СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка серии внеурочных мероприятий по профориентации 9 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный цикл мероприятий направлен на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка серии внеурочных мероприятий по профориентации 9 класс»

МКОУ Куртамышского района «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»















Номинация: Методическая разработка серии внеурочных мероприятий

Направление внеурочной деятельности: Профориентация



Тема: Цикл внеклассных занятий по профориентации.

Класс: 9















Автор: учитель математики Киселева Юлия Николаевна









Куртамыш,2018

Методическая разработка серии внеурочных занятий по профориентации

«Как хорошо когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями.»

Апшерони А.

Профессиональная ориентация – это обоснованный комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы подготовить молодое поколение к выбору той или иной профессии. При этом непременно учитываются не только такие объективные факторы, как социально-экономическая обстановка на рынке труда, но и особенности личности каждого школьника.

Данный цикл занятий направлен на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач, тренинговых упражнений, разработка проекта.

Цель формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

Задачи:

-помочь молодым людям определить свои жизненные и профессиональные планы, и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;

-познакомить обучающихся с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах, с требованиями к личности работника;

-развивать профессиональные интересы, склонности, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качества, важные для профессионального самоопределения;


С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие моменты, содержание профориентационной работы в школе:

уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Рекомендации для классного руководителя:

  1. Опираться на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  2. Составлять для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

  3. Организовывать индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

  4. Вести психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  5. Помогать обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

  6. Организовать посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

  7. Организовывать тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

  8. Оказывать помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

  9. Проводить родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

  10. Организовать встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

По данным Минтруда РФ самая высокооплачиваемая профессия в России – капитан морского судна. В месяц он зарабатывает порядка 500 тыс. рублей. В Украине больше всех зарабатывают специалисты авиационной отрасли – пилоты и диспетчеры – их доход в среднем превышает 26 тыс. гривен. В Беларуси лидерство захватили программисты – их средний заработок составляет 3.4 тыс. белорусских рублей.

ТОП-7 самых перспективных отраслей в России

  1. IT-технологии. Сфера процветает не только в крупных городах России, но и в отдаленных регионах. Минимальный процент занятых в этой отрасли специалистов получает зарплату меньше средних по стране показателей. При этом во многих профессиях (разработчик мобильных приложений, CRM систем) конкуренция остается минимальной. Согласно прогнозам экспертов, сфера продолжит развиваться и прогрессировать в ближайшие годы.

  2. Менеджмент. Несмотря на то, что перепады между зарплатами в этой отрасли существенные, менеджеры разных специальностей – востребованные вакансии в 2018 г. Грамотных, талантливых и прогрессивных управленцев не хватает практически во всех регионах страны. Это именно та сфера, где карьерный рост может быть гарантирован практически каждому специалисту – если не на «родном» предприятии, то в десятках других.

  3. Нефтегазовая отрасль. Сколько бы высшие чины российского государственного аппарата не говорили о попытках слезть с нефтяной иглы, зарплаты в нефтегазовой отрасли продолжают оставаться одними из самых высоких. В выигрыше оказываются практически все – от разнорабочих и бурильщиков до менеджеров высшего звена. По оценкам экспертов, эта сфера точно не утратит актуальности в ближайшие 10-15 лет и останется одной из самых «денежных» в России.

  4. Авиация. Даже в регионах пилоты гражданской авиации могут найти работу с зарплатой свыше 80 тыс. рублей. Рабочих мест не так много, но и конкуренцию нельзя назвать высокой – в целом профессионалы (даже на старте карьеры) в дефиците. Востребованы и диспетчеры, специалисты по организации авиационных перевозок, авиамеханики.

  5. Аудит. Есть ли у вас или ваших родственников знакомые, которые работают аудиторами Утвердительно ответят единицы. Эта профессия, несмотря на свою значимость и актуальность, остро нуждается в квалифицированных кадрах. Во главе угла аудиторы, занятые в крупных корпорациях, которые предпочитают держать в порядке свои подразделения на всех уровнях.

  6. Логистика. Еще одна отрасль, которая не утрачивает актуальности и популярности. Наиболее востребованы специалисты, осуществляющие планирование и организацию грузоперевозок. Ежегодно в России открывается не менее 50 крупных компаний, работающих в масштабах всей страны и за рубежом. Это ли не показатель актуальности отраслевых специальностей.

  7. Инженерные специальности. Востребованы не только на сугубо отечественных предприятиях, но и на открывающихся в России зарубежных производствах. Иностранцам не выгодно перевозить сотрудников из-за рубежа, и они нуждаются в местных квалифицированных кадрах. Хорошим специалистам они готовы платить более чем хорошо.

Наиболее востребованные профессии в Курганской области

-врач, фельдшер, медицинская сестра;

-учитель, преподаватель, педагог;

-военнослужащий;

-водитель;

-инженер-конструктор, инженер-технолог;

-слесарь;

-продавец;

-токарь, фрезировщик;

-швея;

-повар,кондитер, пекарь;

- электросварщик, электрогазосварщик,

-бухгалтер;

- штукатур, штукатур-маляр,каменщик.

На основании всего этого можно предложить следующие мероприятия по профориентации школьников:

  1. Тесты

  2. Беседа

  3. Классный час

  4. Игры

  5. Обучение составлению резюме.

  6. Итоговое занятие по профориентации.

7. Алгоритм работы над проектом « Мой профессиональный выбор»

Методические разработки мероприятий представлены в приложении.



Приложение 1.


  1. Тесты

С целью выявления профессиональной направленности и типов учащихся через изучение его интересов, склонностей, эмоционального отношения к избираемой профессиональной деятельности предлагается провести дифференциально - диагностический опрос.

Дифференциально-диагностический опросник (ддо)

Данная методика предназначена для определения склонностей к той или иной сфере профессиональной деятельности.

Опросник включает 20 диад утверждений, в каждой из которых испытуемому предлагается предпочесть одну и отвергнуть другую.

