22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
имени МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРИ ВНЕДРЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»
2019 г.
Методическая разработка «Совершенствование профессиональных компетенций преподавателя при внедрении в образовательный процесс новых форм работы конференции на примере экономических дисциплин». ГПОУ «ДКТД» ДонНУЭТ. – Донецк, 2019.
Разработчик:
1. Семён-Оглу Т.Д., преподаватель экономических дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий колледж технологий и дизайна» государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории.
Методическая разработка содержит методику подготовки и проведения конференций, а также материалы по опыту использования различных форм конференций по дисциплине «Экономика организации».
Рецензенты:
1. Л.Д. Деньченко, преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», специалист высшей категории.
2. Иванова А.Н., преподаватель экономических дисциплин Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий колледж технологий и дизайна» государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории.
Одобрена и рекомендована с целью
практического применения цикловой
комиссией технико-экономических дисциплин
протокол № от « _____ » ______2019 г.
Председатель ЦК ________ В.А. Хасанова
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1. | Теоретические основы применения занятий-конференций | 5 |
1.1 | Понятие и значение занятия-конференции как формы учебной деятельности | 5 |
1.2 | Виды учебных конференций | 8 |
1.3 | Методика проведения занятия-конференции | 11 |
2. | Опыт проведения занятий-конференций по дисциплине «Экономика организации» | 17 |
2.1 | Занятие-конференция на тему «Антикризисная деятельность организации» | 17 |
2.2 | Конференция на тему «Актуальные проблемы экономики» | 18 |
2.3 | Круглый стол на тему «Организация заработной платы на предприятиях разных отраслей народного хозяйства: современные тенденции» | 21 |
3. | Выводы и рекомендации по повышению эффективности подготовки и проведения занятия-конференции | 24 |
Список использованных источников | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Организованное обучение и воспитание осуществляются в рамках той или иной педагогической системы, имеют определенное организационное оформление. Основными элементами этого оформления являются формы и методы организации учебной деятельности. Форма учебной деятельности представляет собой набор определенных действий преподавателя по отношению к студенту, ученику для получения педагогически запланированного результата. Среди основных форм учебной деятельности в колледже, как и других образовательных учреждениях, выделяют: лекцию, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференцию, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.
Форма проведения занятия выбирается в зависимости от целей, задач, методов, стандартов образования. Понимание сущности форм учебной деятельности позволяет преподавателю правильно подготовиться к занятию и наиболее успешно освоить требования рабочих программ по различным дисциплинам.
Задача развития творческой активности студентов, формирования у них умения самостоятельно приобретать и применять знания лежит в основе практических всех современных образовательных технологий. Решение этой задачи находит свое выражение в совершенствовании методов обучения и развитии форм организации учебной деятельности путем применения занятий-конференций. Они позволяют, в сочетании с учебными занятиями, эффективно развивать мышление студентов, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других. Проведение учебных конференций способствует приобретению у студентов навыка самостоятельной работы с учебной и научно-популярной литературой. Всё это подтверждает актуальность темы методической разработки.
Цель разработки: обобщить опыт проведения занятий-конференций по дисциплине «Экономика организация», подготовить рекомендации по повышению эффективности их подготовки и проведения.
Задачи методической разработки:
- рассмотреть понятие и значение занятия-конференции как формы учебной деятельности;
- охарактеризовать виды учебных конференций;
- представить методику проведения занятия-конференции на примере отдельных тем дисциплины «Экономика организации»;
- подготовить рекомендации по повышению эффективности подготовки и проведения занятия-конференции.
Объект исследования: формы учебной деятельности в колледже.
Предмет исследования: методика проведения занятия-конференции по дисциплине «Экономика организации».
При подготовке методической разработки работы были изучены труды российских ученых-педагогов: Пилипец Л.В., Абышевой Н.Ю., Раскалинос В. Н., Калиниченко Э.Б., Захаровой С.А., Акчурина С.В., касающиеся применения учебных конференций, семинаров-конференций в образовательном процессе, подготовки круглых столов; использованы материалы из сети Интернет, а также авторские методические разработки по проведению занятий-конференций по дисциплине «Экономика организации».
1. Теоретические основы применения занятий-конференций
1.1 Понятие и значение занятия-конференции как формы учебной деятельности
Существует множество различных определений слова «конференция». Приведем несколько примеров.
1) Значение слова «конференция» согласно толковому словарю Т.Ф. Ефремовой: «Конференция - собрание, совещание представителей правительств, партийных, общественных, научных и т.п. организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов».
