СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель урока: сформировать представление учащихся о классификации треугольников по видам углов.
Методы и приемы: частично-поисковый метод, диалогический метод, метод проекта.
Рабочий лист
Класс:_________ Дата: __________ Ф.И.учащихся:__________________________________________________________________
Заполните пропуски:
Треугольник – это __________________________, состоящая из___________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите элементы треугольника АВС (рисунок на доске):
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
3.Соедините линиями название треугольника с его свойствами.
Название треугольника. | Свойство треугольника. |
Равнобедренный. Равносторонний. Разносторонний. | все три стороны одинаковой длины все три стороны разной длины хотя бы две стороны имеют одинаковую длину |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
в 3 классе
«Виды треугольников (по видам их углов)
|
|
|
| |
1 | ФИО (полностью) | Оноприенко Ольга Григорьевна | ||
2 | Место работы | МКОУ СОШ№105 г.Купино Новосибирской области | ||
3 | Должность | Учитель начальных классов | ||
4 | Предмет | математика | ||
5 | Класс | 3 | ||
6 | Тема и номер урока в теме | Виды треугольников (по видам их углов)-1 | ||
7 | Базовый учебник | Математика. 3 класс. Учеб. для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2/ М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 3-е изд.- М.: «Просвещение», 2013.-112с.:ил.- (Школа России) | ||
|
|
|
8. Цель урока: сформировать представление учащихся о классификации треугольников по видам углов.
9. Задачи:
- Образовательные: учить классифицировать треугольники по видам углов, совершенствовать навыки построения геометрических фигур;
- Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся,
геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь; учить самостоятельно, добывать знания, побуждать к любознательности;
- Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, развивать интерес к математике, самостоятельность, прививать аккуратность и трудолюбие.
10. Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ, межпредметной интеграции.
11. Планируемые результаты.
Предметные:
умение различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Метапредметные:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
Личностные:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.
12.Методы и приемы: частично-поисковый метод, диалогический метод.
13.Тип урока: открытия нового знания.
14.Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
15Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (бумажные треугольники: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный для каждого ученика, поясок- прямоугольник их бумаги 2Х5см, «усики» из чёрной бумаги 0,5Х5см., «Рабочий лист» с заданиями 1 на парту, )
16.Структура и ход урока
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия | |||
познавательные | регулятивные | личностные | коммуникативные | |||
1. Организационный момент
| Добрый день! Посмотрите на экран. - А вам нравятся бабочки? Почему? - Каких бабочек вы знаете? - К какому классу животных относятся бабочки? - Почему вы так решили? - Какие вещи похожие на бабочку окружают человека в быту?
- Вы, наверное, хотите меня спросить, почему на уроке математике мы говорим о бабочках? Я вам отвечу: сегодня на уроке мы сделаем с вами вот такую бабочку-мотылька (показываю поделку), а поможет нам именно математика! - А как вы думаете, зачем нам может пригодиться умение делать таких бабочк? - Такой бабочкой можно украсить дом к празднику. Если развесить таких бабочек на шторы, у всех будет радостное весеннее настроение, а если повесить бабочек на люстру, то будет казаться, что вокруг порхают эти чудесные существа. Такой бабочкой можно украсить подарок для близкого человека. | Здороваются. Смотрят видеоклип о бабочках(1 мин.).
Отвечают на вопросы.
Рассматривают поделку (бабочку из гофрированной бумаги)
Отвечают на вопрос. Слушают учителя. |
|
| положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; стремление к красоте | умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний
| - Из каких геометрических фигур сделан мотылёк? - Что вы знаете о треугольниках? Выполните задание №1 и №2 в «рабочих листах». - Мы уже научились различать треугольники по длине их сторон. - Какой треугольник называют равносторонним? -Какой треугольник называют равнобедренным? Какой треугольник называют разносторонним? - Треугольник состоит не только из сторон, он состоит из углов. - Вспомнить какие виды углов вы знаете. Вам поможет бабочка на карточке. На доске слова: ПРЯМОЙ КРИВОЙ ОСТРЫЙ КИСЛЫЙ ПРАВЫЙ ЛЕВЫЙ - Какие из этих слов относятся к углам? - С помощью угольника или линейки определите, какой буквой у бабочки назван прямой угол. (Прямой угол В) - Определите, какой буквой назван тупой угол. (Тупой угол А) - Почему вы так решили? (Угол А больше прямого) - А буквой С обозначен острый угол. Докажите, что угол С- острый. (Угол С меньше прямого) | Отвечают на вопросы учителя.
Рассматривают бабочку.
Сверяют слова с доски и в рабочих листах.
Подходят к доске и выбирают слова, характеризующие углы.
