СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ КОНКУРСА ЭРУДИТОВ «МНОГОЛИКАЯ ВОДА» для обучающихся 7-8 классов

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс эрудитов «Многоликая вода» посвящен году Охраны окружающей среды и приурочен к важной дате экологического календаря - Всемирному дню водных ресурсов, который ежегодно отмечается 22 марта.

Мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей и познавательных потребностей учащихся 7 - 8 классов образовательных учреждений. С целью наглядного сопровождения конкурса эрудитов «Многоликая Вода» разработана интерактивная презентация, построенная по принципу телевизионной передачи «Своя игра».

Цель мероприятия: содействие формированию экологической культуры подрастающего поколения через развитие естественнонаучной грамотности и воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ КОНКУРСА ЭРУДИТОВ «МНОГОЛИКАЯ ВОДА» для обучающихся 7-8 классов»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СЦЕНАРИЯ КОНКУРСА ЭРУДИТОВ «МНОГОЛИКАЯ ВОДА»

для обучающихся 7-8 классов


Автор: Жидкова Анна Вячеславовна, методист, педагог дополнительного образования, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов», город Новокузнецк.


Пояснительная записка


Конкурс эрудитов «Многоликая вода» посвящен году Охраны окружающей среды и приурочен к важной дате экологического календаря - Всемирному дню водных ресурсов, который ежегодно отмечается 22 марта.

Мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей и познавательных потребностей учащихся 7 - 8 классов образовательных учреждений. С целью наглядного сопровождения конкурса эрудитов «Многоликая Вода» разработана интерактивная презентация, построенная по принципу телевизионной передачи «Своя игра».

Новизна данной методической разработки заключается в отборе и систематизации разнообразного информационного материала, связанного с темой воды, ее физических свойств, состояний, значения в природе и жизни человека, богатства водных ресурсов и т.д. Отличительные особенности разработки. Мероприятие содержит региональный компонент, носит интегрированный характер: объединяет такие области знаний, как окружающий мир, биология, экология, краеведение, математика, изобразительное искусство.

Конкурс включает в себя широкий круг вопросов по 4 тематическим категориям:

  1. Значение воды в природе и жизни человека

  2. Обитатели водоемов нашего края

  3. Рациональное использование водных ресурсов

  4. Интересные факты о водоемах родного края

Правила игры. В каждой из указанных номинаций содержится по 6 вопросов для команд. Команда имеет право выбрать любой из вопросов, не повторяя предыдущих участников. Цифра на табло, соответствующая номеру вопроса, после нажатия открывает задание. На слайде с заданием в нижнем правом углу расположена иконка с каплей воды, нажав на которую можно увидеть на экране правильный ответ с иллюстрацией и текстом. На слайде с ответом также располагается картинка с капелькой, активизация которой возвращает к исходному игровому табло.

В презентацию также включен видеофильм «Гимн воде», который позволяет актуализировать значение воды в природе и жизни человека, а также продемонстрировать красоту водных ресурсов планеты, формировать осознанное и бережное отношение к воде.

Необходимое оборудование для проведения игры: компьютер, мультимедийный проигрыватель, бумага и ручки для команд участников.

Педагогическая целесообразность игры. В ходе конкурса школьники не только пополняют запас знаний о свойствах воды; растениях, рыбах и зверях, обитающих вблизи водоемов; особенностях рек, озер Кузбасса, но и решают конкретные экологические задачи о расходе и экономии воды в бытовых условиях, самостоятельно разрабатывают правила рационального использования водных ресурсов; развивают творческие способности и универсальные учебные действия.

Цель мероприятия: содействие формированию экологической культуры подрастающего поколения через развитие естественнонаучной грамотности и воспитание бережного отношения к водным ресурсам.