2) Значение слова «конференция» по толковому словарю С.И. Ожегова: «Конференция - большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп».
3) Значение слова «конференция» в Энциклопедическом словаре: «Конференция - (ср. век. лат. conferentia - от лат. confero - собираю в одно место); 1) собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения определенных вопросов. 2) В России до 1917 - ученый совет при военных академиях».
4) Значение слова «конференция» по Бизнес-словарю: «Конференция (от лат. confero - «собираю в одно место») - форма организации научной деятельности, при которой исследователи (учёные, студенты, представители компаний) представляют и обсуждают свои работы».
Можно сделать вывод что, «конференция» - это собрание каких-либо организаций, групп, а также отдельных специалистов, ученых для обсуждения определенных (часто теоретических) вопросов.
Конференция - форма учебного процесса, связанная с публичными выступлениями студентов и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением. Конференции дают возможность для самостоятельной творческой деятельности студента в процессе подготовки своего публичного выступления. При проведении конференции студент может проявить себя, узнать новое, более глубоко разобраться в уже изученном материале. Проведение конференций часто используется для дополнительного образования и расширения научной деятельности студентов и преподавателей.
В сочетании с учебными занятиями конференции позволяют эффективно развивать мышление студентов, в т. ч., экономическое, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других. Проведение учебных конференций способствует приобретению у студентов навыка самостоятельной работы с учебной, нормативной, научно-популярной литературой.
Конференция объединяет, как правило, выступления нескольких докладчиков перед аудиторией, имеющей примерно равные с докладчиком опыт и знания. Задача конференции – ознакомление (не обучение) слушателей с новыми идеями, мнениями, разработками. В ходе конференции возможно обсуждение представленных сведений, активное участие в ходе занятия нескольких слушателей.
Каждое выступление на конференции представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной темы. Совокупность представленных текстов позволяет всесторонне осветить очерченные проблемы и наметить пути их решения. В конце конференции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Главное в конференции - свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Конференция по своим особенностям близка семинару и является его развитием, поэтому методика проведения конференций сходна с методикой проведения семинаров. Требования к подготовке рефератов и докладов для конференции значительно выше, чем для семинаров, так как их используют как средство формирования у обучаемых опыта творческой деятельности и предусматривают нарастание трудностей в самом содержании заданий.
По сравнению с традиционными семинарами и тренингами конференция имеет ряд преимуществ. Самое важное из преимуществ в том, что выступление участников на похожие темы позволяет рассмотреть вопрос с нескольких сторон, исчезает однобокость подачи материала; конференция позволяет услышать различные подходы к решению одной и той же задачи.
Цели, которые преследует занятие-конференция, довольно многообразны.
Перечислим некоторые из них.
а) Предметные результаты:
повторить пройденный курс, расширить представления, углубить знания по определённой теме дисциплины;
повысить интерес к дисциплине;
отработать навыки работы со специальной литературой.
б) Метапредметные умения и навыки:
научить осуществлять поиск информации по дополнительным источникам;
тренировать формирование умения анализировать и классифицировать информацию, выбирать из массива информации главное;
в) Личностные результаты:
напомнить о необходимости уважения к собеседнику и формировать данное качество личности;
тренировать умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
обучить навыкам публичного выступления перед большим количеством людей.
1.2 Виды учебных конференций
Как правило, а колледже применяют три вида учебных научных конференций: научно-теоретическая, научно-практическая, научно-техническая.
Научно-теоретическая конференция – предполагает обсуждение новых разработок, исследований, открытий, изучение статистических данных и т.д.
Научно-практическая. Выступающие строят свои доклады, основываясь на личных наблюдениях, исследованиях по обсуждаемой теме или на исследованиях своих коллег.
Научно-техническая конференция - это своего рода деловое общение студентов и преподавателей с представителями компаний, предприятий.
1) Учебная конференция – форма контроля и оценки исследовательской работы студентов.
Конференцию часто сочетают с другими формами дополнительного образования, что позволяет повысить эффективность занятий, которые требуют использования разных методов преподавания:
2) Конференция-лекция (проводят в виде научно-практического занятия, содержащего защиту докладов, выступления с рефератами; обязательные этапы – подведение итогов, уточнение информации, вопросы слушателей);
3) Конференция-семинар (сочетает признаки обеих форм: обсуждение поставленной проблемы/вопроса и практический компонент);
4) Конференция-мастер-класс (в процессе используют разные методы и формы преподавания: лекция, тренинг, мастер-класс). Благодаря такому формату занятий слушатели получают новые знания, возможность профессионального развития, анализа опыта в определенной сфере, практической отработки навыков, реализации творческого потенциала. Темы могут быть самые разные, например: «Актуальные вопросы психологического здоровья современного общества», «PR в Интернете».
