Методическая разработка: «Симфонический оркестр».
Оркестр – это коллектив, содружество музыкантов, исполняющих музыку вместе, одновременно, под руководством дирижера. Дирижер сообщает оркестрантам свое чувствование музыкального произведения через жесты и мимику, добивается красивого, гармоничного звучания оркестра.
Симфонический оркестр – вершина музыкальной мысли человечества. Оркестровая музыка очень интересна и разнообразна: от небольших оркестровых пьес до концертов и симфоний.
Оркестр нужен и для воплощения других музыкальных идей. Он выступает сопровождением выступления хора или певцов-солистов. Без оркестра невозможно представить себе балет или оперу.
Шумовой звук, музыкальный звук, оркестр, дирижер, солист, группы инструментов симфонического оркестра, партитура.
Мы предлагаем вам сейчас ещё раз представить себя на концерте, но уже не в роли зрителя и слушателя, а в роли исполнителя-музыканта. Давайте поразмышляем, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, и какими знаниями и умениями нужно обладать, чтобы играть в оркестре?
Сегодня мы – музыканты оркестра! А что такое – оркестр? Это большой коллектив музыкантов-инструменталистов: скрипачей, альтистов, виолончелистов, флейтистов, трубачей и других. Оркестр – это не просто несколько десятков людей с инструментами в руках, это настоящее содружество музыкантов.
Слово – «Оркестр» пришло к нам из древней Греции. Круглая или полукруглая площадка в греческом театре, называлась «Орхестра». В переводе с греческого языка это означало «место для плясок». Позднее оркестром стали называть коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.
Оркестром руководит дирижер. Он жестами передает музыкантам, когда и как им нужно играть. Чтобы исполняемое музыкальное произведение волновало, восхищало слушателя, музыканты оркестра под руководством дирижера взаимодействуют, чувствуя и понимая музыку, и друг друга. Давайте понаблюдаем, как это происходит. Музыканты играют по нотам. У дирижера - нотная запись для всех инструментов. Она называется – партитура. Дирижер читает все нотные строчки сразу, поскольку отвечает за весь оркестр, за его исполнение.
Одно из самых грандиозных, совершенных изобретений человечества - симфонический оркестр. Для такого оркестра с удовольствием пишут музыку композиторы всех стран и народов.
Симфонический оркестр обладает богатейшими музыкальными возможностями. В его состав входят разнообразные инструменты, которые принято объединять в группы. Музыканты одной группы располагаются на сцене рядом.
Невозможно представить себе симфонический оркестр без группы струнных инструментов. Именно с них началось рождение оркестра. Это скрипки, альты, виолончели, контрабасы. Вы уже поняли, почему они называются струнными?
Не менее значима и группа деревянных духовых инструментов. Очень часто в симфонической музыке ведущая партия или ее элементы поручаются этим инструментам: особенно флейте или всей группе.
Медные духовые придают торжественности, яркости звучанию оркестра. Им тоже поручают и сольные партии. Найдите в сети интернет и послушайте симфоническую музыку с сольной партией трубы или валторны. Например, Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергея Сергеевича Прокофьева. Это очень интересно!
Во многих оркестрах есть ударные музыкальные инструменты. Это барабаны, бубны, трещотки, литавры, тарелки. Для ударных инструментов нотная запись в партитуре может обозначаться ритмическим рисунком. Она называется ритмическая партитура.
Возьмите любые доступные вам ударные инструменты, выберите подходящую строчку ритмической партитуры и украсьте ее звучание своим исполнением. Если у вас нет сейчас ударных инструментов, воспользуйтесь нашими советами. Можно заменить ударные инструменты бытовыми предметами: звякающей связкой ключей, ударами двух ложек или карандашей друг о друга. Можно изготовить самим маракасы, наполнив сухими горошинами или бусинами пустую коробочку. Она будет отлично звучать. Можно заменить ударные инструменты хлопками.
Посмотрите еще раз на ритмическую партитуру, послушайте музыку и подберите подходящую для исполнения нотную строчку или придумайте свой вариант. Представим себя на концерте в оркестре и исполним свою партию в самом лучшем варианте.
Вы уже знаете, что концерт – это не только выступление артистов, но и музыкальное произведение. В переводе с латинского языка, слово концерт означает – состязаться, а в переводе с итальянского – согласие. В чем же секрет? Во время исполнения концерта солист как бы соревнуется с оркестром, но, при этом, он обязательно согласует свою игру со всеми музыкантами оркестра, для того, чтобы передать слушателям содержание музыкального сочинения, замысел композитора.
Послушайте, как это состязание и согласие происходит в Концерте № 1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Во время звучания музыки помогите пианисту исполнить его партию, используя воображаемый рояль или пианино.
Многие ребята думают, что симфонический оркестр исполняет только симфонии и концерты. Это не так. Симфонический оркестр – удивительный музыкальный инструмент, который дарит нам и песни, и танцы, и марши. Послушайте знакомую тебе музыку в исполнении симфонического оркестра и определите ее жанр.
Вы, конечно, узнали изящную танцевальную основу этой музыки. Действительно прозвучал танец. Послушайте еще один музыкальный фрагмент и определите жанр. Жанр песни в этой музыке Людвига ван Бетховена изменялся: сначала мы слышали подражание перекличке птиц, потом мелодия переросла в песню лесной птахи, а затем стала звучать гордо и торжественно, как гимн природе.
Вы уже догадались, что следующим музыкальным примером будет марш. Его подарил миру уже хорошо известный вам композитор – Петр Ильич Чайковский. Этот марш звучит в его балете «Щелкунчик». Конечно, вы уже слышали эту музыку раньше, ведь она популярна во всем мире!
Слушая ее сейчас, представьте себя артистами балета и попробуйте помаршировать под нее, словно исполняя роли персонажей сказки «Щелкунчик» на сцене театра оперы и балета.
Слушая симфоническую музыку в дальнейшем, постарайтесь определять ее настроение, характер, содержание и жанр. И вы убедитесь, что симфоническая музыка, как и всякая другая, способна рассказать нам обо всем на свете!
Итак, сегодня мы побывали на симфоническом концерте. Мы были не только слушателями, но и исполнителями. Мы многое узнали об оркестре и о роли каждого музыканта в нем. Мы научились читать партитуру для оркестра, познакомились с творческим трудом дирижера. Мы узнали по ритмической партитуре, что звуки имеют не только различную высоту, но и разную продолжительность.
Теперь вы знаете состав оркестра, кто им управляет, и как записывается оркестровая партитура.