Ход мероприятия
Организационный момент
Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, по просьбе ведущего тренинга выбирают цветную карточку для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.
Ведущий тренинга: Здравствуйте. Я рада всех вас видеть. Конечно, вы все сегодня уже видели друг друга, но давайте поприветствуем всех здесь присутствующих ещё раз, и необычным способом.
Упражнение (на разогрев) «Давайте поздороваемся».
Ведущий тренинга: вам нужно хаотично двигаться по аудитории и здороваются со всеми, кто встречается на пути.
Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Ведущий тренинга: все поприветствовали друг друга, молодцы. Присаживайтесь на свои места.
Актуализация.
Предлагаю всем обсудить и принять правила группы так, как мы коллектив, и, как правило, в любом коллективе есть свои правила.
Обсуждение и принятие групповых правил:
Добровольность участия при чётком определении своей позиции: выполнение задания только с согласия участника.
Правило «СТОП»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».
Конфиденциальность. Все обсуждения только в круге.
Правило «ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ», говорить только о том, что происходит именно сейчас и именно внутри группы.
Активность.
Искренность в общении.
Оцениваются только поступок, а не личность человека.
Основная часть.
Ведущий тренинга: сегодня у каждого из вас день начался по-своему. Кто-то встал с хорошим настроением, сделал зарядку, попил свой любимый кофе или чай. Кто-то проснулся с чувством тяжести от того что не выспался, не отдохнул. Кто-то, смотря телепередачу увидел что-то такое, что испытал стресс, эмоциональное напряжение или удовлетворение.
Выходя из своих тёплых домов или квартир ваш организм тоже мог испытать стресс от того, что произошла смена температуры. Вы вышли из тепла в холод.
Когда, вы отправились на работу, то у каждого из вас был свой маршрут, на котором могло произойти что угодно – приятные встречи с давними знакомыми, либо какие трудности на дороге и т.д. О этом можно говорить бесконечно.
Вообще в нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим куда-то, торопимся, не замечаем друг друга.
Кто-то в последнее стал чувствовать усталость? Или кого-то даже незначительные события выводят из равновесия?
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?
Да, всё верно мы сегодня будем разговаривать о стрессе, эмоциональном напряжении и способах борьбы с ними.
Итак, тема нашего занятия – «Эффективные способы снятия эмоционального напряжения» (ведущий показывает на слайде тему и цели психологического тренинга).
Ведущий тренинга: давайте обратим внимание на ваши цветные листы, которые вы выбрали при входе в аудиторию и проанализируем в каком эмоциональном состоянии вы прибываете (ведущий тренинга зачитывает значения цветов карточек).
Карточки «Значение цвета»
Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.
Фиолетовый – чувственность, эмоциональность, творчество, индивидуальность.
Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.
Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха, агрессивность.
Оранжевый – самоутверждение, упорство, эгоцентризм, амбиции.
Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.
Серый – тревожность и негативное состояние.
Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».
Ведущий тренинга: уважаемые педагоги, как вы понимаете значение понятия «эмоциональное напряжение»? Спасибо за ваши ответы.
Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик, в котором отражено значение понятия «стресс и эмоциональное напряжение.
Эмоциональное напряжение – это совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности. Состояние эмоционального напряжения сопровождается ощущением беспомощности человека перед жизненными обстоятельствами, собственной ненужностью, ощущением потери смысла жизни или цели деятельности. Работа выполняется формально, интерес к другим поддерживается социальными требованиями, апатия постепенно начинает заполнять все сферы жизни. В аффективной сфере присутствует раздражение, подозрительность и нервозность, могут активизироваться различные личностные акцентуации. Увеличивается ощущение беспричинной тревожности, беспокойства. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.
Ведущий тренинга: педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата. Труд педагога – это каждодневная работа не только со студентами в техникуме, но и регулярная работа над собой.
Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться.
