Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа имени Жанны Борисовны Лобановой»
Улюкин Сергей Николаевич,
тренер-преподаватель
Методическая разработка «Технико-тактическая подготовка в дзюдо»
Обучение двигательным действиям в дзюдо, проводится в процессе изучения техники дзюдо в стойке и в партере. Разработаны комплексы, технико-тактических действий для занимающихся различного возраста. Предусмотрено изучение техники для получения квалификационных степеней - кю и данов. Разработана система демонстрации приемов - ката.
Технические действия дзюдоистов осваиваются на двух уровнях: 1) на уровне умения, так как демонстрируемое действие выполняется в стандартных условиях и на несопротивляющемся противнике; 2) на уровне двигательного навыка, который формируется в условиях сбивающих факторов, воздействующих на дзюдоиста в ходе состязаний. Занимающиеся дзюдо могут выбрать для себя более интересный и доступный путь технического совершенствования.
Особенностью занятий дзюдо в системе физического воспитания является гармоничное воздействие на все органы и системы организма занимающихся, выражающееся в комплексном проявлении физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Оценка уровня физической подготовленности дзюдоистов проводится в ходе сдачи контрольных нормативов, путем выполнения разнонаправленных упражнений из легкой атлетики, гимнастики и спортивной борьбы.
Формирование специальных знаний на занятиях дзюдо проводится в процессе теоретической подготовки. Большое внимание уделяется изучению учебного материала, характеризуют воздействия занятий дзюдо на укрепление здоровья человека и профилактике вредных привычек. Для занимающихся различного возраста разработаны тематические планы для проведения теоретических занятий. верждается
Формирование осознанной потребности к занятиям подт тем, что дзюдо могут начинать заниматься в разном возрасте, а для каждой возрастной группы предусмотрено решение образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, а также предпосылок духовного и физического самосовершенствования человека.
Структура системы занятий дзюдо включает следующие компоненты:
Мировоззренческие компоненты дзюдо. Достижение цели - наиболее полное использование человеком своих потенциальных возможностей; формирование взглядов людей на необходимость укрепления здоровья и профилактику различных заболеваний; на физическое совершенство человека; укрепление направленности личности подростков и молодежи на взаимодействие и коммуникацию в коллективе.
Научно-методические компоненты дзюдо включают проведение научных исследований и разработку учебно-методических пособий для спортсменов, тренеров и занимающихся различного возраста.
Программно-нормативные компоненты дзюдо предусматривают разработку учебных программ для занимающихся различного возраста и планирование содержания всех видов подготовки дзюдоистов в зависимости от потребностей, возраста и уровня их подготовленности.
Организационные основы занятий дзюдо включают физкультурно-спортивную практику (участие в состязаниях, демонстрацию ката) и использования многообразия форм занятий дзюдо.
В настоящее время дзюдо реализуется в нескольких аспектах:
Дзюдо в системе дошкольного физического воспитания
Дзюдо в системе школьного физического воспитания
Дзюдо в системе профессионального обучения (ПТУ, техникумы,
военные училища, вузы)
Занятия дзюдо могут быть организованы по государственной линии (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ) или иметь общественно-самодеятельные формы (ДЮКФП, дополнительное образование в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, колледжах, вузах).
Особенности учебно-тренировочной работы с дзюдоистами.
В процессе работы с юными дзюдоистами в одной группе часто оказываются дети одного возраста, но различной физической, интеллектуальной, волевой подготовленности. И очень часто оказывается, что большая часть обучаемых имеет слабые и средние способности. В этом случае лучше не выделять условно «слабую» и «среднюю» по способностям группы. Потому, что и тех и других учеников можно заинтересовать занятиями дзюдо и раскрыть «спрятанные» внутри потенциальные способности.
При работе с обучаемыми, имеющими слабые способности, стандартная схема учебного занятия требует уточнения. Основной подход в работе с такими детьми - так называемое «поддерживающее» обучение.
Учебный материал осваивается небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождением детальным обсуждением каждого фрагмента двигательного действия самими занимающимися. Например, в процессе начального разучивания физического упражнения, обучаемые сравнивают свои ощущения (прочувствованные в ходе выполнения упражнения) с теми, которые предложил выделить тренер.
