министерство образования и науки Амурской области
государственное профессиональное образовательное автономное
учреждение среднего профессионального образования Амурской области
«Амурский колледж сервиса и торговли»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
«Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов»
Белогорск 2023
Методическая разработка урока «Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин.
Цель написания данной методической разработки – обобщить опыт изучения системы образов романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», одного из самых сложных произведений учебной программы.
Применение различных методов и приемов в системе и взаимосвязи приводит к конечному результату - развитию мышления студентов, повышению их творческой активности.
Разработчик: Бахтиева Г.Б. преподаватель русского языка и литературы.
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………….. 5
1.Теоретическая часть…………………………………………… 6
2.Методическая часть……………………………………………. 7
2.1.План - конспект урока……………………………………….. 9
3.Материалы по апробации урока…………………………....... 19
Заключение………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………...21
Приложения……………………………………………………...22
Пояснительная записка
Настоящая методическая разработка урока по дисциплине «Литература» подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Разработка урока предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин.
Урок разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине
Данная тема урока входит в учебную тему
В результате изучения темы урока обучающиеся должны знать:
-
основное содержание романа;
-
системуглавных образов романа (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита, Берлиоз и поэт Иван Бездомный и др.);
-
три основные сюжетные линии романа (сюжетную линию Мастера и Маргариты, сюжетную линию Иешуа и Понтия Пилата и сюжетную линию Воланда и его свиты);
уметь:
-
выразительно читать и анализировать текст романа;
-
пересказывать главное содержание прочитанных глав романа;
-
правильно отвечать на вопросы по содержанию романа;
-
участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать свою точку зрения
Методическая часть
Тема урока: Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов
Роман М.А.Булгакова«Мастер и Маргарита» один из самых сложных для изучения. В романе несколько художественных слоёв: фантастический, реалистический, религиозный. М.А.Булгаков поднимает в своем романе нравственно-философские и социальные проблемы.Урок по теме «Система образов романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» является вторым уроком. Обучающиеся уже начали читать роман, знают историю создания романа, жанровые особенности. Данная тема позволит расширить и углубить знания обучающихся по системе образов в романе, выявить их взаимосвязь, проследить основные сюжетные линии романа.
В ходе урока решаются следующие цели:
Образовательные:
-
ознакомить обучающихся с системой образов романа М.А. Булгакова (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита);
-
проследить три основные сюжетные линии романа
-
способствовать созданию у учащихся положительной мотивации к изучению данного романа
Развивающие:
-
развивать навыки работы в группе,коммуникативность и толерантность обучающихся;
-
умение участвовать в дискуссии, высказывать аргументированно свою точку зрения;
-
умение выразительно читать и анализировать текст;
-
развивать навыки сравнительного и логического мышления
Воспитательные:
-
развивать интерес к русской литературеXX века, к творчеству М.А.Булгакова;
-
формировать способность к самовыражению;
-
формировать коммуникативность;
-
воспитывать толерантность обучающихся
Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления изученного.
КМО урока:
План-конспект урока.
План урока:
I. Организационный этап – 2 мин.
II. Эмоциональный настрой:-1 мин.
III. Проверка домашнего задания. –5 мин.
IV. Изучение новой темы- 10 мин.
V. Закрепление– 20 мин.
VI. Подведение итогов урока– 5 мин.
VII. Домашнее задание– 1 мин.
VIII Рефлексия. 1мин
Ход урока.
-
Организационный этап. Приветствуются обучающиеся, отмечаютсяотсутствующие на уроке студенты.
-
Эмоциональный настрой:
До урока на перемене звучит песня Игоря Николаева «Мастер и Маргарита».
- Какому произведению она посвящена? («Мастер и Маргарита» М. Булгаков).
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? («Знакомство с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») (слайд 1)
- Какие задачи мы можем поставить перед собой?
(историей создания романа «Мастер и Маргарита», определить жанр произведения и особенности композиции). (слайд 2)
-
Проверка домашнего задания. (Дочитать роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
История создания романа.(слайд 3)
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.
