Методическая разработка
«Современные жанры и стили вокала».
Вокал – это разновидность музыкального исполнения, мастерство владения певческим голосом. Вокал разделяется на различные виды в зависимости от его стилистики, используемых приемов, а также характера взаимодействия исполнителей: Эстрадный вокал, Джазовый вокал, Рок вокал, Народный вокал, Академический вокал.
1.Разновидности вокала:
Эстрадный вокал
Эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже – романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная). Главное отличие эстрадной музыки и по сей день – это простота формы и содержания, доступность понимания массам. Эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства тесно переплетается с другими музыкальными стилями и направлениями, эти направления – составная часть эстрадного вокала: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, классический джаз, соул и много-много их разновидностей и гибридов. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания, однако, одинаковая для всех постановка дыхания и постановка голоса.
Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, но понятие эстрадного вокала, как правило, связывают с лёгкой и доступной к пониманию музыкой. В эстрадном вокале можно услышать и народные мотивы, и элементы джаза, это так же и авторская песня и элементы рок музыки. Она не сводится к чистой развлекательности, так, во многих эстрадных песнях звучат темы патриотизма, борьбы за мир.
Джазовый вокал
Джазовый вокал – прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а так же подвижность голоса и умение импровизировать. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. Так же важно чуткое партнёрство музыкантов, умение импровизировать на ходу.
Рок вокал
Рок вокал - обычно пение вокалиста в рок группе. Рок вокал отличается от джазового пения более эмоциональной подачей. Рок вокал предполагает более смысловую нагрузку, нежели вокальную. Однако, рок вокалисту необходимо иметь серьёзную вокальную подготовку. Рок вокалист должен так же иметь кураж и полную свободу в эмоциональном и музыкальном смысле. Народный вокал (этнический вокал) авторская песня
Народное пение, этническое пение, как следует из самого термина, - пение, существующее со времени появления человека, и отличающееся характерными особенностями, свойственными той или иной народности, этнической группе. Отзвуки народной традиции можно найти и в академической (классической) музыкальной культуре, и в эстрадной (городской) музыкальной культуре. В целом для народного пения характерно плоское небо, пение на связках. Так называемое горловое пение – разновидность народного пения, при которой певец во время пения использует не только связки, но само горло, резонирующие полости рта, гортани, благодаря чему становятся слышимыми обертоны основного тона.
При этом, в основе всего лежит именно академическая постановка вокала: она даёт свободу владения голосом.
Академический вокал
Академический вокал – старая классическая вокальная школа. Академические певцы поют в опере, в академическом хоре, капелле, с симфоническим оркестром, а так же в жанре камерной вокальной музыки. Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём. Однако, в редких случаях, академисты могут выступать и в иных вокальных жанрах, если смогут облегчить подачу звука.
2. Существуют направления современной вокальной музыки (эстрадного вокала):
Поп-музыка, фолк-музыка
Поп-музыка (англ. pop-music от popular music) — направление современной музыки, вид современной массовой культуры. Является отдельным жанром популярной музыки.
Основные черты поп-музыки как массовой культуры — простота, инструментальная часть и ритм, с меньшим вниманием к вокалу.
Впервые термин поп-музыка в английском языке прозвучал ещё в 1926 году, однако корни поп-музыки уходят в историю глубже. Основная и практически единственная форма композиции в поп-музыке — песня. Песни строятся по консервативной схеме куплет+припев. От поп-песни требуются простые, лёгкие для восприятия мелодии. Основной инструмент в поп-музыке — человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль. Важную роль в поп-музыке играет ритмическая структура: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, неизменный бит. Основная музыкальная единица в поп-музыке — отдельная песня или сингл. Средняя длина песни, как правило, бывает от 2 до 4 минут, что соответствует радио-дружественному формату. Тексты в поп-песнях, как правило, посвящены личным переживаниям, эмоциям: любви, грусти, радости. Большое значение имеет также визуальное представление песен: концертное шоу и видеоклипы. Поэтому многие поп-исполнители имеют экстравагантный имидж. В группу поп-исполнителя часто входят танцоры, статисты и прочие люди, не задействованные в исполнении музыки, но играющие важную роль на концертах.
