СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Скелет нижней конечности"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит информацию о строении скелета нижней конечности. Может быть использована  для проведения практического занятия по дисциплине Анатомия и физиология человека

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Скелет нижней конечности"»


Пояснительная записка


Анатомия и физиология человека являются фундаментальными дисциплинами, составляющими основу теоретической и практической подготовки медицинских специалистов любого уровня. Знание нормального строения и функций органов и систем необходимо для глубокого понимания изменений, происходящих в организме больного человека, что в свою очередь является основой для успешной борьбы за здоровье человека. Знание строения костей таза, размеров таза, нижней конечности необходимы для изучения последующих разделов анатомии (мышц, внутренностей), травматологии, хирургии, акушерства, гинекологии и др. Поэтому, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию и физиологию.

Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения практического занятия по изучению темы «Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей (Строение скелета нижней конечности)».

Задачи методической разработки:

  • определить цель и задачи практического занятия;

  • разработать различные типы заданий, выполняя которые студентам необходимо проявить систему знаний, умений, навыков и личного опыта, обеспечивающих эффективное решение профессиональных задач;

  • разработать обоснованную систему критериев оценки качества выполняемых заданий, систему начисления и подсчета баллов.

В процессе занятия применяются следующие педагогические технологии:

  • информационно – коммуникационные технологии с целью повышения эффективности занятия за счет использования мультимедиа – средств;

  • тестовая технология с целью повышения эффективности контроля знаний, умений, навыков, объективности контроля, развития внимательности, логического мышления студентов;

  • технология обучения в сотрудничестве с целью выработки навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместного поиска и выработки нового знания, освоения нового опыта.

Материал данной методической разработки может быть полезен преподавателям различных учебных дисциплин и междисциплинарных курсов.





Тема: Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей (Строение скелета нижней конечности)

Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: кабинет анатомии и физиологии, основ патологии

Время: 90 мин.

Цели занятия:

  1. Сформировать знания:

  1. виды, строение костей нижней конечности;

  2. соединения костей нижней конечности.

  1. Сформировать умения:

  1. Использовать латинскую терминологию

  2. Показать оси движения в суставах нижней конечности

  3. Показать в атласе, на муляжах кости нижней конечности и их анатомические образования.

  1. Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

Задачи занятия:

Образовательные:

Закрепить и обобщить теоретический материал по вопросам строения костей нижних конечностей и их соединений.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности к выполняемой деятельности, к организации своего рабочего места и правильной организации своей деятельности, привить любовь к профессии.

Развивающие:

Развивать логическое и клиническое мышление, развивать навыки самостоятельной работы, поддерживать устойчивый интерес к предмету.


Межпредметные связи:

ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП.03. Основы патологии

ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятий

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ПМ.03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях


Внутрипредметные связи:

Тема 2.1. Основы цитологии. Клетка

Тема 2.2. Основы гистологии. Классификация тканей. Эпителиальная ткань. Соединительная ткань

Тема 9.1. Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека


Дидактическая база:

Плакат № 27 «Скелет»

Учебный фильм «Скелет нижней конечности»

Презентация «Соединения костей нижней конечности»

Презентация «Контроль знаний. Тема 3.5. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей (Строение скелета нижней конечности)»

Раздаточный материал: рисунки костей нижних конечностей.

Оснащение занятия:

Муляж « Скелет»

Муляжи костей

Мультимедийная установка




Хронокарта практического занятия

  1. Организационный момент 5 мин

  2. Актуализация исходного уровня знаний 15 мин

  3. Практическая часть:

а) демонстративная часть 10 мин

б) самостоятельная работа 15 мин

  1. Итоговый контроль знаний 25 мин

  2. Подведение итогов. Рефлексия 15 мин

  3. Домашнее задание. Внеаудиторная самостоятельная работа 5 мин


Ход практического занятия

1. Организационный момент:

проверка присутствующих, проверка готовности кабинета к уроку, заполнение журнала, наличие у студентов тетрадей для записей, ознакомление с темой, планом и целями занятия.

Мотивация учебной деятельности: знания о морфо-анатомической и физиологической структуре аппарата движения человека, строении костей и их соединениях необходимы при изучении клинических дисциплин, а также в дальнейшей практической деятельности.

2. Актуализация исходного уровня знаний

Фронтальный опрос (Приложение 1)

3. Практическая часть

а) демонстративная часть

Изложение преподавателем нового материала с использованием презентации «Соединения костей таза».

Крестцово-подвздошный сустав – плоский, малоподвижный, парный сустав. Образован ушковидными поверхностями крестца и подвздошной кости. Укреплен связками – передними и задними подвздошно-крестцовыми; межкостным крестцово-подвздошными (срастаются с капсулой сустава), подвздошно-поясничная (от поперечных отростков двух нижних поясничных позвонков к гребню подвздошной кости).

Лобковый симфиз образован симфизиальными поверхностями лобковых костей. Укреплен дугообразной связкой лобка и верхней лобковой связкой. К собственным связкам таза относятся крестцово-бугорная и крестцово-остистая. Они замыкают седалищные вырезки в большое и малое седалищные отверстия, через которые проходят мышцы, сосуды и нервы.

