СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Структура и типология современного развивающегося урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие посвящено научно – практическим решениям современного урока. В нём представлены варианты развивающей организации учебных занятий. В приложениях помещены методические материалы и рекомендации , снимающие затруднения учителя при организации урока. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и рзвитии ученика, новый вклад в формировании его умственной и  моральной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Структура и типология современного развивающегося урока.»

ГОУСПО Ростовской области – Шахтинский педагогический колледж









Структура и типология современного развивающего урока

Методические рекомендации

по видам учебной практики:

практика пробных уроков





Автор-составитель

Бойко И. В.

















2017 г.

Пособие посвящено научно-практическим решениям проблем современного урока. В нем представлены варианты развивающей организации учебных занятий.

В приложениях помещены методические материалы и рекомендации, снимающие затруднение учителя при организации урока.

































-1-

Содержание.

  1. Введение.

  2. Раздел 1. Тема урока

  3. Раздел 2 Триединая цель урока и его конечный результат.

  4. Раздел 3 Типология урока.

  5. Раздел 4 Комбинированный урок.

  6. Приложение.





























-2-

Введение.

Урок остается. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и риф противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречий, препятствий, не преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный (от лат. Actualis – деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.

Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основания для будущего.

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное для школьника совершается на уроке. И если директор школы, его заместитель, заведующие предметными кафедрами не доходят до учителей, до классов, не изучают урок, посещая его от случая к случаю методом «лихого кавалерийского наскока», все другие дела таких руководителей в школе теряют смысл. Урок должен быть не только

творческой мастерской учителя, но творческой лабораторией руководителя, а его кабинет – местом для оформления тех мыслей, которые возникли при наблюдении за ходом урока учителя.

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, - как писал В. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции».

Только на уроке можно составить представление о том:

-3-

- каковы отношения учителя с учащимся;

- глубоко или поверхностно он знает свой предмет;

- как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников;

- кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;

- обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;

- умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.

Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.

Урок – не самоцель. Это инструмент воспитания и развития личности. И если мы хотим перевести нашу школу в режим развития, мы должны в совершенстве овладеть этим инструментом, научиться более рационально его использовать, в совершенстве освоить управление им, рассмотрим некоторые исходные теоретические позиции урока.

Во-первых, урок остается основной формой организации учебной работы, при помощи которой осуществляется воспитание и развитие личности. Как бы не менялась его форма, структура, технология, он и в наши дни играет роль центра, вокруг которого «вращаются все другие формы учебных занятий».

Во-вторых, жизнеспособность урока объясняется тем, что он представляет собой живую, подвижную, постоянно изменяющуюся и совершенствующуюся процессуальную систему. В самом деле, как только ученик приходит в школу, ему приходится овладевать такими сложными процессами, как письмо, чтение, счет. Позднее ему приходится такие области знания, как физика, химия, биология, геометрия, литература и многое другое. Попутно им усваиваются необходимые жизненно-практические навыки. И все это находит свое выражение в уроке.

В-третьих, урок – система социальная, которая может существовать только за счет взаимодействия учителя с учащимися и учащихся друг с другом. Эта система, которая может успешно функционировать не столько на основе передачи учебной информации учеником от учителя, сколько на основе организации учителем деятельности учащихся по усвоению этой информации. Сущность урока составляет организация учителем разнообразной работы учащихся организация учителем разнообразной работы учащихся по усвоению ими новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие.

В-четвертых, современный урок должен строиться на основе самодеятельности учащихся в учебном процессе, их самоорганизации, развития их личности, коллективной учебной деятельности, ответственности учеников. Современный урок – это урок, на

-4-

котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста. В-пятых, урок, как и весь учебно-воспитательный процесс в школе, обуславливается социально-экономическими потребностями общества, уровнем его развития.

В-шестых, урок крепко-накрепко связан с педагогическими процессами, имеющими место в семье. Последние же далеко не всегда усиливают результативность успехов, наоборот, они нередко снижают их эффективность, особенно в воспитательном и развивающем аспекте.

В-седьмых, урок представляет собой более или менее законченный отрезок педагогического процесса, ограниченный хронологическими рамками, целями, содержанием, составом учащихся.

В-восьмых, диалектика урока такова, что было бы ошибкой представлять себе урока, как изолированное, замкнутое в себе методическое образование. Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков.

Если представить себе весь ход изучения какого-либо предмета в виде кирпичной стены, то каждый урок- кирпичик.

Если такие «кирпичики» сами по себе хороши, но плохо пригнаны друг к другу и скверно сцементированы – стена развалится.

Теперь, уважаемый читатель, поставим перед собой четыре вопроса и попытаемся ответить на них.

Вопрос первый. Что заключает в себе исходная идея современных научных представлений об уроке?

