СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Технико-тактическая подготовка в дзюдо»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Технико-тактическая подготовка в дзюдо»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Технико-тактическая подготовка в дзюдо»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа имени Жанны Борисовны Лобановой»


Улюкин Сергей Николаевич,

тренер-преподаватель


Методическая разработка «Технико-тактическая подготовка в дзюдо»


Обучение двигательным действиям в дзюдо, проводится в процессе изучения техники дзюдо в стойке и в партере. Разработаны комплексы, технико-тактических действий для занимающихся различного возраста. Предусмотрено изучение техники для получения квалификационных степеней - кю и данов. Разработана система демонстрации приемов - ката.

Технические действия дзюдоистов осваиваются на двух уровнях: 1) на уровне умения, так как демонстрируемое действие выполняется в стандартных условиях и на несопротивляющемся противнике; 2) на уровне двигательного навыка, который формируется в условиях сбивающих факторов, воздействующих на дзюдоиста в ходе состязаний. Занимающиеся дзюдо могут выбрать для себя более интересный и доступный путь технического совершенствования.

Особенностью занятий дзюдо в системе физического воспитания является гармоничное воздействие на все органы и системы организма занимающихся, выражающееся в комплексном проявлении физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Оценка уровня физической подготовленности дзюдоистов проводится в ходе сдачи контрольных нормативов, путем выполнения разнонаправленных упражнений из легкой атлетики, гимнастики и спортивной борьбы.

Формирование специальных знаний на занятиях дзюдо проводится в процессе теоретической подготовки. Большое внимание уделяется изучению учебного материала, характеризуют воздействия занятий дзюдо на укрепление здоровья человека и профилактике вредных привычек. Для занимающихся различного возраста разработаны тематические планы для проведения теоретических занятий. верждается

Формирование осознанной потребности к занятиям подт тем, что дзюдо могут начинать заниматься в разном возрасте, а для каждой возрастной группы предусмотрено решение образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, а также предпосылок духовного и физического самосовершенствования человека.

Структура системы занятий дзюдо включает следующие компоненты:

Мировоззренческие компоненты дзюдо. Достижение цели - наиболее полное использование человеком своих потенциальных возможностей; формирование взглядов людей на необходимость укрепления здоровья и профилактику различных заболеваний; на физическое совершенство человека; укрепление направленности личности подростков и молодежи на взаимодействие и коммуникацию в коллективе.

Научно-методические компоненты дзюдо включают проведение научных исследований и разработку учебно-методических пособий для спортсменов, тренеров и занимающихся различного возраста.

Программно-нормативные компоненты дзюдо предусматривают разработку учебных программ для занимающихся различного возраста и планирование содержания всех видов подготовки дзюдоистов в зависимости от потребностей, возраста и уровня их подготовленности.

Организационные основы занятий дзюдо включают физкультурно-спортивную практику (участие в состязаниях, демонстрацию ката) и использования многообразия форм занятий дзюдо.

В настоящее время дзюдо реализуется в нескольких аспектах:

  • Дзюдо в системе дошкольного физического воспитания

  • Дзюдо в системе школьного физического воспитания

  • Дзюдо в системе профессионального обучения (ПТУ, техникумы,
    военные училища, вузы)

Занятия дзюдо могут быть организованы по государственной линии  (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ) или иметь общественно-самодеятельные формы (ДЮКФП, дополнительное образование в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, колледжах, вузах).

Особенности учебно-тренировочной работы с дзюдоистами.

  • Работа с детьми и подростками

В процессе работы с юными дзюдоистами в одной группе часто оказываются дети одного возраста, но различной физической, интеллектуальной, волевой подготовленности. И очень часто оказывается, что большая часть обучаемых имеет слабые и средние способности. В этом случае лучше не выделять условно «слабую» и «среднюю» по способностям группы. Потому, что и тех и других учеников можно заинтересовать занятиями дзюдо и раскрыть «спрятанные» внутри потенциальные способности.

При работе с обучаемыми, имеющими слабые способности, стандартная схема учебного занятия требует уточнения. Основной подход в работе с такими детьми - так называемое «поддерживающее» обучение.

