СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теория добра

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал для проведения классного часа

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теория добра»





Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«ХТК»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА ПО НАПРАВЛЕННОСТИ

ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

ТЕМА: «БУДБТЕ ДОБРЫМИ И ЧЕЛОВЕЧНЫМИ»



















Разработал преподаватель

Шевчук О.П.


ХАБАРОВСК

2022 г



Пояснительная записка

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания.

По мнению Сухомлинского В.А., очень часто ребенок не может постичь ни умом, ни сердцем нравственный идеал лишь потому, что глубоко несчастен. И наоборот, если ребенок видит мир жизнерадостными глазами, он легче поддается воспитанию. Атмосфера радости создавалась в школе Сухомлинского, прежде всего самим тоном общения с учениками, в котором господствовала доброжелательность.

Прогулки в лес и в поле, интересные рассказы учителя, игры и праздники Свою школу он так и называл: школа радости. По мнению Сухомлинского, мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий семейный и школьный климат, но прежде всего на его собственные успехи в учении и нравственном поведении. Главное дело ребенка — его учение, и именно отсюда должны идти его положительные эмоции, создающие фон для воспитания потребности быть хорошим. Сухомлинский утверждал парадоксальное на первый взгляд положение, что потребность быть хорошим формируется только у того ребенка, которого взрослые уже считают хорошим, который уже достиг успехов.

Иначе говоря, успех, по Сухомлинскому, есть не завершение воспитательной работы, а та начальная точка, от которой должно вестись воспитание. Сухомлинский писал: В наших школах не должно быть несчастных детей — детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны. Успех в учении — единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей желание учиться. И потому в воспитательной системе Сухомлинского ребенку вначале внушается, что он хороший, и на этой основе он действительно стремится быть таким


Поставленные цели данного мероприятия:


  1. Формирование у ребят представлений о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм»

  2. Развитие дискуссионной культуры, умение выслушать другого, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения

  3. В эмоциональной сфере: формирование характера нравственных переживаний.


Методы: работа индивидуальная, групповая, беседа, обсуждение проблемы, рефлексия.

Ценности, которые формируются в процессе мероприятия: доброта, человечность, милосердие, терпимость, сопереживание.

СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Организационный момент: Прием ребят, создание благоприятной обстановки, располагающей к общению. Объявление темы и цели данного мероприятия.

  2. Вступительное слово преподавателя:

Актуальность духовно нравственного развития сегодня. В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И этот факт не случаен. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований в обществе происходят необратимые изменения, которые оказывают существенное влияние на молодое поколение

.В условиях отсутствия чётких нравственных ориентиров, снижения уровня духовной культуры все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять. Такая личность характеризуется высокой дисциплиной духа, требовательностью к себе, осознанностью нравственной сущности своих поступков, четкой ориентацией на здоровую, полноценную, творческую жизнь, которая невозможна без духовно-нравственного развития. К сожалению, такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе у современного молодого поколения отходят на второй план; у подростков отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное развитие

Поэтому именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.

  1. Зачитывается отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий»:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой.

От глада жажды и страданий

Куска лишь хлеба он просил,

И взгляд являл живую муку,

И кто–то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

Вопрос к ребятам:

  • Как вы думаете, о каком нравственном качестве говорит поэт? (О милосердии)

  • Какие нравственные критерии включает в себя понятие «милосердие»? (Добро, жалость, сопереживание, чуткость, терпимость)

Комментарий преподавателя: - Часто мы наблюдаем равнодушие, жестокость, грубость, нетерпимость людей друг к другу. К тому же, грубые слова, насмешки могут обидеть человека и довести до ужасного состояния.

Говоря о моральных и нравственных качествах, уместно сегодня привести слова известного немецкого философа Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

Далее идет просмотр презентации «Язык любви»

  1. Диалоговая рефлексия, способствующая формированию отношения ребят к нравственным законам.

    • Что значит нравственный закон внутри нас?

Древнегреческий философ и ученый Аристотель 2300 лет назад ввел термины «этика», «обычай», «нравы», «характер»

  • Как вы понимаете эти термины?


  • Смысл этики – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный поколениями.

  • Обычай - способ регулирования отношений в обществе, когда должное и сущее полностью совпадают. Одной из основных характеристик Обычая. является стремление к воспроизводству регулируемых им общественных отношений в неизменном виде. Необходимость исполнения Обычая определяется ссылкой на то, что так было всегда. В Обычае. закрепляются многие стороны поведения людей, а также их социальный статус и профессиональная принадлежность.

  • Нрав - понятие, характеризующее реально существующие в данном обществе нормы поведения. нравы. выражаются в поступках, обычаях и моральных традициях. Характеризуя стили морального поведения, говорят, например, о пуританских нравах, подразумевая под этим строгую ригористическую мораль.

  • Характер - (от греч. Charakter - чеканка, печать) - совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования. Человек как личность может менять свой характер - способы поведения. Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, определяется весь образ его действий. Черта характера - устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые и беспроблемные пути

Далее следуют упражнения:

  1. Упражнение «Правила общения» (работа в группах)

Преподаватель:

  • Очень интересную мысль высказал Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения»

Задание: каждая группа определяет правила, необходимые для человеческого общения и записывает на лист ватмана

Презентация групп – высказывание по кругу.

