СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Создание банка данных методических и дидактических материалов по вопросам формирования математической грамотности на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков математической грамотности учащихся 5-9 классов на уроках математики. Задания позволят учителям использовать их на разных этапах урока и внеурочной деятельности при подготовке учащихся к ОГЭ и ВПР.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Создание банка данных методических и дидактических материалов по вопросам формирования математической грамотности на уроках математики"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосилишинская средняя общеобразовательная школа









Методическая разработка



Создание банка данных методических и дидактических материалов по вопросам формирования математической грамотности на уроках математики













Выполнила : учитель математики

Мамаева Евгения Владимировна





















Новосилиш 2023г





ВВЕДЕНИЕ.

Формирование функционально грамотных людей является одной из важнейших задач современной школы. Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», в основе которой - умение личности ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, действовать в ситуации неопределенности в решении актуальных проблем.

В основе развития функциональной грамотности лежит, прежде всего, освоение предметных знаний, понятий, ведущих идей. Такие международные оценочные исследования, как оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов (TIMSS) и международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA) основаны на концепции функциональной грамотности. Они оценивают, насколько обучающиеся способны использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе, для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в социальных отношениях.

Одной из составляющей функциональной грамотности является математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.


Учащиеся, которые овладели математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и решаемые средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Формирование функциональной математической грамотности требует изменений к содержанию деятельности на уроке. Ученик может научиться действовать только в процессе самого действия, а ежедневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность.

Как учитель математики, я прекрасно понимаю важность развития функциональной грамотности моих учеников, вижу в этом необходимость в развитии способности учащихся, применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Конечно, основной проблемой отработки заданий на математическую грамотность является просто нехватка времени на уроке, особенно в тех классах, где в основном дети успевают на «удовлетворительно». В своих сильных классах я включаю задания на математическую грамотность на этапах закрепления.

Во втором полугодии в 5 классе введен час элективного курса «Основы математической грамотности», где мы с ребятами уже полноценно работаем на платформе РЭШ и с книгами серии «Математическая грамотность».

В 7-9 классах уже в течение трех лет введен час элективного курса «Шаг за шагом к успеху», который направлен на устранение пробелов в изучении тем «Алгебры» и «Геометрии», отработку навыков решения задач, подготовку к ОГЭ. В этом году я провела корректировку программ, так как задания ОГЭ потерпели изменения и большое внимание теперь отводится решению заданий практико-ориентированного типа, задачи с которыми дети сталкиваются в жизни.

И на данный момент, перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. А также существует проблема формирования функциональной грамотности учащихся, что требует необходимость обновления содержание образования и форм и методов обучения.

Поэтому, для меня одной из ведущих целей на сегодняшний момент это создание банка данных методических и дидактических материалов по вопросам реализации содержания и технологий формирования функциональной грамотности на уроках математики.

Методическая разработка состоит из заданий, содержание которых направлено на формирование навыков математической грамотности учащихся 5-9 классов на уроках математики. Задания позволят учителям использовать их на разных этапах урока и внеурочной деятельности при подготовке учащихся к ОГЭ и ВПР.




5 класс

ТЕМА УРОКА (на котором можно предложить выполнить задание)

ЗАДАНИЕ

Ссылка на папку с заданиями

Сравнение обыкновенных дробей

Аккумулятор радиотелефона

https://disk.yandex.ru/d/t3cvtRmjwe9iaA


Площадь прямоугольника

Граффити

https://disk.yandex.ru/d/6RYEooKf3L_fQw


Числовые выражения

Грибная охота

https://disk.yandex.ru/d/tpfBV6MrJK8KWA


Прямоугольник. Треугольник

Деревянная фантазия

https://disk.yandex.ru/d/GI5EtockDtre0g


Действия с

натуральными числами

Купюры

https://disk.yandex.ru/d/kGSpvIninXCQBA


Доля числа. Действия с натуральными числами

Зелёный кузнечик

https://disk.yandex.ru/d/t4D332lhG2UrHA


Прямо пропорциональная зависимость

Земляника

https://disk.yandex.ru/d/9nGeZOpFMMHoSg


Текстовая задача на части

Карнавал в школе

https://disk.yandex.ru/d/-PaGEYV3l-LA4A


Решение арифметических задач

Кросс

https://disk.yandex.ru/d/oTiVmQwRsCC3sw


Деление с остатком

Магазин хозяйственных товаров

https://disk.yandex.ru/d/Dynk0TKGc3YjjQ


Деление с остатком, округление

Смородина

https://disk.yandex.ru/d/_-cJpMr47mTnRw


Действия с

натуральными числами. Комбинаторные задачи

Школьная форма

https://disk.yandex.ru/d/Yk-cNOUoTNlSpg


Зависимость между величинами. Истинность утверждений.