IV.Изучение новой темы.
1. Определение жанра романа.(слайд 4)
Преподаватель : 12 лет упорного труда и разочарований, 8 редакций романа, почти 50 лет забвения. Этот «невозможный» роман. Давайте попробуем разобраться в нём. Начнём с определения жанра.
-К какому жанру вы отнесете «Мастер и Маргариту»?
Но его можно назвать
и бытовым,
и фантастическим,
и философским,
и автобиографическим,
и любовно-лирическим,
и сатирическим.
Роман многожанров и многопланов. Всё тесно переплетено, как в жизни.
2. Беседа о сюжетно – композиционном своеобразии:(слайд 5)
- Начнём с очевидного (это роман в романе).
- Какие два романа мы читаем? (роман Мастера и роман о Мастере).
- Сколько сюжетных линий в романе? (3: (слайд 6)
ершалаимские главы - первая;
история любви Мастера и Маргариты - вторая;
похождения Воланда и его свиты в Москве – третья).
- Как же вводится роман Мастера в московские события? (
2 гл. – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному;
16 гл.- видит во сне Иван Бездомный, находясь в сумасшедшем доме;
25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.)
Роман о Мастере и роман Мастера – это не механическое соединение двух различных повествований, они являются художественным единством, которое задаётся на формальном уровне.
Многие считают, что Булгаков пересказал евангельскую историю. Так ли это? Послушаем сообщение, в некотором роде исследование, по этому вопросу.
Сообщение учащегося (Иисус и Иешуа) (слайд 7)
- Почему Булгаков модифицирует библейский сюжет? (роман решает не богословские проблемы, а человеческие. Да и главный герой романа Мастера не Иешуа. А Понтий Пилат.)
V.Закрепление.
1. Работа с таблицей и текстом произведения. (слайд 8)
Преподаватель: Какие 3 основных мира созданы автором? (древний ершалаимский, московский современный, вечный потусторонний).
Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов.
Наша с вами задача: увидеть закономерности в системе образов романа, заполнив таблицу, расположив героев по принадлежности к разным мирам и рассмотрев их связь между собой, развивать речь, навыки анализа поступков героев, прививать вам умение критически ко всему относиться, всегда иметь свою точку зрения и быть толерантными.
(слайд 9)
| | Современный московский мир | Древний ершалаимский мир | Потусторонний мир |
1 | Правители | Стравинский | Понтий Пилат | Воланд |
2 | Носители истины | Мастер | Иешуа | Маргарита |
3 | Доносчики | АлоизийМогарыч | Иуда | Барон Майгель |
4 | Палачи | Арчибальд | Марк Крысобой | Азазелло |
5 | Первые помощники правителей | медсестра | Афраний | Коровьев |
6 | Служанки | Наташа | Низа | Гелла |
7 | Животные | Тузбубен | Банга | Кот Бегемот |
Итак, я вызываю первую и наиболее значимую триаду.
О ком идёт речь?
-
Правители
Преподаватель: Докажите, что этих героев можно объединить.
Аргументы:
-
( слайд 11) В ершалаимских сценах события развиваются по приказам П. Пилата.
-
( слайд 10) Стравинскому в клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты.
-
( слайд 12) В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающий в мир московский, где нарушены моральные и нравственные устои.
-
Наличие помощников.
-
Внешнее сходство Стравинского и П. Пилата отмечает при первой встрече с профессором Иван Бездомный, живо представляющий прокуратора Иудеи по рассказу Воланда. Он также обращает внимание и на то, что директор клиники, как и римский прокуратор, говорит по-латыни.
2. Носители истины
Разумеется, венчают эту таблицу главные герои.
Как вы думаете, что для них главное в жизни? (Мастер – творчество, Маргарита – любовь, Иешуа - истина).
-Что роднит Мастера с Иешуа?
Аргументы:
1. Верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутреннюю независимость. Подобно бродячему философу, Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: « …Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности мне ненавистен громкий крик, будь то крик страданий, ярости или иной какой-нибудь крик».
