Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Универсальные учебные действия |
познавательные | регулятивные | личностные | коммуникативные |
1. Организационный момент | Добрый день! Посмотрите на экран. - А вам нравятся бабочки? Почему? - Каких бабочек вы знаете? - К какому классу животных относятся бабочки? - Почему вы так решили? - Какие вещи похожие на бабочку окружают человека в быту? - Вы, наверное, хотите меня спросить, почему на уроке математике мы говорим о бабочках? Я вам отвечу: сегодня на уроке мы сделаем с вами вот такую бабочку-мотылька (показываю поделку), а поможет нам именно математика!  - А как вы думаете, зачем нам может пригодиться умение делать таких бабочк? - Такой бабочкой можно украсить дом к празднику. Если развесить таких бабочек на шторы, у всех будет радостное весеннее настроение, а если повесить бабочек на люстру, то будет казаться, что вокруг порхают эти чудесные существа. Такой бабочкой можно украсить подарок для близкого человека. | Здороваются. Смотрят видеоклип о бабочках(1 мин.). Отвечают на вопросы. Рассматривают поделку (бабочку из гофрированной бумаги) Отвечают на вопрос. Слушают учителя. | | | положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; стремление к красоте | умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
2. Актуализация ранее усвоенных знаний | - Из каких геометрических фигур сделан мотылёк? - Что вы знаете о треугольниках? Выполните задание №1 и №2 в «рабочих листах». - Мы уже научились различать треугольники по длине их сторон. - Какой треугольник называют равносторонним? -Какой треугольник называют равнобедренным? Какой треугольник называют разносторонним? - Треугольник состоит не только из сторон, он состоит из углов. - Вспомнить какие виды углов вы знаете. Вам поможет бабочка на карточке. На доске слова: ПРЯМОЙ КРИВОЙ ОСТРЫЙ КИСЛЫЙ ПРАВЫЙ ЛЕВЫЙ ТУПОЙ- - Какие из этих слов относятся к углам? - С помощью угольника или линейки определите, какой буквой у бабочки назван прямой угол. (Прямой угол В) - Определите, какой буквой назван тупой угол. (Тупой угол А) - Почему вы так решили? (Угол А больше прямого) - А буквой С обозначен острый угол. Докажите, что угол С- острый. (Угол С меньше прямого) | Отвечают на вопросы учителя. Рассматривают бабочку. Сверяют слова с доски и в рабочих листах. Подходят к доске и выбирают слова, характеризующие углы. С помощью линейки треугольника определяют углы, соотносят их с типами углов, доказывают свой выбор. | осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | планирование решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); умение анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины | положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | формулирование собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания |
3. Постановка учебной задачи | - Итак, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. -Сегодня будем учиться различать треугольники по видам углов | Высказывают свои предположения. | умение строить логическую цепь рассуждений | определение и формулировать цель на уроке с помощью учителя | желание приобретать новые знания | оформление своих мыслей в устной форме |
4. Открытие нового знания | - На столе у вас лежат три треугольника. Нижние крылышки бабочки мы будем делать из прямоугольного треугольника, а верхние крылышки из остроугольного треугольника. - Вы знаете, какой из этих треугольников прямоугольный, а какой остроугольный. Хотите узнать? -Откройте учебник на странице 85 и внимательно прочитайте текст. Можете нежирно подчеркнуть простым карандашом. - Теперь вы знаете, какой треугольник называют прямоугольным? Прочитайте. - Найдите у себя прямоугольный треугольник. Покажите его мне. Докажите, что он прямоугольный. - Какой треугольник называют остроугольным? Прочитайте. - Какой треугольник у вас на столе остроугольный? Почему вы так решили? Гофрировка бумажных треугольников способом перегиба плоскости треугольников приёмом взад- вперёд(работа в паре, каждый делает одну пару крылышек). Схема на доске. - Как называется треугольник, который остался у вас на столе? - Почему вы так решили? - Доделайте бабочку. - Оцените себя на «лесенке успеха» | Рассматривают треугольники из цветной бумаги. Делают предположения. Читают текст в учебнике, подчёркивают нужное карандашом. Читают информацию о треугольниках. С помощью линейки-треугольника измеряют углы у треугольников из цветной бумаги. Приводят доказательства в пользу выбранных треугольников. Гофрируют прямоугольные и остроугольные треугольники. Отвечают на вопрос. Доказывают, что оставшийся треугольник -тупоугольный. С помощью бумажного пояска соединяют крылышки бабочки, приклеивают усики. | читать и слушать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников; умение выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | удерживание цели деятельности до получения ее результата; планирование решение учебной задачи: выстраивание последовательности необходимых операций (алгоритм действий); оценивание весомости приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); корректирование деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения | участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности; способность к самооценке своих действий, поступков | вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками; умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