У занимающихся со слабыми способностями необходимо стимулировать самостоятельность и ответственность в учебно-тренировочном процессе. Можно применять частичное проведение разминки, самостоятельное выполнение простейших упражнений. Все это должно способствовать повышению самооценки занимающихся.
У занимающихся, имеющих преимущественно, средний уровень двигательных способностей преимущественно рекомендуется применение вариативных заданий и индивидуализиции обучения. Обучение хорошо успевающих и одаренных учеников должен быть не «поддерживающим», а стимулирующим, активизирующим к познавательной деятельности.
Необходимо иметь постоянную «обратную» связь с учеником, своевременно применять методы поощрения, подробно разбирать изучаемый материал, применять учебные задания стимулирующей трудности. Тренеру, необходимо в занятиях формировать положительные эмоции у учеников.
Одаренных занимающиеся гораздо меньше, чем слабых и средних. Их необходимо поощрять, но направлять их внимание на решение более сложных задач в учебно-тренировочном процессе, соответствующих уровню их подготовленности. В практике бывает очень сложно удержать в группе детей и подростков у которых все часто получается сразу и лучше всех. Поэтому, необходимо стараться предлагать им более сложные задания, выполняя которые обучаемый должен осуществлять самооценку своей деятельности.
При работе с молодежью следует учитывать их готовность к участию в соревнования и демонстрации ката. Для этого необходимо создавать следующие условия:
Создать нормальный морально-этический климат, сознательную дисциплину.
Формировать потребности к занятиям, мотивировать подготовку, поощрять стремления к совершенствованию.
При планировании и реализации подготовки учитывать принципы: учет направленности и содержания занятий.
Повышать уровень физической и технико-тактической подготовленности.
Внедрять в занятия восстановительные упражнения с учетом особенностей мужского и женского организма.
Освоение методов самоконтроля: самочувствие, активность, настроение. Освоение методов индивидуального планирования. Освоение правил соревнований и демонстрации ката. Приобретение знаний по фармакологии, восстановительным мероприятиям.
Современная система подготовки включает в себя три подсистемы: систему спортивной аттестации; систему тренировки; систему факторов, дополняющих тренировку и адаптацию и оптимизирующая их эффект;
В основе системы факторов, дополняющих тренировку и аттестацию, лежит спортивный режим. Поэтому можно условно выразить основные положения занятий в лаконичной формуле: спортивный результат = тренировка + адаптация + режим.
Питание должно быть оптимальным в количественном отношении (70-75 ккал на 1 кг массы тела в сутки); полноценным в количественном отношении (2,4-2,8 г белка на кг массы тела в сутки; 1,8-2 г жиров на 1кг массы тела; 10-11,8 г углеводов на 1 кг массы тела).
В качестве целенаправленного применения средств восстановления можно использовать:
массаж — классический (восстановительный, общий, частный);
душ - гигиенический, дождевой, струевой, контрастный;
ванны - контрастные, хвойные, хлоридно-натриевые и т.д.
бассейн;
ультрафиолетовое облучение, соллюкс;,
ингаляции
Работа с занимающимися среднего и старшего возраста
Основная форма занятий - групповые, проводимые специалистом под обязательным врачебным контролем. Функциональное состояние занимающихся дзюдо в процессе тренировочного занятия контролируется по показателям пульса (он не должен превышать величину, полученную от вычитания числа лет из 220); частота дыхания и субъективным признакам утомления.
Структура тренировочного занятия должна иметь три части (подготовительную, основную, заключительную). Подготовительная часть (разминка) включает в себя ходьбу, бег, общеразвивающие упражнения, специально-подготовительные упражнения (имитационные упражнения с партнером и без). Основная часть содержит физические упражнения (предусмотренные задачами тренировочного занятия и соответствующие учебной программе), элементы единоборства, борьба в стойке и в партере средней интенсивности. Заключительная часть должна способствовать постепенному восстановлению функций кардиореспираторной системы. Включает ходьбу, дыхательные упражнения, упражнения на гибкость и расслабление.