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения, Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Отвечать нужно на каждый вопрос и каждый раз из двух предлагаемых возможностей (а или б) одну (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) – минусом.

1 а. Ухаживать за животными

или

1 б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2 а. Помогать людям, лечить их

или

2 б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин

3 а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток

или

3 б. Следить за состоянием, развитием растений

4 а. Обрабатывать материалы (древесина, ткань, металл, пластмасса и др.)

или

4 б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5 а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5 б. Обсуждать художественную литературу (пьесы, концерты)

6 а. Выращивать молодняк

( животных какой-либо породы)

или

6 б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7 а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7 б. Управлять каким-либо грузовым

(подъемным или транспортным) краном

8 а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

или

8 б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

или

9 б.Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10 а. Лечить животных

или

10 б. Выполнять вычисления, расчеты

11 а. Выводить новые сорта растений

или

11 б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12 а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12 б. Разбираться в чертежах, схемах и таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13 а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14 а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д.

15 а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

или

15 б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16 а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16 б. Принимать осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17 а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17 б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов

18 а. Организовывать культпоходы сверстников или малышей в театры, музеи, на экскурсии, туристические походы

или

18 б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19 а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20 а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада

или

20 б. Работать на клавишных машинах

Лист ответов ДДО








10а



10б


11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а


16б


17а


17б

18а


18б


19а


19б


20а



20б


Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-З

Ч-Х

Обработка результатов проста. В каждом из пяти вертикальных столбцов подсчитывается количество плюсов и проставляется соответствующая сумма в нижних клетках листа.

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: в первом столбце они относятся к профессии типа «человек – природа», во втором – «человек – техника», в третьем «человек – человек», в четвертом – «человек – знаковая система», в пятом – «человек – художественный образ».

Максимальные суммы в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов к тем или иным областям деятельности.

Сфера «человек – природа» (Ч-П) включает профессии, связанные со взаимодействием с биологическими объектами: полевод, животновод, зоотехник, ветеринар, агроном.

К сфере «человек – техника» (Ч-Т) относятся профессии, связанные со взаимодействием человека с техническими объектами: слесарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер-технолог.

Сфера «человек – человек» (Ч-Ч) включает профессии, в которых человек имеет дело с другими людьми: продавец, врач, преподаватель, воспитатель, организатор.

В сфере «человек – знаковая система» (Ч-З) предметом труда являются знаки, коды. К данной сфере относятся такие профессии как корректор, стенографист, программист, бухгалтер, экономист, уыченый-теоретик.

Сфера «человек – художественный образ» (Ч-Х) включает профессии, в которых предметом труда являются художественные образы или их элементы: копировщик рисунков, художник-оформитель, музыкант-исполнитель, композитор, писатель, живописец.












Тест по определению развития волевых качеств

Е.Н. Прошицкая

Инструкция:
С помощью приведенной ниже анкеты оцените уровень развития своих волевых качеств.
Ответьте на все вопросы анкеты, не пропуская ни одного. Отвечая на вопрос, обведите кружком букву ответа, который соответствует вашему поведению.

1. Делаете ли вы по утрам зарядку?

а. Регулярно.
б. Время от времени.
в. Не делаю.

2. Отстаиваете ли вы свое мнение перед товарищами и взрослыми в случае несогласия с ними?

а. Всегда.
б. Иногда пытаюсь это делать, но не всегда удается.
в. Нет.

3. Умеете ли вы владеть своими чувствами (преодолевать растерянность, страх и т.п.)?

а. Да, в любой ситуации.
б. Не всегда, в зависимости от ситуации.
в. Не умею.

4. Высказываете ли вы свое мнение на собраниях, критикуете ли недостатки своих товарищей?

а. Всегда.
б. Иногда решаюсь на это.
в. Никогда.

5. Останавливают ли вас неудачные попытки решения задачи, разучивания упражнения и т.п.?

а. Да.
б. Иногда.
в. Практически никогда.

6. В какой мере сформированы у вас основные бытовые навыки (уборка постели, поддерживание порядка в комнате, соблюдение основных требований к внешнему виду)?

а. В основном сформированы достаточно устойчиво: регулярно убираю постель, поддерживаю порядок в комнате, аккуратен в одежде.
б. Сформированы, но недостаточно устойчиво.
в. Не сформированы.

7. Способны ли вы сами без внешнего принуждения организовать свое время?

а. Да.
б. Делаю это не регулярно.
в. Практически никогда этого не делаю.

8. Можете ли вы без напоминания сесть за приготовление домашних заданий?

а. Практически всегда.
б. Только иногда.
в. Практически никогда этого не делаю.

9. Способны ли вы длительно ,в течении нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?

а. Да.
б. В редких случаях.
в. Нет.

10. Проявляете ли вы интерес к самовоспитанию ?

а. Достаточно отчетливо.
б. От случая к случаю.
в. Не проявляю.

11. Если вы проявляете интерес к самовоспитанию, то в какой мере он носит устойчивый характер?

а. Регулярно предпринимаю попытки самовоспитания.
б. Попытки самовоспитания предпринимаю от случая к случаю.
в. Никаких попыток самовоспитания не предпринимаю.

12. Есть ли у вас программа самовоспитания?

а. Да.
б. Определенной программы нет,но есть некоторые наметки.
в. Никакой программы нет.

13. Доводите ли вы свои дела до конца?

а. Да.
б. Не все дела довожу до конца.
в. Очень редко довожу начатое до конца.

14. Планируете ли вы свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете как придется?

а. Чаще всего планирую.
б. Иногда планирую.
в. Практически никогда не планирую.

15. Умеете ли вы сдерживать свои чувства?

а. В основном умею.
б. Иногда не сдерживаюсь.
в. Как правило, не сдерживаюсь.

16. Умеете ли вы серьезно и ответственно выполнять задание, которое считаете важным?

а. Как правило, умею.
б. Не всегда умею.
в. Не умею.

17. Пытаетесь ли вы определить для себя серьезную жизненную цель (выбор профессии, владение важными трудовыми навыками)?