Такой идеей является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Она является исходной идеей построения любого урока, независимо от его принадлежности. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое выражение логика современной теории обучения и в определенной степени социальный заказ общества системе образования. «В своей краткой

формулировке образовательный аспект связан с расширением объема, развивающий – со структурным усложнением усваиваемого содержания, воспитательный – с формированием отношений… Они взаимодействуют, взаимно обуславливают друг друга.





-5-


Схема 1

Исходная идея современного урока:

единство обучения, воспитания и развития



Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения



Триединая цель урока

Обучающий аспект

Воспитывающий аспект

Развивающий аспект



Учебно-воспитательные задачи урока

1

2

3

4

5

6

7

…n


Вопрос второй. Что является общей функцией урока?

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Что под этим подразумевается?

  1. Вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями, использование этого процесса для всестороннего развития личности.

  2. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению знаниями.

  3. Формирование прочных мотивов учения, постоянного самосовершенствования, самообучение, самовоспитание.

  4. Эффективное воздействие урока на умственное развитие учеников.

  5. Воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения.

  6. Формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности.

  7. Воспитание культуры чувств и т.д.

Философ А. Спиркин удачно назвал цель «моделью желаемого будущего».

В этом плане цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой,

-6-

программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

Вопрос четвертый. Каким путем достигается триединая цель урока?

Триединая цель достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается. Эти задачи ставятся и решаются на каждом учебно-воспитательном моменте урока, согласно конкретной педагогической обстановке, и являются рубежами достижения триединой дидактической цели.

С этой точки зрения любой уголок можно рассматривать как систему учебно-воспитательных задач, содержание и последовательность которых отражает логику и закономерности последовательного поэтапного изучения учебного материала.

Тема урока – это главный предмет излагаемых знаний; то, что подлежит не только изучению, но и обсуждению. Тема предполагает и постановку проблемы, предопределяющей отбор учебного материала. Как правило, тема урока представляется в его заголовке, который учитель пишет на доске перед началом урока. О потенциале продуманной темы заголовка пишу авторы книги «Секреты орфографии»:

Заголовок - окошко для взгляда вперед.

Посмотри и подумай: что тебя ждет?

Заголовок – это не просто слова:

Эти слова – всему голова.

  1. Заголовки-метафоры. «Семь холмов – семь царей» (Н.Трухина. «История Древнего Рима»).

  2. Вопросительная форма заголовка используется на уроках со сложным теоретическим содержанием, чтобы помочь ученикам выделить в содержании темы главное, проанализировать факты и сделать самостоятельный вывод.

Например: «Как изменилась жизнь восточных славян в VI-VIII вв.?», «Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?»

  1. Заголовок, заимствованный из известных художественных и исторических текстов: «Москва не сразу строилась», (Откуда есть пошла Русская земля».

  2. Заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе: «На земле Елены Спартанской (Древняя Спарта)», «Загадки «Слова о полку Игореве».

  3. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создающие проблемные ситуации: «Рим: республика или монархия? Марк Антоний или Октавиан Август?» «Тверь или Москва?» («Образование централизованного Российского государства»); «Греция или Македония? Филипп или Демосфен?»

-7-

  1. (сравните с традиционным названием темы: «Упадок Греции и подчинение ее Македонией»);


«Тварь я дрожащая или право имею?»; «Я – раб, я - червь, я – Человек?»

  1. С помощью озаглавливания темы урока можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Для этого в заголовке урока остаются недописанными ключевые слова, а школьники самостоятельно подбирают их в ходе урока.

Например: на уроке-размышлении по истории ученики должны были закончить такую формулировку об исторической науке: «История: знать, понимать и…..».

  1. Заголовок урока может содержать в себе скрытый план изучения новой темы. При его анализе школьники с помощью учителя, а потом и самостоятельно выделяют ключевые слова, определяют порядок и направленность познавательной работы: «Жизнь людей в эпоху бронзы». Ученики по известному алгоритму составляют план изучения темы.

  2. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.

  3. Школьники в конце урока могут расставлять в заголовке знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме, главному событию.

Например, на уроке о судьбе семьи последнего российского императора старшеклассникам предлагается поставить после слова «расстреляли» восклицательный знак, вопросительный знак или отточие.

Раздел II.

Триединая цель урока и его конечный результат.

Триединая цель урока – это заранее запрограммированный учителем результата, который должен быть учителем и учащимися в конце урока.

Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта:

Познавательный, воспитательный и развивающий.

Обучающие (дидактические) цели урока.

Передача учащимся определенной системы знаний, умений, навыков, необходимых для общего образования, для изучения других дисциплин и для практической деятельности в повседневной жизни;

- выработка у учащихся на материале учебного предмета способов учебно-познавательной деятельности (технологии обучения) и т.д.

