Методическая разработка
для проведения учебной практики
по МДК.03.02. «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов».
Тема: «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей»
Материал разработал:
мастер производственного обучения Половинка В. В.
Аннотация
Тема данной методической разработки «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей». Она затрагивает вопросы по обеспечению не только безотказной, но и безопасной работы тракторов, автомобилей и сложных сельскохозяйственных машин. На теоретических занятиях обучающим довольно сложно представить весь процесс диагностики и технического обслуживания шасси тракторов и автомобилей. Практические же занятия дают возможность им, опираясь на теоретические знания, не только ознакомиться, но и освоить все необходимые регулировки при работе на тракторах семейства марки «БЕЛАРУС», а также изучить и закрепить на практике технологический процесс диагностирования и технического обслуживания трактора на примере МТЗ-80(82).
В данной методической разработке изложена структура урока практического занятия, план урока, тестовые задания по шасси тракторов, инструкционно- технологическая карта, определены цели урока, указано материально-техническое оснащение урока.
В ходе изучения выполнения практического занятия по теме «Техническое обслуживание и диагностирование шасси трактора МТЗ-80» необходимо реализовать получение следующих компетенций:
ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
План-конспект урока
Профессиональный модуль: ПМ.03. «Техническое обслуживание и обнаружение неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов: технологические процессы ремонтного производства».
МДК 03.01. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования.
Тема урока: «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей».
Наименование работы. Выполнение работ по техническому обслуживания и диагностированию шасси трактора МТЗ-80(82).
Методическая тема: реализация практико-ориентированного подхода в обучении.
Цели урока:
Обучающая: Закрепить теоретический материал по теме «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей», формирование практических умений и навыков обращения с приборами, инструментами; по техническому обслуживанию и диагностированию шасси трактора МТЗ-80(82).
Развивающая: развивать технологическое мышление, умение анализировать, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать готовность использовать теоретические знания на практике; уважение к труду и к людям труда; ответственность за выполненную работу.
Формирование у обучающихся:
ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.
ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
Тип урока: практическая работа.
Вид урока: смешанный.
Меж предметные связи: материаловедение; метрология, стандартизация и подтверждение качества; МДК01.01.Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.
Внутри предметные связи: система ТО и ремонта машин; качество и надежность машин; диагностирование машин.
Форма практического обучения: звеньевая
Материально- техническое оснащение урока:
-трактор МТЗ-80;
-инструкционно - технологическая карта;
-приспособление(с манометром) мод.458М1;
-линейка КИ-650 для поверки сходимости управляемых колес;
-прибор КИ-402 для проверки свободного хода и усилия на ободе рулевого колеса;
-прибор КИ-5473 для проверки гидросистемы рулевого управления;
-набор ключей.
-учебник «Техническое обслуживание и ремонт машин» Ульман И.Е.
-тесты.
Ход урока:
№п/п | Элементы внешней структуры урока | | Элементы внутренней структуры урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Методы обучения | Формирование общих компетенций | Формирование умений и навыков профессиональных компетенций |
1. | Вводный инструктаж. | 1.1 | Организационный момент. | Проверка готовности обучающихся к уроку. Отмечает присутствующих. | Готовят инструмент, приспособления. Сообщение дежурного по присутствию обучающихся на уроке. | Рассказ. | ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
| | 1.2 | Целевая установка. | Сообщение темы и цели урока. Значение в изучении данной темы. | Восприятие разъяснений преподавателя, вопросы к нему, ответы на его вопросы. | Рассказ, демонстрация. | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес. | |
| | 1.3 | Актуализация опорных знаний и опрос обучающихся. | Повторение ранее изученного материала с помощью тестирования. | Отвечают на вопросы преподавателя, повторяют теоретические сведения, воспроизведение ранее изученных приемов и способов диагностической работы. | Частично-поисковый, проблемный | ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
| | 1.4 | Формирование ориентировочных условий. | Показ и объяснение приемов, способов технологии выполнения диагностической работы. Объяснение правил техники безопасности, предупреждение ошибок, разъяснение способов контроля и самоконтроля и организации труда. | Восприятие показа и объяснений преподавателя, рекомендаций и инструкционных карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий. Самостоятельное определение технологической последовательности и способов выполнения задания. | Объяснительно-иллюстративный показ приёмов работы. | ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | |
2. | Текущий инструктаж. | 2.1 | Отработка последовательности и способов действий | Обход, проверка организации рабочего места, выполнение правил ТБ, правильность выполнения задания. | Выполнение звеньями диагностирования шасси трактора, заполнение карты. | Наблюдение, целевые обходы рабочих мест. | ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов. ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов. |
| | 2.2 | Закрепление и углубление технологии обслуживания, способов действий. | Обход. Контроль правильности выполнения работ. Пояснения. Проверка качества. | Освоение способов диагностирования шасси трактора, умений и навыков при выполнении разнообразных, постепенно усложняющихся заданий, характерных для профессии. Накопление профессионального опыта и совершенствования мастерства. Развитие творческих способностей, технического мышления, самостоятельности культуры труда. | Наблюдение, анализ деятельности обучающихся. | ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития. | ПК 2.2. Выполнять наладку и регулирование агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования. |
3. | Заключительный инструктаж. | 3.1 | Подведение итогов занятия. Инструкция по выполнению домашнего задания. Рефлексия. | Анализ выполненной работы по диагностике системы питания дизельного двигателя трактора, сообщить оценки. | Анализируют свою деятельность. | Беседа, систематизация и обобщение | | |
Заключение
Выполнение практической работы «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей» должно воспитывать у обучающихся чувство ответственности за порученное дело, уважение к труду, бережное отношение к технике, приспособлений и инструменту.