Тазобедренный сустав – чашеобразный. Головка бедренной кости и вертлужная впадина тазовой кости (край вертлужной впадины дополняется хрящевой губой). Внутри сустава круглая связка головки бедра, в которой проходят кровеносные сосуды и нервы. Суставная капсула прочная, укреплена связками (подвздошно–бедренная – выдержит нагрузку до 300кг, препятствуй разгибанию бедра; лобково-бедренная, седалищно – бедренная). Движения – сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращения внутрь и наружу, периферическое.

Коленный сустав – мыщелковый сустав. Сочленяются 3 суставные поверхности костей и надколенника. Сустав укреплён боковыми связками. Внутри сустава мениски – латеральный и медиальный, передняя и задняя крестообразные связки. Движения – сгибание и разгибание, незначительное вращение голени наружу и внутрь.

Межберцовый сустав, в котором сочленяются головка малоберцовой кости с латеральным мыщелком большеберцовой кости. Капсула укрепляется передней и задней связками головки малоберцовой кости. Сустав простой, плоский, многоосный, но движения в суставе ограничены.

Межберцовый синдесмоз соединяет дистальные концы берцовых костей. Этот синдесмоз подкрепляется передней и задней большеберцовыми связками, которые расположены между латеральной лодыжкой и большеберцовой костью.

Голеностопный сустав – блоковидный, укреплён боковыми связками, передней, задней, таранно-малоберцовая и пяточно-малоберцовая, медиальная связками. Движения – подошвенное сгибание и разгибание, небольшие боковые вращения.

Далее один из студентов демонстрирует заранее подготовленное сообщение с использованием презентации «Соединения костей стопы».

Студенты параллельно с изложением нового материала заполняют таблицу «Суставы нижней конечности» в рабочей тетради.

б) самостоятельная работа:

Студенты изучают строение костей нижней конечности на муляжах с использованием плакатов, учебника Анатомия и физиология человека под редакцией Н. И. Федюковича, Атласа нормальной анатомии человека, лекций по анатомии и физиологии человека, раздаточного материала (Приложение 2,3).

Преподаватель в это время осуществляет проверку выполненных заданий в рабочей тетради по данной теме (Приложение 4).

4. Итоговый контроль знаний.

Студенты письменно выполняют следующие задания (Приложение 5):

Задание . Определение кости и его анатомического образования.

Задание . Найдите лишнее. Ответ обоснуйте.

Задание . Определение костей и их образований, повреждение которых имеется на рентгеновских снимках.

Затем выполняют практическое задание – Задание V. Собрать из набора костей правую и левую нижнюю конечность. Студенты должны разделиться на 2 группы. Одна группа собирает правую нижнюю конечность, другая – левую. Действия должны быть обоснованы. Преподаватель в это время проверяет письменные работы студентов (Приложение 6), затем оценивает правильность составления нижних конечностей.



5. Подведение итогов. Рефлексия.

Преподаватель проводит анализ занятия, выставляет оценки (Приложение 7), акцентирует внимание на большинстве допущенных ошибках и разбирает их, отвечает на вопросы студентов, привлекает студентов к подведению итогов пройденного занятия – ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

6. Домашнее задание. Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема 3.5. Морфофункциональная характеристика скелета и аппарата движения нижних конечностей (Мышцы нижних конечностей)

Учебник Анатомия и физиология человека Н.И. Федюкович стр. 154-166.

Внеаудиторная самостоятельная работа:

Заполнение рабочей тетради по данной теме.

Подготовка сообщения с презентацией «Топографические образования нижней конечности».


Список литературы


  1. Анатомия - анатомический атлас человека. Строение человека, скелет, органы, мышечная система, позвоночник, сердце, легкие, половые органы, анатомия человека.: http://www.anatomy.tj/

  2. Анатомия в картинках. Атлас анатомии человека онлайн. Строение человека. / Атлас анатомии человека, анатомия в картинках, онлайн анатомия: http://anatomiya-atlas.ru/

  3. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека. Учебник. 3-е издание. Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2007, - 496 с.

  4. Горелова Л.В., Таюрская И.М. Анатомия в схемах и таблицах. – Ростов н/Д: Феникс, 2006, - 573 с.

  5. Жилов Ю.Д., Назарова Е.Н. физиология человека: учебно-методическое пособие к практическим занятиям по физиологии человека с кратким теоретическим курсом. – М.: САНВИТТА, 2007, 252 с.

  6. Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 кн. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007, 480 с.

  7. Сапин М.Р., Никитюк Д.Б. Анатомия человека (с элементами физиологии): Учебник. – М.: Медицина, 2003. – 432 с.: илл.

  8. Сапин М.Р., Швецов Э.В. Анатомия человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2008, - 368 с.

  9. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2006, - 450 с.

  10. Яковлев В.Н., Есауленко И.Э., Сергиенко А.В. Нормальная физиология в з томах для студентов высш. уч. заведений, М.: Издательский центр «Академия», 2006, - 450 с.





Приложение 1


Фронтальный опрос


  1. Н азовите отделы нижней конечности.












  1. Н азовите кости, образующие тазовый пояс.



  1. Назовите отделы свободной нижней конечности.












  1. Назовите отделы стопы.










  1. Назовите кости свободной нижней конечности.














  1. Назовите кости стопы.









  1. Кости, образующие тазовую кость.













  1. Назовите своды стопы и их функцию.















  1. Назовите отличия мужского и женского таза по следующим признакам:

  1. ширина

  2. высота

  3. расположение крыльев подвздошных костей

  4. расположение мыса

  5. ширина и высота симфиза

  6. величина подлобкового угла

  7. вход в малый таз

  8. форма полости малого таза


  1. Назовите точки опоры стопы.





ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

  1. Скелет пояса нижней конечности и скелет свободной нижней конечности.

  2. 1) 2 тазовые кости
    2) крестец
    3) копчик

  3. 1) бедро
    2) голень
    3) стопа

  4. 1) предплюсна
    2) плюсна
    3) фаланги пальцев

  5. 1) бедренная кость
    2) надколенник
    3) малоберцовая кость
    4) большеберцовая кость

  6. 1) пяточная кость
    2) таранная кость
    3) кубовидная кость
    4) ладьевидная кость
    5) 3 клиновидные кости
    6) плюсневые кости
    7) кости пальцев

  7. 1) подвздошная кость
    2) седалищная кость
    3) лобковая кость

  8. Стопа имеет 5 продольных сводов и 1 поперечный. Все продольные своды (дуги) сзади сходятся на пяточном бугре, а спереди – опираются на головки плюсневых костей. Поперечный свод – это дуга, образованная всеми головками плюсневых костей. Своды выполняют рессорную функцию.

признак

женский таз

мужской таз

  1. ширина

широкий

узкий

  1. высота

короткий

высокий

  1. расположение крыльев подвздошных костей

развернуты в стороны

расположены почти вертикально

  1. расположение мыса

мыс почти не выступает в малый таз

мыс резко выступает вперед

  1. ширина и высота симфиза

низкий и широкий

узкий и высокий

  1. величина подлобкового угла

тупой (90-100о)

острый (70-75о)

  1. вход в малый таз

шире, имеет форму поперечного овала

уже, имеет форму продольного овала

  1. форма полости малого таза

цилиндрическая

воронкообразная


  1. Стопа имеет 3 точки опоры: пяточный бугор сзади и головки I и V плюсневых костей спереди.

Приложение 2


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Уважаемые студенты!

Разделитесь на 2 группы. Используя скелет человека, планшеты, плакаты, учебник Анатомия и физиология человека под редакцией Н. И. Федюковича, Атлас нормальной анатомии человека, лекции по анатомии и физиологии человека, раздаточный материал изучите на муляжах строение костей таза и свободной нижней конечности.

Рассмотрите положение тазовой кости на целом скелете и найдите её три части, которые до 16 лет представлены отдельными костями: подвздошной, лобковой и седалищной. Найдите вертлужную впадину для сочленения с головкой бедра, которая образована сросшимися телами 3-х костей. На крыле спереди и сзади найдите по два выступа – ости, на внутренней поверхности крыла – подвздошную ямку, на наружной (ягодичной) – три шероховатые линии, на задней утолщенной части крыла – ушковидную суставную поверхность для сочленения с крестцом. На седалищной кости выделите тело и ветвь, заканчивающуюся в нижнем отделе утолщением – седалищным бугром. На заднем крае тела найдите выступ – седалищную ость, большую и малую седалищные вырезки. На лобковой кости рассмотрите тело и две ветви: верхнюю и нижнюю, которые вместе с ветвью седалищной кости ограничивают запирательное отверстии. Определите принадлежность тазовой кости к правой или левой половине скелета. Ориентация тазовой кости: вверх направлено крыло подвздошной кости, вниз обращена ветвь седалищной кости, вниз и медиально направлена симфизиальная поверхность, назад обращен седалищный бугор, латерально направлена вертлужная впадина. На подвздошной кости выделите тело и крыло, заканчивающееся гребнем.

Далее перейдите к рассмотрению скелета свободной нижней конечности. На бедренной кости определите концы (проксимальный, дистальный). На проксимальном эпифизе найдите головку, сочленяющуюся с вертлужной впадиной, шейку; вверху и латерально - большой, медиально и сзади - малый вертелы, соединенные спереди межвертельной линией, сзади - одноименным гребнем. На цилиндрическом теле найдите шероховатую линию, делящуюся на медиальную и латеральную губы, которые книзу расходятся, ограничивая подколенную поверхность. На нижнем эпифизе определите медиальный (больший) и латеральный (меньший) мыщелки, соединяющиеся с одноименными суставными поверхностями мыщелков большеберцовой кости, а также надмыщелки, надколенниковую поверхность спереди и межмыщелковую ямку сзади. Определите принадлежность бедренной кости к правой или левой половине скелета. Ориентация бедренной кости: вверх направлена головка бедренной кости, вниз обращены мыщелки, на задней поверхности находится шероховатая линия, медиально направлена ямка головки бедренной кости, латерально обращен большой вертел.

Рассматривая надколенник, выделите в нем основание надколенника, направленное кверху, обращенную вниз верхушку и заднюю суставную поверхность для сочленения с бедренной костью.

На большеберцовой кости найдите медиальный и латеральный мыщелки с суставными поверхностями, межмыщелковое возвышение. Ниже латерального мыщелка определите малоберцовую суставную поверхность для сочленения с головкой одноименной кости, а спереди - бугристость большеберцовой кости для прикрепления сухожилия четырехглавой мышцы бедра. Прощупайте каждый у себя эту бугристость ниже надколенника, а еще ниже - острый передний край трехгранного тела большеберцовой кости. На дистальном эпифизе большеберцовой кости найдите нижнюю суставную поверхность для сочленения с таранной костью» малоберцовую вырезку для соединения с одноименной костью и медиальную лодыжку с суставной поверхностью на ее латеральной стороне. Определите принадлежность большеберцовой кости к правой или левой половине скелета. Ориентация большеберцовой кости: вверх направлены мыщелки большеберцовой кости, вниз и медиально обращена медиальная лодыжка, вперед направлена бугристость большеберцовой кости, на задней поверхности находится линия камбаловидной мышцы.

