СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Семена сельскохозяйственных культур"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка подготовлена для реализации общеобразовательной программы "Агроэкология" для детей 7-11 лет.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Семена сельскохозяйственных культур"»

Семена сельскохозяйственных культур.



Автор: Кузнецова Елена Павловна.

Место работы: МБУДО «Центр дополнительного образования

и развития детей города Димитровграда Ульяновской области».

Должность: педагог дополнительного образования.



Методы обучения: словесные (объяснение, беседа), наглядные (наглядные материалы и демонстрационный опыт), игры, наблюдения.

Занятие разработано для детей 9 – 11 лет по программе «Агроэкология».

Цель: обобщение, углубление и детализация знаний учащихся о семенах сельскохозяйственных культур.

Задачи: формировать представления о развитии растений из семян; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян; развивать умения и навыки работы в команде, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы; развивать логическое и творческое мышление; способствовать развитие интереса к дальнейшему изучению выращивания растений из семян.

Оборудование на 12 детей: микроскопы (6 шт.), плакат «Строение семени» стакан воды, марля, кусочек теста, йод, коллекция семян (6шт.), линейка (10шт.), семя подсолнечника, краткая характеристика семян овощных растений (12 шт.), смесь из 5 видов семян (2шт.), чашки Петри (12шт.), индигокармин, ватные диски, фото семян капусты, огурца, тыквы, моркови, томата, бобов, фото растений: томат, огурец, кабачок, тыква, укроп, перец их плоды и семена, семена - загадка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 этап. Организационно-подготовительный и диагностический.

Создание благоприятного микроклимата с настроем детей на познавательную деятельность. Беседа по пройденным темам о семенах.

Мотивация к изучению новой темы: надо помочь бабушке определить семена, которые выпали из пакетиков с названиями.

2 этап. Основной.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЯН

В природе существуют семенной и вегетативный способы размножения растений. Большинство растений раз­множают семенами. В качестве посадочного материала растений с точки зрения ботаники могут быть: семена (капуста, горох), односемянные плоды (салат, шпинат), двусе­мянные плоды (морковь, петрушка) и соплодия (свекла). Принадлежность семян к определенному роду и виду опре­деляют по внешним признакам: величине, форме, окраске по­верхности, запаху и т. д., пользуясь при этом специальными определителями. Однако у растений одного ботанического се­мейства семена по величине, форме и окраске иногда бывают весьма сходны между собой. В этом случае применяют другие способы определения, например, окрашивание некоторыми химическими реактивами или при помощи микроскопических исследований. Знание семян и умение различать их по внешним признакам необходимы агроному потому, что с морфологическими признаками семян связаны биологические и хозяйственные особенности культур.

Задание № 1 Рассмотреть коллекцию семян. Обращается внимание на схожие семена по внешнему виду. Похожие семена: редиса и редьки, огурца и дыни, томата и баклажана, капусты и брюквы, моркови, петрушки, укропа.

Заполнить таблицу.

Таблица № 1

Семена культуры

цвет

размер

салат



огурцы



фасоль



свёкла



морковь





Зрелое семя любого овощного растения состоит из трех ос­новных частей: а) зародыш, который имеет все основные органы будущего растения - первичный корешок, почечку, одну или две семя­доли и зачаточный стебелек; б) запасные питательные вещества, которые используются в процессе прорастания семени. Запасы питательных веществ в семенах растений семейства Тыквенные, Бобовые, Крестоц­ветные и Сложноцветные расположены в семядолях. У расте­ний семейства Зонтичные, Пасленовые, Лилейные, Гречиш­ные и Злаковые запасные вещества находятся в эндосперме. У растений семейства Маревые - в перисперме; в) оболочка (кожура). У овощных культур семейства Зонтич­ные, Маревые, Гречишные, Сложноцветные и Злаковые обо­лочка семени одновременно является и плодовой оболочкой. У овощных растений этих семейств условно называют семена­ми (т. е. посевным материалом) не настоящие чистые семена, а сухие плоды. У растений семейства Крестоцветные, Лилейные и Бобовые посевной материал (семена) состоит из настоящих семян, вы­нутых из сухих плодов. Поэтому они имеют только одну се­менную оболочку. У растений семейства Тыквенные и Пасленовые посевной материал тоже является настоящими семенами, взятыми из со­чных мясистых плодов.

