СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 9 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  урок  в образовательной программе 9 класса по русскому языку входит  в  раздел «Сложноподчиненные предложения с разными видами связи» и  является  вторым  уроком. На данном этапе у учащихся создается первичное представление о понятии «неоднородное соподчинение».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 9 класс"»

Сайфутдинова Гузель Рафгатовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский муниципального образования г. Ноябрьск


Аннотация к уроку

Данный урок в образовательной программе 9 класса по русскому языку входит в раздел «Сложноподчиненные предложения с разными видами связи» и является вторым уроком. На данном этапе у учащихся создается первичное представление о понятии «неоднородное соподчинение».


Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»

Цель урока:

  1. познакомить с СПП с неоднородным соподчинением;

  2. закрепить полученные знания о СПП с однородным соподчинением;

  3. тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;

  4. формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.

Форма проведения урока: урок-практикум

Оборудование урока: карточки, опорные схемы, таблица «Типы придаточных»

ХОД УРОКА


I. Оргмомент

II. Постановка темы и цели урока

- Ребята! Мы продолжаем работу над таким понятием, как сложные предложения с несколькими придаточными. Мы с вами узнали о способах подчинения придаточных. Сегодня должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении и уделить внимание неоднородному (или по-другому параллельному) соподчинению.

- Какие цели поставим перед собой?

-Также на уроке повторим тему «Словосочетание»

III. Повторение

1.Разминка

- Что такое словосочетание?

- Какие виды подчинительной связи бывают в слсчт? (согласование, управление, примыкание). Обратите внимание, на партах лежат опорные схемы.

- Что такое согласование?

- Управление?

- Примыкание?

- А сейчас поработаем по цепочке и определим тип связи в словосочетании.

2.Тест

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

1.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ

2.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ

3.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ

4.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

5.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ

6.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА

7.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании БЕССОННЫХ НОЧЕЙ

8.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

9.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании СУБСТРАТ ЖИЗНИ

10.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

11.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОКНОТ

12.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

13.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ

14.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ

15.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ

16.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЖЕНА ДЯДИ

17.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании КОРКУ ХЛЕБА

18.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ЛЮДСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

19.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ

20.Укажите тип связи в подчинительном словосочетании СУМЕРЕЧНЫЕ ЧАСЫ


-Как определяли вид связи?

-На что следует ещё обратить внимание?

3. Работа с предложением

-Внимание на доску.

-Прочитайте предложение (на доске)

В Пензенской области есть место, где родился великий русский поэт и где он провел своё детство.

-Найдите в предложении словосочетание с типом связи согласование и управление

Великий поэт

Провел детство

-Как определили, что это согласование? (задаем вопрос какой?)

-Управление? (задаем вопрос что? В.п.)

-Какой вопрос следует задать при примыкании?

-Прочитайте ещё раз предложение, расставьте знаки препинания.

-Найдите в предложении грамматическую основу?

-Составьте схему предложения

-Какое это предложение?

-Как определили?

-Давайте вспомним алгоритм. Как нужно определять вид соподчинения

Алгоритм №1

1.Прочитать предложение

2.Найти грамматическую основу (3 и более грам. основы)

3.Найти союзы (союзы одинаковые)

4.Задать вопрос от главного к придаточным.

Вопросы одинаковые, придаточные одинаковые, значит СПП с однородным соподчинением


IV. Новая тема

  1. Объяснение темы

Объяснение учителя, чтение теории по учебнику

-Запишем предложение

Когда птичьи голоса стихли, я увидел, что зашёл в тёмную лесную чащу.

-Прочитайте алгоритм и работаем по алгоритму.

Алгоритм №2

1.Прочитать предложение

2.Найти грамматическую основу (3 и более грам. основы)

3.Найти союзы (союзы разные)

4.Задать вопрос от главного к придаточным.

Вопросы разные, придаточные разные, СПП с неоднородным соподчинением

-Составьте схему предложения

-Найдите слсчт с согласованием (лесную чащу, темную чащу, птичьи голоса).


2. Самостоятельная работа (по вариантам)

-Опираясь на алгоритм докажите, что это СПП с параллельным подчинением.

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов).

2. Когда он вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

-Начертите схемы на доске

-Как определяем, что это СПП с неоднородным (параллельным) соподчинением

-Найдите слсчт с управлением (пахнут дымом, вышел на улицу)

V. Закрепление

-Следующее задание выполним для того, чтобы уметь находить СПП с несколькими придаточными среди остальных предложений.

-Найдите среди предложений СПП с несколькими придаточными.

-Спишите предложения.

-Постройте схему предложений, определите тип придаточных.

Задание

1.Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)После обильного обеда ханты спали крепким сном на берегу безымянного, но щедрого на дары залива.

(2)И когда на востоке открыла свои алые веки волчья заря1, раздался где-то в пазухе тайги отдалённый вой, который, усиливаясь, всё приближался.

(3)Первым, услышав протяжный вой, проснулся легкий на сон шаман. (4)Он протёр глаза кожаным рукавом малицы, приложил ладонь, сложенную в трубочку, к уху и прислушался. (5)Доносившийся звук походил на вой лесного дикого волка.


2. Среди предложений 39-45 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(39)Ночью мне приснился Старик Месяц. (40)Он поднялся из-за горизонта, чтобы отдать свой щедрый свет людям Земли, чтобы осветить их пути-дороги, чтобы с помощью своей верной Собаки-спутницы показать, что ожидает их в грядущем. (41)Он был удивительно похож на моего легендарного деда Романа — ведь тот был таким же добрым и щедрым к людям Земли...

(42)Месяц-Старик что-то говорил мне и улыбался. (43)Хорошо так улыбался. (44)Правда, проснувшись утром, я не смог вспомнить его слова. (45)Но улыбка его осталась во мне...


3.Среди предложений 11-15 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(11)И каждый вечер, как только солнце уходило с неба, старик гагара ловил оленя, и семья начинала пировать. (12)У растерзанной кое-как туши дети дрались из-за сладких кусков жира, вырывали друг у друга перья, когтями царапали глаза матери, чтоб она не смела подходить к мясу, пока они не насытятся. (13)К утру от оленя не оставалось и капли крови. (14)А солнце, выйдя утром на небо, думало: «Как честно живут гагары, крови не льют, своим трудом живут». (15) И снова росли стада гагар.

Вывод:

VI. Подведение итогов урока.

- Какие типы придаточных бывают?

- С какими способами подчинения придаточных познакомились?

- Какое подчинение называется неоднородным?

- На что следует ещё обратить внимание?

VII. Д/з.


1 Волчья заря — время, когда волк выходит на охоту.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!