СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка тренингового занятия_Снятие эмоционального напряжения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка тренингового занятия_Снятие эмоционального напряжения

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка тренингового занятия_Снятие эмоционального напряжения»






Ход мероприятия

  1. Организационный момент

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, по просьбе ведущего тренинга выбирают цветную карточку для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

Ведущий тренинга: Здравствуйте. Я рада всех вас видеть. Конечно, вы все сегодня уже видели друг друга, но давайте поприветствуем всех здесь присутствующих ещё раз, и необычным способом.

Упражнение (на разогрев) «Давайте поздороваемся».

Ведущий тренинга: вам нужно хаотично двигаться по аудитории и здороваются со всеми, кто встречается на пути.

Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок — здороваемся за руку;

  • 2 хлопка — здороваемся плечиками;

  • 3 хлопка — здороваемся спинками.

Ведущий тренинга: все поприветствовали друг друга, молодцы. Присаживайтесь на свои места.

  1. Актуализация.

Предлагаю всем обсудить и принять правила группы так, как мы коллектив, и, как правило, в любом коллективе есть свои правила.

Обсуждение и принятие групповых правил:

    1. Добровольность участия при чётком определении своей позиции: выполнение задания только с согласия участника.

    2. Правило «СТОП»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».

    3. Конфиденциальность. Все обсуждения только в круге.

    4. Правило «ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ», говорить только о том, что происходит именно сейчас и именно внутри группы.

    5. Активность.

    6. Искренность в общении.

    7. Оцениваются только поступок, а не личность человека.

  1. Основная часть.

Ведущий тренинга: сегодня у каждого из вас день начался по-своему. Кто-то встал с хорошим настроением, сделал зарядку, попил свой любимый кофе или чай. Кто-то проснулся с чувством тяжести от того что не выспался, не отдохнул. Кто-то, смотря телепередачу увидел что-то такое, что испытал стресс, эмоциональное напряжение или удовлетворение.

Выходя из своих тёплых домов или квартир ваш организм тоже мог испытать стресс от того, что произошла смена температуры. Вы вышли из тепла в холод.

Когда, вы отправились на работу, то у каждого из вас был свой маршрут, на котором могло произойти что угодно – приятные встречи с давними знакомыми, либо какие трудности на дороге и т.д. О этом можно говорить бесконечно.

Вообще в нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим куда-то, торопимся, не замечаем друг друга.

Кто-то в последнее стал чувствовать усталость? Или кого-то даже незначительные события выводят из равновесия?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?

Да, всё верно мы сегодня будем разговаривать о стрессе, эмоциональном напряжении и способах борьбы с ними.

Итак, тема нашего занятия – «Эффективные способы снятия эмоционального напряжения» (ведущий показывает на слайде тему и цели психологического тренинга).

Ведущий тренинга: давайте обратим внимание на ваши цветные листы, которые вы выбрали при входе в аудиторию и проанализируем в каком эмоциональном состоянии вы прибываете (ведущий тренинга зачитывает значения цветов карточек).

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – чувственность, эмоциональность, творчество, индивидуальность. 

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха, агрессивность.

Оранжевый – самоутверждение, упорство, эгоцентризм, амбиции.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Ведущий тренинга: уважаемые педагоги, как вы понимаете значение понятия «эмоциональное напряжение»? Спасибо за ваши ответы.

Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик, в котором отражено значение понятия «стресс и эмоциональное напряжение.

Эмоциональное напряжение – это совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности. Состояние эмоционального напряжения сопровождается ощущением беспомощности человека перед жизненными обстоятельствами, собственной ненужностью, ощущением потери смысла жизни или цели деятельности. Работа выполняется формально, интерес к другим поддерживается социальными требованиями, апатия постепенно начинает заполнять все сферы жизни. В аффективной сфере присутствует раздражение, подозрительность и нервозность, могут активизироваться различные личностные акцентуации. Увеличивается ощущение беспричинной тревожности, беспокойства. Длительное нахождение в эмоциональном напряжении вызывает стресс и состояние хронической усталости.

