СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка самостоятельной работы по теме : Три ветви власти

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по практической работе № 3.

По дисциплине: «Право».

Наименование работы: «Организация власти и управления в стране».

Работа рассчитана на 2 часа.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка самостоятельной работы по теме : Три ветви власти»





Методические рекомендации

по практической работе № 3.



По дисциплине: «Право».

Наименование работы: «Организация власти и управления в стране».


Работа рассчитана на 2 часа.



Цели:

  1. Обучающая.
    Дать знания о механизмах государства и направлениях деятельности государства.

  2. Развивающая.
    Формирование целостного представления о государстве как единой системе управления.

  3. Воспитательная.
    Формирование основ правовой культуры и понимания того, что государство это целостное организованная система управления.





Литература:

  1. Е.А. Певцова «Право. Основы правовой культуры»10 кл.2 часть. М., «Русское слово», 2007г.



Оборудование : Конспект лекций


Вопросы для самоподготовки и самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию «механизм государства»

  2. Назовите признаки «механизма государства»

  3. Что такое «орган государства», каковы основные его признаки?

  4. Назовите направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей государства.

  5. В чем сущность местного самоуправления?





Задания

Организация власти и управления в стране

Выберите один или несколько правильных вариантов ответа

  1. Впервые теория разделения властей была реализована в:

а) Франции;

б) Англии;

в) США;

г) Германии.

  1. По составу органы государства делятся на:

а) единоличные;

б) правотворческие;

в) правоисполнительные;

г) коллегиальные.

  1. Наиболее ярким примером государства с сильной президентской властью является:

а) США;

б) Италия;

в) Канада;

г) ФРГ.

  1. К числу полномочий Президента РФ относятся:

а) определение основных направлений внутренней и внешней политики государства;

б) назначение на должность и освобождение от должности

Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

в) право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;

г) принятие решения об отставке Правительства РФ.

  1. Парламент в Польше называется:

а) кнессетом;

б) альтингом;

в) бундестагом;

г) сеймом.

  1. В состав Государственной Думы входят:

а) 400 депутатов;

б) 450 депутатов;

в) 350 депутатов;

г) 500 депутатов.

  1. Совет Федерации Федерального Собрания:

а) дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

б) объявляет амнистию;

в) утверждает изменения границ между субъектами Федерации;

г) назначает выборы Президента РФ.

  1. Государственная Дума:

а) может выражать недоверие Правительству РФ;

б) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ;

в) назначает на должность судей Верховного Суда РФ;

г) назначает Генерального прокурора РФ.

  1. Правительство РФ:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

б) обеспечивает проведение на территории всей страны единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

в) осуществляет управление федеральной собственностью;

г) все варианты ответа верны.

  1. Надзор за исполнением законов осуществляет:

а) Верховный Суд РФ; б) прокуратура;

в) Конституционный Суд РФ;

г) полиция.

  1. Всесословное земское управление было введено:

а) земской реформой 1864 г.;

б) Соборным уложением 1649 г.;

в) Судебником 1550 г.;

г) Уложенной комиссией 1767—1768 гг.


Верны ли утверждения?

  1. А. В период создания российского централизованного государства появилась система кормления.

Б. В период сословно-представительной монархии вопросы местного значения решали наместники и волостели.

1) Только А;

2) только Б;

3) и А, и Б;

4) ни А, ни Б.

  1. А. Органы местного самоуправления входят в систему орга­нов государственной власти.

Б. Местное самоуправление в пределах своих полномочий са­мостоятельно.

1) Только А;

2) только Б;

3) и А, и Б;

4) ни А, ни Б.


  1. А. Решения органов местного самоуправления не могут быть отменены.

Б. Система местного самоуправления - это как бы государство в государстве.

1) Только А;

2) только Б;

3) и А, и Б;

4) ни А, ни Б.

  1. А. Установление общих принципов местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Б. Субъекты Федерации закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

1) Только А;

2) только Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б.

  1. А. В узком смысле под аппаратом государства понимается система государственного управления, совокупность исполнительно-распорядительных органов государства.

Б. В широком смысле аппарат государства - это система органов и учреждений, осуществляющих управление обществом.

1) Только А;

2) только Б;

3) и А, и Б;

4) ни А, ни Б.

  1. А. Президент РФ является главой исполнительной власти страны.