2. ( слайд 13) Общность судеб Мастера и героя проецируется и в бездомности.
3. ( слайд 14) Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твёрдым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Автор романа о П. Пилате совершает подвиг творческий. Но в отличие от Иешуа, Мастера перенесённые страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись.
4. Они оба имеют учеников: Иешуа – Левия Матвея, Мастер – Ивана Бездомного. Ученики жалки, слабы и непоследовательны. Не способны пройти путь учителя как в нравственном, так и в духовной плане. Бездомный – не так талантлив, Л. Матвей – не твёрд в своей вере.
5. (слайд 15) Мастер обретает бытие после смерти за подвиг свободной творческой воли, Маргарита – за свою любовь.
3. Доносчики (слайд 16)
Догадались ли вы, какие герои вышли на сцену?Почему вы так решили?
Аргументы:
-
Иуда - служащий в меняльной лавке и шпион Каифы, предаёт Иешуа; Алоизий - журналист, осведомляющий публику о новинках литературы, предаёт Мастера; барон Майгель - служащий в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы, пытается, но не успевает предать Воланда со всеми участниками Бала Сатаны.
-
Как всех предателей, их настигает кара: Иуду зарезали по приказу Пилата, Майгеля застрелили на балу у Воланда, Алоизийвыброшен в одних подштанниках из Москвы, однако возвращается и возобновляет свою деятельность.
Вывод: современный мир Сатана исправить не в силах, это могут попытаться сделать только сами люди, в которых Воланд лишь обнажает существующие пороки.
4. Палачи (слайд 17)
- Кто же они? Какую функцию выполняют эти персонажи в произведении?Чем схожи? (Выполняют функции палача, хотя Арчибальд Арчибальдович - только в воображении рассказчика, когда превращается из директора ресторана в пирата).
Аргументы:
-
Внешнее сходство: Крысобой и Арчибальд оба высокого роста, широкоплечи; у Крысобоя и Азазелло изуродованное лицо, гнусавый голос.
-
Человеческая жизнь для них ничего не значит.
Преподаватель: Будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями такой страшной профессии.
- Следующая триада содержит в себе глубокую мысль: подлинное зло отражено в романе не Сатаной, а тремя обычными людьми, совершившим предательство.
5. Первые помощники правителей (слайд 18)
В качестве первого помощника Воланда выступает в "Мастере и Маргарите" Коровьев-Фагот (потусторонний мир) .
В качестве помощника в современном мире можн назвать
В Ершоломейском мире помощников
-
Служанки (слайд 19)
Следующая триада: М. Булгаков умышленно не описывает внешности этих людей, дабы подчеркнуть тем самым, что людей такого сорта объединяют не портретные черты, а низменность поступков.
Это женские образы, которые помогают палачам либо нечистой силе запугать некоторых героев или даже помочь убить. Кто они?
(Низа – агент Афрания, заманивает Иуду в Гефсиманский сад, где он погибает, Наташа – домработница Маргариты, преданная ей настолько, что согласилась даже сопровождать свою хозяйку на бал к Сатане, Гелла – служанка и агент Воланда («расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела оказать»), заманивает на Бал Майгеля, чуть не губит Римского, Варенуху).
Вывод: Дамы преданы своим господам, главным их оружием являются женские чары, этим оружием они владеют в совершенстве и эффективно используют.
-
Животные (слайд 20)
Преподаватель: Будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями такой страшной профессии.
Мы разобрали с вами две триады и переходим к третьей, очень своеобразной, состоящей из животных. Они необычно представлены в произведении.
- Вспомним, какие животные присутствуют в романе, наделённые человеческими качествами?
(Банга - любимый пёс П. Пилата, единственное существо, понимающее и сочувствующее ему; Бегемот - любимый шут Воланда, в котором сочетаетсяговорливость и шаловливость; Тузбубен – милицейский пёс).
Итак, благодаря этой таблице, нам с вами сегодня удалось сделать чуть понятнее систему образов романа «Мастер и Маргарита».
