Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Синтетическая природа фильма и монтаж"»
Синтетическая природа фильма и монтаж
Методическая разработка учителя ИЗО высшей категории МБОУ
«Средняя школа № 50» города Ульяновска
Жалеевой Е.В.
Цель:
- Понимание синтетической природы фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нем, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова.
Задачи:
- Понять природу рождения движущейся картинки;
- Выявить синтез искусств в кино;
- Понять процесс монтажа;
- Понять условность изображения реальности, как её художественное отображение.
Личностные результаты:
- - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты
- Приобретение опыта работы в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
Проверка домашнего задания
Назовите вид фильма
Определите жанр фильма
Актуализация
- Просмотр фильма СНЕГ (короткометражка 5 минут).
- Впечатления. Обсуждение.
- Какими выразительными средствами режиссер добился цели?
- Кадр – это одно деление на киноплёнке или пространство ограниченное рамками экрана.
- План – это масштаб изображения на экране (общий, средний, крупный, сверхкрупный).
- Ракурс – угол «зрения» камеры (верхний, нижний, прямой)
- Монтаж – механическое или логическое соединение кадров (параллельный, перекрёстный, ассоциативный).
- Также к выразительным средствам относятся панорамирование, затемнение, двойная экспозиция
Анализ фильма
1
Идея
Сценарий
2
Препродакшен
3
4
Поиск актёров, локаций и съёмочной группы
5
Поиск техники
6
Кастинг
7
Монтаж и постпродакшен
Анализ фильма
1
список героев
список объектов
2
3
список костюмов
4
список реквизита
5
Новый материал
- Если принять фильм за множество фотографий, то как получается фильм, как кадры выстраиваются в кинофразы, понятые зрителем так, как задумали режиссер и сценарист?
- Монтаж - один из самых главных моментов создания кинокартин.
- «Сборка» — так переводится с французского слово «монтаж»; действительно, кинорежиссер собирает (или монтирует) фильм из различных слагаемых, причем делает это так, чтобы все элементы подхватывали и усиливали его общее звучание, раскрывая авторский замысел.
- Осознанное, подчиненное общему замыслу применение монтажных приемов началось около 1908 г., когда фильмы стали значительно длиннее и потребовалось тщательное обдумывание их композиций. Американские режиссеры Д. У. Гриффит и Т. Инс стали применять монтажные приемы: предварительную раскадровку сценария, параллельное развитие сюжетных линий, чередование крупных и общих планов, быструю смену точек съемки, убыстрение ритма и т. д. Дальнейшую практическую разработку, теоретическое обоснование и эстетическое осмысление принципы монтажа получили в творчестве советских кинематографистов, и прежде всего С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Л. В. Кулешова, Д. Вертова.
Процесс монтажа
- Он имеет несколько этапов:
- монтаж начинается еще перед тем, как будут отсняты самые первые кадры — первым делом определяют, какими планами, с каких точек, с какими эффектами будет снят каждый кадр;
- в процессе проведения уже самих съемок активно используются всевозможные монтажные приемы: наплывы, затемнения, вытеснения и много другое, что позволит потом качественно и быстро соединить кадры;
- весь отснятый материал передают в монтажные цеха. Процессом монтажа руководит режиссер-постановщик. Командой монтажеров отбираются самые удачные дубли, длинные сцены сокращают, последовательность эпизодов изменяют, добиваются полной синхронности картинки и звука;
- окончательно отрабатывается последовательность всего действия, задаются его темп и ритм, формируется система смыслового, звукового, зрительного и ритмического соотношения между всеми кадрами будущего фильма.
Этапы монтажа
- Процесс монтажа в кино осуществляется поэтапно:
- Кинопленка с изображением в позитиве и лента с фонограммой полностью просматриваются и прослушиваются, соединяются куски пленки, создается синхронное единство изображения и звука.
- Отбираются самые лучшие дубли, из них составляют отдельные сцены и сюжеты.
- Все эпизоды просматриваются в последовательности, заданной сюжетным развитием фильма, вставляются титры — название фильма, надписи и подписи.
- Последний этап монтажа заключается в перезаписи фонограмм из всех имеющихся магнитных лент на одну общую.
- Созданный итоговый продукт — фильм, на плёнке с изображением и фонограммой поступает в цех обработки. Здесь изготавливают негатив, печатают контрольный позитив, в котором совмещены на одной пленке и изображение, и фонограмма.
Приемы монтажа
- Существуют различные приемы монтажа: последовательный, аналитический, ассоциативный, параллельный, тематический и другие . Рассмотрим только три основных, которые чаще всего применяются на практике.