а. Да.
б. Пытаюсь, но только от случая к случаю.
в. Не пытаюсь.

18. Если вы имеете какую-либо серьезную цель, делаете ли что-нибудь для ее осуществления?

а. Делаю.
б. Делаю очень мало.
в. Ничего не делаю.

Подсчитайте, сколько раз ваш ответ соответствовал вариантам “а”, “б”, и “в”. За каждый ответ, соответствующий варианту “а” вы получаете 2 балла, “б” - 1 балл, “в” - 0 баллов.

Подсчитайте общую сумму баллов. Она характеризует выраженность волевых черт характера. Если вы набрали более 30 баллов, уровень развития волевых качеств очень высокий; 20-30 баллов - низкий; 10-20 - волевые качества практически не развиты.


Тест по выявлению организаторских способностей.

Е.Н. Прошицкая


Инструкция:
Определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.

1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?

2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?

3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в осуществлении их?

5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?

6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу?

10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?

20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих товарищей?

После того, как вы ответите на предложенные вопросы, посчитайте сумму набранных баллов. При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на четные оценивается в 1 балл.

Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских способностей; 13-14 баллов - о среднем; ниже 13 баллов - о низком уровне развития организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при желании вы можете развить свои организаторские способности.

 





Приложение 2

Беседа по профориентации:


«Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии».


Цель: ознакомить учащихся с ошибками, которые совершают выпускники при выборе профессии, и помочь избежать их в собственной жизни.


Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.


Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.


Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.


Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь, прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям.

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.


Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.


Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной

литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.


Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.


Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.


Выбирать профессию «за компанию».


По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.


Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.


Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты

  • получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.


Игнорировать собственные способности и интересы.


Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.


Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.


Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее, обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.


Ошибки при выборе профессии


Ошибки при выборе профессии















  1. Выбор профессии на основании советов авторитетных людей.


Ваши отец, мать, Ваши родственники, конечно, желают всего самого лучшего, по их мнению. Они готовы подсказать, как выбрать специальность, которая прокормит Вас и Вашу семью всегда. Тем не менее, советуя, близкие люди основываются на своём личном опыте. А ты совсем другой человек, воспитанный и живущий в другое время.


  1. Учет неизбежного изменения рынка труда в отдалённой перспективе.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошёл начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что Ваш выбор сейчас, в 11 классе определит всю Вашу судьбу. Изменение направления, освоение новой области деятельности сделает Вас ценным специалистом, востребованным на стыке профессий. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится

  • неожиданных ситуациях. Например, первое экономическое образование поможет юристу (по своему второму образованию) разобраться в сложных вопросах финансовой деятельности предприятия.


  1. Престижность профессии.


Предрассудки могут стать препятствием нормальной жизнедеятельности. В отношении работы они проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: могильщик).

Другой пример. Экономист или инженер ничуть не более полезен для людей, чем социолог или слесарь.

Кроме того, престижность профессии хороша, когда учтены все Ваши интересы и способности. Иначе будете владеть (если будете) "модной", но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций. Может так получиться, что «модное» название сыграет с Вами злую шутку, и на рынке труда не будут востребованы специалисты без опыта: например, - антикризисный управляющий.


  1. Выбор профессии под влиянием выбора друзей


Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников - очень позитивные особенности ребят старшего школьного возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа "Я" и самооценки. Поэтому, оглядываясь на других, сравнивайте себя с друзьями, а не копируйте слепо тот или иной образ. Старайтесь увидеть, чем Вы отличаетесь от товарищей - и в чем сходны. Это поможет разобраться в определенной ситуации. Например, если Ваш друг идет в военное училище (а он - рисковый человек) – то Вам этого делать не стоит - профессия может не понравиться (Вы ведь очень осторожны и рассудительны).


  1. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию.


При выборе специальности надо учитывать, прежде всего, особенности профессии, а не выбирать ее только потому, что Вам нравится или не нравится человек, который занимается этой работой.

Особенно опасно очарование преподавателем. Если Вас восхищает душевность литератора - это не значит, что Вам нравится литература сама по себе, вне "комплекта". Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - телеведущего, политика, журналиста, артиста.


  1. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд. А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они «перелопачивают» массу информации, сайтов, архивов, разговаривают со многими людьми - прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).


7.Отождествление школьного учебного предмета с профессией или неумение отличить эти понятия.


Рассмотрим один из вариантов. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные специальности за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари, а проанализировать вакансии на рынке труда. В запросе обычно указывается, какое образование требуется для конкретной должности, специальности. Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и секретарем-референтом.

К тому же, стоит учесть, что специальностей существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком, и при этом потребуются базовые знания истории и литературы, математики и социальных дисциплин, либо математики и физики. Выбранной профессии могут соответствовать несколько школьных предметов, которые Вам интересны и по которым, как правило, сдают вступительные экзамены в ВУЗ на эту специальность. Скажем, будущему инженеру в школе может нравиться одновременно и черчение, и математика.


8.Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.


Существуют профессии, которые могут быть Вам противопоказаны, т.к. они могут ухудшить Ваше состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение физиологических систем организма. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики - сердце.


9. Устарелые представления о характере труда.


Не забывайте о динамичном техническом прогрессе, что в наши дни особенно актуально. В профессии, и, прежде всего, в рабочие, сегодня внедряется сложная и интересная техника, повсеместно повышается культура труда. Компьютер же применяется абсолютно во всех сферах деятельности - вплоть до животноводства. Поэтому каждый человек должен быть подготовлен к использованию современной техники в своей сфере деятельности. И это еще одна серьезная задача для серьезного решения проблемы.





Приложение 3

Классный час « Профессия учитель - сложная, трудоёмкая, но самая нужная на земле».

Класс: 9

Цель: Познакомить детей с работой учителя (профориентация);

Задачи:

-воспитывать уважительное отношение к учителям;

-воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся.

-показать тонкости нелегкой профессии;

Методы: словесный, проблемно - поисковый, наглядный.

