Автор: Занина Ю. П., Бубнова Н.А., г. Норильск
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Заглавная буква в именах собственных. (2 класс. Школа России)
Цель урока: способствовать ознакомлению с собственными и нарицательными именами существительными, создать условия для правописания собственных имен существительных
Задачи: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
II. Чистописание.
– Открываем тетради, записываем число и классная работа.
– Посмотрите на доску, здесь записаны слова:
месяц, Маша, медведь, морковь, Москва, мороз.
– Ребята, что вы видите общего в этих словах?
(Они все начинаются с букв М, м)
– Как вы думаете, какую букву будем сегодня писать?
(М, м)
– Верно, пропишем заглавную и строчную буквы М,м.
III. Актуализация знаний.
Словарная работа:
– Посмотрите ещё раз на наши слова. Как вы думаете, какое слово является лишним? (Маша)
– Почему? (Оно не словарное слово)
– Запишите себе в тетрадь словарные слова, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.
(Дети списывают все слова, кроме слова Маша, подчеркивают буквы, ставят ударение).
– Какой частью речи являются данные слова?
(Именами существительными) – А, что вы знаете об именах существительных?
– Давайте заполним с вами «пирамиду», которая нарисована на доске.
– Имя существительное – это предмет.
–Обозначает предмет, явление, состояние.
–Отвечает на вопрос – Кто? Что?
–Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.
– Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным.
(Одушевленные имена существительные обозначают живые предметы, людей, животных, птиц. Неодушевленные - это остальные имена существительные.)
– Поработаем в парах.
– Распределите данные слова на одушевленные и неодушевленные и запишите в таблицу.
Задание 1.
Одушевленные имена существительные | Неодушевленные имена существительные |
Маша | месяц |
медведь | Москва |
| морковь |
| мороз |
– Сравните свою работу с доской и оцените свою работу. У кого все слова распределены правильно поставьте смайлик с улыбкой, кто допустил ошибки, нарисуйте грустного смайлика.
IV. Целеполагание.
– Мы уже с вами говорили о том, что есть слова, записанные с заглавной буквы, а есть слова, записанные со строчной буквы.
– Как вы думаете почему?
(Это имя и название города)
– Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
– Какие имена существительные пишутся со строчной буквы?
– Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
– Что нового мы должны узнать?
(Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы) – Чему должны научится? (Различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять их в предложении и правильно писать)
– Подумайте и скажите на какой темой мы сегодня будем работать?
(Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных).
V. Открытие новых знаний.
– Именно этим мы сейчас и займемся, сейчас поиграем в игру «Собственное или нарицательное?»
–Приготовьте зеленые и оранжевые сигнальные карточки.
– Внимание на доску, если появляется имя существительное собственное – поднимаем зеленый сигнал, если нарицательное – оранжевый.
– Готовы? Начинаем.
https://learningapps.org/6675028
– Молодцы! Отлично справились!
– Так как же пишутся имена существительные собственные?
(Имена существительные собственные пишутся с заглавной буквы.)
– Имена существительные нарицательные?
(Имена существительные нарицательные пишутся со строчной буквы.)
– А теперь, попробуйте образовать пары слов, которые подходят по смыслу.
– Запишите две пары слов в рабочий лист, в именах собственных подчеркните заглавную букву.
– Проверим!
VI. Физминутка.
– А сейчас, немного отдохнем.
– Ребята, прошу вас встать. Я буду читать текст, если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то топните один раз; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, встаньте прямо, подняв руки вверх.
К Айболиту пришли его друзья: и Таня, и Ваня и старый моряк Робинзон, и свинка Хрю-Хрю, и обезьянка Чичи, и утка Кика, и попугай Карудо, и сова Бумба, и собака Авва, и Тянитолкай... Доктор угостил их мёдом, леденцами и пряниками, а также сладкими плодами.
V. Открытие новых знаний.
– Ребята, собственные имена бывают не только у людей и животных, но и у таких объектов как улица, город, край, река, т.е. у географических объектов.
– В рабочем листе, найдите Задание 2.
– Прочитайте задание. Что нужно сделать?
Работа с текстом:
– Прочитайте текст и заполните таблицу. Обратите внимание, в первый столбик выписываем собственные имена существительные, во второй нарицательные.
Кайеркан - район города Норильска, находится на севере Красноярского края, на юге полуострова Таймыр. История освоения нашего района началась летом 1940 года. Именно в этом году было открыто месторождение угля. Сейчас Кайеркан - современный населенный пункт. В Кайеркане всего 7 улиц. Наша школа расположена на улице Первомайская.
– Проверяем...