Задание № 2 Нарисовать семя пшеницы и фасоли, подписать обозначения частей семени.





Задание № 3 Проведём опыт, чтобы доказать, что в состав семян входят органические вещества.
1. Докажем, что в состав семян входят углеводы. Для этого возьмем кусочек теста, положим его в марлю. Края марли завернем так, чтобы получился мешочек. Опустим мешочек с марлей в стаканчик с водой. Вода стала мутной. В мутную воду капнем раствор йода. Вода стала темно-синей. Значит, в состав семени пшеницы входит углевод – крахмал.
2. Докажем, что в состав семян входят белки. Для этого развернем марлю. На марле осталась клейкая масса. Значит, в состав семян пшеницы входит растительный белок – клейковина.
3. Докажем, что в состав семян входят жиры. Для этого на листе бумаги раздавим семена подсолнечника. Мы видим, что на бумаге осталось масляное пятно. Значит, в состав семени входит растительный жир – масло.



Задание № 4 Делимся на 2 команды, придумываем их название. Играем в игру «Чье это семя?» на определение семян овощных культур по описанию, по фото, используя коллекцию семян.

1. Кто быстрее переберет смесь из различных овощных семян по фракциям? Каждый участник команды бежит к ёмкости со смесью семян и выбирает в чашку Петри семена одного растения и т.д. Получает 1 балл та команда, которая быстрее перебрала смесь семян.

2. Загадки о семенах

Цветок - крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод.

(горох)

Даже в день укоса, кустик ниже проса, зато семя одно - ста просинкам равно

(бобы)

Без окошек и дверей - полна горница людей (огурец)

Команды получают баллы по количеству правильных ответов.

3. Правильно подобрать друг к другу 2 половинки пословиц.

У кого весной простой,

у того амбар пустой.

Всякое семя

знает свое время.

Что посеешь,

то и пожнешь.

День прозевал,

урожай потерял.

Где сорняки растут,

там хлеба вянут.

Урожай собирай,

а сеять собирайся.

От худого семени

не жди доброго племени.





4. Чьими семенами не могут быть семена на фото?

 капуста * горох * брюква



Чьими семенами не могут быть семена на фото?

Арбуз * дыня * огурец



Чьими семенами не могут быть семена на фото?

Кабачок * перец * тыква

Чьи семена на фото?

 перец * редька * морковь

Чьи семена на фото?

Салат * укроп * томат

Чьи семена на фото?

Бобы * баклажан * лук

5. Раздать командам краткую характеристику семян растений.

Соединить правильно название овоща и описание его семени.

Настоящие, крупные (в 1 г 10-60 шт.), форма плоская, овальная.

Основание круто заостренное. Глад­кие. Цвет белый.

Зародыш имеет две сильно развитые семядо­ли. 

Покров состоит из одной оболочки. Иногда встречается в виде

тонкой, прозрачной пленки остаток перисперма. Огурец

Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-10 шт.) Шаровидные,

гладкие и морщинистые, желтовато-белые и дру­гих окрасок. 

Зародыш имеет две сильно развитых толстых семя­доли.

Покров семени состоит из одной семенной оболочки. горох

Ботанические плоды двусемянки. Форма одной семянки

- плоский ши­рокоовальный, в середине утолщенный диск.

На поверхности имеются продольные, мелкие, частые ребрышки. 

Цвет в середине диска темно-се­рый, кромки желтоватые.

Обладают резким пряным запахом. укроп

Настоящие, очень крупные (в 1 г 1 - 10 шт.)

форма семян плоская, с небольшой объемистостью к основанию, 

носик небольшой, туповатый. Поверхность гладкая, блестящая.

Окраска чаще черная, темно-коричневая. арбуз



ПОСЕВНЫЕ КАЧЕСТВА СЕМЯН.

Семена для посева могут быть разного качества. Для посева отбирают семена ровные, без сколов, цветом и размером, соответствующие сорту, высокой всхожести.

