Церковные христианские символы
Фролова Татьяна Дмитриевна, учитель
Ярославль
2025
Церковные христианские символы
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Вступление с 3
Использование христианских символов в религии,
повседневной жизни христианина, культуре и искусстве. с 3
Актуальность темы с 3
Символика православного храма с 4
Символика в православных иконах,
значение цвета, круг символов с 5
Заключение с 8
Библиография с 9
Церковные христианские символы
Вступление
Использование христианских символов в религии, повседневной жизни христианина, культуре и искусстве.
Читая книгу, смотря фильм, присутствуя на спектакле и даже работая за компьютером, мы не всегда отдаем себе отчет, что наш мир насыщен разнообразными символами, в том числе и христианскими. Глядя на эмблему Apple в виде надкушенного яблока, не каждый человек вспомнит библейский сюжет о грехопадении Адама и Евы. Рассматривая картину, на которой изображен подсолнух, мало кто подумает об образе христианина, который всегда действует по заповедям Бога подобно тому, как цветок подсолнуха всегда обращает свой раскрытый венчик к Солнцу. Героиня книги «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго Эсмеральда в одноименном фильме предстает перед нами с козочкой, что дает нам отсылку к тому, что девушка не является христианкой. Змеи, кони, цветы, орудия труда, пшеничные зерна, орехи – всё это может показаться ничего не значащими деталями в то время, как это могут быть ключевые символы, через которые художник или режиссер общаются с нами, символы эти несут в себе какой-то иной, неочевидный смысл, от понимания которого зависит интерпретация художественного произведения.
Множество христианской символики мы видим при посещении церкви, общении с иконами и настенными росписями, службы, которая происходит в православном храме, при участии в различных обрядах и христианских праздниках (Пасха, Рождество, Крещение, Венчание и др.) Конечно, возникает много вопросов.
Как ответить на эти вопросы? Безусловно, нам поможет чтение текстов Библии, статей искусствоведов, исследователей иконописи, древнерусской архитектуры, обращение к книгам по истории искусства, изданиям энциклопедического характера.
Актуальность темы
Тема важна для учителей, школьников, их родителей, других читателей, она актуальна, ибо так или иначе, и вся современная культура, и искусство прошлых эпох практически две тысячи лет неразрывно связаны с Библией, которая прямо или косвенно цитируется в художественных произведениях разных видов искусств, красной нитью проходит сквозь образы главных и второстепенных героев (Раскольников, Князь Мышкин, Юрий Живаго и др.) А значит, понять эти послания нам через века и годы мы сможем лишь в том случае, если попытаемся осознать возникающие в искусстве и жизни символы. Обратимся к некоторым из них, наиболее часто встречающимся.
Символика православного храма
Понимание христианской символики невозможно без церкви. Православный храм – это сложный, многогранный символ. Храм, созданный руками зодчих, расписанный фресками, убранный иконами, напоминает корабль, Ноев ковчег, спасающий от мирских бед, образ Мира, Вселенной. Камни в его стенах символизируют праведных христиан, на которых держится церковь Христова. Рассматривая рукотворное убранство храма, погружаясь в церковные службы, обряды, верующий должен думать о высшем, приобщиться к Божественной жизни. Середина храма так и называется кораблем. Четыре стены – это все народы, ждущие спасения, приходящие с четырех сторон. Стены храма несут в себе и повествование о событиях Святого Писания, о мучениках, святых, проповедниках христианской веры. Алтарь, главная святая святых храма – в восточной части храма. Восток – это напоминание о Рае, Эдемском саду, откуда были изгнаны Адам и Ева. Алтарь – это святой жертвенник, внутри которого совершается таинство претворения хлеба и вина в кровь и тело Христово, символ Рая. Между Алтарем и центральной частью храма – иконостас, который тоже очень символичен, состоит из нескольких рядов икон, показывает жизнь ветхозаветной и новозаветной Церкви, Христа, Богородицы, святых, христианские праздники.
Западная сторона храма символизирует ад и страну мёртвых. Внутри или снаружи здесь захоранивали умерших. В этой части храма изображали события Страшного суда, сцены пророчеств, греховной земной жизни Притвор, находящийся в западной части храма, символизирует мир, лежащий во грехе, и ад. На северной и южной сторонах храма располагаются изображения важных событий церковной истории. Средняя часть храма символизирует мир обновлённый, в куполе перед нами предстает Христос Вседержитель. Купол является подобием неба, он поддерживается четырьмя столпами, на которых изображены проповедники учения Божьего. Кроме того, четыре столпа – это четверо апостолов, учеников Христа, несущих миру Святое писание.
