СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Современные методы обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Современные методы обучения" содержит определение метода обучения, особенности современных методов обучения, их примеры. В ней описаны требования к ним.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Современные методы обучения"»

МАОУ «Гимназия №1» г. Брянска



Методическая разработка

«Современные методы обучения»













Подготовила: учитель начальных классов

Лукутова И.И.





2018 г.

Методы обучения в современной школе

«Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала.


Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования.

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский).

Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов).

«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения». (В.А. Сухомлинский).

Особенности современных методов обучения

  • Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.

  • Метод должен обязательно соответствовать цели урока.

  • Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.

  • Каждый метод имеет своё предметное содержание.

  • Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности. (По Левиной М.М.).

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения.

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

  • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

  • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

  • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;

  • уровня подготовленности учащихся;

  • возраста учащихся;

  • времени, отведенного на изучение материала;

  • оснащенности школы;

  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

Требования к методам обучения

Научность методов. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.

Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.

Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы.

Выбор методов обучения зависит:

  • От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.

  • От времени, отведенного на изучение того или иного материала.

  • От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.

  • От уровня подготовленности учащихся.

  • От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.

  • От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

Наиболее продуктивными считаю:

  • Игровые формы;

  • Организация групповой, парной и индивидуальной работы;

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся;

  • Создание конкретных ситуаций, их анализ;

  • Постановка вопросов, активизирующих диалог.

  • Проблемное обучение.

Надо применять разнообразные методы и находить новые. Школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей учебно-воспитательной работе должен проявлять самостоятельное творчество. Л.Н.Толстой.

Игра

«Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». С. Френе

Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.

Ролевые игры - это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

Пары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.

Проблемные методы.

Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.

Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

Проблемные задания - задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

Метод проектов

Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Он ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. На уроках русского языка использую проекты «Рассказ о слове», «Семья слов»; на уроках математики - «Числа в загадках, пословицах, поговорках», «Математическая сказка»; на уроках литературного чтения - «Азбука в загадках», «Мой класс и моя школа», «Сочиняем волшебную сказку»; на уроках окружающего мира - «Мой родной город», «Памятники Славы», «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»; на уроках технологии - «Детская площадка».

Основные этапы проектной деятельности

  • Выбор темы проекта.

  • Работа с разными источниками.

  • Выбор формы предъявления проекта.

  • Работа над проектом.

  • Оформление результатов.

  • Защита проектов.

Подведение итогов.

В конце работы ученик должен ответить на вопросы:

  • Выполнил ли я то, что задумал?

  • Что было сделано хорошо?

  • Что было сделано плохо?

  • Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?

  • Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

Метод дискуссии

Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта.

Умение общаться друг с другом, вести дискуссию дает возможность каждому ребенку развить умение слушать, говорить по очереди, высказывать своё мнение, пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины. Учащиеся должны знать правила ведения дискуссии. Учение идет от обучающихся, а я направляю коллективный поиск, подхватываю нужную мысль и подвожу их к выводам. Ученики не боятся сделать ошибку в ответе, зная, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все вместе они примут правильное решение. Для проведения дискуссии и принятия решений использую, например, такие методы, как «Светофор», «Мозговая атака».

ИКТ

Применение ИКТ учителями начальной школы в образовательном процессе позволяет:

  • развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

  • усилить мотивацию учения;

  • сформировать у школьников умение работать с информацией, развить - коммуникативную компетентность;

  • активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

  • создать благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Ребёнок становится жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Метод незаконченного рассказа

Использую в основном на уроках литературного чтения. Читая текст, останавливаюсь на самом интересном месте. У ребенка возникает вопрос: «А что же дальше?» Если возник вопрос, значит, есть потребность узнать, а значит, ребенок обязательно прочтет текст. «Чтение с остановками».

В тексте выделяются 2-3 остановки, задаются детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению.

Что заставило героя поступить именно так?

Как дальше будут развиваться события? Используется прием «Дерево предсказаний». Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Методы начала урока

«Улыбнемся друг другу».

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть ясного дня, тепло солнечных лучей. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.

«Приветствие».

Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.
Это позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Методы выяснения целей

«Знаем – не знаем»

Цели использования метода - результаты применения метода позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет.

«Цветочная поляна»

Перед началом выяснения ожиданий и опасений я объясняю, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Свои ожидания ученики записывают на цветах синего цвета, а опасения – красного. Те, кто записал, прикрепляют цветы к поляне. После того, как все ученики прикрепят свои цветочки, я озвучиваю их, после чего мы организуем обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения уточняем записанные ожидания и опасения. В завершении метода я подвожу итоги выяснения ожиданий и опасений.

«Воздушные шарики»

Методы подведения итогов

Позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Для меня этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке.

«Кафешка»

Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:

  • Я съел бы еще этого…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Я почти переварил…

  • Я переел…

  • Пожалуйста, добавьте…

«Ромашка»

Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.

«Итоговый круг»

На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».

Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга.

Методы релаксации

Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!

Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

Учащиеся по команде учителя изображают одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Я сама принимаю в этом участие, помогая при этом неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.
«Веселый мяч».
«Физминутки для глаз».
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»

Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:

  • позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;

  • способствуют лучшему усвоению знаний;

  • вызывают интерес к познанию;

  • формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Это лишь некоторые из методов и приемов, которые можно использовать на уроках. Важно одно — если вы решились внедрять подобные приемы и методы, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Методы и приемы работают, только если использовать их регулярно. А применять их или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Таким образом, использование современных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.