Учебный материал осваивается небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождением детальным обсуждением каждого фрагмента двигательного действия самими занимающимися. Например, в процессе начального разучивания физического упражнения, обучаемые сравнивают свои ощущения (прочувствованные в ходе выполнения упражнения) с теми, которые предложил выделить тренер.

У занимающихся со слабыми способностями необходимо стимулировать самостоятельность и ответственность в учебно-тренировочном процессе. Можно применять частичное проведение разминки, самостоятельное выполнение простейших упражнений. Все это должно способствовать повышению самооценки занимающихся.

У занимающихся, имеющих преимущественно, средний уровень двигательных способностей преимущественно рекомендуется применение вариативных заданий и индивидуализиции обучения. Обучение хорошо успевающих и одаренных учеников должен быть не «поддерживающим», а стимулирующим, активизирующим к познавательной деятельности.

Необходимо иметь постоянную «обратную» связь с учеником, своевременно применять методы поощрения, подробно разбирать изучаемый материал, применять учебные задания стимулирующей трудности. Тренеру, необходимо в занятиях формировать положительные эмоции у учеников.

Одаренных занимающиеся гораздо меньше, чем слабых и средних. Их необходимо поощрять, но направлять их внимание на решение более сложных задач в учебно-тренировочном процессе, соответствующих уровню их подготовленности. В практике бывает очень сложно удержать в группе детей и подростков у которых все часто получается сразу и лучше всех. Поэтому, необходимо стараться предлагать им более сложные задания, выполняя которые обучаемый должен осуществлять самооценку своей деятельности.

  • Работа с молодежью.

           При работе с молодежью следует учитывать их готовность к участию в соревнования и демонстрации ката. Для этого необходимо создавать следующие условия:

  1. Создать  нормальный  морально-этический  климат,   сознательную дисциплину.

  2. Формировать потребности к занятиям, мотивировать подготовку, поощрять стремления к совершенствованию.

  3. При планировании и реализации подготовки учитывать принципы: учет направленности и содержания занятий.

  4. Повышать     уровень     физической     и     технико-тактической подготовленности.

  5. Внедрять в занятия    восстановительные упражнения  с учетом особенностей мужского и женского организма.

  • Совершенствование теоретической подготовленности.

Освоение методов самоконтроля: самочувствие, активность, настроение. Освоение методов индивидуального планирования. Освоение правил соревнований и демонстрации ката. Приобретение знаний по фармакологии, восстановительным мероприятиям.

  • Средства  повышения  работоспособности  и  восстановление занимающихся.

Современная система подготовки включает в себя три подсистемы: систему спортивной аттестации; систему тренировки; систему факторов, дополняющих тренировку и адаптацию и оптимизирующая их эффект;

В основе системы факторов, дополняющих тренировку и аттестацию, лежит спортивный режим. Поэтому можно условно выразить основные положения занятий в лаконичной формуле: спортивный результат = тренировка + адаптация + режим.

        Питание должно быть оптимальным в количественном отношении (70-75 ккал на 1 кг массы тела в сутки); полноценным в количественном отношении (2,4-2,8 г белка на кг массы тела в сутки; 1,8-2 г жиров на 1кг массы тела; 10-11,8 г углеводов на 1 кг массы тела).

В качестве целенаправленного применения средств восстановления можно использовать:

  • массаж — классический (восстановительный, общий, частный);

  • душ - гигиенический, дождевой, струевой, контрастный;

  • ванны - контрастные, хвойные, хлоридно-натриевые и т.д.

  • бассейн;

  • ультрафиолетовое облучение, соллюкс;,

  • ингаляции

  • Работа с занимающимися среднего и старшего возраста

Основная форма занятий - групповые, проводимые специалистом под обязательным врачебным контролем. Функциональное состояние занимающихся дзюдо в процессе тренировочного занятия контролируется по показателям пульса (он не должен превышать величину, полученную от вычитания числа лет из 220); частота дыхания и субъективным признакам утомления.

Структура тренировочного занятия должна иметь три части (подготовительную, основную, заключительную). Подготовительная часть (разминка) включает в себя ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения, специально-подготовительные упражнения (имитационные упражнения с партнером и без). Основная часть содержит физические упражнения (предусмотренные задачами тренировочного занятия и соответствующие учебной программе), элементы единоборства, борьба в стойке и в партере средней интенсивности. Заключительная часть должна способствовать постепенному восстановлению функций кардиореспираторной системы. Включает ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на гибкость и расслабление.

