СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными» разработана на основе рабочей программы ПМ 02 Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (раздел «Сестринский уход в педиатрии»)) для специальности 34.02.01 Сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя "Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными"»

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по теме «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными» разработана на основе рабочей программы ПМ 02 Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (раздел «Сестринский уход в педиатрии»)) для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Пояснительная записка


Изучение темы «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными» предусмотрено программой ПМ 02 Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (раздел «Сестринский уход в педиатрии»)) для специальности 34.02.01. Сестринское дело и ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело.

Вопросы ухода за новорожденным требуют всегда пристального внимания педиатрической службы здравоохранения, и в первую очередь среднего медицинского персонала. Ведь от того насколько качественно и грамотно будет организован сестринский уход, насколько доверительно сложатся отношения между матерью ребенка и медицинской сестрой будет зависеть дальнейшее гармоничное развитие здорового малыша, выстраивание действий при оказании помощи ребенку, родившемуся с патологиями, оказание помощи родителям, испытывающим затруднения в уходе.

Тема «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденным» тесно взаимосвязана с МДК «Здоровый человек и его окружение», где также рассматриваются вопросы ухода за новорожденным, но в тоже время здесь гораздо шире рассматривается вопросы, направленные на новорожденных с патологиями, что позволяет углубить уже имеющиеся знания студентов.

Поэтому при проведении теоретического занятия по данной теме целесообразно использовать активные методы обучения.


Тема занятия: «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными»


  1. Тип занятия: комбинированное


  1. Место проведения, продолжительность занятия: аудитория, 90 минут


3. Методы обучения:

- словесные (беседа);

- наглядные: демонстрация презентации по теме занятия;

- игровые.


4. Цели занятия:

Создать условия для формирования общих и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательной программой по теме «Особенности сестринского ухода за новорожденным».

Образовательные:

- углубить знания в области осуществления сестринский уход за новорожденным и консультирования родителей по вопросам ухода.


Развивающая: развить у студентов способность создать условия для развития клинического мышления, развить навык коммуникативного общения, умение работать в команде.


Воспитательная: содействовать развитию личностных качеств: сострадания, милосердия, терпения, уважительного отношения к новорожденному.


5. Требования к уровню освоения дидактических единиц:

Уметь:

- анализировать и правильно отвечать на поставленные вопросы по изучаемой теме;

- выбирать источник информации в соответствии с поставленной задачей;

- работать в команде

Знать:

- анатомо-физиологические особенности здорового новорожденного;

- принципы оценки новорожденного по шкале Апгар;

- понятие «гипогалактия», «агалактия», «лактостаз»;

- пограничные состояния новорожденного;

- основные рефлексы новорожденного;

- принципы ухода за новорожденным.


6. Компетенции, на освоение которых ориентировано теоретическое занятие (в соответствии с рабочей программой):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.


7. Оснащение занятия: ноутбук, проектор, экран, доска с маркерами, Wi-Fi для выхода по ссылкам QR-кода с телефонов, дидактический материал, учебник Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии: учеб. пособие /В. Д. Тульчинская. - Pocтов н/Д: Феникс, 2022. - 600 с.: ил. - (Среднее медицинское образование). - ISBN 978-5-222-38581-4


8. Используемая литература при составлении методической разработки:

  1. Бута А. А., Ключникова Ю. Ю., Лисовская Е. О., Ефремова А. Д Возможности оптимизации работы медицинской сестры при уходе за новорожденными / Бута А. А., Ключникова Ю. Ю., Лисовская Е. О., Ефремова А. Д. // Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «Студенческая наука – 2021». — Т. 4 – Спб: ФГБОУ ВО СПбГПМУ, 2021. – с. 992. – Текст: непосредственный. ISSN 2658-4174.

  2. Камилова, А. И. Руководство по основам ухода за здоровым и больным новорожденным ребенком / А. И. Камилова — Ташкент: ABU MATBUOT-KONSALT , 2009 — 162 c. – Текст: непосредственный.

  3. Савватаева В.Г. Особенности ухода за новорожденными и детьми грудного возраста. Основы воспитания детей раннего возраста /сост.: В.Г. Савватеева; ГБОУ ВПО ИГМУ Министерства здравоохранения России.- Иркутск, 2012.- 44с. – Текст: непосредственный.

