СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Роль внимания на уроках фортепиано в школе искусств"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все выдающиеся деятели,  которые внесли весомый вклад  в развитие  человеческой  цивилизации,  отмечали  роль внимания

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Роль внимания на уроках фортепиано в школе искусств"»


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Красноуфимская районная детская школа искусств»






Роль внимания на уроках фортепиано

в школе искусств

(методическая разработка)



















Преподаватель 1 квалификационной категории

Двойнишникова Галина Николаевна



2018г


-2-

Все выдающиеся деятели, которые внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, обладали феноменальной устойчивостью внимания. Рассказывают о Ньютоне, который, задумавшись над теоремой, простоял в неудобной позе над столом в течение целых суток.

Подобная устойчивость внимания обеспечивается необычайной активностью мысли, способностью рассматривать предмет с самых разных сторон, продумывать многообразные варианты решения задачи.

Различные параметры внимания, как-то: устойчивость, переключаемость, распределение, тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы, тренированностью в данном виде деятельности. Именно способность к сильной концентрации внимания на музыкальной деятельности в конечном счете обеспечивает впечатляющие художественные результаты.

В главном труде своей жизни «Работа актера над собой» К.С. Станиславский специальную главу посвятил проблеме внимания актера, так как полагал, что «творчество есть прежде всего полная сосредоточенность нашей духовной и физической природы». Неоднократно Станиславский проводит мысль о том, что без достижения актером умения полностью сосредоточиваться на исполнении заданной роли его намерения будут истрачены впустую.

«Сосредоточенность – это первая буква в алфавите успеха», - отвечал И.Гофман на вопрос о единственно целесообразном способе работы. Внимание и концентрация мысли есть причина всякого успеха, психологический фундамент успешной работы на фортепиано. У учащихся нередко рассеянно блуждают между проигрываемой в данный момент гаммой и мыслями о каком-нибудь развлечении, о невыученном уроке по другим предметам, о звонке по телефону и т.д. Руки в этот момент могут механически проигрывать пассажи, но все это представляет собой только видимость работы, формальное желание отсидеть за инструментом положенное количество часов. Посторонние мысли нередко ведут за собой лишние и неточные движения, которые закреплялись при повторении, образуя неряшливую игру, не имеющую художественной ценности.

Внимание в деятельности юного музыканта

Какими же преимуществами обладает музыкант, имеющий развитое внимание и умеющий им управлять? Можно сказать следующее:

- Техническое исполнение отличается большой точностью, отсутствием помарок и небрежности.

- Исполнение производит впечатление большой осмысленности и логичности.

- Музыкально-слуховые представления до начала исполнения характеризуются четкостью.

Причины, ведущие к невнимательности в исполнении, могут быть следующие:


-3-

1) Отсутствие устойчивости внимания, легкости его отвлечения на посторонние мысли и раздражители.

2) Отсутствие быстроты переключения внимания с одного образа на другой, с одного типа фактуры на другой. Наиболее частые неполадки в исполнении случаются на стыках частей и эпизодов именно из-за отсутствия быстроты переключения.

3) Трудность в распределении внимания. Особенно заметно при исполнении полифонических пьес, требующих «расслоения» внимания.

4) Перехлест эмоций, при котором исполнитель больше находится во власти собственных поэтических замыслов и представлений, нежели в реальном звуковом воплощении.

Несовершенное исполнение есть результат плохого качества работы, а не ее недостаточного количества. Качественная работа – это всегда сосредоточенное внимание, включающее в себя и его устойчивость, и хорошую переключаемость.

Непременное условие в работе пианиста, как и актера, - обязательное использование формулы сосредоточения внимания, которая была предложена К.С.Станиславским: «я добиваюсь того-то и того-то», «я хочу

сделать то-то и то-то». «Увлекательная меткая и посильная задача», - говорит Станиславский, «преображает актерское действие, оно захватывает и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение». Поэтому сосредоточение на исполняемом оказывается столь необходимым в исполнительском искусстве.

В процессе игры любой музыкант вынужден обращать свое внимание и на точность игры, и на общий художественный образ, и на свободу своих движений. Во время исполнения внимание движется как бы одновременно и по горизонтали, и по вертикали… Горизонтальное внимание исполнителя сосредоточено на непосредственном моменте исполнения, на фрагменте, следующем сразу же после него и одновременно охватывает единый образ произведения. Вертикальный пласт внимания охватывает координацию рук, фактуру, голосоведение.

Умение во время игры мыслить забегая вперед, предвосхищать способы преодоления трудностей – оборотная сторона сосредоточенного внимания. Умение слышать себя является главным ключом к формированию внимания музыканта.

Внимание, означающее способность человека сосредоточиваться на выполняемой им деятельности и умение отключаться от всех прочих побочных раздражителей, является одним из важнейших условий осуществления любого вида деятельности.





-4-


Список используемой литературы:


  1. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997 г.

  2. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961 г.

  3. Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники: Методическое пособие для педагогов музыкальных вузов. М., 1968 г.