Ход классного часа

Вводное слово.

-Добрый день! Сегодня наш классный час посвящён профориентации. А вот о какой профессии мы будем говорить, вы должны будете догадаться сами.

  -Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос: -Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своейпрофессии.
Вопрос: -Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: -Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

-Я предлагаю вам закончить предложения, и ответить на очень важные вопросы по теме «Профессия» (предложения на доске)

"Закончить предложения":

1.Люди работают ради…

2.Настоящий труд – это…

3.При выборе профессии люди часто не учитывают…

4.В любом профессиональном труде самое важное…

Учитель:- Ребята, а сейчас мы будем угадывать профессии через пантомиму. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды. Я вам показываю название, первая группа должна изобразить эту профессию, а вторая отгадать ее, и наоборот. 

  • врач

  • художник

  • строитель

  • дирижер

  • водитель

  • учитель

-Как выдумаете, о какой из этих профессий мы будем сегодня говорить? Аргументируйте свой ответ.

Ребята: -Мы будем говорить о профессии «Учитель», так как приближается праздник «День учителя». Прочитайте тему урока на доске:

« Профессия учитель - сложная , трудоёмкая , но самая нужная на земле».

Основная часть.

Учитель: - Каждая профессия требует от человека определённых знаний, умений, проявления человеческих качеств. Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель — это звучит гордо. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не проникся уважением к людям этой профессии, ведь они зачастую вкладывают в обучение нового поколения не только свои знания и силы, но и душу. Большинством из них движет призвание обучать и воспитывать. Но, согласитесь, учитель – это гораздо больше, чем просто профессия. Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.

-Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, если он решил выбрать профессию учителя?

-Каждый ли человек сможет работать учителем?

По-разному приходит к человеку людская любовь и известность. Одни завоёвывают её быстро, совершая героические подвиги, полные отваги и необычайного мужества, и такая слава, ослепительно сияя, облетает мир. Другие добывают славу незаметным кропотливым трудом, целиком отдаваясь ему. Слава о таких людях медленно идёт от человека к человеку, от селения к селению, проходят годы и она распространяется далеко, далеко. И такая слава светит ровным, спокойным светом.

Профессия учителя – это дар, который дается человеку.

-Каждый из вас в будущем может выбрать профессию учителя. Выбирая, нужно обязательно знать все ее положительные и отрицательные стороны.

-Предлагаю деловую игру "Репортаж из зала суда" 

-Слушается дело "Профессия учитель".

Участники суда: обвинители, адвокаты. 

(Ставятся таблички с надписями "обвинители", "адвокаты")

-У каждой профессии есть свои плюсы и минусы.

Обвинители ищут в профессии учителя - минусы, адвокаты - плюсы.

-Слово предоставляется обвинителям и адвокатам поочерёдно.

Предполагаемые ответы детей:

Обвинители:

1.Колоссальные нервные перегрузки

2.Проверка тетрадей и подготовка к урокам занимает много времени, не хватает времени на семью

3.Отсутствие полноценных выходных дней.

4.Нужно постоянно читать, узнавать что-то новое.

5.Учитель должен всё уметь.

6.Учитель-это профессия, которая отнимает у человека здоровье, отнимает время у семьи.

Адвокаты:

1.Постоянное общение с детством-это верный способ сохранить душу молодой.

2.Собственные дети постоянно на глазах, можно наблюдать за их развитием.

3.Большой летний отпуск даёт больше возможности находиться с семьёй.

4.Постоянная работа над собой, повышение интеллекта.

5.Работа учителя очень важна для общества, поэтому приносит моральное удовлетворение.

6.Учителями славится Россия, ученики приносят пользу ей.

-Я полностью согласна с вашими высказываниями и с мнением судьи и хочу сказать:

Ни вчера, ни сегодня, ни завтра
Не погаснет той веры свеча
Без учителя нет космонавта,
Инженера, поэта, врача.

-Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель - это гораздо больше чем профессия. Учитель - это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям. 

Учитель: -Ребята, а вы уже думали о том, кем вы станете, когда вырастите? А кто из вас выбрал бы профессию учителя? Почему? 
Как бы вы поступили если:

- Ученик ест конфету на уроке.

-Двоечник получил 5.
-Первоклассник залез под парту.
-Озорник обидел девочку.
(Дети отвечают на поставленные вопросы)
-Ребята, каким бы вы хотели видеть своего учителя?
На цветке напишите своё пожелание и приклейте свой цветок к общему букету.

Заключительная часть.

Итак, ребята, о чем мы с вами беседовали? (о профессиях)

-О какой профессии конкретно? (учитель)

-Что мы узнали о ней?

-Да, ребята, профессия учитель очень сложная, но очень интересная и необходимая. Сердце каждого учителя наполняется гордостью за своих учеников, когда он видит их успехи.

Спасибо за сотрудничество!

-Я бы очень хотела знать, какие чувства вы испытывали? Какое настроение у вас?

  • Если у вас хорошее настроение, много положительных эмоций, похлопайте.

  • если совсем грустно- потопайте..

Вот сколько будущих учителей появилось! Спасибо!






Приложение 4

Профориентационные игры

Введение

Смысл использования предлагаемых методик - в созда​нии более непринужден​ной, доброжелательной и естест​венной, чем обычно, атмосферы работы со старше​классниками (или даже с взрослыми клиентами), а также - в моделировании от​дельных элементов професси​онального, жизненного и личностного самоопределения. По сравнению с профориентационными играми, предназна​ченными для работы с це​лым классом, игровые профориентационные упражнения более просты и динамичны, хотя некоторые из них по своей сложности приближаются к соб​ственно профориента​ционным играм.

Для большей эффективности игровые профориентационные упражнения должны использоваться в сочетании с другими формами и методами профориентационной ра​боты. Вполне допустимо также сочетание профориентационных упражнений с не​профориентационными, например, с уп​ражнениями, моделирующими различные ас​пекты обще​ния, поведения в конфликтных ситуациях и даже с упражнениями, нося​щими чисто развлекательный (или ре​лаксационный) характер. Важно при этом так выстраивать программы профориентационной работы, чтобы основной акцент в них делался не на психологических особенностях общения (что очень соблазнительно для многих профконсультантов), а на проблемах профессионального и личност​ного само​определения, которые могут оказаться даже интереснее и глубже, чем традиционная психотерапия.

