СБОРНИК МАТЕМАТИЧЕСКИХ СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Незнайка в поисках
знаний о форме, величине, количестве и счёте, ориентации в пространстве
и во времени»
Величина
«Незнайка изучает величины»
Прогуливаясь по Солнечному городу, Незнайка нашёл телегу без колес. Призадумался и решил найти к ней колеса.
- Будет у меня собственная телега для катания друзей по Солнечному городу. Итак, мне требуется найти четыре колеса – сказал Незнайка.
Где только он не искал колеса: и на цветочной поляне, и на берегу реки, и в домах у друзей, и в огороде, и даже в лесу искал.
Долго искал, но нашёл все-таки четыре колеса. Но когда стал их приделывать к телеге, оказалось, что все колеса разные.
Ребята, какие по размеру колеса нашёл Незнайка?
Одно колесико совсем маленькое, другое – побольше, следующее – среднее, а последнее – большое - пребольшое колесо. Огорчился Незнайка, он не знал, что ему дальше делать.
И вдруг Незнайке пришла в голову идея спросить о том, что делать с телегой у Знайки.
– Знайка всё знает, он точно мне поможет. Я видел однажды, как он делал колесо. Покажу ему телегу - сказал Незнайка.
– Думаю, нам помогут с ремонтом телеги Винтик и Шпунтик – сказал Знайка. И они пошли к своим друзьям за помощью.
У Винтика и Шпунтика как раз были четыре одинаковых колеса. Они помогли Незнайке и Знайке приделать новые колеса к телеге. Получилась красивая телега с одинаковыми колесами.
- А что делать с этими колесами? Они все разные, – сказал Незнайка – Никому не нужные.
- Почему не нужные? – ответил Знайка. – В хозяйстве пригодятся.
Незнайка с друзьями забрались в телегу и довольные поехали кататься.
Форма
«Незнайка изучает формы»
Однажды Незнайка захотел узнать, почему все предметы разные и как они называются, и он с этим вопросом обратился к Знайке.
Знайка стал рассказывать:
-
Незнайка, все предметы похожи на фигуры и таких фигур не так и много. Давай я тебя познакомлю с основными фигурами.
Знайка нарисовал палочкой на земле фигуру.
- Это, треугольник. Посмотри, какой он, у него три угла и три стороны. Найди, что вокруг нас похоже на треугольник?
И Незнайка начал перечислять:
- Крыша дома треугольной формы и ёлка тоже треугольной формы.
Ребята, а вы какие предметы треугольной формы можете назвать?
- Молодец Незнайка! – похвалил Знайка.
– Есть еще фигура, которая называется квадрат.
Знайка нарисовал рядом с треугольником квадрат.
- Посмотри, у него четыре угла и четыре стороны, которые равны. Попробуй найти предметы квадратной формы – предложил Знайка.
Незнайка начал перечислять предметы квадратной формы:
- Окно, деревянный ящик, тоже квадратной формы.
Ребята, а вы какие предметы квадратной формы можете назвать?
Тут Незнайка увидел колесо и закричал:
- Знайка, а какая это фигура? Она не похожа ни на треугольник, ни на квадрат, у нее нет углов и сторон!
- Это круг, – сказал Знайка, и нарисовал на земле круг.
– Посмотри, такой же формы и часы на доме, и солнце, и крона деревьев.
А вы, ребята, найдете предметы круглой формы?
Количество и счет
«Незнайка изучает количество и счет»
Однажды Незнайка захотел пригласить к себе в гости друзей на день рождения.
Для угощения он решил купить конфеты. Но он не знал, как посчитать и пошел он с этим вопросом к Знайке.
- Незнайка, сначала нам нужно узнать, сколько у тебя друзей.
- Я хочу пригласить Пончика, Винтика и Шпунтика, Тюбика и тебя Знайка. И они начали считать друзей вместе.
- Пончик-один. Винтик-два. Шпунтик-три. Тюбик – четыре. И я Знайка – пять.
После того как они посчитали гостей Незнайки, они пошли вместе в магазин.
- Незнайка, на витрине лежат конфеты. Сколько их в коробке?
- Много – ответил Незнайка.
- А теперь мы будем брать по одной конфете для каждого гостя.
- Первая конфета для Пончика. Вторая конфета для Винтика. Третья конфета для Шпунтика. Четверная конфета для Тюбика. И пятая конфета для Знайки.
- А теперь скажи, сколько конфет ты брал для одного гостя?
- Одну – ответил Незнайка.
- А теперь Незнайка, посмотри, сколько конфет ты купил.
- Много – ответил Незнайка.
- Молодец Незнайка! – похвалил Знайка.
- День рождения у Незнайки прошел отлично.
- А вы, ребята, сможете сосчитать нужное количество конфет для друзей Незнайки?
Ориентировка в пространстве
«Незнайка изучает, как ориентироваться в пространстве»
Однажды друзья позвали Незнайку играть в «Прятки».
И когда Незнайка начал искать друзей, то понял, что не знает, как ориентироваться в пространстве, и как называть места, где спрятались друзья.
И друзья решили ему помочь.
- Знайка попросил всех друзей показаться из мест, где они спрятались
-Незнайка, посмотри, где сейчас Винтик?
- Внизу, под машиной.
- Правильно, молодец Незнайка.
- А где сейчас Шпунтик?
- Наверху, на Воздушном шаре.
- Правильно, молодец Незнайка.
- А теперь посмотри где нахожусь я?
- Впереди тыквы.
- А сейчас посмотри где находится Пончик?
- Сзади мольберта.
- Правильно, молодец, Незнайка!
- А где сейчас ты находишься Незнайка?
- Я сейчас с боку от гриба.
- Вот теперь, Незнайка, мы сможем играть в прятки. Давайте прятаться, друзья. А Незнайка нас обязательно найдет.
- А вы, ребята, сможете определить местонахождение друзей Незнайки?
Ориентировка во времени
«Незнайка изучает, как ориентироваться во времени»
Однажды Незнайка проснулся ночью и пошел гулять. Но когда он вышел на улицу, то не увидел там своих друзей, и ему пришлось вернуться домой.
На следующий день Незнайка пошел к Знайке с вопросом о том, почему он не смог их найти.
- Я знаю, что бывает день, а бывает ночь. Научите меня, пожалуйста, что надо делать днем, а что – ночью, а то я все время путаю.
- Хорошо, Незнайка, будем играть в игру «Угадай время суток».
- Незнайка перед тобой время суток – утро. Подбери подходящие картинки к этому времени суток.
-Правильно Незнайка, утром мы просыпаемся, умываемся и делаем зарядку.
-Незнайка перед тобой время суток – день. Подбери подходящие картинки к этому времени суток.
- Правильно Незнайка, днем мы играем и гуляем.
- Незнайка перед тобой время суток – вечер. Подбери подходящие картинки к этому времени суток.
- Правильно Незнайка, вечером мы отдыхаем, читаем книги, смотрим телевизор, ужинаем, готовимся ко сну.
- Незнайка перед тобой время суток – ночь. Подбери подходящие картинки к этому времени суток.
- Правильно Незнайка, ночью мы спим.
- А вы, ребята, сможете определить время суток по картинкам?