СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов.»


министерство образования и науки Амурской области

государственное профессиональное образовательное автономное

учреждение среднего профессионального образования Амурской области

«Амурский колледж сервиса и торговли»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА

«Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов»













Белогорск 2023



Методическая разработка урока «Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин.

Цель написания данной методической разработки – обобщить опыт изучения системы образов романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», одного из самых сложных произведений учебной программы.

Применение различных методов и приемов в системе и взаимосвязи приводит к конечному результату - развитию мышления студентов, повышению их творческой активности.

















Разработчик: Бахтиева Г.Б. преподаватель русского языка и литературы.



Оглавление

Пояснительная записка………………………………………….. 5

1.Теоретическая часть…………………………………………… 6

2.Методическая часть……………………………………………. 7

2.1.План - конспект урока……………………………………….. 9

3.Материалы по апробации урока…………………………....... 19

Заключение………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………...21

Приложения……………………………………………………...22



Пояснительная записка

Настоящая методическая разработка урока по дисциплине «Литература» подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Разработка урока предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин.

Урок разработан в соответствии с рабочей программой по дисциплине

Данная тема урока входит в учебную тему

В результате изучения темы урока обучающиеся должны знать:

  • основное содержание романа;

  • системуглавных образов романа (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита, Берлиоз и поэт Иван Бездомный и др.);

  • три основные сюжетные линии романа (сюжетную линию Мастера и Маргариты, сюжетную линию Иешуа и Понтия Пилата и сюжетную линию Воланда и его свиты);

уметь:

  • выразительно читать и анализировать текст романа;

  • пересказывать главное содержание прочитанных глав романа;

  • правильно отвечать на вопросы по содержанию романа;

  • участвовать в обсуждении, аргументированно высказывать свою точку зрения






Методическая часть

Тема урока: Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Система образов

Роман М.А.Булгакова«Мастер и Маргарита» один из самых сложных для изучения. В романе несколько художественных слоёв: фантастический, реалистический, религиозный. М.А.Булгаков поднимает в своем романе нравственно-философские и социальные проблемы.Урок по теме «Система образов романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» является вторым уроком. Обучающиеся уже начали читать роман, знают историю создания романа, жанровые особенности. Данная тема позволит расширить и углубить знания обучающихся по системе образов в романе, выявить их взаимосвязь, проследить основные сюжетные линии романа.

В ходе урока решаются следующие цели:

Образовательные:

  • ознакомить обучающихся с системой образов романа М.А. Булгакова (Мастер и Маргарита, Иешуа и Понтий Пилат, Воланд и его свита);

  • проследить три основные сюжетные линии романа

  • способствовать созданию у учащихся положительной мотивации к изучению данного романа

Развивающие:

  • развивать навыки работы в группе,коммуникативность и толерантность обучающихся;

  • умение участвовать в дискуссии, высказывать аргументированно свою точку зрения;

  • умение выразительно читать и анализировать текст;

  • развивать навыки сравнительного и логического мышления

Воспитательные:

  • развивать интерес к русской литературеXX века, к творчеству М.А.Булгакова;

  • формировать способность к самовыражению;

  • формировать коммуникативность;

  • воспитывать толерантность обучающихся

Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления изученного.

КМО урока:

  • песня Игоря Николаева «Мастер и Маргарита».

  • Презентация к уроку

  • На каждой парте роман М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Любое издание.




План-конспект урока.

План урока:

I. Организационный этап – 2 мин.

II. Эмоциональный настрой:-1 мин.

III. Проверка домашнего задания. –5 мин.

IV. Изучение новой темы- 10 мин.

V. Закрепление– 20 мин.

VI. Подведение итогов урока– 5 мин.

VII. Домашнее задание– 1 мин.

VIII Рефлексия. 1мин


Ход урока.

  1. Организационный этап. Приветствуются обучающиеся, отмечаютсяотсутствующие на уроке студенты.

  2. Эмоциональный настрой:

До урока на перемене звучит песня Игоря Николаева «Мастер и Маргарита».

- Какому произведению она посвящена? («Мастер и Маргарита» М. Булгаков).

