Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Красноуфимская районная детская школа искусств»
Методическое сообщение
«Технология развивающего обучения в классе фортепиано детских музыкальных школ и школ искусств»
Преподаватель:
Двойнишникова Г.Н.
Первая квалификационная
категория
2017г.
«Чем была бы музыка без тех, кто дает ей жизнь и чувство, кто делает ее известной и любимой?.. Судьба музыкального произведения – в руках исполнителя».
Музыкально-исполнительская деятельность невозможна без наличия определенных умений и навыков. Непосредственными целями любого учебного предмета, в том числе и в классе фортепиано, являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками, к основным из которых относя звукоизвлечение, умение читать с листа, владение навыками игры в ансамбле; умение транспонировать, технику игры
а на их основе исполнительских способностей:
Искусство слышать, Искусство видеть, Искусство чувствовать Искусство думать
Известные педагоги внесли неоценимый вклад в дело воспитания пианистов. Среди них: А. Артоболевская, Н. Голубовская, И. Гофман, А. Гольденвейзер, Генрих Нейгауз и многие другие, разработали общие закономерности в воспитании и пианистическом развитии. Это в частности относится и к развитию исполнительских умений и навыков в классе фортепиано.
Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.
Сегодня основными задачами детского музыкального образования являются развитие музыкальности и музыкального мышления ребенка; превращение обучения в увлечение; обеспечение активного участия ученика в учебной деятельности; повышение личного интереса к музыкальным занятиям; организация условий, при которых проявлялись бы самостоятельность и творческая инициатива учащегося, что отражено в ряде нормативно-правовых документов.
При этом традиционное обучение игре на инструменте, к сожалению, не создает полноценных условий для решения этих задач. Поэтому проблема использования и организации развивающего обучения в классе фортепиано детской музыкальной школы является достаточно актуальной на сегодняшний день.
Специфическими функциями проблемно-развивающей технологии обучения по концепции М. М. Махмутова, Н. Г. Мошкиной и др. являются: формирование критического мышления учащихся; формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; формирование положительных эмоций; организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе обучения.
Данная технология очень интересна, и с успехом может использоваться не только на уроках музыкальной литературы и сольфеджио, но и на уроках фортепиано. Приведу примеры из собственной практики.
Для реализации технологии развивающего обучения необходимо использовать развивающие методы обучения.
Методы развивающего обучения можно разделить на три группы:
методы активизации логического мышления;
методы практического освоения музыкальной информации;
методы развития творческих способностей.
Методы активизации логического мышления.
Эта группа методов связана с использованием логического мышления и направлена на осознание получаемых знаний и навыков, а также собственных действий. Они основаны на использовании различных аналитических приемов - наводящих вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений. Цель работы - достичь наиболее ясного осознания получаемой словесной и звуковой информации. Роль педагога помочь ученику формировать понятия и умозаключения, учить выражать свои мысли в словах.
Для этого я использую метод наводящих вопросов.
Цель вопроса - натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Лучше всего ставить вопросы в "совещательной" форме: "Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?", "Не думаешь ли ты, что...?" и так далее. Хорошо когда педагогу удается вызвать учащегося на совместный поиск решения; создать ситуацию, в которой ученик должен сделать выбор наилучшего на его взгляд варианта из ряда предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос. Наводящие вопросы педагога и ответы ученика являются одним из путей обучения методам самостоятельной работы.
Метод наводящих вопросов также является хорошим вспомогательным средством для развития навыков слухового анализа музыки. Цель слушания музыки - научить ученика, слушая, слышать и одновременно думать, переживать звуковую информацию как отражение эмоционального мира. Грамотно поставленные вопросы обеспечивают преднамеренное восприятие звучащей информации.
Вариантом метода наводящих вопросов является метод "сам себя обучаю", разработанный французскими педагогами М. и Ж. Мартено. Само название этого метода определяет его направленность. Ученик учится использовать в процессе обучения собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать задачи. Самостоятельная работа ученика в классе при педагоге также может проходить в форме "Сам себя обучаю". Приведу в качестве примера несколько вопросов, которые сам ученик должен задать себе при работе над техникой: "Как я должен поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими? Должен ли я собрать пальцы или они должны быть растопырены? Должны ли мои пальцы плотно или легко соприкасаться с клавиатурой?". Вариантов формулировки вопросов может быть много. Главная цель - направить внимание ученика на осознание собственных действий.
Для развития навыков самоконтроля и самосознания немецкий педагог К.Хольцвейссиг рекомендует использовать метод вопросов для самопроверки. Вопросы могут быть направлены как на теоретическую, так и на исполнительскую стороны обучения. Для этого считаю полезным попросить ученика продиктовать домашнее задание для записи в дневнике, так как указания, сформулированные самим учеником, лучше запоминаются.
Метод сравнения и обобщения.
Он помогает закрепить в форме понятий и осознать не только теоретические сведения, но и более сложные для обобщения слуховые впечатления.
