Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосилишинская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка
Создание банка данных методических и дидактических материалов по вопросам формирования математической грамотности на уроках математики
Выполнила : учитель математики
Мамаева Евгения Владимировна
Новосилиш 2023г
ВВЕДЕНИЕ.
Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», в основе которой - умение личности ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, действовать в ситуации неопределенности в решении актуальных проблем.
В основе развития функциональной грамотности лежит, прежде всего, освоение предметных знаний, понятий, ведущих идей. Такие международные оценочные исследования, как оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) и международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA) основаны на концепции функциональной грамотности. Они оценивают, насколько обучающиеся способны использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в социальных отношениях.
Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, которые овладели математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.
Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников, вижу в этом необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Конечно, основной проблемой отработки заданий на математическую грамотность является просто нехватка времени на уроке, особенно в тех классах, где в основном дети успевают на «удовлетворительно». В своих сильных классах я включаю задания на математическую грамотность на этапах закрепления.
Во втором полугодии в 5 классе введен час элективного курса «Основы математической грамотности», где мы с ребятами уже полноценно работаем на платформе РЭШ и с книгами серии «Математическая грамотность».
В 7-9 классах уже в течение трех лет введен час элективного курса «Шаг за шагом к успеху», который направлен на устранение пробелов в изучении тем «Алгебры» и «Геометрии», отработку навыков решения задач, подготовку к ОГЭ. В этом году я провела корректировку программ, так как задания ОГЭ потерпели изменения и большое внимание теперь отводится решению заданий практико-ориентированного типа, задачи с которыми дети сталкиваются в жизни.
И на данный момент, перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.
Поэтому, для меня одной из ведущих целей на сегодняшний момент это создание банка данных методических и дидактических материалов по вопросам реализации содержания и технологий формирования функциональной грамотности на уроках математики.
Методическая разработка состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков математической грамотности учащихся 5-9 классов на уроках математики. Задания позволят учителям использовать их на разных этапах урока и внеурочной деятельности при подготовке учащихся к ОГЭ и ВПР.
5 класс
ТЕМА УРОКА (на котором можно предложить выполнить задание) | ЗАДАНИЕ | Ссылка на папку с заданиями |
Сравнение обыкновенных дробей | Аккумулятор радиотелефона | https://disk.yandex.ru/d/t3cvtRmjwe9iaA |
Площадь прямоугольника | Граффити | https://disk.yandex.ru/d/6RYEooKf3L_fQw |
Числовые выражения | Грибная охота | https://disk.yandex.ru/d/tpfBV6MrJK8KWA |
Прямоугольник. Треугольник | Деревянная фантазия | https://disk.yandex.ru/d/GI5EtockDtre0g |
Действия с натуральными числами | Купюры | https://disk.yandex.ru/d/kGSpvIninXCQBA |
Доля числа. Действия с натуральными числами | Зелёный кузнечик | https://disk.yandex.ru/d/t4D332lhG2UrHA |
Прямо пропорциональная зависимость | Земляника | https://disk.yandex.ru/d/9nGeZOpFMMHoSg |
Текстовая задача на части | Карнавал в школе | https://disk.yandex.ru/d/-PaGEYV3l-LA4A |
Решение арифметических задач | Кросс | https://disk.yandex.ru/d/oTiVmQwRsCC3sw |
Деление с остатком | Магазин хозяйственных товаров | https://disk.yandex.ru/d/Dynk0TKGc3YjjQ |
Деление с остатком, округление | Смородина | https://disk.yandex.ru/d/_-cJpMr47mTnRw |
Действия с натуральными числами. Комбинаторные задачи | Школьная форма | https://disk.yandex.ru/d/Yk-cNOUoTNlSpg |
