Неманское СУВУ
Методическая разработка
открытого урока
по производственному обучению
на тему:
«Техническое обслуживание и ремонт системы питания двигателя»
Разработал: мастер п/о С.А.Пиляк
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт системы питания двигателя». Цели урока : Учебная- научить учащихся правильно выполнять приемы обслуживания системы питания автомобиля. Воспитательная- формировать целеустремленность, трудолюбие, способность к самовыражению, потребность использовать в трудовой деятельности новые технологии. Развивающая- развивать познавательную деятельность, формировать творческую активность, развивать логическую мыслительную деятельность. Тип урока: ЛПЗ Выполнение приемов обслуживания узлов системы питания автомобиля. Материально-техническое оснащение урока: Автомобиль ГАЗ-53, набор ключей и приспособлений, емкость , ветошь,. Место проведения- учебная лаборатория и СТО. Ход урока Наименование CTDVKTVDHOrO элемента урока | Деятельность мастера | Деятельность учащихся | Время |
1. Организационный момент Проверка готовности к уроку; а) явка учащихся на Урок б) наличие рабочей формы в) наличие учебной документации | Отмечаю посещаемость в журнал производственного обучения. Проверяю наличие рабочей формы одежды. Проверяю наличие учебной документации. | Докладывают мастеру п/о о готовности к уроку | 3-5 мин |




2. Вводный инструктаж; Мобилизация внимания учащихся. Сообщение темы и целей урока. 1 )Актуализация опорных знаний учащихся А) техника безопасности и охрана труда. Б) Инструменты и приспособления для выполнения приемов снятия, обслуживания и установки узлов системы питания автомобиля. Делаю акцент | | |
внимания на | | |
предстоящий урок. | | |
Сообщаю тему и | | |
цели урока. | | |
Проверяю знания | | |
по безопасным | Записывают тему | |
условиям труда: | урока в дневник | 15 мин |
1) Какие | производственного | |
требования | обучения | |
предъявляются | | |
к рабочей одежде? | Отвечают на | |
| вопросы мастера | |
2) Как нужно | по требованиям | |
переносить | техники | |
инструменты | безопасности | |
и емкость? | | |
3) Безопасное | | |
выполнение | | |
приемов | | |
работы с бензином? | | |
| Отвечают на вопросы мастера п/о по теме урока. | |
Проверяю знания | | 15 мин |
по выполнению | | |
приемов снятия, | | |
обслуживания и | | |
установки узлов | | |
системы питания: | | |
1) Для чего | | |
служит | | |
карбюратор в | | |
системе | | |
питания. | | |
2) Назвать | | |
этапы | | |
выполнения | | |
профилактических | | |
| | |
приемов | | |
очистки | | |
узлов | | |
| Слушают мастера, | |
питания. | работают со | |
2) Инструктирование учащихся по уроку 3) Какой | структурно | |
инструмент | логическими | |
используют | схемами, | |
при | инструкционными | |
выполнении | картами и | |
приемов | плакатами. | |
технического | | |
обслуживания | | |
системы | | |
питания. | | |
4) С каких | | |
узлов | | |
состоит | | |
система | | |
питания | | |
автомобиля? | | |
Излагаю материал | | 10-15 |
с применением | | мин |
инструкционного | | |
материала, | | |
учебных плакатов, | | |
структурно | | |
логических схем | | |
Предлагаю для | | |
дальнейшего | | |
проведения | | |
занятий перейти | | |
на стоянку с | | |
автомобилем для | | |
выполнения | | |
практической | | |
работы. | | |
Провожу примеры | | |
проверки | | |
герметичности и | | |
подтяжки | | |
крепления | | |
карбюратора, | | |
топливного насоса, | | |
топливного | | |
фильтра- | | |
отстойника, | | |
топливо- проводов, | | |
топливного бака, | | |
воздушного | | |
| фильтра и глушителя. | | |
