МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОП ГПОУ «Донецкий финансово-экономический техникум»
ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли
имени Михаила Туган-Барановского»
Методическая разработка
открытого семинарского занятия
по теме: «Трудовой договор»
по дисциплине
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Специальность 38.02.06 Финансы
Донецк 2021
Методическая разработка занятия по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для специалистов среднего звена специальностей 38.02.06 Финансы, Составитель: Лисовой В.Д. – Донецк, 2021 – 10 стр.
Аннотация
В методической разработке представлено семинарское занятие, проведенное в форме деловой игры, направленное на углубление, обобщение и систематизацию знаний по теме «Трудовой договор».
Разработчик: Лисовой В.Д., преподаватель ОП ГПОУ «ДОНФЭТ» ДОННУЭТ, специалист высшей категории.
Рецензент: Оголь Т.Е., преподаватель высшей квалификационной категории цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин ОП ГПОУ «ДОНФЭТ» ДОННУЭТ.
Булавин Э.Э., преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж культуры и искусств», специалист высшей категории.
Методическая разработка
утверждена на заседании ЦК
учетно-правовых дисциплин
Протокол № __ от 2021 г.
Председатель ЦК ______ Алтунина Ю.А.
Тема занятия: Понятие, содержание и виды трудового договора. Заключение трудового договора. Прекращение трудового договора. Классификация критериев прекращения трудового договора. Отстранение работника от должности. Несоответствие работника занимаемой должности. Нарушение работником требований по охране труда.
Цели занятия:
учебные: углубить и систематизировать знания студентов о трудовом договоре, порядке его заключения и расторжения, проверить степень усвоения знаний и сформированности умений.
развивающие: развивать логическое мышление, профессиональные способности по применению норм трудового права.
воспитательные: воспитывать чувство ответственности при составлении и применении правовых актов в финансовой деятельности.
Методическая цель: показать методику организации учебной практической деятельности студентов на основе применения отдельных статей Кодекса законов о труде.
Формируемые компетенции: ПК 4.1. Осуществлять юридически обоснованное применение норм, регулирующих бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля. ПК 4.2. Осуществлять эффективную работу с информацией финансово - правового характера для принятия необходимых решений.
Образовательные технологии:
- развивающие;
- игровые.
Продолжительность занятия: 80 минут.
Место проведения: 205 аудитория.
Оборудование занятия:
методическое:
- рабочая программа учебной дисциплины;
- методическая разработка занятия;
- тестовые задания;
- кодексы законов о труде;
техническое:
- персональный компьютер;
- мультимедиа-проектор;
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Вид занятия: семинар.
Межпредметные связи: экономика организации, финансовое право, охрана труда, экономика, социология, конституционное право.
Список литературы:
для студентов: Кодексы законов о труде, Конституция ДНР, Закон «О занятости населения ДНР», Закон «О заработной плате» ДНР.
для педагогических работников: Кодексы законов о труде, методическая разработка открытого занятия, Кодекс об административных правонарушениях, глоссарий.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ Трудовой договор;
http://www.prostopravo.com.ua/trudoustroystvo/stati/trudovoy_dogovor_i_ego_vidy
Введение
Труд - важнейшая сторона жизни каждого человека, основа его существования и благосостояния.
Право на труд, а также другие связанные с ним права на надлежащие условия труда, заработную плату, отдых, социальную защиту, закреплены в ст. 30 Конституции ДНР.
Право граждан ДНР на труд реализуется путем заключения трудового договора. Конституция ДНР. Трудовые отношения – один из важнейших правовых институтов любой производственной деятельности, учитывающий и обеспечивающий уважение прав и свобод человека, независимо от того, является ли он нанятым работником или собственником производства. Ни одна из экономических систем мира не смогла обойтись без регулирования этих вопросов в законодательном порядке. Это связано с тем, что работник вправе реализовать свои способности к производственному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, учреждениях, организациях ДНР и получить за свой труд заработную плату, которая служит основным источником приобретения материальных благ. Право граждан ДНР на труд реализуется путем заключение трудового договора.
План занятия
I. Организационный этап.
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка присутствующих.
1.3. Сообщение темы и задач занятия.
