоки на «дереве ожиданий» и прокомментировать. На работу вам 2 минуты. ВЫВОД: Итак, все мы высказали свои предположения и в ходе нашей беседы мы попытаемся ответить на основной вопрос: зачем учить ребенка рисованию или что дает обучение в художественной школе? И самое главное, надо ли учить ребенка рисованию? |
сл.3 сл.4 | Часто родители задаются вопросом, стоит ли водить ребенка на занятия рисованием, когда можно потратить время и деньги на более «полезные» с практической точки зрения предметы? Считают рисование баловством, второстепенным занятием, которому не нужно уделять много внимания. И зря... В древности, во времена египетской, греко-римской, китайской, индийской, византийской цивилизаций, положившим основу современной науки, рисование имело большое значение в обучении. Через творчество дети учились мыслить пространственно, изучали геометрию, учились писать. |
сл.5 | Рисованию учили всех аристократов, русских и европейских. Еще в XIX веке обучение детей музыке и рисованию входило в круг обязательных дисциплин для образованного человека. Тогда даже представить себе было невозможно, чтобы в обеспеченной семье дети не обучались музыке и рисованию. Считалось, что умение играть на музыкальном инструменте и (или) рисовать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Так почему же мы, живущие в XXI веке, думаем, что музыка и рисование это игрушка, без которой наш ребенок может обойтись? Для того чтобы воспитать доброго, порядочного человека нужно воспитать его душу. |
сл.6 | Что дает обучение рисованию? Обучение рисованию выполняет важные задачи, которые дают возможность детям гармонично развиваться. |
сл.7 | Развивается мелкая моторика рук. Рисование, лепка, занятия аппликацией и различными видами художественного творчества укрепляют руку ребенка и способствуют развитию у ребёнка мелкой моторики рук. Педагоги убеждены, что те дети, которые в детстве много рисовали, быстрее и легче обучаются красивому каллиграфическому письму. Кроме этого, уже давно доказано влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы, развитие речи и улучшение произношения. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления. |
сл.8 | Развивается память, наблюдательность и внимание. Дети «Рисуют головой, а не руками» – говорят современные психологи, потому что, выполняя такую тонкую работу, у ребенка развивается мозг. У ребёнка, который много рисует, совершенствуется память, развивается образное мышление, вырабатывается точность зрения, глазомер, развивается наблюдательность, воспитывается тонкий вкус. Человек видит больше, точнее и глубже, может рассмотреть общее в деталях. Очень полезное качество и для врача при постановке диагноза больному, и для учёного в научном исследовании, и механика в наблюдении за работой механизмов, и в других видах деятельности. |
сл.9 | Развивается логическое мышление: умение думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. Во время обучения рисованию ребенок стремительно развивает свое логическое мышление, анализируя пропорции и формы предметов, учится думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений способствуют развитию мышления! Согласитесь, такие качества необходимы всем людям, и желательно развивать их с детского возраста. |
сл.10 | Развивается координация между рукой и глазом. На уроках дети учатся передавать с помощью карандаша или кисти то, что видит глаз. Таким образом дети учатся достигать точности в управлении движением руки. Это качество необходимо и шофёру, ведущему машину, и рабочему, управляющему станком, и хирургу, делающему операцию. |
сл.11 | Развивается умение концентрироваться. Когда человек рисует длительное время, он концентрируется на работе. Это развивает умение удерживать внимание на конкретной области. Согласитесь, незаменимый навык в широком круге профессий! |
сл.12 сл.13 | Развивается цветовоспиятие. Глаз начинает различать гораздо больше оттенков. В конце XIX века германские медики пришли к выводу, что глаз обычного человека различает до 3-5 тыс. оттенков цвета, а тренированный глаз художника может различить до миллиона оттенков. Таким образом, занятия живописью позволяют художнику видеть окружающий мир более красочным! |