Б. Президент РФ тесно связан с законодательной властью.

1) Только А;

2) только Б;

3) и А, и Б;

4) ни А, ни Б.

  1. А. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Б. Государственная Дума решает вопрос о возможности использования вооруженных сил за пределами Российской Федерации.

1) Только А;

2) только Б;

3) и А, и Б;

4) ни А, ни Б.

Установите соответствие

  1. Органы и представители верховной власти, осуществлявшие местное самоуправление, и их характеристики:

а) волостель;

б) наместник;

в) земские собрания;

г) Советы;

д) губернатор;

е) губной староста.

1. Высшее административное лицо в территориальных единицах государства.

2. Лицо, возглавлявшее волость и осуществлявшее управленческие, финансовые и судебные функции.

3. Коллегиальные представительные (законодательные) органы власти, действовавшие на различных уровнях государственного и местного управления.

4. Выборные распорядительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях.

5. Лицо, ведавшее уголовной полицией и судом в пределах территории местного самоуправления и избиравшееся всеми сословиями населения соответствующей территории.

6. Лицо, возглавлявшее местное управление, ведавшее судом, сбором пошлин и другими делами.

Вставьте пропущенные слова

  1. Механизм государства — целостная ______ система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет ________ и обществом.

  2. В основе осуществления государственной власти в Российской Федерации лежит важный принцип _____________________

  3. Первичным структурным элементом механизма государства является ________________

  4. Президентом РФ может быть избран российский гражданин не моложе _____ лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее _____ лет.

  5. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, который достиг возраста и имеет право ___________,

  6. В Совет Федерации входят по ____ представителя от каждого субъекта Федерации.

  7. Верховный Суд РФ возглавляет систему судов ___________________

  8. Способ содержания должностных лиц за счет местного населения, существовавший до середины XVI в., называется _________________

  9. Принципы местного самоуправления — обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие, в основе ____________ населения, формируемых им , ____________________ осуществляющих__________ местными делами.

Дополните перечень

  1. Признаки государственного механизма:

а) целостная система государственных органов и учреждений, основанная на единстве принципов организации и деятельности. Деятельность государственных органов основана на принципах координации и субординации;

б) государственный механизм состоит из людей, профессионально занимающихся управлением. Их называют государственными служащими;

в)

г)

д)

  1. Принципы формирования организации и функционирования демократического государства:

а) принцип разделения властей;

б) принцип гласности;

в) принцип законности;

г) принцип гуманизма;

д)

е)

ж)

з)

и)

  1. Признаки государственного органа:

а) является самостоятельной частью механизма государства;

б) участвует в реализации функций государства в соответствии со своей компетенцией;

в)

г)

д)

  1. Принципы местного самоуправления:

а) самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;

б)

в)

г)


Содержание отчета

  1. Название работы, Ф.И.О. выполнившего работу, номер группы.

  2. Цель работы;

  3. Письменно выполнить задания №1-32


Приложение. Сведения из теории.

Организация власти и управления в стране

Государственный механизм и его структура


В каждом государстве существует целостная система ор­ганизации власти и управления. Она представлена различными органами и учреждениями, которые образуют механизм государства.

Механизм государства — целостная иерархическая система специальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляет власть и управление обществом.

Понятие «механизм государства» нередко отождествляется с понятием «аппарат государства». В широком смысле аппарат государства — это система органов и учреждений, осуществляющих управление обществом. В этом значении понятия «механизм государства» и «аппарат государства» совпадают. В узком смысле под аппаратом государства понимается система государственного управления, совокупность исполнительно-распорядительных органов государства.

На разных этапах существования человечества механизм государства имел неодинаковую структуру, выполнял разные функции. На каждой ступени исторического развития создавались государственные органы, способные обеспечить нормальное функционирование общества и защиту его интересов.

Государственный механизм характеризуется следующими признаками:

  • это целостная система государственных органов и учреждений, основанная на единстве принципов организации и деятельности, а также на принципах координации и субординации;

  • он состоит из людей, профессионально занимающихся управлением. Их называют государственными служащими;

  • функционирование всех звеньев обеспечивается организационными и финансовыми средствами, а также мерами принуждения, осуществляемыми специальными органами (армия, полиция, тюрьмы и т.д.);

  • с изменением содержания функций государства соответственно изменяются структура и деятельность государственного механизма;

  • полномочия отдельных органов определяются и ограничиваются правом.