II. Актуализация опорных знаний студентов, проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
2. Работа с глоссарием.
3. Работа со структурно-логическими схемами.
4. Подведение итогов проверки домашнего задания. Выставление оценок.
III. Основная часть.
1. Мотивация учебной деятельности студентов.
2. Лото «Трудовые договоры».
3. Коллективная работа «Значение трудового договора».
4. Правовая дуэль.
5. Деловая игра «Заключение трудового договора».
6. Решение ситуационных задач.
7. Дискуссия по решению проблемы «Твоя точка зрения».
IV. Подведение итогов.
1. Работа со схемой «Воплощение мечты».
2. Работа со схемой «Межпредметные связи».
V. Домашнее задание.
Ход занятия
I. Организационный этап.
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка присутствующих.
1.3. Сообщение темы и задач занятия.
II. Актуализация опорных знаний студентов, проверка домашнего задания.
1. Фронтальный опрос.
Задание «Закончи фразу».
- Соглашение между работником и работодателем называется _________(трудовой договор).
- Выполнение работы, определенной соглашением с подчинением внутреннему распорядку является обязательством ___________(работника).
- Выплата работнику заработной платы, обеспечение условий труда, необходимых для выполнения работы, является обязательством ____________ (работодателя).
- Особый вид трудового договора, в котором срок действия, права, обязанности и ответственности сторон, условия расторжения могут устанавливаться соглашением, называется __________(контракт).
2. Работа с глоссарием:
Группа объединена в две мини-группы. Используется метод «Ты – мне, я - тебе». Каждая мини-группа задает по 3 вопроса.
3. Работа со структурно-логическими схемами.
Заполнить структурно-логическую схему:
а
Виды трудовых договоров
)
(По срокам, по содержанию, по форме)
Виды трудовых договоров
по срокам
б)
(Срочные, бессрочные)
в
Условия содержания трудового договора
)
Непосредственный
Производный
(Непосредственный, производный)
4. Подведение итогов проверки домашнего задания. Выставление оценок.
III. Основная часть.
1. Мотивация учебной деятельности студентов.
Нормативные документы, принятые в нынешнем году в ДНР, направлены на создание механизмов, защищающих права работников. Наибольший интерес и, одновременно, беспокойство работодателей вызывают вопросы регистрации трудовых договоров между работниками и физическими лицами, использующими наемный труд, а также ведения трудовых книжек нового образца. И неудивительно: молодое государство предъявило более жесткие требования к оформлению трудовых отношений.
Очевидно, что посыл законодателей направлен на наведение порядка в сфере трудовых отношений. И это логично для строящегося молодого государства. Одним из эффективных инструментов в сфере трудовых отношений является трудовой договор.
План семинарского занятия:
Понятия и значение трудового договора, форма трудового договора;
Сроки трудового договора;
Порядок заключения трудового договора;
Изменение условий трудового договора;
Прекращение трудового договора;
Отстранение работника от должности. Несоответствия работника занимаемой должности;
Нарушение работником требований правил внутреннего трудового распорядка.
2. Лото «Трудовые договоры».
Задание: из предоставленных командам карточек лото нужно выбрать и озвучить разновидности трудовых договоров по содержанию: с надомниками, с трудящимися эмигрантами, с физическим лицом, с молодым специалистом, по конкурсу, контракт, с госслужащими, по работе по совместительству, с несовершеннолетними, с временными работниками, сезонными работниками и вахтовым методом работы.
3. Коллективная работа «Значение трудового договора».
Задание мини-группам:
Раскройте содержание юридического, экономического, социального и идеологического значение трудового договора.
Трудовой договор
(Идеологическое, юридическое, социальное, экономическое)
4. Правовая дуэль
Задание: вызывается по одному студенту из каждой группы. Они берут по одной карточке с вопросом и задают вопросы друг другу и оценивают их. Вопросы:
Назовите обязательные условия трудового договора?
Какие вы знаете дополнительные условия трудового договора?
какие документы необходимы для заключения трудового договора?
Что означает испытание при приеме на работу?
Как происходит оформление приема на работу?
Когда трудовой договор вступает в силу?