Личностные результаты:

- чувство ответственности за свое поведение в окружающей среде;

- бережное и экономное отношение к водным ресурсам;

- чувство патриотизма, гордости за свою малую родину, богатство и красоту природы родного края;

- лидерские качества, стремление к победе, чувство здоровой конкуренции, активная жизненная позиция, доброжелательность, чувство уважения к соперникам и т.д.;

Метапредметные результаты:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в команде;

- умение эффективно использовать речевые средства при представлении команды, ответе на поставленные вопросы, защите плакатов и т.д.

- умение логически мыслить при решении экологических задач, ситуаций; осознавать причинно-следственные связи между поведением человека в окружающей среде и ее состоянием и др.

Предметные результаты:

- знание свойств, состояний и значения воды в жизни природы и человека;

- представление о водных объектах Кузбасса, их роли в природе родного края и деятельности человека;

- знание обитателей водоемов нашего края, их биологических особенностей;

- поиск решения проблемы экономии водных ресурсов в повседневной жизни и др.

Проведение мероприятия в форме интерактивной игры с использованием ИКТ позволяет активизировать и сохранить интерес участников, обеспечивает наглядность конкурсных заданий, а также высокий уровень динамики конкурса, экономию времени, отведенного на зачитывание вопросов и обобщение ответов детей. Форма интерактивной презентации отвечает современным требованиям к организации внеурочной деятельности, актуальна, и вызывает интерес у обучающихся различных возрастных групп.

Разработка сценария мероприятия «Многоликая вода», а также интерактивная презентация к мероприятию могут быть эффективно использованы учителями биологии и экологии, педагогами дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий, обобщающих уроков и занятий по формированию естественнонаучной грамотности для учащихся 7-8 классов.


СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЭРУДИТОВ «МНОГОЛИКАЯ ВОДА»


Ведущий: Добрый день, дорогие друзья, уважаемые педагоги! Мы рады приветствовать вас, и сегодня наша встреча посвящена удивительному веществу, без которого невозможна жизнь на нашей прекрасной планете, - Воде.

«…Вода! У тебя нет вкуса, ни цвета,

ни запаха, тебя не опишешь, тобой

наслаждаешься, не понимая, что ты такое.

Ты не просто необходима для жизни,

ты и есть жизнь…»

(Антуан де Сент Экзюпери)

Вода - ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленности и сельском хозяйстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, для жизни всех растений и животных. Для многих живых существ вода служит средой обитания. Неслучайно Генеральная Ассамблея ООН в 1993 году приняла официальное решение о проведении Всемирного дня водных ресурсов, напоминающего всем жителям планеты о значении и важности воды для начала и продолжения жизни на Земле. Назначили проведение этого праздника на 22 марта. Ежегодно в этот день поднимается новая проблема, связанная с загрязнением водных ресурсов на планете и звучит призыв к ее решению. Несмотря на то, что 2/3 нашей планеты покрыто водой, для миллиарда человек на земле вода – это роскошь. Перед мировой общественностью встает вопрос о глобальном водном кризисе, обеспечении населения Земли водой. 

Что же такое вода? Какими удивительными свойствами она обладает? Почему без воды невозможна жизнь на Земле? Как экономно использовать водные ресурсы? Ответы на все эти и другие вопросы мы попытаемся узнать в ходе нашего мероприятия.

Звучит «Гимн воде».

Давайте познакомимся с командами наших участников! Итак, сегодня в нашем зале собрались команды активных, умных, творческих ребят со всего Кузбасса: (перечисление)

Еще раз здравствуйте, друзья! Готовы к игре? Начнем с разминки!

Приглашаю на сцену капитанов и 2-х участников от каждой команды. Поддержим их аплодисментами!

  1. Разминка.