  • Что входит в понятие «благородство»?

(Поступки людей с точки возвышенных мотивов, которыми они продиктованы; самоотверженность, верность идеалам, мужество, великодушие).

  • Как вы понимаете, что такое «человечность»?

(Милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основа человеческого счастья, сопереживание, отношение к детям, старикам, беззащитным).

  • Что входит в понятие «доброта»?

(Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательнее к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявлением доброты),

Преподаватель - высказывания известных философов по теме занятия:

  • «Ни один человек в мире не притягивает больше, чем человек с добрым сердцем и с «чистым» языком» -. Джулиан Вильсон

  • «От природы люди вовсе не враги друг другу» - Джулин Вильсон.

  • «Свободным родился человек - и везде он закован в железо» - Жан Жак Руссо.

  • «Самый дурной человек - тот, который больше всего замыкается в себе, направляет все сердечные помыслы на самого себя» - Оноре де Бальзак.

  • «Человек очень силен, когда довольствуется тем, что он есть, и очень слаб, когда хочет подняться выше человечества» - Жан Жак Руссо

  • «Признавшись в своей слабости, человек становится сильнее». - Оноре де Бальзак

  • «Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением» – Аристотель

  • «Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру». - П. Бейль

  • Против всего можно устоять, но не против доброты» - Жан Жак Руссо

Вопрос к ребятам:

  • Помогают ли благородство, доброта и милосердие стать счастливым человеком?

Высказывания по очереди, примеры из личного опыта (большая деятельность добровольческого движения, участие в акциях).

  1. Упражнение «Добрые слова» (Применяем «Ролевые маски», войти в роль другого человека и выступать уже не от своего имени, а от его лица).

Задание. За 5 минут подготовить рассказ, в котором должны звучать добрые слова в адрес кого- – нибудь из присутствующих. Каждый самостоятельно выбирает себе ребят из группы, о которых будет рассказывать. Необходимо подчеркнуть, что именно он ценит в каждом.

Вопросы после задания:

  • Приятно говорить «добрые слова» или получать?

  • Изменилось ли ваше настроение?

  • Трудно ли было найти ценные качества в том человеке, о ком рассказывали?

  • Как вы реагируете, когда вам говорят комплимент или приятные слова?


    1. Ролевая игра «Перед вами две дороги» Три добровольца разыгрывают ситуацию перед ребятами с последующей рефлексией.

Молодой парень и его девушка гуляют по парку. На обочине дороги сидит пожилой человек в рваной грязной рубахе, обхватив голову руками, слегка покачиваясь. Он тихонько стонет. Девушка пытается подойти, а парень ее отговаривает и не пускает.

      • Как бы вы поступили в этой ситуации?

      • Нужно ли помогать больному человеку?

      • Могут ли среди бродяг оказаться люди, которые в следствии ряда причин оказались на «дне» жизни?

      • Как вы относитесь к тем, кто просит подаяние?

      • Всегда ли вы милосердны и добры к своим самым близким и родным людям?

Из далекой древности, из VI века до нашей эры, греческий философ Фалекс послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями».

Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

Далее запускается анкета для ребят

«Ваши отношения с родителями»

  1. Делишься ли ты с родителями своими проблемами?

  1. Да

  2. Нет

  3. Иногда


  1. Помогают ли тебе родители в учебе?

  1. Да

  2. Нет

  3. Иногда


  1. Часто ли ты заслуживаешь похвалы родителей?

  1. Да

  2. Нет

  3. Иногда


  1. Доверяют ли тебе твои родители?

  1. Да

  2. Нет


  1. Помогаешь ли ты родителям в домашних делах?

  1. Да

  2. Нет

  3. Иногда


  1. Часто ли родители говорят с тобой «по душам»?

  1. Да

  2. Нет

  3. Иногда


  1. Родители чаще ругают тебя:

  1. несправедливо

  2. справедливо

  3. совсем не ругают


  1. Применяют ли они к тебе физические наказания?

  1. Да

  2. Нет

  3. Иногда


  1. Резюме:

  1. Делать добро другим – не обязанность. Это - радость, поскольку это улучшает здоровье и увеличивает счастье.

  2. Забудьте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».

  3. Вместо того, чтобы расстраиваться из-за неблагодарности, будьте готовы к ней.

  4. Благодарность-это такая черта характера, которая является результатом воспитания, этому надо учить.

  5. Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

  6. Подсчитывайте свои удачи, а не свои неприятности.


  1. «Корзина подарков» Заключение.


Все ребята садятся в круг, и каждый дарит от себя группе одно доброе слово.

    1. Литература:

  1. Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» М Генезис, 2012 г.

  2. Микляева А.В. «Я подросток, встречи с самим собой» РЕЧЬ, 2012г

  3. Сборник философских высказываний Москва, 2011 г




Акция «Делай добро»












Акция «Улыбнись, Хабаровск!»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!