Когда происходят изменения трудового договора?
Дайте определение понятия «Временный перевод»?
Что понимают под отстранением от работы?
Перечислите основания прекращения трудового договора?
Раскройте содержание расторжения трудового договора по инициативе работника и по инициативе работодателя.
Какой общий порядок оформления прекращения трудового договора?
5. Деловая игра «Заключение трудового договора».
Студенты разбиваются на пары, где один из них играет роль работника, заключающего трудовой договор (молодой специалист-бухгалтер и молодой специалист-экономист). Другой играет роль работодателя: директор фирмы «Надежда» и начальник КРУ. Резюме и трудовые договора студенты готовят дома и предоставляют к занятию.
6. Решение ситуационных задач.
Каждая группа получает условия задачи, содержание которых отражают проблемы при заключении трудового договора.
Задача №1.
Директором фирмы «Оризон» Власенко было отказано в принятии на работу на должность кассира гражданке Шаповаловой, поскольку ее сестра работает бухгалтером фирмы. Правомерны ли действия директора фирмы «Оризон»?
Задача №2.
Полухин был принят на работу в должности старшего экономиста цеха «Тяжмаш». Через 6 месяцев он был переведен на должность экономиста с меньшим окладом. Полухин посчитал такой перевод незаконным и обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении его на прежнюю должность. Правильно ли поступила администрация завода, если по штатному расписанию должность старшего экономиста была ликвидирована?
Задача №3.
Молодой экономист очень желал работать в КРУ ДНР (контрольно-ревизионное управление) и его желание сбылось. Можете приступать к работе – сказал начальник КРУ и поставил резолюцию на заявлении и трудовом договоре (контракте). В конце рабочего дня с работником случился острый приступ аппендицита, и он был доставлен в больницу. После выздоровления он вернулся на работу, но в отделе кадров ему сказала, что на его место приняли другого человека, потому что приказ о его зачислении в штат сотрудников не успели подготовить. Правомерно ли поступила администрация КРУ?
7. Дискуссия по решению проблемы «Твоя точка зрения».
Задания студентам:
В настоящее время в ДНР, Украине, России одним из грубейших нарушений трудового права является прием на работу без заключения трудового договора и без оформления трудовой книжки. Вопрос: Какие негативные последствия такого «Трудового соглашения». Какие меры нужно принять государствам, чтобы искоренить эту порочную практику?
IV. Подведение итогов.
1. Работа со схемой «Воплощение мечты»:
?
Министр финансов
Председатель банка
Налоговый инспектор
Инспектор КРУ
Главный бухгалтер
Аудитор
Описать слова: студенты получают диплом специалистов среднего звена, бакалавров, магистров. Каждый из студентов мечтает стать в будущем министром финансов, председателем банка, налоговым инспектором, инспектором КРУ, главным бухгалтером, аудитором. Предложенная студентом «Логическая схема воплощения мечты» не может осуществиться без того действия, которое должен выполнить тот, кто мечтает достичь своей цели. Расшифруйте недостающее звено в этой схеме.
2. Работа со схемой «Межпредметные связи».
Межпредметные связи
Предыдущие связи: Параллельные связи Последующие связи
Основы философии
Финансы организации
Налоги и налогообложение
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Банковское дело
Основы организации и функционирования бюджетной сферы ДНР
Всемирная история
Иностранный язык
География
Экономика организации
Учебная практика
Производственная практика по профилю специальности
Бизнес-планирование
Русская литература
Русский язык и культура речи
Антикризисная деятельность предприятия
Анализ хозяйственной деятельности
Дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» тесно связана с другими дисциплинами изучаемые Вами, это так называемые межпредметные связи. Студентам предлагается назвать предыдущие связи, параллельные связи и последующие связи дисциплины с другими предметами.
V. Домашнее задание.
Студентам сообщается тема следующего занятия: лекция «Рабочее время и время отдыха». В Интернете найти законы народного совета ДНР и ознакомиться с ними: Законы ДНР «Об оплате труда» и «Об отпусках» от 06.03.2015 г. В Интернете на сайте Народного Совета ДНР найти законы ДНР «Об оплате труда » и «Об отпусках» от 06.03.2015.