Структура и деятельность механизма государства строят­ся на основе принципов, под которыми понимаются правовые основы его формирования, организации и функционирования.


ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА

  • Принцип разделения властей (обеспечивает систему сдержек и противовесов в деятельности механизма государства).

  • Принцип гласности (возможность граждан знать все аспекты государственной политики).

  • Принцип законности (соблюдение и исполнение законов не только гражданами, но и государством).

  • Принцип гуманизма (человек, его права и свободы должны быть в центре государственной политики).

  • Принцип демократизма (народовластия) (реальное участие народа в управлении государством — выборы, референдум).

  • Принцип федерализма (равноправие субъектов федерации между собой, разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами федерации).

  • Принцип представительства интересов граждан в деятельности механизма государства (государство должно действовать во благо общества, реально гарантировать права и свободы граждан).

  • Принцип равного доступа граждан к государственной службе (в соответствии со способностями и уровнем профессиональной подготовки).

  • Принцип профессионализма и компетентности (необходимость подготовки квалифицированных кадров государственных служащих).

Рассмотренные принципы, взятые во взаимосвязи, создают необходимые условия успешного функционирования механизма государства.

Таким образом, в основе осуществления государственной власти в России лежит важный принцип разделения вла­стей.

Согласно статье 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.

Пытаясь теоретически обосновать идею разделения властей, известный французский мыслитель Ш. Монтескье в работе «О духе законов» делил власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. По мнению Монтескье, все три власти должны были заниматься выполнением свойственных им функций и в то же время взаимодействовать и уравновешивать друг друга. «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга».

Монтескье считал недопустимым объединение в одних руках хотя бы двух ветвей власти. «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат будет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.... Не будет свободы... если судебная не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то неизбежно установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы».

Впервые теория разделения властей была реализована в США, где ее дополнили системой сдержек и противове­сов. Она позволяла не только разделить организационно ветви власти, но и наделить их полномочиями, позволяю­щими им контролировать и ограничивать другие ветви власти.

Многие положения, обоснованные в работе Монтескье, нашли свое отражение в конституциях демократических государств и не утратили актуальности в настоящее время.

Государственный орган и его признаки*

Механизм государства представляет собой сложную иерархическую систему. Первичным структурным эле­ментом механизма государства является орган государ­ства.

Орган государства — один из элементов государственного механизма, участвует в осуществлении функций государства, имеет в соответствии с законом определенную структуру и властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества и тесно взаимодействует с другими элементами этого механизма.

Признаки государственного органа:

  • является самостоятельной частью механизма государства;

  • участвует в реализации функций государства в соответствии со своей компетенцией;

  • образуется и функционирует в установленном законом порядке;

  • наделен в соответствии с законом властными полномочиями, содержание которых обусловлено предметом ведения (определенная сфера общественной жизни, управление которой осуществляется этим органом). Реализация полномочий является не только правом, но и обязанностью государственного органа;

  • тесно взаимодействует с другими частями механизма государства, составляя с ними единое целое.

Классификация органов государства в современной науке весьма многообразна.


Глава государства

При всех формах правления существует пост главы госу­дарства. Главой государства в монархиях является монарх, в республиках — выборный президент. В большинстве стран глава государства возглавляет исполнительную ветвь власти. Однако в некоторых случаях, например в России, Президент не включен ни в одну из ветвей власти, но активно влияет на них и обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие.

Как глава государства президент представляет страну на международной арене, ведет переговоры, подписывает международные договоры. Президент, как правило, является верховным главнокомандующим. В ряде государств президент в оговоренных законом ситуациях имеет право роспуска парламента, может отказать в одобрении закона и отправить его на повторное рассмотрение (право «вето»).

В президентских республиках президент самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед ним. Он обладает правом законодательной инициативы и правотворчества (издания указов) в части, не противоречащей законам. Наиболее ярким примером сильной президентской власти являются США, где президент сочетает полномочия главы государства и главы правительства.

В парламентарных республиках объем полномочий пре­зидента меньше, чем в президентских. Формирование правительства является прерогативой парламента. Президент представляет исполнительную власть лишь формально. Реально же ее осуществляет глава правительства, без подписи которого акты президента не имеют юридической силы.