- Этот вид монтажа насколько прост, настолько же и часто применяем. Его используют в игровых фильмах, документальных передачах, различных учебных программах. Образ каждого кадра переходит в последующий, таким образом создается последовательность образов и непрерывность повествования.
- Это показ по очереди двух и более действий, образов, которые существуют и происходят одновременно или в разные временный отрезки, в разных местах. Прием параллельного монтажа часто используют в фильмах, в телепередачах, в трансляции прямого эфира.
- Ассоциативный монтаж
- Этот монтаж позволяет «включиться» в повествование с помощью кадров, которые вызывают у зрителя различные образные ассоциации, сравнения.
Запись приемов монтажа в тетрадь
Назовите прием монтажа
Параллельный монтаж
Смешение перспектив нескольких персонажей в одной сцене. Вы берете точки зрения разных персонажей (допустим, один из них гонится за другим) и переходите между ними. Зритель автоматически соединяет их в голове, поскольку наблюдает за происходящим в «реальном времени».
Через плечо (Over the shoulder / O.T.S.) - стандартный план для диалогов. Камера находится позади одного из участников диалога, который обычно занимает около 1/3 пространства кадра. Этот кадр позволяет зрителю понять нахождение в пространстве каждого персонажа, и дает эмоциональное ощущение взгляда на собеседника с позиции участника диалога. Последовательность кадров, снятых через плечо или реверсом, еще называют «восьмеркой» или «крестом» .
Приемы монтажа
- Субъективный монтаж - техника склейки в последовательном монтаже, в которой сначала показывается персонаж, смотрящий в какую-то сторону, и затем мы видим происходящее глазами героя (обзор визуальной перспективы объекта). План глазами героя называется точкой зрения (Point of view / P.O.V.). Монтаж выполняется таким образом, чтобы было четко понятно, чья точка зрения показана.
- Т.е. окружающую обстановку как субъективное переживание человека показывают в той последовательности и ритме, как её видит и переживает персонаж.
Приемы монтажа
- Подобные кадры нужны, чтобы показать окружение, в котором разворачивается действие. С их помощью можно заявить локацию , рассказать зрителю о мире фильма. Но будьте внимательнее и не переусердствуйте — иначе аудитория потеряет интерес.
- Визуальное совпадение — прием, при помощи которого режиссер монтажа может продемонстрировать творческий подход к делу. Нужно взять кадр с каким-то действием, а затем тут же перейти на другую сцену, в которой есть нечто похожее. В качестве референса можете взять один из самых известных примеров: визуальное совпадение в «Лоуренсе Аравийском».
Приемы монтажа
- Ее все знают и любят. Пожалуй, на монтаже ее применяют чаще всего, в частности, в «восьмерках». Она представляет собой продолжение предыдущего кадра с другого ракурса, с помощью нее можно соединить разные кадры. Если вы когда-либо просто соединяли между собой два разных клипа — вы пользовались стандартной склейкой. Она хорошо подходит для ситуаций, когда не требуется сложных решений.
- Косая склейка (J-Cut) Отличный способ соединить два кадра, которые в противном случае друг с другом бы никак не сочетались. Достаточно просто взять аудиодорожку из начала второго клипа и наложить ее на конец первого. Растянув звуковую дорожку налево, вы увидите, что на таймлинии получилось что-то похожее на букву J (отсюда и английское название). Благодаря этому зритель погружается в происходящее еще до того, как следующий кадр появляется на экране.
- Реверс (Reverse shot, countershot / R.S.) - план, в котором показан персонаж, смотрящий на объект, находящийся за экраном. Монтируется с кадром, в котором показан другой персонаж, смотрящий в противоположном направлении. Поскольку персонажи при монтаже показаны обращенными лицом в разных направлениях, создается впечатление, что они смотрят друг на друга. Склейка реверс планов называется «shot-reverse-shot».
Склейка на действии (сutting on action) - одна из техник монтажа, когда монтажер удачно сопоставляет два кадра, сохраняя целостность действия. Хотя два кадра могут быть сняты с разницей в несколько часов, подобная склейка при просмотре фильма создает впечатление целостности во времени. Когда объект в первом кадре начинает действие, а затем в следующем продолжает и заканчивает его, монтажер создает визуальный мост, который не дает зрителю заметить склейку или какие-то ошибки преемственности между кадрами.
Как делать монтаж фильма?