  4. Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии: учеб. пособие [Текст] /В. Д. Тульчинская. - Pocтов н/Д: Феникс, 2022. - 600 с.: ил. - (Среднее медицинское образование) – Текст: непосредственный. ISBN 978-5-222-38581-4.

9. План занятия:

№п/п

Наименование этапа

Хронометраж времени

1.

Организационный момент

2 мин

2.

Мотивация темы.

2 мин

3.

Выстраивание цепочки междисциплинарных связей

2 мин

4.

Совместное целеполагание

2 мин

5.

Проверка исходного уровня знаний

20 мин

6.

Объяснение нового материала

35 мин

7.

Самостоятельная работа (исходящий контроль)

20 мин

8.

Рефлексия, самооценка, взаимооценка

3 мин

9.

Подведение итогов, выставление отметок

2 мин

10.

Домашнее задание

2 мин

Итого

90 мин


10. Ход занятия


  1. Организационный момент

Преподаватель здоровается, узнает кто староста в группе, кто дежурный, готова ли группа к занятию (оценивает внешний вид, наличие тетрадей, учебников). Называет тему занятия. Предлагает разобрать дидактический материал. Проводит инструктаж по заполнению листа самооценки.


  1. Мотивация темы.

Дорогие ребята, тема «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденным» входит в цикл самых первых занятий раздела «Сестринский уход в педиатрии». Одной из характерных особенностей детского организма, отличающей его от организма взрослого, являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В процессе развития ребенок все время меняется. С ранних стадий внутриутробной жизни и во все последующие возрастные периоды происходит развитие и совершенствование функций организма. Каждый период жизни ребенка имеет характерные особенности. Без знания этих особенностей нельзя судить о правильном развитии ребенка, а также понять патологию и своеобразное течение заболевания у детей разного возраста. На развитие детского организма большое влияние оказывает окружающая его среда.

Период новорожденности – ранний неонатальный - первый период внеутробной жизни, его длительность - с момента рождения до 28 дней жизни. В это время отпадает остаток пупочного канатика, заживает пупочная ранка. После рождения ребенок приспосабливается к новым условиям существования, у него возникает легочное дыхание, устанавливается внеутробная система кровообращения, начинает функционировать пищеварительный аппарат. Однако у ребенка отмечается функциональная незрелость органов и систем, особенно ЦНС. В этот период проявляется ряд пограничных с патологией состояний, отражающих процесс приспособления ребенка к внеутробной жизни: физиологическая желтуха, физиологическая убыль и последующее восстановление массы тела, гипотермия, половой криз и др.

В период новорожденности могут быть выявлены патологические состояния, возникшие в связи с нарушением внутриутробного развития: врожденные уродства, врожденные пороки сердца, а также последствия родовой травмы. Возможно инфицирование новорожденного через пупочный канатик, пупочную ранку, кожу, что приводит к таким заболеваниям, как пиодермия, воспаление пупка, сепсис. Особенно опасна для новорожденного стафилококковая инфекция и туберкулез. Тщательное наблюдение за состоянием новорожденного с первых дней его жизни, создание оптимальных условий для его развития, правильный уход за ним, организация режима, соответствующее грудное (естественное) вскармливание обеспечивают нормальное развитие ребенка в этот период жизни, когда его органы и системы особенно легко ранимы. Наиболее частые проблемы этого возраста: опрелости, потница, молочница, недостаточная лактация у матери.

Задачи, которые стоят перед медицинской сестрой – помочь матери в правильном уходе за малышом, обеспечить комфорт новорожденному ребенку для его гармоничного развития.


  1. Выстраивание цепочки междисциплинарных связей

Преподаватель предлагает студентам подумать какие же дисциплины, МДК, ПМ могут быть связаны с данной темой.

Студенты предлагают варианты, вместе с преподавателем обсуждают взаимосвязь (прил.1.)


  1. Совместное целеполагание

Преподаватель предлагает обучающимся высказать мысль о том, чему они должны научится в ходе сегодняшнего занятия.

Студенты предлагают варианты ответов. Вместе с преподавателем формулируют цели занятия:

- научиться обеспечивать уход за новорожденным ребенком;

- научиться проводить обучение грудному вскармливанию;

- научиться работать в команде;

- эффективно взаимодействовать друг с другом;

- научиться вежливому продуктивному профессиональному общению.

На слайд выводятся компетенции, проводится анализ, что уже научились делать, что еще предстоит.