5) Лекция-пресс-конференция - проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.
Конференции могут проводиться и в других форматах, как в сфере образования, так и иных видах деятельности, например:
1) Видеоконференция, интернет-конференция. Связь между участниками достигается благодаря информационным технологиям в режиме реального времени с использованием аудио-, и видеоаппаратуры. Является эффективным средством оперативной связи, решения срочных вопросов, дистанционной встречи. Широко используется в сфере удаленного образования и телемедицины.
2) Бизнес-конференция. Встреча нацелена на обсуждение результатов сотрудничества в бизнес-сфере, проблем в процессе производства, путей их решения. Конференцию проводят с использованием специального оборудования: системы синхронного перевода, проекторов и экранов.
3) Пресс-конференция. Ее цель: встреча представителей прессы с руководителями и сотрудниками организаций/компаний, официальными представителями государственных структур или известными персонами. Как правило, обсуждается актуальная проблема, спорный вопрос или информация по определенной теме. Встреча характерна тем, что информацию слушатель получает, как говорят, «из первых рук», что позволяет уточнить версию или проверить сведения непосредственно у первоисточника.
4) Конференц-связь, селекторное совещание. Дает возможность одновременно общаться трем и более людям. Этот вид конференции примечателен использованием телефонной связи как средства общения, что позволяет решить проблему или обсудить важные производственные вопросы без реальной встречи. Также конференц-связь экономит время, деньги и позволяет оперативно реагировать на изменения в экономике и производственных технологиях [3].
5) Международная конференция. Организовывается для встречи представителей разных государств с целью обсуждения общих вопросов, разработки и принятия документов. Существует несколько видов таких встреч:
- созыв в рамках или вне рамок международных организаций;
- универсальные и региональные конференции;
- встречи высших руководителей государств;
- конференции послов, министров иностранных дел и т.д.
6) Конференция в контексте дополнительного образования. Классический формат проведения конференции дает возможность проанализировать доклады выступающих, поделиться профессиональным опытом, повысить свою квалификацию. После регистрации участников и ознакомления с программой, организаторы открывают мероприятие. Иногда презентация и защита работ, обсуждаемых вопросов структурируется по определенному признаку: тема, форма проведения. Обычно после конференции устраивают фуршет (или делают перерыв в середине – кофе-брейк). Если присутствуют гости из других стран, им могут предложить обзорную экскурсию по городу, в котором проводится встреча.
Одной из самых эффективных форм дистанционного обучения является телеконференция. Организовывают ее, как правило, через рассылку и сообщения электронной почты. Учебные телеконференции реализуют те же педагогические задания, что и занятие классического формата.
Все популярней в сфере образования становится проведение интернет-конференций. Участнику не нужно никуда ехать, платить за дорогу и проживание. Нужно только подать заявку, при желании предоставить исследовательскую работу, в соответствии с условиями организаторов, а также в нужное время выйти на связь.
Можно сделать вывод о том, что конференции позволяют не просто обсудить новые технологии или наболевшие проблемы, но и поделиться своим вариантом решения насущного вопроса со всеми, кто интересуется данной тематикой.
Одним из современных популярных форматов проведения научных конференций являются круглые столы. По сути, круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек. В практике преподавания экономики организации я также использую и эту форму проведения занятий.
1.3 Методика проведения занятия-конференции
В своей деятельности я практикую проведение конференций как активный метод освоения студентами экономических знаний. Использую их:
- во-первых, в качестве формы проведения занятий по учебной дисциплине «Экономика организации», чаще всего - на заключительных занятиях по изучению определенной темы, или при изучении новой, объемной темы, выдавая задания студентам «на опережение» (например, «Антикризисная деятельность предприятия»);
- во-вторых, провожу конференции как внеаудиторные мероприятия в рамках Недели экономических дисциплин (например, круглый стол «Организация заработной платы на предприятиях разных отраслей народного хозяйства: современные тенденции», конференция «Актуальные проблемы экономики»).
Рассмотрим методику подготовки и проведения учебной конференции.
