Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего Образования
(структурное подразделение)
Медицинский колледж
«Крымский федеральный Университет им. В.И.Вернадского»
Технологическая карта практического занятия №1
Тема занятия: Демографическая ситуации в России. Определение возраста. Закономерности роста и развития человека.
Дисциплина : ПМ.01., МДК01.01 «Здоровый человек и его окружение»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело, курс 2
Цели занятия, мотивация
Цель ОП.01«Здоровый человек и его окружение» заключается в формировании необходимых профессиональных знаний, умений и убеждений по выбору и использованию позитивных для здоровья факторов образа жизни.
С целью овладения указанным видом профессиональной
деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
– обучать население принципам здорового образа жизни
– проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические
мероприятия
– консультировать по вопросам рационального и диетического питания
– современные представления о здоровье в разные возрастные периоды,
возможные факторы, влияющие на здоровье, направления сестринской
деятельности по сохранению здоровья;
Развивающая: Развитие профессионального клинического мышления и профессиональных умений самостоятельной работы, творческих способностей личности, умение обучать пациента медицинским знаниям.
Воспитательная: Воспитание культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.
Мотивация ОП.01
- ответственность за жизнь и здоровье человека.
Междисциплинарные связи
«Психология» (общение с пациентом).
ОП.01.Основы латинского языка с медицинской терминологией;
ОП.05. Гигиена и экология человека;
ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больным. Междисциплинарный курс
ПМ.04.03 Технология оказания медицинских услуг.
Русский язык и культура речи.
Математика.
Внутридисциплинарные связи «Основные потребности человека»
Место проведения корпус Бучебная аудитория №3
Тип занятия - практическоезанятие
Количество часов 4 ч.
Обеспечение занятиятаблицы, презентации, дневники, материалы лекций, учебные пособия, учебники, компьютер, тестовые задания.
Литература:
С. Р. Волков, М. М. Волкова. « Здоровый человек и его окружение» М.: Авторская Академия, 2011г. 496с.
Конспекты лекция № 1, № 2.
Студент должен уметь:
Рассчитать демографические показатели (рождаемость, смертность, естественный прирост).
Оценить демографическую ситуацию в России. Районе профессиональной деятельности.
Обьяснить смысл понятий « хронологический возраст», «биологический возраст» и « юридический возраст».
По дате рождения определить возраст человека.
Дать краткую характеристику каждого из возрастных периодов жизни человека.
Обьяснить понятия «здоровье», «качество жизни», «образ жизни».
Выявить факторы риска здоровью.
Определить группу риска.
Студент должен знать:
Понятия: демография, население, динамика населения, рождаемость, социальная мобильность, общая плодовитость, статика населения, механическое движение, смертность, половозрастная структура, естественное движение, естественный прирост населения, возраст, рост и развитие.
«Горячие точки» возрастной биографии
Жизненный цикл человека
4. Основные потребности человекав разные возрастные периоды.
У студента должны формироваться:
Общие компетенции :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружение.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
Структура занятия:
Организационный момент 5 мин.
Мотивация(цели) занятия 5 мин.
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний) 100 мин.
Практическая часть 40мин.
Итоговый контроль 20мин.
Задание на дом 5мин.
Подведение итогов занятия, оценка работы студентов 5мин.
Ход занятия
1.Организационный момент: проверка внешнего вида студентов ( наличие халата, шапочки, сменной обуви), санитарное состояние; отсутствующие на занятии.
Инструктаж по охране труда.
2.Мотивация (цели) занятия:
Сконцентрировать внимание на изучение данной темы и активизировать познавательную деятельность студентов.
Одним из важнейших признаков, определяющих принадлежность общества к цивилизации, всегда считалось состояние здоровья конкретного человека и населения в целом. Состояние здоровья определяет возможности человека вести активную, полноценную жизнь, плодотворно трудиться, качественно проводить свой досуг. С целью улучшения состояния здоровья населения России разработан и реализуется приоритетный национальный проект « Здоровье», в центре внимания которого находится первичное звено здравоохранения, его усиление. В рамках этого проекта предусмотрено развитие профилактики и диспансеризации. Что в долгосрочной перспективе должно привести к улучшению демографической ситуации в стране и повышению уровня здоровья населения.
Оценка знаний студентов:
а) проверка знаний
устный опрос
1. Понятия «здоровье» (виды); «качество жизни» (параметры), критерии качества жизни ВОЗ.
2. Факторы ,влияющие на уровень и состояние здоровья. Факторы риска ВОЗ. Группы риска.
3.Понятие «образ жизни». Факторы образа жизни взрослого и ребенка.
4. Понятие «демография» и « население».Методы изучения народонаселения (статика, динамика.).