  1. Проверка исходного уровня знаний


        1. Выполнение тестового задания

Преподаватель предлагает студентам пройти тест по QR- коду. Состоящий из 10 вопросов.

Ссылка на тесты

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfsiDsiEUFWf3BP2h-mZqpSS8ZBYspHGo5uFP4HXgiBF8zojA/viewform?usp=preview


Результаты прохождения теста, выводятся на экран и приходят студентам на их электронную почту. Происходит работа над ошибками.

Критерии оценки тестового задания:

7 правильных ответов - 3 балла

8 правильных ответов - 4 балла

9-10 правильных ответов - 5 баллов.

Оценка заносится в лист «Самооценка работы на занятии».


        1. Упражнение «Знатоки рефлексов новорожденного». Студенты работают в малых группах по 5 человек. С карточками. Задача – вклеить напротив описания рефлекса нужный рисунок и напротив картинки – нужное описание рефлекса.

У каждой группы своя карточка с рефлексами (прил.2.).

Критерии оценивания задания

3 балла – правильно собраны только 2 рефлекса из 5.

4 балла – правильно собраны 3 рефлекса из 5.

5 баллов – правильно собраны 4-5 рефлексов.

Оценка заносится в лист «Самооценка работы на занятии».


  1. Объяснение нового материала

Преподаватель с помощью презентации объясняет новый материал. Студенты записывают в тетрадь ключевые моменты, задают вопросы. Происходит совместное обсуждение нового материала.

Опорный конспект-лекции

Материально-бытовые условия в палатах совместного пребывания матери и ребенка соответствуют нормам и, преимущественно, обеспечивают комфортное пребывание в стационаре. Внедрение бережливых технологий в отделении патологии новорожденных и недоношенных обеспечит рациональное размещение мебели и медицинского оборудования в палатах по системе 5-С (сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование). Стандартизация медицинских процессов в условиях стационара позволит обеспечить всех пациентов едиными подходами к лечению и профилактике.

Этапы ухода за здоровым новорожденным

Здоровый новорожденный – это ребёнок, который после рождения не нуждается в каких-либо медицинских мероприятиях и сохраняет хорошую жизнеспособность.

Правильный уход за новорожденным ребёнком и оценка его состояния во многом определяет ход постнатальной адаптации и дальнейшее состояние его здоровья.

Оценка соматической и неврологической зрелости ребенка, определение гестационного возраста новорожденного, выявление возможных врожденных пороков или проблем адаптации к внеутробной жизни, проведение профилактических мероприятий по предотвращению инфекции и геморрагической болезни и т.п. - являются важным звеном работы неонатолога.

1. Оптимальное время пережатия пуповины. Плацентарную кровь можно оценить, как «прощальный подарок плаценты» ребенку (Clement Smith, 1967). Поэтому количество крови, которое поступит от плаценты ребенку непосредственно перед его рождением, может иметь большую важность и во многом определять ход постнатальной адаптации.

Раннее пережатие пуповины (первые 10-15 секунд после рождения) для

доношенного ребёнка не играет существенной роли, а у недоношенного ребёнка может способствовать развитию Синдрома Дыхательных Расстройств из-за относительной гиповолемии, обусловленной недостаточным объемом циркулирующей крови (ОЦК).

Мотивы, заставляющие медиков (неонатологов, акушеры-гинекологов) нередко прибегать к раннему пережатию пуповины следующие:

- желание предотвратить возможное возникновение гипербилирубинемии и полицитемии;

- у неонатолога «чешутся руки» быстрее заняться новорожденным;

- стремление как можно быстрее приложить ребёнка к груди.

Позднее пережатие пуповины (на 3-5 минуте жизни) имеет рациональную основу у детей с острой асфиксией в родах для обеспечения поступления большего количества оксигенированной крови от матери ребенку. Однако позднее пережатие грозит:

- перегрузкой сердечно-сосудистой системы и левосторонней сердечной недостаточностью,

- полицитемией, гипербилирубинемией,

- проявлением неврологических расстройств из-за сгущения крови и

нарушения мозгового кровообращения.

Позднее пережатие пуповины особенно опасно для маловесных детей и детей с хронической внутриутробной гипоксией потому, что у этих детей повышен гематокрит и гипервискозность крови еще в утробе матери. Оно также нежелательно детям,

родившимся от матерей, страдающих диабетом (имеется значительно больший объем крови в плаценте). Разница в ОЦК при раннем и позднем пережатии пуповины составляет приблизительно 10-15 мл/кг.

