СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Техническое обслуживание тракторов и автомобилей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Техническое обслуживание тракторов и автомобилей»

Методическая разработка

для проведения учебной практики

по МДК.03.02. «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов».

Тема: «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей»

Материал разработал:

мастер производственного обучения Половинка В. В.

Аннотация

Тема данной методической разработки «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей». Она затрагивает вопросы по обеспечению не только безотказной, но и безопасной работы тракторов, автомобилей и сложных сельскохозяйственных машин. На теоретических занятиях обучающим довольно сложно представить весь процесс диагностики и технического обслуживания шасси тракторов и автомобилей. Практические же занятия дают возможность им, опираясь на теоретические знания, не только ознакомиться, но и освоить все необходимые регулировки при работе на тракторах семейства марки «БЕЛАРУС», а также изучить и закрепить на практике технологический процесс диагностирования и технического обслуживания трактора на примере МТЗ-80(82).

В данной методической разработке изложена структура урока практического занятия, план урока, тестовые задания по шасси тракторов, инструкционно- технологическая карта, определены цели урока, указано материально-техническое оснащение урока.

В ходе изучения выполнения практического занятия по теме «Техническое обслуживание и диагностирование шасси трактора МТЗ-80» необходимо реализовать получение следующих компетенций:  

ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

План-конспект урока

Профессиональный модуль: ПМ.03. «Техническое обслуживание и обнаружение неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов: технологические процессы ремонтного производства».

МДК 03.01. Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и оборудования.

Тема урока: «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей».

Наименование работы. Выполнение работ по техническому обслуживания и диагностированию шасси трактора МТЗ-80(82).

Методическая тема: реализация практико-ориентированного подхода в обучении.

Цели урока:

Обучающая: Закрепить теоретический материал по теме «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей», формирование практических умений и навыков обращения с приборами, инструментами; по техническому обслуживанию и диагностированию шасси трактора МТЗ-80(82).

Развивающая: развивать технологическое мышление, умение анализировать, сравнивать.

Воспитательная: воспитывать готовность использовать теоретические знания на практике; уважение к труду и к людям труда; ответственность за выполненную работу.

Формирование у обучающихся:

ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

Тип урока: практическая работа.

Вид урока: смешанный.

Меж предметные связи: материаловедение; метрология, стандартизация и подтверждение качества; МДК01.01.Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.

Внутри предметные связи: система ТО и ремонта машин; качество и надежность машин; диагностирование машин.

Форма практического обучения: звеньевая

Материально- техническое оснащение урока:

-трактор МТЗ-80;

-инструкционно - технологическая карта;

-приспособление(с манометром) мод.458М1;

-линейка КИ-650 для поверки сходимости управляемых колес;

-прибор КИ-402 для проверки свободного хода и усилия на ободе рулевого колеса;

-прибор КИ-5473 для проверки гидросистемы рулевого управления;

-набор ключей.

-учебник «Техническое обслуживание и ремонт машин» Ульман И.Е.

-тесты.

Ход урока:

№п/п

Элементы внешней структуры урока


Элементы внутренней структуры урока

Деятельность мастера

Деятельность обучающихся

Методы обучения

Формирование общих компетенций

Формирование умений и навыков профессиональных компетенций

1.

Вводный инструктаж.

1.1

Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку. Отмечает присутствующих.

Готовят инструмент, приспособления. Сообщение дежурного по присутствию обучающихся на уроке.

Рассказ.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.




1.2

Целевая установка.

Сообщение темы и цели урока.

Значение в изучении данной темы.

Восприятие разъяснений преподавателя, вопросы к нему, ответы на его вопросы.

Рассказ, демонстрация.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявить к ней устойчивый интерес.




1.3

Актуализация опорных знаний и опрос обучающихся.

Повторение ранее изученного материала с помощью тестирования.

Отвечают на вопросы преподавателя, повторяют теоретические сведения, воспроизведение ранее изученных приемов и способов диагностической работы.

Частично-поисковый, проблемный

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.




1.4

Формирование ориентировочных условий.

Показ и объяснение приемов, способов технологии выполнения диагностической работы. Объяснение правил техники безопасности, предупреждение ошибок, разъяснение способов контроля и самоконтроля и организации труда.

Восприятие показа и объяснений преподавателя, рекомендаций и инструкционных карт. Пробное выполнение изучаемых трудовых действий. Самостоятельное определение технологической последовательности и способов выполнения задания.

Объяснительно-иллюстративный показ приёмов работы.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


2.

Текущий инструктаж.

2.1

Отработка последовательности и способов действий

Обход, проверка организации рабочего места, выполнение правил ТБ, правильность выполнения задания.

Выполнение звеньями диагностирования шасси трактора, заполнение карты.

Наблюдение, целевые обходы рабочих мест.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ПК3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.



2.2

Закрепление и углубление технологии обслуживания, способов действий.

Обход. Контроль правильности выполнения работ. Пояснения. Проверка качества.