5. Основные демографические показатели. Тип населения (регрессивный, прогрессивный, стационарный).
6. Показатели миграционных процессов и естественного движения населения.
7.Общий показатель рождаемости.
8.Смертность. Показатели
9.Возраст (биологический, хронологический).
10. Рост и развитие.
11.Потребности человека. Пирамида Маслоу.
12. Модель сестринского дела В. Хендерсон в модификации Мухиной—Тарновской, в которой рассматриваются десять фундаментальных потребностей человека.
13. Дать характеристику демографической ситуации в Росси и районе профессиональной деятельности.
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы:
рефераты, доклады, справки- подготовленные студентами.
Тема 1: Демографическая ситуация в России.
Тема 2: Демографическая ситуация в вашем районе.
Тема 3: Продолжительность жизни на мировом и европейском уровне.
Тема 4: Фактор риска – курение.
Тема 5: Фактор риска - избыточная масса тела.
Тема 6: Фактор риска - психологические факторы.
Тема 7: Уровни потребностей человека по А.Маслоу
Тема 8: Мотивация здоровья и здорового образа жизни.
в) подведение итогов контроля
4.Практическая часть:
а) подготовка студентов к самостоятельной работе решение ситуационных задач
1.Среднегодовая численность населения, находящегося под наблюдением семейного врача, составляет 1500 человек, из них в возрасте до 14 лет — 225 человек, лиц старше 50лет — 300, женщин — 780, в течение года в семьях родилось 15 детей, умерло 18 человек.
Определить:
-возрастной тип населения;
-рождаемость;
-смертность;
-естественный прирост населения.
Ответ:
1)определение возрастного типа населения:
225
доля лиц до 14 лет = ----х100%=15%
1500
300
доля лиц старше 50 лет = ---- -х100%=20%
1500
2) структура населения по полу:
780
доля женщин = -----х100%=52%,доля мужчин =100% - 52%=48%
1500
3) общий показатель рождаемости:
15
ОПР=-----х100%=10%о
1500
4)общий показатель смертности:
18
ОПС=-----х100%=12%о
1500
5)естественный прирост:
10-12=-2%о
Таким образом, характеризуя демографическую ситуацию среди семей, находящихся под наблюдением, можно отметить, что возрастной тип населения является регрессивным с преобладанием женского населения, рождаемость находится на низком уровне, смертность — на среднем уровне, естественный прирост населения отрицателен, то есть можно говорить о противоестественной убыли населения. На основании этих данных можно сделать вывод о необходимости усиления деятельности медицинской сестры по планированию семьи, следует также уделить внимание охране здоровья женщин и лиц пожилого возраста.
б) самостоятельная работа студентов:
выполнение студентамисамостоятельной работы в виде тестового контроля
( тесты прилагаются)
в) подведение итогов самостоятельной работы :проверка тестовых заданий .
5.Итоговый контроль : понятийный диктант
Демография
Население
Статика населения
Динамика населения
Рождаемость
Социальная мобильность
Общая плодовитость
Механическое движение (Миграция)
Смертность
Половозрастная структура
Естественное движение
Естественный прирост населения
Факторы риска
Типы населения
Здоровье
Качество жизни
Образ жизни
Апатия
Депрессия
Неподвижность
Окружающая среда
Потребность
Самовыражение
Самоуважение
Возраст
Хронологический (паспортный, календарный) возраст
Биологический возраст
Юридический возраст
Возрастные периоды
Возрастные особенности человека
«Горячие точки» возрастной биографии
Ответы:
Демография (от греч. demos — народ и grapho — писать) — наука о населении, закономерностях его воспроизводства в связи с социально-экономическими и историческими условиями.
Под населением (народонаселением) принято понимать совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах какой-либо страны или части ее территории (провинции, земли, области, края, района, определенного населенного пункта), а также группы стран или всего мира.
Статика населения— это численный состав населения на определенный (критический) момент времени. Состав населения изучают по ряду основных признаков, характеризующих его структуру.
Динамика населенияпредставляет собой движение населения, мобильность, изменение его численности, которое может происходить в результате различных процессов.
Социальная мобильность, то есть переход людей из одних социальных групп в другие в результате изменения материального положения, уровня образования и др.;
Механическое движение населения (миграция) — перемещение людей через границы тех или иных территорий, связанное с переменой места жительства, учебы или работы;
Внешняя миграция, то есть перемещение за пределы своей страны, подразделяется на:
• эмиграцию — передвижение граждан из своей страны в другую на длительный срок или постоянное жительство
• иммиграцию — перемещение граждан из другой страны в данную.
Внутренняя миграция представляет собой перемещение населения из одного района проживания в другой, с одной территории на другую, а также переезд жителей из села в город — часть процесса урбанизации.
