СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теоретического занятия по теме "Основные принципы рационального питания. Лечебное питание"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия по теме "Основные принципы рационального питания. Лечебное питание"»

Министерство здравоохранения московской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

"Московский областной медицинский колледж № 2"

(ГБПОУ МО "Московский областной медицинский колледж № 2")

Коломенский филиал










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к теоретическому занятию

"Основные принципы рационального питания. Лечебное питание"

по дисциплине "Гигиена и экология человека"

для специальностей:

31.02.01 Лечебное дело

31.02.02. Акушерское дело

34.02.01 Сестринское дело









Автор

Клопкова Елена Викторовна

преподаватель гигиены и экологии человека

высшей квалификационной категории







Коломна

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Методический блок

3. Информационный блок

4. Контролирующий блок

5. Список использованных источников








































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Современное развитие общества убедительно показывает, что подготовка медицинских работников всех уровней, немыслима без глубоких гигиенических знаний и развития экологического мировоззрения. При этом следует подчеркнуть, что имеется тесная связь между экологическим мировоззрением, профилактической и клинической медициной.

Умения и знания медицинских работников среднего звена в области гигиены и экологии, позволяют в результате постоянного и длительного профессионального контакта успешно решить многие проблемы не только результативного эффекта в организации лечебных мероприятий, но и вносить вклад в профилактику инвалидизации, надежной реабилитации, формировании здорового образа жизни, ведущих к сохранению и укреплению здоровья.

Гигиена (от греческого слова hygieinos - здоровый) - область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, обеспечению оптимальных условий существования, сохранению здоровья и продления жизни.

В деятельности медицинской работников среднего звена важны знания в области гигиены лечебно­профилактических мероприятий, гигиены труда медицинских работников, особенности рационального питания различных социальных и возрастных групп населения, особое внимание уделяя также лечебному и профилактическому питанию.

Средний медработник, владеющий методиками гигиенического воспитания, может оказать эффективную помощь врачу в формировании у пациентов, а также у других групп населения здорового образа жизни и выполнения основных требований личной гигиены. В современных условиях эта проблема приобрела актуальное значение, так как на здоровье человека воздействуют антропогенные загрязнения природных сред, нарушения режима труда и отдыха, несоблюдение основных законов рационального питания. В повседневной жизни на человека вредно воздействуют также полимерные и синтетические материалы, многие бытовые приборы часто являются источниками электромагнитных колебаний различного диапазона частот, шума, вибрации, повышенной температуры воздуха. Немаловажное значение имеет активное участие среднего медперсонала в борьбе с курением, наркоманией, алкоголизмом среди всех групп взрослого и детского населения.

Решая гигиенические проблемы нельзя забывать, что под воздействием деятельности человеческого общества в природе нашей планеты происходят различные нарушения, которые ведут к ухудшению качества среды обитания, росту опасности здоровья и жизни человека, также жизнедеятельности природных сообществ.

Решение этих вопросов входит в круг задач экологической науки, в том числе одного из ее направлений - экологии человека - комплексной дисциплины, изучающей общие законы взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, ее груш индивидуалов, влияние природной среды на человека.

Экология человека - это, прежде всего, наука, ищущая методы нравственной духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли и места в природе.

Медицинские работники среднего звена, владеющие знаниями в области гигиены и экологии может оказать действенную помощь врачу в доведении экологических представлений до населения, умело использовать их при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного проявления других на сохранение и укрепление здоровья.

Цель изучения данного курса - дать обучающимся знания, необходимые для решения некоторых вопросов населения, в частности, пациентов ЛПУ, возникающих в период обострение экологических проблем современного мира. Подготовить медицинского работника, владеющего определенной системой знаний, умений, взглядов и убеждений, необходимых для осуществления профилактической деятельности, участия в разработке и реализации гигиенических и экологических вопросов, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни населения.

Студенты учатся установлению связи между эколого-гигиеническими факторами (качество воды, пищи, состав воздуха, почвы и т.д.), складывающимися в конкретной обстановке (жилище, ЛПУ, учебное заведение, места отдыха), и состоянием здоровья населения на этапах, когда могут быть эффективными доступные организационные и медико-профилактические меры.

Необходимо обратить внимание учащихся на существующую зависимость состояния здоровья населения, уровня заболеваемости по некоторым нозологическим единицам (например, туберкулез, дизентерия, ОРВИ, венерические заболевания, СПИД, инфаркт миокарда и т.д.) от факторов конкретных регионов (состояние атмосферы, почвы, водоснабжения, условий быта, труда, благоустройство).

Студентам нужно продемонстрировать зависимость состояния здоровья от факторов, характеризующих образ жизни: занятий физической культурой, наличие вредных привычек, режима труда и отдыха, психологического микроклимата в семье, на рабочих местах.

В ходе изучения предмета учащиеся должны усвоить, что наблюдения в динамики взаимодействия человеческих популяций с окружающей средой (мониторинг) возможен только при наличии надежных информационных данных, в создании которых значительная роль принадлежит медицинским работникам среднего звена.

Учитывая, что возникла ситуация, при которой отрицательное воздействие на среду часто происходит вследствие отсутствия элементарных экологических знаний у широких групп населения, данный курс должен дать каждому медицинскому работнику среднего звена навыки санитарно-просветительской работы, проведения природоохранных мероприятий. На практических занятиях необходимо научить учащихся доступным методам контроля и оценки факторов окружающей среды.

Известно, что состояние окружающей среды определяется суммой факторов, как природных, так и антропогенных (сочетание неблагоприятных факторов может усиливать действие каждого из них на организм, а сочетание благоприятного с неблагоприятным - ослаблять действие, как тех, так и других). Поэтому структура предмета, предлагающая изучение разделов, посвященных экологическому значению атмосферы, гидросферы и других элементов среды, должна безусловно акцентировать внимание учащихся на сочетанном воздействии их на организм.