На малоберцовой кости определите головку, ее суставную поверхность для сочленения с большеберцовой костью, шейку, трехгранное тело, латеральную лодыжку, снабженную суставной поверхностью для соединения с таранной костью. Прощупайте каждый у себя обе лодыжки: медиальную и латеральную, которые отчетливо выступают под кожей и часто подвергаются переломам. Определите принадлежность малоберцовой кости к правой или левой половине скелета. Ориентация малоберцовой кости: вверх направлена головка малоберцовой кости, вниз обращена латеральная лодыжка, назад направлена ямка латеральной лодыжки, медиально обращена суставная поверхность медиальной лодыжки.

После этого рассмотрите скелет стопы с учетом ее функции пере-движения и опоры. Обратите внимание на приподнятость костей медиального края предплюсны по сравнению с латеральным краем, на своры стопы, обращенные выпуклостью кверху, на опору стопы на три точки: сзади - бугор пяточной кости, спереди - головки I и V плюсневых костей. Найдите в предплюсне 7 губчатых костей, расположенных в два ряда: в проксимальном - таранную и пяточную, в дистальном - ладьевидную, кубовидную и 3 клиновидные. Самая большая из костей предплюсны, - это пяточная кость. Затем рассмотрите плюсневые кости, включающие 5 коротких трубчатых костей, и кости пальцев стопы, состоящие из трех фаланг: проксимальной, средней и дистальной, за исключением большого пальца стопы, имеющего две фаланги.


Приложение 3


Раздаточный материал

















Приложение 4

Рабочая тетрадь


Задание 1. Запишите обозначения




























Задание 2. Заполните таблицу «Суставы нижней конечности»


Название

Суставные поверхности

Вид по форме суставных поверхностей

Вид по строению

Оси движения

Крестцово-подвздошный сустав





Тазобедренный сустав





Коленный сустав





Межберцовый сустав





Голеностопный сустав





Таранно-пяточно-ладьевидный сустав образован 2 суставами:





Подтаранный сустав





Таранно – ладьевидный сустав





Пяточно-кубовидный сустав





Предплюсне-плюсневые суставы





Межплюсневые суставы





Плюсне-фаланговые суставы





Межфаланговые суставы стопы





З адание 3. Разгадайте кроссворд


1. Кости скелета стопы.

2. Нижние конечности человека.

3. Самая крупная массивная кость скелета человека.

4. Одна из костей предплюсны.

5. Кость голени.

6. Тазовые кости + крестец =?

7. Кости предплюсны + плюсны + фаланги пальцев = скелет…?

8. Мелкие кости стопы.

9. Кости скелета стопы.

10. Надколенник.

11. Кость скелета стопы.

12. Одна из костей голени.

13. Тазовая кость + …? + тазовая кость.

14. Пояс нижних конечностей.

15. Кость, входящая в состав скелета свободной нижней конечность.



Задание 4. Выберите правильный ответ/ответы. Результаты запишите в таблицу


  1. Назовите, какие кости относятся к поясу нижних конечностей
    А) Бедренная, большеберцовая
    Б) Малоберцовая, тазовая
    В) Тазовые кости.
    Г) Тазовая кость, бедренная
    Д) Тазовая, большеберцовая

  2. Определите, чем образована вертлужная впадина
    А) Крыло подвздошной кости, верхняя ветвь лобковой и ветвь седалищной костей.
    Б) Крыло подвздошной, тело лобковой и ветвь седалищной костей
    В) Тела подвздошной, лобковой и седалищной костей.
    Г) Тело подвздошной, верхняя ветвь лобковой и ветвь седалищной костей
    Д) Тело подвздошной, верхняя ветвь лобковой, тело и ветвь седалищной костей

  3. Назовите анатомические образования наружной поверхности крыла подвздошной кости
    А) Ушковидная поверхность, подвздошная ямка
    Б) Ушковидная поверхность, верхняя, задняя, нижняя ягодичные линии
    В) Передняя, задняя и нижняя ягодичные линии
    Г) Передняя, верхняя ягодичные и дугообразная линии
    Д) Гребень крыла, подвздошная ямка, передняя ягодичные линии

  4. Назовите анатомические образования внутренней поверхности крыла подвздошной кости
    А) Подвздошная ямка, подвздошно-лобковое возвышение, ушковидная поверхность
    Б) Тело подвздошной кости, подвздошная ямка, ушковидная поверхность
    В) Подвздошная ямка, дугообразная линия, ушковидная поверхность, подвздошная бугристость
    Г) Подвздошная ямка, подвздошный гребень, ушковидная поверхность, подвздошная бугристость
    Д) Подвздошная ямка, подвздошный гребень, дугообразная линия, ушковидная поверхность, подвздошная бугристость

