СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Собственные и нарицательные имена существительные. 2 класс Школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением информационных технологий - отработка навыков в интерактивной программе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Собственные и нарицательные имена существительные. 2 класс Школа России»

Автор: Занина Ю. П., Бубнова Н.А., г. Норильск

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах собственных. (2 класс. Школа России)

Цель урока: способствовать ознакомлению с собственными и нарицательными именами существительными, создать условия для правописания собственных имен существительных

Задачи: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы. 

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать

II. Чистописание.

– Открываем тетради, записываем число и классная работа.

– Посмотрите на доску, здесь записаны слова:

месяц, Маша, медведь, морковь, Москва, мороз.

– Ребята, что вы видите общего в этих словах?

(Они все начинаются с букв М, м)

– Как вы думаете, какую букву будем сегодня писать?

(М, м)

– Верно, пропишем заглавную и строчную буквы М,м.

III. Актуализация знаний.

Словарная работа:

– Посмотрите ещё раз на наши слова. Как вы думаете, какое слово является лишним? (Маша)

– Почему? (Оно не словарное слово)

– Запишите себе в тетрадь словарные слова, подчеркните орфограммы, поставьте ударение.

(Дети списывают все слова, кроме слова Маша, подчеркивают буквы, ставят ударение).

– Какой частью речи являются данные слова?

(Именами существительными) – А, что вы знаете об именах существительных?

– Давайте заполним с вами «пирамиду», которая нарисована на доске.

Имя существительное – это предмет.

Обозначает предмет, явление, состояние.

Отвечает на вопрос – Кто? Что?

Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные.

– Давайте вспомним, какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным.

(Одушевленные имена существительные обозначают живые предметы, людей, животных, птиц. Неодушевленные - это остальные имена существительные.)

– Поработаем в парах.

– Распределите данные слова на одушевленные и неодушевленные и запишите в таблицу.

Задание 1.

Одушевленные

имена существительные

Неодушевленные

имена существительные

Маша

месяц

медведь

Москва


морковь


мороз



– Сравните свою работу с доской и оцените свою работу. У кого все слова распределены правильно поставьте смайлик с улыбкой, кто допустил ошибки, нарисуйте грустного смайлика.

IV. Целеполагание.

– Мы уже с вами говорили о том, что есть слова, записанные с заглавной буквы, а есть слова, записанные со строчной буквы.

– Как вы думаете почему?

(Это имя и название города)

– Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?

– Какие имена существительные пишутся со строчной буквы?

– Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Что нового мы должны узнать?

(Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы) – Чему должны научится? (Различать собственные и нарицательные имена существительные, употреблять их в предложении и правильно писать)

– Подумайте и скажите на какой темой мы сегодня будем работать?

(Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных).

V. Открытие новых знаний.

– Именно этим мы сейчас и займемся, сейчас поиграем в игру «Собственное или нарицательное?»

–Приготовьте зеленые и оранжевые сигнальные карточки.

– Внимание на доску, если появляется имя существительное собственное – поднимаем зеленый сигнал, если нарицательное – оранжевый.

– Готовы? Начинаем.

https://learningapps.org/6675028

– Молодцы! Отлично справились!

– Так как же пишутся имена существительные собственные?

(Имена существительные собственные пишутся с заглавной буквы.)

– Имена существительные нарицательные?

(Имена существительные нарицательные пишутся со строчной буквы.)

– А теперь, попробуйте образовать пары слов, которые подходят по смыслу.

– Запишите две пары слов в рабочий лист, в именах собственных подчеркните заглавную букву.

– Проверим!

VI. Физминутка.

– А сейчас, немного отдохнем.

– Ребята, прошу вас встать. Я буду читать текст, если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то топните один раз; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, встаньте прямо, подняв руки вверх.

К Айболиту пришли его друзья: и Таня, и Ваня и старый моряк Робинзон, и свинка Хрю-Хрю, и обезьянка Чичи, и утка Кика, и попугай Карудо, и сова Бумба, и собака Авва, и Тянитолкай... Доктор угостил их мёдом, леденцами и пряниками, а также сладкими плодами.

V. Открытие новых знаний.

– Ребята, собственные имена бывают не только у людей и животных, но и у таких объектов как улица, город, край, река, т.е. у географических объектов.

– В рабочем листе, найдите Задание 2.

– Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Работа с текстом:

Прочитайте текст и заполните таблицу. Обратите внимание, в первый столбик выписываем собственные имена существительные, во второй нарицательные.