С помощью линейки треугольника определяют углы, соотносят их с типами углов, доказывают свой выбор.
| осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
| планирование решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); умение анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины
| положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | формулирование собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания |
3. Постановка учебной задачи
| - Итак, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. -Сегодня будем учиться различать треугольники по видам углов
| Высказывают свои предположения.
| умение строить логическую цепь рассуждений
| определение и формулировать цель на уроке с помощью учителя | желание приобретать новые знания | оформление своих мыслей в устной форме |
4. Открытие нового знания
| - На столе у вас лежат три треугольника. Нижние крылышки бабочки мы будем делать из прямоугольного треугольника, а верхние крылышки из остроугольного треугольника. - Вы знаете, какой из этих треугольников прямоугольный, а какой остроугольный. Хотите узнать? -Откройте учебник на странице 85 и внимательно прочитайте текст. Можете нежирно подчеркнуть простым карандашом. - Теперь вы знаете, какой треугольник называют прямоугольным? Прочитайте. - Найдите у себя прямоугольный треугольник. Покажите его мне. Докажите, что он прямоугольный. - Какой треугольник называют остроугольным? Прочитайте. - Какой треугольник у вас на столе остроугольный? Почему вы так решили? Гофрировка бумажных треугольников способом перегиба плоскости треугольников приёмом взад- вперёд(работа в паре, каждый делает одну пару крылышек). Схема на доске. - Как называется треугольник, который остался у вас на столе? - Почему вы так решили? - Доделайте бабочку. - Оцените себя на «лесенке успеха»
| Рассматривают треугольники из цветной бумаги.
Делают предположения.
Читают текст в учебнике, подчёркивают нужное карандашом.
Читают информацию о треугольниках.
С помощью линейки-треугольника измеряют углы у треугольников из цветной бумаги. Приводят доказательства в пользу выбранных треугольников.
Гофрируют прямоугольные и остроугольные треугольники.
Отвечают на вопрос. Доказывают, что оставшийся треугольник -тупоугольный. С помощью бумажного пояска соединяют крылышки бабочки, приклеивают усики. | читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников; умение выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
| удерживание цели деятельности до получения ее результата; планирование решение учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий); оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); корректирование деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения
| участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности; способность к самооценке своих действий, поступков | вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками; умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
5. Первичное закрепление
| Разноуровневые задания.(на слайде) - Для закрепления выполним задания на выбор. №1.на полях. учебника Стр 85. , найти периметр остроугольного треугольника. Запись в тетради: оструг.: прямоуг.: тупоуг.: Проверка: ОСТРОУГОЛЬНЫЕ: 1. ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ: 4, 6, 7. ТУПОУГОЛЬНЫЕ: 2, 3, 5. |
Записывают в тетради номера треугольников. Решают задачу и записывают решение и ответ в тетрадь.
Проверяют правильность выполнения задания у соседа по парте, сравнивая ответы с записью на доске. Ставят оценку соседу. | умение осуществлять анализ объектов; готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации
| планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; оценивание (сравнение с эталоном) результатов деятельности (чужой, своей); | осознание своих трудностей. стремление к их преодолению; освоение новых видов деятельности | умение сотрудничать с соседом по парте |
№2.1. Реши задачу. Посчитай, сколько стоит кукла, если цена равностороннего треугольника 5 рублей, равнобедренного треугольника 12 рублей, а разностороннего треугольника 11 рублей. 2.* (по желанию) Как можно вычислить площадь прямоугольного равнобедренного треугольника с одинаковыми сторонами по 4 см.? Проверка: 1.Равносторонние: 7 шт. Равнобедренные:12 шт. Разносторонние:11шт. 7*5+9*12+8*11=231(руб) 2.4*4:2=8см Проверка на доске.Оценивание соседа. | ||||||
6. Физ минутка
| Наша бабочка встряхнулась, Улыбнулась, потянулась. Раз- росой она умылась, Два- изящно покружилась, Три- нагнулась и присела И нектара всласть поела.
| Выполняют соответственные движения. |
|
| стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья
|
|
7. Закрепление ранее усвоенных знаний и умений
а) Решение задач
| - Какие сказочные герои похожи на бабочек? - Феи Винкс хотят себе новые наряды. Давайте решим задачу и поможим им разобраться, сколько платьев можно сшить из ткани Задача учебника-№ 2 стр 85 Первую задачу разобрать и прокомментировать все действия. - Внимательно прочитайте вторую задачу. - Что общего в условиях задач? - Чем отличаются задачи? - Как вы думаете, какое действие нужно добавить, чтобы решить вторую задачу? - Сколько действий будет во второй задаче? - Что узнаем первым действием? - Как узнать, сколько метров ткани во втором куске? - Что надо узнать вторым действием? - Как узнать, сколько метров ткани всего? - Что узнаем третьем действием? - Как узнаем, сколько платьев сшили? - Решите задачу. (Одного ученика вызвать к доске)
| Отвечают на вопрос.
Принимают участие в анализе задачи. За учителем записывают краткую запись и решение задачи.
Читают вторую задачу. Отвечают на вопросы.