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? («Знакомство с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») (слайд 1)

- Какие задачи мы можем поставить перед собой?

(историей создания романа «Мастер и Маргарита», определить жанр произведения и особенности композиции). (слайд 2)

  1. Проверка домашнего задания. (Дочитать роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

История создания романа.(слайд 3)

Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.

IV.Изучение новой темы.

1. Определение жанра романа.(слайд 4)

 Преподаватель : 12 лет упорного труда и разочарований, 8 редакций романа, почти 50 лет забвения. Этот «невозможный» роман. Давайте попробуем разобраться в нём. Начнём с определения жанра.

-К какому жанру вы отнесете «Мастер и Маргариту»?

Но его можно назвать

и бытовым,

и фантастическим,

и философским,

и автобиографическим,
и любовно-лирическим,

и сатирическим.

Роман многожанров и многопланов. Всё тесно переплетено, как в жизни.

2. Беседа о сюжетно – композиционном своеобразии:(слайд 5)

- Начнём с очевидного (это роман в романе).

- Какие два романа мы читаем? (роман Мастера и роман о Мастере).

- Сколько сюжетных линий в романе? (3: (слайд 6)

ершалаимские главы - первая;

история любви Мастера и Маргариты - вторая;

похождения Воланда и его свиты в Москве – третья).

- Как же вводится роман Мастера в московские события? (

2 гл. – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному;

16 гл.- видит во сне Иван Бездомный, находясь в сумасшедшем доме;

25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.)

Роман о Мастере и роман Мастера – это не механическое соединение двух различных повествований, они являются художественным единством, которое задаётся на формальном уровне.

Многие считают, что Булгаков пересказал евангельскую историю. Так ли это? Послушаем сообщение, в некотором роде исследование, по этому вопросу.

Сообщение учащегося (Иисус и Иешуа) (слайд 7)

- Почему Булгаков модифицирует библейский сюжет? (роман решает не богословские проблемы, а человеческие. Да и главный герой романа Мастера не Иешуа. А Понтий Пилат.)

V.Закрепление.

1. Работа с таблицей и текстом произведения. (слайд 8)

Преподаватель: Какие 3 основных мира созданы автором? (древний ершалаимский, московский современный, вечный потусторонний).

Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов. 

Наша с вами задача: увидеть закономерности в системе образов романа, заполнив таблицу, расположив героев по принадлежности к разным мирам и рассмотрев их связь между собой, развивать речь, навыки анализа поступков героев, прививать вам умение критически ко всему относиться, всегда иметь свою точку зрения и быть толерантными. 

(слайд 9)



Современный

московский

мир

Древний

ершалаимский

мир

Потусторонний

мир

1

Правители

Стравинский

Понтий Пилат

Воланд

2

Носители истины

Мастер

Иешуа

Маргарита

3

Доносчики

АлоизийМогарыч

Иуда

Барон Майгель

4

Палачи

Арчибальд

Марк Крысобой

Азазелло

5

Первые   помощники

правителей

медсестра

Афраний

Коровьев

6

Служанки

Наташа

Низа

Гелла

7

Животные

Тузбубен

Банга

Кот Бегемот


Итак, я вызываю первую и наиболее значимую триаду.
О ком идёт речь?

  1. Правители

Преподаватель: Докажите, что этих героев можно объединить.

Аргументы:

  1. ( слайд 11) В ершалаимских сценах события развиваются по приказам П. Пилата.

  2. ( слайд 10) Стравинскому в клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты.

  3. ( слайд 12) В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающий в мир московский, где нарушены моральные и нравственные устои.

  4. Наличие помощников.

  5. Внешнее сходство Стравинского и П. Пилата отмечает при первой встрече с профессором Иван Бездомный, живо представляющий прокуратора Иудеи по рассказу Воланда. Он также обращает внимание и на то, что директор клиники, как и римский прокуратор, говорит по-латыни.