Храм, его части ассоциируют и с человеком. Есть тело храма, есть «шея» -барабан, на котором держится глава – маковка, метафора молитвы в архитектуре, повторяющая по форме свет свечи, которая сама по себе тоже символ и человеческой скоротечной жизни, и очищающего огня.
Количество маковок – куполов храма - тоже символично. Одна маковка на церкви символизирует Единство Бога, две – две ипостаси Христа как Бога и человека, три главы – отсылка к Святой Троице, четыре главы – четыре Евангелия, пять куполов – Христос и четыре апостола, семь – семь даров Святого Духа, девять – девять чинов Ангелов и Праведников, 13- Иисус и 12 учеников, 25 глав – похвала Пресвятой Богородице, 33- количество лет жизни Христа. В домонгольский период главы имели шлемовидную форму. Главы храма окрашены в разные цвета, это тоже неслучайно. Золотой цвет имеют купола храмов, посвященных Иисусу Христу. Примером может быть Храм Христа Спасителя в Москве. Богородице бывают посвящены храмы с голубыми, синими куполами, украшенными звездами. (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Королёв). Зеленого цвета – купола церквей, посвященных Святой Троице (Храм Живоначальной Троицы в Москве). У храмов, посвященных святым, купола серебристого цвета (Собор Святой Софии в Вологде). Купола черного цвета встречаются у монастырских храмов (Успенский кафедральный собор в Туле). Многоцветные купола – метафора красоты Небесного Иерусалима (Москва, Собор Василия Блаженного).
Символика в православных иконах, значение цвета, круг символов
У икон - богатая цветовая гамма, в которой нет места серому цвету. Серый цвет получается в результате смешения черного и белого, символизирующих единство добра и зла.
Цвета на иконах глубоко символичны. Символика цвета была взята русскими иконописцами у византийских художников, хотя абсолютного совпадения нет. Золотой фон на иконах – это представление о присутствии Бога в нашей жизни, сияние его славы. Золотой - это божественный свет, благодать Божья. Мы видим золотой оттенок в нимбах святых, одеяниях Богородицы, архангелов, Спасителя. Золотым может быть не только фон, но и драгоценный оклад иконы.
Белый на иконах символизирует невинность, чистоту. Красный-цвет Христовой жертвы и пролитой святой крови Христа и мучеников за веру, цвет торжества вечной жизни.
Одеяние - хитон Христа окрашен красно-коричневой краской, что символизирует земную, человеческую природу Спасителя.
Одежды Бога Отца написаны пурпурным цветом, символизирующим высшее величие и царскую власть.
Цвет Богородицы - прозрачный, голубой, синий, цвет неба, иного мира, мафорий Марии – красного цвета, что символизирует мысль о том, что Богородица – носитель, сосуд для Божьего Сына, которому предречено стать великой Жертвой.
Рыба (ихтис) – самый первый христианский символ, основан на древней греческой монограмме имени Иисуса Христа (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Читая Новый Завет, мы узнаем, что многие ученики Иисуса были рыбаками, вспоминаем трапезу Иисуса и его учеников на Тивериадском озере. Первые христиане, чтобы узнать друг друга, носили не кресты, а рыбок из камня и перламутра. Христос говорит о рыбах в притчах, умножает их количество, чтобы дать пищу голодным. Ловцы людей (рыб) - апостолы. Кроме того, учение ранних христиан было опасным, преследовалось. Чтобы понять, что перед человеком единоверец, христианин рисовал дугу и ждал, дорисует ли вторую дугу собеседник. Если он дорисовывал дугообразно рыбку, оба понимали, что могут безопасно беседовать о Христе. Именно хлебами и рыбой кормил людей Спаситель, творя чудеса. Крещение будущего христианина также происходит в водной стихии.
Крест – изображение Распятия Иисуса, главный символ христианской религии, имеющий дохристианскую историю. В 5-6 веках Христос изображался на кресте живым, воскресшим, в одеждах, увенчанным короной. Позднее, с 7 века, мы видим Христа на кресте умершим, на его голове – терновый венец, который также символичен, это метафора страданий Иисуса. Восьмиконечный крест наиболее распространен в России, он повторяет форму креста, на котором был распят Христос.
На иконах и фресках головы Святых обрамлены нимбами. Нимб – символ святости, сияние божественного Света. Крестчатый нимб – указание на Крестную жертву Христа.
Мандорла – важный символ - сияние в форме миндаля, которое символизирует славу Христа и Богородицы.
Символичны на иконах и жесты, например, благословляющая десница. Рука, прижатая к груди, означает глубокое сопереживание. Праведники на иконах изображаются с жестом открытой ладони, символизирующим бесхитростность и искренность. Часто Богоматерь предстает перед нами с руками, поднятыми вверх. Это знак усиленной молитвы. Руки, которые на изображении прижаты к щекам, означают горе или глубокую печаль. Три звезды на одеянии Марии – знак её непорочности. Руки, вытянутые вперед, означают просьбу.