В соответствии с Конституцией РФ Президент является главой государства. Он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. В организационном отношении глава государства самостоятелен, не включен ни в одну из ветвей власти. В то же время он тесно связан с исполнительной властью, занимая по отношению к ней верховное положение. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, назначает других его членов, может отменять акты Правительства, принимает решение об отставке Правительства. Кроме этого, Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он непосредственно руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, устранением последствий стихийных бедствий и других силовых ведомств.

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Он может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Он может обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ нормативных актов.

Президент РФ избирается на четыре года. Выборы Пре­зидента назначаются Советом Федерации. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Президент РФ обладает неприкосновенностью (иммуни­тетом).

Иммунитет — освобождение определенного круга субъектов

права из-под действия общих правовых норм.

Президент РФ не может быть арестован, задержан, при­влечен к ответственности по суду, пока находится на своем посту. Против него нельзя до отставки возбуждать уголовное дело, принудительно доставлять в суд.

Помогает осуществлять полномочия главе государства специально созданный Государственный Совет. Его Председателем является Президент РФ. Существует также и Администрация Президента РФ. Она готовит законопроекты, указы, распоряжения и обращения, осуществляет контроль и проверку исполнения федеральных законов, указов Президента, обеспечивает взаимодействие с политическими партиями.

Президент РФ возглавляет Совет Безопасности: Он проводит работу по выявлению угроз национальной безопасности, оперативно готовит проекты решений по их предотвращению, координирует деятельность сил и органов обеспечения безопасности страны. При Президенте создано несколько комиссий и советов (по вопросам предоставления правительственной и специальной связи, по вопросам помилования, по правам человека, гражданства и т.д.). В настоящее время сформированы новые органы, имеющие важное значение для укрепления гражданского общества (например, Общественная палата).

Законодательная власть

Высшим представительным и законодательным органом многих государств является парламент.

Слово «парламент» происходит от франц. parle — говорить. Им обозначали высшие представительные и законодательные органы государственной власти. Первые представительные учреждения появляются в Древней Греции и Древнем Риме, а с XIII в. развиваются парламентские учреждения в Англии.

В ряде стран парламенты имеют другие названия (сейм — в Польше, конгресс — в США, бундестаг — в ФРГ, кнессет — в Изра­иле, альтинг — в Исландии, Федеральное Собрание — в Российской Федерации и т.д.). Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатную структуру имеют парламенты главным образом в федеративных государствах. Нижняя палата наделена непосредственно законодательными полномочиями, а верхняя палата, представляя интересы субъектов федерации, одобряет или не одобряет законы, принятые нижней палатой. Двухпалатную структуру могут иметь парламенты и в унитарных государствах (например, в Великобритании). Таким образом достигается наибольший эффект системы сдержек и противовесов в осуществлении власти. Формирование палат парламента происходит на основе разных принципов.

Однопалатные парламенты существуют, как правило, в небольших по территории и однонациональных государствах.

Основная функция парламента — законотворчество. Кроме того, парламент осуществляет контроль за исполнительной ветвью власти путем депутатских запросов, парламентских слушаний о деятельности правительства, и наконец, может выражать недоверие правительству. В последнем случае одним из вариантов решения проблемной ситуации является уход правительства в отставку. Решением парламента может быть лишен полномочий и глава государства. Процедура отрешения президента от должности (импичмент) более проста в парламентарных республиках и сложна в президентских.

Для обеспечения эффективной работы парламента при нем создаются комитеты и комиссии, специализирующиеся на подробной разработке тех или иных вопросов (комитет по бюджету, комитет по законодательству, комитет по социальным вопросам и т.д.). Важной прерогативой парламента является составление и утверждение государственного бюджета — ежегодного финансового закона. Парламент осуществляет контроль за расходованием бюджета. Для этого при парламенте создаются специальные контрольные структуры, например Счетная палата при Федеральном Собрании РФ.

Парламент может оказывать влияние на другие ветви вла­сти. Он осуществляет назначение главы правительства и его членов или одобрение состава правительства, предложенного президентом (в зависимости от формы правления). Кроме того, в некоторых странах парламент или верхняя его палата при двухпалатной системе назначает на должности в высшие судебные инстанции и прокуратуру.