- проверка знаний по теме;

-8-

- обобщение изученного материала;

- проверка усвоения материала на основе творческих заданий;

- формирование умений применять полученные знания на практике;

- развитие познавательной активности творческих способностей.

Определить основную дидактическую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок;

- изучению нового материала (одна дидактическая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала);

- закреплению нового материала ранее пройденного (одна дидактическая цель – закрепление);

- контрольный урок (одна дидактическая цель- контроль за полученными знаниями);

- две дидактические цели: повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока.

- три дидактические цели: повторение, закрепление, сообщение нового материала – комбинированный урок.

- на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…

- способствовать становлению умения оценивать…

- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа;

- продолжать формирование навыков работы с документами, а также умений анализировать данные с разных точек зрения, аргументировать выдвинутые тезисы и взгляды;

- раскрыть особенности…

- описать причины…

- выяснить отличия (источники явлений, противоречия и т.д.)…

- помочь учащимся увидеть результаты своего труда;

- формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и т.п.

Развивающие цели урока.

Конструирование системы развивающих целей отражает основные умения, которые отрабатываются на учебном занятии. Умения – это действия, формируемые через систему упражнений. Приобретение умений творческого характера (формирование опыта творческой деятельности), для которых характерен «перенос» знаний из одной

-9-

учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе выполнения творческих (проблемных заданий для самостоятельной работы.

В качестве развивающих целей используются следующие:

- развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

- развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.

- развитие мировоззрения;

- развитие навыков устной и письменной речи;

- развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

- развитие памяти;

- работать над навыками аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей;

- формировать навык построения доказательных рассуждений;

- закреплять навыки работы со статистическими материалами и т.д.

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

Данные цели направлены не только на развитие интересов, но и способностей. Развитие учащихся протекает непрерывно. Поэтому для учителя большую значимость имеют не вопросы о том, развиваются ли ученики в процессе обучения, а наиболее эффективные пути и средства осуществления развивающих функций обучения:

- развивать элементы воображения в процессе реконструкции уровня научных достижений, культурной среды эпохи, в которой произошло открытие закона, разработка принципа и т.д.;

- развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме…;

- развивать осмысленное запоминание исторических дат при использовании мнемотехники (наглядных средств, опорных сигналов, конспектов и т.п.);

- развивать основы творческой деятельности в процессе конструирования модели события, факта, правила и т.п.;

- развивать критическое мышление при анализе и оценке…;

- развивать умения вести учебный диалог, отстаивая свою точку зрения;

- развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа),

- развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного (подведения итогов, актуализации знаний)….

-10-

Воспитательные цели урока

Конструирование системы воспитательных целей учебного занятия в информационно-знаниевой образовательной парадигме.

Разработка воспитательных целей – один из важных элементов современного обучения, но они скорее декларируются учителем, чем являются прогнозируемым ориентиром в развитии воспитательного взаимодействия учителя и ученика.

Постановка воспитательных целей урока осуществляется в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны (направления) воспитания: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое, физическое и т.д. эти стороны разделить невозможно, но следует выделять наиболее существенные с позиций содержания изучаемого материала. Учитель должен уметь продумывать и выделять к предстоящему уроку все имеющиеся возможности перманентного и многостороннего воспитания учащихся мс помощью учебного материала, привлекаемых им дополнительных сведений различного характер, методов и форм организации учебной деятельности учащихся, процесса обучения предмету в целом и личности самого учителя.

При любых условиях процесс воспитания учащихся на уроке не прерывается. Учитель должен целенаправленно управлять воспитательным процессом, исходя из особенностей класса. Для этого в одних случаях бывает необходимо выделить в качестве цели воспитание дисциплинированности, в других – аккуратности, в третьих – настойчивости в учебе и т.д. описание именно эти направляющих воздействий, по форме совпадающих с наименованиями отдельных составных элементов воспитания и фиксируются в качестве воспитательных целей урока:

- воспитание уважения к своей Родине;

- воспитывать активную жизненную позицию, честность, человеческую порядочность;

- воспитывать в учениках средствами урока уверенность в своих силах;

- воспитание гуманизма и любви к прекрасному;

- подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств.

Раздел 3

Типология урока.

Классификация современного урока (И. Ф. Харламов)

  1. Комбинированный урок.

  2. Урок усвоения новых знаний учащихся.

  3. Урок закрепления изучаемого материала.

  4. Урок повторения.

-11-

  1. Урок систематизации и обобщения нового материала.

  2. Урок проверки и оценки знаний.

Макроструктура комбинированного урока.

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Этап всесторонней проверки знаний.

  4. Этап усвоения новых знаний.

  5. Этап проверки понимания изученного.

  6. Этап информации учащихся о домашнем задании.

В структуре данного урока главное- это усвоение новых знаний.