2. Носители истины
Разумеется, венчают эту таблицу главные герои.
Как вы думаете, что для них главное в жизни? (Мастер – творчество, Маргарита – любовь, Иешуа - истина).
-Что роднит Мастера с Иешуа?
Аргументы:

1. Верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутреннюю независимость. Подобно бродячему философу, Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: « …Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности мне ненавистен громкий крик, будь то крик страданий, ярости или иной какой-нибудь крик».

2. ( слайд 13) Общность судеб Мастера и героя проецируется и в бездомности.
3. ( слайд 14) Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твёрдым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Автор романа о П. Пилате совершает подвиг творческий. Но в отличие от Иешуа, Мастера перенесённые страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись.

4. Они оба имеют учеников: Иешуа – Левия Матвея, Мастер – Ивана Бездомного. Ученики жалки, слабы и непоследовательны. Не способны пройти путь учителя как в нравственном, так и в духовной плане. Бездомный – не так талантлив, Л. Матвей – не твёрд в своей вере.
5. (слайд 15) Мастер обретает бытие после смерти за подвиг свободной творческой воли, Маргарита – за свою любовь.

3. Доносчики (слайд 16)

Догадались ли вы, какие герои вышли на сцену?Почему вы так решили?

Аргументы:

  1. Иуда - служащий в меняльной лавке и шпион Каифы, предаёт Иешуа; Алоизий - журналист, осведомляющий публику о новинках литературы, предаёт Мастера; барон Майгель - служащий в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы, пытается, но не успевает предать Воланда со всеми участниками Бала Сатаны.

  2. Как всех предателей, их настигает кара: Иуду зарезали по приказу Пилата, Майгеля застрелили на балу у Воланда, Алоизийвыброшен в одних подштанниках из Москвы, однако возвращается и возобновляет свою деятельность.

Вывод: современный мир Сатана исправить не в силах, это могут попытаться сделать только сами люди, в которых Воланд лишь обнажает существующие пороки.
4. Палачи (слайд 17)
- Кто же они? Какую функцию выполняют эти персонажи в произведении?Чем схожи? (Выполняют функции палача, хотя Арчибальд Арчибальдович - только в воображении рассказчика, когда превращается из директора ресторана в пирата).

Аргументы:

  1. Внешнее сходство: Крысобой и Арчибальд оба высокого роста, широкоплечи; у Крысобоя и Азазелло изуродованное лицо, гнусавый голос.

  2. Человеческая жизнь для них ничего не значит.
    Преподаватель: Будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями такой страшной профессии.
    - Следующая триада содержит в себе глубокую мысль: подлинное зло отражено в романе не Сатаной, а тремя обычными людьми, совершившим предательство.

5. Первые помощники правителей (слайд 18)


В качестве первого помощника Воланда выступает в "Мастере и Маргарите" Коровьев-Фагот (потусторонний мир) .

В качестве помощника в современном мире можн назвать

В Ершоломейском мире помощников

  1. Служанки (слайд 19)

Следующая триада: М. Булгаков умышленно не описывает внешности этих людей, дабы подчеркнуть тем самым, что людей такого сорта объединяют не портретные черты, а низменность поступков.

Это женские образы, которые помогают палачам либо нечистой силе запугать некоторых героев или даже помочь убить. Кто они?
(Низа – агент Афрания, заманивает Иуду в Гефсиманский сад, где он погибает, Наташа – домработница Маргариты, преданная ей настолько, что согласилась даже сопровождать свою хозяйку на бал к Сатане, Гелла – служанка и агент Воланда («расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела оказать»), заманивает на Бал Майгеля, чуть не губит Римского, Варенуху).
Вывод: Дамы преданы своим господам, главным их оружием являются женские чары, этим оружием они владеют в совершенстве и эффективно используют.

  1. Животные (слайд 20)

Преподаватель: Будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями такой страшной профессии.
Мы разобрали с вами две триады и переходим к третьей, очень своеобразной, состоящей из животных. Они необычно представлены в произведении.
- Вспомним, какие животные присутствуют в романе, наделённые человеческими качествами?
(Банга - любимый пёс П. Пилата, единственное существо, понимающее и сочувствующее ему; Бегемот - любимый шут Воланда, в котором сочетаетсяговорливость и шаловливость; Тузбубен – милицейский пёс).