Собственные имена существительные | Нарицательные имена существительные |
Кайеркан | район |
Норильск | город |
Красноярский | край |
Таймыр | полуостров |
Первомайская | улица |
| север |
| юг |
| школа |
– Какие слова написали с заглавной буквы? Что они обозначают?
(Географические названия.)
– Как называются эти существительные? (Собственные).
– Слова, записанные нами в первом столбике, называют единичные (т.е. один предмет, который имеет собственное имя) предметы и являются именами собственными.
– Какие слова написали со строчной буквы?
– Как называются эти существительные? (Нарицательные).
– Обратите внимание, на эти слова. Какие предметы они обозначают?
– Слова, написанные во втором столбике, называют (нарицают) однородные (т.е. любые предметы, явления, свойства из множества подобных) предметы и являются именами нарицательными.
– Прочитаем это правило хором:
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, улиц – это собственные имена существительные, например: Пушкин, Таня, Кеша.
Имена собственные существительные пишутся с заглавной (большой) буквы.
Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: девочка, школа, кошка, доброта.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы
VII. Первичное осмысление и закрепление изученного.
– При работе с текстом некоторые из вас допустили ошибки в написании собственных и нарицательных имен существительных, поэтому сейчас мы потренируемся находить ошибки в тексте. Работать будем в группах.
– Вспомним правила работы в группе.
– Итак, открываем ноутбуки.
– Ребята, вам нужно исправить ошибки в тексте.
https://learningapps.org/690488 найди ошибки в тексте
– Читаете текст, обсуждаете в каких словах допущены ошибки.
– Находите слова, написанные с ошибкой, наводите на это слово мышь, выделяете.
– Проверяем….
Петя Воронин и Саша Сорокин – школьники.
Они живут в деревне Добрянка, на улице Новая.
Рядом течёт речка Серебрянка и озеро Белое.
В озере много рыбы.
Саша и дедушка Илья Петрович ходят на рыбалку.
Дедушка поймал щуку, а Саша карасика.
Будет рада кошка Муська.
Петя любит животных.
У Пети есть кошка Мурка, собака Жучка.
Вечером он встречает корову Ночку и бычка Рыжика.
– Проверяем…
– Все ошибки исправили?
– Первая группа…
– Сколько ошибок не увидели?
- Какие имена собственные вам встретились в тексте?
(Географические названия, клички животных, имена людей.)
– Как вы их написали? (С большой буквы.)
– В каких нарицательных именах существительных были допущены ошибки.
– Молодцы! Замечательно поработали в группе.
– А сейчас поработаем самостоятельно, выполните Задание 3.
Самостоятельная работа.
Внимательно прочитай текст. Зачеркни в скобках лишнюю букву в слове. Вставь пропущенные буквы. Запиши предложения.
У меня ж…вёт (П,п)ёс (Б,б)арбос и (С,с)…бака (К,к)нопка. Кроме них у меня ест… (К,к)ошка (М,м)урка и (П,п)опугай (К,к)еша. Нашу дач… сторож…т (О,о)вч…рка (Г,г)ерда.
– Заканчиваем работу, проверяем…
– Кто не допустил ни одной ошибки, ставим на полях оценку «5».
– Кто допустил одну-две ошибки, ставим оценку «4».
– Кто допустил три-пять ошибки, ставим оценку «3».
– Кто ошибся в написании шести и более слов , ставим оценку «2».
– Поднимите руки, кто получил «5»?...........
– Какие существительные относятся именам собственным?
– Какова особенность написания имен существительных собственных?
– Какие существительные относятся именам нарицательным?
– Как пишем нарицательные имена существительные?
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Мы сегодня хорошо поработали, а сейчас вернемся к нашей пирамиде.
– Что мы напишем вместо знака вопроса? Правильно.
(Имена собственные и нарицательные.)
– Какие задачи мы ставили перед собой?
– Справились ли мы с ними?
– На слайде незаконченные предложения, продолжите их:
Сегодня на уроке я узнал …
Мне было интересно…
Мне показались сложными задания…
IX. Домашнее задание
– Ребята, вам нужно заполнить таблицу на заданную букву.
Обратите внимание на образец в табличке.
буква | имя | животное | город | растение | кличка |
С | Саша | слон | Самара | сосна | Смолка |
М | | | | | |
К | | | | | |
Н | | | | | |
Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.
1. Имена существительные собственные называют:
а) любой предмет из множества подобных
б) имена, фамилии, географические названия
2.Нарицательные существительные пишутся:
а) с большой буквы
б) с маленькой буквы
3.В какой строке все слова написаны верно:
а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров
4.В какой строке допущена ошибка:
а) кузнец, петя, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин
Взаимопроверка.
1.б 2. Б 3.б 4. А