Ведущий тренинга: педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата. Труд педагога – это каждодневная работа не только со студентами в техникуме, но и регулярная работа над собой.

Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться.

Для этого существуют специальные психотехнические упражнения, которые ослабляют психическую напряженность, снимают некоторые невротические реакции, т.е. выполняют психотерапевтическую роль. Регулярное выполнение педагогом этих упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.

Поэтому, мы сегодня поучимся психотехническим упражнениям по снятию напряжения и усталости, предложенных немецким психотерапевтом И. Е. Шварцем, а затем мы их выполним вместе.

Упражнение «Гора с плеч».

Ведущий тренинга: данное упражнение выполняется стоя или сидя. Нужно максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

Упражнение «Замок».

Ведущий тренинга: исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в «замок». Вдох – поднять руки в «замке» над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение «Ладошки».

Ведущий тренинга: исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза «экстрасенса».

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

Важно научиться не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпускать «отработанный» воздух.

Сделав 4 коротких, шумных вдоха носом (и соответственно 4 пассивных выдоха), сделайте паузу и отдохните 3-4 секунды.

Ведущий тренинга: все молодцы. Хорошо справились с психотехническими упражнениями.

Уважаемые педагоги, поделитесь пожалуйста своими ощущениями, расскажите о них.

Упражнение «Рисунок настроения».

Ведущий тренинга: психологи обнаружили, что рисование или раскрашивание картинок в течение несколько минут в периоды повышенного стресса способствует успокоению и уравновешиванию человека.

Сегодня мы тоже будем рисовать, но необычно способом – кусочками ткани. Перед вами лежат лоскуты разноцветной ткани разных форм и размеров, вам нужно при помощи их изобразить какую-нибудь картину. Их может быть несколько.

Ведущий тренинга: как здорово у вас получился «рисунок». Расскажите пожалуйста о нём, что вы хотели им показать, что изобразили. Возникли какие-нибудь трудности во время выполнения упражнения?

Упражнение – визуализация «Четыре желания».

Ведущий тренинга: Осознание своих желаний – это первый шаг к их исполнению. Часто люди желают чего-то неконкретного: быть счастливым, богатым, любимым. «В чем для тебя счастье?», «Что значит для тебя быть богатым?», «В чем должна выражаться любовь?» - ответы на эти вопросы помогают лучше понять себя и достигнуть того, что желанно.

Предлагаю вам расслабиться, сесть по удобнее, закрыть глаза и слушать текст (звучит музыка, ведущий тренинга читает текст визуализации, участники релаксируют с закрытыми глазами).

Текст визуализации

Представьте себе просторный, залитый светом зал. Это место, где загадываются желания. Он абсолютно пуст, и кроме тебя здесь никого нет. Звучит тихая, приятная музыка, ты не спеша идешь по залу и осматриваешь все, что находится вокруг тебя. Тебе прежде никогда не приходилось бывать в этом месте, но тебе здесь спокойно и комфортно. Ты замечаешь, что в стенах зала есть двери, всего их четыре. Каждая дверь обозначена табличкой. Ты подходишь к одной из них и видишь лаконичную надпись: «Я». Открываешь дверь, заходишь вовнутрь и попадаешь в комнату с огромным, во всю стену, зеркалом. Ты подходишь ближе и рассматриваешь свое отражение. У тебя есть желание, исполнение которого зависит только от тебя. Может быть, оно связано с каким-либо делом или приобретением, достижением, победой, может быть тебе хочется обрести какое-либо качество или чему-то научиться. Сформулируй свое желание и мысленно произнеси его. Посмотри на свое отражение и сумей увидеть в человеке, стоящем напротив, силы и возможности для исполнения этого желания.