При проведении игровых упражнений впервые с конкретным классом обяза​тельно следует объяснить учащимся некоторые особенности новой и необычной для них формы работы (более открытое и естественное общение, уважи​тельное и добро​желательное отношение ко все участникам игры, необходимость соблюдения обще​принятых правил иг​ры, возможность импровизации шутки в рамках общепри​нятых правил и др.). При рассаживании участников в круг важно, чтобы такой круг полу​чился ровным, чтобы все си​дели удобно и уверенно и чтобы всех было одинаково хо​ро​шо видно (чтобы никто не прятался за спинами товарищей или не сидел за столом).

Подарок

В данном игровом упражнении несколько необычным образом специально орга​низуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рассматриваемой профес​сии, что позволяет участникам лучше осознать специфические мо​менты данной про​фессиональной деятельности.

Упражнение проводится в круге. Количество участни​ков: от 6-8 до 15-20. Время проведения: от 15-20 до 30-40 минут. Процедура включает следующие ос​новные этапы:

1. Инструкции: «Представьте, что у нас есть общий друг (далее мы уточним, что это за друг), который пригласил нас всех на свой день рождения. Отказаться и не пойти никак нельзя. В течение 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу. При этом важно выполнить три условия: 1 - подарок должен содержать намек на его профессию (далее мы уточним, что это за про​фессия); 2 - по​дарок должен быть "с изюминкой", т.е. быть веселым, необычным (предполагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидится, если ему подарят что-то обычное, т.е. как бы "откупятся" от него); - подарок должен быть доступ​ным Вам по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, пример​ный возраст и обязательно,— какая у него (нее) профес​сия».

2. Дается время (примерно 30 секунд), чтобы каждый придумал другу подарок.

3. После этого каждый по очереди кратко называет свой подарок. При этом ведущий (или любой участник) могут задавать иногда уточняющие вопросы. Например, какое отношение данный подарок имеет к профессии друга (одно из условий игры), сколько подарок будет стоить и т.п. Такие вопросы играют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участников более ответственно и обоснованно предлагать свои варианты подарков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден со​относить их с особенностями рассматриваемой профессии и, таким образом, фактиче​ски раскрывать наиболее интересные эле​менты данного профессионального труда.

4. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интересными.

Заметим, что и сам ведущий может назвать свой пода​рок, даже если окажется, что это будет не самый интерес​ный вариант.

Можно предложить другой вариант проведения упраж​нения, когда участники раз​биваются на небольшие коман​ды (по 2—5 человек) и уже там обсуждают, что пода​рить другу. Далее выясняется, подарок какой команды оказался удачнее.

Аналогично можно организовать игровые упражнения «Маскарад» и «Любимое блюдо». В игре «МАСКАРАД» участники придумывают наиболее интересный и не​обычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. Например, для профессии ком​мерсант это может оказаться костюм в виде изящного гал​стука «в кле​точку...», для профессии экономист — костюм «деревянного рубля», для профессии телохранитель — «кепка нулевого размера», для профессии президент — «рог (рога) для произнесения тостов за здоровье русского народа» и т.п. Важно при этом суметь обосновать, почему именно такой костюм больше всего подойдет для данной профес​сии.

В игре «ЛЮБИМОЕ БЛЮДО» участники придумывают любимое блюдо для того или иного профессионала. Напри​мер, для представителей профессии эстрадный певец это может оказаться тарелка леденцов (чтобы «изо рта шел более приятный запах...»), для дипломата - «жвачка с пузырьком» («чтобы умел говорить ни о чем...»), для психолога и учителя - сковородка семечек («чтобы нервы свои успокаивал...») и т.п. здесь также важно суметь соотнести те или иные «блюда с особенностями рассматриваемых профессий.

Данные игровые упражнения при всей своей юмористи​ческой направленности (даже «несерьезности») воспри​нимаются участниками с интересом и позволяют рассматри​вать особенности профессий в неожиданных ра​курсах, а, следовательно, лучше осоз​навать эти особенно​сти.

Профессия на букву

Смысл данного упражнения - расширение у участни​ков знаний о мире профес​сионального труда или актуали​зация уже имеющихся знаний о профессиях.

Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10 - 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем немного времени (от 5-7 до 10-15 минут) и носит скорее разминочный характер.

Процедура упражнения следующая (при работе в круге):

1. Общая инструкция: Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — пока​зать, что мы знаем много про​фессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, на​сколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профес​сии на данную букву».

2. Ведущий называет главную букву, а участники по очереди называют профес​сии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не на​звана и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, убывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать – от участников официальных (безукориз​ненно «правиль​ных») названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профес​сиональную деятельность и суметь ответить на уточняю​щие во​просы.

Желательно больше 5 - 7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться ув​лекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы; м, н, о...), по​степенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).

При работе с целым классом можно разбиться на 2 - 3 команды (например, по рядам) и уже таким образом выяснить, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный - мину​сом), тогда игра станет более наглядной и интересной.

Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно боль​шие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных про​фессиях. К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность, данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.

Профессия – специальность

Данная игровая методика направлена на повышение у участников уровня осозна​ния таких понятий как специали​зация в рамках той или иной профессии и на расши​рение информированности о многообразии профессионального труда. Игровое уп​ражнение может проводиться как в круге (от 6-8 до 15-20 участников), так и в ра​боте с классом. По времени оно занимает от 10 до 15-20 минут. Общая процедура следующая:

1. Участникам объясняется, как соотносятся понятия профессия и специальность: профессия - группа родствен​ных специальностей (например, профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры и т.п.).

2. Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по оче​реди называть соответствующие специальности». Если кто-то из игроков называет сомни​тельнее специальности или откровенно ошибается, ему можно задать уточняю​щие вопросы. Допускаются не​большие обсуждения и дискуссии. Желательно, чтобы ве​дущий сам ориентировался в обсуждаемых профессиях

Можно несколько усложнить игровую процедуру, пред​ложив участникам назы​вать специальности не по очереди, а по принципу «пинг-понга» (только что назвав​ший специ​альность игрок сам определяет, кто должен назвать следу​ющую специаль​ность и т.д.). Такое усложнение, хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих на​ходиться в творческом напряжении.

Откровенно говоря, данное упражнение не является очень интересным, поэтому долго проводить его не следует. Для ведущего важно не упустить момент, когда сле​дует остановиться. Но польза от упражнения несомненна и со​всем от него отказы​ваться профконсультанту не следует.

По аналогичному принципу можно построить другие иг​ровые упражнения: ПРО​ФЕССИЯ - УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ (называется профессия, а участники должны сказать, где реально можно ее приобрести); ПРОФЕССИЯ - МЕ​ДИЦИНСКИЕ ПРО​ТИВОПОКАЗАНИЯ (для данной про​фессии); ПРОФЕССИЯ - ТРЕБУЕМЫЕ КАЧЕ​СТВА (проблема профессионально важных качеств) и т.д.

Для повышения активизирующих возможностей данного упражнения можно разбить группу (класс) на команды и устроить соревнование между ними, кто больше назовет соответствующих названной профессии специальностей (учебных заведений, медицинских противопоказаний, профессионально важных качеств...).

Человек – профессия (по типу ассоциации)

Цель игры - на ассоциативном, образном уровне нау​читься соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить готовность школь​ников различать профессиональные стереотипы.

Игра проводится в круге, рассчитана на количество иг​роков от 6-8 до 15-20. Время одного проигрывания - от 7 - 10 до 15 минут.

Процедура предполагает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто-то по​старается отгадать этого чело​века. Но отгадывать он будет с помощью одного единст​вен​ного вопроса: с какой профессией этот человек (загаданный) ассоциируется, т.е. общий облик человека какую профессию больше всего напоминает? Каждый по кругу должен будет называть наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут повторяться. По​сле этого у отгадывающего будет возможность подумать не​много (примерно 30-40 секунд) и называть свои вариан​ты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет пра​вильным?..».

2. По желанию выбирается доброволец-отгадывающий и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо (!) выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий, ведь вернувшись из коридора, он также будет сидеть во время игры в круге.

3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начи​нает всем по очереди зада​вать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен бы​стро дать ответ (ответ должен быть правильным и в то же время не являться откровенной подсказкой).

4. После того, как все дали свои варианты ассоциаций, отгадывающий думает не​много и начинает называть тех, кто по его мнению, в наибольшей степени соответст​вует названным профессиям. Если игроков немного (6-8 чело​век), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, т.е. как бы пройти вто​рой круг.

5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого-то назвали по ошибке, то можно спросить у него, на​сколько соответствует его представление о себе назван​ным профессиям, т.е. так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, кого на самом деле загадали, можно спро​сить, согласен ли он с названными профессиями (насколько они соответствуют его собственному представлению о себе, о своем об​разе...). У отгадывающего можно поинтересо​ваться (когда он уже будет знать, кого на самом деле зага​дывали), чьи ответы-профессии помогали, а чьи мешали ему отгады​вать.





















Приложение 5

Для чего необходимо резюме?

Хорошее резюме – одно их самых эффективных средств поиска работы. Своим резюме Вы можете уже до личной встречи заинтересовать и расположить к себе работодателя. Запомните три ключевых момента:

1.У Вас есть единственный шанс преуспеть в помощью резюме, когда его читают в первый раз. Как правило, на просмотр резюме затрачивается не более 2-3 минут. Если внимание привлечь не удалось – значит, резюме не сработало.

2.При написании резюме следуйте принципу избирательности, то есть в резюме стоит включать описание именно тех аспектов Вашего опыта, которые значимы для должности, на которую Вы претендуете.

3.Удачное резюме может стать поводом для собеседования, то есть личной встречи с работодателем или его представителем, но еще не гарантирует получение работы. Ваша цель – добиться, чтобы читающий захотел встретиться с Вами лично.

Кстати, сегодня слово “резюме” не выносится в заголовок. Документ называют Curriculum Vitae(“жизнеописание” лат.).Желательно, чтобы Ваше CV помещалось на одной странице.

О чем писать?

Резюме состоит из следующих блоков:

1. Ваше имя, адрес, номер телефона (включая код города), адрес электронной почты.

2. Цель: краткое описание того, на получение какой должности и почему Вы претендуете (не более 6 строк, а лучше 2-3).

3. Трудовой опыт в обратном хронологическом порядке (сначала указывается последнее место работы). Эта часть основная. Укажите даты начала и окончания работы, наименование организации, название должности (их может быть несколько, если карьера развивалась удачно), и кратко опишите должностные обязанности и производственные достижения, если они у Вас были. При описании Ваших достижений используйте глаголы действия: развивал, сэкономил, увеличил или сократил. Нужно помнить, что, устраиваясь на работу, Вы продаете свою квалификацию. Так что о ней следует заявить грамотно, четко, по-деловому, информативно.

4. Образование (чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме; для выпускников и студентов следует помещать его перед трудовым опытом, так как опыт работы если и есть, он менее значителен. Можно сообщить о наградах, подчеркнуть те изученные дисциплины, которые соответствуют Вашей цели).

5. Дополнительная информация: владение иностранными языками, компьютером, наличие водительских прав, членство в профессиональных организациях и т.п. (хобби следует упоминать только в том случае, если оно тесно связано с желаемой работой).

Указать на возможность предоставления рекомендаций с предыдущего места работы.

  Каким должно быть резюме?