Для этого существуют специальные психотехнические упражнения, которые ослабляют психическую напряженность, снимают некоторые невротические реакции, т.е. выполняют психотерапевтическую роль. Регулярное выполнение педагогом этих упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.
Поэтому, мы сегодня поучимся психотехническим упражнениям по снятию напряжения и усталости, предложенных немецким психотерапевтом И. Е. Шварцем, а затем мы их выполним вместе.
Упражнение «Гора с плеч».
Ведущий тренинга: данное упражнение выполняется стоя или сидя. Нужно максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.
Упражнение «Замок».
Ведущий тренинга: исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в «замок». Вдох – поднять руки в «замке» над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.
Упражнение «Ладошки».
Ведущий тренинга: исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза «экстрасенса».
Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.
Важно научиться не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпускать «отработанный» воздух.
Сделав 4 коротких, шумных вдоха носом (и соответственно 4 пассивных выдоха), сделайте паузу и отдохните 3-4 секунды.
Ведущий тренинга: все молодцы. Хорошо справились с психотехническими упражнениями.
Уважаемые педагоги, поделитесь пожалуйста своими ощущениями, расскажите о них.
Упражнение «Рисунок настроения».
Ведущий тренинга: психологи обнаружили, что рисование или раскрашивание картинок в течение несколько минут в периоды повышенного стресса способствует успокоению и уравновешиванию человека.
Сегодня мы тоже будем рисовать, но необычно способом – кусочками ткани. Перед вами лежат лоскуты разноцветной ткани разных форм и размеров, вам нужно при помощи их изобразить какую-нибудь картину. Их может быть несколько.
Ведущий тренинга: как здорово у вас получился «рисунок». Расскажите пожалуйста о нём, что вы хотели им показать, что изобразили. Возникли какие-нибудь трудности во время выполнения упражнения?
Упражнение – визуализация «Четыре желания».
Ведущий тренинга: Осознание своих желаний – это первый шаг к их исполнению. Часто люди желают чего-то неконкретного: быть счастливым, богатым, любимым. «В чем для тебя счастье?», «Что значит для тебя быть богатым?», «В чем должна выражаться любовь?» - ответы на эти вопросы помогают лучше понять себя и достигнуть того, что желанно.
Предлагаю вам расслабиться, сесть по удобнее, закрыть глаза и слушать текст (звучит музыка, ведущий тренинга читает текст визуализации, участники релаксируют с закрытыми глазами).
Текст визуализации
Представьте себе просторный, залитый светом зал. Это место, где загадываются желания. Он абсолютно пуст, и кроме тебя здесь никого нет. Звучит тихая, приятная музыка, ты не спеша идешь по залу и осматриваешь все, что находится вокруг тебя. Тебе прежде никогда не приходилось бывать в этом месте, но тебе здесь спокойно и комфортно. Ты замечаешь, что в стенах зала есть двери, всего их четыре. Каждая дверь обозначена табличкой. Ты подходишь к одной из них и видишь лаконичную надпись: «Я». Открываешь дверь, заходишь вовнутрь и попадаешь в комнату с огромным, во всю стену, зеркалом. Ты подходишь ближе и рассматриваешь свое отражение. У тебя есть желание, исполнение которого зависит только от тебя. Может быть, оно связано с каким-либо делом или приобретением, достижением, победой, может быть тебе хочется обрести какое-либо качество или чему-то научиться. Сформулируй свое желание и мысленно произнеси его. Посмотри на свое отражение и сумей увидеть в человеке, стоящем напротив, силы и возможности для исполнения этого желания.