Кто на ваш взгляд является главным героем романа М.А. Булгакова «Мастера и Маргарита»? И почему?
VI. Подведение итогов урока: (слайд 21)
1. Выводы по уроку:
Роман «Мастер и Маргарита» - сложное оригинальное произведение. В нём два романа зеркально повёрнуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождает художественное целое, соединяя легенду и быт в историческую жизнь человека.
Разбираясь в структуре романа, мы только чуть-чуть прикоснулись к проблемам, поднятым в нём. Последующие уроки мы посвятим им, проблемам. И начнём говорить о них с романа Мастера, поскольку именно он является тем стержнем, на котором держится всё произведение.
2. Озвучить оценки
VII Домашнее задание: (слайд 22)
Написать мини-сочинение «В чём актуальность романа «Мастер и Маргарита»?
VIII Рефлексия. (слайд 23)
Материалы по апробации данного урока
Данный урок рекомендуется проводить в группах обучающихся на 1курсах (согласно учебному плану) средних специальных учебных заведений.
Урок позволяет обеспечить усвоение студентами содержания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», системы образов данного романа и основных сюжетных линий. Урок позволяет стимулировать развитие коммуникативных умений, творческий подход к решению разнообразных задач.
Использование аудиосредств, наглядного материала позволяет разнообразить урок, сделать его более интересным, доступным для понимания, наглядным, помогает мотивировать обучающихся к изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа с материалом активизирует познавательную деятельность студентов.
Заключение
Роман «Мастер и Маргарита» - сложное, многоплановое, философское произведение. Тема урока охватывала большой текстовый материал, требовала от учащихся серьезной предварительной подготовки. Для достижения поставленных в начале урока целей учащимся необходимо было выполнить различные задания. Все задания были спланированы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ответ на вопрос о том, что для вас значат слова «совесть», «трусость», заинтересовал ребят, они постарались в нем выразить свое отношение к нравственным урокам и романа Булгакова, и окружающей их действительности. О чём же роман Булгакова? Он – об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей силе любви и творчества,возносящий душу к высотам истинной человечности. Наглядные элементы (иллюстрации, фильм) позволили сделать урок более эффективным, заинтересовать всех учащихся.
Работа в группах помогает развитию творчества. Такая форма способствует усилению мотивации, умению мыслить самостоятельно. Использование данных методов обучения способствует быстрому и успешному усвоению сложного материала.
Список литературы
Литература, рекомендуемая студентам:
-
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Любое издание.
Литература для преподавателя
1.Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М.: Локид; Миф, 2000.
2. Белобровцева И. З., Кульюс С. К. Путеводитель по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2012. 208 с. (Школа вдумчивого чтения).
3. Соколов, Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. М., 1991
4. В. А. Колганов. Булгаков и «Маргарита». М.: Центрполиграф, 2012.
5. Филатьев Э. Тайна булгаковского «Мастера…». СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.
Приложение №1.
Сообщение учащегося (Иисус и Иешуа)
Иешуа высок, но высота его — человеческая
по природе своей. Он высок по человеческим
меркам. Он человек. В нем нет ничего от Сына Божия.
М. Дунаев1
Иешуа и Мастер, несмотря на то, что по объему занимают немного места в романе, являются центральными героями романа. У них немало общего: один – бродячий философ, не помнящий своих родителей и не имеющий никого на свете; другой — безымянный сотрудник какого-то московского музея, также совершенно одинокий.
Судьбы обоих складываются трагически, и этим они обязаны той истине, которая им открыта: для Иешуа — это идея добра; для Мастера – это та правда о событиях двухтысячелетней давности, которую он "угадал" в своем романе.
