Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» с. Куракино
Бабынинского района Калужской области
Методическая разработка внеклассного общешкольного мероприятия
«Святая Пасха. Как отмечали на Руси»
Автор: Коновалова Татьяна Николаевна-
классный руководитель 9 класса
Село Куракино Бабынинского района калужской области
2020 г.
Пояснительная записка.
В России произошли значительные политические изменения, которые привели к потере духовных ценностей у подрастающего поколения.
Эти изменения снизили степень воспитанности детей. Воспитательное воздействие российской культуры и образования ,как важнейшие факторы формирования чувства патриотизма , гордости за свою страну, родину , становится минимальным . Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Поэтому необходимость возрождения патриотического, духовно- нравственного воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе знания и понимания традиций русского народа, которые складывались веками, передавались из поколения в поколение.
Цель мероприятия:
Воспитание любви к своей Родине, к своему народу, к традициям, созданными предками.
Задачи:
-познакомить учащихся с пасхальными традициями русского народа;
-пробудить интерес к старинным русским обрядам
-способствовать формированию у учащихся художественно-эстетического вкуса
-развивать творческие способности каждого ребенка
Место проведения:
МКОУ «ООШ» с Куракино
Художественное оформление помещения:
детские рисунки и поделки на тему «Пасха», атрибуты для оформления русской избы, русско-народные костюмы для участников праздника, тексты песен, закличекк
Данный сценарий можно реализовать на:
- уроках ОПК 4 класс( тема «Пасха»)
- при организации общешкольного мероприятия
Материально- техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, записи колокольного трезвона, минусовки песен, указанных в сценарии праздника.
Разработка сценария мероприятия опирается на методику группового воспитательного дела. Эта методика наиболее удачна, т.к. уже на каждом подготовительном этапе формируется отношение и интерес к содержанию. Также учитель может проследить психологический настрой каждого ученика к содержанию сценария и откорректировать его..
Вся проделанная работа проецируется на будущее : элементы праздника дети могут воспроизвести и в семье, и в играх со сверстниками.
Ход мероприятия
Дети в русско-народных костюмах заходят в актовый зал.
Становятся в полукруг и произносят заклички
1 Ой, весна моя, Ты весняночка! Из-за темных лесов,т Из-за синих морей .Приходи.
Солнцем, светом озари!
2 Жаворонки, перепелушки. Птички ласточки, прилетите к нам 1Весну ясную, весну прекрасную.Принесите нам 3 Весна-красна! Что принесла? Теплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко,
Открывай окошко!
Дети идут по кругу. Поднимают веточки березы вверх так, что образуются «воротики»
Вместе проговаривают: Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей,Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! Несёт весна куличи, Несет весна пасочку – К светлому праздничку.Будет Ваня разговляться,Крашеным яичком любоваться.
( заклички произносятся под звуки весеннего леса с голосами птиц)
Через импровизированные ворота входит девочка в костюме весны и ведется диалог
Дети: весна- красна Где была?
Весна: В лесу зимовала, Огород городила. Калину садила.
Дети: Весна - красна, На чем пришла?Весна: На сохе, на бороне, На кривой кочерге,
На жердочке. На бороздоче. На ржаном колоску, На пшеничном пирожку!
Дети : Весна- красна. Что нам принесла? Весна: Соху, борону. И кобылку ворону.
Солнца клочок. И соломки пучок.
Дети: Весна-красна, Что в подарок принесла?
Весна: Светлый праздник- Святу Пасху!
(На экран выводится слайд 1 Ведущие рассказывают о празднике «Святая Пасха»)
Ведущий1 Православная церковь считает Пасху главным христианским праздником. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Христиане не приветствуют в этот день печаль об усопших. Это праздник радости, его следует встречать с миром в душе и ликованием.
Ведущий 2 Пасха для христиан очень уважаема, она сопровождается различными ритуалами и традициями. Например, перед Христовым Воскресеньем проходит пост. Он длиться семь недель и в этот период верующий человек воздерживается не только от пищи животного происхождения, но и от алкоголя, злословия и прочих непристойных дел. Он очищается и телом и душой, наступает покаяние и христианин достигает состояния гармонии с собой и внешним миром.( выводятся на экран слайды 2-3) Ведущий 1Тожественная часть начинается ровно в полночь. В храмах идёт служение, весь православный мир пребывает в радости и ликовании. Церковь наполняется ароматом выпеченных куличей, ладана, теплом свечей, отражающихся в иконах и глазах людей. Православные целуют друг-друга, обнимают и желают счастья. Повсюду звенит одна весть «Христос Воскрес!». И в ответ слышат согласие: «Воистину Воскрес!». ( слайд4)
Ведущий 1 Как у каждого праздника. У Пасхи есть свои приметы- куличи. Творожная пасха. Крашенные яйца.
Ведущий 2 А, вы знаете откуда пошел обычай красить яйца?