Зависимость между величинами. Истинность утверждений. | Парк | https://disk.yandex.ru/d/6S52SBCHOWiY_Q |
Изменение и зависимость | Карнавал | https://disk.yandex.ru/d/sU38tzwXYNAjug |
Неопределенность и данные | Урожай салата | https://disk.yandex.ru/d/OT3XrWHxa3kZ9Q |
Пространство и форма | Спорткомплекс | https://disk.yandex.ru/d/XHH5VzCJUHY_Yg |
Объем параллелепипеда | Аквариумисты | https://disk.yandex.ru/d/Q0ckaNZAX6dD9w |
Зависимость между величинами | Велопрокат | https://disk.yandex.ru/d/oSjXZDzozHh8gg |
Таблицы и диаграммы (ВПР) | Таблицы и диаграммы | https://disk.yandex.ru/d/hOlYGZEA7lAiiw |
Покупки (ВПР) | Покупки | https://disk.yandex.ru/d/KCSwbQf_E5saFg |
Коробки и кубики (ВПР) | Коробки и кубики | https://disk.yandex.ru/d/LL96Uo6X47wNwQ |
Измерения на рисунке (ВПР) | Измерения на рисунке | https://disk.yandex.ru/d/h-3KCR0uPe2Tng |
Огород (ОГЭ) | Огород | https://disk.yandex.ru/d/SBbd7HeTfxVPwA |
Квартира (ОГЭ) | Квартира | https://disk.yandex.ru/d/m_pXxn6EbzFVHg |
Листы бумаги (ОГЭ) | Листы бумаги | https://disk.yandex.ru/d/XhgOox_EhPefkA |
Задачи на движение | Схемы к задачам | https://disk.yandex.ru/d/_ZWT5UTunghBlQ |
7 класс
ТЕМА УРОКА (на котором можно предложить выполнить задание) | ЗАДАНИЕ | Ссылка на папку с заданиями |
Вычисление процента от числа | Акция в интернет-магазине | https://disk.yandex.ru/d/m10e98nd_l6pqg |
Вычисление процента от числа | Акция в магазине косметики | https://disk.yandex.ru/d/272IEUyFOgxo8g |
Чтение графиков зависимости | Квест в летнем лагере | https://disk.yandex.ru/d/TMiQhuUxjTq_6A |
Моделирование треугольник, квадрат | Клумбы для дачи | https://disk.yandex.ru/d/YcIq9CldyuWVmw |
Свойство прямоугольного треугольника, параллельных прямых, длины отрезка | Лестница | https://disk.yandex.ru/d/HPvPl3zhrwleBA |
Сложение, вычитание, сравнение десятичных чисел | Мировой рекорд по бегу | https://disk.yandex.ru/d/S5jxhnKUPF0r_Q |
Круговые диаграммы, вычисления с десятичными числами | Питание самбиста | https://disk.yandex.ru/d/-orCkRs5YhbdVQ |
Процент от числа | Предпраздничная распродажа | https://disk.yandex.ru/d/D4R_GXl0ZZoZRg |
Площадь прямоугольника, площадь сложной фигуры | Ремонт комнаты | https://disk.yandex.ru/d/2kOfwxfiPZMYew |
Формулы | Частота пульса | https://disk.yandex.ru/d/Fp1ST5qeGKiI4A |
Формулы | Шкалы температур | https://disk.yandex.ru/d/5xr2Lmu33lsggg |
Чтение графиков | Экскурсия по заповеднику | https://disk.yandex.ru/d/DybjV1MUv2sqbg |
Чтение графиков | Анализ продаж | https://disk.yandex.ru/d/wNgyzvcZ83mJqg |
Проценты. Процент от числа | Наборы к чаю | https://disk.yandex.ru/d/P1Vi0a3o2wlUMw |
Круговые диаграммы | Продажи по регионам | https://disk.yandex.ru/d/HDQvhsA1GY-MsQ |
Решение задач. Прямая пропорциональность | Средство для стирки | https://disk.yandex.ru/d/t4cuIXI0HJsDrg |
Среднее арифметическое | Финальные матчи | https://disk.yandex.ru/d/eNBMiAu2CrZWGg |
Задачи на проценты (ВПР) | Задача на проценты | https://disk.yandex.ru/d/Xrt95bFTh-EQPg |
Таблицы (ВПР) | Таблицы | https://disk.yandex.ru/d/d4nZn9aVxS6arA |
Простейшие текстовые задачи (ВПР) | Текстовые задачи | https://disk.yandex.ru/d/v7K9ju9Qk8BRhA |
Логические задачи (ВПР) | Логические задачи | https://disk.yandex.ru/d/zWzCxS0eF4hoQA |
Диаграммы (ВПР) | Диаграммы | https://disk.yandex.ru/d/a8q00p23QMRlVQ |
План местности (ОГЭ) | Задание №1-5 | https://disk.yandex.ru/d/W6GBlwWX-jqGmQ |
Тарифы (ОГЭ) | Задание №1-5 | https://disk.yandex.ru/d/8C9sxoCp8_j2qw |
8 класс
ТЕМА УРОКА (на котором можно предложить выполнить задание) | ЗАДАНИЕ | Ссылка на папку с заданиями |
Действия с рациональными числами | Классический бисквит | https://disk.yandex.ru/d/EGDz3QsFaIPlbg |
Прямоугольный параллелепипед | Коробка для кексов | https://disk.yandex.ru/d/u-WqNJn2p7XK9g |
Площадь квадрата, круга | Коробка для торта | https://disk.yandex.ru/d/mkvK-pKSHVSf7g |
Квадратный корень | Индекс массы тела | https://disk.yandex.ru/d/hnwYunuCFWeWFg |
Площади фигур | Деревянный конструктор | https://disk.yandex.ru/d/434tYPR9Okn1uA |
Текстовые задачи | Абонемент в бассейн | https://disk.yandex.ru/d/r6THn2v_J3stFg |