Ты выходишь из первой комнаты и опять возвращаешься в зал. Ты направляешься к следующей двери и читаешь, что на ней написано. Надпись гласит: «Другие люди». Ты с интересом открываешь дверь и вступаешь в затемненный пустой зрительный зал. Пройди и займи любое место, которое тебе угодно. Ты садишься, и в ту же минуту экран перед тобой начинает мерцать и на нем появляется изображение. Перед тобой на экране появляются лица знакомых тебе людей. Среди них твои родные и близкие, друзья, те, с кем ты учишься и проводишь время. Может, среди них есть люди, от которых зависит твое благополучие и душевный комфорт. У тебя есть желание, исполнение которого зависит от другого человека или других людей. Представь себе их лица, посмотри на них и произнеси мысленно свое желание. Постарайся, чтобы оно было конкретным и лаконичным. Только одно желание. Как только это произойдет, изображение на экране погаснет. Ты встаешь со своего кресла и выходишь из зрительного зала.
На следующей двери тоже есть табличка: «Удача». Открой дверь и войди внутрь. Перед тобою просторное помещение с большим бассейном. Прозрачная вода плещется прямо у твоих ног. В бассейне плавает золотая рыбка. Она подплывает к тебе, плавает совсем близко. У тебя есть желание, которое зависит от везения. В чем бы тебе хотелось поймать удачу за хвост? Ты наклоняешься поближе к воде и произносишь свое желание. Только одно желание. Как только это произошло, рыбка тотчас ушла на дно и скрылась из виду. А ты опять возвращаешься в зал.
Осталась только одна дверь. Ты подходишь к ней и читаешь надпись: «Вселенная». Ты распахиваешь дверь и оказываешься на балконе. Где-то внизу под тобой плещется море, над головой – звездное ночное небо. Прохладный морской ветер обдувает твое лицо, и кажется, что ты паришь над черной бездной. Перед тобой бескрайний вечный Космос. У тебя есть желание, исполнение которого всецело зависит от Вселенной. Это большая и заветная мечта. Подними глаза к звездам и произнеси свое желание. Только одно желание. Ветер подхватывает твои слова и уносит их вдаль. А ты возвращаешься в зал на счёт три. Один, два, три…
Ведущий тренинга: у всех получилось сконцентрироваться на своих желаниях и мыслях? Расскажите о своих эмоциях.
Упражнение «Открытка пожеланий себе».
Ведущий тренинга: мне хотелось бы вас познакомить с ещё одним способом снятия напряжения при выполнении упражнения, которое называется «Открытка пожеланий себе». Эта открытка будет адресована вами себе, и выполнена она будет при помощи техники «айрис-фолдинг». Немного расскажу о технике, а затем познакомлю с инструкцией упражнения.
Техника «айрис-фолдинг» уходит корнями в Голландию, где местные жители с помощью цветной бумаги и картона научились создавать объемные работы со спиральным изображением. Изделия были схожи с диафрагмой фотоаппаратов, используемых в те годы, и отчасти напоминали радужную оболочку глаза.
Поэтому и возникло название Iris Folding. Что в переводе обозначает – «радужное складывание глаза». Суть работы сводилась к подбору нескольких гармонично сочетающихся цветов бумаги и выкладке их под углом в последовательности, соответствующей шаблону.
Ведущий тренинга: инструкция - перед вами лежат заготовки открытки из картона, цветные полоски бумаги, ножницы, клей, элементы декора, схемы для выкладывания рисунка по номерам. (Ведущий тренинга совместно с участниками выполняют открытки, демонстрируя им как данное упражнение правильно выполнять).
После того как у вас получится открытка вам нужно написать себе пожелание на заготовленных заранее листочках и вклеить их в открытку. Пожелания могут быть самые разные, будьте искренни сами с собой.
Заключительная часть. Рефлексия.
Ведущий тренинга: к сожалению наше занятие подошло к концу. Каждый педагог в душе немного психолог. Скажите, применяете ли вы в своей педагогической деятельности психологические приёмы.
Прошу вас высказать своё мнение о представленных способах снятия эмоционального напряжения, которые более приемлемы для вас? Какие будете применять в дальнейшем? Какие способы вы используете.
В завершении нашего занятия хочу вам раздать буклеты с рекомендациями по снятию эмоционального напряжения.
Благодарю всех за работу. Предлагаю всем улыбнуться и поаплодировать друг другу.