( Выводится на экран слайд5)
Ведущий 1 Существует такая легенда, что одна из горожанок не поверила в весть о том, что воскрес сын божий. Она проронила фразу о том, что убедиться в правдивости слов только тогда, когда все яйца в её корзинке станут красными. И тогда яйца и в самом деле покраснели. Хозяйка ойкнула и перекрестилась. Христос Воскрес! (Выводится на экран слайд7)
Ведущий 2 После того, как богослужение будет завершено, каждый желающий получает возможность ударить звоном в колокола.. После церкви народ спешит домой, чтобы в кругу семьи продолжить отмечать Светлое Христово Воскресенье. Хозяйки заранее готовят самые вкусные блюда, пост окончен и теперь можно побаловать себя мясными блюдами и тем, в чём приходилось воздерживаться на протяжении 7 недель.
(Звучит запись звона колоколов и постепенно стихет. На фоне звона ведущие говорят)
(Выводится на экран слайд 8)
Ведущий 1 На пасху всем желающим разрешалось звонить в колокола.
Ведущий 2 Издавна подмечено. Что колокольный звон лечит душу. Восстанавливает силы человека
Ведущий 1 и это еще один пасхальный обычай русского народа.
(Трезвон колоколов звучит громче)
(На экран выводятся слайды 9,10,11)
Ведущий 1 Пасха- время первого гулянья
Ведущий 2 на лужайках затевались игры. Давайте поиграем в пасхальную игру «На калиновом мосту»
Надо встать всем в круг.В центре круга мы поставим стул и на него сядет девочка.
Она говорит такие слова
«Я сижу одна , пылаю
На калиновом мосту.
Люблю молодца. Страдаю,
Все я думаю о нем.
Кто меня любит, тот меня выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит»
Выходит мальчик, «выкупает» девочку. Девочка убегает в круг, а мальчик занимает ее место
«Я сижу один, пылаю
На калиновом мосту.
Люблю девицу, страдаю,
Все я думаю оней.
Кто меня любит, тот меня выручит,
Кто поцелует, тот и выкупит»
Мальчика выкупает другая девочка. Игра проводиться 3-4 раза.
Ведущий 1 А, хотите еще поиграть?
Ведущий 2 На Пасху и взрослые и дети любили играть с крашенными яйцами. Игр было много :
Битье яиц, катание яиц с горки, воротца, катание яиц на встречу, кручение яиц.
Ведущий 1 А, мы сейчас поиграем в игру «Прятание яиц»
Ведущий 2 В игре нужна смекалка и умение ориентироваться в пространстве. Игра похожа на жмурки.
Ведущий 1. На землю (или в современном варианте на пол, на стол, на стул) положим яйцо.
Выбираем водящего, завязываем ему глаза и отводим его подальше от места, где лежит яйцо.
Водящий с завязанными глазами идет к яйцу, идет до того места, пока не решит, что уже подошел к яйцу ( никто не подсказывает и никто не останавливает).
(Игра проводиться 3-4 раза)
Ведущий 1 Раньше верили, что человек, выигравший в игре крашеное яйцо, обеспечивает себе этим здоровье и богатство на целый год вперед! Поиграйте в пасхальные игры для детей после праздника в семье, и вы увидите, насколько мудрыми и интересными и веселыми были эти древние игры! Давайте возродим пасхальные традиции в наших семьях! И поиграем друг с другом, с гостями, знакомыми, друзьями !
(Слайд «качели» остается на экране)
Ведущий 1 В старину не бывало Пасхи без качелей. Качели или качули были чрезвычайно любимы и популярны на Пасху. Качаясь, девицы распевали «Качульные песни»- частушки
(мальчики ставят украшенные цветами качели, а девочки, раскачивая кого-либо, поют частушки)
Ведущий 2 В день Святой Пасхи жители деревень, городов делились приметами и поверьями.
(Выходят на сцену мальчик и девочка и , обращаясь друг к другу, проговаривают приметы и поверья)
Мальчик: « В нашей деревне пастухи говорят, что пасхальное яйцо поможет отыскать пропавшую скотину»
Девочка : «А у нас на пасху деды расчесывают волосы с пожеланием ,чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове»
Мальчик: «А у нас девушки на пасху желают: «Дай Бог жениха хорошего ,в сапогах с калошами. Не на корове, а на лошади»
Девочка : «А у нас считается, что, ежели девица встанет на топор на Пасху , то будет она крепкой и ладной»
Мальчик : «А у нас женщины умываются водой «с золота и серебра и красного яичка» в надежде разбогатеть.»
Девочка : «А у нас,чтобы урожай не пострадал от града, засухи или ливней, на Пасху зарывают в землю на поле скорлупу от пасхальных яиц.»
Мальчик: «А у нас на Пасху водят веселые хороводы»
( мальчик приглашает всех стать в хоровод. Учащиеся исполняют круговой хоровод на мотив русской народной песни «На горе-то калина» Приложение№2
Ведущий 1 Вот и заканчивается наш праздник.
Ведущий 2 Пусть в ваших душах сохраниться радость, светлое настроение.
Ведущий 1 И пусть в двадцать первом веке от Рождества Христова праздники, посвященные его Рождению, Жизни, Воскресению, обретут традиции в каждой семье и станут любимыми праздниками детства.
Приложение №1 Слайды, необходимые для оформления зала.