Медики, принимающие роды, должны учитывать состояние новорожденного и индивидуально решать оптимальное время пережатия пуповины При раннем пережатии желательно собрать остаточную плацентарную кровь, которую в дальнейшем возможного использовать в случае вторичной анемии у новорожденного ребенка.

На сегодняшний день считается, что оптимальное время пережатия пуповины у новорожденного – это время прекращения пульсации пуповины.

Наложение повязки на культю пуповины. Желательно использовать наиболее надёжную повязку на культю пуповины. Предпочтительнее всего перевязывать пуповину резиновым жгутом (колечком) пережав пуповину зажимами и перерезав ее, на культю пуповины накладывают резиновый жгут (колечко) с помощью пинцета.

При использовании неэластичного перевязочного материала (нитки или тесемки), повязка позволяет лишь на некоторое время пережать сосуды: уже через 1/2 -1 час после родов пуповина уменьшается в размерах, повязка ослабевает и сосуды снова открываются, что может привести к повторному кровотечению и/или возможному инфицированию. Возможно использование и пластикового зажима.

Уход за пуповиной. Рекомендуется избегать использования антисептических средств при обычном уходе за пуповиной. В процессе отпадения пуповины главную роль играют макрофаги и сапрофитные бактерии, поэтому использование антисептиков нарушает нормальный процесс мумификации и отделения культи. Запоздалое отпадение пуповины может указывать на возможный иммунодефицит и недостаточную активность гранулоцитов.

Нормальное время отпадения пуповины:

- для недоношенных детей до 2 недель;

- для доношенных детей до 1 недели.

Культя и кольцо пуповины должна быть сухими и чистыми, на них нельзя накладывать любой перевязочный материал.

Признаками инфицирования культи пуповины являются:

- появление гнойных выделений из культи пуповины;

- покраснение кожи вокруг нее;

- дурной запах выделений.

Признаки инфицирования культи и кольца пуповины всегда необходимо оценивать как серьезное состояние, которое часто требует назначения антибиотиков.

2. Контакт кожа к коже и первое прикладывание ребенка к груди. Здорового ребенка необходимо сразу после рождения укладывать на грудь матери.

Положительные аспекты непосредственного контакта матери и ребёнка:

- установление непосредственного психологического и эмоционального

контакта между матерью и ребенком;

- возможность и поощрение грудного вскармливания, улучшение лактации у матери;

- обсеменение новорожденного бактериальной флорой матери, которая в нормальных условиях является наиболее дружелюбной и желательной для

ребёнка;

- сохранение и поддержание нормальной температуры тела новорожденного (соблюдение тепловой цепочки!);

- стимуляция развития обоняния у новорожденного.

Необходимо позволить ребенку первое грудное вскармливание тогда, когда он будет к этому готов и изъявит желание. Подавляющее большинство детей это делают уже в родильном зале.

3. Первый осмотр, оценка гестационного возраста и определение зрелости новорожденного ребенка. Первый осмотр новорожденного ребенка проводится неонатологом в течение первых часов жизни после его рождения. Осмотр должен проводиться в теплом, не шумном и не ярко освещенном помещении. Обычно это делается в палате совместного пребывания матери и ребенка. Определяется и/или

оценивается:

- цвет, целостность, высыпания, новообразования кожи и др.;

- мышечный тонус, активность и симметричность движений конечностей;

- крик, частота и эффективность дыхания, наличие хрипов в легких;

- частота сердечных сокращений, характер и расположение сердечных

тонов, наполнение, симметричность и ритм периферического пульса;

- сила, симметричность и устойчивость физиологических и сухожильных рефлексов;

- вес, длина, окружность головы и груди новорожденного ребенка.

Оценка гестационного возраста проводится еще акушером-гинекологом, а уточняется неонатологом. Правильное определение гестационного возраста ребенка необходимо для установления и предупреждения возможных постнатальных нарушений адаптации:

- недоношенный новорожденный -

- доношенный новорожденный - 37-42 недели гестации;

- переношенный новорожденный - 42 недель гестации.

Для определения физической и неврологической зрелости новорожденного ребенка и, тем самым, уточнения его гестационного возраста используется многобальная система Дубовиц-Баллард (рис.1).