В тренировочном процессе с лицами среднего и пожилого возраста следует исключить упражнения на задержку дыхания, длительные наклоны головы вниз, вращения головой и т.д. а так же все упражнения, способствующие травматизму и заболеваниям опорно-двигательного аппарата.

Тренер-преподаватель по дзюдо, работающий с лицами среднего и пожилого возраста должен ориентировать занимающихся на глубокое, ритмичное дыхание; следить за восстановлением ЧСС (через 4-5 минут); включать в занятия паузы для отдыха (ходьбу, упражнения для расслабления мышц).

Для укрепления здоровья лицам среднего и старшего возраста рекомендуется выполнять утреннюю гимнастику (или прогулку), контрастный душ, еженедельное посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных белках, овощах и фруктах) и систематическое обследование у врача.

  • Теоретическая подготовка занимающихся.

Формирование знаний по освоению содержания дзюдо и формированию здорового образа жизни способствует повышению качества теоретической подготовки занимающихся различного возраста.

Методы теоретической подготовки: сообщения, беседы, лекционные занятия, семинары.

Сообщение включает краткий обзор сведений по какому-либо вопросу, имеет незначительную продолжительность 3-5'. Рекомендуется для применения в учебно-тренировочном процессе с различными контингентами дзюдоистов (Табл. 3).

Тематический план «сообщений» на учебно-тренировочных занятиях с дзюдоистами

п/п

Название темы

Основные понятия

1

Гигиена спортсмена

- гигиена тела, одежды, мест занятий - гигиенические процедуры

2

Режим дня спортсмена

- важность режима - рекомендуемый режим дня

3

Влияние осанки на здоровье

- факторы, ухудшающие осанку - профилактика нарушения осанки

4

Физическая активность и здоровье

- гиподинамия - обмен веществ

5

Информация о правильном питании

- основные пищевые продукты. - пищевой рацион юного спортсмена

6

Средства восстановления в занятиях дзюдо

- закаливание - витамины

7

Функции основных питательных веществ

- белки, жиры, углеводы - питание при коррекции веса

8

Самостоятельные занятия и их роль в подготовке

- структура занятия - содержания занятия

Беседа занимает 20-40 минут в зависимости от тематики (Табл. 4).

Таблица 4

Тематический план «бесед» на учебно-тренировочных занятиях с дзюдоистами.

п/п

Название темы

Основные понятия

1.

Техника безопасности на тренировке

- дисциплина - правила поведения - регламент тренировок

2.

Здоровый образ жизни спортсмена

- критерии ЗОЖ - факторы, влияющие на ЗОЖ

3.

Изменения в организме достигнутые в ходе занятий дзюдо

- характер спортсмена. - физическая подготовленность - адаптация к нагрузкам

4.

Поведение спортсменов в коллективе

- общение в коллективе - отношение к товарищам и тренеру - поведение на соревнованиях

5.

Профилактика травматизма

- виды травм.

- причины травм - первая    помощь при травмах



6

Самоконтроль

- методы самоконтроля. - дневник тренировок

7

Средства и методы восстановления в дзюдо

- восстановительные средства - баня - массаж, самомассаж

8

Планирование тактики

- виды тактики - выполнение атакующих действий

Продолжительность лекции до 1 часа. Рекомендуется на занятиях с подростками и молодежью (Табл. 5).

Тематический план «лекций» в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов

п/п

Название темы

Основные понятия

1

Система кю

- аттестация - требования к технике

2

Здоровье человека

- составляющие здоровья - здоровья и занятия физической культурой и спортом

3

Правила соревнований

- оценка технических действий - наказания в дзюдо - терминология.

4

Основы судейства

- жесты судей. - судейство в конкретных ситуациях

5

Методы психологической саморегуляции

- аутогенная тренировка - психорегулирующие упражнения - идеомоторные упражнения

6

Профессия - тренер по дзюдо

- функции тренера - профессиональные способности - стили деятельности тренера

7

Физические качества дзюдоистов

- сила - быстрота - выносливость - ловкость - гибкость

Содержание   теоретической   подготовки   должно   планироваться заранее и проводиться в соответствии с намеченным планом.