Урок усвоения нового материала

  1. Организационный этап.

  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

  3. Этап усвоения новых знаний.

  4. Этап закрепления новых знаний.

  5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.

Основной целью данного урока является формирование новых знаний учеников.

Урок закрепления изучаемого материала

  1. Организационный этап.

  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

  3. Этап закрепления знаний.

  4. Этап информации о домашнем задании.

Основная цель этого урока заключается в закреплении и осмыслении изученного в виде более соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных.

Урок повторения

  1. Организационный этап.

  2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

  3. Этап повторения.

  4. Этап информации о домашнем задании.

Основная дидактическая цель этого типа урока заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений.

Урок систематизации и обобщения изученного материала

  1. Организационный этап.

-12-

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

  2. Этап обобщения и систематизации изученного.

  3. Этап информации о домашнем задании.

Дидактическая цель данного типа урока сводится к обобщению и систематизации знаний, изученного материала.


Урок проверки и оценки знаний

  1. Организационный этап.

  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

  3. Этап всесторонней проверки знаний.

  4. Этап информации о домашнем задании.

Главная цель – проверить качество и прочность знаний учащихся.

Раздел 4

Комбинированный урок.

Тема 1.1 Организационный момент.

Независимо о того, в какой парадигме работает учитель: традиционной, развивающей, личностно ориентированной, он обязательно начинает урок. Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент (оргмомент) предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу. Его неправильная организация (недооценивание, затягивание, незнание методики) как правило, приводит к появлению методических недочетов в организации основной части урока.

Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

- с самого начала учебного процесса демонстрируйте детям свое полное к ним доверие.

- помогайте учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым ребенком в отдельности.

- исходите из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

- развивайте в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.

- активно участвуйте в групповом взаимодействии, стремитесь к достижению симпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.

-13-

Эти моменты больше подходят для работы в группах, а современный урок как раз и предполагает увеличение работы учащихся в группах, различные виды деятельности, дальнейшее развитие субъект-субъектных отношений на уроке.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВКЛЮЧАЕТ:

- предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

- готовность учителя к уроку – наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов, состояние классной доски, мел, освещение и т.д.;

- мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);

- актуализацию знаний учащихся.

Цели данного этапа:

- психологический настрой учащихся;

- обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Психологический настрой – эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива, определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Актуализация знаний – этап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение.

Традиционный урок

Развивающий урок

Длится 5 – 7 минут. Основную роль играет учитель.


Новое знание «открывают» дети. Общение с детьми должно быть организовано так, чтобы каждый ученик смог представить свои собственные ожидания от урока, как он сможет самореализоваться в этом конкретном уроке.


На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы.

Учащиеся под руководством учителя должны выяснить, готовы ли они к изучению материала, чего им недостает, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно, состоит из следующих учебных действий:

-14-

  1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-программная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) учителя о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы;

в) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.

2. Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи играет значительную мотивационную роль в организации учебной деятельности учащихся. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы (раздела).

Учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала. «Не может возникнуть никакой целесообразной деятельности без наличия цели задачи, пускающей в ход этот процесс, дающий ему направление, - писал Л.С. Выготский. Важное условие организации учебной деятельности – подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач, что мы видим в структуре организационного периода уроков проблемно-развивающего типа.

НАЧАЛО УРОКА В РАЗНЫХ ТИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

Традиционный

Нетрадиционный

  1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

  2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»);

  3. Актуализация знаний учащихся.


  1. Рифмованное начало урока.

  2. Начало урока с элементами театрализации.

  3. С эпиграфа к уроку.

  4. С высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока.

  5. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.

  6. Постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания проблемной ситуации.



В проблемно-развивающем уроке возможностей для организационного момента гораздо больше, потому мы вынесли его за таблицу.

-15-

Структура оргмомента урока изучения нового материала.

  1. Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся.

  2. Указание на то, что учащиеся должны запомнить.

  3. Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти.

  4. Сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.).

Структура оргмомента урока проверки знаний.

  1. Организация начала урока. Создание спокойной, деловой обстановки. Проверка готовности учащихся к дальнейшему изучению материала.

  2. Постановка задач урока. Сообщение учащимся о материале, который буде проверяться или контролироваться. Повторение соответствующих правил, работа с памятками по проверке, самопроверке, взаимопроверке.

Структура оргмомента комбинированного урока.

  1. Организация начала урока.

  2. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.

  3. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений.

Оргмомент проблемного урока.

Проблемное обучение может осуществляться на всех основных типах уроков, но наибольшие возможности для проблемного обучения имеются на уроках изучения нового материала.

В оргмоменте проблемного урока особое место занимает актуализация прежних знаний.