Питание является одним из факторов, в значительной степени определяющих состояние здоровья. Рациональное питание должно соответствовать энергетическим затратам организма (количественная сторона питания), восполнять его потребность в пищевых веществах - белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и микроэлементах (качественная сторона питания). При этом пищевые вещества должны поступать в определенных, наиболее благоприятных соотношениях (сбалансированность питания). Рациональное питание обеспечивается использованием разнообразного набора пищевых продуктов, их правильной кулинарной обработкой, а также выполнением санитарных правил при их получении, хранении и обработке. Обязательным условием рационального питания является соблюдение режима питания, т.е. правильное распределение пищи между отдельными приемами и прием ее в установленное время с соблюдением определенных интервалов. Объем пищи должен создавать ощущение насыщенности.

Медицинский контроль за питанием населения, особенно организованных групп (в санаториях, больницах, домах отдыха, детских и подростковых учреждениях), должен проводиться систематически, что позволяет своевременно выявить имеющиеся недостатки и принять меры к их устранению.

Одним из методов оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона питания с использованием таблиц химического состава продуктов. Этот метод является наиболее доступны и оперативным.

При оценке питания следует руководствоваться «Рекомендуемыми величинами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии», разработанными Институтом питания.

На занятии используются современные информационные технологии (демонстрация мультимедийных материалов), направленных на активизацию внимания обучающихся, повышения мотивации к активному участию в учебном процессе.

В целях эффективного контроля знаний применяются фронтальный опрос и тестовые задания, решаются проблемные задачи.

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей и самоподготовки студентов при проведении теоретического занятия по дисциплине "Гигиена и экология человека" в учебном кабинете профессиональной образовательной организации.








































МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

наименование дисциплины - гигиена и экология человека

наименование темы - Основные принципы рационального питания. Лечебное питание

междисциплинарные и межмодульные связи - физика, химия, анатомия, латинский язык, фармакология, микробиология, биология

цели занятия:

Образовательная: дать обучающимся знания, необходимые для решения некоторых вопросов населения, возникающих в период обострения экологических проблем современного мира

Развивающая: развитие у обучающихся мыслительных способностей, речи, умение использовать знания, полученные ранее, сопоставлять их, делать выводы, развитие умения работать в команде, навыков самостоятельной работы, формирование элементов профессиональных компетенций (указаны ниже)

Воспитательная: формирование мотивации к обучению на данной специальности, профессионального интереса к изучению данной дисциплины, привитие обучающимся элементов субординации, чувства ответственности за принятое решение и свою работу; развитие общих компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

вид занятия - теоретическое занятие

место проведения - кабинет гигиены и экологии человека

время проведения - 90 минут

наглядные пособия - таблицы, приборы, презентации

технические средства обучения - мультимедийный видеопроектор, мультимедийная доска, персональный компьютер с программным обеспечением

перечень основной и дополнительной литературы

Основные источники:

1. Крымская И.Г. Общая гигиена с основами экологии человека. – М.: Ростов н/Д., Феникс, 2013. – 352 с.

2. Пивоваров Ю.П. «Гигиена и основы экологии человека»Москва . Академия 2010г.

Дополнительные источники:

1. Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека»Москва .Академия.2010г.

2. Большаков А.М. «Руководство по лабораторным занятиям по общей гигиене. Москва , Медицина 2005г.

3.СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». – М.: Рид Групп, 2012. – 224 с.

4.СанПиН 2.3.6.1079-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

5.СанПиН 2.3.6.1066-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»


перечень раздаточного материала - тестовые задания, задачи

формируемые элементы компетенций

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать

задачи занятия

В результате освоения данной темы студент должен уметь: осуществлять подсчет энергетической ценности пищевых продуктов. Рассчитать суточный рацион, оценить рацион питания взрослого населения. Определить набор продуктов для составления меню.

В результате освоения данной темы студент должен знать: понятия рациональное и сбалансированное питание. Энергозатраты при различных видах деятельности. Роль структурных компонентов. Режим питания. Задачи при составлении лечебных диет. Заболевания обусловленные недостаточным питанием. Понятие о пищевых отравления и их профилактика.

Задания для самостоятельной работы - подготовить ответы на вопросы:

1. Понятие рационального питания

2. Диетическое питание

3. Лечебно-профилактическое питание.

4. Гигиенические требования к пищевому рациону

5. Режим питания

6. Условия приема пищи

7. Принципы составления диет

8. Болезни пищевой неадекватности








ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

п/п

Этап занятия

Время,

мин

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1

Организационный

5

Вводная беседа

Приветствие обучающихся. Контроль посещаемости занятия, соответствия внешнего вида обучающихся правилам внутреннего распорядка колледжа, наличия учебных пособий. Заполнение журнала учебных занятий

Приветствие преподавателя, отчет старосты группы об отсутствующих и причинах отсутствия, подготовка рабочего места.

2

Мотивационный

5

Проблемное изложение

Знакомит с формулировкой темы занятия, целями и планируемыми результатами; конкретизирует важность изучения темы;

Записывают тему и цели занятия, задают вопросы по уточнению темы занятия.

3

Повторение изученного материала

10

Фронтальный устный опрос, тестовые задания

Повторение основных моментов предыдущего занятия , инструкция и контроль по выполнению тестовых заданий, оценивает ответы в соответствии с эталоном

выполняют тестовые задания, сами проверяют и оценивают

4

Изучение нового материала

20

Объяснительно-иллюстративный метод

Компьютерные технологии

Объясняет новый материал с использованием обратной связи с аудиторией (уточняющие вопросы)

Конспектирование материала, обсуждение.

5

Закрепление нового материала

10

Фронтальный устный опрос

Задает вопросы, оценивает в соответствии с эталоном

Отвечают на поставленные вопросы

6

Изучение нового материала

20

Объяснительно-иллюстративный метод

Компьютерные технологии

Объясняет новый материал с использованием обратной связи с аудиторией (уточняющие вопросы

Конспектирование материала, обсуждение.

