Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«ХТК»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА ПО НАПРАВЛЕННОСТИ
ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
ТЕМА: «БУДБТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ»
Разработал преподаватель
Шевчук О.П.
ХАБАРОВСК
2022 г
Пояснительная записка
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.
По мнению Сухомлинского В.А., очень часто ребенок не может постичь ни умом, ни сердцем нравственный идеал лишь потому, что глубоко несчастен. И наоборот, если ребенок видит мир жизнерадостными глазами, он легче поддается воспитанию. Атмосфера радости создавалась в школе Сухомлинского, прежде всего самим тоном общения с учениками, в котором господствовала доброжелательность.
Прогулки в лес и в поле, интересные рассказы учителя, игры и праздники Свою школу он так и называл: школа радости. По мнению Сухомлинского, мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий семейный и школьный климат, но прежде всего на его собственные успехи в учении и нравственном поведении. Главное дело ребенка — его учение, и именно отсюда должны идти его положительные эмоции, создающие фон для воспитания потребности быть хорошим. Сухомлинский утверждал парадоксальное на первый взгляд положение, что потребность быть хорошим формируется только у того ребенка, которого взрослые уже считают хорошим, который уже достиг успехов.
Иначе говоря, успех, по Сухомлинскому, есть не завершение воспитательной работы, а та начальная точка, от которой должно вестись воспитание. Сухомлинский писал: В наших школах не должно быть несчастных детей — детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей желание учиться. И потому в воспитательной системе Сухомлинского ребенку вначале внушается, что он хороший, и на этой основе он действительно стремится быть таким
Поставленные цели данного мероприятия:
Формирование у ребят представлений о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм»
Развитие дискуссионной культуры, умение выслушать другого, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения
В эмоциональной сфере: формирование характера нравственных переживаний.
Методы: работа индивидуальная, групповая, беседа, обсуждение проблемы, рефлексия.
Ценности, которые формируются в процессе мероприятия: доброта, человечность, милосердие, терпимость, сопереживание.
СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Организационный момент: Прием ребят, создание благоприятной обстановки, располагающей к общению. Объявление темы и цели данного мероприятия.
Вступительное слово преподавателя:
Актуальность духовно нравственного развития сегодня. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение
.В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется высокой дисциплиной духа, требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, полноценную, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития. К сожалению, такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе у современного молодого поколения отходят на второй план; у подростков отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие
Поэтому именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.
Зачитывается отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий»:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой.
От глада жажды и страданий
Куска лишь хлеба он просил,
И взгляд являл живую муку,
И кто–то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою.
Вопрос к ребятам:
Как вы думаете, о каком нравственном качестве говорит поэт? (О милосердии)
Какие нравственные критерии включает в себя понятие «милосердие»? (Добро, жалость, сопереживание, чуткость, терпимость)
Комментарий преподавателя: - Часто мы наблюдаем равнодушие, жестокость, грубость, нетерпимость людей друг к другу. К тому же, грубые слова, насмешки могут обидеть человека и довести до ужасного состояния.
Говоря о моральных и нравственных качествах, уместно сегодня привести слова известного немецкого философа Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
Далее идет просмотр презентации «Язык любви»
Диалоговая рефлексия, способствующая формированию отношения ребят к нравственным законам.
Древнегреческий философ и ученый Аристотель 2300 лет назад ввел термины «этика», «обычай», «нравы», «характер»
Смысл этики – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный поколениями.
Обычай - способ регулирования отношений в обществе, когда должное и сущее полностью совпадают. Одной из основных характеристик Обычая. является стремление к воспроизводству регулируемых им общественных отношений в неизменном виде. Необходимость исполнения Обычая определяется ссылкой на то, что так было всегда. В Обычае. закрепляются многие стороны поведения людей, а также их социальный статус и профессиональная принадлежность.
Нрав - понятие, характеризующее реально существующие в данном обществе нормы поведения. нравы. выражаются в поступках, обычаях и моральных традициях. Характеризуя стили морального поведения, говорят, например, о пуританских нравах, подразумевая под этим строгую ригористическую мораль.
Характер - (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, определяется весь образ его действий. Черта характера - устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые и беспроблемные пути
Далее следуют упражнения:
Упражнение «Правила общения» (работа в группах)
Преподаватель:
Очень интересную мысль высказал Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Задание: каждая группа определяет правила, необходимые для человеческого общения и записывает на лист ватмана
Презентация групп – высказывание по кругу.