  1. Он бывает легкий после бани (пар)

  2. Падшая вода (лужа)

  3. В нем черти водятся (тихий омут)

  4. То, что хвалит каждый кулик, если оно свое (болото)

  5. Им и жажду отворяют, и двери открывают (ключ)

  6. Где вода стоит столбом? (в стакане, графине)

  7. От чего и почему утка плавает в пруду? (от берега и по воде)

  8. Какая река самая хищная? (Тигр)

  9. Когда небо может оказаться на земле? (когда отражается в луже)

  10. Как можно пронести воду в решете? (в виде льда)

  11. Что станет с зеленым платком, если он упадет в Красное море? (намокнет)

  12. Кто не намочит волосы под дождем без зонта? (лысый)

  13. Под каким деревом обычно сидят кошки, когда идет дождь? (под мокрым)

Спасибо, ребята, за смекалку и находчивость, за неординарные ответы! А мы продолжаем нашу игру!

Форма нашего мероприятия необычная – конкурс эрудитов – и для его наглядного проведения мы выбрали задания в виде интерактивной презентации. Итак, внимание на экран! Перед вами игровое поле с четырьмя номинациями:

  1. Значение воды в природе и жизни человека

  2. Обитатели водоемов нашего края

  3. Рациональное использование водных ресурсов

  4. Интересные факты о водоемах родного края

В каждой из номинаций по 6 вопросов для команд. Участники одной команды имеют право выбирать любой номер вопроса, не повторяя соперников. Итак, первая категория «Значение воды в природе и жизни человека».

Вопросы:

1. Почему человек может прожить без еды более трех недель, а без воды не проживет и трех дней?

Вода – главный материал, из которого построено наше тело. Вода составляет 85 % нашей крови, 80 % - наших мускулов, и 75 % - мозга. Она регулирует температуру тела, транспортирует питательные вещества и удаляет загрязнения. В сутки человеку необходимо около 2 литров воды, примерно столько жидкости наш организм теряет за сутки.

2.Почему водоемы не промерзают до дна, а лишь на поверхности и весной оттаивают?

Потому что лед легче воды, что имеет огромное значение для природы. Если бы лед был тяжелее воды, то водоемы превратились бы зимой в гигантские ледяные глыбы, в которых навсегда исчезла бы жизнь!

3. Туман – явление самое обыкновенное: это крохотные капельки воды, подвешенные в воздухе. Оказывается, туман полезен: им не только спасают посевы от заморозков и вредителей, но даже лечатся! Вспомните ингаляции! А вот городской туман очень вреден. Почему?

Воздух в городе очень загрязнен, а туманы состоят из дыма и копоти. Такой туман ест глаза, наполняет легкие пылью и ядами.

4.Ученые пришли к выводу, что многие миллионы лет назад вода в морях и океанах была пресная. Почему же сейчас они соленые?

Все реки стремятся к морю. А сами они питаются ручьями и подземными водами. Подземные воды размывают горные породы и соли почвы, неся их в реки. Реки, впадая в моря, также несут в них соль. Затем солнце испаряет верхние слои воды моря, а соль постепенно оседает на морское дно. За многие тысячелетия соли в морях накопилось столько, что вода в них стала соленой постоянно.

5.В русских народных сказках говорится о «живой» и «мертвой» воде, способной умертвить или оживить человека. Бывает ли живая и мертвая вода в природе? Обоснуйте свой ответ с научной точки зрения.

Для биологов вопрос «Может ли вода быть живой или мертвой? -бессмысленный. Живое - то, что имеет обмен веществ, растет и размножается. У воды таких свойств нет. Также понятно, почему море между Израилем и Иорданией назвали Мертвым: оно настолько соленое, что в нем не могут жить ни рыбы, ни бактерии. Но вода – источник жизни, чистая природная вода способна оздоравливать организм, лечить заболевания, продлевать срок жизни. Вода же, наоборот, загрязненная, может не только нанести вред здоровью, но и убить.

6.Почему воду можно назвать «архитектором» или «скульптором» Земли?

Воды, текущие по поверхности Земли совершают большую разрушительную работу, они изменяют рельеф Земли. Если на пути реки встречаются горы, она либо огибает их, либо прорезает себе русло глубоко в горах. Говорят, что вода камень точит. По пути движения к морю вода, как мельница, размалывает камни и обломки скал. В горах вода и ветер также играют свою разрушительную роль. Если в горные трещины попадает вода, а потом замерзает, она увеличивает эти трещины и откалывает, таким образом, камни. 