7

Закрепление нового материала

15

Метод «малых групп»

Инструктирует по выполнению заданий, выдает задания группам - проблемно-ситуационные задачи, оценивает соответствие решения эталону.

Обсуждают задание в малых группах (4 человека), формулируют общее решение

8

Рефлексия Подведение итогов

5

Проблемный Беседа

Помогает обобщить результаты занятия, Оценивание работы обучающихся, Озвучивание домашнего задания и самостоятельной работы обучающихся.

Отвечают на вопросы, задают вопросы преподавателю, проводят самооценку достижений. Записывают задание для подготовки к следующему занятию; получают рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы.



ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК


Питание является важнейшей физиологической потребностью организма.

Оно необходимо для построения клеток и тканей, поступления энергии необходимой для восполнения энергических затрат организма, поступления веществ из которых в организме образуются ферменты, гормоны, др. регуляторы обменных процессов и жизнедеятельности.

Рациональное питание (от латинского слова - разумный) - это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и др. факторов. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, высокой физической и умственной работоспособности, а также активному долголетию. Требования к рациональному питанию слагаются из требований к пищевому рациону, режиму питания и условиям приема пищи.

К пищевому рациону предъявляются следующие требования:

1.Энергетическая ценность рациона должна покрывать энергозатраты организма.

2.Надлежащий химический состав - оптимальное кол-во пищевых (питательных) веществ. Сбалансированность рациона.

Рациональное питание предусматривает сбалансированность рациона по

многим показателям. Сбалансированным питанием называется снабжение организма всеми питательными веществами в определенных количествах и соотношениях между собой. Оптимальное соотношение между белками, жирами и углеводами - б:ж:у = 1: 1:4 . При расчете за единицу принимается количество белков. Энергетическая потребность белков составляет 11-13 % суточной энергетической потребности. Энергетическая ценность жиров - 33%. Углевvдов - 53-55%. На белки животного происхождения приходится 55 - 60%.Из количества жиров: животного жира -500/0, растительного жира синтетического - 20 0/0.

3.Высокие органолептические свойства пищи, разнообразие ассортимента.

4.Санитарно-эпидемическая безупречность пищи и ее безвредность.

5.Режим питания.

Режим питания включает время и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение пищевого рациона по энергоценности. Важны также условия приема пищи: обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих факторов. Для здоровых людей рекомендовано 3 - 4 разовое питание с 4 - 5 часовым интервалом. 4-х разовое питание наиболее благоприятствует умственной и физической работе.

Имеется два варианта 4-х разового питания:

1 вариант

I. Первый завтрак - 180/0

2. Второй завтрак - 12%

3.0бед- 45%

4.Ужин- 25%

2 вариант

Завтрак -25%

Обед -40%

Полдник - 15%

Ужин - 20%

3-х разовое питание

Завтрак -30%

Обед - 45%

Ужин -25%

Каждый прием пищи должен продолжаться в течение 20 - 30 минут. Последний прием пищи должен быть за 2,5 - 3 часа до сна.

Нормы питания для взрослого населения подразделяются в зависимости от: пола, возраста, характера труда, климата, физиологического состояния организма.

При определении потребности в основных пищевых веществах и энергии для взрослого трудоспособного населения особое значение имеют различия в энергозатратах, связанные с характером труда. Поэтому в нормах питания лица в возрасте от 18 до 60 лет подразделены на группы интенсивности труда. Группы различаются: по степени энергозатрат, обусловленных профессиональной деятельностью.





















СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВ И

ЭНЕРГИТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ НЕКОТОРЫХ ПИЩЕВЫХ

ПРОДУКТОВ (на 100 грамм)



ПРОДУКТЫ

БЕЛКИ, г

ЖИРЫ, г

УГЛЕВОДЫ, г

ЭНЕРГЕТИЧ. ЦЕННОСТЬ, ккал

Мука пшеничная 1-го сорта

10,6

1,3

73,2

329

Макаронные изделия 1-го сорта

10,7

1,3

74,2

333

Крупа манная

11,3

0,7

73,3

326

Крупа «Геркулес»

13,1

6,2

62,5

345

Крупа рисовая

7,0

0,6

74,8

330

Крупа пшеничная

12,0

2,9

66,5

326

Хлеб пшеничной формовой

8,1

1,2

42,2

203

Хлеб ржаной формовой

6,5

1,0

40,1

190

Батоны простые

7,9

1,0

51,9

236

Сахар-песок



99,8

58

Молоко пастеризованное

2,8

3,2

4,7

58

Творог жирный

14,1

18,0

1,3

226

Творог полужирный

16,7

9,0

1,3

156

Масло сливочное

0,6

82,5

0,9

748

Сыр «Российский»

23,4

30,0


371

Сыр «Голландский»

26,8

27,3


353

Кефир жирный

2,8

3,2

4,1

56

Сырки, творожная масса

7,1

23,0

27,5

340

Мороженной сливочное

3,3

10,0

20,2

181

Яйца куриные

12,7

11,5

0,7

157

Колбаса «Любительская»

12,2

28,0


301

Колбаса отдельная

11,0

20,1

1,8

232

Сардельки свиные

10,1

31,6


332

Арбуз

0,7


8,8

36

Апельсин

0,9


8,1

34

Абрикосы свежие

0,9


9,0

38

Виноград

0,6


16,0

63

Яблоки

0,4


9,8

39

Сок томатный

1,0


3,3

18

Сок виноградный

0,4


18,1

72

Сок яблочный

0,3


10,6

43

Печенье сахарное (7-8 шт)

7,4

10,0

76,3

424

Пирожное слоеное с кремом

5,5

38,6

46,3

555

Чай байховый

20,0


6,9

109

Кофе в зернах

13,9

14,3

4,1

223


Примерное меню


Продукты


масса

белки

жиры

углеводы

ккал

Раст.

Жив.

Раст.