В тренировочном процессе с лицами среднего и пожилого возраста следует исключить упражнения на задержку дыхания, длительные наклоны головы вниз, вращения головой и т.д. а так же все упражнения, способствующие травматизму и заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
Тренер-преподаватель по дзюдо, работающий с лицами среднего и пожилого возраста должен ориентировать занимающихся на глубокое, ритмичное дыхание; следить за восстановлением ЧСС (через 4-5 минут); включать в занятия паузы для отдыха (ходьбу, упражнения для расслабления мышц).
Для укрепления здоровья лицам среднего и старшего возраста рекомендуется выполнять утреннюю гимнастику (или прогулку), контрастный душ, еженедельное посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных белках, овощах и фруктах) и систематическое обследование у врача.
Формирование знаний по освоению содержания дзюдо и формированию здорового образа жизни способствует повышению качества теоретической подготовки занимающихся различного возраста.
Методы теоретической подготовки: сообщения, беседы, лекционные занятия, семинары.
Сообщение включает краткий обзор сведений по какому-либо вопросу, имеет незначительную продолжительность 3-5'. Рекомендуется для применения в учебно-тренировочном процессе с различными контингентами дзюдоистов (Табл. 3).
Тематический план «сообщений» на учебно-тренировочных занятиях с дзюдоистами
№ п/п | Название темы | Основные понятия |
1 | Гигиена спортсмена | - гигиена тела, одежды, мест занятий - гигиенические процедуры |
2 | Режим дня спортсмена | - важность режима - рекомендуемый режим дня |
3 | Влияние осанки на здоровье | - факторы, ухудшающие осанку - профилактика нарушения осанки |
4 | Физическая активность и здоровье | - гиподинамия - обмен веществ |
5 | Информация о правильном питании | - основные пищевые продукты. - пищевой рацион юного спортсмена |
6 | Средства восстановления в занятиях дзюдо | - закаливание - витамины |
7 | Функции основных питательных веществ | - белки, жиры, углеводы - питание при коррекции веса |
8 | Самостоятельные занятия и их роль в подготовке | - структура занятия - содержания занятия |
Беседа занимает 20-40 минут в зависимости от тематики (Табл. 4).
Таблица 4
Тематический план «бесед» на учебно-тренировочных занятиях с дзюдоистами.
№ п/п | Название темы | Основные понятия |
1. | Техника безопасности на тренировке | - дисциплина - правила поведения - регламент тренировок |
2. | Здоровый образ жизни спортсмена | - критерии ЗОЖ - факторы, влияющие на ЗОЖ |
3. | Изменения в организме достигнутые в ходе занятий дзюдо | - характер спортсмена. - физическая подготовленность - адаптация к нагрузкам |
4. | Поведение спортсменов в коллективе | - общение в коллективе - отношение к товарищам и тренеру - поведение на соревнованиях |
5. | Профилактика травматизма | - виды травм. - причины травм - первая помощь при травмах |
| |
6 | Самоконтроль | - методы самоконтроля. - дневник тренировок |
7 | Средства и методы восстановления в дзюдо | - восстановительные средства - баня - массаж, самомассаж |
8 | Планирование тактики | - виды тактики - выполнение атакующих действий |
Продолжительность лекции до 1 часа. Рекомендуется на занятиях с подростками и молодежью (Табл. 5).
Тематический план «лекций» в учебно-тренировочном процессе дзюдоистов
№ п/п | Название темы | Основные понятия |
1 | Система кю | - аттестация - требования к технике |
2 | Здоровье человека | - составляющие здоровья - здоровья и занятия физической культурой и спортом |
3 | Правила соревнований | - оценка технических действий - наказания в дзюдо - терминология. |
4 | Основы судейства | - жесты судей. - судейство в конкретных ситуациях |
5 | Методы психологической саморегуляции | - аутогенная тренировка - психорегулирующие упражнения - идеомоторные упражнения |
6 | Профессия - тренер по дзюдо | - функции тренера - профессиональные способности - стили деятельности тренера |
7 | Физические качества дзюдоистов | - сила - быстрота - выносливость - ловкость - гибкость |
Содержание теоретической подготовки должно планироваться заранее и проводиться в соответствии с намеченным планом.