  1. Категория «Обитатели наших водоемов»

1.Растет это необыкновенное растение в тихих заводях рек, озерах, старицах. Латинское название получило по имени одной из водяных нимф. Согласно мифам, нимфа, погибшая от неразделенной любви к Геркулесу, превратилась в прекрасный цветок, который раскрывается утром и закрывается с наступлением сумерек. В народе называют его водяной лилией, водяной розой, одолень-травой. Различные части растения употребляются в пищу, используются в медицине. Оно ценно и как кормовое растение, особенно для водоплавающей птицы. Для ондатры в голодное зимнее время является одним из основных кормов.

Кувшинка малая, или четырехгранная.

2. Высокая трава семейства Злаковых, растет на мелководьях и по берегам водоёмов. Название произошло от латинских слов, одно из них обозначает «болото», другое "сжигать". Издавна растение служило топливом, да и факелы из него делали. Листья использовали для изготовления рогож, плетения сумок, обуви, мебели, крыли ими крыши. Початки растения, созревая, разлетаются легким желтоватым пухом, которым набивали подушки, матрасы, мебель, использовали как вату. Корневища растения издавна используются в пищу: их либо пекут и едят как картошку, либо сушат и готовят муку. Имеет и лекарственное значение.

Рогоз.

3. Крупная хищная лососёвая рыба, широко распространенная почти во всех больших реках и озерах Сибири, достигающая более 1 метра в длину и 60 кг веса. Идеальный хищник, не знающий конкуренции хозяин водоема, вовсе не считает своей добычей одних только рыб. Он пожирает переплывающих реку мышей, белок, крыс, даже собак, не говоря уж о гусях и утках. Жить он может только в чистой воде, почти всегда в одиночестве или парами в ямах, под перекатами или в глубоких протоках, где оказывается весьма уязвим для рыболовов.

Таймень.

4. Близкий родственник лососевых и сиговых рыб, населяет чистые холодноводные реки и озера, предпочитая водоемы с галечным и каменистым дном. Своеобразная визитная карточка этой рыбы - большой, похожий на флаг, спинной плавник, "расшитый" узором из пятен или полос. Практически всеядная рыба: рачки-гаммарусы, моллюски, личинки развивающихся в воде насекомых и наземные насекомые, случайно попавшие в воду, икра рыб, - вот его меню. Чувствителен к чистоте воды и к содержанию в ней кислорода.

Хариус сибирский.

5. Этот полуводный грызун внешне напоминает крысу (его часто называют мускусной крысой), только крупнее - весом 1—1,5 кг, длиной тела — 23—36 см. Имеет резцы, изолированные от ротовой полости, что позволяет зверьку перегрызать стебли растений под водой, не захлебываясь. Селится по берегам рек, озёр, каналов и особенно охотно — пресноводных болот. Питается прибрежными и водными растениями, реже - моллюсками, лягушками и мальками. Из-за своей многочисленности играет важную роль в питании многих хищников: енота, норки, выдры, сипух, луней, щук. Один из важнейших пушных промысловых видов, даёт ценную прочную шкурку. Мясо съедобно, в Северной Америке этого зверька даже называют «водяным кроликом».

Ондатра.

6.Хищное млекопитающее семейства куньих, ведущее полуводный образ жизни, с вытянутым, гибким телом длиной от 55 до 95 см. и весом 6 – 10 кг. Обитает преимущественно в лесных реках, богатых рыбой, реже — в озёрах и прудах, прекрасно плавает, ныряет и добывает себе пищу в воде: мелкую рыбу, лягушек, личинок ручейников, водяных полёвок и даже уток и куликов. Шубы из ценного меха этого зверя одни из самых прочных и носких. Из-за охоты и применения пестицидов в сельском хозяйстве численность этого вида резко сократилась. В 2000 г. он был внесен в красный список Всемирного союза охраны природы как «уязвимый» вид, занесен в Красную книгу Кемеровской области.