Жив.

Синт.

Завтрак

Каша манная на воде

300

4,6


4,7



41,5

215

Хлеб

20

1,2


1,1



6,0

37

Кофе

5

0,8


0,3



0,4

6,1

Сахар

35

-





38

132,3

Сыр Российский

45


10,3


13,4



170

Маргарин

сливочный

10,5


0,03



8,7

0,06

64,1

ВСЕГО:

4155

6,9

10,33

13,4

8,7

85,96

624,5


Обед









Суп перловый вегетарианский

500

4,1


9,6



29

230

Сметана

55


1,5


5,0


1,3

68.3

Капуста свежая

70

1,3





3,8

19,6

Яблоки

70

0,2





7,2

42,1

Огурцы

80

1,2





8,6

2,4

Рыба (карп)

90


14,7


3,6



96

Картофель

90

1,8


0,09



17,73

11,3

Сливочное масло

12

0,072



9,7


1,47

90

Маргарин

9





7,5


67

Сахар

20






19

79

Хлеб

20

1,2


1,2



6,0

37

Компот из сухофруктов

180

0,6





41,1

765,1

ВСЕГО

1196

10,472

16,2

10,89

18,3

7,5

135,4

999,3

Полдник









Кефир жирный

180


6,0


6,5


8,2

118

Вафли с яблочной начинкой

70

4,1


3,9



46

206,4

ВСЕГО:

250

4,1

6,0

3,9

6,5


54,2

324,4

Ужин









Вермишель

50

4,7


0,42



35,6

169

Масло сливочное

20


0,12


8,2


0,27

148

Сыр плавленый

Новый

55


7,0


3,8


1,1

87

Хлеб ржаной

20

1,23


1,2



8,5

40

Сок апельсиновый

100

1,2






56

ВСЕГО:

245

7,1

7,12

1,2

12


64,3

500


ГРУППЫ ИНТЕНСИВНОСТИ ТРУДА И ОСНОВНЫЕ ПРФЕССИИ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ЭТИМ ГРУППАМ:

1- я группа - РАБОТНИКИ УМСТВЕННОГО ТРУДА:

Руководители предприятий, инженер но технические работники, труд которых не требует существенной физической активности, мед.работники, кроме врачей -хирургов, мед.сестер, санитарок ,педагоги, воспитатели, культурно-просветительные работники, секретари, диспетчера, работники пультов управления.

2-я группа - РАБОТНИКИ, ЗАНЯТЫЕ ЛЕГКИМ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ

Работники, занятые на автоматизированных процессах, электронной промышленности, мед.сестры, санитарки, промтоварных магазинов, работники сферы обслуживания, связи и телеграфа, швейники.

3-я группа - РАБОТНИКИ СРЕДНЕГО ПО ТЯЖЕСТИ ТРУДА

Станочники, водители различных видов транспорта, врачи-хирурги, работники пищевой промышленности, продавцы прод.товаров, железнодорожники и водники, работники коммунально-бытового обслуживания и общественного питания.

4-я группа - РАБОТНИКИ ТЯЖЕЛОГО ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА.

Строительные рабочие, основная масса сельхоз.рабочих, деревообрабодчики, плотники, горно-рабочие на поверхностных работах, работники нефтяной и газовой промышленности.

5-я группа - РАБОТНИКИ, ЗАНЯТЫЕ ОСОБО ТЯЖЕЛЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ.

Сталевары, каменщики и бетонщики, грузчики, труд которых не механизирован, землекопы, горнорабочие, занятые непосредственно на подземных работах.

Каждая из групп разделена на три возрастные категории: 18-29,30-39, . 40-59. При этом учтено постепенное возрастное снижение энергозатрат. Подразделение по полу обусловлено меньшей величиной массы тела и менее интенсивным обменом веществ у женщин по сравнению с мужчинами.


1. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ БЕЛКОВ.

А) Пластическая /рост и развитие органов, обеспечение нормального состава органов, тканей/, синтез гормонов, ферментов, синтез белков крови, мышечной ткани.

Б) Энергетическая /1 грамм белка - 4 ккал 16,7 КДЖ/.

В) Иммунологическая - синтез АТ, глобулинов.

Г) Обеспечение осмотического давления,: проявление хронической недостаточности; алиментарная дистрофия, квашиоркор / синюшний цвет кожных покровов, вздутый живот, большая голова, тонкие конечности/, алиментарный маразм.


2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ЖИРОВ.

А) Пластическая.

Б) Энергетическая / 1грамм жира- 9 ККАЛ/.

В) Обеспечение поступления в организм жирорастворимых витаминов. Г) Обеспечение терморегуляции.

Д) Обеспечение вкусовых качеств пищи.

Е) Амортизаторы внутренних органов.


3. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ УГЛЕВОДОВ.

А) Энергетическая.

Б) Пластическая.

В) Антитоксическая.

Г) Обеспечение моторики ЖКТ.


4. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МИНЕРАЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ.

C a формирование скелета, зубов P


M g формирование нервной ткани Mn

влияние на передачу нервного импульса

K влияние на регуляцию, содержание воды Na

в тканях и обеспечение осмотического

давления

J формирование гормонов Cu

Z n влияние на кроветворение

формирование окислительных и тканевых

Fe ферментов

Co


ЗАДАЧИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ЛЕЧЕБНЫХ ДИЕТ.

1. Ограничение поступления в организм, каких либо веществ, например: соли сахара, жидкости.

2. Обогащение рациона веществами, дефицит которых наблюдается при заболеваниях, например: Fe при анемии.

3. Исключение некоторых видов кулинарной обработки блюд.

4. Консистенция блюд.



5. БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ВИТАМИНОВ.

Характеристика витаминов по биологическому действию.

Группы витаминов по эффекту, вызываемому в

организме

Наименование витаминов

Биологическое действие


общую резистентность организма .


Вl, В2, В6, РР, А, С, D.