Условия достижения положительных результатов:

- сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность учителя;

- отсутствие многословия, ярко выраженная волевая направленность;

- требовательность и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся;

- использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего и внимание к теме урока;

- спокойная уверенная манера держаться при появлении в классе, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью; последовательность и постоянство в предъявлении требований.

-16-

Показатель выполнения психологической задачи этапа:

- доброжелательный настрой учителя и учащихся;

- кратковременность организационного момента;

- полная готовность класса и оборудования урока к работе;

- быстрое включение класса в деловой ритм;

- организация внимания всех учащихся.

Тема 1.2 Этап проверки домашнего задания.

Помните! Без отзыва, без оценки проделанной работы со стороны учителя ученик не знает качества своей работы, он не владеет самым главным и важным в ней – результатом и, естественно, не ощущает радости успеха или горечи ошибок!

Учебно-воспитательная задача этапа. Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних.

Одновременно с этим мотивировать и мобилизовывать силы и способности учеников, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.

Содержание этапа.

  1. Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом.

  2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.

  3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.

  4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они не закреплялись в их памяти.

  5. Привлечение, когда это возможно, к проверке домашнего задания учеников-консультантов по предмету, дежурных.

  6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.

  7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке. Проверка домашнего задания учителем позволяет обнаружить его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпах продвижения учащихся, является необходимым средством для подготовки конкретного урока с учетом достигнутых результатов;

  8. в зависимости от конкретных условий и воспитательной цели, которую преследует учитель, стимулируя отдельных учеников, когда это необходимо, оценить домашнюю работу.

-17-

Условия достижения положительных результатов:

- оперативность учителя, целевая направленность его деятельности;

- использование учителем системы приемов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех учеников класса;

- осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание ими зависимости этих результатов от их домашней работы. Помните! В этом случае контроль достижений учащихся одновременно является и контролем выполнения домашнего задания;

- сформированность мнения учащихся о том, что «забыть» приготовить домашнее задание невозможно, ибо его выполнение обязательно будет проверено учителем. Помните! Каждое невыполненное домашнее задание, с которым ученику удалось «проскочить», работает на безответственность.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

- выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за сравнительно короткий промежуток времени(5 – 7 мин.), установление типичных ошибок и их ликвидация;

- обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации;

- использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также в зависимости от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы;

- формирование понимания у учащихся связи выполнения их домашней работы с результатами своего обучения вообще.

Тема 1.3. Этап всесторонней проверки знаний.

Учебно-воспитательная задача: глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Проверка организации и методики самостоятельной работы ученика. Организация в ходе опроса отдельных учащихся коллективной познавательной деятельности ВСЕХ учащихся. Осуществление развития речи мышления отвечающих учеников. Сформировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знании и умений. Развить аналитичность, критичность мышления учащихся. Воспитать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей. Прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как учителя. Задача этапа чрезвычайно сложна и объемна.

Содержание этапа:

-18-

- проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками;

- проверка образа мышления отвечающих учеников;

- проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений;

- комментирование (оценивание) ответов учащихся;

- организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.

Проверка знаний при правильной ее организации оказывает большое положительное воздействие на знание и развитие учащихся.

- она обеспечивает безошибочность знаний в результате выявления и исправления ошибок и неточностей в ответе.

- обеспечивает полноту знаний в результате дополнения учащимися того, что упущено в ответе их товарищем.

- помогает слабым учащимся лучше осознать материал.

- хорошо успевающие учащиеся убеждаются в правильном усвоении материала.

- у всех учащихся, хотя, конечно, и в разной степени, но повышается прочность знаний.

- знания становятся более глубокими и осознанными в результате рассмотрения различных сторон, связей тех или иных явлений, событий.

- для учеников, пропустивших предыдущий урок, ответы сильных учащихся в известной степени компенсируют объяснение учителя.

- в проверке производится отбор наиболее важного, главного и осуществляется практическое обучение принципам этого отбора.

- развивается умение анализировать (по содержанию, языку, логической структуре) ответы товарищей.

- осуществляется активное обучение речи (школьники говорят сами, слушают и исправляют речь товарищей, учитель следит за правильностью речи и тех, и других).

- осуществляется всестороннее развитие логических способностей.

- развивается внимание и память учащихся.

- развивается интерес к предмету.

- существенно улучшаются знания учащихся, слабо приготовивших урок дома (при этом факт слабой подготовки урока обычно обнаруживается).

- наконец, знания и само развитие учащихся приобретают особые черты от того, какими приемами и методами, по какой системе проводится проверка.

Условия достижения положительных результатов:


-19-

- использование самых методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса, и кончая текстовой проверкой, которая дает возможность за 10 – 15 мин. получить ответы на 10 – 20 вопросов о всего класса;

Практика постановки дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний;

- создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний;

- привлечение специальными заданиями классу всех учащихся к активному слушанию ответов товарищей и к поиску более точных;

- создание атмосферы значимости, серьезности и важности работы, осуществляемой учащимися на данном этапе.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

- проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;

- рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях навыках учащихся и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.