Выдра обыкновенная.

3.Категория «Рациональное использование водных ресурсов». В этой категории вам предлагаются экологические задачи по теме правильного и экономного использования воды в быту.

1.Один человек может сэкономить 15 литров воды в минуту при чистке зубов, если будет закрывать кран и пользоваться стаканчиком для полоскания рта. Сколько литров воды составит экономия семьи из 4 человек за 1 сутки, если каждый из них чистит зубы по 3 минуты дважды в день? А в неделю?

Ответ: 15 (литров) Х 3(мин.) = 45 литров (1 человек тратит на чистку зубов)

45 литров Х 4 (человек) = 180 литров (тратит семья на 1 чистку зубов)

180 Х 2 (раза в день) = 360 литров.

Экономия воды в семье за 1 день составляет 360 литров!

360 Х 7 = 2520 литров в неделю!

2. 1 мужчина выключал кран, когда брился. В неделю он экономил 380 литров. Сколько сэкономит литров семья из 4 человек, в которой 1 папа, 1 мама и 2 взрослых сына за 1 день? А за месяц?

Ответ: (380 литров: 7 дней недели) Х 3(человека) = 162,9 (л) – экономия за 1 день

380 литров Х 3 человек Х 4 недели в месяце = 4560 (л) – экономия за 1 месяц.

3. Семья Вани состоит из 3 человек и семья Оли тоже. Семья Вани моется в душе по 10 минут каждый и тратят по 40 литров воды на каждый прием душа. А семья Оли принимает ванну и тратит по 200 литров воды на каждого человека. Насколько семья Вани меньше тратит воды в сутки, чтобы помыться? А за неделю?

Ответ: 40 литров Х 3 человека = 120 литров воды тратит семья Вани

200 литров Х 3 человека = 600 литров

600 литров – 120 литров = 480 литров экономии в семье Вани

480 Х 7 = 3360 литров экономии в неделю!

4. Если мыть посуду в посудомоечной машине загруженной наполовину, то расход воды составит 120 литров воды за один раз использования. Если же мыть посуду в полностью загруженной машине, то расход воды составит 60 литров воды за один раз использования. Найти экономию воды за 10 раз использования посудомоечной машины загруженной полностью.

Ответ: (120 литров – 60 литров ) Х 10 приемов использования = 600 (л)

5.Известно, что из неплотно закрытого крана со струей воды толщиной в спичку за 1 час вытекает примерно 17 литров воды. Сколько воды утечет впустую за сутки? А за неделю?

Ответ: 17 литров Х 24 часа = 408 литров в сутки

408 Х 7 дней недели = 2856 литров за неделю!

6. В течение суток один человек расходует в среднем на разные нужды приблизительно 150 литров воды. Интересно, сколько же воды он истратит за всю жизнь, если средняя продолжительность жизни составляет примерно 70 лет?

Ответ: 150 литров Х 365 дней в году = 54750 литров в год

54750 литров Х 70 лет жизни = 3832500 литров!

Итак, с помощью нехитрых расчетов мы с вами выяснили, как много может сделать каждый из нас в повседневной жизни для сохранения водных ресурсов! Если семья сэкономит хотя бы 20 процентов водопроводной воды от того объема, которым обычно пользуется, то за год такое количество воды может образовать озеро диаметром 200 и глубиной 2 метра!

4.Категория «Интересные факты о водоемах нашего края»

1. Назовите наиболее крупные реки нашей области. Какая река самая крупная? К бассейну какой реки они принадлежат?

Томь, Кондома, Мрас-Су, Иня, Кия, Сары-Чумыш. Реки Кузбасса относятся к бассейну реки Оби. Река Томь является самой крупной в Кемеровской области, и правым притоком реки Обь.

2. Назовите самое крупное озеро нашего края? Где оно расположено?