Рис.1. Определение физической и неврологической зрелости новорожденного

ребенка по шкале Дубовиц-Баллард

Во время определения гестационного возраста необходимо соблюдать некоторые правила обследования:

- осмотр ребёнка должен проводится в теплом и уютном помещении, при отсутствии резких световых и звуковых раздражителей;

- оптимальное время обследования 1-2 часа после кормления ребёнка;

- подход к осмотру и оценке признаков должен быть систематизированный.

Общая сумма баллов, полученных при оценке физической и неврологической зрелости, соответствует гестационному возрасту новорожденного ребенка

4. Профилактика геморрагической болезни витамином К. Геморрагическая болезнь наиболее часто встречается у недоношенных, больных и родившихся с внутриутробной задержкой развития детей. Проведенные исследования показывают, что профилактическое назначение вит. К1 в десятки раз уменьшает вероятность кровотечения в ранние сроки после рождения и проявления геморрагической болезни у новорожденных детей. Общепринятые рекомендации по профилактике геморрагической болезни новорожденных:

- доношенным детям: 1мг вит. К1 (конакиона, витакона и др.) в/м;

- недоношенным детям: 0,5 мг вит. К1 в/м;

- Викасол (вит. К2), как препарат для профилактики геморрагической

болезни не пригоден (начинает действовать через 48-72 часов);

- возможна профилактика геморрагической болезни и назначением вит. К1 через рот, хотя она менее надежна:

  • пероральная доза вит. К1 - 2 мг;

  • если у ребёнка была рвота в течение первого часа жизни, дозу следует повторить еще раз;

  • при оральном назначении: первая доза - в первый день жизни,

вторая доза - на 3-5 день жизни и третья доза - в 4-6 недель.

5. Профилактика конъюнктивита, необходима для предотвращения инфицирования глаз новорожденного возбудителями гонореи и хламидиоза во время прохождения ребенка через родовые пути матери. Предлагаемые средства для профилактики достаточно эффективны и не имеют особых преимуществ друг перед другом:

- 1% тетрациклиновая мазь;

- 0,5% эритромициновая мазь.

Наиболее часто используется 1% тетрациклиновая мазь как безвредное,

эффективное и наиболее доступное по цене средство.

Профилактику лучше всего проводить в течение первого часа жизни, но не позже первых двух часов после рождения.

Другие важные аспекты ухода за здоровым новорожденным

6.Вакцинация. Как правило, проводится вакцинация против туберкулеза (на 4-5 день жизни), гепатита Б (в первый день жизни).

7. Купание младенца.

Отложить купание ребенка или удаления маслом смазки на 2-3 сутки жизни. Если в стране имеются традиции купать ребенка сразу после рождения, или тело ребенка сильно загрязнено кровью или меконием, это можносделать через 2-6 часов после рождения, при условии нормальной температуры тела и достаточной температуры помещения (не менее 27-280 С).

8. Пеленание.

Свободное пеленание возможно и не ущемляет права новорожденного на свободу. Не допустимо тугое пеленание новорожденного ребенка, так как при тугом пеленании:

- ограничиваются движения диафрагмы и снижается вентиляция легких;

- ухудшается кровоток в различных частях тела;

- тонкая воздушная прослойка между телом ребенка и пеленками не

позволяют удерживать тепло;

- ограничение движений ребенка снижает теплопродукцию;

- ограничение движений конечностей препятствует развитию нервно-

мышечной координации;

- тугое пеленание вместе с головой ребенка затрудняет его грудное вскармливание, так как ребенок не может достаточно широко открывать рот, чтобы правильно приложиться к груди;

- тугое пеленание способствует более продолжительному сну ребенка и

тем самым отказу от грудного вскармливания;

9. Совместное пребывание матери и ребёнка.

Совместное пребывание матери и ребенка способствует:

- более тесному физическому и эмоциональному контакту между матерью и ребенком;

- более высокой мере ответственности родителей перед своими обязанностями;

- проявлению больше умения и понимания в семейных отношениях;

- поощрению самостоятельности и умение принимать самостоятельные

решения;

- наилучшим условиям для обучения семьи и ознакомления ее с основными принципами ухода за ребенком;

- резкому уменьшению частоты госпитальной инфекции у новорожденных детей.


  1. Самостоятельная работа. Исходящий контроль.


Работа происходит малыми группами, каждой из которых предлагается выполнить три задания на повторение только что изученного на занятии материала («Найди лишнее», «Отгадай кроссворд», «Мозартика»). Для каждой группы одинаковые задания. Групповая работа в этом случае позволяет обучающимся эффективнее усвоить новый материал и систематизировать имеющиеся знания.