сл.14 сл.15 | Развивается фантазия и воображение. С помощью карандаша, красок и многих других материалов можно не только украсить окружающее пространство и реальную действительность, но и придумать то, чего нет на самом деле, изобразить свой собственный неповторимый, удивительный мир. А это качество пригодится даже в науке, ведь в начале многих открытий и изобретений была лишь фантазия. |
сл.16 | Формируются эстетические чувства и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Рисование способствует развитию широкого взгляда на окружающий мир, мотивируя ребенка мыслить творчески. Если ребенок имеет возможность выражать себя в рисунке и экспериментировать, он учится нестандартно смотреть на повседневные вещи. Кроме этого, рисование и живопись учат находить красоту в любом объекте окружающего мира и замечать то, чего не видит обычный человек. И это точнее всего описывает основное влияние художественного образования на развитие творческой разносторонней полноценной личности. |
сл.17 сл.18 | Развиваются математические способности. Еще педагогами замечено, что рисование не только гармонично развивает личность человека, но и позволяет ему лучше овладевать математикой, физикой и другими «техническими» дисциплинами. Занимаясь рисованием, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, рисуя с натуры и по воображению, проецирует изображение на плоскость, манипулирует абстрактными цветовыми фигурами, и знает, что в художественном произведении как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! |
сл.19 | Рисование способствует гармонизации внутреннего состояния. Рисование – это своего рода самотерапия. Через рисунок можно откорректировать эмоции, избавиться от ненужного, привести себя в равновесие. Рисуя, человек раскрепощается, выражая на бумаге или холсте то, что присуще только ему. Особенно полезно рисовать детям, склонным к капризам, депрессиям и неврозам. |
сл.20 | Повышение уверенности в себе. Дети, которые занимаются в художественной школе, очень часто участвуют в различных выставках, как на уровне класса, школы, так и за ее пределами. Это помогает ребенку самореализоваться, почувствовать себя уверенней. |
сл.21 сл.22 | Ребенок в большей степени защищен от компьютерных игр и интернет-зависимости, минимизировано влияние улицы. В современном мире на наших детей обрушивается колоссальный поток информации из телевизора и интернета. Искусство позволяет ребенку воспринимать окружающий мир более ярко и остро, лучше постигать добро и зло, искренность и фальшь окружающего мира. Кроме этого, у него не будет времени на вредные привычки и сомнительные компании. |
сл.23 | Занятия в художественной школе учат ребенка организованности и самостоятельности. Обучение в художественной школе делает детей более организованными и собранными. Они умеют планировать и распределять свое время, а это всегда пригодится в будущем. |
сл.24 | А ещё это хорошая возможность сэкономить. Имея определённые навыки, можно украсить свою квартиру, одежду, иметь стильные аксессуары… Кроме этого, это очень хорошее и приятное хобби, вполне в духе светских традиций. А главное – оно доставляет радость и удовольствие! |
сл.25 | Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растёт над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. «Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту» - Вреж Киракосян. |
сл.26 | Немудрено, что художественным прошлым отмечены многие знаменитости. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве рисованием или музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались. И у нас есть множество причин последовать их вдохновляющему примеру. Леонардо да Винчи мастерски совмещал изобразительное искусство, скульптуру и музыку. По воспоминаниям современников, Михаил Лермонтов отличался способностью к рисованию с самого раннего детства. Однако в полной мере талант художника раскрылся у него во время ссылки на Кавказ. Здесь Лермонтов рисовал карикатуры на армейскую жизнь, писал портреты и пейзажи. Способности к рисованию были и у Маяковского. Он был на редкость одаренным художником! Он даже закончил училище живописи, ваяния и зодчества, принимал участие в выставках и проиллюстрировал несколько своих сборников стихов. Виктор Гюго. Известный французский писатель создал более тысячи рисунков, многие из которых были иллюстрациями