Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования детей
“Детская школа искусств № 6» города Курска
Методическая разработка на тему:
«Роль ритмики в хореографии, как первоначальная ступень обучения»
Подготовила преподаватель по хореографии
Ковалевич Елена Валерьевна
2024 г
Введение
В современном мире всестороннему развитию детей уделяется большое внимание общества. Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детей и в свою очередь их родителей, и особенно в последнее время приобрело широкое распространение среди дошкольных учреждений, школ дополнительного образования, школ искусств и общеобразовательных школ. Хореографические отделения в таких учреждениях показали себя как представители перспективной формы воспитания детей.
В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, ведь именно в ней закладывается фундамент не только для будущих знаний и навыков, но и фундамент для развития личности в целом. Известно, что на детский организм в хореографических школах падает колоссальная физическая нагрузка. Особенно на начальном этапе обучения от маленького человека требуется самоотдача и самораскрытие. И от того, как мы подготовим будущего танцора к этим физическим и психологическим перегрузкам, как сформируем его организм во всём его комплексе, во многом зависит его успешное обучение в средних и старших классах.
Ритмика является важной дисциплиной в эстетическом цикле дополнительного образования. Поскольку происходит формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей обучающихся. Ритмика предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации и “мышечного чувства”, формирование художественно-творческих способностей. В “век гиподинамии” ритмика является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а, следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности.
Ритмика и её роль в системе хореографического образования учащихся
Ритмика в переводе с греческого (rhythmos) означает порядок движения.
«Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело» .
Ритмика имеет огромное значение в системе хореографического образования учащихся. У детей, которые занимаются ритмикой, развивается чувство ритма, музыкальная память, культура движений, музыкальное восприятие, образность и эмоциональность, умение творчески воплощать музыкально-двигательный образ, а также совершенствуется мелодический и гармонический слух. Также, занимаясь данным предметом, дети приобретают красивую походку и осанку, учатся координировать движения и ориентироваться в пространстве.
С давнего времени общеизвестно влияние совмещения мелодии и пластики тела на состояние здоровья человека. Если ребёнок с ранних лет начинает слушать музыку, которая ему нравится, у него начинают очень быстро развиваться, нужные для жизни, сенсорные каналы.
Данный предмет хорошо влияет и на физическое состояние ребёнка. У детей на начале обучения ещё недостаточно развитая опорно-двигательная система. И невысокая двигательная активность может привести к ряду заболеваний: плоскостопие, косолапие, кифоз и сколиоз. И именно занятия ритмикой помогают избежать этих заболеваний. Кроме этого на уроках ученик развивает вестибулярный аппарат, так как ритмика подразумевает достаточно много вращений и прыжков. А если упражнения повторять систематически, развивается мышечная память.
Также ритмика благоприятно влияет на психическое здоровье ученика. Овладевая элементами хореографии, ребёнок становится уверенным в себе, коммуникабельным, дружелюбным и более внимательным к своему окружению. Игровые танцевальные композиции, применяемые на уроках ритмики, создают для детей условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания и обогащают детей яркими образными движениями.
Методические рекомендации
Необходимо помнить, что есть методические рекомендации, общие для работы с детьми всех возрастов.
Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или поскоками, т.к. это может привести к чрезмерным психо-эмоциональным и сердечно - сосудистым перегрузкам.
Если у ребёнка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, её темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребёнку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребёнок выражает себя по-своему.
Занятия ритмикой призваны привить любому ребёнку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес модно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.
Занятия ритмикой рекомендуется проводить в просторном, хорошо проветриваемом помещении. Стулья и скамейки ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей. Фортепиано нужно поставить так, чтобы музыкальному руководителю, сидящему за инструментом, были видны движения участников занятия.
На уроках ритмики необходимо давать детям только понятный им материал, такие композиционные комбинации, которые ученики сами смогут подвергнуть анализу. Жизненный опыт у детей небольшой, поэтому они смогут скопировать только то, что видели своими глазами. Я считаю, что хорошо брать музыку из знакомых всем ученикам мультфильмов. К примеру: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» или, например, «Ничего на свете лучше нету».
Также дети должны четко понимать, ради чего они учат столько много странных для них движений. Необходимо донести до них, что только с помощью этих движений можно будет раскрыть образ целиком, передать настроение и эмоции.