Освоение способов диагностирования шасси трактора, умений и навыков при выполнении разнообразных, постепенно усложняющихся заданий, характерных для профессии. Накопление профессионального опыта и совершенствования мастерства. Развитие творческих способностей, технического мышления, самостоятельности культуры труда.

Наблюдение, анализ деятельности обучающихся.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ПК 2.2. Выполнять наладку и регулирование агрегатов и сборочных единиц сельскохозяйственных машин и оборудования.

3.

Заключительный инструктаж.

3.1

Подведение итогов занятия. Инструкция по выполнению домашнего задания. Рефлексия.

Анализ выполненной работы по диагностике системы питания дизельного двигателя трактора, сообщить оценки.

Анализируют свою деятельность.

Беседа, систематизация и обобщение





Заключение

Выполнение практической работы «Техническое обслуживание и диагностирование шасси тракторов и автомобилей» должно воспитывать у обучающихся чувство ответственности за порученное дело, уважение к труду, бережное отношение к технике, приспособлений и инструменту.

Теоретические знания, закрепленные на уроке практических занятиях, дают возможность прогнозировать техническое состояние систем и механизмов техники, правильно эксплуатировать технику, не нарушать технику безопасности, избегать травматизма на рабочем месте. В процессе профессиональной подготовки будущего специалиста большое внимание уделяется формированию творческого мышления.

Полученные знания и умения по данной теме формируют у обучающихся навыки самостоятельной работы по рабочей профессии «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», в целом позволяют им в дальнейшем стать хорошим специалистом по выбранной специальности.

Тестирование.

I. Как проверить техническое состояние главной муфты сцепления:

  1. Замеряют свободный и полный ход педали с помощью масштабной линейки;

  2. Пробуксовку сцепления проверяют троганием с места при включенной транспортной передачи на малом газу и заторможенной машине;

  3. Неполное выключение сцепления проверяют при неработающем двигателе. Если включается со скрежетом, значит, сцепление не выключено полностью.

II. При проведении какого вида ТО проводят ресурсное диагностирование агрегатов трансмиссии:

  1. При проведении ежесменного ТО (ЕТО);

  2. При проведении второго технического обслуживаний (ТО-2);

  3. При проведении третьего ТО (ТО-3).

III. По каким параметрам оценивают обобщенное состояние механизмов трансмиссии:

  1. По стукам в кривошипно-шатунном механизме двигателя;

  2. По суммарному угловому зазору в механизмах трансмиссии;

  3. По суммарному зазору в кривошипно-шатунном механизме двигателя.

IV. К каким последствиям приводит чрезмерное снижение давления в шинах:

1) Увеличивается свободный ход рулевого колеса;

2) Увеличивается деформация шины, ускоряется расслоение корда;

3) Увеличиваются зазоры в соединениях поворотных цапф.

V. По какому параметру оценивается состояние гусеничной цепи трактора:

  1. По провисанию гусеничной цепи;

  2. По суммарной длине десяти звеньев;

  3. По осевому зазору в подшипнике опорных катков и направляющих колес.

Вопросы для повторения ранее изученного материала по карточкам-заданиям

(выполняется устно, фронтально)

    1. Виды и периодичность технического обслуживания трансмиссии трактора МТЗ.

    2. Для чего предназначен ГУР?

    3. От чего зависит свободный ход (люфт) рулевого колеса трактора?

    4. Какое давление в шинах заднего моста трактора МТЗ?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема. Диагностирование и техническое обслуживание шасси тракторов и автомобилей.

Наименование работы. Техническое обслуживание и диагностирование шасси трактора МТЗ-80. Цель работы.. Получить практические навыки по диагностированию и устранению неисправностей шасси трактора МТЗ-80.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1.Проверить и довести давление в шинах колес до оптимальных значений.

2. Проверить и отрегулировать зазоры в поворотных цапфах и подшипниках ступиц передних колес.

3. Проверить и отрегулировать сходимость колес.

4. Проверить и отрегулировать свободный ход и усилие поворота рулевого колеса.

5. Проверить техническое состояние гидросистемы рулевого управления.

ОБОРУДОВАНИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Трактора МТЗ-80

2. Приспособление (с манометром) мод. 458М1.

3. Линейка КИ-650 для проверки сходимости колес.

4. Приспособление КИ-402 для проверки свободного хода и усилие поворота рулевого колеса.

5. Прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер ДР-90) для проверки гидросистемы рулевого управления.


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Оценочный лист

Виды деятельности

Ф.И.О. обучающихся

Правильность выполнения операций диагностирования

Организация рабочего места

Умение самостоятельно принимать решение

Умение оформлять результаты в карте диагностирования

Выполнение безопасных условий труда

Итоговая оценка

























«5» отлично

«4» хорошо

«3» удовлетворительно

«2» неудовлетворительно

Правильное выполнение работы: умение самостоятельно работать с приборами, анализировать, правильно заполнять карту диагностирования.

Не достаточно выполненная работа:

неточно выполнено диагностирование, правильно заполнена карта диагностирования.

Работа выполнена с существенными ошибками: понимание материала минимальное, не правильно заполнена карта.

Незнание и непонимание большей части материала неточная информация, фактические ошибки.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!