Необходимо, чтобы резюме было набрано на компьютере (или , на крайний случай, напечатано на пишущей машинке), на русском языке, не крупнее 14 кегля (шрифт Times New Roman или Arial). Не следует злоупотреблять жирным шрифтом. Не стоит вставлять в текст рисунки и злоупотреблять графическими программами, хотя резюме WEB – дизайнера или программиста должно выделяться.

CV пишется от первого лица, оно не должно напоминать объявление в газете, обороты типа “ищу работу” или “молодая девушка” неприемлемы.

Сведения о Ваших знаниях и навыках должны соответствовать действительности, иначе “красиво” составленное CV не принесет ожидаемых результатов. Адекватная оценка своей квалификации – один из наиболее важных факторов при составлении резюме и устройстве на работу.

Размер заработной платы, которую Вы хотели бы получать на новом месте работы, указывается по желанию. Не забывайте только о чувстве меры – явно завышенная или чересчур скромная цифра производит равно неблагоприятное впечатление.

Основные требования к стилю написания резюме: краткость, конкретность, активность, честность, избегайте использования местоимения “я”, концентрируйте внимание на Ваших достижениях, предпочитайте позитивную информацию негативной.

О чем не следует писать?

Не следует включать в CV:

- всю Вашу трудовую биографию (на самом деле Вашего потенциального работодателя интересуют только последние 3-5 мест работы и период не более 10 лет);

- Ваши физические данные и фотографию (если это не связано со спецификой работы);

- причины, по которым Вы уходили с работы;

- имена людей (друзей, родственников, коллег), которые могут дать Вам рекомендацию (подготовьте это список отдельно, он может пригодиться на собеседовании).

Напоследок

Попросите кого-нибудь, кто хорошо владеет языком, на котором написано резюме, проверить его. Будьте последовательны: если Вы один раз использовали сокращение, используйте его во всем резюме (но лучше приводить все наименования полностью). Избегайте длинных фраз и мудреных слов. Четко выделите необходимые заголовки. Проследите, чтобы Ваше CV было оформлено в одном стиле. Используйте бумагу белого цвета хорошего качества. Будьте готовы подтвердить всю информацию, которую Вы изложили в резюме.

Домашнее задание.

Подготовьте резюме на себя. Условия: Вы – выпускник 9 класса, пытаетесь устроиться на работу в нашей области. Использовать реальные предприятия региона.







Приложение 6

Итоговое занятие по профориентации «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

Цель занятия: Представление информации о мире профессий, о многообразии специальностей.

Задачи:

  1. Помощь подросткам в профессиональном самоопределении;

  2. Открытие перед старшеклассниками перспектив дальнейшего личностного роста;

  3. Осознание необходимых личностных качеств для выбора той или иной профессии;

  4. Активизация знаний о профессиях.

План проведения занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие.

  2. Упражнение «Знаток профессий».

  3. Упражнение «Угадай профессию»

  4. Упражнение «Изобрази профессию».

  5. Упражнение «Самая – самая…»

  6. Упражнение «Профессия на букву…»

  7. Упражнение «Иностранное название».

  8. Рефлексия.

Ход занятия: (участники садятся в круг)

-Добрый день, уважаемые девятиклассники! Сегодня на занятии мы с вами выполним несколько упражнений для того, чтобы окунуться во многообразие профессий, проанализировать их особенности, попробовать себя в качестве того или иного специалиста. Надеюсь на вашу активность и продуктивность занятия. Давайте начнем!...

1.Упражнение «Знаток профессий».

-Сейчас нам нужно выбрать «знатока профессии». По кругу каждый называет одну профессию, но делает это быстро, не задумываясь, в течение 3 секунд. Если участник не укладывается вовремя, то он выбывает из круга. И так, пока не останется 1 победитель.



2.Упражнение «Угадай профессию».

-Вам предстоит назвать профессию, о которой говорится в задании. На обсуждение 30 секунд.

  1. Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со стороны. Назовите мою профессию. (Дирижер).

  2. К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус – негативное влияние на здоровье. Профессионально заболевание – гипотония, т.е. пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать свою личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (Бортпроводник).

  3. Я работаю с пропановой горелкой. Работаю на ногах, стоя у печи при температуре 60-90 градусов. Ни одно учебное заведение не обучает этой профессии. (Стеклодув).

  4. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и не мене 6 ремесел, которыми он владел. (Петр 1 – плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, маляр и т.д.)

  5. Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, - оператор: оператор машинного доения и оператор ЭВМ).

  6. Мы на закате с поля возвращались.

Ядреным потом стылый воздух пах.

У каждого обветренно качалась

По-за плечом рубашка на граблях.

-Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Поэт)

  1. Кем бы могли работать в наши дни:

  • Волк из сказки «Волк и семеро козлят»? (пародистом)

  • Красная шапочка? (социальным работником)

  • Кот Матроскин из Простоквашино? (коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).



3.Упражнение «Изобрази профессию»

-Каждому участнику предлагается пакет, в котором на бумажках написана какая-то профессия. Задача участника – изобразить невербально ту профессию, которая ему достанется. Он выходит в круг и показывает её мимикой, жестами, положением тела. Задача остальных участников – узнать и назвать профессию.

Профессии на карточках:

  • Адвокат

  • Военный

  • Программист

  • Официант

  • Переводчик

  • Политик

  • Журналист

  • Ди-джей

  • Телеведущий

  • Библиотекарь

  • Пожарный

  • Модель

Штукатур-маляр

.

4. Упражнение «Самая - самая…»

-Сейчас я буду зачитывать некоторые необычные характеристики профессий. Вы должны назвать те профессии, которые соответствуют данной характеристике.



  • Самая денежная профессия

  • Самая сладкая профессия

  • Самая зеленая

  • Самая ароматная

  • Самая кислая

  • Самая холодная

  • Самая слезливая



  • Самая опасная

  • Самая скрипучая

  • Самая молчаливая

  • Самая смешная

Самая мокрая и т.д.



5.Упражнение «Профессия на букву…»

-Сейчас вам будет предложена буква. Ваша задача - назвать те профессии, которые начинаются на эту букву, т.е. показать, насколько хорошо вы знаете мир профессий.