Кайеркан - район города Норильска, находится на севере Красноярского края, на юге полуострова Таймыр. История освоения нашего района началась летом 1940 года. Именно в этом году было открыто месторождение угля. Сейчас Кайеркан - современный населенный пункт. В Кайеркане всего 7 улиц. Наша школа расположена на улице Первомайская.

– Проверяем...

Собственные

имена существительные

Нарицательные

имена существительные

Кайеркан

район

Норильск

город

Красноярский

край

Таймыр

полуостров

Первомайская

улица


север


юг


школа

– Какие слова написали с заглавной буквы? Что они обозначают?

(Географические названия.)

– Как называются эти существительные? (Собственные).

– Слова, записанные нами в первом столбике, называют единичные (т.е. один предмет, который имеет собственное имя) предметы и являются именами собственными.

– Какие слова написали со строчной буквы?

– Как называются эти существительные? (Нарицательные).

Обратите внимание, на эти слова. Какие предметы они обозначают?

– Слова, написанные во втором столбике, называют (нарицают) однородные (т.е. любые предметы, явления, свойства из множества подобных) предметы и являются именами нарицательными.

– Прочитаем это правило хором:

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, улиц – это собственные имена существительные, например: Пушкин, Таня, Кеша.

Имена собственные существительные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называют (нарицают) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: девочка, школа, кошка, доброта.

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы


VII. Первичное осмысление и закрепление изученного.

– При работе с текстом некоторые из вас допустили ошибки в написании собственных и нарицательных имен существительных, поэтому сейчас мы потренируемся находить ошибки в тексте. Работать будем в группах.

– Вспомним правила работы в группе.

– Итак, открываем ноутбуки.

Ребята, вам нужно исправить ошибки в тексте.

https://learningapps.org/690488 найди ошибки в тексте

– Читаете текст, обсуждаете в каких словах допущены ошибки.

– Находите слова, написанные с ошибкой, наводите на это слово мышь, выделяете.

– Проверяем….

Петя Воронин и Саша Сорокин – школьники.

Они живут в деревне Добрянка, на улице Новая.

Рядом течёт речка Серебрянка и озеро Белое.

В озере много рыбы.

Саша и дедушка Илья Петрович ходят на рыбалку.

Дедушка поймал щуку, а Саша карасика.

Будет рада кошка Муська.

Петя любит животных.

У Пети есть кошка Мурка, собака Жучка.

Вечером он встречает корову Ночку и бычка Рыжика.

– Проверяем…

– Все ошибки исправили?

– Первая группа…

– Сколько ошибок не увидели?

- Какие имена собственные вам встретились в тексте?

(Географические названия, клички животных, имена людей.)

– Как вы их написали? (С большой буквы.)

В каких нарицательных именах существительных были допущены ошибки.

– Молодцы! Замечательно поработали в группе.

– А сейчас поработаем самостоятельно, выполните Задание 3.


Самостоятельная работа.

Внимательно прочитай текст. Зачеркни в скобках лишнюю букву в слове. Вставь пропущенные буквы. Запиши предложения.

У меня ж…вёт (П,п)ёс (Б,б)арбос и (С,с)…бака (К,к)нопка. Кроме них у меня ест… (К,к)ошка (М,м)урка и (П,п)опугай (К,к)еша. Нашу дач… сторож…т (О,о)вч…рка (Г,г)ерда.

– Заканчиваем работу, проверяем…

– Кто не допустил ни одной ошибки, ставим на полях оценку «5».

– Кто допустил одну-две ошибки, ставим оценку «4».

– Кто допустил три-пять ошибки, ставим оценку «3».

– Кто ошибся в написании шести и более слов , ставим оценку «2».

– Поднимите руки, кто получил «5»?...........

– Какие существительные относятся именам собственным?

– Какова особенность написания имен существительных собственных?

– Какие существительные относятся именам нарицательным?

– Как пишем нарицательные имена существительные?


VIII. Итог урока. Рефлексия.

– Мы сегодня хорошо поработали, а сейчас вернемся к нашей пирамиде.

– Что мы напишем вместо знака вопроса? Правильно.

(Имена собственные и нарицательные.)

– Какие задачи мы ставили перед собой?

– Справились ли мы с ними?

– На слайде незаконченные предложения, продолжите их:


Сегодня на уроке я узнал …

Мне было интересно…

Мне показались сложными задания…


IX. Домашнее задание

Ребята, вам нужно заполнить таблицу на заданную букву.

Обратите внимание на образец в табличке.

буква

имя

животное

город

растение

кличка

С

Саша

слон

Самара

сосна

Смолка

М






К






Н














Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке.

1. Имена существительные собственные называют:

а) любой предмет из множества подобных

б) имена, фамилии, географические названия

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, петя, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1.б 2. Б 3.б 4. А