Регулирует функциональное состояние ЦНС, обмен веществ и трофику тканей

Антигеморрагические


С,Р,К

Обеспечивают нормальную

проницаемость и резистентность кровеносных сосудов, повышение свертываемость крови.

Антианемические


В 12, С, фолиевая кислота

Нормализует и стимулируют кроветворение.

Антиинфекционные


А, С, Вl, В2, В6, РР

Повышают устойчивость организма к инфекциям:

стимулируют выработку

антител, усиливают

защитные св-ва эпителия и

фагоцитоз, нейтрализуют

токсическое действие

возбудителя.

Регулирующие зрение



А,В2,С

Обеспечивают адаптацию

глаза к темноте, повышает

остроту зрения, расширяют

поле цветного зрения.


ВИТАМИН А

БЕТА-КАРОТИН И КАРОТИПОИДЫ


Все позвоночные, включая человека, вынуждены получать витамин А из еды, иначе они умрут. Б отличие от остальных витаминов, ни одно растение не может синтезировать витамин А просто так Чтобы получить достаточное количество витамина А, людям и всем остальным необходимо получать то, что называют предшественниками витамина А. Это такие химические вещества, которые содержатся во фруктах и овощах и которые организм может превращать в витамин А по мере необходимости.

Предшественниками витамина А являются каротиноиды. Это - окрашенные вещества, которые придают желтый цвет моркови, розовый цвет - грейпфруту, а также другим плодам, таким, как абрикосы, манго и папайя. Из пятисот известных каротиноидов около пятидесяти могут превращаться в организме в витамин А. Из всех этих предшественников витамина А ни один не имеет столь важного значения для человеческого организма, как бета-каротин.

Говоря языком ученых-диетологов, бета-каротин обладает наибольшей биологической активностью. Он легче превращается в витамин А, но в ожидании этого превращения он не стоит на месте, а делает нечто очень полезное для нашего организма. Биологическая активность других каротиноидов не столь изучена, но считается, что они не так эффективны, как бета-каротин.


КОМПЛЕКС ВИТАМИНА В

ВИТАМИНЫ ГРУППЫ В


Название комплекс витамина В для группы витаминов, которые классифицируются как Б ­витамины, не совсем правильное, но так как они всегда так назывались и так их обозначают на этикетках витаминных препаратов, то и мы, отдавая дань традиции, будем использовать это название.

Почему они рассматриваются как комплекс? На заре исследований в области питания ученые пытались выделить микропитательные вещества из пищи и достигли следующего: были выделены вещества, растворимые в жирах и в воде.

Перед началом Первой мировой войны исследователи из Бисконсинского университета назвали эти вещества жирорастворимые А и водорастворимые В. Так как термина витамины еще не существовало, они назвали их факторами,

Вначале ученые считали, что выделенный ими фактор Б представляет собой одно вещество, которое предотвращало болезнь бери-бери, но последующие исследования показали, что из продуктов питания была выделена целая группа химических веществ, включая и те, что предотвращали бери-бери.

Конечно, более разумно было бы дать каждому из этих веществ свое имя, а не называть их все витаминами Б, но другие ученые уже открыли массу других факторов, назвав их буквами алфавита. Одни обнаружили, что водорастворимый Б есть совокупность веществ, другие дали химическому веществу, предотвращающему цингу, название водорастворимый С, а веществу, предотвращающему рахит, - жирорастворимый Д.

Было принято решение продолжать называть вещества В-фактором, но каждому из них был присвоен свой номер, который пишется внизу. Рабочая формулировка была следующей ­вещества растворимы в воде и присутствуют в дрожжах.


Тиамин (витамин B1).

Основная, жизненно важная функция тиамина в организме - превращение углеводов в энергию. Этот витамин не накапливается в организме, следовательно, вы должны принимать его каждый день, чтобы не образовалось дефицита, который быстро приводит к голикам. Чтобы избежать последнего случая, некоторые эксперты предлагают витаминизировать выпивку.

Каждый, кто подозревает у себя дефицит тиамина, должен немедленно получить квалифицированную медицинскую помощь, так как это заболевание вызывает повреждение мозга, которое тем сильнее, чем позже начато лечение.


В2 (рибофлавин).

Первые исследования витаминов не выявили действие рибофлавина в человеческом организме, так как оно тесно связано с функциями других витаминов. К тому же недостаток рибофлавина не проявляется так явно, как цинга или бери-бери, и не угрожает человеческой жизни, что затрудняло определение его функций. Более того, рибофлавин присутствует в продук­тах питания в комплексе с другими витаминами, и его недостаток маскируется дефицитом остальных. Это еще больше затрудняет выявление признаков дефицита рибофлавина как такового.

Из-за этого в самом начале исследований в области витаминов ученые посчитали пеллагру - заболевание, связанное с недостатком ниацина (другой витамин группы В), - признаком недостатка рибофлавина. Лишь в тридцатых годах нашего столетия ученые определили функции рибофлавина в человеческом организме.

Вз (ниацин).

Возражения некоторых экспертов по поводу приема дополнительных витаминов базируются на том, что это - новый вид питания. На протяжении тысячелетий люди получали питательные вещества из пищи. История кулинарии не знала примеров употребления в пищу витаминов, минеральных солей или других веществ в виде таблеток вплоть до двадцатого века.

Те, кто полагает, что витаминные добавки представляют собой уникальный переворот в области человеческого питания, игнорируют другие примеры внезапного резкого изменения питания. Действительно, человечество довольно часто меняло свои гастрономические привычки, в основном из-за технического прогресса и изобретения новых продуктов питания. Иногда результаты этого были успешными, иногда - катастрофическими.