Я думаю, что преподаватель, который даёт детям тот или иной материл, должен всегда говорить образно и в определенном настроении, чтобы у ребёнка разыгралось воображение, можно также жестикулировать во время объяснения.
Чтобы у ребёнка не угасал интерес к предмету, необходимо добавлять к старым новые элементы и исполнять их под другую музыку. Тогда ученики будут исполнять движения более активно, увлеченно, живо и с большим желанием.
У обучающихся на первых этапах обучения не получается долгое время сосредотачиваться на одной мелодии, нужно постоянно менять музыкальное оформление, также они не могут точно усвоить заданное им движение, плохо ориентируются во времени и пространстве. Педагог должен постоянно считать, помогая конкретизировать ритм и темп, а ранее изученные движения можно повторить сразу под музыкальное сопровождение.
Урок должен быть выстроен так, чтобы у ученика были задействованы и правое, и левое полушарие головного мозга.
Правое полушарие отвечает за воображение, умение фантазировать, думать образно. На уроках необходимо уделять большое внимание фантазии и пластике, ведь даже если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что вокруг нас находится в движении вся природа, весь мир пластичен, наблюдая за живым миром, за движениями животных, растений и птиц, повторяя эти движения под музыку, можно развить внимание, фантазию и воображение. Можно попросить изобразить ученика цветок, который из семени уже перерастает в росток, уже тянется к солнышку всё выше и выше и вот уже готов распустить свои лепестки и сейчас впервые увидит мир. Ребёнок будет очень заинтересован, терпелив и готов воплотить эти слова в движение. А ещё лучше если преподаватель на своём примере изобразит тот самый цветок, ученик сначала повторит за ним, попробует скопировать его движения, а потом и сам нафантазирует и скорее всего сделает что-то своё.
Левое полушарие в свою очередь отвечает за способность запоминать и анализировать, в том числе анализировать работу правого полушария. Все музыкальные упражнения и танцевальные задания воспитывают реакцию, ориентировку в пространстве. Важно развить реакцию на свои слова (слова преподавателя). Например, на сигнал «Кошка!» ученик исполняет грациозные движения, и на сигнал «Лягушка!» начинает прыгать и глубоко присаживаться. Можно чередовать сигналы, предварительно показав несколько движений, характерных для данных сигналов.
Все умения и навыки, которые ученики приобретают в хореографическом классе на занятиях ритмикой в возрасте дошкольников и младших школьников, помогают им не только в развитии дальнейших танцевальных способностей в классическом, народном или современном танце, но и в обычной жизни. Ведь дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие внимания, памяти, координации, ориентации в пространстве, становятся более коммуникабельными, собранными, сосредоточенными и в целом развиваются гармоничнее и быстрее своих сверстников.
Педагогу, который проводит занятия ритмикой, важно тщательно продумывать свой урок. Необходимо последовательно и постепенно добавлять всё более сложные движения, чтобы не перенагружать детей сразу, важно работать систематично.
К сожалению, до сих пор встречаются ошибки в преподавании ритмики. Иногда уроки ритмики в большей степени похожи на уроки хореографии или же художественной гимнастики. При этом музыка перестаёт играть главенствующую роль, а служит фоном, так как полностью исключается предварительное прослушивание и подробный анализ музыкального произведения, предложенного для движения. Учащиеся должны всегда помнить, что ритмика – это умение слушать и «пропевать» музыку в движении. Необходима установка на глубокое восприятие музыки, умение её пережить и прочувствовать, передавая свои ощущения в движении так, как если бы она (музыка) была бы создана самими учениками. Только при соблюдении этого условия музыка надолго, а часто на всю жизнь остаётся в эмоциональной памяти человека, оказывая влияние на его мироощущение и поведение.
Музыкальное воспитание - это не воспитание
музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.
В. А. Сухомлинский
Одной из ключевых задач, стоящих перед обществом, является воспитание гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная и хореографическая культура. С самого раннего возраста необходимо создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, чувства, вкусы и воображение, расширять кругозор, давать возможность проявлять творческие способности. Приобретая определенные знания о музыке и хореографии, дети приобщаются к искусству хореографии. Это способствует развитию общих танцевальных навыков, формированию хореографических основ и общей духовной культуры.