Ты выходишь из первой комнаты и опять возвращаешься в зал. Ты направляешься к следующей двери и читаешь, что на ней написано. Надпись гласит: «Другие люди». Ты с интересом открываешь дверь и вступаешь в затемненный пустой зрительный зал. Пройди и займи любое место, которое тебе угодно. Ты садишься, и в ту же минуту экран перед тобой начинает мерцать и на нем появляется изображение. Перед тобой на экране появляются лица знакомых тебе людей. Среди них твои родные и близкие, друзья, те, с кем ты учишься и проводишь время. Может, среди них есть люди, от которых зависит твое благополучие и душевный комфорт. У тебя есть желание, исполнение которого зависит от другого человека или других людей. Представь себе их лица, посмотри на них и произнеси мысленно свое желание. Постарайся, чтобы оно было конкретным и лаконичным. Только одно желание. Как только это произойдет, изображение на экране погаснет. Ты встаешь со своего кресла и выходишь из зрительного зала.

 На следующей двери тоже есть табличка: «Удача». Открой дверь и войди внутрь. Перед тобою просторное помещение с большим бассейном. Прозрачная вода плещется прямо у твоих ног. В бассейне плавает золотая рыбка. Она подплывает к тебе, плавает совсем близко. У тебя есть желание, которое зависит от везения. В чем бы тебе хотелось поймать удачу за хвост? Ты наклоняешься поближе к воде и произносишь свое желание. Только одно желание. Как только это произошло, рыбка тотчас ушла на дно и скрылась из виду. А ты опять возвращаешься в зал.

       Осталась только одна дверь. Ты подходишь к ней и читаешь надпись: «Вселенная». Ты распахиваешь дверь и оказываешься на балконе. Где-то внизу под тобой плещется море, над головой – звездное ночное небо. Прохладный морской ветер обдувает твое лицо, и кажется, что ты паришь над черной бездной. Перед тобой бескрайний вечный Космос. У тебя есть желание, исполнение которого всецело зависит от Вселенной. Это большая и заветная мечта. Подними глаза к звездам и произнеси свое желание. Только одно желание. Ветер подхватывает твои слова и уносит их вдаль. А ты возвращаешься в зал на счёт три. Один, два, три…

Ведущий тренинга: у всех получилось сконцентрироваться на своих желаниях и мыслях? Расскажите о своих эмоциях.

Упражнение «Открытка пожеланий себе».

Ведущий тренинга: мне хотелось бы вас познакомить с ещё одним способом снятия напряжения при выполнении упражнения, которое называется «Открытка пожеланий себе». Эта открытка будет адресована вами себе, и выполнена она будет при помощи техники «айрис-фолдинг». Немного расскажу о технике, а затем познакомлю с инструкцией упражнения.

Техника «айрис-фолдинг» уходит корнями в Голландию, где местные жители с помощью цветной бумаги и картона научились создавать объемные работы со спиральным изображением. Изделия были схожи с диафрагмой фотоаппаратов, используемых в те годы, и отчасти напоминали радужную оболочку глаза.

Поэтому и возникло название Iris Folding. Что в переводе обозначает – «радужное складывание глаза». Суть работы сводилась к подбору нескольких гармонично сочетающихся цветов бумаги и выкладке их под углом в последовательности, соответствующей шаблону.

Ведущий тренинга: инструкция - перед вами лежат заготовки открытки из картона, цветные полоски бумаги, ножницы, клей, элементы декора, схемы для выкладывания рисунка по номерам. (Ведущий тренинга совместно с участниками выполняют открытки, демонстрируя им как данное упражнение правильно выполнять).

После того как у вас получится открытка вам нужно написать себе пожелание на заготовленных заранее листочках и вклеить их в открытку. Пожелания могут быть самые разные, будьте искренни сами с собой.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Ведущий тренинга: к сожалению наше занятие подошло к концу. Каждый педагог в душе немного психолог. Скажите, применяете ли вы в своей педагогической деятельности психологические приёмы.

Прошу вас высказать своё мнение о представленных способах снятия эмоционального напряжения, которые более приемлемы для вас? Какие будете применять в дальнейшем? Какие способы вы используете.

В завершении нашего занятия хочу вам раздать буклеты с рекомендациями по снятию эмоционального напряжения.

Благодарю всех за работу. Предлагаю всем улыбнуться и поаплодировать друг другу.