Наглядным примером того, как изменения в питании могут повлечь за собой непредвиденные последствия, служит кукуруза. До открытия кукурузы Европа не знала, что такое недостаток ниацина. Однако став основной пищей аборигенов Западного полушария, этот злак явился причиной смерти тысяч европейцев. Таким образом, не следует принимать большие дозы никотиновой кислоты без медицинского контроля. Если же вы осуществляете прием, то 'необходимо довольно часто делать анализ крови, чтобы убедиться в нормальном функционировании печени. У некоторых людей большие дозы никотиновой кислоты вызывают разрушение печени, и им следует прекратить прием этого витамина. В таких количествах никотиновая кислота выступает уже как мощный лекарственный препарат.


В6.

Иногда новые открытия в области питания кажутся довольно противоречивыми. Поэтому люди сетуют на то, что не могут полагаться на советы ученых, какие продукты есть или какие витамины принимать. Постоянно развивающаяся наука совершает прыжки вперед в своих открытиях, но при этом делает шаг назад своими противоречивыми советами. Сегодня вас призывают отказаться от масла, так как в нем присутствуют насыщенные жиры, и переходить на маргарин, а завтра вы обнаруживаете призывы срочно бросать употреблять маргарин, так как содержащиеся в нем гидрогенизированные масла могут служить причиной сердечных заболеваний.

Быстрый взгляд на историю витамина Вб поможет вам понять, почему исследователям так трудно окончательно определить действие того или иного вещества на здоровье. Большинство современных экспериментов по питанию проводят на животных, так как использовать в этих целях людей считается неэтичным. Многие возражают и против использования животных. Но даже когда опыты над животными обнаруживают какую-то функцию того или иного питательного вещества в организме, эти результаты не всегда можно применять к людям.

В12.

У витамина В «традиционно сложилась репутация энергоусилителя, многие годы врачи делали своим пациентам инъекции В12 с целью вызвать у них состояние благополучия и эйфории» но, как выяснилось в дальнейшем, большинство из них добавляли к В12 амфетамины, которые и вызывали эйфорию. Вопреки заявлениям о том, что В12 поднимает настроение, доказательств этому нет.

Самой серьезной проблемой тех, кто страдает недостатком В12, является злокачественное малокровие - разновидность анемии. Если болезнь не лечить, она приводит к смертельному исходу. Хотя до двадцатого века никто не связывал злокачественное малокровие с недостатком витаминов, уже в начале девятнадцатого было замечено: у жертв этой болезни наличествуют проблемы с пищеварением.

Фолат.

Недополучающие B12 вегетарианцы могут быть спокойны насчет фолата - с ним у них проблем не будет, так как этот витамин в больших количествах содержится в зеленых овощах, таких, как капуста брок-коли, кормовая капуста, шпинат, и в пшенице. С другой стороны, те американцы, которые избегают фруктов и овощей и отдают предпочтение продуктам быстрого приготовления (думается, вы сами знаете, к какой группе себя отнести), могут хронически недопо­лучать этот витамин. Его также может не хватать тем, кто злоупотребляет алкоголем.

Несмотря на свою важность для здоровья, фолат, или фолиевая кислота (существует около ста активных форм этого витамина), не получил такой известности, как витамин С или бета­-каротин. В результате многие не знают об этом витамине или знают весьма мало. Нам нужны небольшие количества фолата, но они имеют важное значение для образования красных клеток крови и воспроизводства ДНК.


Пантотеповая кислота.

При ближайшем рассмотрении необходимых для здоровья витаминов обнаруживается, что их действие подобно запутанному лабиринту. Если отследить метаболические процессы, в которых эти витамины принимают участие в качестве коферментов, обнаружится, что они пересекаются друг с другом невероятное количество раз. В результате зачастую очень трудно вы­явить признаки недостаточности только одного витамина, так как обычно дефицит одного подразумевает дефицит целой группы. Витамины работают в комплексе, что создает препятствия для выяснения функций каждого в отдельности участника и неимоверно усложняет работу исследователей по предсказанию последствий нехватки какого-либо витамина и выработке соответствующих рекомендаций.

Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к пантотеновой кислоте, принадлежащей к витаминам группы В. Так как ее функции и функции других витаминов тесно связаны, ученым потребовалось довольно много времени, чтобы определить, как же в че­ловеческом организме проявляется недостаток именно пантотеновой кислоты.

Биотин.

Вы и представить себе не можете, как трудно заработать недостаток биотина! Чтобы добиться таких выдающихся результатов, требуется тщательно разработанный план или, на худой конец, болезненное пристрастие к яичным белкам. Этот серосодержащий витамин обнаружен в огромном количестве продуктов питания, включая и яичные желтки, но в белках содержится вещество, способное заблокировать усвояемость биотина. Время от времени также рождаются люди, у которых вследствие генетических нарушений биотин не усваивается.

Для большинства же биотин представляет собой такое хитрое питательное вещество, о котором может только мечтать какой-нибудь сумасшедший диетолог, желающий всем преподать урок того, что питаться следует сбалансировано, а не увлекаться экстравагантными диетами, делающими упор на какой-то один продукт.


ВИТАМИН С


Создается впечатление, что по меньшей мере половина всех специалистов в области питания посвящает львиную долю своего времени спорам о витамине С. Похоже, что витамин С - не только питательное вещество, а еще и своего рода футбольный мяч, которым постоянно перебрасываются диетологи, специалисты по питанию. Национальный совет по исследованиям, компании по производству витаминов и пишущие о здоровье авторы. Во главе списка тех, кто ратует за пользу этого питательного вещества, стоит доктор Лайнус Полинг, нобелевский лауреат и признанный ключевой игрок в споре о витамине С. Публикацией в 1970 году своей книги Vitamin С aпd Соmmоп Cold (Витамин С и обыкновенная простуда) доктор Полинг поднял в средствах массовой информации ажиотаж вокруг витамина С. Полинг утверждал, что большие дозы этого витамина могут существенно уменьшить риск подхватить простудные заболевания.