  5. Назовите анатомические образования, находящиеся на ветвях лобковых костей
    А) Подвздошно-лобковое возвышение, лобковый бугорок, симфизиальная поверхность
    Б) Лобковый гребень, лобковый бугорок, симфизиальная поверхность, дугообразная линия
    В) Лобковый гребень, лобковый бугорок, симфизиальная поверхность, дугообразная линия, запирательный канал
    Г) Подвздошно-лобковое возвышение, лобковый гребень, симфизиальная поверхность, запирательная щель
    Д) Лобковый гребень, лобковый бугорок, симфизиальная поверхность, запирательная борозда

  6. Назовите анатомические образования седалищной кости
    А) Большая и малая седалищные вырезки, седалищная ость, ушковидная поверхность
    Б) Тело седалищной кости, большая и малая седалищные вырезки, седалищные бугор и ость
    В) Тело седалищной кости, большая и малая седалищные вырезки, дугообразная линия
    Г) Седалищные ость и бугор, малая седалищная вырезка, подвздошно-лобковое возвышение
    Д) Большая и малая седалищные вырезки, седалищные ость и бугор, верхняя и нижняя ветви

  7. Назовите, части, каких костей ограничивают запирательное отверстие
    А) Верхняя ветвь лобковой кости, ветвь седалищной кости, седалищный бугор
    Б) Ветви лобковой кости, тело и ветвь седалищной кости
    В) Ветви лобковой кости, тело и ветвь седалищной кости, вертлужная впадина
    Г) Верхняя и нижняя ветви лобковой кости, ветвь седалищной кости.
    Д) Ветви лобковой и седалищной костей, седалищный бугор, вертлужная впадина

  8. Укажите, какие кости имеют ушковидную суставную поверхность
    А) крестец
    Б) седалищная кость
    В) лобковая кость
    Г) подвздошная кость
    Д) все перечисленное верно

  9. Назовите, какие анатомические образования формируют пограничную линию, разделяющую большой и малый таз
    А) Мыс, верхняя ветвь лобковой кости, симфиз.
    Б) Мыс, подвздошно-лобковое возвышение, симфиза.
    В) Мыс, дугообразная линия, симфиз
    Г) Мыс, дугообразная линия, лобковый гребень, верхний край симфиза
    Д) Мыс, дугообразная линия, подвздошно-лобковое возвышение, лобковый гребень, верхний край симфиза

  10. Ограничивают выход из полости таза:
    А) Верхушка крестца
    Б) Межлобковый диск
    В) Ветвь седалищной кости
    Г) Нижняя ветвь лобковой кости
    Д) Верхняя ветвь лобковой кости

  11. Назовите анатомические образования проксимального эпифиза бедренной кости
    А) Головка, хирургическая шейка, большой и малый бугры, межвертельный гребень, межвертельная борозда
    Б) Головка, шейка, большой и малый вертела, вертельная ямка, межвертельный гребень, ягодичная бугристость
    В) Головка, шейка, большой и малый вертела, вертельная ямка, межвертельная линия, гребенчатая линия
    Г) Головка, шейка, большой и малый вертела, вертельная ямка, межвертельные линия и гребень, ямка головки
    Д) Головка, ямка головки, шейка, большой и малый вертела, вертельная ямка, межвертельный гребень, надмыщелки

  12. Назовите анатомические образования дистального эпифиза бедренной кости
    А) Медиальный и латеральный мыщелки, межмыщелковая ямка, гребешковая линия
    Б) Медиальный и латеральный мыщелки, межмыщелковая ямка, ягодичная бугристость
    В) Медиальный и латеральный мыщелки, межмыщелковая ямка, межмыщелковые бугорки
    Г) Медиальный и латеральный мыщелки и надмыщелки, межмыщелковая ямка, поверхность надколенника, подколенная поверхность
    Д) Медиальный и латеральный мыщелки и надмыщелки, поверхность надколенника, межмыщелковое возвышение

  13. Назовите части и поверхности надколенника
    А) Тело, передняя и задняя поверхности
    Б) Основание, верхушка, передняя и суставная поверхности
    В) Тело, передняя и задняя поверхности, основание, верхушка
    Г) Тело, основание, верхушка, передняя и суставная поверхности
    Д) Тело, основание, латеральная и медиальная суставные поверхности

  14. Назовите части большеберцовой кости
    А) Тело, проксимальный и дистальный концы
    Б) Тело, мыщелки, проксимальный и дистальный концы
    В) Тело, медиальная и латеральная лодыжки
    Г) Тело, медиальная лодыжка, проксимальный и дистальный концы
    Д) Тело, медиальный и дистальный мыщелки, латеральная лодыжка

  15. Какие анатомические образования располагаются на дистальном конце большеберцовой кости
    А) бугристость большеберцовой кости
    Б) медиальная лодыжка
    В) латеральная лодыжка
    Г) медиальный мыщелок
    Д) все перечисленное верно

  16. Какие анатомические образования располагаются на дистальном конце большеберцовой кости?
    А) Бугристость большеберцовой кости
    Б) Медиальная лодыжка
    В) Латеральная лодыжка
    Г) Медиальный и латеральный мыщелки
    Д) Межмыщелковое возвышение

  17. Определите, какие анатомические образования находятся на проксимальном эпифизе малоберцовой кости
    А) Головка, шейка, суставная поверхность головки малоберцовой кости, шиловидный отросток
    Б) Головка, суставная поверхность головки малоберцовой кости, шиловидный отросток, медиальная лодыжка
    В) Головка, шейка, верхушка головки малоберцовой кости, шиловидный отросток
    Г) Головка, суставная поверхность головки малоберцовой кости, верхушка головки
    Д) Головка, шейка, суставная поверхность головки малоберцовой кости