Популярная музыка доходит до своих слушателей через телевидение и радио. Но главным средством ее распространения являются записи. Подавляющая часть известной популярной музыки лишена глубинного подтекста. Как правило, она достаточно поверхностны и отражает только поверхностные проявления повседневной жизни человека. Но, несмотря на данные тенденции, она пользуется достаточно большой популярностью. Какова же причина такого ошеломительного успеха? Она заключается в том, что популярная музыка выделяет и охватывает то общее, что объединяет всех людей
Фолк-музыка
Фолк - в переводе с англ. –народный. Фолк музыка – это популярная народная музыка,- то есть «второй фолк-ривайвл».
Современная народная музыка относится скорее к сплаву народной и популярной музыки. Это песни по интонации близки к русским народным или исполняются старинные песни в современной обработке.
Фолк - культура уникальна. Это культура, которой просто нельзя дать умереть. Как правило, все фольклорные песни связаны с древними народными обрядами, природными явлениями, языческими традициями (которые сохранились именно в фолке), душевным состоянием человека - просто так песен не пели.
3. Жанры современной вокальной музыки (эстрадного вокала):
Ритм-н-блюз, Рок-музыка, Рок-н-ролл, Джаз, Поп-рок музыка.
Современный ритм-н-блюз ( англ. Contemporary R&B) — музыкальный жанр, особенно популярный в США, настоящее положение которого было задано с 1940-х годов музыкой в стиле R&B. Несмотря на то, что сокращение «R&B» рождает ассоциации с традиционной музыкой в стиле ритм-энд-блюз, сегодня эта аббревиатура используется чаще для определения стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско в 80-х. Этот новый стиль сочетает в себе элементы соула, фанка, танцевальной музыки и — в результате появления течения нью-джек-свинг в конце 1980-х — хип-хопа.
Современный ритм-энд-блюз имеет гладкий, электронный стиль звучания с ритмами драм-машины и мягкий, «сочный» вокал. Типично использование ритмов хип-хопа, однако резкость и твёрдость, присущая хип-хопу, также сглаживается.
Рок от англ rock или rock'n'roll — «качайся и катись» — жанр популярной музыки. Отличительные черты — это чёткий ритм, танцевальный темп, раскованность исполнения. Стиль современной, ведущий своё происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского городского фольклора 1920-30 годов, R & B и Rock-n-roll.
Рок-н-ролл (от англ rock and roll или rock'n'roll — «качайся и катись»[1] — жанр популярной музыки, получивший распространение в середине 1950-х годов.. Традиционными инструментами являются электрогитара, контрабас, ударные, фортепиано и саксофо Королём рок-н ролла является Элвис Пресли
Термин «хип-хоп» определяют как сочетание двух слов — «hip» (ура) и «hop» (прыжок). Появился в Южном Бронксе в 1967—[на становление Хип-Хопа оказал влияние жанры — ритм-энд-блюз, , джаз, рок-музыка, 2]
-Рок-музыка возникла в середине 50-х годов в США и Западной Европе. Рок-н-ролл (от англ rock and roll или rock'n'roll — «качайся и катись»[1] — жанр популярной музыки, получивший распространение в середине 1950-х годов. Королём рок-н ролла является Элвис Пресли В нашей стране элементы рок-музыки получили свое отражение в творчестве вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). У нас в России наибольшей популярностью пользовалась группа «Кино».
Джаз - особая разновидность музыки, которая приобрела наибольшую популярность в США. Джаз возник в конце 19 века в США как результат слияния африканских ритмов и европейской гармонии. Для исполнения джазовых композиций необходимо умение импровизировать. Король джаза-Луи Амстронг. Техника джазового вокала предполагает использование всех красок и возможностей голоса по максимуму (вплоть до подражания тембрам различных инструментов). Джаз-вокалисты выделяются на фоне своих коллег сильным голосом с большим рабочим диапазоном, имеют отлично развитый гармонический и мелодический слух. Кроме того, исполнители, избравшие такую вокальную специализацию, владеют искусством вокальной импровизации.
Поп-рок (англ. Pop rock, Pop N' Rock) — жанр музыки, объединяющий элементы поп-музыкии рок-музыки. Песни характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от попа), использованием в качестве основных инструментов электрогитари ударныхи агрессивным настроением (от рока). Тяжесть может быть разной, от практически инструментального попа до весьма «тяжёлых» композиций, но разбавленных поп-мелодиями. Среди рок-направления многие группы также имели огромную популярность у российской аудитории в 90-е : ДДТ, Любэ, Сектор Газа. В России и других постсоветских странах поп-рок-музыка является широко распространённой благодаря более частому освещению на музыкальных радиостанциях и телеканалах по сравнению с другими рок-жанрами. Среди известных групп — «Мумий Тролль», «Земфира», «Сплин», «Вельвеt», «Океан Ельзи», «Lumen», «Звери», «Brainstorm, «Город 312», «Братья Грим» и др. Лидер группы Мумий Тролль изобрёл русский аналог (отчасти иронический) термина «поп-рок» — «рокапопс.