Учебная конференция как форма учебной деятельности имеет довольно много общих точек соприкосновения с занятием, хотя и характеризуется некоторыми особенностями. Такого рода конференции проводят по расписанию как занятия, групповая работа группы сочетается с индивидуальной работой студентов, руководящая роль во время учебно-воспитательного процесса сохраняется за преподавателем [1].
Отличие учебных конференций заключается в том, что все новые знания студентами получены из различных экономических научно-литературных источников, законодательной и нормативной базы, а также интернет-ресурсов, соответствущих заявленной теме конференции, и из докладов, с которыми выступают на конференции другие студенты. Роль преподавателя заключается в организации выступлений студентов, обсуждении их докладов, а также внесении дополнений и уточнений в том случае, если это не сделано самими студентами во время прений по теме выступления. Преподаватель обобщает результаты конференции, оценивая работу каждого выступившего на конференции с докладом и группы в целом, не обходя вниманием и отдельных студентов, вносивших дополнения к выступлениям.
Каждая учебная конференция обладает образовательным значением. В процессе подготовки к ним каждый участник приобретает навыки и умения. Они связаны с самостоятельной работой и информационными источниками, их анализом и обобщением, приобретением опыта публичного выступления, направленного на овладение правильной научной речью, и пр. Все это способствует выявлению профессиональных склонностей и интеллектуальных способностей студентов, развитию у них интереса к различным научным знаниям, что имеет положительное значение в развитии инициативы, активности и самостоятельности, в воспитании у них чувства ответственности перед группой. Такая форма работы требует от студентов определенных знаний, умений и навыков, прежде всего - самостоятельной работы.
При определении тематики учебных конференций необходимо исходить из педагогического анализа особенностей конференции как формы организации учебных занятий и психологического анализа особенностей и значения первичного восприятия учебно-познавательного материала.
Следовательно, на учебную конференцию нецелесообразно выносить первичное изучение каких-либо очень сложных вопросов, законов и теорий. Не следует на них выносить также материал, связанный с первичным формированием понятий, лучше рассмотреть их на обычном занятии. На учебных конференциях целесообразно обращать внимание на более «широкие» и обширные вопросы. В этом и заключается значение любой учебной конференции - происходят уточнение и конкретизация уже изученных на занятиях понятий, систематизация и обобщение знаний обучающихся.
Особенность проведения студенческих учебных конференций состоит в том, что преподаватель, решивший провести учебную конференцию, перед ее проведением должен сформировать у студентов умения и навыки в работе с информационными источниками:
- студенты должны понимать смысл читаемого текста, уметь выделять в тексте основное;
- самостоятельно анализировать материал, выявлять причинно-следственные связи;
- использовать схемы, таблицы, графики, рисунки во время выступления (подготовки презентации);
- логично и последовательно излагать проанализированный материал своими словами;
- правильно оформлять использованные источники и пр. [4].
При организации самостоятельной работы студентов с учебной и дополнительной литературой исключительное значение имеет четкая постановка задач работы, разъяснение цели, с которой она предлагается.
При подготовке к конференции преподаватель:
1) определяет ее задачи, круг обсуждаемых вопросов, время проведения;
подбирает основную литературу;
2) распределяет темы докладов между участниками; инструктирует их о главных этапах работы;
3) консультирует студентов по ходу подготовки докладов и проверяет их готовность (важно, чтобы доклады не были простым пересказом).
С планом конференции и списком рекомендуемой литературы студентов знакомят заранее. Наряду с выдачей индивидуальных заданий всем студентам, преподаватель знакомит их с темой конференции - это важное условие активного участия студентов в конференции, так как она не должна сводиться лишь к прослушиванию докладов. Задача преподавателя - вовлечь всех в работу: в обсуждение сообщений, и если это необходимо - выполнение записей, ответы на контрольные вопросы.
На каждое сообщение отводят 6-7 минут. К конференции студенты готовят демонстрационные программы, материалы и презентации.
Работа обучающихся на занятии-конференции оценивается по ряду критериев:
– содержание доклада: научность, доступность материала, композиция доклада, использование и обоснование базовых понятий, завершенность рассмотрения заявленных вопросов;
– изложение материала: свободное владение материалом, аргументированность при разъяснении терминов, логичность и уместность выводов;
– достижение целей доклада: соответствие содержания выступления заявленным целям и усвоение данного содержания слушателями;
– взаимодействие с аудиторией: управление вниманием слушателей, в том числе ответы на вопросы, уместные шутки, риторические вопросы.