Задание № 1. Каждому обучающемуся выдаётся чашка Петри с семенами тыквы. Нужно выбрать семена хорошего качества по внешнему признаку.

Определение всхожести семян основано на методе окрашивания семян индигокармином. Через живую цитоплазму семени краска не проникает, тогда как мертвая цитоплазма легко окрашивается. Данный метод используют для быстрой оценки всхожести семян гороха, фасоли, люпина, тыквенных. Чтобы применить данный метод, семена с эндоспермом разрезать вдоль, у семян без эндосперма удалить семенную оболочку. Подготовленные семена выдерживают в растворе краски 1 час, вынимают семена из раствора и оценивают всхожесть. Семена полностью окрашенные – невсхожие, а семена неокрашенные – всхожие.

Задание № 2. Отсчитать 10 набухших семян тыквы. Очистить семена от кожуры, положить в чашку Петри, залить раствором индигокармина, выдержать 1 час. После чего слить краску, промыть семена. Рассмотреть окрашенность семян и занести в таблицу.

Таблица № 2

Объект

Количество семян

Количество окрашенных семян

Количество неокрашенных семян

Семена тыквы

10





Ответить на вопрос сколько всхожих семян?

Для прорастания семян растения жизненно необходимы и вода, и воздух. Проверим это.

Задание № 3. Необходимые материалы для проведения эксперимента: семена фасоли; три чашки Петри; ватные диски. Содержание эксперимента. Давайте посмотрим, что случится с фасолью, если ее по-разному поливать, и нужен ли ей воздух? В первую чашку нальем много воды и опустим туда семена фасоли, чтобы они полностью утонули. У семян много воды, но совсем нет воздуха. Доливайте воду каждый день, чтобы семена полностью были в воде. Во вторую чашку положим смоченные водой ватные диски и на них сверху положим фасоль. У них есть и вода и воздух, следите за тем, чтобы один «бочок» у фасоли всегда был над водой, не заливайте семена полностью. В третью чашку не добавляем воду, просто оставим фасоль в ней. У этих семян много воздуха, но совсем нет воды. Первый день эксперимента. В первой банке семена фасоли залиты водой полностью. Во второй банке зерна фасоли без воды. В чашке фасоль лежит на влажной вате Второй день эксперимента. Фасоль в банке без воды не изменилась. Фасоль в банке, покрытая водой, поменяла цвет и незначительно набухла. В чашке на влажной ватке фасоль стала больше по размерам. Третий день эксперимента Семена фасоли на влажной салфетке стали прорастать, в остальных банках фасоль осталась без изменений. Четвертый день эксперимента Фасоль в банке без воды осталась без изменений. Фасоль, покрытая водой, также осталась без изменений. Семена фасоли на влажной салфетке проросли. Результат и вывод. Результат: сухая фасоль осталась без изменений, потому что не было влаги. Фасоль, в банке полностью залитая водой, набухла, но не проросла, потому что не было воздуха. Фасоль на влажной салфетке проросла, потому что она находилась в благоприятных условиях для роста. Вывод: жизненно необходимы для прорастания семян и вода, и воздух.

3 этап. Итоговый.

Тест

  1. Какие вы знаете схожие семена по внешнему виду?

_____________________________________________________

(капусты-брюквы, редиса-редьки, моркови-укропа)

  1. Из каких трех ос­новных частей состоит зрелое семя любого растения?

____________________________________________________

(зародыш, запасные питательные вещества, оболочка)

  1.  Двудольными называют растения, имеющие

1) две семядоли
2) два семени
3) два цветка
4) два плода

  1. На рисунке семядоля семени фасоли обозначена буквой

1) а
2) б
3) в
4) г

  1.  Из семядолей, стебелька, корешка и почечки состоит

1) эндосперм
2) рубчик
3) зародыш семени
4) семявход

  1. Снаружи семя покрыто

1) эндоспермом
2) семянной кожурой
3) почечной чешуей
4) корневым чехликом

  1. Через какую цитоплазму семени краска не проникает?

1) живую

2) мертвую

  1. На что указывает высокое качество семян?

    1. быстрота всходов

    2. морозоустойчивость

    3. получение хорошего урожая

  2. Если комочек теста прополоскать в стакане с водой и после этого капнуть раствор йода, то раствор приобретёт черно-синий цвет. Что доказывает этот опыт?