Парк

https://disk.yandex.ru/d/6S52SBCHOWiY_Q


Изменение и зависимость

Карнавал

https://disk.yandex.ru/d/sU38tzwXYNAjug


Неопределенность и данные

Урожай салата

https://disk.yandex.ru/d/OT3XrWHxa3kZ9Q


Пространство и форма

Спорткомплекс

https://disk.yandex.ru/d/XHH5VzCJUHY_Yg


Объем параллелепипеда

Аквариумисты

https://disk.yandex.ru/d/Q0ckaNZAX6dD9w


Зависимость между величинами

Велопрокат

https://disk.yandex.ru/d/oSjXZDzozHh8gg


Таблицы и диаграммы (ВПР)

Таблицы и диаграммы

https://disk.yandex.ru/d/hOlYGZEA7lAiiw


Покупки (ВПР)

Покупки

https://disk.yandex.ru/d/KCSwbQf_E5saFg


Коробки и кубики (ВПР)

Коробки и кубики

https://disk.yandex.ru/d/LL96Uo6X47wNwQ


Измерения на рисунке (ВПР)

Измерения на рисунке

https://disk.yandex.ru/d/h-3KCR0uPe2Tng


Огород (ОГЭ)

Огород

https://disk.yandex.ru/d/SBbd7HeTfxVPwA


Квартира (ОГЭ)

Квартира

https://disk.yandex.ru/d/m_pXxn6EbzFVHg


Листы бумаги (ОГЭ)

Листы бумаги

https://disk.yandex.ru/d/XhgOox_EhPefkA

Задачи на движение

Схемы к задачам

https://disk.yandex.ru/d/_ZWT5UTunghBlQ






7 класс

ТЕМА УРОКА (на котором можно предложить выполнить задание)

ЗАДАНИЕ

Ссылка на папку с заданиями

Вычисление процента от числа

Акция в интернет-магазине

https://disk.yandex.ru/d/m10e98nd_l6pqg


Вычисление процента от числа

Акция в магазине косметики

https://disk.yandex.ru/d/272IEUyFOgxo8g


Чтение графиков зависимости

Квест в летнем лагере

https://disk.yandex.ru/d/TMiQhuUxjTq_6A


Моделирование треугольник, квадрат

Клумбы для дачи

https://disk.yandex.ru/d/YcIq9CldyuWVmw


Свойство прямоугольного треугольника, параллельных прямых, длины отрезка

Лестница

https://disk.yandex.ru/d/HPvPl3zhrwleBA


Сложение, вычитание, сравнение десятичных чисел

Мировой рекорд по бегу

https://disk.yandex.ru/d/S5jxhnKUPF0r_Q


Круговые диаграммы, вычисления с десятичными числами

Питание самбиста

https://disk.yandex.ru/d/-orCkRs5YhbdVQ


Процент от числа

Предпраздничная распродажа

https://disk.yandex.ru/d/D4R_GXl0ZZoZRg


Площадь прямоугольника, площадь сложной фигуры

Ремонт комнаты

https://disk.yandex.ru/d/2kOfwxfiPZMYew


Формулы

Частота пульса

https://disk.yandex.ru/d/Fp1ST5qeGKiI4A

Формулы

Шкалы температур

https://disk.yandex.ru/d/5xr2Lmu33lsggg

Чтение графиков

Экскурсия по заповеднику

https://disk.yandex.ru/d/DybjV1MUv2sqbg

Чтение графиков

Анализ продаж

https://disk.yandex.ru/d/wNgyzvcZ83mJqg

Проценты. Процент от числа

Наборы к чаю

https://disk.yandex.ru/d/P1Vi0a3o2wlUMw

Круговые диаграммы

Продажи по регионам

https://disk.yandex.ru/d/HDQvhsA1GY-MsQ

Решение задач. Прямая пропорциональность

Средство для стирки

https://disk.yandex.ru/d/t4cuIXI0HJsDrg

Среднее арифметическое

Финальные матчи

https://disk.yandex.ru/d/eNBMiAu2CrZWGg

Задачи на проценты (ВПР)

Задача на проценты

https://disk.yandex.ru/d/Xrt95bFTh-EQPg


Таблицы (ВПР)

Таблицы

https://disk.yandex.ru/d/d4nZn9aVxS6arA


Простейшие текстовые задачи (ВПР)

Текстовые задачи

https://disk.yandex.ru/d/v7K9ju9Qk8BRhA


Логические задачи (ВПР)

Логические задачи

https://disk.yandex.ru/d/zWzCxS0eF4hoQA


Диаграммы (ВПР)

Диаграммы

https://disk.yandex.ru/d/a8q00p23QMRlVQ


План местности (ОГЭ)

Задание №1-5

https://disk.yandex.ru/d/W6GBlwWX-jqGmQ


Тарифы (ОГЭ)

Задание №1-5

https://disk.yandex.ru/d/8C9sxoCp8_j2qw




8 класс

ТЕМА УРОКА (на котором можно предложить выполнить задание)