О важности музыкального образования пытались говорить выдающиеся критики и музыканты еще в 19 веке. Необходимость повышения уровня художественного образования и музыкальной культуры была выражена в диссертации А. Н. Серова. Он считал, что главная цель музыкального воспитания - не сочинять, а учить слушать музыку и проникать в средства выражения, а силу искусства видел в воздействии прекрасного на душевные свойства человека. В 19 веке открывались различные школы, университеты, музыкальные училища, и задача музыкального воспитания взрослых и детей. Основной упор делался на детей. В 20-е годы начало формироваться основное направление развития профессионального и народного музыкального образования в нашей стране.
Прогрессисты рассматривали искусство как средство образования и органическую часть общего образования. Их целью было не только образование для искусства, но и образование через искусство. Члены Петербургского общества содействия образованию считали главной задачей формирование музыкальности, ритма и слуха. Однако организаторы общества отмечали трудности в выполнении этого требования из-за отсутствия четкой программы и недостаточного опыта и музыкальной подготовки преподавателей. Например, учитель Я. Шрагер предложил разнообразить уроки музыки маршировкой под музыку.
Например, А. С. Симонович считал, что музыка должна выполнять объяснительную функцию в классе. Например, на уроках "Родиноведения" следует петь песни о погоде, а на уроках физкультуры – игры и потешки.
К. Н. Венцель считал, главной целью музыкального образования является не формирование навыков копирования и механического воспроизведения, а развитие творческих способностей ребенка. По этой причине он считал необходимым опираться на свободную активность ребенка, исходить из его сущности и рассматривать ребенка как "маленького художника". Это основано на трех различных видах деятельности:
- один – перцептивный (воспринимающий), когда дети поют, играют на инструментах а он (ребенок) слушает;
- другой основан на методе "творческого освобождения", когда дети импровизируют мелодии своими голосами и инструментами и творят в музыке. Художественному и творческому перцептивному развитию детей способствуют педагоги, создающие соответствующую атмосферу и подбирающие музыкальный репертуар с учетом потребностей, опыта и пожеланий детей.
- третьим направлением в развитии теории и практики музыкального образования можно считать новые принципы выдающегося педагогов супругов Шацких. Эстетическое воспитание было основополагающим и интегративным элементом образовательной концепции С.Т. Шацкого, в основе которой лежал культурологический подход к внедрению искусства в жизнь и формированию жизни в искусстве. Его девизом было: "Должна быть музыка!". По мнению автора, необходимо учитывать следующее:
- музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом
и следует учитывать потребности ребенка;
- личный опыт ребенка также должен быть принят во внимание;
- должны быть созданы условия для развития музыкального слуха,
что музыкальная жизнь должна быть организована в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.
Педагог В. Н. Шацкая отмечала, что важно систематически изучать степень музыкального развития детей, выявлять их потребности и интересы в музыке, творческие способности и уровень музыкальных знаний.
Она основатель системы музыкально - эстетического воспитания, которая начала функционировать еще дошкольного возраста и продолжалась в школах и после них. Она одна из первых в России предложила использовать различные виды искусства для развития подрастающего поколения.
Обобщая выше сказанное, можно перечислить основные задачи музыкального образования:
- Развитие музыкальных и творческих способностей детей.
(потенциал каждого) с помощью различных видов музыки.
- Формирование основ и содействие развитию музыкальной культуры.
общей духовной культуры.
Содержание музыкального образования, значение используемого репертуара, методы и приемы обучения, формы организации музыкальной деятельности имеют решающее значение для решения этих проблем.
Учитывая огромный педагогический опыт своих предшественников и используя современные методы музыкального образования, авторы обобщили многолетний опыт, разработали собственную систему музыкальных школ и создали эффективную учебно – воспитательную программу "Ладушки". Программа характеризуется творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей и основана на принципах учета психофизиологических особенностей детей, внимания к их потребностям, создания атмосферы доверия и сотрудничества в различных видах музыкальной и хореографической деятельности. Программа "Ладушки" – это личностно – ориентированная программа, разработанная в соответствии с возрастными возможностями детей. Ребенок является центром "музыкальной вселенной".