Таким образом, учебная конференция представляет собой одну из перспективных активных форм организации учебного процесса. Ее главная цель - развитие личности. Студенты приобретают функциональные навыки исследования, происходит развитие способностей к исследовательскому типу мышления. При получении субъективно новых знаний происходит активизация личностной позиции студентов в образовательном процессе.
Представленная модель учебной конференции направлена на создание условий, при выполнении которых такая форма организации учебного процесса способствует развитию творческого, исследовательского потенциала студентов (рис. 1) [1].
Рис. 1- Модель учебной конференции
Данная модель направлена на повышение интереса к учебной дисциплине, качества знаний, развитие мышления студентов. Она состоит из трех этапов и представлена готовностью преподавателя и студентов к обучению, структурой предъявления и выполнения работы по подготовке сообщений, докладов, приемами их выполнения, а также существующими между элементами учебного процесса связями. Условное название этапов: подготовительный, реализации, рефлексивно-оценочный.
Первый этап - подготовительный - характеризуется готовностью преподавателя и студентов к проведению и участию в конференции. Реализация данной цели осуществляется путем анализа учебного материала; определения целей; разработки тем докладов; разработки плана занятия; выбора места и времени проведения конференции; подготовки дидактического материала; поиска и составления вопросов, заданий и списка литературы для студентов.
Реализующий – второй этап. Со стороны преподавателя характеризуется способами предъявления учебного материала; структурой деятельности при подготовке выступлений. Со стороны студентов: способами реализации предъявления материала; структурой деятельности при выступлении.
Рефлексивно-оценочный этап со стороны преподавателя характеризуется анализом и оценкой результата обучения со стороны преподавателя (планирование способов проверки выступлений, обнаружение и определение способов исправления ошибок, консультации и пр.) и рефлексией со стороны студентов. Результатом такого обучения является повышение интереса к учебной дисциплине, повышение качества знаний, развитие мышления.
Таким образом, учебная конференция способствует активности и самостоятельности учащихся в обучении. Они приобретают навыки предъявления результата интеллектуальной деятельности в виде публикации, выступления, доклада. Все это способствует становлению будущего исследователя. В то же время учебная конференция предоставляет возможность приобрести навыки ведения дискуссии и публичного выступления. Учебно-воспитательное значение таких занятий помогает увидеть студентам результаты своей работы. Преимущество учебных конференций заключается в развитии коммуникативных компетенций студентов, мышления, в формировании исследовательской культуры. В то же время подготовка и проведение учебных конференций дает возможность профессионального роста преподавателя [1].
2. Опыт проведения занятий-конференций по дисциплине «Экономика организации»
2.1 Занятие-конференция на тему «Антикризисная деятельность организации»
Тема «Антикризисная деятельность организации» по дисциплине «Экономика организации» является достаточно обширной, а календарным планом на неё отводится всего три часа. Именно это обстоятельство обусловило проведение данного занятия в виде конференции.
Были сформулированы цели занятия-конференции:
- изучить сущность и цели экономической безопасности организации;
- рассмотреть задачи и виды реструктуризации предприятий;
- раскрыть понятие, причины, типы и виды банкротства предприятий;
- охарактеризовать сущность санации предприятий;
- рассмотреть процедуру ликвидации предприятий;
- ознакомиться с методиками диагностики банкротства;
- сделать выводы о взаимосвязи изученных вопросов.
План конференции предусматривал выступления студентов с докладами-презентациями по следующим вопросам:
1. Экономическая безопасность организации
2. Реструктуризация предприятий
3. Банкротство предприятий
4. Санация предприятий
5. Ликвидация предприятий
6. Диагностика банкротства
Для более полного усвоения новой темы мною был составлен опорный конспект, которым студенты могли пользоваться во время занятия-конференции; наличие конспекта помогало в формулировании вопросов к докладчикам. Студенты приняли активное участие в обсуждении докладов. Красочные и содержательные презентации, наряду с опорным конспектом, способствовали запоминанию материала.
В заключение совместными усилиями педагога и студентов были подведены итоги конференции.
2.2 Конференция на тему «Актуальные проблемы экономики»
В рамках Недели экономических дисциплин в 2017-2018 учебном году я подготовила и провела в колледже студенческую конференции на тему: «Актуальные проблемы экономики». Поднимаемые проблемы касались, естественно, становления и развития экономики Донецкой Народной Республики.