    1. в воде есть крахмал

    2. в воде есть сахар

  3. Какие условия необходимые для прорастания семян?

    1. много воды, воздух, тепло

    2. влага, воздух, тепло

    3. воздух, тепло

  4. К мелким семенам относят

    1. Семена гороха

    2. Семена репы

    3. Семена тыквы

    4. Семена бобов

12. Укажите первый этап в прорастании семян фасоли

  1. Развитие молодого корня из зародышевого корешка

  2. Развитие надземного стебля

  3. Рост зародышевого стебля







ЛИТЕРАТУРА

1.Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: Учитель, 2004.

2.Пантелеев Я.Х. Сезонные работы в овощеводстве. - М.: Колос, 1999.



Приложение № 1

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЯН ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ

1. Семена капусты. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.), шаровидные, гладкие, темно-коричневые. Запас­ные питательные вещества размещены в семядолях. Покровы - одна семенная оболочка. Семена капусты различных разно­видностей почти неразличимы. Их трудно отличить от других крестоцветных. Отличить семена разновидностей капусты можно по их микроскопическому рисунку. Се­мена капусты имеют, более светлую окраску, чем у брюквы.

2. Семена редиса. Настоящие, крупные (60-110 шт. в 1 г). Округло-яйцевидные, иногда с плоскими вдавленностями. Гладкие. Красновато-серые. Семядолей две. Запасные пита­тельные вещества размещены в семядолях. Покровы - одна се­менная оболочка. По наружному виду семена трудноотличимы от семян редьки.

3. Семена редьки такие же, как у редиса. Цвет более красно­ватый и меньше вдавленностей.

4. Семена репы. Настоящие, мелкие (в 1 г 600-900 шт.). Ша­ровидные, гладкие, светло-коричневые, семядолей две.

5. Семена брюквы. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.). Шаровидные, гладкие, темно-коричневые.

6. Кресс-салат имеет небольшой плод-стручок – округло - яйцевидной формы с крылышками, растрескивающийся в про­дольном направлении. В каждом из двух отделений плода на­ходятся по 1-2 семени. Семена настоящие, светло-красно-ко­ричневые, имеют высокую всхожесть и сохраняют ее в течение 3-4 лет.

7. Семена моркови. Ботанические плоды двусемянки, око­лоплодники, сросшиеся с семенами. Семянки соединены меж­ду собой карпофорами. Мелкие (в 1 г 600-900 шт.). Плод име­ет овальную форму, поверхность продольно-ребристая. На ребрах густо расположены тонкие, острые шипики. Семена зе­леновато-серые, шипики беловатые. Семядолей две. Покровы: верхний - околоплодник, нижний - семенная оболочка (срос­шиеся). Богаты эфирными маслами. Издают специфический пряный запах.

8. Семена петрушки. Ботанические плоды двусемянки. Се­мянки соединены между собой карпофорами. Мелкие (в 1 г600-900 шт.). Плод двусемянка имеет яйцевидную форму. На верхушке плода два крючкообразных усика. Поверхность про­дольно-ребристая. Ребра крутые, беловатого цвета, без шипиков. Семена имеют зеленовато-коричневый цвет. Покровы - сросшиеся плодовая и семенная оболочки. Богаты эфирными маслами, имеют специфический запах.

9. Семена укропа. Ботанические плоды двусемянки. Мел­кие (в 1 г 600-900 шт.). Форма одной семянки - плоский ши­рокоовальный, в середине утолщенный диск, более вытяну­тый, чем у пастернака. На поверхности имеются продольные, мелкие, частые ребрышки. Цвет в середине диска темно-се­рый, кромки желтоватые. Обладают резким пряным запахом. Остальные признаки сходны с признаками пастернака.