3.Текущий инструктаж и самостоятельная работа. Контроль за выполнением задания -организация рабочего места -техники безопасности -проверка и оценка качества выполняемых работ -уборка рабочих мест 4.Заключительный инструктаж; Подведение итогов занятий учащихся. Разбор возникших в ходе работы конфликтных ситуаций | При обходе рабочего места учащихся, обращаю внимание учащихся, на проверку необходимости проведения приемов проверки герметичности и подтяжки креплений и узлов системы питания, (после согласования необходимости выполнения приема), концентрирую внимания на прием выполнения приема проверки герметичности и подтяжки креплений и соединений узлов учащимися. Проверяю надежность и прочность соединения узлов и их креплений. После выполнения упражнений учащимися, проверяю качество выполненной работы, путем заправки бензином топливной системы. При обнаружении | Выполняют приемы работ по техническому обслуживанию узлов и прочность их креплений и соединений. Показывают свою работу мастеру Слушают мастера и анализируют свои работы | 55мин 10 мин |
| утечки бензина на узлах и крепления их соединений, выясняю причину утечки, (трещина узла, сорвана резьба соединения и т. д.) | | |
| Обобщаю, анализирую работы учащихся. Объявляю оценки и заношу их в журнал п/о | | |
5. Домашнее задание | Повторить: Виды и назначение топливных фильтров, топливного насоса, | Записывают задание на дом | 5мин |
Мастер п/о
Пиляк С. А.
Назначение системы питания двигателя
Назначение системы питания — бесперебойно снабжать цилиндры двигателя горючей смесью. В систему питания входят: топливный бак. Топливопроводы, топливный насос, карбюратор, воздушный фильтр, впускной и выпускной трубопроводы и глушитель (рис. 16). Прежде чем изучить устройство приборов системы, познакомимся с тем, что представляет собой топливо и, в частности, бензин, который, как правило, применяют на легковых автомобилях. Отечественная нефтеперерабатывающая промышленность снабжает автомобилистов бензином следующих сортов: АИ-92, АИ-95. Буква "А" обозначает, что это бензин автомобильный, а цифра 92 характеризует его антидетонационную стойкость. Чем выше эта цифра, тем лучше качество бензина. С целью повышения антидетонационных свойств бензина к нему иногда добавляют этиловую жидкость. Этот сорт бензина имеет красноватый цвет и его называют этилированным. Он ядовит, и поэтому такой бензин нельзя подсасывать через шланг ртом, нельзя мыть им руки и детали. Пары этилированного бензина также опасны и могут вызвать отравление.

II Снегам шпгяшш
Обслуживание и ремонт системы питания.
Неисправности системы питания.
Основными неисправностями системы питания являются прекращение подачи топлива в карбюратор, образование слишком бедной или богатой горючей смеси, подтекание топлива, затрудненный спуск горячего или холодного двигателя, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, перебои в работе двигателя во всех режимах, а также повышенный расход топлива.
Прекращение подачи топлива в карбюратор может быть вызвано засорением топливопроводов и сетчатых фильтров; неисправностью топливного насоса (прорывом диафрагмы топливного насоса, изнашиванием или загрязнением его клапанов, подсосом воздуха в полость над диафрагмами вследствие неплотного крепления частей насоса между собой); загрязнением фильтра тонкой очистки топлива и неисправностью клапана двойного действия.
Определение засора топливопопадающей магистрали от бензобака осуществляется ее продувкой шинным насосом его специальной конусной насадкой либо с помощью компрессора. Для этого нужно отсоединить от топливного насоса шланг подачи к нему топлива, вставить в него конусную насадку и подать в него воздух с помощью насоса или компрессора. При этом воздух должен без затруднений выходить в топливный бак (будут слышны булькающие звуки в баке). При плохой проходимости воздуха по топливной магистрали или ее отсутствие можно попытаться продуть ее, увеличивая давление подаваемого воздуха. Если устранить неисправность продувкой не удается, то следует снять и прочистить топливноприемную трубку бензонасоса с сетчатым фильтром или заменить засоренный или помятый топливопровод от бензобака, а также снять и тщательно промыть горячей водой бензобак для удаления имеющихся в нем загрязнений.