4. Современные музыкальные стили
Современные музыкальные стили, зародившиеся в афроамериканской культуре.
*Соул (от английского soul — «душа») — наиболее эмоционально-прочувствованное, «душевное» направление популярной музыки чернокожих жителей США (ритм-энд-блюза), сложившееся в южных штатах США в конце 1950-х годов под воздействием традиции джазовой вокальной импровизации и спиричуэлов.
*Хип-хоп (англ. hip hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев и латиноамериканцев. К началу 1990-х г. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем, хотя нередки композиции и без вокала. В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.
*Рэп (англ. rap, rapping – «стук, удар», to rap - «говорить», «разговаривать») — ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом. Исполнитель рэпа называется рэпером или более общим термином MC.Рэп — один из основных элементов стиля хип-хоп-музыки; часто используется как синоним понятия Хип-хоп. Однако рэп используется не только в хип-хоп музыке, но и в других жанрах: drum and bass, рэпкор, ню-метал, альтернативный рок, альтернативный рэп, современный RnB.
*Русский рок — рок-музыка с текстами на русском языкеи/или созданная музыкантамииз России. Русский рок зародился вСССР во второй половине XX века под влиянием мировой, прежде всего западной, рок-музыки, и по сей день существует в России странах СНГ.
*Современный ритм-н-блюз (хип-хоп) (англ. Contemporary R&B) — музыкальный жанр, особенно популярный в США, настоящее положение которого было задано с 1940-х годов музыкой в стиле R&B. Несмотря на то, что сокращение «R&B» рождает ассоциации с традиционной музыкой в стиле ритм-энд-блюз, сегодня эта аббревиатура используется чаще для определения стиля афроамериканской музыки, появившегося после диско
в 80-х. Этот новый стиль сочетает в себе элементы соула, фанка, танцевальной музыки и — в результате появления течения нью-джек-свинг в конце 1980-х — хип-хопа. Современный ритм-энд-блюз имеет гладкий, электронный стиль звучания с ритмами драм-машины и мягкий, «сочный» вокал. Типично использование ритмов хип-хопа, однако резкость и твёрдость, присущая хип-хопу, также сглаживается.
5. Вокальные приемы (вокальные техники) звукоизвлечения, применяемые в экстремальных музыкальных направлениях
Гроулинг или гроул (от англ. growling — «рычание») — вокальный приём, используемый чаще всего в экстремальных музыкальных стилях (дэт-, блэк-, трэш- и дум-метал, грайндкор, дэткор). Звучание имитирует рычание животных. Это своего рода утробный рык, исходящий из области живота вокалиста. Гроулинг часто используется в сочетании с другими экстремальными приёмами звукоизвлечения (scream, guttural, pigscream, squeal). Для гроулинга необходимо умение петь на опоре (диафрагмальное дыхание) и использовать ложные связки при пении. Гроулинг можно подразделить на низкий и высокий, а также на «брутальный» (самый низкий звук из живота), гортанный (формирование звука происходит выше) и горловой (сочетание чистого голоса с рычанием, хрипом).
В современной профессиональной музыкальной культуре гроулинг использовали джазовые певцы еще в 30-х годах ХХ века.
Скриминг или скрим (от англ. screaming — «крик») — приём пения, который можно охарактеризовать как хрипящий вопль или визгливый крик. Используется в таких стилях музыки, как: блэк-метал, грайндкор, дэт-метал, металкор, дэткор, спид-метал, скримо, эмокор. Обычно скриминг исполняется вокалистами-мужчинами, его отличает очень высокая тесситура.
Виды скриминга:
Грим (от англ. grim — «мрачный», «зловещий») – звучит ближе к гроулу, спокойнее, чем обычный скриминг, применяется в основном в блэк и дарк-метале
Шрай(к) (от нем. Schrei — «вопль») - звучит как истеричный протяжный вой, напоминающий вой волка. ЯИспользуется в депрессивном блэк-метале.