Итак, благодаря этой таблице, нам с вами сегодня удалось сделать чуть понятнее систему образов романа «Мастер и Маргарита».

Кто на ваш взгляд является главным героем романа М.А. Булгакова «Мастера и Маргарита»? И почему?

VI. Подведение итогов урока: (слайд 21)

1. Выводы по уроку:

    Роман «Мастер и Маргарита» - сложное оригинальное произведение. В нём два романа зеркально повёрнуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождает художественное целое, соединяя легенду и быт в историческую жизнь человека.

    Разбираясь в структуре романа, мы только чуть-чуть прикоснулись к проблемам, поднятым в нём. Последующие уроки мы посвятим им, проблемам. И начнём говорить о них с романа Мастера, поскольку именно он является тем стержнем, на котором держится всё произведение.

2. Озвучить оценки

VII Домашнее задание: (слайд 22)
Написать мини-сочинение «В чём актуальность романа «Мастер и Маргарита»?
VIII Рефлексия. (слайд 23)




Материалы по апробации данного урока

Данный урок рекомендуется проводить в группах обучающихся на 1курсах (согласно учебному плану) средних специальных учебных заведений.

Урок позволяет обеспечить усвоение студентами содержания романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», системы образов данного романа и основных сюжетных линий. Урок позволяет стимулировать развитие коммуникативных умений, творческий подход к решению разнообразных задач.

Использование аудиосредств, наглядного материала позволяет разнообразить урок, сделать его более интересным, доступным для понимания, наглядным, помогает мотивировать обучающихся к изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Работа с материалом активизирует познавательную деятельность студентов.



Заключение

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное, многоплановое, философское произведение. Тема урока охватывала большой текстовый материал, требовала от учащихся серьезной предварительной подготовки. Для достижения поставленных в начале урока целей учащимся необходимо было выполнить различные задания. Все задания были спланированы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ответ на вопрос о том, что для вас значат слова «совесть», «трусость», заинтересовал ребят, они постарались в нем выразить свое отношение к нравственным урокам и романа Булгакова, и окружающей их действительности. О чём же роман Булгакова? Он – об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей силе любви и творчества,возносящий душу к высотам истинной человечности. Наглядные элементы (иллюстрации, фильм) позволили сделать урок более эффективным, заинтересовать всех учащихся.

Работа в группах помогает развитию творчества. Такая форма способствует усилению мотивации, умению мыслить самостоятельно. Использование данных методов обучения способствует быстрому и успешному усвоению сложного материала.






Список литературы

Литература, рекомендуемая студентам:

  1. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Любое издание.


Литература для преподавателя

1.Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М.: Локид; Миф, 2000.

2. Белобровцева И. З., Кульюс С. К. Путеводитель по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2012. 208 с. (Школа вдумчивого чтения).

3. Соколов, Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. М., 1991

4. В. А. Колганов. Булгаков и «Маргарита». М.: Центрполиграф, 2012.

5. Филатьев Э. Тайна булгаковского «Мастера…». СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.




Приложение №1.

Сообщение учащегося (Иисус и Иешуа)

Иешуа высок, но высота его — человеческая
по природе своей. Он высок по человеческим
меркам. Он человек. В нем нет ничего от Сына Божия.
М. Дунаев
1

Иешуа и Мастер, несмотря на то, что по объему занимают немного места в романе, являются центральными героями романа. У них немало общего: один – бродячий философ, не помнящий своих родителей и не имеющий никого на свете; другой — безымянный сотрудник какого-то московского музея, также совершенно одинокий.

Судьбы обоих складываются трагически, и этим они обязаны той истине, которая им открыта: для Иешуа — это идея добра; для Мастера – это та правда о событиях двухтысячелетней давности, которую он "угадал" в своем романе.