Необходимо помнить, что проверка знаний есть не только форма педагогического контроля за учебной работой школьников, но и форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации знаний учащихся, способ формирования у школьников навыков правильного воспроизведения своих знаний и умений, важнейшая и объективная форма самоконтроля учителя.

Тема 1.4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала.

Учебно-воспитательная задача этапа. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.

Содержание этапа:

- сообщение темы изучения нового материала;

- формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала;

- показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению;

- постановка перед учащимися учебной проблемы.

Условия достижения положительных результатов:

-20-

- предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, практической значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы. Фиксация всего этого в поурочном плане;

- умение четко и однозначно вместе с учащимися сформулировать образовательную цель для учеников, показать им, чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями и навыками овладеть;

- сформированнность у учащихся понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке, что успешно работать можно только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат;

- ученическую цель урока нужно или обсуждать с учащимися или сформулировать ее вместе с ними, в противном случае она не будет для них личностно значима. «Цели, спущенные кем-то сверху – чужие цели!»

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

- активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах;

- эффективность восприятия и осмысления нового материала;

- понимание учащимися практической значимости изучаемого материала.

Тема 1.5. Этап усвоения новых знаний.

Учебно-воспитательная задача. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Осуществлять формирование нравственных отношений учащихся к своему «Я» (самому себе), другим людям, классному коллективу, к труду и Родине.

Конструировать и осуществлять этап на основе принципов развивающего обучения.

Содержание этапа.

- Организация внимания.

- Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала.

- В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться.


-21-

- осуществлять этот этап, как впрочем, и все другие, а основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик.

Условия достижения положительных результатов.

  1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

  2. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизации нового материала.

  3. Использование в процессе учения сменных диалогических пар.

  4. Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. Помните! Именно на этом этапе наиболее широко раскрывается педагогическое мастерство учителя, его знания, эрудиция.

Именно на этом этапе урока в тысяче оттенков передается молодому свежему восприятию учеников культурный резерв учителя, обширность его знаний.

«В десятках примеров из других наук, в привлечении многих прочитанных книг, случаев из биографий больших ученых¸ в многообразно словаре педагога, не боящегося говорить изящно и тонко, во всем его оружии хороша благовоспитанность, хорошего образования, хорошего вкуса, в этих как будто бы побочных фактора, - писала Мариэтта Шагинян, - и заключается истинный фон для подлинной организации учебного и передачи знаний».

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

- если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся на следующих этапах урока;

- при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, программировательных машин или учебников показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

Этап закрепления новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения.

Содержание этапа.

-22-

  1. Закрепление новых знаний и умений.

  2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

  3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материла, проверка понимания сущности новых понятий учащимися.

  4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.

  5. Выработка соответствующих навыков и умений.

Глубокое понимание учебного материала, приучение учащихся улавливать имеющиеся различия и соединять все имеющее взаимную связь, сопоставлять и сравнивать, устанавливать зависимости – важнейший путь борьбы с формализмом в знаниях учеников. Это же является и непременным условием прочности обучения.

Нельзя загружать только память ученика, необходимо давать пищу уму и воображению. Ни один факт, ни один довод не должен остаться в голове учащегося праздным словом, все должно будить мысль, воображение, эмоции. Чем глубже будет учеником осознан материала, тем прочнее он осядет в его памяти. Закрепление изученного материала – акт чрезвычайно важный. К. Д. Ушинский сравнил учителя, не заботящегося о закреплении знаний, с возницей, который вовсю погоняет лошадь, забыв при этом увязать кладь на повозке. Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что все рассыпал по дороге, и его поездка была, по меньшей мере, бесполезной.

Условия достижения положительных результатов.

  1. Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их основе творческих и практических задач.

  2. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности.

  3. Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

  4. Определение по количеству и качеству дополнительных ответов масштаба и качества пробелов в понимании нового материала.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа.

- выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся.

- умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами, идеями.

- умение воспроизводить основные идеи нового материала.

-23-

- умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки.

Тема 1.7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учебно-воспитательная задача. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость, обязательность акта. Подвести итоги урока.

Несколько слов о воспитательной и развивающей функции домашнего задания.

Первое. Любое домашнее задание, направленное на усвоение учениками основных знаний и умений, влияет также и на становление других сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство долга и ответственности.

Второе. Домашнее задание концентрирует внимание учеников на основополагающих знаниях и умениях. Оно повышает прочность, а главное, применимость знаний и умений.

Содержание этапа.

  1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся.