10. Семена столовой свеклы. Ботанические плоды (соплодия-клубочки). Каждый плодик, раскрывающий коробочку, срастается с древеснеющим околоцветником, образуя ложный плод. Несколько ложных плодиков еще срастаются друг с дру­гом, образуя твердое соплодие-клубочек. В соплодии может быть от 2 до 8 отдельных раскрывающихся при созревании ко­робочек. Семена-клубочки свеклы крупные (в 1 г 10-60 шт.). Форма округлая, поверхность морщинистая. Цвет серый с раз­личными оттенками, иногда зеленовато-серый. В каждой ко­робочке одно семя. Зародыш семени серповидно изогнутый, имеет две семядоли. Запасные питательные вещества находят­ся в перисперме. Покровы каждого семени состоят из семен­ной, плодовой оболочек и одревесневшего околоцветника.

11. Семена лука репчатого. Настоящие, средние (в 1 г 150-350 шт.), форма угловато-сегментная, граненая, с более заос­тренным основанием. Гладкие, блестящие, черные (чернушка).

Зародыш имеет одну семядолю серповидно изогнутую и погруженную в эндосперм. Покровы - черная се­менная оболочка.

12. Семена томата. Настоящие, средней величины (в 1г 200-250 шт.). Плоские, округлые, слегка вытянутые к основа­нию. Поверхность ворсистая (как бы опушенная), цвет серова­то-матовый. Покров состоит из одной семенной оболочки.

13. Семена баклажана. Настоящие, средней величины (в 1 г 100-500 шт.). Плоские, чечевицеобразные или неправильно дискообразные, с выемкой, углублением около основания. Гладкие, розовато-желтые.

14. Семена перца. Настоящие, средней величины (в 1 г 150-350 шт.), плоские, округлые, с носиком, похожим на отверстие у основания, гладкие, желтовато-белые (светло-кремовые).

15. Семена огурца. Настоящие, крупные (в 1 г 10-60 шт.), форма плоская, овальная. Основание круто заостренное. Глад­кие. Цвет белый. Зародыш имеет две сильно развитые семядо­ли. Покров состоит из одной оболочки. Иногда встречается в виде тонкой, прозрачной пленки остаток перисперма.

16. Семена дыни. Настоящие, крупные (в 1 г около 10 шт.). Овальные у основания, менее симметричные, чем огуречные. Гладкие. Цвет желтовато-белый, с большей желтизной, чем огуречные.

17. Семена арбуза. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1 - 10 шт.) форма семян плоская, с небольшой объемистостью к основанию, носик небольшой, туповатый. Поверхность гладкая, блестящая. Окраска чаще черная, темно-коричневая (встречаются серова­тые с черным ободком). Остальные признаки такие же, как у семян огурца.

18. Семена тыквы. Настоящие, очень крупные (в 1 г 2-10 шт.). Плоские, широкие, овально-вытянутые, к основанию слабо за­остренные. Гладкие. Окраска желтовато-белая или белая. У боль­шинства семян края как бы спаяны ободком. Остальные призна­ки такие же, как у семян огурца. Семена кабачка мельче, более вытянутые, менее широкие и более тупые с концов.

19. Семена гороха. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-10 шт.) Шаровидные, гладкие и морщинистые, желтовато-белые и дру­гих окрасок. Зародыш имеет две сильно развитых толстых семя­доли. Покров семени состоит из одной семенной оболочки. При прорастании семядоли на поверхность почвы не выбрасываются.

20. Семена бобов. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-2 шт.). Форма почковидная. Поверхность гладкая, чаще черная, бурая, синеватая. Остальные признаки такие же, как у семян го­роха. При прорастании семядоли выбрасываются на повер­хность почвы.

21. Семена фасоли. Настоящие, очень крупные (в 1 г 1-5 шт.). Форма чаще почковидная, уплощенная. Поверхность гладкая, мозаичной окраски и расцветок. При прорастании семян у мно­гих сортов фасоли семядоли остаются в земле. Остальные при­знаки такие же, как у гороха.

22. Семена салата. Ботанические плоды семянки, очень мелкие (в 1 г 1000-2000 шт.). Форма сильно вытянутая, семена, заостренные к основанию. В поперечном разрезе имеют округ­лый вид. Поверхность покрыта частыми продольными бороз­дками. Окраска темно-коричневая и белая. На верхушке име­ется летучка. Зародыш имеет две развитые семядоли. Покров - кожистый околоплодник, не сросшийся с семенем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!