к его же произведениям. Рисовал не только красками и карандашом, но даже черным кофе. Уинстон Черчилль продолжал рисовать почти всю жизнь, создав около 500 картин. Как художника Уинстона Черчилля уважали и уважают по сей день. Его картины при жизни не были на виду, но многие их знали, а сейчас эти картины ценятся дорого. Пол Маккартни с детства увлекался живописью, но чувствовал, что ему уготовано будущее в другой сфере. Обретя славу и финансовую стабильность как музыкант, Пол продолжил развивать свой детский талант, а после смерти своей первой жены живопись стала для него отдушиной. Отдушиной, которую высоко оценили критики. Виктор Цой был не просто музыкальным гением. Он с детства получал эстетическое образование, очень любил лепить и рисовать. Он отучился год в художественном училище им. В. Серова, а затем в художественно-реставрационном училище — был резчиком по дереву и владел навыками академического рисунка. Сильвестр Сталлоне. Оказывается, этот сильный мужчинка занимается живописью вот уже более 35 лет! Ему не чужды такие стили, как импрессионизм и экспрессионизм еще с колледжа. В Швейцарии прошла его выставка, которая так и называется «Сильвестр Сталлоне: 35 лет живописи» Сергей Бондарчук - знаменитый актер и режиссер, также знаменит своими картинами. Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к творческому прорыву в науке. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устоявшиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа. Самюэл Морзе. Два главных увлечения были в его жизни: живопись и техника. Но мировую славу принесли ему не картины, а изобретение телеграфа и телеграфной азбуки, состоящей из точек и тире, благодаря которым профессор живописи Сэмюэл Морзе в один миг стал национальным героем Америки и символом технического прогресса. Я думаю эти примеры наглядно подтверждают Правдивость слов афоризма «Талантливый человек талантлив во всем». |
сл.27 | В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных. А целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями. |
сл.28 | Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути. Ведь он научился самому главному – быть добрым, чутким, эмоциональным и трудолюбивым человеком. Если вы хотите видеть своего ребенка всесторонне развитым - мы рады видеть Вас! Я надеюсь, что тема нашего родительского собрания затронула каждого из Вас и вызвала желание проанализировать, и попытаться по-новому отнестись к занятиям Вашего ребёнка творчеством. Главное, чтобы Вы сами точно знали, зачем это нужно. Нужно отчетливо представлять, что совмещать нагрузки в двух школах будет совсем непросто. Художественная школа отнимает много времени и сил. Мы, как родители, должны всегда помнить о том, что только постоянные и регулярные занятия приведут нас к результату! Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Одобряйте ребёнка во всех его творческих начинаниях! Поддерживайте его! |
сл.29 | Рефлексия: «Дерево ожиданий» Сейчас я предлагаю вам вновь обратиться к нашему «Дереву ожиданий». Хотите ли вы что-нибудь добавить или убрать? Итак, подытожим, что же дают ребенку занятия изобразительной деятельностью? развивают мелкую моторику; помогают укрепить руку, что в дальнейшем обеспечит успешность в овладении навыками письма; тренируют память, развивают наблюдательность и внимание; развивают координацию между рукой и глазом; развивают цветовосприятие; формируют представления о цветовом многообразии мира; учат детей рассуждать и сравнивать, формируя аналитическое мышление; развивают пространственное воображение, фантазию; раскрывают творческую индивидуальность; обогащают внутренний мир; приобщают к искусству; приучают к усидчивости и собранности; раскрепощают ребенка, делая его свободным и уверенным в себе. |
сл.30 | На следующих встречах мы поговорим о том, как более эффективно организовать занятия ребенка в художественной школе, как справиться с проблемой, если вдруг ребенок захочет бросить обучение, затронем многие вопросы, которые помогут сделать обучение успешным и результативным. Спасибо за внимание! |
Яковлева Е. В. Почему так важно рисовать? // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2017. С. 55-57. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11615/ (дата обращения: 01.04.2019).