Спустя почти двадцать лет доктор Полинг, которому уже перевалило за девяносто, все еще продолжает принимать внушительные дозы витамина С (наряду с другими витаминами) и все еще вызывает шум своими ми заявлениями о его чудодейственных свойствах. Многие представители медицинских учреждений считают, что он несколько преувеличивает, хотя и признают (с неохотой), что витамин обладает большим потенциалом, нежели они привыкли считать.

Одно исследование за другим представили медицинские доказательства полезности витамина С для здоровья. Современные исследования свидетельствуют, что этот витамин­-антиоксидант, в сочетании с другими антиоксидантами, - например витамином Е и бета-кароти­ном, - осуществляет героическую работу по защите нашего организма от оксидантов. При определенных обстоятельствах витамин С может даже избавить другие антиоксидантыI в нашем организме от негативного воздействия и сохранить их силу.


ВИТАМИН D

ВИТАМИН, КОТОРЫЙ МОЖНО ПРИГОТОВИТЪ ДОМА

Некоторые эксперты сомневаются в целесообразности классифицирования витамина D как витамина. По их мнению, витаминами следует считать те вещества, которые нужно принимать дополнительно и которые не могут быть произведены нашим организмом. Витамин D, существующий в двух формах - D2 и D3 (витамина D1 нет), синтезируется в коже человека. Если наша кожа попадает под ультрафиолетовые лучи или просто под лучи солнца, она начинает вырабатывать витамин D. Отдельные ученые полагают, что загар как бы закрывает кожу от света, чтобы не допустить переизбытка витамина D, так как меланин - красящий пигмент - образуется в клетках кожи и не дает ультрафиолетовым лучам проходить сквозь ее поверхность и стимулировать выработку витамина D.

Некоторые ученые не считают это пищевое вещество витамином: он действует в организме скорее как гормон, влияющий на всасывание кальция из желудочно-кишечного тракта и регулирующий количество кальция, откладывающегося в костях и других тканях, тогда как другие витамины в первую очередь выполняют роль коферментов, влияющих на катализ различных метаболических процессов, которые более эффективно протекают при наличии коферментов.


ВИТАМИН Е

ВИТАМИН-СКАЛОЛАЗ

Скептики часто говорят о витамине Е, что ему никак не могут найти болезнь, которую он мог бы лечить. Такой скептицизм базируется на двух фактах: чисто выраженный недостаток витамина Е практически невозможно вызвать у взрослых людей и долгое время никто не мог точно определить, какую же функцию выполняет витамин Е в человеческом организме. Несколько лет назад некоторые исследователи приписывали витамину Е иллюзорную возможность предот­вращать ангину, но эта возможность (в отсутствие других витаминов) не подтвердилась в последующих испытаниях, что дало скептикам еще больше аргументов для резких обвинительных речей против этого витамина.

История витаминов изобилует наводящими ужас болезнями, такими, как бери-бери, рахит, цинга и пеллагра, поражающими население во всем мире. При этом никаких подобных устрашающих эпидемий, связанных с недостатком витамина Е, не было. Вам требуется очень небольшое количество этого питательного вещества. Может быть, вы и не будете в отличном здравии, если недополучите витамин Е, но и больным тоже не станете.


ВИТАМИН К

Бактерии, живущие в нашем кишечнике, вырабатывают вещества, которые известны под общим названием витамин К. Витамин К является необходимым веществом, так как без него кровь не может сворачиваться, но его количество должно быть весьма ограниченным.

Витамин К был вначале обнаружен у цыплят. Один исследователь в Копенгагене кормил цыплят обезжиренной пищей, что привело к появлению у них кровоизлияний, так как кровь перестала сворачиваться. Он назвал питательное вещество коагулатионвитамином - попытка выразить на шведском языке то, что это вещество выполняет функцию коагулянта. Однако на любом языке его гораздо легче называть витамином К.

Взрослым не требуется большое количество этого витамина, так как их организм может накапливать и производить его. Однако у новорожденных, у которых нет кишечных бактерий, производящих витамин К, иногда могут случаться кровоизлияния, если, конечно, им не дать витамин К дополнительно, что и делают врачи при рождении ребенка.

Недостаток витамина К может также проявиться у людей, длительное время принимающих антибиотики, которые убивают кишечные бактерии. В подобных случаях следует обратиться к врачу, прежде чем принимать витамин К дополнительно.


БЕРЕМЕННОСТЬ И ВИТАМИНЫ

Наверное, самое время позаботиться о витаминах и питании, это когда женщина беременна. Питание будущих мам (как и тех, кто собирается ими стать) жизненно важно не только для будущего ребенка, но и для них самих. Сегодня ученые считают, что появление некоторых врожденных дефектов вызывается неправильным материнским питанием. В частности, несколько широкомасштабных исследований показало, что дефекты нервной трубки (серьезный порок развития нервной системы эмбриона) напрямую связаны с недостатком витамина В (фолиевая кислота).

Будущим папам также не следует быть особенно самонадеянными относительно своего витаминного статуса. Доказано, что качество спермы зависит от количества потребляемого витамина С.

Понятно, что будущие мамы и папы должны соблюдать правильную диету, а также, возможно, принимать витамины. Однако опрос акушеров и гинекологов показал, что они «в редких случаях наблюдают женщин до беременности и в первые четыре недели беременности». Подчас это бывает уже поздно, так как наиболее сильное влияние на развитие зародыша оказывает питание в течение небольшого отрезка времени до и после зачатия.

Ситуацию сглаживает то, что врачи практически всегда прописывают витамины беременным женщинам. А именно, витамины внутриутробного действия, включая фолиевую кислоту и минеральные соли, содержащие железо и кальций. С другой стороны, врачи редко интересуются содержанием калорий и питательных веществ в диете их пациенток, надеясь, что все необходимые вещества те получают с пищей и не нуждаются в витаминных добавках. А витамины они выписывают, чтобы подстраховаться на тот случай, если эти надежды не оправдаются.