Иешуа Га-Ноцри. С религиозной точки зрения образ Иешуа Га-Ноцри является отступлением от христианских канонов, и магистр богословия, кандидат филологических наук М.М. Дунаев об этом пишет: "На древе утраченной истины, утонченного заблуждения созрел и плод под названием “Мастер и Маргарита”, с художественным блеском вольно или невольно – исказивший первооснову [Евангелие. — В.К.], а в результате вышел роман антихристианский, “евангелие от сатаны”, “анти-литургия”"2. Однако булгаковскийИешуа — это образ художественный, многомерный, оценка и анализ его возможны с различных точек зрения: религиозной, исторической, психологической, этической, философской, эстетической… Принципиальная многомерность подходов порождает множественность точек зрения, порождает споры о сущности этого персонажа романа.
Для читателя, впервые открывающего роман, имя этого персонажа является загадкой. Что оно означает? "Иешуа (или Иегошуа) — это еврейская форма имени Иисус, что в переводе означает “Бог мое спасение”, или “Спаситель”"3. Га-Ноцри в соответствии с распространенным толкованием этого слова переводится как "Назарей; назарянин; из Назарета", то есть родного города Иисуса, где прошли его детские годы (родился Иисус, как известно, в Вифлееме). Но, коль выбрана автором нетрадиционная форма именования персонажа, нетрадиционным с религиозной точки зрения, неканоническим должен быть и сам носитель этого имени. Иешуа — это художественный, неканонический "двойник" Иисуса Христа (Христос в переводе с греческого — "Мессия").
Нетрадиционность образа Иешуа Га-Ноцри в сравнении с евангельским Иисусом Христом очевидна:
-
Иешуа у Булгакова – "человек лет двадцати семи". Иисусу Христу, как известно, было тридцать три года во время свершения им жертвенного подвига. Относительно даты рождения Иисуса Христа, действительно, существуют расхождения среди самих церковно служителей: протоиерей Александр Мень, ссылаясь на труды историков, считает, что Христос родился на 6–7 лет раньше его официального рождества, исчисленного в VI веке монахом Дионисием Малым4. Этот пример показывает, что М. Булгаков, создавая свой "фантастический роман" (авторское определение жанра), основывался на реальных исторических фактах;
-
булгаковскийИешуа не помнит своих родителей. Мать и официальный отец Иисуса Христа названы во всех Евангелиях;
-
Иешуа по крови "кажется, сириец". Еврейское происхождение Иисуса прослежено от Авраама (в Евангелии от Матфея);
-
Иешуа имеет одного-единственного ученика — Левия Матвея. У Иисуса, как утверждают евангелисты, было двенадцать апостолов;
-
Иешуа предан Иудой — каким-то едва знакомым молодым человеком, который, однако, не является учеником Иешуа (как в Евангелии Иуда является учеником Иисуса);
-
Иуда у Булгакова убит по приказанию Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть; евангельский Иуда из Кариота повесился;
-
после смерти Иешуа тело его похищает и предает земле Левий Матвей. В Евангелии — Иосиф из Аримафеи, "ученик Христа, но тайный из страха от иудеев";
-
изменен характер проповеди евангельского Иисуса, в романе М. Булгакова оставлено лишь одно нравственное положение "Все люди добрые", к этому, однако, христианское учение не сводится;
-
оспорено божественное происхождение Евангелий. О записях на пергаменте ученика — Левия Матвея — Иешуа в романе говорит: "Эти добрые люди… ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной. Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты Бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал";
-
не говорится о божественном происхождении Богочеловека и распятии на кресте — искупительной жертве (у Булгакова казнимые "приговорены… к повешению на столбах!").
Приложение №2.
Таблица
| | Современный московский мир | Древний ершалаимский мир | Потусторонний мир |
1 | Правители | Стравинский | Понтий Пилат | Воланд |
2 | Носители истины | Мастер | Иешуа | Маргарита |
3 | Доносчики | АлоизийМогарыч | Иуда | Барон Майгель |
4 | Палачи | Арчибальд | Марк Крысобой | Азазелло |
5 | Первые помощники правителей | медсестра | Афраний | Коровьев |
6 | Служанки | Наташа | Низа | Гелла |
7 | Животные | Тузбубен | Банга | Кот Бегемот |
Приложение №3.
Рефлексия.
Мне нужна помощь! Я ничего не понял
Я все понял! У меня все получилось
18