Депутаты парламента обладают неприкосновенностью. Их нельзя задержать, арестовать, привлечь к юридической ответственности. Лишение неприкосновенности воз­можно только решением парламента. Депутаты в течение срока своих полномочий не могут находиться на государственных постах, заниматься предпринимательской деятельностью. Это правило установлено для того, чтобы парламентарии не могли попасть в зависимость от других властных структур или использовать свое положение в корыстных целях.

Парламент России называется Федеральным Собранием. Это законодательный орган, который принимает законы.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы (в нее входят 450 депутатов). Депутаты избираются гражданами страны. Депутаты Государственной Думы избираются с 1 января 2007 г. только по партийным спискам по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, которые поданы за ту или иную политическую партию или избирательный блок (объединение). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, который достиг 21 года и имеет право участвовать в выборах. Нельзя одновременно быть членом Совета Федерации и де­путатом Государственной Думы. Кроме того, депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением предусмотренных в законодательстве случаев. Вопрос о лишении неприкосновенности решает соответствующая палата Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора.

Заседания обеих палат Федерального Собрания проходят раздельно и являются открытыми. В некоторых случаях, предусмотренных в регламентах палат, они проводят закрытые заседания. Для заслушивания посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств палаты могут собираться на совместные заседания.

Возглавляют палаты председатели, которые вместе со своими заместителями избираются на заседаниях палат. В каждой из палат имеются комитеты и комиссии, осуществляющие работу по подготовке и экспертизе законопроектов в различных сферах жизнедеятельности общества. Например, комитеты по законодательству, обороне и национальной безопасности и т.д. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. Совет Федерации может утверждать изменение границ между субъектами Федерации, указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. Он решает вопрос о возможности использования вооруженных сил за пределами России, назначать выборы Президента РФ или отрешать его от должности, назначать на должность судей Конституционного Суда, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора страны.

Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, может выражать недоверие Правительству, назначать на должность и освобождать от должности Уполномоченного по правам человека, Председателя Центрального банка РФ, может выдвигать обвинения против Президента РФ. Государственная Дума может объявлять амнистию — освобождать от наказания лиц, которые осуждены за преступления или в отношении которых возбуждено уголовное дело.

Исполнительная власть

Правительство — высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством.

Оно возглавляется председателем правительства (премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером). В состав правительства входят заместители главы правительства и министры, стоящие во главе министерств.

Правительство обладает компетенцией в различных об­ластях жизни общества и государства (экономической, социальной, внешней и внутренней политики и т.д.). Основная функция правительства — управление государственной и общественной жизнью. Для этого оно вправе издавать нормативно-правовые акты (постановления), обязательные для исполнения теми субъектами, к кому они относятся.

По составу правительства бывают однопартийными, то есть состоящими из представителей одной партии, и коалиционными, в состав которых входят представители двух и более партий. Это может быть оговорено в законодательстве государства. Например, правительство формирует та партия, которая имеет большинство мест в парламенте, президент формирует правительство из представителей своей партии. Коалиционное правительство создается, если законодательством предусмотрено замещение министерских должностей, пропорционально числу мест, занимаемых каждой партией в парламенте. Такое правило обычно действует в парламентарных республиках.

Деятельность правительства осуществляется посредством функционирования подконтрольных ему органов исполнительной власти, основное место среди которых занимают министерства. Они отличаются друг от друга сферой компетенции и управляют какой-либо одной из сторон жизни общества и государства (экономикой, социальной сферой, армией, внешней политикой и т.д.).

Исполнительные органы государственной власти призва­ны обеспечивать реализацию политики государства и исполнение законов, принятых парламентом.

Государственное управление включает исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты представительными органами) и распорядительную (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Поэтому эти органы называют также исполнительно-распорядительными.

В России в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Согласно Конституции РФ исполнительную власть в России осуществляет Правительство РФ. Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. С согласия Государственной Думы Председателя Правительства назначает Президент РФ, который вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока после вступления в должность. Государственная Дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Если Государственная Дума трижды отклонит представленные кандидатуры, то Президент сам назначает Председателя Правительства и распускает Государственную Думу. Председатель Правительства после назначения пред­ставляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также предлагает кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. К полномочиям Председателя Правительства относится определение основных направлений деятельности Правительства и организация его работы.

Деятельность Правительства РФ охватывает все сферы общественной жизни. Оно выполняет следующие задачи:

разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

обеспечивает проведение на территории всей страны единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

осуществляет управление федеральной собственностью;

осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства, а также по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др. Решая перечисленные задачи, Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ, а также обеспечивает их исполнение.