5. Первичное закрепление | Разноуровневые задания.(на слайде) - Для закрепления выполним задания на выбор. №1.на полях. учебника Стр 85. , найти периметр остроугольного треугольника. Запись в тетради: оструг.: прямоуг.: тупоуг.: Проверка: ОСТРОУГОЛЬНЫЕ: 1. ПРЯМОУГОЛЬНЫЕ: 4, 6, 7. ТУПОУГОЛЬНЫЕ: 2, 3, 5. | Записывают в тетради номера треугольников. Решают задачу и записывают решение и ответ в тетрадь. Проверяют правильность выполнения задания у соседа по парте, сравнивая ответы с записью на доске. Ставят оценку соседу. | умение осуществлять анализ объектов; готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации | планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности; оценивание (сравнение с эталоном) результатов деятельности (чужой, своей); | осознание своих трудностей. стремление к их преодолению; освоение новых видов деятельности | умение сотрудничать с соседом по парте |
№2.1. Реши задачу. Посчитай, сколько стоит кукла, если цена равностороннего треугольника 5 рублей, равнобедренного треугольника 12 рублей, а разностороннего треугольника 11 рублей. 2.* (по желанию) Как можно вычислить площадь прямоугольного равнобедренного треугольника с одинаковыми сторонами по 4 см.?  Проверка: 1.Равносторонние: 7 шт. Равнобедренные:12 шт. Разносторонние:11шт. 7*5+9*12+8*11=231(руб) 2.4*4:2=8см Проверка на доске.Оценивание соседа. |
6. Физ минутка | Наша бабочка встряхнулась, Улыбнулась, потянулась. Раз- росой она умылась, Два- изящно покружилась, Три- нагнулась и присела И нектара всласть поела. | Выполняют соответственные движения. | | | стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья | |
7. Закрепление ранее усвоенных знаний и умений а) Решение задач | - Какие сказочные герои похожи на бабочек?  - Феи Винкс хотят себе новые наряды. Давайте решим задачу и поможим им разобраться, сколько платьев можно сшить из ткани Задача учебника-№ 2 стр 85 Первую задачу разобрать и прокомментировать все действия. - Внимательно прочитайте вторую задачу. - Что общего в условиях задач? - Чем отличаются задачи? - Как вы думаете, какое действие нужно добавить, чтобы решить вторую задачу? - Сколько действий будет во второй задаче? - Что узнаем первым действием? - Как узнать, сколько метров ткани во втором куске? - Что надо узнать вторым действием? - Как узнать, сколько метров ткани всего? - Что узнаем третьем действием? - Как узнаем, сколько платьев сшили? - Решите задачу. (Одного ученика вызвать к доске) | Отвечают на вопрос. Принимают участие в анализе задачи. За учителем записывают краткую запись и решение задачи. Читают вторую задачу. Отвечают на вопросы. Решают задачу, сравнивают своё решение с решением ученика у доски, обсуждают его решение. | осуществление для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы | принятие и сохранение учебной задачи; планирование (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действие по плану; контроль процесс и результатов деятельности, внесение необходимые корректив; адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск их причин и путей преодоления | положительное отношение к учению, к познавательной деятельности | Вступление в учебный диалог с учителем,участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение слушать и отвечать на вопросы |
б) Деление с остатком | Задание учебника- Стр 85 № 5 (у доски) | Выполняют деление с остатком в тетради и у доки, комментируя способ решения. | умение ориентироваться в своей системе знаний | умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму; оценивание уровня владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). | совершенствование имеющиеся знаний и умений; способность к самооценке своих действий, поступков | умение строить небольшие монологические высказывания |
8. Рефлексия деятельности | -Понравился ли вам урок? - Какие задания выполнили легко? - При выполнении каких заданий испытывали трудности? - Какие новые знания получили на уроке? - Проведём небольшой тест. Вы можете ответить на мой вопрос словом «да» или «нет». Записываете ответы в тетради. 1.Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Какие треугольники называют прямоугольными?» 2. Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Какие треугольники называют остроугольными?» 3. Можете ли вы сразу ответить на вопрос: «Какие треугольники называют тупоугольными?» - Поднимите руки те ребята, у которых три слова «да». -Молодцы! Значит вы легко справитесь с домашним заданием, а если у вас возникнут затруднения ещё раз почитайте учебник, попросите помощи у меня или родителей. Ребят, у которых есть слова «нет», я прошу не расстраиваться, потому что мы будем говорить о треугольниках и на следующих уроках и вы, обязательно, разберётесь в этой теме! | Отвечают на вопросы. Записывают в тетради слова «да» или «нет». | | анализ собственной работы; адекватно оценивать свои достижения; осознание возникающих трудностей, искать их причины и пути преодоления | способность к самооценке своих действий, поступков | умение оформлять свои мысли в устной форме |
9. Домашнее задание | Стр 85 № 1 и 4 - Какое задание выполните сразу. - Над каким заданием задумаетесь? | | | | способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |
| На предмете курса «Математика и конструирование» можно продолжить работу по теме «Бабочки»: посмотреть мультфильм «Бабочки» (о бережном отношении к природе), побеседовать, научиться делать в данной технике объёмное панно «На лугу», галстук-бабочку из прямоугольника либо из атласной ленты,. | | | | | |