Решают задачу, сравнивают своё решение с решением ученика у доски, обсуждают его решение.
| осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы
| принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действие по плану; контроль процесс и результатов деятельности, внесение необходимые корректив; адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления
| положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | Вступление в учебный диалог с учителем,участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение слушать и отвечать на вопросы |
б) Деление с остатком
| Задание учебника- Стр 85 № 5 (у доски)
| Выполняют деление с остатком в тетради и у доки, комментируя способ решения. | умение ориентироваться в своей системе знаний | умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму; оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | совершенствование имеющиеся знаний и умений; способность к самооценке своих действий, поступков | умение строить небольшие монологические высказывания |
8. Рефлексия деятельности
| -Понравился ли вам урок? - Какие задания выполнили легко? - При выполнении каких заданий испытывали трудности? - Какие новые знания получили на уроке? - Проведём небольшой тест. Вы можете ответить на мой вопрос словом «да» или «нет». Записываете ответы в тетради. 1.Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Какие треугольники называют прямоугольными?» 2. Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Какие треугольники называют остроугольными?» 3. Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Какие треугольники называют тупоугольными?» - Поднимите руки те ребята, у которых три слова «да». -Молодцы! Значит вы легко справитесь с домашним заданием, а если у вас возникнут затруднения ещё раз почитайте учебник, попросите помощи у меня или родителей. Ребят, у которых есть слова «нет», я прошу не расстраиваться, потому что мы будем говорить о треугольниках и на следующих уроках и вы, обязательно, разберётесь в этой теме!
| Отвечают на вопросы.
Записывают в тетради слова «да» или «нет». |
| анализ собственной работы; адекватно оценивать свои достижения; осознание возникающих трудностей, искать их причины и пути преодоления
| способность к самооценке своих действий, поступков | умение оформлять свои мысли в устной форме |
9. Домашнее задание | Стр 85 № 1 и 4 - Какое задание выполните сразу. - Над каким заданием задумаетесь?
|
|
|
| способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
|
| На предмете курса «Математика и конструирование» можно продолжить работу по теме «Бабочки»: посмотреть мультфильм «Бабочки» (о бережном отношении к природе), побеседовать, научиться делать в данной технике объёмное панно «На лугу», галстук-бабочку из прямоугольника либо из атласной ленты,.
|
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1Задание.
№1.Выпиши номера остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников. Остроугольные____________ Прямоугольные______________ Тупоуголные_________________ №2. Найди периметр остроугольного треугольника. ____________________________
![]() 6 |
№1.Выпиши номера остроугольных, прямоугольных и тупоугольных треугольников. Остроугольные____________ Прямоугольные______________ Тупоуголные_________________ №2. Найди периметр остроугольного треугольника. ____________________________
![]() 6 |
№1. Реши задачу. Посчитай, сколько стоит кукла, если цена равностороннего треугольника 5 рублей, равнобедренного треугольника 12 рублей, а разностороннего треугольника 11 рублей. №2 К __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ак можно вычислить площадь прямоугольного равнобедренного треугольника с одинаковыми сторонами по 4 см.? | №1. Реши задачу. Посчитай, сколько стоит кукла, если цена равностороннего треугольника 5 рублей, равнобедренного треугольника 12 рублей, а разностороннего треугольника 11 рублей. №2 К __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ак можно вычислить площадь прямоугольного равнобедренного треугольника с одинаковыми сторонами по 4 см.? |
№2 лесенка успеха
| |
| |
Виды треугольников(по видам их углов)
Выполнила
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №105 Купинского р-на
Оноприенко Ольга Григорьевна
Наши правила:
1.Работаем дружно
2.Важно мнение каждого
3. Активность
4.Объясни свою точку зрения
Необходимо соблюдать правила:
А
В С
Виды треугольников
Треугольники, у которых
равны все три стороны,
называются равносторонними .
Треугольники, у которых
равны две стороны, называются равнобедренными.
Треугольники, у которых все
стороны разной длины,
называются разносторонними
треугольниками.
Прямой
Кривой
Острый
Кислый
Правый
Левый
Тупой
А
В
С
Выбери задание сам.
1. Реши задачу.
Посчитай, сколько стоит кукла, если цена равностороннего треугольника 5 рублей, равнобедренного треугольника 12 рублей, а разностороннего треугольника 11 рублей.
2.* (по желанию)
Как можно вычислить площадь прямоугольного равнобедренного треугольника с одинаковыми сторонами по 4 см.?
№ 1.на полях. Стр 85. , найти периметр остроугольного треугольника.
Проверка:
ОСТРОУГОЛЬНЫЕ : 1.
ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ : 4, 6, 7.
ТУПОУГОЛЬНЫЕ : 2, 3, 5.
Проверка:
1). Равносторонние : 7 шт.
Равнобедренные :12 шт.
Разносторонни е:11шт.
7*5+9*12+8*11=231(руб)
2)*.4*4:2=8см
Спасибо за урок!