В случае, если Правительство не справляется с поставленными задачами, оно может быть отправлено в отставку. Государственная Дума вправе выразить только недоверие Правительству, приняв соответствующее постановление большинством голосов от общего числа депутатов. После этого Президент РФ может объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства по собственной инициативе может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначе­нии новых выборов. В случае отставки или сложения полно­мочий старое Правительство продолжает действовать до сформирования нового.

На заседаниях Правительства РФ решаются важные вопросы управления, хозяйственной и культурной жизни. Его заседания проводятся не реже одного раза в месяц. Правительство вправе принимать обращения, заявления, не имеющие правового характера. В состав Правительства входят руководители министерств. При этом важную роль играет

Министерство финансов РФ (ему подведомственны Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора и др.), Министерство экономического развития и торговли.

Большую роль играет Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности, Министерство юстиции РФ.

Судебная власть

Отдельную ветвь власти составляют судебные органы государства. Суды осуществляют правосудие, рассматривая гражданские, административные и уголовные дела. В своей деятельности суд независим и руководствуется только законом. Органы правосудия представляют собой сложную систему.

В Российской Федерации судебная система состоит из следующих звеньев. Высшим органом конституционного контроля является Конституционный Суд РФ. Он разрешает споры о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов и действий должностных лиц, разрешает споры о компетенции между различными органами власти, осуществляет защиту конституционных прав и свобод граждан, дает толкование Конституции.

Верховный Суд РФ возглавляет систему судов общей юрисдикции, осуществляющих деятельность в форме разрешения гражданских, уголовных и административных дел.

Высший Арбитражный Суд РФ является органом по разрешению экономических споров и возглавляет систему арбитражных судов.

Важное место в системе органов государственной власти занимают правоохранительные органы (полиция, прокуратура и др.), призванные поддерживать и защищать законность и правопорядок. Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, опротестовывая противоречащие закону нормативные акты и действия должностных лиц, а также расследует уголовные преступления и выступает в суде в качестве государственного обвинителя.

Механизм современного государства призван выполнять задачи, которые сводятся к обеспечению гармоничного развития общества и охраны его интересов, защите прав и свобод граждан, достижению стабильности внутри страны и на международной арене.

Местное самоуправление

Изучая вопросы организации власти и управления в стране, невозможно не обратить внимание на вопросы организации местного самоуправления.

История местного самоуправления в нашей стране весьма богата. Например, вече — народное собрание — орган государственного управления и самоуправления на Руси в X—XV вв. Развитая система местного самоуправления сложилась в Новгороде. Вече собиралось на специально отведенных местах — на Ярославовом дворище и в детинце у Софийского собора. Для созыва использовали городской вечевой колокол, а иногда и рассылали глашатаев.

В период создания Русского централизованного государства появилась система кормления.

Кормление — способ содержания должностных лиц за счет местного населения (существовал до середины XVI в.).

С помощью такого способа старались извлечь выгоду из управляемой области. Весьма часто местные сборы и пошлины шли на личное обогащение.

Местное самоуправление осуществлялось представителями верховной власти — наместниками и волостелями.

Наместник —лицо, возглавлявшее местное управление, ведавшее судом, сбором пошлин и другими делами.

Волостель — лицо, возглавлявшее волость и осуществлявшее управленческие, финансовые и судебные функции.

В период сословно-представительной монархии вопросы местного значения решали выборные органы — губные старосты, в период абсолютизма — назначаемые императором губернаторы.

Губной староста — лицо, ведавшее уголовной полицией и судом в пределах территории местного самоуправления и избиравшееся всеми сословиями населения соответствующей территории.

Губной староста должен был быть обязательно из дворян или бояр. Он получал утверждение из Москвы. Губное управление было отменено в 1702 г.

Губернатор — высшее административное лицо в территориальных единицах государства (губерниях).

Особое значение для развития Российской империи имела земская реформа 1864 г., установившая всесословное земское управление. Население территорий избирало представительные органы власти — земские собрания, решавшие вопросы местного значения.

Земские собрания — выборные распорядительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях.