  1. Упражнение «Найди лишнее»

Профилактика конъюктивита у новорожденного




Уход за пупочной ранкой


Вакцинация новорожденного



Утренний туалет новорожденного



Критерии оценки

5 баллов - все 4 лишние элемента выделены правильно

4 балла – выделены 3 лишние элемента

3 балла – выделены 2 лишние элемента


  1. Кроссворд «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными»


1
















1























2











2






















































3







































3


4










4






























































































6































5
















5
































































































6





































































































По вертикали:

  1. Приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

  2. Сведения об условиях жизни пациента, а также вся история развития болезни.

  3. Аппарат с искусственным микроклиматом, в который помещают недоношенных детей для согревания и предохранения их от потери тепла.

  4. Неспецифический типовой патологический процесс, одним из признаков которого является изменение терморегуляции и повышение температуры тела.

  5. Длинный шнур, соединяющий эмбрион, а затем плод с материнским организмом

  6. Совокупность физиологических реакций организма, обеспечивающих постоянство температуры тела.


По горизонтали:

  1. Измерение массы и длины тела, окружности головы и груди.

  2. Попадание при вдохе в дыхательные пути инородных тел.

  3. Сложный железосодержащий белок животных и человека, составная часть эритроцитов, способный обратимо связываться с кислородом, обеспечивая его перенос в ткани.

  4. Полостные образования, возвышающиеся над поверхностью кожи и содержащие жидкость.

  5. Проведение на дому оздоровительных и профилактических мероприятий.

  6. Покраснение кожи, вызванное расширением капилляров.


Критерии оценки

5 баллов – верно отгаданы 11-12 слов

4 балла – верно отгаданы 9-10 слов

3 балла – верно отгаданы 7-8 слов


Ответы кроссоворда


1
















1

А

Н

Т

Р

О

П

О

М

Е

Т

Р

И

Я





Д





2











2

А

С

П

И

Р

А

Ц

И

Я









П





Н












Т





А












А


3

Г

Е

М

О

Г

Л

О

Б

И

Н





Ц





Н












И





Е


3


4








Я


4

В

Е

З

И

К

У

Л

А














У


И















В


Х















Е


О















З


Р

















А


6















Д


Т














5

К


Е













5

П

А

Т

Р

О

Н

А

Ж










У



М














О



О














В



Р














И



Е














Н



Г







6

Э

Р

И

Т

Е

М

А



У

















Л

















Я

















Ц

















И

















Я







  1. Упражнение «Мозартика «Принципы ухода за новорожденным в первые часы жизни»

Задача выложить на игровом поле сюжет из картинок, учитывая определенную последовательность этапов ухода за ребенком в первые часы жизни



Критерии оценивания


5 баллов - все картинки расположены в правильной последовательности, с учетом важности этапа и в соответствии с данными конспекта.

4 балла – 1 картинка не включена в этапы, но при этом смысл и последовательность ухода сохраняется.

3 балла – все картинки включены в деятельность, но последовательность этапов ухода нарушена.

Правильный вариант выполненной «Мозартики»


8. Рефлексия, само и взаимооценка

Преподаватель предлагает выставить оценки в лист самооценки за каждый этап занятия и отдать их преподавателю. Студенты заполняют листы самооценки, сдают их (прил.3).

Преподаватель предлагает оценить вклад каждого в работу в команде и работу команды соперника. Студенты высказываются. Студентам предлагается высказать мнение, чему они научились в ходе занятия. Высказаться может каждый. Студенты украшают «дерево успеха» (прил.4).


  1. Подведение итогов.

Преподаватель подводит итог занятия. Благодарит каждого за сегодняшнюю работу. Выставляет отметки.

  1. Домашнее задание

Преподаватель выдает домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению.

1. Используя учебник Тульчинская В.Д. Сестринский уход в педиатрии: учеб. пособие [Электронный ресурс] /В. Д. Тульчинская. - Электрон. :текстовые дан. (1 файл pdf: 601 с.: ил.). - Pocтов н/Д: Феникс, 2022. - 600 с.: ил. - (Среднее медицинское образование). - ISBN 978-5-222-38581-4, повторите:

1.Период новорожденности (стр. 30-49);

2.Виды вскармливания грудного ребенка (стр. 89-100).