На мой взгляд, данная программа очень подходит для развития ритмических данных у детей младшего возраста на хореографическом отделении детских школ искусств. Она дает возможность преподавателям творчески развивать ритмические и слуховые навыки. Я также думаю, что это хороший способ мотивировать учеников и развить любовь к танцу через интересные уроки, где дети самостоятельны и полностью вовлечены в процесс обучения.
Детство – самое благоприятное время для знакомства с миром прекрасного. Хореография – это средство, способствующее целостному развитию и воспитанию ребенка. Прежде всего, это эстетическое воспитание, направленное на развитие у детей способности чувствовать и ценить прекрасное, развитие художественного чувства, формирование эмоционального отношения к музыке в хореографии. Музыка также является средством формирования нравственных качеств детей, которые могут быть очень сильными. Народные игры и танцы обогащают внутренний мир ребенка, прививают любовь и интерес к истории народа. Танец – важное средство развития творческих способностей ребенка, его духа и тела. Умение слушать и отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, обобщать и сравнивать требует активной умственной деятельности. Каждый этап занятий ставит новые задачи, которые стимулируют мышление и творчество ребенка. Занятия хореографией основаны на взаимосвязи музыки и движения, что формирует у ребенка правильную осанку и повышает координацию движений.
Программа "Ладушки" позволяет использовать интересный и красочный наглядный материал в музыкальной и хореографической деятельности:
-Иллюстрации и репродукции;
-Дидактический материал;
-Игровая атрибутика;
-Аудио и видео материалы;
Образовательная программа "Ладушки" предлагает всестороннее изучение искусства в различных видах, жанрах и стилях. Сочетание различных видов деятельности позволяет детям развивать воображение, фантазию, интеллект и артистизм, приобретать опыт сравнительного анализа, формировать коммуникативные отношения и воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Дети, которые слушают музыку, отражают музыкальные впечатления в своих движениях. Это происходит как в свободное время, так и в комплексных занятиях.
Цели программы "Ладушки".
1. подготовить детей к распознаванию музыкальных образов ивыразить их в движении,
2. заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, моторики, ритмической и мелодической красоты, развитие индивидуальных музыкальных способностей)
3. приобщать детей к русской народной музыке и мировой музыкальной культуре
4. развивать коммуникативные навыки детей;
5. учить детей творчески использовать свои музыкальные впечатления в повседневной жизни
6. в привлекательной и доступной форме познакомить детей с различными музыкальными формами и жанрами
7. передавать детям богатые музыкальные знания и понятия в контексте музыкальной игры
8. развивать творческие способности детей во всех видах музыкальной деятельности.
9. репертуар занятий и мероприятий должен включать музыкально –дидактические игры, позволяющие детям различать звуки по высоте тона, длительности, громкости и тембру, узнавать звуки инструментов (барабанов, бубна, погремушек, аккордеона, фортепиано и т. д.)
1. Музыкально – ритмические движения
Цель музыкально – ритмических упражнений состоит в том, чтобы дети научились согласовывать свои движения с характером музыки, отражать музыкальные образы в своих движениях, эмоционально реагировать на музыку, ориентироваться в пространстве и координировать свои движения.
2. Развитие ритма.
Создание музыки. Этот пункт является новым в детском музыкальном образовании и на уроках на него делается акцент. Без ритма движение невозможно. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его нужно открыть и развить. Для развития чувства ритма постоянно повторяются разнообразные игровые действия. Новые задания переносятся и повторяются на следующий урок.
3.Слушание музыки
Слушание музыки – очень важная, нужная и, прежде всего, интересная область детского развития. Его цель - формирование основ музыкальной культуры. Подбор подходящей из знакомой ребенку музыки помогает достичь этой цели. Для лучшего восприятия необходимо выбирать характерные произведения с выразительными мелодиями и яркими тонами.
4. Танцы, игры и хороводы
Основная цель занятий в этом разделе – создать веселое настроение, предоставив детям возможность двигаться под музыку. Закрепить правила ритмических движений в непринужденной обстановке, развить пространственную ориентацию и сформировать коммуникативные отношения.