Теорема Пифагора | Освещение зимнего сада | https://disk.yandex.ru/d/GvGfu8K-l7R1Ag |
Упорядочение данных в таблице | Пассажиропоток в аэропортов | https://disk.yandex.ru/d/ORKT-yCmyreBlQ |
Процент от числа, число от процента | Студенческая практика | https://disk.yandex.ru/d/_YnKnjOVFFOjBQ |
Графики | Тренировки по плаванию | https://disk.yandex.ru/d/Ay1uyTkYkN3i4A |
Действия с рациональными числами | Формат книги | https://disk.yandex.ru/d/uuZE_O5Zm5pBCQ |
Объем шара и куба | Чудо-арбузы | https://disk.yandex.ru/d/9UaMUWvC8eGXdQ |
Диаграммы (ВПР) | Диаграммы | https://disk.yandex.ru/d/r8r-0oTVUSkNQA |
Таблицы (ВПР) | Таблицы | https://disk.yandex.ru/d/oEPwcMVlQSPZaA |
Участок (ОГЭ) | Участок | https://disk.yandex.ru/d/kGoqgyWGJc4-fg |
План местности (ОГЭ) | План местности | https://disk.yandex.ru/d/A4hnRqQBKr92Kw |
Теплица (ОГЭ) | теплица | https://disk.yandex.ru/d/FdJ0YdImM3qeXw |
| | |
| | |
9 класс
Сейчас и в ОГЭ первые пять заданий практико-ориентированного типа, задачи с которыми дети сталкиваются в жизни, поэтому перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. Задания практико-ориентированной направленности, которые содержатся в 1-5 заданиях КИМ ОГЭ, можно взять на данном сайте, где предложены не только варианты для отработки данных задач, но и подробный разбор их решения https://www.time4math.ru/oge
Все данные задания могут быть включены в урок при изучении той или иной темы, если же у вас есть дополнительные занятия, факультативы, элективные курсы, и у детей есть возможность выполнить их на платформе РЭШ, то конечно, это в большой степени сэкономит время и позволит более объективно оценить каждого ребенка.
Все данные по выполненным заданиям на платформе РЭШ мы вносим в специально нами разработанный журнал «Журнал результатов выполнения заданий по формированию математической грамотности. (Приложение 1)
Также в помощь предлагаю, некоторые учебные пособия, которые помогут научиться видеть математику в различных сферах жизни и применять имеющиеся знания при решении задач:
1.Учебное пособие «ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ» (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ) 5 КЛАСС , Краснодар, 2022г https://disk.yandex.ru/d/flIplT_43XQ6CA
2. Методическое пособие для учителя. Развитие математической грамотности на основе предметного и межпредметного содержания, Москва, 2021г https://disk.yandex.ru/d/G68QtUJpPF1vMw
3.Сборник эталонных заданий. Математическая грамотность часть 1, Просвещение, 2020г https://disk.yandex.ru/d/ibH979NRoicJ4Q
4. Сборник эталонных заданий. Математическая грамотность часть 2, Просвещение, 2020г https://disk.yandex.ru/d/mne_9aJ1rUuEdg
5. Математика на каждый день. Сергеева Т.Ф, Просвещение, 2020г https://disk.yandex.ru/d/kqgrD7a4XfwyZg
6. Методическое пособие для педагогов. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы, Самара, 2019г https://disk.yandex.ru/d/Tvz3qPwSin5ICQ
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать свои обоснованные математические рассуждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности.
Поэтому, следует повышать мотивацию школьников к обучению через включение практических занятий, направленных на формирование навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
К сожалению, в учебниках математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь важнее научить ученика решать практические задачи.
Сейчас и в ОГЭ первые пять заданий практико-ориентированного типа, задачи с которыми дети сталкиваются в жизни, поэтому перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности.
Для реализации формирования функциональной грамотности в обучении необходимо:
-регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;
- систематически включать в урок задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.
Конечно, мы только недавно начали работать в данном направлении, но уже есть результаты, хоть и небольшие. Дети с удовольствием выполняют задания, связанные с жизнью, могут самостоятельно работать на платформе РЭШ, придумывать задачи для одноклассников.
Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.
Приложение 1