Озеро Большой Берчикуль находится в Тисульском районе Кемеровской области и по площади является самым большим в Кузбассе. Его длина 8 км, а ширина до 4 км. Питают Берчикуль частично горные ручьи, но главным образом – мощные подземные ключи, бьющие со дна озера. Берега озера очень красивы, что привлекает сюда множество туристов и рыбаков.

3.Есть ли в Кузбассе крупные минеральные месторождения?

В Кузбассе есть минеральные воды, которые по своим лечебным качествам не уступают знаменитым минеральным водам, типа «Боржоми». Самое большое месторождение углекислых вод находится в долине реки Верхняя Терсь, поэтому вода получила емкое название – «Терсинка». Также не менее известной в России является минеральная вода «Борисовская», которая добывается на Борисовском месторождении в с.Борисово Крапивинского района.

4.Какая река Кемеровской области самая чистая и рыбная?

Река Кия – вторая по размерам река нашего края. Кия берет свое начало в Кузнецком Алатау. Эта река отличается от многих других своей невероятно чистой водой, не зря же именно в ее водах предпочитает нереститься нельма, осетры и стерлядь. Кия является одной из самых рыбных на юге Западной Сибири. Также Кию называют самой красивой рекой Кузбасса. Удивительно чистая вода манит и кружит голову, а своей прохладой – освежает.

5. Какая промышленность наиболее сильно загрязняет реки родного края?

Самым крупным потребителем и загрязнителем водоемов в Кузбассе является угольная промышленность – шахты, разрезы, обогатительные фабрики. Ежегодно они сбрасывают в водоемы загрязненные воды. Только за последние 30 лет из 905 рек в Кузбассе уничтожено промышленной и хозяйственной деятельностью около 200, которые ранее питали чистой водой главную водную артерию региона — реку Томь.

6.Разработайте 10 правил по рациональному использованию водных ресурсов в быту.

* Не допускать, чтобы кран оставался открытым без нужды

* Мыть посуду в раковине с закрытым пробкой сливом

* Стирать белье только при полной загрузке стиральной машины

* Принимать душ вместо ванны

* Использовать специальные водосберегающие насадки на душе или кране или уменьшать напор воды

* Бриться или чистить зубы, используя стаканчик

* Следить за исправностью сантехнического оборудования

* Установить счетчики на горячую и холодную воду

* Не засорять места отдыха около водоемов мусором

* Не стирать белье и не мыть автомобили в природных источниках воды.


Благодарим вас, ребята, за ваши знания и бережное отношение к воде – основе всего живого. А теперь внимание! Предлагаю всем зрителям и участникам интересную игру «Верю – не верю». Следует согласиться или опровергнуть следующие утверждения:

-Как известно, человек может прожить до 6 недель без пищи, но только одну неделю без воды (да).

-Многие газированные напитки, содержат вредные химические вещества, которые вызывают обезвоживание, а вовсе не утоляют жажду (да).

-Выпивая каждый день по 2 -2,5 литра воды человек может подавить чувство голода и сократить количество потребляемой пищи (да).

-Вода заряжает пищу энергией, после чего частицы пищи передают эту энергию организму в процессе пищеварения. Оказывается, еда без воды не имеет для тела абсолютно никакой энергетической ценности (да).

-При большом потреблении чая и кофе почки работают на полную мощность, создавая угрозу обезвоживания (да).

-Как утверждают медики, вода помогает повысить давление, поэтому лучший способ избавиться от отеков - пить много воды (да).

-Большинство представленных продуктов питания имеют ограниченный срок годности, относится это и к воде (да).

-Готовить еду на минеральной воде вредно (да).

-Воду лучше кипятить, чем использовать специальные фильтры для ее очистки (нет).

- Воду лучше всего обеззараживают серебром, она становится абсолютно чистой (нет).

Спасибо за верные ответы, вы действительно многое знаете о воде! А пока уважаемое жюри подводит итоги конкурса, предлагаю вам посмотреть занимательный и познавательный мультфильм о чудодейственных свойствах воды!

А теперь слово предоставляется жюри.

Подведение итогов и награждение.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!