Теоретические знания, закрепленные на уроке практических занятиях, дают возможность прогнозировать техническое состояние систем и механизмов техники, правильно эксплуатировать технику, не нарушать технику безопасности, избегать травматизма на рабочем месте. В процессе профессиональной подготовки будущего специалиста большое внимание уделяется формированию творческого мышления.
Полученные знания и умения по данной теме формируют у обучающихся навыки самостоятельной работы по рабочей профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», в целом позволяют им в дальнейшем стать хорошим специалистом по выбранной специальности.
Тестирование.
I. Как проверить техническое состояние главной муфты сцепления:
Замеряют свободный и полный ход педали с помощью масштабной линейки;
Пробуксовку сцепления проверяют троганием с места при включенной транспортной передачи на малом газу и заторможенной машине;
Неполное выключение сцепления проверяют при неработающем двигателе. Если включается со скрежетом, значит, сцепление не выключено полностью.
II. При проведении какого вида ТО проводят ресурсное диагностирование агрегатов трансмиссии:
При проведении ежесменного ТО (ЕТО);
При проведении второго технического обслуживаний (ТО-2);
При проведении третьего ТО (ТО-3).
III. По каким параметрам оценивают обобщенное состояние механизмов трансмиссии:
По стукам в кривошипно-шатунном механизме двигателя;
По суммарному угловому зазору в механизмах трансмиссии;
По суммарному зазору в кривошипно-шатунном механизме двигателя.
IV. К каким последствиям приводит чрезмерное снижение давления в шинах:
1) Увеличивается свободный ход рулевого колеса;
2) Увеличивается деформация шины, ускоряется расслоение корда;
3) Увеличиваются зазоры в соединениях поворотных цапф.
V. По какому параметру оценивается состояние гусеничной цепи трактора:
По провисанию гусеничной цепи;
По суммарной длине десяти звеньев;
По осевому зазору в подшипнике опорных катков и направляющих колес.
Вопросы для повторения ранее изученного материала по карточкам-заданиям
(выполняется устно, фронтально)
Виды и периодичность технического обслуживания трансмиссии трактора МТЗ.
Для чего предназначен ГУР?
От чего зависит свободный ход (люфт) рулевого колеса трактора?
Какое давление в шинах заднего моста трактора МТЗ?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
Тема. Диагностирование и техническое обслуживание шасси тракторов и автомобилей.
Наименование работы. Техническое обслуживание и диагностирование шасси трактора МТЗ-80. Цель работы.. Получить практические навыки по диагностированию и устранению неисправностей шасси трактора МТЗ-80.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1.Проверить и довести давление в шинах колес до оптимальных значений.
2. Проверить и отрегулировать зазоры в поворотных цапфах и подшипниках ступиц передних колес.
3. Проверить и отрегулировать сходимость колес.
4. Проверить и отрегулировать свободный ход и усилие поворота рулевого колеса.
5. Проверить техническое состояние гидросистемы рулевого управления.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ:
1. Трактора МТЗ-80
2. Приспособление (с манометром) мод. 458М1.
3. Линейка КИ-650 для проверки сходимости колес.
4. Приспособление КИ-402 для проверки свободного хода и усилие поворота рулевого колеса.
5. Прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер ДР-90) для проверки гидросистемы рулевого управления.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Оценочный лист
Виды деятельности Ф.И.О. обучающихся | Правильность выполнения операций диагностирования | Организация рабочего места | Умение самостоятельно принимать решение | Умение оформлять результаты в карте диагностирования | Выполнение безопасных условий труда | Итоговая оценка |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
«5» отлично | «4» хорошо | «3» удовлетворительно | «2» неудовлетворительно |
Правильное выполнение работы: умение самостоятельно работать с приборами, анализировать, правильно заполнять карту диагностирования. | Не достаточно выполненная работа: неточно выполнено диагностирование, правильно заполнена карта диагностирования. | Работа выполнена с существенными ошибками: понимание материала минимальное, не правильно заполнена карта. | Незнание и непонимание большей части материала неточная информация, фактические ошибки. |