Естественное движение населения, обуславливающее смену поколений в результате рождений и смертей.
Прогрессивным считается тип населения тех территорий, регионов или стран, в которых доля лиц в возрасте от 0 до 14 лет превышает долю лиц в возрасте 50 лет и старше.
При регрессивном типе населения, наоборот, доля людей в возрасте 50 лет и старше превышает долю лиц возрастной группы от 0 до 14 лет.
Стационарным является тип населения, при котором наблюдается равенство числа лиц этих возрастных групп.
Общий показатель рождаемости (рождаемость) представляет собой общее число родившихся живыми в течение года детей, приходящееся на 1000 населения, и рассчитывается по формуле (1.3):
общее число родившихся в течение года
ОПР =------------------------------------------------------------x1000,
среднегодовая численность населения
коэффициент общей плодовитости представляет собой число родившихся живыми детей, приходящееся на 1000 женщин этого возраста, а коэффициент брачной плодовитости - число родившихся, приходящееся на 1000 женщин фертильного возраста, состоящих в браке.
Коэффициент плодовитости рассчитывают по следующей формуле (1.4):
общее число родившихся в течение года
П =------------------------------------------------------------х1000
среднегодовая численность женского населения фертильного возраста (15-49 лет)
Общий показатель смертности, представляющего собой число умерших, приходящееся на 1000 населения. Подобным образом можно рассчитать показатель общей смертности и в районе обслуживания конкретного лечебно-профилактического учреждения, на конкретном врачебном участке.
общее число умерших в течение года
ОПС =--------------------------------------------------------х1000,(1.5)
среднегодовая численность населения
Фактор риска — дополнительное неблагоприятное воздействие на организм, повышающее вероятность возникновения заболевания или смерти.
Здоровье есть состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Качество жизни можно определить как соответствие желаний и потребностей человека его возможностям, ограниченным его физическим, психологическим, социальным состоянием.
Образ жизни – это выбор, сделанный человеком. Это духовное представление о том, как я должен жить, мой выбор, моя судьба; способ жизни, избранный человеком.
Апатия — состояние полного безразличия, равнодушия; болезненное состояние;
Депрессия — подавленное, угнетённое психическое состояние;
Неподвижность— состояние, при котором человек не может двигаться или испытывает затруднения при движениях, необходимых для нормального функционирования;
Окружающая среда— окружающий человека природный и созданный им материальный мир;
Потребность — нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом;
Самовыражение — желание человека реализовать свои таланты и возможности;
Самоуважение — уважение к самому себе.
Под возрастом принято понимать:
период времени от рождения организма до настоящего или любого иного момента;
биологическую эволюцию организма, то есть характеристику его жизни, отражающую момент рождения, рост, развитие, созревание и старение.
Различают хронологический (паспортный, календарный) и биологический (анатомо-физиологический) возраст.
Хронологический возраст — это период от рождения организма до момента его исчисления.
Биологический возраст — совокупность признаков, характеризующих биологическое состояние организма, уровень его жизнеспособности и общего здоровья.
Возрастные периоды — это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.
Оценивание и комментирование работы каждого студента и группы в целом. Выставление итоговой оценки за практическое занятие. Выявление наиболее лучших ответов и самых активных студентов. При необходимости отвечаю на вопросы студентов.
6.Задание на дом :
Тема №2. Эмбриональное развитие и период новорожденности, грудной возраст. Правила и техника вскармливания.
Рефераты:
Тема № 1 – Закаливание детей грудного возраста.
Тема № 2 – Выбор игрушекдлядетей грудного возраста.
Тема № 3 – Принципы массажа у детейгрудного возраста.
Тема № 4 – Преимущества грудного вскармливания.
Памятки:
1. Составить памятку о правилах грудного кормления.
2. Составить памятку о правилах гигиены новорожденных.
Внутриутробный период и период новорожденности:
закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде;
анатомо-физиологические особенности новорожденного;
потребности новорожденного;
основные проблемы периода новорожденности.
Выявление факторов, влияющих на эмбриональное развитие, на
здоровье плода. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.
Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка грудного возраста; основные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Выявление основных проблем периода новорожденности.
Обучение поддержке грудного вскармливания.
Обучение правилам кормления грудью, уходу за новорожденным
Проведение антропометрических измерений и оценка полученных
результатов.
Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.
Составление рекомендаций по закаливанию ребенка.
Обучение основным гимнастическим комплексам и массажу.
Составление рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста.
Обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды
Обучение родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей.
Составление примерного меню для ребенка грудного возраста при разных видах вскармливания.
7.Подведение итогов занятия, оценка работы студентов:
выставление каждому студенту общей оценки за практическое занятие.
Преподаватель В. Я.Деркач