Цель проведения конференции «Актуальные проблемы экономики» -дополнительное образование и расширение научно-исследовательской деятельности студентов. Важнейшим результатом проведения конференции должно было стать понимание студентами своего потенциала и возможностей его использования. Кроме этого, при подготовке докладов, презентаций и самих выступлений студентов преследовались и другие цели:
- становление экономического сознания студентов;
- развитие самостоятельной творческой деятельности студентов в процессе подготовки своего публичного выступления;
- развитие самостоятельности мышления, умения делать выводы;
- раскрытие широкого спектра мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения;
- обсуждение перечня выявленных проблем в экономике ДНР и предложенных вариантов их решения;
- привитие навыков публичного выступления.
Задачи проведения студенческой конференции: мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем экономики Донецкой Народной Республики, связанных со становлением и развитием банковской системы, финансового сектора; вопросами налогообложения; подъемом и развитием промышленности, торговли и др.
В конференции приняли участие студенты вторых и третьих курсов, обучающихся на экономических специальностях.
Во вступительном слове я отметила, что сотрудники Донецкого «Института экономических исследований» (государственного учреждения ДНР) подготовили доклад на тему: «Экономика Донецкой народной Республики: состояние, проблемы, пути решения». В этом документе указывается общая информация, включены разделы о состоянии экономики, финансового и социального секторов, авторы сделали соответствующие выводы за период с 2014-2016 годы. Особо актуальным доклад является в виду экономической блокады украинской стороной Донбасса, а также заявлений руководителей ДНР об интеграции республиканской экономики в российскую. Авторы доклада приводят экономические показатели региона в довоенный период и в настоящее время. И на проводимой конференции студенты могут ознакомиться с основными положениями названного доклада, кроме этого, студенты выступят со своими докладами и исследованиями проблем по разным направлениям заявленной темы.
Далее студенты выступили со следующими докладами:
1. Экономические проблемы Донецкой Народной Республики, возможные пути их решения.
2. Транспортная блокада и ее последствия для экономики Донецкой Народной Республики.
3. Торговля в Донецкой Народной Республике, перспективы развития.
4. Промышленность Донецкой Народной Республики, перспективы восстановления и развития.
5. Анализ процедур регистрации и открытия предприятий малого бизнеса в Донецкой Народной Республике.
6. Финансовые проблемы Донецкой Народной Республики, пути их решения.
7. Проблемы становления и развития банковской системы Донецкой Народной Республики
8. Перспективы развития банковских услуг в современных условиях.
9. Применение налоговых льгот за рубежом и в практике Донецкой Народной Республики.
Мною был составлен примерный перечень вопросов для обсуждения на конференции:
1. Как Вы думаете, какое влияние оказала транспортная блокада на работу предприятий ДНР?
2. Из-за чего произошло сокращение рынков сбыта?
3. Насколько продукция, изготовленная в ДНР, является конкурентоспособной?
4. Каких банковских услуг не хватает юридическим и физическим лицам нашей республики?
5. По какому пути идет развитие торговли?
6. Какими Вы видите пути решения названных экономических проблем?
Все приняли активное участие в обсуждении докладов, во время представления докладов на доске были записаны основные проблемы экономики Донбасса, а в процессе обсуждения студенты выявили и обсудили причины их появления.
В заключительном слове я еще раз подвела итоги обсуждения докладов и подчеркнула, что за прошедший год экономика Донбасса продолжила свое возрождение и развитие, восстановлены многие предприятия, открываются новые, развивается торговля. Люди хотят работать, предприниматели создают новые рабочие места, а это говорит о том, что у нас есть будущее. Будущим молодым специалистам я пожелала применить полученные в колледже знания и умения на практике, внести свой вклад в развитие экономики Донбасса, сделать свою жизнь интересной, творческой.
2.3 Круглый стол на тему «Организация заработной платы на предприятиях разных отраслей народного хозяйства: современные тенденции»
Круглый стол на тему: «Организация заработной платы на предприятиях разных отраслей народного хозяйства: современные тенденции» проводился также как одно из мероприятий в рамках Недели экономических дисциплин.
Участниками круглого стола стали студенты 2-4 –х курсов всех специальностей, по которым колледж проводил подготовку специалистов среднего звена: будущие бухгалтеры, финансисты, менеджеры по продажам, парикмахеры, модельеры, дизайнеры.
Цели проведения круглого стола «Организация заработной платы на предприятиях разных отраслей народного хозяйства: современные тенденции» были следующие:
а) Методическая цель: отработка методики проведения круглого стола с участием студентов различных специальностей.
б) Дидактические цели:
- расширить знания по дисциплине «Экономика организация», а именно, по теме «Оплата труда в организации»;
- ознакомить студентов с различными вариантами бестарифной системы оплаты труда.