  18. Назовите расположение костей голени по отношению друг к другу
    А) Большеберцовая кость расположена спереди, малоберцовая - сзади
    Б) Большеберцовая кость расположена сзади, малоберцовая - спереди
    В) Большеберцовая кость расположена медиально, малоберцовая - латерально
    Г) Большеберцовая кость расположена латерально, малоберцовая - медиально

  19. Определите, на каких костях находятся лодыжки
    А) Бедренной, локтевой
    Б) Большеберцовой, малоберцовой
    В) Большеберцовой, бедренной
    Г) Малоберцовой, таранной
    Д) Большеберцовой, малоберцовой, таранной

  20. Латеральная лодыжка:
    А) составляет часть большеберцовой кости
    Б) участвует в формировании голеностопного сустава
    В) фиксируется крестообразными связками
    Г) Составляет часть малой берцовой кости
    Д) легко пальпируется

  21. Назовите части стопы
    А) Плюсна, фаланги пальцев, запястье
    Б) Пясть, плюсна, фаланги пальцев
    В) Плюсна, предплюсна, фаланги пальцев
    Г) Предплюсна, плюсна, фаланги пальцев
    Д) Предплюсна, пясть, фаланги пальцев

  22. Определите, к каким костям относятся кости плюсны
    А) Длинные трубчатые
    Б) Короткие трубчатые
    В) Длинные губчатые
    Г) Короткие губчатые
    Д) Смешанные

  23. Укажите, с какими костями соединяются основания плюсневых костей
    А) С проксимальными фалангами пальцев стопы
    Б) С клиновидными и кубовидной
    В) С кубовидной и ладьевидной
    Г) С клиновидными и ладьевидной
    Д) С кубовидной, латеральной клиновидной, ладьевидной

  24. Какие анатомические образования располагаются на пяточной кости?
    А) ладьевидная суставная поверхность
    Б) медиальная лодыжковая поверхность
    В) пяточный бугор
    Г) передняя таранная суставная поверхность
    Д) все перечисленное верно

  25. Какие кости относятся к заднему (проксимальному) ряду костей предплюсны?
    А) кубовидная
    Б) пяточная
    В) ладьевидная
    Г) таранная
    Д) медиальная клиновидная

  26. Какие кости предплюсны образуют дистальный ряд?
    А) Медиальная клиновидная кость
    Б) Ладьевидная кость
    В) Латеральная клиновидная кость
    Г) Кубовидная кость
    Д) Головчатая кость

  27. Какие части имеет таранная кость?
    А) Головка
    Б) Опора таранной кости
    В) Блок
    Г) Тело
    Д) Шейку

  28. Предплюсна состоит из:
    А) Пяти костей
    Б) Шести костей
    В) Семи костей
    Г) Восьми костей
    Д) Девяти костей

  29. Назовите форму тазобедренного сустава
    А) Мыщелковый
    Б) Шаровидный (чашеобразный)
    В) Седловидный
    Г) Цилиндрический
    Д) Эллипсовидный

  30. Какие из характеристик правильны для голеностопного сустава?
    А) Сустав сложный
    Б) Сустав блоковидный
    В) При подошвенном сгибании возможны дополнительные движения
    Г) При разгибании (кверху) возможны движения вокруг вертикальной оси
    Д) Основные связки расположены медиально и латерально

  31. Характеристика коленного сустава:
    А) Образован суставными поверхностями нижних концов берцовых костей и таранной кости
    Б) Образован ушковидными поверхностями подвздошной кости и крестца
    В) Образован симфизиальными поверхностями лобковых костей
    Г) Образован мыщелками бедра и большеберцовой кости и надколенником
    Д) Образован головкой бедра и вертлужной впадиной

  32. В межфаланговых суставах возможны следующие движения:
    А) Сгибание и разгибание
    Б) Сгибание-разгибание, приведение-отведение
    В) Сгибание-разгибание, приведение-отведение; пронация-супинация























ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ


Задание 1. Запишите обозначения.