Земские собрания формировали исполнительные органы — земские управы. На органы земского самоуправления возлагалось: содержание земских зданий, дорог, школ, больниц, почты, принятие мер по развитию местной промышленности и торговли, статистическая, страховая и благотворительная деятельность. В период царствования Александра III путем введения высокого имущественного ценза и установления жесткого контроля за деятельностью земского самоуправления реформа 1864 г. была свернута.

Повышение активности и усиление роли органов местного самоуправления происходит во время революций 1917 г. Функции управления на местах берут на себя Советы.

Советы — коллегиальные представительные (законодательные) органы власти, действовавшие на различных уровнях государственного и местного управления.

Советы состояли из представителей крестьян, трудящихся, солдат и казаков. Круг решаемых Советами вопросов был широк и ограничивался лишь их возможностями, которые в каждом регионе были различными. Реализацией решений Советов занимались подотчетные им исполнительные органы — исполкомы. Однако в период существования Советского государства происходит деформация основных принципов самоуправления. Ужесточение власти, вызванное Гражданской войной и ликвидацией послевоенной разрухи, утвердило в работе Советов антидемократический стиль. В 1920-х гг. Советы стали формироваться из лиц, рекомендованных вышестоящими органами власти, беспрекословно выполняли указания, «спущенные» сверху. Демократический дух народной инициативы стремительно выветривался из их работы. В этот период утвердилась практика безальтернативных выборов в Советы, результаты которых были заранее определены. Полновластие Советов существовало лишь на бумаге. Фактически власть сосредоточивалась в руках исполнительных органов власти (исполкомов). Советы превратились в органы, механически утверждавшие проекты решений исполкомов.

В современной России в соответствии со статьей 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление.

Местное самоуправление способствует осуществлению демократических идеалов и ценностей, а также призвано обеспечить потребности населения в различного рода услугах в жилищной, социально-культурной и иных сферах местной жизни.

Его основной задачей является обеспечение участия населения в решении местных дел.

Местное самоуправление способствует приближению власти к народу, созданию минимально бюрократизированного механизма управления обществом.

Это предполагает активность населения, осознание гражданами ответственности за управление местными делами. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Система реального местного самоуправления в современной России только начинает складываться.

В каждом субъекте Федерации порядок образования, структура и деятельность органов местного самоуправления имеют специфические особенности.

Однако можно сделать ряд важных общих выводов. Во- первых, территория местного самоуправления включает городские и сельские поселения (город, городской район, село, деревня, станица, усадьба и т.д.). Во-вторых, на этих территориях местное самоуправление реализуется в следующих основных формах: местные референдумы; выборы органов местного самоуправления (мэров городов, глав сельских администраций, городских дум, собраний и т.п.); собрания и сходы граждан; деятельность органов местного самоуправления: представительных и исполнительных. В-третьих, органы местного самоуправления решают вопросы, связанные с:

  • социально-экономическим развитием территории;

  • муниципальным образованием и здравоохранением;

  • охраной общественного порядка;

  • обеспечением пожарной безопасности;

  • управлением муниципальной собственностью;

  • содержанием муниципальных дорог и транспорта;

  • организацией торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

  • социальной поддержкой населения;

  • поддержанием муниципальных средств массовой информации и многие другие.

В-четвертых, местное самоуправление должно иметь достаточную для реализации своих задач материальную и финансовую базу. Она создается из средств, получаемых в виде налога: на землю, на имущество физических лиц, с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, с различных продаж; курортного сбора и т.д.

Местное самоуправление — самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Принципы местного самоуправления

Самоуправление осуществляется на основе определенных принципов.

Принципы местного самоуправления — обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, осуществляющих управление местными делами.

К этим принципам относятся:

самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения.

Конституция РФ гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого волеизъявления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления;

организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государства. Население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения. При этом решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке. Однако система местного самоуправления — это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами общества и государства, занимает в ней особое место, обладая самостоятельностью. Поэтому можно говорить лишь об известных пределах независимости органов местного самоуправления в решении местных дел — в тех пределах, которые устанавливает законодательство;

многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления. Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Субъекты Федерации закрепляют организационные основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Свои особенности имеют структура и формы осуществления местного самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории района и т.д.;

• соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам. Местное самоуправление должно иметь право на достаточную для осуществле­ния своих функций и полномочий экономическую и фи­нансовую базу. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им должны передаваться необходимые материальные и финансовые средства.