Для меня программа "Ладушки" указывает верное направление в развитии музыкальности и чувства ритма учащихся последующим направлениям
- Правильное представление о музыкальной величине
- Правильное восприятие музыкальных пауз
Для обучения музыкальным размерам я использую изображение "божьей коровки", чтобы помочь учащимся визуально понять сложность длительностей нот.
- Большие "божьи коровки" – представляют целые ноты.
- Средние "божьи коровки" – обозначают половинные ноты.
- Маленькие "божьи коровки" – обозначают четвертные ноты.
После того когда ученики познакомятся с основами простыми ритмическими рисунками, переходим к более сложным ритмическим рисункам, с использованием длительностей восьмых нот.
Для обучения музыкальной паузы «знак молчания» использую картинку «Грибочек».
Когда учащиеся младшего возраста освоят всю технику, они могут сами создавать свои ритмические рисунки и предлагать классу исполнить их. Это игра позволяет и помогает лучше понять и закрепить изученный материал.
Далее с учащимися мы переходим к такому направлению как «Танцевальная фантазия», помогает развить импровизацию, что необходимо в дальнейшем обучении. Когда обучающие подрастут у них появится предмет - «Постановка сценических номеров». Им будет проще создавать свои собственные хореографические номера.
Танцевальная фантазия.
Детские танцевальные фантазии – это двигательные импровизации, которые могут быть адаптированы к любой музыке. Формирование и развитие танцевального творчества развивает эмоциональные реакции детей, способность координировать свое поведение с поведением других детей, ориентацию в пространстве, умение различать музыкальные части, фразы, способность связывать свои движения с динамическими оттенками. В конце занятия импровизированные танцы под музыку расслабляют мышцы, высвобождают эмоции, снимают усталость и напряжение и приносят детям настоящую радость.
Для того чтобы правильно обучать и воспитывать ребенка, необходимо знать его начальный уровень музыкальных способностей. Для этого проводятся диагностические тесты. Моторика, интерес к музыке и ритму диагностируются в контексте музыкальных занятий. Для диагностики не требуется специальных занятий. Процесс должен происходить в естественной для детей среде – в классе. Диагностика проводится по основным параметрам:
1. движение.
2. ритм.
3. прослушивание музыки.
Этих диагностических пунктов достаточно для детей младшего возраста. Процесс диагностики не должен быть формальностью. Прежде всего, необходимо, чтобы учитель определил уровень музыкальных способностей каждого ребенка и развивал их по мере возможности. Каждый ребенок уникален, и оценка его способностей должна проводиться осторожно и деликатно.
Программа "Ладушки" дает возможность сделать процесс обучения интересным, ярким, разнообразным и эффективным. Она расширяет кругозор детей, обогащает их музыкальный опыт и воспитывает устойчивый интерес к занятиям.
Заключение
К занятиям ритмикой рекомендуется приступать с самого раннего возраста. Основной задачей ритмики в хореографической школе и школе искусств является развитие у учащихся общей музыкальности и чувства ритма, закрепление знаний, полученных ими на уроках по специальности.
Дети дошкольного младшего школьного возраста испытывают потребность в движении, им свойственна двигательная активность. Неслучайно они ярче и эмоциональнее воспринимают музыку через движение. Потому как двигаются дети под музыку педагог может проверить прочность приобретённых ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, выявить их творческие возможности.
Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия ритмикой поднимают настроение, повышают жизненный тонус.
Занятия ритмикой оказывают на детей и не малое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют чёткого взаимодействия всех участников, повышают у них дисциплину, чувство ответственности, товарищества. Кроме того, у детей развиваются память и внимание. Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность и инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой школы, занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
Список литературы
1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., Советский композитор, 1991.
2. Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М., Просвещение, 1967.
3. Музыка и движение / Авторы-составители: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М., Просвещение, 1983.
4. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.
5. Вейс П. Ступеньки в музыку. М., Советский композитор, 1987.
6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2007.
7. Музыкальные игры и пляски / Составители Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, А. С. Руднева. Ленинград: Учпедгиз, 1963.
8. Панова Ж., Жак-Далъкроз Э. Ритм. М., Классика, 2001.
9. Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
10. Халабузаръ П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. М., «Музыка», 1990.
11. Шацкая В. Н. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции. М., 1988. Ч. 2.
12. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. М., 1968. Т. 1.