Нужно очень рано, здесь я согласна с чешским педагогом В.Юзловой, начинать заботиться о развитии аналитического музыкального мышления у ребенка. "Надо как можно раньше постараться обратить внимание ребенка на то, как "сделана" музыка, которую он играет". Для развития "интеллектуального слуха" использую приемы сравнения, идентификации и дифференциации слуховых впечатлений, например, определить сходство или различие в нескольких похожих разделах исполняемого сочинения.
Интересный прием работы над сочинением, названный немецким педагогом Г. Филиппом "аналитическая игра". Исполняются отдельные детали текста (голоса, аккорды, ритмические структуры), что помогает разобраться в особенностях сочинения. Такая «игра" может помочь в осознании закономерностей текста, например, гармонической логики или особенностей развития мелодии. Эти навыки впоследствии очень полезны ученику при чтении с листа.
Формирование навыков анализа музыкального текста можно начинать буквально с первых шагов обучения. Ученику нужно помочь ориентироваться в тексте. Он должен находить в изучаемой пьесе сначала отдельные интонации и фразы, а затем более крупные построения. Одним из способов осознания музыкального синтаксиса является прием подтекстовки, весьма распространенный в начальном обучении. В качестве образца можно назвать пособие А.Артоболевской "Первая встреча с музыкой", где почти все пьесы сопровождаются хорошо сделанными текстами.
Для достижения развивающего эффекта нужно учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Все теоретические сведения лучше объяснять в доступной для понимания форме и в определенной последовательности. Ученик должен получить простое, желательно образное, но точное определение всех необходимых понятий в музыке, например, лада, динамики, темпа, ритма, метра и так далее. Кроме того, все теоретические понятия должны быть не абстрактными словами, а предваряться слуховым восприятием. Тогда за словами будет стоять звуковой образ, и понятие поднимется на уровень обобщения. Такая работа в классе делает текст понятным, что облегчает заучивание наизусть и ведет к более осмысленному исполнению. Методы практического освоения музыкальной информации.
Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает оперирование как теоретическим, так и звуковым материалом. Особое место в этом разделе развивающего обучения занимает работа по активизации слухового восприятия и представлений.
Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации. Образцы загадок, ребусов, игр, кроссвордов можно найти почти во всех современных пособиях. В большей мере это конечно делается на дисциплинах музыкально-теоретического направления. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.
Например, в пособии "Пианист-фантазер" приведены интересные ребусы, загадки, кроссворды, игры, вызывающие интерес детей.
К сожалению в музыкальной педагогике считается что Игровая технология применима только для учащихся-дошкольников, но это ошибочно, и я попытаюсь это доказать.
Если обратиться к игре как к педагогической категории, то можно увидеть, что она давно занимает огромное место в развитии учащихся. Положительный эффект дает слияние трудовой и игровой деятельности в детском возрасте
это общеизвестно. Для себя я сделала выводы что игра способствует: -Установлению контакта с учеником, контакта содружества, доверительных отношений.
- Это прекрасное средство диагностики личности, своеобразный тест для педагога.
- Это мощное стимулирующее средство! (если ребенку лень заниматься, рутинно, неинтересно)
И в то же время игра несет следующие Функции:
Обучающую - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие др.
Коммуникативную - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов.
Релаксационную - снятие эмоционального и физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему учащегося при интенсивном занятии.
Психологическую - подготовку, возможно, даже для исполнения трудных пассажей, новых технических навыков, настрой для выхода на сцену.
Самовыражения - стремление в игре реализовать свои творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал
Компенсаторную - создание условий для выполнения каких-либо исполнительских задач, которые трудно выполнимы в реальной жизни ( придумать ситуацию).
Для детей игры – это эффективный способ самореализации и самовыражения.
Методы развития творческих способностей.
На уроках фортепиано вполне осуществимо использование некоторых приемов импровизации: например, вариантные упражнения - ритмические видоизменения, смещения акцентов, варианты артикуляции, динамики, фактуры. Именно многочисленные вариационные комбинации одной и той же мелодии могут послужить толчком к развитию музыкального мышления, творческой инициативы.
Применение полученной информации в новых условиях уже можно назвать выполнением творческого задания, так как ученику необходимо владеть целой системой знаний и умений. Свободное оперирование музыкальным материалом, например, создание собственного варианта ритмического или мелодического рисунка, уже может быть признаком творческого мышления.
Конечно, большой творческий потенциал несет в себе вся организуемая в школе концертная, просветительская, конкурсная деятельность.
"Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей" - К.Орф. Так же считаю значимым фактом концертную деятельность самого педагога.
Завершая изложение некоторых методов развивающего обучения на уроках фортепиано, хочется ещё раз обратить внимание на изменившиеся условия деятельности педагога-пианиста в системе дополнительного детского музыкального образования. Сегодня педагог - пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.