Таким образом, подводя итоги:
Эстрадно-джазовое пение - вид сценического искусства подразумевающий собой как отдельный жанр так и синтез жанров: пение, танец, оригинальное выступление, цирковое искусство, иллюзии. При подготовке к выступлению вокалист в большой степени сам является режиссером своего номера. Важно найти ту песню, которая подойдет индивидуальности артиста его тембру, психотипу, актерской и музыкальной одаренности, внешнему и душевному облику, а также провести глубокий анализ жанра, его временной (исторической) принадлежности, стиля, смысловой нагрузки текста, главной идеи. эстрадных песнях могут прослеживаться народные и джазовые мотивы.
Виды: Традиционный романс, современная лирическая песня, песня в танцевальных ритмах с развитым инструментальным сопровождением.
Главное отличие, что объединяет многочисленные виды эстрадной песни, — простота формы, стремление их авторов к предельной доступности понимания массам, запоминаемости мелодии.
Корни такого демократизма — в старинном романсе и в современном городском фольклоре. Для исполнения джазовых композиций необходимо умение импровизировать. Техника джазового вокала предполагает использование всех красок и возможностей голоса по максимуму (вплоть до подражания тембрам различных инструментов).
Манера звукоизвлечения – эстрадная, и, конечно, поставленный на крепкую опору голос.
6. Эстрадная, академическая, народная манера пения.
Академический вокал характеризуется преимущественным использованием тех тембров пения, которые у вокалистов принято называть темными, прикрытыми, округленными, объемными, глубокими и только такое пение дает возможность справиться со всеми теми техническими трудностями, которые заложены в технически сложных произведениях академического стиля. Остальные певцы могут петь разно, и темным и белым звуком.
А народный (фольклорный) вокал характеризуется преимущественным использованием тех тембров пения, которые у вокалистов принято называть светлыми, белыми, открытыми, плоскими, близкими и т.п.
Белый плоский звук еще иногда называется народной манерой пения, а иногда эстрадной. Но, считать белый звук эстрадной манерой пения ошибочно. Если термин народная манера пения всегда предполагает пение плоским белым тембром, то эстрадная манера пения (т.е. та, которая применима в джазе, попсе и рок-вокале) тембрально может быть какой угодно, иногда почти и даже совсем уж академической.
Эстрадная манера в пении – термин, который в наше время очень распространен – никакого особого смысла, по сути, не имеет: Эстрадный вокал отличается от академического вокала более открытым и более естественным звуком. Однако, певческие навыки, правильная позиция и опора звука так же необходимы в эстрадном вокале, как и в академическом
Разница между академическими и рок певцами заключается только в том, что рок вокалисты не стремятся почти всегда использовать наиболее красивое и чистое, т.е. без шумовых примесей, звучание тембра голоса. Они зачастую предпочитают петь как бы нарочито необработанными голосами, охрипшими, осипшими и надтреснутыми как бы от всяких жестоких переживаний, используя даже такие тембры, которые совсем уж похожи на рычание зверей или вопли сумасшедших в момент обострения их психических проблем. Т.е. основной концепцией их пения можно считать эстетику безобразного.
Народные певцы, попсовики и джазисты в большинстве своем по сравнению с академическими и рок певцами не поют, а попевают или слегка напевают с умеренной силой, в ограниченном диапазоне высот и тембров, близких разговорной речи и, почти всегда, в микрофон. А то, их не будет слышно.
Все те певцы, которые в большей или меньшей степени используют народную манеру пения, т.е. бело-плоский звук – это народники, фольклорники, кантри, джазисты, попсовики и некоторые рок певцы – в подавляющем большинстве случаев поют по высоте ниже, чем поют академические певцы. Собственно джаз изначально и был когда-то фольклорным пением. Это уж потом он в некоторых своих стилях стал музыкой для избранных. А фольклорная музыка она вся примерная, вариативная и импровизационная. Принципиальное же отличие пения хороших современных певцов, поющих в разных – эстрадной и академической – манерах пения, заключается только в том, что у академистов опора голоса бывает покрепче, да объем побольше. Т.е. от этого у академистов голос бывает погромче и тембрально потемней. А в остальном сходства больше, чем различий. И эстрадники и академисты могут петь примерно в одном и том же диапазоне. И у тех и у других выровнены регистры голоса. И те и другие могут исполнять примерно равные по трудности произведения. И те и другие владеют таким многообразием оттенков тембральной выразительности голоса, которое раньше использовали только очень хорошие драматические актеры. И те и другие могут в свое пение вставлять элементы, пения, которые раньше были присущи только противоположной манере пения. Т.е. академисты вставляют в свое пение эстрадные приемы, а эстрадники – академические.