Иешуа Га-Ноцри. С религиозной точки зрения образ Иешуа Га-Ноцри является отступлением от христианских канонов, и магистр богословия, кандидат филологических наук М.М. Дунаев об этом пишет: "На древе утраченной истины, утонченного заблуждения созрел и плод под названием “Мастер и Маргарита”, с художественным блеском вольно или невольно – исказивший первооснову [Евангелие. — В.К.], а в результате вышел роман антихристианский, “евангелие от сатаны”, “анти-литургия”"2Однако булгаковскийИешуа — это образ художественный, многомерный, оценка и анализ его возможны с различных точек зрения: религиозной, исторической, психологической, этической, философской, эстетической… Принципиальная многомерность подходов порождает множественность точек зрения, порождает споры о сущности этого персонажа романа.

Для читателя, впервые открывающего роман, имя этого персонажа является загадкой. Что оно означает? "Иешуа (или Иегошуа) — это еврейская форма имени Иисус, что в переводе означает “Бог мое спасение”, или “Спаситель”"3Га-Ноцри в соответствии с распространенным толкованием этого слова переводится как "Назарей; назарянин; из Назарета", то есть родного города Иисуса, где прошли его детские годы (родился Иисус, как известно, в Вифлееме). Но, коль выбрана автором нетрадиционная форма именования персонажа, нетрадиционным с религиозной точки зрения, неканоническим должен быть и сам носитель этого имени. Иешуа — это художественный, неканонический "двойник" Иисуса Христа (Христос в переводе с греческого — "Мессия").

Нетрадиционность образа Иешуа Га-Ноцри в сравнении с евангельским Иисусом Христом очевидна:

  • Иешуа у Булгакова – "человек лет двадцати семи". Иисусу Христу, как известно, было тридцать три года во время свершения им жертвенного подвига. Относительно даты рождения Иисуса Христа, действительно, существуют расхождения среди самих церковно служителей: протоиерей Александр Мень, ссылаясь на труды историков, считает, что Христос родился на 6–7 лет раньше его официального рождества, исчисленного в VI веке монахом Дионисием Малым4. Этот пример показывает, что М. Булгаков, создавая свой "фантастический роман" (авторское определение жанра), основывался на реальных исторических фактах;

  • булгаковскийИешуа не помнит своих родителей. Мать и официальный отец Иисуса Христа названы во всех Евангелиях;

  • Иешуа по крови "кажется, сириец". Еврейское происхождение Иисуса прослежено от Авраама (в Евангелии от Матфея);

  • Иешуа имеет одного-единственного ученика — Левия Матвея. У Иисуса, как утверждают евангелисты, было двенадцать апостолов;

  • Иешуа предан Иудой — каким-то едва знакомым молодым человеком, который, однако, не является учеником Иешуа (как в Евангелии Иуда является учеником Иисуса);

  • Иуда у Булгакова убит по приказанию Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть; евангельский Иуда из Кариота повесился;

  • после смерти Иешуа тело его похищает и предает земле Левий Матвей. В Евангелии — Иосиф из Аримафеи, "ученик Христа, но тайный из страха от иудеев";

  • изменен характер проповеди евангельского Иисуса, в романе М. Булгакова оставлено лишь одно нравственное положение "Все люди добрые", к этому, однако, христианское учение не сводится;

  • оспорено божественное происхождение Евангелий. О записях на пергаменте ученика — Левия Матвея — Иешуа в романе говорит: "Эти добрые люди… ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной. Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты Бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал";

  • не говорится о божественном происхождении Богочеловека и распятии на кресте — искупительной жертве (у Булгакова казнимые "приговорены… к повешению на столбах!").




Приложение №2.

Таблица



Современный

московский

мир

Древний

ершалаимский

мир

Потусторонний

мир

1

Правители

Стравинский

Понтий Пилат

Воланд

2

Носители истины

Мастер

Иешуа

Маргарита

3

Доносчики

АлоизийМогарыч

Иуда

Барон Майгель

4

Палачи

Арчибальд

Марк Крысобой

Азазелло

5

Первые   помощники

правителей

медсестра

Афраний

Коровьев

6

Служанки

Наташа

Низа

Гелла

7

Животные

Тузбубен

Банга

Кот Бегемот


Приложение №3.

Рефлексия.


Мне нужна помощь! Я ничего не понял

Я все понял! У меня все получилось


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!