Поиск неисправности топливного насоса следует начинать с тщательного осмотра с целью обнаружения подтекания топлива через негерметичные соединения его частей или поврежденные диафрагмы. При подсачивании топлива через соединения частей насоса необходимо подтянуть их в крепления. Следует также снять крышку насоса, проверить и прочистить его сетчатый фильтр и опять опробовать действие насоса.
При повреждении диафрагмы насоса топливо будет подсачиваться через специальное отверстие в нижней части корпуса, а также попадать в картер двигателя, поэтому при данной неисправности могут наблюдаться повышенный расход топлива, повышение уровня масла в двигателе и падание его давления из-за попадания бензина. При этом разжиженное масло легко стекает со щюпа и пахнет бетаином. Эти косвенные признаки позволяют также выявить незначительные повреждения диафрагм топливного насоса в эксплуатации, при которых топливный насос еще сохраняет достаточную работоспособность, обеспечивающую достаточную для работы двигателя подачу топлива.
Если топливный насос исправен и обеспечивает достаточный набор топлива, то следует проверить, не засорился ли сетчатый фильтр карбюратора. Для этого нужно отвинтить пробку сетчатого фильтра, прочистить его и продуть сжатым воздухом.
Определять и устранять перечисленные неисправности нужно в следующем порядке:
Проверить подачу топлива приемами, указанными выше;
При нормальной подаче топлива проверить, нет ли подсоса воздуха в соединениях.
Для этого при работающем двигателе закрыть воздушную заслонку и выключить зажигание, после чего осмотреть места соединения карбюратора и выпускного трубопровода. Появление мокрых пятен топлива
свидетельствует о наличии в этих местах неплотностей. Для устранения неисправности надо подтянуть гайки и болты крепления.
Подтекание топлива может быть вызвано неплотностью сливной пробки топливного бака, а также соединений топливопроводов, трещинами в топливопроводах, негерметичкостью диафрагм и соединений топливного насоса. Любое подтекание топлива устранять немедленно, так как при этом появляется опасность возникновения пожара на автомобиле и неизбежен перерасход топлива.
Техническое обслуживание системы питания.
Ежедневно перед выездом следует проверять внешним осмотром соединения топливопроводов, карбюратора и топливного насоса, чтобы убедиться в отсутствии подтекния топлива.
После каждых 10 ООО 15 ООО км. пробега необходимо:
Проверить и подтянуть болты и гайки крепления воздухоочистителя к карбюратору, топливного насоса к блоку цилиндров, карбюратора к впускному трубопроводу, впускного и выпускного трубопроводов к головке блока цилиндров, приемной трубы глушителя к впускному трубопроводу, глушителя к кузову;
Снять крышку, вынуть фильтрующий элемент воздухоочистителя и заменить его новым. При работе в пыльных условиях фильтрующий элемент следует заменять чаще;
Заменить фильтр тонкой очистки топлива. При установке нового фильтра обращать внимание на стрелку на его корпусе, которая должна быть направлена по ходу движения топлива к топливному насосу;
Снять крышку корпуса топливного насоса, вынуть сжатый фильтр, промыть его бензином, продуть сжатым воздухом и поставить на место;
Через каждые 20 ООО км. Пробега следует очищать карбюратор и проверять работу в следующем порядке:
Снять крышку и удалить загрязнения из поплавковой камеры. Для этого отсосать резиновой грушей из нее топливо вместе с загрязнениями. Не следует протирать камеру тряпкой, чтобы не засорить ворсом жиклеры и каналы;
Продуть жиклеры и каналы карбюратора сжатым воздухом от компрессора или шинного насоса с конусной насадкой;
Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора и при необходимости установить нормальный уровень;
Проверить работу системы ЭПХХ карбюратора;
Отрегулировать карбюратор для работы двигателя на холостом ходу с малой частотой вращения коленчатого вала и на средних оборотах с проверкой токсичности выхлопных газов