в) Воспитательные и развивающие цели:
- раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения;
- обсудить неясные и спорные моменты, связанные с вопросами оплаты труда, вынесенными на обсуждение круглого стола, и достичь консенсуса;
- развить самостоятельность мышления, умение делать выводы;
- привить навыки публичного выступления.
Задачи проведения круглого стола: мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, связанных с оплатой и мотивацией труда на примере разных профессий.
Порядок проведения круглого стола предусматривает определение понятийного аппарата. В данном случае были рассмотрены следующие термины: заработная плата, предприятие, отрасль народного хозяйства, тарифная система, бестарифная система, мотивация труда.
В качестве модератора выступала я сама, во вступительном слове я ознакомила присутствующих с темой круглого стола и проблемой, которая выносилась на обсуждение, а именно: какие из применяемых в современных условиях формы и системы оплаты труда наиболее эффективны и способствуют мотивации труда, повышению его производительности.
Рассмотреть данную проблему и выбрать приемлемые решения было предложено на примере оплаты труда работников тех профессий и специальностей, по которым колледж проводит подготовку. Как пожелание, дискуссантам предлагалось в своем выступлении четко называть применяемые формы и системы оплаты труда, или разновидность бестарифной системы, её преимущества, возможность использования в других сферах деятельности.
Студенты подготовили доклады-презентации на следующие темы:
1. Модельер-конструктор: виды деятельности и заработная плата.
2. Особенности оплаты труда экономиста-бухгалтера.
3. Оплата труда менеджеров по продаже.
4. Моя профессия – финансист, особенности оплаты.
5. Оплата труда по КРІ в салоне красоты.
6. Профессия дизайнера и особенности оплаты его труда.
Перечень вопросов дискуссионного характера был предложен следующий:
- Какая из форм оплаты труда больше стимулирует работника?
- Возможно ли в Вашей профессии применить сдельную форму оплаты?
- Почему в структуре зарплаты большую часть должна составлять основная? Если Вы не согласны с этим утверждением, объясните свою точку зрения.
- Почему чаще всего физические лица-предприниматели используют для наемных работников бестарифные системы оплаты труда?
- Как Вы считаете, оплата труда наемного работника должна зависеть от результата работы всего предприятия? Почему?
- Сформулируйте основные критерии, которые необходимо учитывать при установлении той или иной формы и системы оплаты труда применительно к Вашей специальности.
После дискуссии, совместно со мной, студенты подвели итоги обсуждения, выделили главные критерии, которые необходимо учитывать при установлении той или иной формы или системы оплаты труда применительно к разным специальностям.
Обсуждаемые на круглом столе вопросы стимулирования оплаты труда помогут студентам в дальнейшей профессиональной деятельности, и неважно – будет кто-то из них работать парикмахером или менеджером по продажам – знания всегда пригодятся, особенно, в случае открытия собственного бизнеса.
3. Выводы и рекомендации по повышению эффективности подготовки и проведения занятия-конференции
Одной из современных форм организации учебной деятельности является занятие-конференция. Конференция - форма учебного процесса, связанная с публичными выступлениями студентов и преподавателей в рамках определенной темы с последующим их обсуждением.
Следует помнить о больших дидактических и воспитательных возможностях этой формы обучения. Она дает широкие возможности студентам для самовыражения. Через систему общения и организацию коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, шлифуются ее позиции, убеждения, профессиональное мышление. Учебные конференции развивают у студентов кругозор, вызывают интерес к изучаемому материалу, развивают общительность, доброжелательность, чувство товарищества, коллективизма, способность взаимодействовать с коллегами без напряженности. Конференции становятся для студентов средством саморазвития, создают дополнительную мотивацию к профессиональному росту, что способствует формированию профессиональной готовности.
Такая организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов с максимумом самостоятельности, активности, инициативы последних.
Исходя из опыта проведения в колледже занятий-конференций по дисциплине «Экономика организации» могу сказать, что основными их целями являются:
- расширение и углубление знаний по определенным темам дисциплины;
- формирование у студентов интереса к научному творчеству;
- становление экономического сознания студентов;
- развитие самостоятельной творческой деятельности студентов в процессе подготовки своего публичного выступления;
- развитие самостоятельности мышления, умения делать выводы.
Рекомендации по повышению эффективности подготовки и проведения занятия-конференции:
1. Преподаватель, решивший провести учебную конференцию, перед ее проведением должен сформировать у студентов умения и навыки работы с информационными источниками.