Кстати, хотите узнать, насколько врачи находятся в курсе последних исследований в области диетологии? Так вот, опрос показал, что они не меняли своих рекомендаций по этому вопросу на протяжении вот уже пяти лет, что не слишком-то успокаивает, учитывая, что научные открытия совершаются ежегодно.

Поэтому в ваших интересах знать хотя бы немного о питательных веществах, так как маловероятно оказаться пациентом у врача, который заинтересуется вашим рационом.



КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК


Вопросы для самоконтроля:


1. Рациональное питание.

2. Сбалансированное питание.

3. Режим питания.

4. Требование к рациональному питанию.

5. Функции белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.

6. Принципы составления лечебных диет.

































Ситуационные задачи


1.Средняя энергетическая ценность пищевого рациона служащего 50 лет, составляет 14500 КДЖ. Его рост 172 см., вес 96 кг.

Дать гигиеническую оценку энергетической ценности пищевого рациона.


2. Энергетическая ценность суточного пищевого рациона шахтера 3800 ккал.

Сколько ему требуется:

А) белков, в том числе животного и растительного происхождения. Б) жиров.

В) углеводов.


3. Энергетическая ценность суточного пищевого рациона студентов 2500 ккал.

За сутки они получили: 100г. белка; 185 г. жира; 208г. углеводов;

Оценить количество и соотношение питательных веществ.


4. Энергетическая ценность пищевого рациона рабочего 3200 ккал. Распределить в % по приемам пищи в течение суток.

5. Энергетическая ценность пищевого рациона студентов 2800 ккал. За сутки она распределена по приемам пищи следующим образом: Завтрак - 71 ккал; обед - 1190 ккал; ужин - 900 ккал;

Оценить распределение энергетической ценности и режим питания.



Эталоны ответов на ситуационные задачи


1. Энергетическая ценность рациона превышает физиологические потребности.

ИМТ=32,5 (ожирение 1 ст.)


2. белки- 123 гр (в т.ч. животные - 74), жиры - 139, углеводы - 513


3. Поступление питательных веществ не сбалансировано. Завышено количество белков, жиров. Занижено количество углеводов.


4. Завтрак 800 ккал, обед - 1280 ккал, полдник - 480 ккал, ужин - 640 ккал


5. Режим питания и распределения энергетической ценности нерациональный.









Тестовый контроль


1. Что называется рациональным питанием

1. Физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера тpyдa;

2. Питание, восполняющее энергетические затраты организма;

3. Питание, безопасное для здоровья человека.

2. Нормы питания для взрослых подразделяются в зависимости от:

1) Пола;

2) Возраста;

3) Характера тpудa;

4) Климата;

5) Физиологического состояния организма.

3. На сколько групп интенсивности труда подразделены нормы питания.

1) 2;

2) 3;

3) 4;

4) 5.

4. Что называется сбалансированным питанием.

1) Снабжение организма всеми питательными веществами в определенных соотношениях между собой;

2) Питание здоровых людей;

3) Питание восполняющее энергозатраты.

5. Каково оптимальное соотношение между белками, жирами, углеводами.

1) 1 : 2 : 3

2) 1 : 1 : 5

3) 1 : 1 : 4

4) 1 : 2 : 5


Дополните список

6. Биологические функции белков.

1) энергетическая

2)…

3) ...

4) ...

7. Биологические функции жиров.

1) Энергетическая;

2) …

3)…

4)…

5)…

6)…

8. Биологические функции углеродов.

1) Энергетическая;

2)…

3) ...

9. На что обращают внимание при оценке режима питания.

1)…

2)…

3)…

Выбрать парами соответствующие вопросы и ответы.

10. Энергетическая ценность питательных веществ

1) белки; 1) 12 ккал;

2) жиры; 2) 4 ккал;

3) углеводы. 3) 9 ккал

11. Дополните перечень задач, стоящих при назначении лечебных диет.

1) Ограничение поступления в организм каких-либо веществ, например поваренной соли;

2) Обогащение рациона веществами, дефицит которых наблюдается при заболевании, например, включение в рацион продуктов, содержащих железо при анемиях;

3) Исключение некоторых видов кулинарной обработки, например, жарения при заболеваниях печени.

4) ...

12. Определите, каких данных не хватает, чтобы определить количество белков, жиров, углеродов и калорийности в блюде.

Перечень

продуктов

?

Содержание




Манная

крупа

Молоко

Масло

сливочное


Белки

Жиры

Углеводы

Калорийность


0,5



2,8



0,4

0,7



3,2



78,5

70,1



4,5



0,5

333



62



734



Эталоны ответов


1. 1

2. 1,2,3,4,5

3. 4

4. 1

5. 3

6. Пластическая, иммунологическая, обеспечение осмотического давления

7. Пластическая, обеспечение поступления жирорастворимых витаминов, улучшение вкусовых качеств, терморегуляция, амортизация внутренних органов

8. Пластическая, антитоксическая

9. Кратность приема пищи, интервал, % распределение энергетической ценности

10. 1-2; 2-3; 3-2

11. 4-консистенция блюд

12. вес продукта на порцию













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1. Крымская И.Г. Общая гигиена с основами экологии человека. – М.: Ростов н/Д., Феникс, ,2013. – 352 с.

2. Пивоваров Ю.П. «Гигиена и основы экологии человека» Москва. Академия 2010г.


Дополнительные источники:

1.Матвеева Н.А. «Гигиена и экология человека»Москва. Академия.2010г.

2.Большаков А.М. «Руководство по лабораторным занятиям по общей гигиене. Москва. Медицина 2005г.

3.СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». – М.: Рид Групп, 2012. – 224 с.

4.СанПиН 2.3.6.1079-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»

5.СанПиН 2.3.6.1066-01«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

Интернет – ресурсы:

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/ (дата обращения 12.08.2018г.)

2. Федеральная служба государственной статистики. Окружающая среда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/environment/(дата обращения 12.08.2018г.)

3. Эпидемиолог [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.epidemiolog.ru/ (дата обращения 12.08.2018г.)