2. Мотивирование домашнего задания, пробуждение в учащихся любознательности (интересная постановка проблемы, если речь идет о познавательных заданиях); если речь идет о тренировочных заданиях, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление учащихся к усовершенствованию навыков; аппелирование к их чувству долга, используйте стремление учащихся к признанию и оценке их труда; учитывайте индивидуальные склонности и желания.

3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащегося. Используйте индивидуальные домашние задания для развития способностей, особенно одаренных детей, а также добровольные задания как сильное воспитательное средство.

4. Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

Помните! Многообразие домашних заданий – преграда одностороннему развитию личности.

Домашние задания – инструмент развития любознательности учащихся, их интереса к учебе, нравственного потенциала и мировоззрения.


-24-

При правильном подходе учителя к домашнему заданию оно может преобразить не только домашний труд учеников, но и сам урок! При успешном использовании – сделать обучение по-настоящему личностным для ученика!

Условия достижения положительных результатов.

1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка. Для выполнения учебно-воспитательной задачи этапа необходимо отводить специальное время, вполне достаточное, чтобы задача была выполнена. Ни в коем случае нельзя отводить этому важному этапу две, три минуты в самом конце урока, а то и давать его после звонка.

2. Задание должно проходить при полном внимании всего класса. Надо, чтобы учащиеся рассматривали этот этап урока как не менее важный, чем все остальные, как работу, во многом определяющую весь успех процесса их учения.

3. Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом урока. Домашнее задание, являясь его составной частью, как бы вытекает из нег, взаимодействует с ним, ибо оно порождено всем его ходом и развитием.

4. Добиваться, чтобы содержание домашнего задания было понято всеми учащимися без исключения.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи.

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками класса (выясняется на следующем уроке).
















Опорные таблицы к анализу комбинированного урока

1. Организационный этап

Дидактическая задача этапа

Подготовить учащихся к работе на уроке

Содержание этапа

Взаимное приветствие учителя и учащихся; фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния классного помещения, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид), организация внимания

Условия достижения положительных результатов

Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований

Показатели

Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся

  1. Этап проверки домашнего задания

Дидактическая задача этапа


Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом знания, умения и навыки

Содержание этапа

Выяснение степени усвоения заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и их причин, ликвидация обнаруженных недочетов


учащихся, слабо приготовивших кбо приготовивших курок дома ( при этом факт слабой подготовки урока обычно ор того отбора.0000

Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих определить степень выполнения домашнего задания большинством учащихся класса

Показатели выполнения дидактической задачи этапа






Возможность учителя за короткий промежуток времени (5 – 7 мин.) выявить уровень знаний у большинства учащихся и типичные недостатки усвоения, возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия, ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень определения качества знаний материала, изученного учащимися дома

3. Этап всесторонней проверки знаний

Дидактическая задача этапа

Глубоко и всесторонне проверить знания 1 – 4 учащихся, выявив причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать к овладению рациональными приемами учения и самообразования опрашиваемых и весь класс

Содержание этапа

Проверка различными методами объема и качества усвоения материала; проверка характера мышления учеников; проверка степени сформированности общеучебных навыков и умений; комментирование ответов учащихся, оценка знаний, умений, навыков

Условия достижения положительных результатов














Показатели выполнения дидактической задачи этапа


Использование самых различных методов проверки заданий, начиная с фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая текстовой проверкой, которая дает возможность за 10 – 15 мин. получить ответы на 10 – 20 вопросов учащихся всего класса. Постановка дополнительных вопросов для прочности, глубины, осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы, создание атмосферы важности работы, осуществленной учащимися на данном этапе

Установление не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся; направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон и их анализ, умений, навыков и указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки отдельных учащихся


4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Дидактическая задача этапа



Содержание этапа

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся


Сообщение темы, цели и задачи изучения нового материала, показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

Условия достижения положительных результатов

Предварительная формулировка учителем цели; оценка значимости для учащихся нового учебного материала, учебной проблемы; фиксация этого в поурочном плане; умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, к чему они должны научиться в ходе урока, какими знаниями, умениями, навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках

Показатели выполнения дидактической задачи этапа

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, эффективность восприятия и осмысления нового материала, понимание учащимися практической значимости изучаемого материала (выясняется на следующих этапах)

5. Этап усвоения новых знаний

Дидактическая задача этапа


Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях,

Основной идее изучаемого вопроса, правилах, принципах, законах; добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения, систематизации новых знаний, усвоения путей, способов, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретенных знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки

Содержание этапа




Организация внимания; сообщение учителем нового материала, обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися

Условия достижения положительных результатов



Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, более полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений, вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксации на них внимания учащихся, запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта, использование приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала (когда это возможно), актуализация личного опыта опорных знаний учащихся, словарная работа

