Семинар «Психолого-педагогические особенности детей с особыми образовательными потребностями. Методологические основы работы с детьми данных категорий»
План.
Приветствие. Деление на группы.
Вступление.
Словарь терминов.
Категории детей с ОВЗ.
Практическая работа с таблицей.
Особенности детей с ОВЗ (групповая работа)
Работа с инструктивно-методическим письмом «Об особенностях учебного процесса в организациях образования Республики Казахстан в 2020-2021 учебном году»
Приветствие (в круге) –«Меня зовут Елена, никто из вас не знает, что я (у меня)… .
Деление на группы (времена года)
Вступление. С 1946-го появился термин дефективные дети – это дети, у которых наблюдались нарушения психического, физического развития. Со временем поняли, что это звучит не красиво, обидно для родителей таких детей. И с 96-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
Просмотр видеоролика «Особенные дети»
Выберите вариант ответа СЛАЙД 1
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это:
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом развитии препятствующие
получению образования без создания специальных условий;
- физическое лицо, имеющее недостатки в психологическом развитии препятствующие
получению образования без создания специальных условий;
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий;
- физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категории детей с ОВЗ СЛАЙД 2
Дети, с нарушениями:
слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
зрения (слабовидящие, слепые);
речи (разныестепени);
интеллекта;
задержкой психического развития (ЗПР);
опорно-двигательного аппарата;
эмоционально-волевой сферы;
с ранним аутизмом
Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).
Г.Р.Мы поделились на 4 группы
Нарушения речевого развития
Нарушения слуха
Нарушения зрения
Нарушения аутистического спектра
Каждой группе выдается лист с таблицей:
Вид нарушения_________________________ |
Характерные особенности детей с данным видом нарушений | Проблемы, которые могут возникнуть у педагога? | Что он может предпринять сам, по решению этих проблем? | К кому и за какой помощью он может обратиться? |
| | | |
Задание для групп: Подумайте и запишите те проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 10 минут.
По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.
Презентация заполненной таблицы группой №1 (работа с детьми с речевыми нарушениями).
Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять о чем говорится в стишке.
Примеры четверостиший:
Тыква-чудо — в два обхвата,
Витаминами богата.
Как разрежешь, посмотри:
Есть и семечки внутри.
Укроп на огороде —
Как зонтик под дождем.
И при любой погоде
Ему комфортно в нем.
Вопросы для обсуждения:
Что вы все чувствовали?
А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?
Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?
Презентация заполненной таблицы группой №2 (работа с детьми с нарушениями слуха).
Выбирается ведущий, один из членов 2 группы, ему дается изображение рисунка из геометрических фигур (Приложение 2). Остальные становятся художниками. Задача ведущего - объяснить художникам, что нужно нарисовать, не называя образ рисунка (дом, дерево), а называя лишь фигуры, из которых этот рисунок состоит.
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали?
Какие затруднения испытывали?
Просмотр видеоролика “Глухие слышат в первый раз” (Приложение 1).
Презентация заполненной таблицы группой №3 (работа с детьми с нарушениями зрения).
Выбираются два человека, одному завязываются глаза, другой должен помочь ему пройти выбранный маршрут.
Вопросы для обсуждения:
Просмотр видеоролика “Что видит слепой” (Приложение 1).
Презентация заполненной таблицы группой №4 (работа с детьми с нарушениями аутистического спектра)
Упражнение. «Отвечает сосед слева» Ведущий с вопросом обращается к участнику, глядя ему в глаза, а отвечает на вопрос сосед справа.
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали?
Что было труднее, слушать инструкцию или выполнять задание?
Просмотр видеоролика “Мир глазами аутиста” (Приложение 1).
Работа с особенностями детей с ОВЗ (используя раздаточный материал представить особенности развития детей с ОВЗ). Направления помощи.
1гр- с нарушением слуха
2 гр- с нарушением зрения
3 гр- НОДА
4 гр – с нарушением речи
Защита работ. Задают друг другу вопросы по заслушанному сообщению.
Работа в группах с инстркутивно-методическим письмом.
Рекомендации для учителей в построении стратегии обучения детей с учетом их психофизических особенностей и особых образовательных потребностей. Защита.