Участники делятся на группы по 3-4 человека, каждой группе дается буква (П,М,С, Д…), время – 5 минут.



6.Упражнение «Иностранные названия»

В наше время появилось много названий профессий, пришедших к нам с запада. Давайте попытаемся вспомнить и назвать их, а также попробовать объяснить, что они обозначают. (риэлтор, менеджер, мерчендайзер, франчайзер, промоутер, супервайзеры, имиджмейкер, шоумен и т.д.)

  • Участники по кругу называют профессию, идет обсуждение.



7.Рефлексия.

-Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами вспомнили множество профессий, попытались посмотреть на них изнутри, проанализировать качества, необходимые для овладения профессией, посмотрели их характеристики. Я прошу вас высказать свое мнение относительно этого занятия: что вам понравилось, что не понравилось, какие упражнения заставили вас задуматься о выбранной профессии, что было самым трудным.

-По кругу и по очереди каждый участник высказывает свое мнение.



Я благодарю вас за это занятие и до новых встреч!

Приложение 7

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ «МОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»



Этап 1. Выявление проблемы

Для человека, стоящего на пороге взрослости, вопросы профессионального самоопределения и жизненной перспективы первостепенны. Ведь от того, насколько правильно выбрана будущая специальность, зависит вся последующая жизнь.

Определите проблемную область вашего творческого проекта.

На этом этапе важно порассуждать c самим с собой. Определить на сколько эта проблема важна для вас на сегодняшний момент. (Самое важное это ваши рассуждения)

Этап 2. Выявление потребности

Потребностью каждого является правильный профессиональный выбор в соответствии со своими интересами и возможностями.

Является ли данная потребность для вас первостепенной или нет? Дайте своему ответу подробное обоснование.

Подробное обоснование, означает, что даже если потребность на сегодняшний момент не является первостепенной, нужно обосновать почему. А уж если является тогда тем более.

Этап 3. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Задачей проекта является анализ конкретной профессии, выявление основных ее требований к человеку и выявление возможностей овладения данной профессией.

Сформулируйте основные задачи вашего проекта.

Даже если вы еще не определились с выбором профессии и пока для вас это в будущем, задумать и порассуждать каким путем вы пойдете и как будете выбирать профессию уже необходимо.

Этап 4. Выявление основных параметров Критерии выбора профессии должны быть следующими:

-Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.

-Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).

-Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать финансовым возможностям семьи.

-Востребованность профессии на рынке труда.

Какие параметры и ограничения можно выделить в вашем проекте?

На данном этапе вы определяете, что конкретно для вас является критерием выбора профессии и что может послужить ограничением. Фразы должны носить личностный характер, и исходить от вас.



Этап 5.Выявление традиций, истории, тенденций

Правильный профессиональный выбор основывается на сборе информации о различных профессиях, в определении наиболее востребованных и перспективных в настоящее время, выяснении традиций народа, семьи, местности.

Вам необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью СМИ и Интернета надо узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.

Своего рода экскурс в историю становления профессий и краткий анализ того, как сейчас обстоят дела на рынке труда.

Этап 6. Факторы, влияющие на выбор профессии



-Традиции семьи



-Потребность общества



-Личное желание



-Интересы и наклонности личности



-Соответствие психофизиологических качеств требованиям профессии



-Медицинские противопоказания



-Оплата труда, возможности проф. роста



-Возможности освоения профессии



На данном этапе вы должны определить, какие факторы более важны для вас при выборе профессионального пути, причем не кратко как в примере, а с точки зрения вас, т.е. пункты, указанные в этапе, необходимо раскрыть и сделать личностными.

Этап 7. Определение требований к профессиональной деятельности

Работа должна быть:…

Выделите основные требования к Вашей будущей профессиональной деятельности. Используя методики, выявите свои интересы и склонности, соотнесите их с записанными требованиями, сделайте Выводы.

На этом этапе необходимо понять и указать какой, по вашему мнению, должна быть будущая профессиональная деятельность, тогда в будущем, увидев, что обещает вам та или иная профессия, вы с легкостью сможете понять подходит она вам или нет.

Этап 8. Изучение содержания будущей профессии

Чтобы глубже узнать содержание будущей профессии, необходимо составить ее профессиограмму и психограмму. Характеристика выбранной профессии.

С помощью СМИ или других источников необходимо дать краткую характеристику профессии или нескольким профессиям (если вы еще не определились) интересующих вас областей.





Этап 9. Определение путей получения профессии и выбор места обучения (Факторы, влияющие на выбор места обучения)

Пути получения профессии зависят от выбранного вами учебного заведения. Допустим, вы решили сначала получить среднее образование по выбранной специальности в колледже, а затем продолжить обучение в вузе по сокращенной программе обучения.

Какие пути получения выбранной профессии вам известны? Какой из них вас привлекает больше всего? Проанализируйте и определите несколько вариантов учебных заведений, где можно получить эту профессию. Выбрав место обучения, рассмотрите варианты ваших дальнейших действий. В случае неудачи при поступлении в намеченное учебное заведение.

На данном этапе вы должны узнать и понять пути получения той или иной профессии, какие учебные заведения, какие экзамены необходимо сдавать и т.д.

Этап 10. Оформление

Готовый проект оформляется в виде последовательных действий. В готовом проекте помещают схемы, рисунки. Обязательна презентация. Защита проекта.





Информационные источники



1. Дегтярева С.В. Все профессии важны, все профессии нужны.// Педсовет. – 2009. – №11. – с. 2-4.

2. Дидактический материал по курсу « Твоя профессиональная карьера»

/Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1998.

3. Митина Л.М. психология развития конкурентноспособной личности.

-М.:МПСИ; Воронеж: НПО « МОДЭК», 2002.

4. Прошицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. М.: Просвещение, 1995

5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение в ранней юности. - М.,1996. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий. Методическое пособие, автор-составитель А.К.Лукина, КрасГУ, 2004.

6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2000.

7. Сеть интернет.