(Поступки людей с точки возвышенных мотивов, которыми они продиктованы; самоотверженность, верность идеалам, мужество, великодушие).
Как вы понимаете, что такое «человечность»?
(Милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основа человеческого счастья, сопереживание, отношение к детям, старикам, беззащитным).
(Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательнее к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявлением доброты),
Преподаватель - высказывания известных философов по теме занятия:
«Ни один человек в мире не притягивает больше, чем человек с добрым сердцем и с «чистым» языком» -. Джулиан Вильсон
«От природы люди вовсе не враги друг другу» - Джулин Вильсон.
«Свободным родился человек - и везде он закован в железо» - Жан Жак Руссо.
«Самый дурной человек - тот, который больше всего замыкается в себе, направляет все сердечные помыслы на самого себя» - Оноре де Бальзак.
«Человек очень силен, когда довольствуется тем, что он есть, и очень слаб, когда хочет подняться выше человечества» - Жан Жак Руссо
«Признавшись в своей слабости, человек становится сильнее». - Оноре де Бальзак
«Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением» – Аристотель
«Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру». - П. Бейль
Против всего можно устоять, но не против доброты» - Жан Жак Руссо
Вопрос к ребятам:
Помогают ли благородство, доброта и милосердие стать счастливым человеком?
Высказывания по очереди, примеры из личного опыта (большая деятельность добровольческого движения, участие в акциях).
Упражнение «Добрые слова» (Применяем «Ролевые маски», войти в роль другого человека и выступать уже не от своего имени, а от его лица).
Задание. За 5 минут подготовить рассказ, в котором должны звучать добрые слова в адрес кого- – нибудь из присутствующих. Каждый самостоятельно выбирает себе ребят из группы, о которых будет рассказывать. Необходимо подчеркнуть, что именно он ценит в каждом.
Вопросы после задания:
Приятно говорить «добрые слова» или получать?
Изменилось ли ваше настроение?
Трудно ли было найти ценные качества в том человеке, о ком рассказывали?
Как вы реагируете, когда вам говорят комплимент или приятные слова?
Молодой парень и его девушка гуляют по парку. На обочине дороги сидит пожилой человек в рваной грязной рубахе, обхватив голову руками, слегка покачиваясь. Он тихонько стонет. Девушка пытается подойти, а парень ее отговаривает и не пускает.
Как бы вы поступили в этой ситуации?
Нужно ли помогать больному человеку?
Могут ли среди бродяг оказаться люди, которые в следствии ряда причин оказались на «дне» жизни?
Как вы относитесь к тем, кто просит подаяние?
Всегда ли вы милосердны и добры к своим самым близким и родным людям?
Из далекой древности, из VI века до нашей эры, греческий философ Фалекс послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».
Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».
Далее запускается анкета для ребят
«Ваши отношения с родителями»
Делишься ли ты с родителями своими проблемами?
Да
Нет
Иногда
Помогают ли тебе родители в учебе?
Да
Нет
Иногда
Часто ли ты заслуживаешь похвалы родителей?
Да
Нет
Иногда
Доверяют ли тебе твои родители?
Да
Нет
Помогаешь ли ты родителям в домашних делах?
Да
Нет
Иногда
Часто ли родители говорят с тобой «по душам»?
Да
Нет
Иногда
Родители чаще ругают тебя:
несправедливо
справедливо
совсем не ругают
Применяют ли они к тебе физические наказания?
Да
Нет
Иногда
Резюме:
Делать добро другим – не обязанность. Это - радость, поскольку это улучшает здоровье и увеличивает счастье.
Забудьте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».
Вместо того, чтобы расстраиваться из-за неблагодарности, будьте готовы к ней.
Благодарность-это такая черта характера, которая является результатом воспитания, этому надо учить.
Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.
Подсчитывайте свои удачи, а не свои неприятности.
«Корзина подарков» Заключение.
Все ребята садятся в круг, и каждый дарит от себя группе одно доброе слово.
Литература:
Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» М Генезис, 2012 г.
Микляева А.В. «Я подросток, встречи с самим собой» РЕЧЬ, 2012г
Сборник философских высказываний Москва, 2011 г
Акция «Делай добро»
Акция «Улыбнись, Хабаровск!»