ЗАДАНИЕ

Ссылка на папку с заданиями

Действия с рациональными числами

Классический бисквит

https://disk.yandex.ru/d/EGDz3QsFaIPlbg


Прямоугольный параллелепипед

Коробка для кексов

https://disk.yandex.ru/d/u-WqNJn2p7XK9g


Площадь квадрата, круга

Коробка для торта

https://disk.yandex.ru/d/mkvK-pKSHVSf7g


Квадратный корень

Индекс массы тела

https://disk.yandex.ru/d/hnwYunuCFWeWFg


Площади фигур

Деревянный конструктор

https://disk.yandex.ru/d/434tYPR9Okn1uA


Текстовые задачи

Абонемент в бассейн

https://disk.yandex.ru/d/r6THn2v_J3stFg


Теорема Пифагора

Освещение зимнего сада

https://disk.yandex.ru/d/GvGfu8K-l7R1Ag

Упорядочение данных в таблице

Пассажиропоток в аэропортов

https://disk.yandex.ru/d/ORKT-yCmyreBlQ


Процент от числа, число от процента

Студенческая практика

https://disk.yandex.ru/d/_YnKnjOVFFOjBQ


Графики

Тренировки по плаванию

https://disk.yandex.ru/d/Ay1uyTkYkN3i4A


Действия с рациональными числами

Формат книги

https://disk.yandex.ru/d/uuZE_O5Zm5pBCQ


Объем шара и куба

Чудо-арбузы

https://disk.yandex.ru/d/9UaMUWvC8eGXdQ

Диаграммы (ВПР)

Диаграммы

https://disk.yandex.ru/d/r8r-0oTVUSkNQA


Таблицы (ВПР)

Таблицы

https://disk.yandex.ru/d/oEPwcMVlQSPZaA

Участок (ОГЭ)

Участок

https://disk.yandex.ru/d/kGoqgyWGJc4-fg

План местности (ОГЭ)

План местности

https://disk.yandex.ru/d/A4hnRqQBKr92Kw

Теплица (ОГЭ)

теплица

https://disk.yandex.ru/d/FdJ0YdImM3qeXw













9 класс

Сейчас и в ОГЭ первые пять заданий практико-ориентированного типа, задачи с которыми дети сталкиваются в жизни, поэтому перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности. Задания практико-ориентированной направленности, которые содержатся в 1-5 заданиях КИМ ОГЭ, можно взять на данном сайте, где предложены не только варианты для отработки данных задач, но и подробный разбор их решения https://www.time4math.ru/oge

Все данные задания могут быть включены в урок при изучении той или иной темы, если же у вас есть дополнительные занятия, факультативы, элективные курсы, и у детей есть возможность выполнить их на платформе РЭШ, то конечно, это в большой степени сэкономит время и позволит более объективно оценить каждого ребенка.

Все данные по выполненным заданиям на платформе РЭШ мы вносим в специально нами разработанный журнал «Журнал результатов выполнения заданий по формированию математической грамотности. (Приложение 1)

Также в помощь предлагаю, некоторые учебные пособия, которые помогут научиться видеть математику в различных сферах жизни и применять имеющиеся знания при решении задач:

1.Учебное пособие «ЧИТАЕМ, РЕШАЕМ, ЖИВЁМ» (МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ) 5 КЛАСС , Краснодар, 2022г https://disk.yandex.ru/d/flIplT_43XQ6CA

2. Методическое пособие для учителя. Развитие математической грамотности на основе предметного и межпредметного содержания, Москва, 2021г https://disk.yandex.ru/d/G68QtUJpPF1vMw

3.Сборник эталонных заданий. Математическая грамотность часть 1, Просвещение, 2020г https://disk.yandex.ru/d/ibH979NRoicJ4Q

4. Сборник эталонных заданий. Математическая грамотность часть 2, Просвещение, 2020г https://disk.yandex.ru/d/mne_9aJ1rUuEdg

5. Математика на каждый день. Сергеева Т.Ф, Просвещение, 2020г https://disk.yandex.ru/d/kqgrD7a4XfwyZg

6. Методическое пособие для педагогов. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы, Самара, 2019г https://disk.yandex.ru/d/Tvz3qPwSin5ICQ



Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать свои обоснованные математические рассуждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности.

Поэтому, следует повышать мотивацию школьников к обучению через включение практических занятий, направленных на формирование навыков применения полученных знаний в жизненных ситуациях.

К сожалению, в учебниках математики предлагается большое количество технических упражнений, а задач практического содержания очень мало, а ведь важнее научить ученика решать практические задачи.

Сейчас и в ОГЭ первые пять заданий практико-ориентированного типа, задачи с которыми дети сталкиваются в жизни, поэтому перед учителями стоит большая задача формирования навыков критического мышления, что дает возможность развивать функциональную грамотность обучающихся в процессе учебной деятельности.

Для реализации формирования функциональной грамотности в обучении необходимо:

-регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»;

- систематически включать в урок задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Конечно, мы только недавно начали работать в данном направлении, но уже есть результаты, хоть и небольшие. Дети с удовольствием выполняют задания, связанные с жизнью, могут самостоятельно работать на платформе РЭШ, придумывать задачи для одноклассников.

Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, в частности, математической грамотности обучающихся, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных курсов, направленных на совершенствование прикладных математических умений, использующихся в различных жизненных ситуациях.























































Приложение 1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!