2. Составьте глоссарий по теме «Особенности сестринского ухода при работе с новорожденными».

3. Задание для получения дополнительной отметки*.

Подготовьте презентацию 10-15 слайдов по одной из предложенных тем:

- «Базовая сердечно-легочная реанимация новорожденного».

- «Особенности сестринского ухода у новорожденного с синдромом дыхательных расстройств».

- «Особенности сестринского ухода у новорожденного при родовой травме».









































Преподаватель _______________________________М.В. Копылович

Приложение 1

Граф-структура междисциплинарных связей



























Приложение 2


Упражнение «Знатоки рефлексов новорожденного»

Из набора картинок и определений заполните карточку №1



  • В ответ на раздражение губ соском материнской груди, возникают ритмичные сосательные рефлексы.

  • Глотательный рефлекс.

  • В ответ на штриховое раздражение кожи вблизи позвоночника туловище изгибается в сторону раздражения, нога нередко разгибается в суставах.

  • Лабиринтный установочный рефлекс (рефлекс Ландау).

  • Затрудненное разгибание голеней у лежащего на спине с согнутыми в тазобедренных суставах под прямым углом ногами ребенка

Карточка №1


Развернутое описание

Название рефлекса

Наглядность


Сосательный рефлекс





При раздражении корня языка или твердого неба гладким предметом появляются глотательные движения




Рефлекс Галанта





Кратковременное удержание головы по средней линии в положении лежа на животе к концу периода новорожденности




Рефлекс Кернига




Из набора картинок и определений заполните карточку №2



  • Рефлекс Моро

  • При проведении по остистым отросткам позвоночника ребенок издает громкий крик и выгибает туловище.

  • Раздражение в области губ вызывает открывание рта, искривление губ, поворот головы в сторону.

  • Поворот головы вызывает движение глаз в противоположную сторону. При опускании головы глазные яблоки поднимаются вверх.

  • Хватательный рефлекс

Карточка №2



Рефлекс

кукольных глаз





При давлении на ладони ребенок захватывает предмет




Рефлекс Переса





Реакция в виде отведения рук в стороны, а затем сведения на груди в ответ на раздражители




Поисковый

рефлекс

Куссмауля





Эталон ответов

Карточка №1


В ответ на раздражение губ соском материнской груди, возникают ритмичные сосательные рефлексы

Сосательный рефлекс

При раздражении корня языка или твердого неба гладким предметом появляются глотательные движения

Глотательный рефлекс

В ответ на штриховое раздражение кожи вблизи позвоночника туловище изгибается в сторону раздражения, нога нередко разгибается в суставах

Рефлекс Галанта

Кратковременное удержание головы по средней линии в положении лежа на животе к концу периода новорожденности

Лабиринтный установочный рефлекс (рефлекс Ландау)

Затрудненное разгибание голеней у лежащего на спине с согнутыми в тазобедренных суставах под прямым углом ногами ребенка

Рефлекс Кернига

Карточка №2


Поворот головы вызывает движение глаз в противоположную сторону. При опускании головы глазные яблоки поднимаются вверх

Рефлекс

кукольных глаз

При давлении на ладони ребенок захватывает предмет

Хватательный

рефлекс

При проведении по остистым отросткам позвоночика ребенок издает громкий крик и выгибает туловище

Рефлекс Переса

Реакция в виде отведения рук в стороны, а затем сведения на груди в ответ на раздражители

Рефлекс Моро

Раздражение в области губ вызывает открывание рта, искривление губ, поворот головы в сторону

Поисковый

рефлекс

Куссмауля


Приложение 3


Лист самооценки

Этап

занятия

Участие в мотивациооном этапе, формировании темы, выстраивании межпредметных связей, постановке целей

Тестовое задание

«Знатоки рефлексов новорожденного

Участие в обсуждении нового материала

«Найди лишнее»

Кроссворд

Мозартика

Итого баллов за занятие

Оценка от 0 до 5 баллов за каждый этап










Минимальное количество баллов за занятие 0, максимальное – 35.

Перевод баллов в отметки:

0-10 баллов – «2»

11-19 баллов – «3»

20-29 баллов – «4»

30-35 баллов – «5»



Приложение 4


ДЕРЕВО УСПЕХА



Плоды успеха

Я доволен своей работой на занятии много понял, у меня все получилось

Я частично доволен своей работой на уроке, я мог бы достичь большего

Я ничего не понял, мне было скучно и не интересно