Строение тазовой кости

  1. подвздошный гребень

  2. верхняя передняя подвздошная ость

  3. нижняя ягодичная линия

  4. нижняя передняя подвздошная ость

  5. вертлужная впадина

  6. запирательное отверстие

  7. седалищный бугор

  8. малая седалищная вырезка

  9. седалищная ость

  10. большая седалищная вырезка

  11. нижняя задняя подвздошная ость

  12. верхняя задняя подвздошная ость

  13. передняя ягодичная линия

  14. задняя ягодичная линия

  15. подвздошная бугристость

  16. ушковидная поверхность

  17. дугообразная линия

  18. тело лобковой кости

  19. тело седалищной кости

  20. ветвь седалищной кости

  21. нижняя ветвь лобковой кости

  22. симфизиальная поверхность

  23. верхняя ветвь лобковой кости

  24. лобковый гребень

  25. тело подвздошной кости

  26. подвздошная ямка

Строение бедренной кости

  1. ямка головки бедренной кости

  2. головка бедренной кости

  3. шейка бедренной кости

  4. малый вертел

  5. большой вертел

  6. медиальный надмыщелок

  7. латеральный надмыщелок

  8. межмыщелковая ямка

  9. медиальный мыщелок

  10. латеральный мыщелок

  11. суставная поверхность для соединения с надколенником и большеберцовой костью



Строение малоберцовой кости

  1. головкой малоберцовой кости

  2. суставная поверхность для соединения с большеберцовой костью

  3. латеральная лодыжка

  4. суставная поверхность для соединения с таранной костью

Строение большеберцовой кости

  1. межмыщелковое возвышение

  2. медиальный мыщелок

  3. латеральный мыщелок

  4. бугристость большеберцовой кости

  5. малоберцовая суставная поверхность

  6. нижняя суставная поверхность для соединения с таранной костью

  7. медиальная лодыжка с суставной поверхностью

  8. малоберцовая вырезка

Строение надколенника

  1. основание

  2. верхушка

  3. передняя поверхность

  4. задняя суставная поверхность

Кости стопы

  1. пяточная кость

  2. таранная кость

  3. кубовидная кость

  4. ладьевидная кость

  5. латеральная, промежуточная и медиальная клиновидные кости

  6. плюсневые кости

  7. фаланги пальцев стопы

Строение плюсневых костей

  1. основание плюсневой кости

  2. тело плюсневой кости

  3. головка плюсневой кости

Строение фаланг пальцев стопы

  1. основание фаланги пальца

  2. тело фаланги пальца

  3. головка фаланги пальца



Задание 2. Заполните таблицу «Суставы нижней конечности»


Название

Суставные поверхности

Вид по форме суставных поверхностей

Вид по строению

Оси движения

Крестцово-подвздошный сустав

Ушковидные поверхности крестца и подвздошной кости

Плоский

Простой

Многоосный, но движения в нем минимальны из-за прочной капсулы, мощных связок и большой конгруэнтности суставных поверхностей.

Тазобедренный сустав

Головка бедренной кости, вертлужная впадина тазовой кости (край вертлужной впадины дополняется хрящевой губой)

Шаровидный

Простой

Многоосный (сагиттальная, вертикальная, фронтальная)

Коленный сустав

Суставные поверхности мыщелков бедренной и большеберцовой костей, надколенника

Мыщелковый

Сложный, комплексный

Двуосный (фронтальная, вертикальная – супинация и пронация голени с небольшой амплитудой, которая увеличивается при согнутой голени в коленном суставе)

Межберцовый сустав

Головка малоберцовой кости, латеральный мыщелок большеберцовой кости

Плоский

Простой

Многоосный, но движения в суставе ограничены

Голеностопный сустав

Суставные поверхности нижних эпифизов обеих берцовых костей, блок таранной кости

Блоковидный

Сложный

Одноосный (фронтальная)

Таранно-пяточно-ладьевидный сустав образован 2 суставами:



Сложный

Одноосный (сагиттальная)

Подтаранный сустав

Задняя пяточная суставная поверхность таранной кости, таранная суставная поверхность пяточной кости.

Цилиндрический

Простой

Одноосный (сагиттальная), малоподвижный

Таранно – ладьевидный сустав

Головка таранной кости, ладьевидная кость.

Шаровидный

Простой

Одноосный (сагиттальная)

Пяточно-кубовидный сустав

Задняя суставная поверхность кубовидной кости, кубовидная суставная поверхность пяточной кости

По форме приближается к седловидному

Простой

Многоосный, с ограниченной амплитудой движений

Предплюсне-плюсневые суставы

Кубовидная, клиновидная кости, основания плюсневых костей

Различают три предплюсне-плюсневых сустава:

  • между медиальной клиновидной и I плюсневой костями;

  • между промежуточной и латеральной клиновидными и II-III плюсневыми костями;

  • между кубовидной и IV-V плюсневыми костями.

Сустав между медиальной клиновидной и I плюсневой костями образован суставными поверхностями, имеющими слабо выраженную седловидную форму, а остальные суставы – плоскими суставными поверхностями


Малоподвижные сустав

Межплюсневые суставы

Обращенные друг к другу суставные поверхности оснований плюсневых костей

Плоские

Простые

Многоосные, с ограниченной амплитудой движения

Плюсне-фаланговые суставы

Головки плюсневых костей и основания проксимальных фаланг пальцев

Шаровидные

Простые

Трехосные (сгибание и разгибание, приведение и отведение и круговые движения пальцев)

Межфаланговые суставы стопы

Данная группа суставов соединяет проксимальные фаланги пальцев с промежуточными, а промежуточные с дистальными.

Блоковидные

Простые

Одноосный (фронтальная)


Задание 3. Разгадайте кроссворд




Задание 4. Выберите правильный ответ/ответы. Результаты запишите в таблицу


  1. В

  1. В

  1. В

  1. Д

  1. Д

  1. Б

  1. Г

  1. А, Г

  1. Д

  1. А В, Г

  1. Г

  1. Г

  1. Б

  1. А

  1. Б

  1. Б

  1. Г

  1. В

  1. Б

  1. Б, Г, Д

  1. Г

  1. Б

  1. Б

  1. В, Г

  1. Б, Г

  1. А, Б, В, Г

  1. А, Г, Д

  1. В

  1. Б

  1. А, Б, В, Д

  1. Г

  1. А








Приложение 5


Итоговый контроль знаний


Задание . Определение кости и ее анатомического образования.