Пейзаж на иконах весьма условен, но тоже символичен. Изображение горы напоминает нам о духовном восхождении. Архитектурные детали условны, это свидетельствует о том, что происходящее – вне земной логики, подчинено логике иного мира. Дом – символ рукотворного мира. Дуб – древо жизни и познания. Два-три дерева могут означать на иконе лес. Изображение события перед пещерой означает, что событие происходит внутри неё. Лестница – стремление к духовному совершенствованию, к божественному началу. Луч с небес – благодать Бога.
Встречаются на иконах изображения птиц. Голубь с ветвью в клюве – милость Бога. Пеликан – символ любви к детям.
Символичны и изображенные на иконах предметы. Посох – символ посланника от Бога. Трубы в руках ангелов – отсылка к Страшному суду.
Копье в руках святого – победа над темными силами. Указующий перст с неба или десница символизирует божий промысел. Свиток в руке – учение, проповедь, высшее знание. Виноградная лоза с кистью ягод – символ церкви и евхаристия. Книга символизирует знание, Евангелие. Стрелы грома – гнев Божий. Якорь – аллегория Веры, которая спасает верующего в бурном море жизни, как и корабль – спасение с помощью Веры.
На иконах изображаются и символы евангелистов: Марк – лев, Матфей – Ангел, Иоанн – орёл, Лука – телец.
Рассмотрим также образ ягненка (агнца). Агнец - это и символ ветхозаветной жертвы, которую принес Богу Авель, и жертва Авраама, и воплощенная еврейская традиция пасхального блюда из жертвенного барашка, кроме того, возникает отсылка к образу Иоанна Крестителя, который наречет Иисуса именно агнцем, которому предстоит взять на себя грехи мира и стать священной жертвой.
Добрый пастырь - символическое изображение Иисуса Христа, пастырь- пастух. Как пастух управляет стадом овец, так мудрый Учитель пестует своих учеников. Очень часто изображение доброго пастыря можно было встретить как в древних римских катакомбах, так и на чашах причастия. Это одно из первых изображений Христа в раннехристианском искусстве. Из-за сходства с изображениями языческих божеств живописный сюжет не вызывал подозрений в эпоху гонений на христиан.
Святой Грааль – чаша Христа с Тайной вечери, в которую будет собрана кровь распятого Спасителя.
Хлеб – тело Христа.
Вино – кровь Христова.
Как символ Христа изображается и алая роза с острыми шипами, символизирующими страдания Иисуса.
Хризма – символ на основе монограммы имени Христа. Встречается хризма в православных храмах, в мозаиках, на поверхности саркофагов.
Заключение
Безусловно, мир церковных символов огромен, их очень много, в рамках данной работы мы не можем их охватить, как и все те смыслы, которые могут перед нами раскрываться. Полученная информация будит интерес к данной теме, расширяет кругозор и позволяет более полно воспринять красоту и духовный смысл православного храма, фрески, иконы. Они становятся понятнее и ближе. Очень важно не извлекать символы из единого пространства храма, иконы, фрески, а воспринимать их в общем контексте, так как храм – это синтез архитектуры, живописи, музыки, света горящих свечей, аромата ладана, куда приходит человек в горе и в радости, в особом состоянии духа, особым образом ведет себя и относится с уважением к чувствам других прихожан. Тема очень тонкая, важная, требующая продолжения исследования. Хочется закончить строчками стихотворения В.Я.Брюсова:
Церкви, великие грани,
Голос ваш радостно строг!
В мире размеренных зданий
Смотрите вы на Восток.
Цепью застывших строений
Скованы думы и сны.
В городе вы – словно тени
Тихо встающей весны.
(Брюсов В.Я. Церкви, великие грани…)
Библиография
Алпатов М.В. Андрей Рублёв: альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1972.
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись: альбом. М.: Искусство, 1974. Алпатов М.В. Феофан Грек. – М.: Изобразительное искусство, 1990.
Брюсов В.Я. Церкви, великие грани…// https:rusneb.ru – с.175
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.,1996.
Любимов Л.Д. История мирового искусства: Древний мир, Древняя Русь, Западная Европа. М., 2007
Мазикина Л. Подсолнух – хорошо, орехи – плохо. Что означают христианские символы в живописи, литературе и кино. https://kulturologia.ru/blogs/071019/44351/
Уваров А.С. Христианская символика Часть 1 Символика древнехристианского периода. https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/hristianskaja-simvolika/5
Христианская символика (статья) https://ru.wikipedia.org