2. Тема конференции должна быть интересной, увлекательной, содержать проблематику и возможность её обсуждения со студентами.
3. Необходимо помнить о качественной подготовке конференции, а именно:
- провести анализ учебного материала;
- определить цели конференции;
- разработать темы докладов и подготовить список литературы для студентов;
- составить план занятия, подготовить дидактический материал;
- составить примерный перечень вопросов при обсуждении докладов;
- определиться с выбором места и времени проведения конференции.
4. Доклады на конференцию желательно сопровождать презентациями. Красочные и содержательные презентации, наряду с опорным конспектом, способствуют лучшему запоминанию материала.
5. Обязательно уделять внимание анализу и оценке результатов конференции и рефлексии со стороны студентов, т.к. итогом такого обучения является повышение интереса к учебной дисциплине, повышение качества знаний, развитие мышления.
Список использованных источников
1. Пилипец Л.В., Абышева Н.Ю. Учебная конференция в образовательном процессе школы // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21554
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь». - 6-е изд., перераб. и доп. - М. (ИНФРА-М, 2011)
3. Что такое конференция? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fulledu.ru/articles/mba/formy-obucheniya/article/826_konferenciya-kak-forma-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
4. Формы организации обучения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mpfmargtu.ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-oktjabr.pdf
5. Раскалинос В. Н. Семинар-конференция как активная форма обучения в вузе. // Вестник ВГУ. Серия: проблемы высшего образования. - 2017. № 1с. 82-84 Электронный ресурс. [Режим доступа] http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2017/01/
6. Методика подготовки и проведения круглого стола. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kadroman.ru, http://www.inter-pedagogika.ru, http://www.vap-vdonsk.ru.
7. Методические рекомендации по использованию методов активного обучения в учебном процессе / Авторы Калиниченко Э.Б., Захарова С.А., Акчурин С.В., ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», Саратов, 2011, с. 22
Рецензия
на методическую разработку «Совершенствование профессиональных компетенций преподавателя при внедрении в образовательный процесс новых форм работы конференции на примере экономических дисциплин», подготовленную Семен-Оглу Т.Д., преподавателем Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий колледж технологий и дизайна» государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Данная методическая разработка отражает современные методы обучения и развития форм организации учебной деятельности путем применения занятий-конференций. Актуальность такого метода обучения подтверждается тем, что конференции позволяют эффективно развивать мышление студентов, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других.
Методическая разработка включает следующие разделы:
- введение;
- теоретические основы применения занятий-конференций, где раскрываются значение занятия-конференции как формы учебной деятельности, виды учебных конференций и методика их проведения;
- опыт проведения занятий-конференций, научно-практических конференций и круглых столов по дисциплине «Экономика организации»;
- выводы и рекомендации по повышению эффективности подготовки и проведения занятия-конференции;
- список рекомендуемых источников.
Представленная на рецензию методическая разработка имеет практическое значение и может быть использована преподавателями экономики организации образовательных учреждений СПО в профессиональной деятельности.
Рецензент: | А.Н. Иванова, преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий колледж технологий и дизайна» государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» |
Рецензия
на методическую разработку «Совершенствование профессиональных компетенций преподавателя при внедрении в образовательный процесс новых форм работы конференции на примере экономических дисциплин», подготовленную Семен-Оглу Т.Д., преподавателем Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий колледж технологий и дизайна» государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Данная методическая разработка отражает современные методы обучения и развития форм организации учебной деятельности путем применения занятий-конференций. Актуальность такого метода обучения подтверждается тем, что конференции позволяют эффективно развивать мышление студентов, умение самостоятельно приобретать знания из различных источников, анализировать факты и делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других.
Методическая разработка включает следующие разделы:
- введение;
- теоретические основы применения занятий-конференций, где раскрываются значение занятия-конференции как формы учебной деятельности, виды учебных конференций и методика их проведения;
- опыт проведения занятий-конференций, научно-практических конференций и круглых столов по дисциплине «Экономика организации»;
- выводы и рекомендации по повышению эффективности подготовки и проведения занятия-конференции;
- список рекомендуемых источников.
Представленная на рецензию методическая разработка имеет практическое значение и может быть использована преподавателями экономики организации образовательных учреждений СПО в профессиональной деятельности.
Рецензент: | Л.Д. Деньченко, преподаватель Государственного профессионального образовательного учреждения «Донецкий колледж технологий и дизайна» государственной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» |