Задание . Найдите лишнее. Ответ обоснуйте



тазовая – бедренная – малоберцовая – плюсневая

кость кость кость кость



бедренная – большеберцовая – малоберцовая – плюсневая

кость кость кость кость



пяточная – таранная – ладьевидная – фаланга пальца

кость кость кость стопы


бедренная – таранная – кубовидная – плюсневая

кость кость кость кость



лобковая кость – надколенник – седалищная кость – подвздошная кость



латеральный мыщелок – латеральная лодыжка – медиальный мыщелок – медиальная лодыжка



головка – шейка – большой вертел – медиальная лодыжка



головка – шейка –основание - тело



Задание . Определение костей и их образований, повреждение которых имеется на рентгеновских снимках



Приложение 6


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ


Задание . Определение кости и его анатомического образования.


  1. вертлужная впадина

  2. запирательное отверстие

  3. подвздошный гребень

  4. верхняя и нижняя передние подвздошные ости

  5. верхняя и нижняя задние подвздошные ости

  6. подвздошная ямка

  7. ушковидная поверхность

  8. подвздошная бугристость

  9. дугообразная линия

  10. передняя ягодичная линия

  11. задняя ягодичная линия

  12. нижняя ягодичная линия

  13. седалищная ость

  14. большая седалищная вырезка

  15. малая седалищная вырезка

  16. седалищный бугор

  17. лобковый гребень

  18. симфизиальная поверхность

  19. головка бедренной кости

  20. шейка бедренной кости

  21. большой вертел

  22. малый вертел

  23. медиальный мыщелок

  24. латеральный мыщелок

  25. латеральный надмыщелок

  26. медиальный надмыщелок

  27. межмыщелковая ямка

  28. суставная поверхность для соединения с надколенником и большеберцовой костью

  29. передняя поверхность

  30. задняя суставная поверхность

  31. основание

  32. верхушка

  33. медиальный мыщелок

  34. латеральный мыщелок

  35. суставная поверхность для соединения с бедренной костью

  36. бугристость большеберцовой кости

  37. медиальная лодыжка

  38. нижняя суставная поверхность для соединения с таранной костью

  39. малоберцовая суставная поверхность

  40. малоберцовая вырезка

  41. головкой малоберцовой кости

  42. суставная поверхность для соединения с большеберцовой костью

  43. латеральная лодыжка

  44. суставная поверхность для соединения с таранной костью

  45. основание плюсневой кости

  46. тело плюсневой кости

  47. головка плюсневой кости

  48. основание фаланги пальца

  49. тело фаланги пальца

  50. головка фаланги пальца



Задание . Решение морфофункциональных задач

  1. тазовая кость, так как она плоская кость, а все остальные трубчатые кости

  2. плюсневая кость, так как она короткая трубчатая кость, а все остальные длинные трубчатые кости

  3. фаланга пальца стопы, так как она трубчатая кость, а все остальные губчатые кости

  4. бедренная кость, так как она не входят в состав стопы

  5. надколенник, так как он не входят в состав тазовой кости

  6. латеральная лодыжка, так как она не является образованием большеберцовой кости

  7. медиальная лодыжка, так как она не является образованием бедренной кости

  8. шейка, так как она не является частью плюсневой кости


Задание . Определение костей, повреждение которых имеется на рентгеновских снимках

  1. Повреждение тазовой кости

  2. Повреждение шейки бедра

  3. Повреждение бедренной кости

  4. Повреждение надколенника

  5. Повреждение большеберцовой кости

  6. Повреждение малоберцовой кости

  7. Повреждение латеральной лодыжки

  8. Повреждение медиальной лодыжки

  9. Повреждение пяточной кости

  10. Повреждение кубовидной кости

  11. Повреждение ладьевидной кости

  12. Повреждение плюсневой кости


Приложение 7

Критерии оценки выполненных заданий


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ


п/п

ФИО студента

Фронтальный опрос

Задание

Задание 

Задание 

Задание V

Всего баллов

Оценка










































































































Оценка ответов при фронтальном опросе и Заданий - : за каждый правильный ответ ставится 1 балл.

Выполнение Задания V оценивается по четырехбальной системе:

3 балла – нижняя конечность собрана правильно, действия полностью обоснованы.

2 балла – нижняя конечность собрана правильно, действия обоснованы не в полной мере.

1 балл – нижняя конечность собрана правильно, но действия не обоснованы.

0 баллов – нижняя конечность собрана неправильно.


Итоговой оценкой является сумма баллов, полученных за все выполненные задания, переведенная в оценку по пятибальной системе:

5 «отлично» – 54-60 баллов (90-100%)

4 «хорошо» - 48-53 балла (80-89%)

3 «удовлетворительно» -35-47 балла (70-79%)

2 «неудовлетворительно» - ↓ 35 баллов (70%)

Критерии оценки заданий в рабочей тетради по данной теме:

«Зачтено» – выполнение всех заданий.

«Не зачтено» – невыполнение заданий.

При получении оценки «Не зачтено» итоговая оценка считается неудовлетворительной.

Студент, подготовивший сообщение, получает 2 оценки: за сообщение и итоговую.

Критерии оценки сообщения:

5 «отлично» – тема сообщения полностью раскрыта, демонстрация сообщения с использованием презентации.

4 «хорошо» – тема сообщения раскрыта не в полной мере, демонстрация сообщения с использованием презентации.

3 «удовлетворительно» – тема сообщения полностью раскрыта, демонстрация сообщения без презентации

2 «неудовлетворительно» – тема сообщения не раскрыта, демонстрация сообщения без презентации.

11