Показатели выполнения дидактической задачи этапа

При использовании эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с беседой, использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы, а также качество знаний учащихся на последующих этапах обучения

6. Этап проверки учащимися нового материала

Дидактическая задача этапа




Установить, усвоили ли учащиеся связь межу фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы

Содержание этапа

Проверка учителем глубины понимания учащимися учебного материала, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий

Условия достижения положительных результатов

Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя классу с просьбой дополнить, уточнить или направить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учет количества и характера дополнительных ответов при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала

Показатели выполнения дидактической задачи этапа

Учитель опрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов; по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи – уровень осознанности нового материала большинством слабых и сильных учеников

7. Этап закрепления нового материала

Дидактическая задача этапа



Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Содержание этапа

Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения материала и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний

Условия достижения положительных результатов

Разработка умения оперировать ранее полученными знаниями, решать теоретические и практические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний

Показатели выполнения дидактической задачи этапа







Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи, воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; повышать активность учащихся



8. Этап информирования

учащихся о домашнем задании (инструктаж по его выполнению)


Дидактическая задача этапа


Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока

Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов работы (как работал класс, кто из учащихся особенно старался, что нового узнали школьники)

Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности их выполнения; обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, умение в коротких указаниях разъяснить учащимся, как они должны готовить домашнее задание; включение в состав домашнего задания познавательных задач и вопросов, дифференцированный подход к отбору учебного материала, задаваемого на дом

Показатели выполнения дидактической задачи этапа

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками


























Методика системного анализа и оценки эффективности учебных занятий.

Основу системного подхода к анализу урока составляют два структурных компонента (учитель и учащиеся) и три системообразующих фактора (цель – результат, содержание и способы деятельности). Отсутствие одного из них приводит системности при анализе и оценке урока.

№ п/п


Показатели для оценки урока



Оценивание

4

(отл.)

3

(хор.)

2

(уд.)

1

(неуд.)

1

2

3

4

5

6



1.


2.


3.



4.



5.




1.



2.



3.


4.







1.




2.


3.




4.





1.






2.



3.




4.


5.




6



7.








1.



2.



3.


4.



5.

Основные личностные качества учителя

Знание предмета и общая эрудиция


Уровень педагогического мастерства

Культура речи, ее образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

Степень демократичности и тактичности взаимоотношений с учащимися

Внешний вид, мимика, жесты, культура поведения

Особенности учебной деятельности учащихся

Степень познавательной активности, творчества, самостоятельности

Уровень развития общеучебных и специальных умений и навыков


Наличие и эффективность разных форм деятельности

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

Содержание деятельности преподавателя и учащихся



Научность, доступность и посильность учебного материала, формируемых умений и навыков


Актуальность и связь с жизнью (теория и практика)

Степень новизны, проблемности, привлекательности учебного материала


Оптимальность объема материала для усвоения

Эффективность способов деятельности учителя и учащихся


Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередования и смены видов деятельности



Степень целесообразности и эффективность использования наглядности и ТСО

Степень рациональности и эффективности методов и организационных форм работы


Уровень обратной связи с учащимися

Эффективный контроль работы учащихся и уровень требований к оценке их знаний, умений, навыков


Степень эстетического воздействия занятия на учащихся


Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности в ходе занятия


Цели и результаты проведенного занятия



Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки целей урока

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость целей


Степень обучающего эффекта (чему научились)

Степень воспитательного эффекта (что способствовало воспитанию)


Степень воздействия на развитие учащихся (что способствовало развитию)






Системный анализ урока учитывает основные показатели: 5 – личность педагога; 4 – деятельность учащихся; 4 – содержание деятельности; 7 – способы деятельности; 5 – цели – результат.

Если общее количество показателей принять за 100 %, то на каждый из них в среднем приходится 4%.

Эта математическая методика позволяет применять ЭВМ для анализа урока. Если при оценке на основе математической методики получено 85 % (баллов), то урок оценивается «отлично», 65 – 84 % - «хорошо», 45 – 64 % - «удовлетворительно».

С помощью оценки можно увидеть, в какой степени овладел учитель данными компонентами и факторами деятельности, и помочь определить программу дальнейшей работы по совершенствованию профессиональной компетентности учителя.


























Литература.

  1. В. П. Беспалько, Н. В. Кларин, В. Н. Монахова. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург. Издательство Каро, 2005.

  2. Кульневич С. В. Лакоценина Т. П. Современный урок. Издательство «Учитель». Ростов н/д, 2004 г.

  3. Конаржевский Ю. А. Технология системного подхода к анализу, самоанализу и совместной аналитической деятельности руководителя школы и учителя., Челябинск, 1989 г.

  4. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

  5. Бондаревская Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону, 1998.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!