- Протоколирование и монтажная сборка
- Просматривайте и прослушивайте весь материал. Делайте в блокноте заметки о вашей реакции на увиденное, и все идеи, пришедшие вам в голову. Используйте покадровый временной код, чтобы привязать ваши мысли конкретным кадрам, и не глупите, полагая, что вы вспомните эти мысли позже. Для большого проекта первым монтажом будет грубый вариант, составленный из всех кадров, собранных вместе. В этой сборке будет минимальное количество изменений для повествования истории. Данный монтаж позволит получить представление о проекте в целом до того, как вы начнете концентрироваться на деталях.
- ЮТУБ - Видеоурок на тему "Монтаж. Метод анализа фильма. Приемы и правила кино монтажа" часть 3 (лекция).
Первый черновой монтаж
Теперь вы приступаете к черновому монтажу. Взяв одну сцену для обработки, начните работать над всеми дублями, чтобы найти лучший, наиболее приемлемый материал. Сцены могут быть смонтированы в любом порядке, и важно, чтобы каждая сцена "работала" сама по себе. Когда у вас будет хорошая рабочая версия сцены, поменяйте ее в монтажной сборке, тем самым постепенно наращивая весь монтаж в комплексе. Старайтесь сохранять версии вашего монтажа по нескольку раз на день, чтобы иметь в наличии все сделанные записи.
- Во время чернового монтажа следите, чтобы звук и видео были синхронны. Можете начать отключать или удалять ненужные звуки, но не нужно пока накладывать никакого дополнительного аудио. Сырой монтаж можно считать завершенным, когда каждая сцена была индивидуально просмотрена и добавлена в сборку.
- Если у вас будет возможность, возьмите перерыв, если возможно, на ночь, и просмотрите результат монтажа без остановки. После этого возьмите блокнот и начните рецензировать фильм, останавливаясь и делая заметки по необходимым, как вам кажется, изменениям. Для полнометражного фильма этот процесс может затянуться на несколько часов.
Главный монтаж
- Тут мы подходим к процессу точного монтажа. У каждой сцены будут свои индивидуальные проблемы, и теперь все они являются частью единого фильма. Станут очевидны моменты, где сцены взаимозависимы. Эта стадия может оказаться сложной, т.к. некоторые вопросы могут показаться неразрешимыми. Уверенно двигайтесь дальше.
- На этой стадии могут быть внедрены основные звуковые эффекты и музыка. И в комплексе весь монтаж будет разрастаться. Постарайтесь использовать максимум идей, убедитесь, что каждая версия надежно сохранена и при необходимости может быть восстановлена. Тем моментом, когда грубый монтаж становится чистым монтажом, не всегда, но в большинстве случаев, будет тот, когда редактор ощущает, что каждая идея была тщательно испробована.
- Позовите других людей для просмотра вашего чистого монтажа. Свежий взгляд при просмотре фильма позволит выявить те проблемы, которые вы упустили раньше. Придайте особое внимание всем вопросам, которые зададут зрители. Даже вскользь озвученные вопросы могут проявить дыры, которые вы пропустили и безуспешно пытались разрешить.
Финальный (чистовой) монтаж
- Ваша работа не заканчивается, пока несколько новых зрителей не просмотрят ваш материал, и после чего вы доработаете возникшие вопросы. Если возникли серьезные проблемы, с которыми вы ранее никогда не сталкивались, то сейчас самое время, когда вы должны проявить храбрость с материалом и смело начать экспериментировать. Это может означать возврат к грубому монтажу в одной или паре сцен.
- Чистый монтаж сам по себе - процесс выстраивания до идеальной точной картинки в каждом отдельном монтажном материале фильма, получая максимум в каждом действии. Не прекращайте работать на этом уровне детализации, пока не будут успешно разобраны все задачи в фильме. Как только финальный монтаж утверждается, кинофильм считается заблокированным, и уже не вносятся никакие правки. Проект переходит полностью на звуковую обработку, и работа редактора здесь прекращается. Сделайте резервное копирование всех рабочих файлов. Вы выполнили свою работу.
Модерация проекта
- Прошу каждую группу назвать состав участников.
- Пояснить выбор вида кино, которое они хотели бы снять.
- Познакомить со сценарием. Пояснить выбор жанра фильма.
- Познакомить с планом работы, распределением обязанностей.
- Выявить полезность предоставленной информации.
- Повлиял ли на их выбор просмотр фильма «Снег»?
- Чтобы они хотели узнать еще о съемке фильма?
Домашнее задание
- Продолжение работы над проектом «Снимаем сами»
Источник информации
- http://snimifilm.com/
- http://moviesecrets.ru/